Десятичная система управления

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем, однако, десятичная система уступает место дворцово-вотчинной.

Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.

Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории:

княжеского дворца;

боярской вотчины.

Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.

Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.

Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.

Княжеские должностные лица: воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.

Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях.

Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.

Система дворцового управления:

дворец – управлялся дворецким (дворским);

ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.

Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».

Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.

Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.

Назначение наместником – «пожалование». Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.

В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба. Изба ведала судом и финансами.

Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).

Кормление – это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.

Кормление получали наместники в городах или волостях.

Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.

Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм состоял из:

«въезжего корма» (при въезде наместника на кормление);

периодического (на Рождество, Пасху, Петров день);

пошлин торговых (с иногородних купцов);

судебных брачных («выводной кузницы»).

За превышение таксы полагалось наказание.

В период образования единого государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать. Появились уставные грамоты – Двинская 1397 г. и Белозерская 1488 г. – которые ограничили власть кормленщиков тяглым населением.

Десятичная, или численная система управления-системауправления, первоначально существовавшая в Древнерусском государстве. Своим возникновением обязана военной организации, была подчинена задаче комплектования народного ополчения. Начальники воинских подразделений (десятские, сотские, тысяцкие) стали руководителями более или менее крупных административных звеньев государства. Тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем десятичная или численная система управления уступила место дворцово-вотчинной.

Местное управление находилось в руках наместников и волостелей. Волостель — высший представитель древнерусской областной администрации.

Наместники и волостели из бояр и детей боярских получали доход с управляемого населения. Наместник сидел на кормлении в городе, волостель — в волости. Наместник судил городских и посадских людей, а также детей боярских, волостель — волостных, черных людей.

Кормления, дававшиеся служилым людям — награда за военную службу. Посаженные на кормление в волость волостели обязывались уплачивать в княжескую казну определенный процент с волостного дохода. Кормленщики назначались обыкновенно на срок.

Наместники и волостели держали для суда своих тиунов, которые были их холопами. Кроме тиунов, у волостелей были доводчики, праветчики, пошлинники, пристава, недельщики, дьяки.

Волостели постепенно исчезают к началу XVII века, благодаря реформам Ивана Грозного и распространению с начала XVII века воеводского управления.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом.

Десятичная система в группировании населения и территориальном делении существовала среди многих народов, включая англо саксонские. Она, вероятно, возникала в связи с примитивной военной организацией. В кампании, привлекавшей к совместным действиям много кланов и несколько племен, она оказывалась предпочтительней с военной точки зрения, поскольку предполагала разделение армии на отряды, равные по составу. При таком порядке задача планирования и проведения военных операций намного облегчалась. Более того, чтобы проще проводить военную мобилизацию, целесообразно было сохранять разделение живой силы на десятичные отряды и в мирное время. Затем такие десятичные подразделения стали и территориальными делениями, что было удобно для взимания налогов.

В киевский период в каждом главном городе, то есть, в каждой столице княжества, был тысяцкий. Обычно это положение занимал кто- то из влиятельных бояр, и постепенно среди них возникла тенденция сделать эту должность передающейся по наследству. Так, при Ярославе тысяцким в Киеве сначала был Вышата, а затем его сын Ян. В общее правило это, однако, возведено не было, и системе наследования должности не удалось пустить прочные корни в Киевской Руси.

Хотя тысяцкий и получал должность от князя, он всегда считался командующим городским ополчением («тысячей»), которое противопоставлялось княжеской свите. В некоторых случаях он выступал от лица народа, выражая несогласие с князем. К примеру, когда князь Всеволод II Киевский, который принадлежал к ветви Ольговичей в киевской княжеской семье, намеревался завещать киевский стол своему брату, тысяцкий Глеб выразил протест от лица киевлян в том, что последние не хотят, чтобы дом Ольговичей оставался у власти, и настоял, чтобы их следующим правителем стал Мономашич, наследовавший Всеволоду после его смерти (1146 г.)

Если тысяцкий пренебрегал мнением народа, горожане призывали его к ответственности за действия, направленные против их интересов, и в некоторых случаях выражали свое недовольство достаточно сильно. Во время киевского восстания 1113 г. простой народ разграбил дом тысяцкого. Между прочим, в тот раз были разграблены и дома сотских, и это указывает на то, что бунтовщики считали их доверенными лицами тысяцкого.

С развитием феодализма десятичную систему управления сменяет дворцово-вотчинная (воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и пр. княжеские должностные лица).

низший агент сельской полиции. Возникновение С. и десятских (см.) относится еще ко временам допетровским, и первоначально эти должности существовали в силу обычая, без всякого законодательного определения. С течением времени обязанности С. и десятских были точно установлены законом: по общему учреждению земской полиции 1837 г., для исполнении приказаний станового пристава и непосредственного надзора за благочинием находятся в селениях С. и подведомственные им десятские, первые имеют в своем ведении от 100—200, а последние от 10—30 сельских обывательских дворов. В заштатных городах, посадах и местечках, состоящих на городском положении, если в них не имелось особой городской полиции, также имелись С. и десятские и, кроме того, пятисотские и тысяцкие. С. и десятские в селениях выбирались крестьянами из своей среды на основании устава о службе по выборам; кроме того, на эти должности могли назначаться и отставные нижние чины по взаимному согласно и условиям, заключаемым с обществами или управлениями, от которых зависело назначение им содержания. С., будучи непосредственно подчинены становому приставу, а десятские — сотским, являлись исполнителями как распоряжений земского суда, так и приказаний исправника и станового пристава; они наблюдали за сохранением благочиния, общего, спокойствия безопасности и порядка; круг ведомства их, весьма обширный, был подробно определен в наказе чинам и служителям земской полиции. Значение С. и десятских в селениях значительно изменилось с введением крестьянской реформы 1861 г. (когда на волостных старшин и сельских старост были возложены полицейские функции) и с учреждением должности полицейских урядников; но предъявляемые к ним законом требования остались неизменными, и действующим законодательством на них возлагается исполнение обязанностей по всем отраслям обширной деятельности полиции. С. суть нижние чины полиции, в заведовании которых находятся определенные участки стана, называемые сотнями; надзор за действиями С. и десятских на местах и их руководство принадлежит урядникам. С. наблюдают за порядком во время богослужения в церквах, за совращением православных в иную веру; С. и десятские наблюдают за чистотой в селениях, за чистотой воды в речках, за принятием противопожарных мер, за порядком во время торгов, базаров, за продажей доброкачественных продуктов, за производством торговли с надлежащими свидетельствами и т. д.; они доносят становому приставу о подкинутых детях, о сумасшедших, о найденном мертвом теле, о появлении воров, разбойников и о всяком чрезвычайном происшествии. Определение и увольнение С. и десятских, удаление их от должности и предание суду предоставлено уездному полицейскому управлению. Самое же избрание С. и десятских по закону возложено на сельские сходы, которые ежегодно должны избирать, из «достаточных и неподозрительных» крестьян, С. от каждых 100 и десятских от каждых 10 дворов крестьянского населения. Исполнение должности С. и десятских есть натуральная мирская повинность, от которой невозможно отказаться. В виде исключения, закон дозволяет сельским обществам наем С. и десятских из благонадежных отставных и отпускных военных чинов, по особым условиям, утвержденным становым приставом. По разъяснениям сената, С. не есть должностное лицо сельского или волостного крестьянского управления, и должность С. замещается, не стесняясь правилами общего положения о порядке назначения и увольнения должностных лиц крестьянского управления. В некоторых случаях С. и десятские довольствуются содержанием не из мирских сумм, но из посторонних источников: так, средства к тому доставляются купцами и мещанами, живущими в сельских обществах, городами, смежными с селениями, мещанскими и еврейскими обществами, особенно в западных губерниях в черте еврейской оседлости, и наконец, частными владельцами, живущими вблизи селений. Ввиду того, что должности С. и десятских являются тяжелой натуральной повинностью, особенно С., некоторые сельские общества освобождают избранных на эти должности лиц от исполнения различных местных повинностей, как натуральных, так и денежных, и иногда всех повинностей, иногда лишь некоторых. По собранным министерством внутренних дел в 1888 г. сведениям («Временник центрального статистического комитета», № 9), число С. в 46 губерниях Европейской России (т. е., не считая 3 прибалтийских губерний и области Войска Донского) равняется 59021 и на 1 С. приходится 156,5 дворов и 488,4 наличных душ; число десятских 343549 и на 1 десятского приходится 26,9 дворов и 83,4 наличных душ; всего уплачено содержания С. и десятским 1366 тыс. руб. (в том числе на С. 882 тыс. руб.). Из общего числа С. оказывается служащих безвозмездно 59,6%; среднее содержание в год одному С., получающему таковое, 37,02 руб.; число С. грамотных равняется всего 18,1% общего числа. Десятских, служащих безвозмездно, всего 92,3% общего числа, среднее содержание в год одному десятскому — 18,25 руб.; число десятских грамотных — 13% общего числа десятских.

(дополнение к статье)

На основании закона 5 мая 1903 г. об учреждении уездной полицейской стражи, в тех губерниях, где введена эта стража, должность С. упраздняется. К 1 января 1906 г. она упразднена в 50 губерниях Европейской России (см.).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. сотский — СОТСКИЙ, ого, м. В царской России: крестьянин, выбиравшийся сельским сходом для выполнения общественных обязанностей, надзора за порядком. Толковый словарь Ожегова
  2. сотский — орф. сотский, -ого Орфографический словарь Лопатина
  3. сотский — СОТСКИЙ -ого; м. Устар. 1. = Сотник (1 зн.). 2. Выборный староста от сотни (7 зн.). 3. В России до 1903 г.: крестьянин, выбиравшийся сельским сходом для надзора за порядком, выполнения различных общественных обязанностей (с 1903 г. заменён назначавшимся стражником). Толковый словарь Кузнецова
  4. сотский — В России выборное (обычно от 100 дворов) должностное лицо от городского посадского населения (XVi- XVIII вв.), государственных крестьян (кон. XVIII в. — 1861 г.) и всех категорий крестьян после реформы 1861 г. для выполнения общественных, а также полицейских обязанностей. Большой юридический словарь
  5. СОТСКИЙ — см. СОТНИЦЫН Словарь русских фамилий
  6. сотский — -ого, м. 1. Выборный староста от сотни (в 6 знач.) в Русском государстве 12—17 вв. 2. В дореволюционной России: выборный из крестьян низший чин сельской полиции, который в 1903 г. был заменен стражником, поступавшим на службу по свободному найму. Малый академический словарь
  7. сотский — С’ОТСКИЙ, сотского, ·муж. 1. Низшее должностное лицо сельской полиции, избиравшееся сельским сходом (·дорев. ). 2. В Московской Руси — местный выборный староста от сотни (см. сотня в 5 ·знач.; ·ист. ). Толковый словарь Ушакова
  8. СОТСКИЙ — СОТСКИЙ — в России выборное (обычно от ста дворов) должностное лицо от городского посадского населения (16-18 вв.) — государственных крестьян (кон. 18 в. — 1861) и всех категорий крестьян после реформы 1861 для выполнения каких-либо общественных, а также полицейских обязанностей. Большой энциклопедический словарь
  9. Сотский — Низший чин сельской полиции в дореволюционной России. Существовал с 16—17 вв. Официально учрежден по «Положению о земской полиции» 1837 как ближайший исполнитель распоряжений станового пристава (См. Становой пристав). Большая советская энциклопедия
  10. сотский — сотский м. 1. Начальник сотни сотня II 1. 2. Выборный староста (на Руси XV — XVII вв.). 3. Низшее должностное лицо сельской полиции, избиравшееся сельским сходом (в Российском государстве до 1917 г.). Толковый словарь Ефремовой
  11. сотский — СОТСКИЙ, см. сотня. Также см. сотня Толковый словарь Даля
  12. сотский — Сотский, сотские, сотского, сотских, сотскому, сотским, сотского, сотских, сотским, сотскими, сотском, сотских Грамматический словарь Зализняка
  13. сотский — Со́т/ск/ий, -ого. Морфемно-орфографический словарь
  14. сотский — сущ., кол-во синонимов: 3 лицо 135 начальник 106 староста 17 Словарь синонимов русского языка


Добавить комментарий