Деятельность военной прокуратуры

В соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» военная прокуратура является неотъемлемой частью единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры.

Структуру военной прокуратуры составляют:

v Главная военная прокуратура;

v прокуратуры –

— военных округов,

— групп войск,

— флотов;

v прокуратура Ракетных войск стратегического назначения;

v прокуратура Федеральной пограничной службы РФ;

v прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;

v прокуратуры –

— гарнизонов,

— объединений,

— соединений,

приравненные к прокуратурам городов и районов.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор. Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генеральный прокурор РФ.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в –

Вооруженных Силах РФ,

других войсках,

воинских формированиях,

созданных в соответствии с федеральными законами.

Военная прокуратура организована и действует на тех же принципах, что и все органы прокуратуры.

Военная прокуратура имеет такую же правовую основу, что и другие органы прокуратуры. Вместе с тем, в своей деятельности военные прокуроры руководствуются также военным законодательством.

Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:

v надзор за исполнением законов, воинских уставов, других актов военного законодательства РФ

— всеми органами военного управления,

— воинскими частями,

— учреждениями,

— военно-учебными заведениями,

— предприятиями,

— организациями,

— командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил РФ,

— всеми военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными,

— военными строителями,

— другими лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве РФ,

— рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ при выполнении ими обязанностей по службе;

v надзор за исполнением законов органами дознания, действующими в Вооруженных Силах РФ, следователями военных прокуратур, органами дознания и следователями органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных военным судам;

v надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих и других граждан, имеющих отношение к Вооруженным Силам РФ;

v надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных судах;

v надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, военных строителей, в дисциплинарных частях, при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными судами.

Военная прокуратура осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, подсудных военным судам, в соответствии с полномочиями, предоставленными УПК РФ.

Военная прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов, функционирующих в войсках.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством РФ. Военные прокуроры также вправе:

v участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, и служебных совещаниях органов военного управления;

v назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

v требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск, органами и учреждениями внутренних дел;

v немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.

На должности военных прокуроров и следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву и отвечающие требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица. Заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном законом. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору РФ.

Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и льготами, установленными Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих».

Призыв и поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры, их увольнение в запас и отставку производят по представлению Главного военного прокурора.

Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры.

На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство РФ, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.

Контрольные вопросы по теме:

1. Охарактеризуйте современную структуру органов прокуратуры РФ.

2. Укажите, на каких правовых принципах строится работа прокуратуры.

3. Каковы основные направления деятельности органов прокуратуры?

4. Что такое прокурорский надзор?

5. Какими полномочиями обладают прокуроры при осуществлении общего надзора?

6. В чем заключается участие прокурора при рассмотрении дел в суде?

7. Каков предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание? Каковы полномочия прокурора при осуществлении данного вида надзора?

8. Назовите основные акты прокурорского надзора при установлении им нарушения закона.

9. Укажите основные полномочия прокурора при осуществлении им надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.

10. Какова организация и полномочия военной прокуратуры?

11. Какие требования предъявляются к работникам прокуратуры и кандидатам на должность прокурора?

12. В каком случае прокурор может быть освобожден от занимаемой должности?

Военные прокуратуры. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, приравненные к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, проокурорско – следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств, не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генпрокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры штатов осуществляются Генпрокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооружённых Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.

Органы военной прокуратуры РФ –Главный военный прокурор заместитель Ген.Прокурора, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитании кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издаёт приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Финансирование органов военной прокуратуры осуществляется Министерством обороны РФ за счёт выделяемых для этих целей средств федерального бюджета. Материально – техническое обеспечение органов военной прокуратуры , выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов снабжения и довольствия производятся Министерством обороны РФ и другими войсками и воинскими формированиями по установленным нормам. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется военными частями.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.


Структуру Главной военной прокуратурысоставляют управления, отделы (самостоятельные или в составе управлений), канцелярия и приёмная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приёмной – помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров – криминалистов и прокуроров – криминалистов, а также следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.

В главной военной прокуратуре образуется Коллегия в составе главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав Коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

На военную прокуратуру возлагаются следующие полномочия:

1. Надзор за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений. Организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооружённых Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ и т.д.;

2. Надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам в материалах о преступлениях , совершённых военнослужащими , а также гражданами , проводящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований;


3. Уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершённых военнослужащими, а также гражданами, проходящим военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил РФ.

Главный военный прокурор и подчинённые ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции следующие полномочия и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления:

· участвуют в заседаниях коллегий, военных советах, служебных совещаниях, органов военного управления;

· назначают вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления , где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

· имеют право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного на них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

· проверяют законность содержания осуждённых, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах, а также немедленно принимают меры по освобождению незаконно содержащихся там лиц;

· требуют обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключённых под стражу.

Осуществляя надзор от имени государства за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности, устранение ее нарушений и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.

На прокуратуру возложена функция надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура Российской Федерации занимает в системе государственной власти особое место. В организационном и функциональном отношении она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» основными направлениями деятельности органов военной прокуратуры являются:

  • — надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями и организациями, военно-учебными заведениями, предприятиями, командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (далее — органы военного управления);
  • — надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ор-ганами военного управления;
  • — надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях;
  • — надзор за исполнением законов федеральными органами безопасности;
  • — участие в рассмотрении дел судами.

На военную прокуратуру также возложено производство предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным законом к ее компетенции.

Следователи военной прокуратуры расследуют уголовные дела:

  • 1) о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы;
  • 2) о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Военные прокуроры при осуществлении возложенных на них функций надзора за исполнением законов вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных воинских частей, учреждений и органов представления необходимых документов, материалов и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Исполняя возложенные на них функции в этой сфере надзора, помимо перечисленных полномочий, военные прокуроры могут рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в случае установления факта нарушения законов органами и должностными лицами вносить представления об устранении нарушений, приносить протесты на противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными. При наличии соответствующих оснований военный прокурор также вправе возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия на стадии досудебного производства военные прокуроры проверяют исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; дают согласие на возбуждение уголовного дела либо лично возбуждают уголовные дела; дают согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отменяют незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; продлевают срок предварительного расследования и выполняют иные предусмотренные законом процессуальные действия.

В ходе судебного производства по уголовному делу военный прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности органами обеспечения безопасности государства в соответствии с законом осуществляется военными прокурорами, уполномоченными на то Генеральным прокурором Российской Федерации и Главным военным прокурором. При осуществлении надзора уполномоченные военные прокуроры имеют право: давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения; опротестовывать незаконные или необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных сотрудников, допустивших нарушение закона, от ведения оперативных проверок и т. п.

В отличие от территориального принципа, характерного для размещения общегражданских правоохранительных органов, военные прокуроры на всем протяжении своей истории всегда находились там, где дислоцируются войска, их структура и штаты полностью соответствуют структуре и дислокации войск, что позволяет эффективно и с минимальными для государства затратами решать вопросы обеспечения законности и борьбы с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Военные прокуроры и следователи выполняют свои обязанности в тех же условиях, в которых действуют Вооруженные Силы и другие войска, что предопределяет их профессиональную компетентность, мобильность, постоянную готовность действовать в экстремальных ситуациях как в самом центре России, так и в регионах с тяжелыми климатическими условиями, во время выполнения интернационального долга в Афганистане и при проведении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе, в странах ближнего и дальнего зарубежья, где российские военнослужащие выполняют миротворческие функции.

Ухудшение криминогенной ситуации в государстве, всплеск экономической преступности и коррупции объективно обусловили возложение на прокуратуру, помимо уже имевшихся у нее функций, также и задачи координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Не вызывает сомнений, что координация усилий по борьбе с преступностью должна осуществляться не столько на ведомственном, сколько на государственном уровне. Но пока такой подход не выработан, эта работа возложена на прокуратуру.

Задачи военной прокуратуры

Система органов военной прокуратуры

1. Военная прокуратура является составной частью прокуратуры РФ и действует на основании общих принципов организации деятельности прокуратуры. Вместе с тем ее деятельности присущи определенные особенности, обусловленные принципами военного строительства:

ü централизацией;

ü единоначалием;

ü воинской дисциплиной;

ü организационной структурой ВС и других войск

ü характерные способы боевого применения войск и сил флота.

Военная прокуратура имеет трехзвенную систему и состоит из:

ü главной военной прокуратуры;

ü военных прокуратур военных округов (флотов);

ü военных прокуратур гарнизонов.

Военная прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных и военных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору РФ.

2.В соответствии с действующим законодательством задачами военной прокуратуры являютсяукрепление боеспособности и боевой готовности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, воинской дисциплины и установленного порядка несения воинской службы; охрана прав и свобод военнослужащих. Призванных на сборы граждан, членов их семей, гражданского персонала и других граждан; охрана прав и законных интересов воинских учреждений, военно-учебных заведений, и военных организаций.

3.Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим направлениям:

ü осуществляет надзор:

ü за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов. Соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военными комиссариатами. военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями;

ü за исключением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания, предварительное следствия в воинских частях, учреждениях, подразделениях Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Главного управления командующего внутренними войсками МВД, а в Федеральной службе безопасности только по делам и материалам в отношении военнослужащих, военнообязанных. Призванных на учебные и проверочные сборы, лиц гражданского персонала ВС и воинских формирований других министерств и ведомств, в связи с преступлениями, совершенными при исполнении служебных обязанностей.

ü производство предварительного следствия:

· по всем делам о преступлениях, совершенных военнослужащими;

· по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими;

· по делам о преступлениях призванных на сборы военнослужащих;

· по делам о преступлениях рабочих и служащих воинских частей. Предприятий, учреждений и организаций, совершенных по службе.

Добавить комментарий