Дифференциация социального обеспечения

Прожиточный минимум.

Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения установлена на уровне 7 263 рубля, для пенсионеров – 5 281 рубль, для детей – 6 432 рубля.

12. Дифференциация условий и норм социального обеспечения.

В широком смысле дифференциация «понимается как любая дискриминация (в позитивном смысле), зависящая от тех или иных условий и закрепленная в нормах». Дифференциация всегда имеет определенные цели, и это представляет собой установление законодателем различий при помощи прогнозируемых правовых средств.

Критерии дифференциации:

1) могут носить объективный характер — природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда;

2) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений — например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости.

Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения.

Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии — пенсии за выслугу лет.

К социально-значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма).

На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание в определенных регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

13. Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу пре доставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами, имеющими на них право.В зависимости от характера право реализации правоотношения принято разделять на : материальные, процедурные и процессуальные. Основу системы правоотношений составляют материальные правоотношения. Основные элементы материальных правоотношений:
Субъекты материальных правоотношений — это граждане и государственные органы, которые являются носителями прав и обязанностей.
Объектом данных правоотношений является определенное материальное благо, по поводу которого они возникают. В каждом конкретном случае — это определенный вид соци ального обеспечения (пенсия, пособие, протезирование и др.).

Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:

1) пенсионные; 2) по выплате пособий, социальных компенсаций; 3) по предоставлению социальных услуг.

Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального обеспечения.

Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии:

а) по старости; б) за выслугу лет или военной службы; в) по инвалидности; г) по случаю потери кормильца; д) социальной.

Все правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать по видам пособий и компенсаций и срокам их выплаты следующим образом: единовременного характера по выплате: 1) пособия при рождении ребенка; 2) пособия на погребение; 3) пособия нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения; 4) пособия беременной женщине, вставшей а ранние сроки беременности на учет в женской консультации; периодические по выплате: пособия по беременности и родам; пособия по временной нетрудоспособности; ежемесячные по выплате: 5) пособия пострадавшим от радиации; 6) пособий семьям на детей до 16-летнего возраста; 7) ежемесячного пособия за отпуск по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста; 8) пособий по безработице и другие.

Основания возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений- к ним относятся юридические факты, обладающие определенной спецификой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам. Применительно к данному виду правоотношений это такие события, как рождение человека или его смерть, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, потеря семьей кормильца, безработица, нуждаемость в постороннем уходе, достижение определенного возраста и т. д.

14. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.

Процедурные и процессуальные правоотношения носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования основных — материальных правоотношений.

Процедурные отношения связаны с установлением юридических фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о применении (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином действительного или предполагаемого права на социальное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение государственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд.

Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, граждане, а с другой стороны не только государственные органы, но и другие, например, администрация организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экспертный орган, в чью компетенцию входит установление инвалидности и другие.

Причем объектом этих правоотношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).

15. Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают: физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Среди физических лиц следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.

Семья является субъектом пенсионных правоотношений по случаю потери кормильца в рамках всех организационно-правовых форм социального обеспечения.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правосубъектностью, в содержании которой существует три структурных элемента:

1) правоспособность (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);

2) дееспособность (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);

3) деликтоспособность (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы. К их числу относятся:

1.органы министерства труда и социального развития;

2. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.);

3.государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;

4. органы службы занятости (по пособиям по безработице);

5. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);

6. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;

7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором);

8. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом).

16. Источники права социального обеспечения.

Под источниками ПСО принято понимать нормативно-правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения и регулирующие общественности отношения, составляющие предмет ПСО.

1 группа: нормы международных актов. К ним относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; Всеобщая декларация прав человека, Конвенция «О правах ребенка», нормы Конвенций МОТ (Например, Конвенция № 117 » Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.)), нормы актов, принятых на уровне Совета Европы (Европейская конвенция о социальном обеспечении), соглашений, заключаемых странами СНГ по вопросам социального обеспечения, («О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др). двусторонние и многосторонние договоры РФ

2 группа: законы РФ. Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст. 38); каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (ст. 46).

ФЗ:Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12. 2001.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001., Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12. 2001.

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995. и т.д.

К ист. ПСО относятся также и законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих лиц. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» от 29.12.2003.

3 группа: подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации»)

постановления Правительства РФ («Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»)

акты федеральных органов исполнительной власти (постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»)

4.Акты региональных органов власти, органов местного самоуправления,

5.Локальные акты

17. Право граждан на социальное обеспечение в Российской декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции РФ.

Статьей 22 Всеобщей декларации прав человека определено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Право на социальное обеспечение также означает, что общество несет ответственность за обеспечение основных прав для тех групп населения, которые находятся в неблагоприятном положении, и так называемых «уязвимых» групп. Всеобщей декларацией прав человека закреплено право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Главная » » Дифференциация социального обеспечения

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором


Вернуться назад на Социальная дифференциация

Обращает на себя внимание и тот факт, что нормы права социального обеспечения в одних случаях разрешают субъектам соответствующего уровня правового регулирования урегулировать за свой счет предоставление какого-либо блага по социальному обеспечению, а в других случаях обязывают их самостоятельно создать правовую норму, как правило, конкретизирующую норму, принятую на более высоком уровне. Это обязывание, «перекладывание» бремени нормотворчества тоже выгодно государству, т.к. чем ниже уровень правового регулирования, тем ближе правотворец к получателям благ по социальному обеспечению, тем эффективнее он урегулирует некоторые общественные отношения, тем лучше он учтет уровневые особенности причин нуждаемости и иные факторы, тем в конечном итоге действенней будут использованы (может быть даже сэкономлены) средства, направляемые на эти цели. Множественность уровней правового регулирования объясняется и тем, что в ПСО возможна и необходима дифференциация условий и норм социального обеспечения, в том числе и в связи с особенностями конкретной территории, отрасли экономики, предприятия. Эти особенности могут быть климатическими, экологическими и т.д.
Данный подход государства к полисистемности уровней правового регулирования социального обеспечения можно оценить как утилитарный, обоснованный объективной ограниченностью и «раздробленностью» распределяемых в целях социального обеспечения ресурсов.
Принцип дифференциации условий и норм социального обеспечения в зависимости от характера и продолжительности трудовой деятельности и размера страховых взносов работников. Этот принцип, сформулированный в таком общем виде, непосредственно вытекает из анализа правовых норм, регулирующих социальное обеспечение. В некоторых институтах права социального обеспечения он проявляется более отчетливо, в других — в меньшей степени.
Критерии дифференциации:
• могут носить объективный характер — природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда;
• либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений — например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.
В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости.
Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения.
Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии — пенсии за выслугу лет.
Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.
Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).
К социально-значимым факторам дифференциации относятся причины утраты нетрудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма).
На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства:

• возраст,
• состояние здоровья,
• семейное положение,
• наличие иждивенцев,
• многодетность,
• воспитание детей в неполной семье,
• проживание в определенных регионах,
• приобретение статуса безработного,
• пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Социальные отношения
Социальные принципы
Социальные факторы
Социальный контроль
Социальный статус
Социальный тип
Социальный человек


| | Вверх

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств

Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер — это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. было закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты. В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.). К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума

Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума. В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальные пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями от 3 декабря 2012 года), которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.

Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности. Согласно Закону прожиточный минимум в целом по России предназначен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума.

Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. № 925 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 г.» определена величина прожиточного минимума в целом по России за II квартал 2009 г. в расчете на душу населения — 5187 рублей, для трудоспособного населения — 5607 рублей, пенсионеров — 4129 рублей, детей — 4963 рубля.

Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики, государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

Добавить комментарий