Дочерняя кредитная организация

В статье вы узнаете о видах кредитных организаций в РФ. Разберем основы деятельности банковских и небанковских кредитных организаций, рассмотрим, какие операции выполняет иностранный банк. А также мы подготовили для вас рейтинг самых надежных банков России.

В России функционируют сотни финансовых учреждений. Кредитные организации занимают значимое место и играют важную роль в экономике страны. Именно поэтому их финансово-правовой статус чётко закреплён в законодательстве, а деятельность — предмет постоянного мониторинга и контроля со стороны Банка России.

В данной статье мы расскажем, что означает понятие кредитной организации, чем отличаются банковские и небанковские кредитные организации, какие операции они выполняют и на чём специализируются. Так же вы узнаете, какие банки на сегодняшний день являются самыми надёжными и почему.

Кредитные организации и их виды

Кредитная организация — это юр. лицо, проводящее банковские операции с целью получения прибыли. Основной источник ее дохода — предоставление денежных средств третьим лицам под процент за определённую плату. Работает юр. лицо на основании лицензии Банка России, а его деятельность регулируется законом «О банках и банковской деятельности».

Кредитные учреждения бывают разные:

  • по территориальному признаку: региональные и федеральные;
  • по месту регистрации: российские и иностранные;
  • по количеству проводимых операций: банковские и небанковские.

Банковские кредитные организации

Банковские кредитные организации — это и есть банки. Дело в том, что согласно закону о банковской деятельности, юр. лицо только тогда может считаться банком, когда выполняет минимум три функции:

  • привлечение средств клиентов в депозиты;
  • размещение средств в качестве кредитов;
  • обслуживание счетов клиентов физ. лиц и организаций.

На осуществление этих операций необходимо получить лицензию ЦБ РФ. В зависимости от количества оказываемых услуг учреждения могут быть специализированными (то есть, обслуживать какую-либо отрасль или специализироваться, например, на выдаче ипотечных кредитов) или универсальными (выполнять большинство банковских операций).

Банковские учреждения разделяются по типу собственности на государственные и коммерческие. Заметим, что в России присутствует только второй вид. Однако, есть частные банки с государственным участием. Государственный банк всего один — регулятор Центральный Банк.

Иностранные банки

Иностранный банк — это банковская кредитная организация в соответствии с законодательством той страны, на территории которой он зарегистрирован. Иностранным банк является также относительно российского законодательства. То есть, иностранный банк зарегистрирован в другом государстве, но работает на территории России.

Такие банки оказывают весь комплекс банковских услуг бизнесу и частным клиентам на базе ранее созданного российского банка. То есть, чтобы функционировать в РФ, сначала они приобретают капитал какой-либо российской организации. Например, французская компания Societe General работает на базе российского Росбанка.

Небанковские кредитные организации

Отличие небанковской кредитной организации (НКО) от банка заключается в том, что НКО никогда не выполняет сразу три функции, а только отдельные из них. Так, выделяют два типа НКО:

  1. Депозитно-кредитные.
  2. Расчётные.

Основные функции этих кредитных учреждений следуют из названия группы. Помимо привлечения средств в депозиты и предоставления займов, первый тип НКО имеет право проводить валютно-обменные операции по безналу и выдавать банковские гарантии.

Второй тип НКО занимается ведением счетов юр. лиц, инкассацией, валютно-обменными операциями в безналичном виде и проведением денежных переводов без открытия счёта.

Кстати, аббревиатура НКО ещё расшифровывается как «некоммерческая организация» — юр. лицо, не ставящее своей целью извлечение прибыли, следовательно, не имеющее право заниматься коммерцией. В то время как небанковская кредитная организация всегда работает ради получения дохода.

Рейтинг кредитных организаций России

Известно, что Центробанк РФ проводит политику «оздоровления» банковской системы страны, отзывая лицензии на ведение деятельности за нарушение законодательства. Некоторые банки, соотношение активов и пассивов которых ещё можно сбалансировать, санируются другими, более крупными и устойчивыми.

Также прочитайте: Отзыв лицензии у банка Премьер Кредит, как быть заемщикам и вкладчикам

После краха «Югры», одного из крупнейших банков, сложно с уверенностью сказать, какие кредитные учреждения останутся на рынке по итогам реформации банковского сектора.

Однако по оценке ЦБ РФ всё же можно составить ТОП-10 самых надёжных банков России на 2020 год. Это:

Открытие от 6,9% ставка в год Перейти

  • до 5млн;
  • на 60 мес.;
  • досрочный возврат денег без штрафов;
  • бесплатный выпуск карты к кредитному счету;
  • для лиц от 21 года.

Сбербанк от 11,7% ставка в год Перейти

  • Срок — от 1 до 5 лет
  • Сумма от 300 000 рублей
  • Ставка от 11,7% до 15,9%
  • Возраст 18-65
  • быстрое рассмотрение заявки

ВТБ от 7,5% ставка в год Перейти

  • до 5 млн;
  • на 84 мес.;
  • Банк одобрит анкету через 3 дня;
  • оформляется за 1 визит в банк;
  • не нужно отчитываться о расходе денег.

Альфа-Банк от 7,7% ставка в год Перейти

  • до 5 млн руб.;
  • на период до 84 месяцев;
  • комиссий нет;
  • не нужны поручители;
  • решение по анкете — от 1-го дня;
  • оформляется по 2-м документам.

Россельхозбанк от 11,5% ставка в год Перейти

  • до 750 тыс.;
  • на 7 лет;
  • одобряют без обеспечения;
  • комиссии не предусмотрены;
  • возможен досрочный возврат денег;
  • не нужно отчитываться о расходе денег;
  • подтвердить доход можно справкой по форме Россельхозбанка.

Газпромбанк от 7,5% ставка в год Перейти

  • до 3 млн;
  • на 84 мес.;
  • срок рассмотрения анкеты — до 5 рабочих дней;
  • одобрение без обеспечения;
  • минимальный возраст — 20 лет.

Открытие от 6,9% ставка в год Перейти

  • до 5млн;
  • на 60 мес.;
  • досрочный возврат денег без штрафов;
  • бесплатный выпуск карты к кредитному счету;
  • для лиц от 21 года.

ЮниКредит Банк от 13,9% ставка в год Перейти

  • до 3 млн;
  • на 84 мес.;
  • срок одобрения заявки — сутки;
  • срок действия положительного ответа банка — 30 дней;
  • документы с места работы необязательны;
  • нет комиссий за досрочный возврат долга;
  • возможна отсрочка платежа.

Росбанк от 8,99% ставка в год Перейти

  • до 3 млн;
  • на 7 лет;
  • банк не требует обеспечение;
  • одобрение в течение 2 дней;
  • можно выбрать дату платежа;
  • досрочный возврат долга без комиссий;
  • не надо отчитываться банку о расходовании средств.

Промсвязьбанк от 8,5% ставка в год Перейти

  • до 3 000 000 руб.;
  • на 84 мес.;
  • при выдаче кредита через интернет-банк ставка понижается на 1%;
  • можно оформить по одному паспорту;
  • можно изменить дату платежа;
  • отсрочка платежей.

Райффайзенбанк от 8,99% ставка в год Перейти

  • до 2 млн руб.;
  • срок — до 60 месяцев;
  • решение по анкете — от 1 часа;
  • без комиссий за выдачу;
  • не требуется залог и поручители;
  • можно погасить досрочно с первого месяца.

Действительно, они уже давно существуют и успешно функционируют на банковском рынке. Например, Сбербанк «принял эстафету» у советских сберегательных касс, а те, в свою очередь — у сберегательных касс, учреждённых Николаем I в 1841 году.

Эти банки обзавелись доверием большого числа клиентов, обслуживают как физические, так и юридические лица. При этом их филиальные сети настолько велики, что кредитные организации работают на всех уровнях: региональном, межрегиональном и федеральном.

Все банки — участники системы страхования вкладов. Так что вклады с процентами на сумму до 1 400 000 рублей будут возвращены клиенту — физическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В ближайшем будущем планируется страховать и средства на счетах юридических лиц.

В целом все эти обстоятельства делают вышеперечисленные кредитные учреждения наиболее надёжными в российском банковском секторе.

Классификация кредитных организаций, предусмотренная в банковском законе. Характерно, что классификация банков в российском банковском праве отличается от классификаций в других странах. Самое широкое понятие классификации – это не «банк», а «кредитная организация», которая в свою очередь делится на два вида – «банк и «небанковская кредитная организация».

Получается, что в банковском праве России предусмотрела только одна классификация кредитных организаций, созданных по российскому законодательству. Ее критерием является количество банковских операций.

По этому критерию Закон о банках все кредитные организации делит на два вида: банки и НКО.

Банки и небанковские кредитные организации

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ч. 2 ст. 1 Закона о банках).

Обратим внимание на то, что банковские операции должны осуществляться в совокупности. Это значит, что банком может считаться только такая кредитная организация, которая получила право проводить все из названных в определении операций.

Правда, нельзя не отметить, что в Законе о банках есть противоречие с этой нормой. В ст. 36 определено, что банк вправе привлекать денежные средства физических лиц только спустя два года после его регистрации. В таком случае получается, что в течение двух лег банки фактически являются НКО, хотя они регистрируются как банки. Хотя там же для некоторых категорий банков предусмотрено исключение из этого общего правила. Чтобы проиллюстрировать сказанное, процитируем некоторые нормы данной статьи Закона о банках:

«Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок нс прерывается.

Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

  • 1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей;
  • 2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк».

Согласно норме, закрепленной в п. 7.2.2 Инструкции Банка России № 135-И, такое требование считается выполненным, если кредитная организация выполняет Указание Банка России от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» о раскрытии указанной выше информации банками, которые входят в систему обязательного страхования вкладов.

Все банки можно классифицировать на две группы: банки с правом привлечения вкладов физических лиц и банки, которые не имеют права привлекать вклады физических лиц, поскольку с даты их государственной регистрации прошло менее двух лет.

Еще одна классификация: банки, у которых имеется генеральная лицензия, полученная в Банке России, и банки, которые осуществляют свою деятельность без генеральной лицензии.

Вопросы соответствующих банковских лицензий подробно регулируются в Инструкции Банка России № 135-И.

Небанковская кредитная организация (НКО). До изменений Закона о банках, внесенных Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ, в нем было только одно определение понятия НКО. А именно: НКО – это такая кредитная организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой НКО устанавливаются Банком России.

После внесения указанных изменений в ст. 1 приводится еще одно понятие небанковской кредитной организации – кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе ЭДС (за исключением почтовых переводов), и связанных с ними иных банковских операций. Эти изменения появились в связи с вступлением в силу Закона о платежной системе.

В нормах ст. 1 Закона о банках закреплены две конструкции легального определения НКО. В ней, помимо прочего, говорится, что небанковская кредитная организация – это:

«1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее – небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России».

Такое допустимое сочетание банковских операций предусмотрено в Инструкции Банка России № 135-И. Соответственно в приложениях к данной Инструкции содержатся виды банковских лицензий для НКО.

В зависимости от указанных лицензий, которые дают право проводить определенные виды банковских операций, различают расчетные, депозитно-кредитные и платежные НКО. Получается, что они различаются набором тех банковских операций, которые предоставил им Закон о банках, а в частности, для расчетных, депозитно-кредитных видов – нормативные акты Банка России. Что-то им разрешено, а что-то – запрещено. К примеру, депозитно-кредитные НКО могут принимать депозиты юридических лиц. Но им запрещено принимать вклады физических лиц.

В приложении 10 к Инструкции Банка России № 135-И приводится содержание лицензии Банка России для небанковских кредитных организаций (НКО), осуществляющих депозитно-кредитные операции. И там содержится перечень банковских операций, право на проведение которых предоставляет лицензия па осуществление банковских операций со средствами в рублях или средствами в рублях и иностранной валюте для НКО, осуществляющих депозитно-кредитные операции:

  • а) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
  • б) размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
  • в) купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (данную операцию НКО вправе осуществлять исключительно от своего имени и за свой счет);
  • г) выдача банковских гарантий.

Расчетные небанковские кредитные организации (РНКО) не имеют права выдавать кредиты. Но этот запрет не абсолютный. Потому что они могут выдавать кредиты, но только для завершения расчетов (участникам расчетов). До недавнего времени статистика была такова, что среди небанковских кредитных организаций больше всего создавалось РНКО.

Банк России принял соответствующую инструкцию, регулирующую деятельность РНКО. В Инструкции Банка России № 129-И перечисляются банковские операции и сделки, которые вправе проводить РНКО.

В п. 8.3.1 Инструкции Банка России № 135-И говорится, что лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для РНКО содержит все банковские операции, перечисленные в приложении 9 к настоящей Инструкции, или их часть. А в приложении 9 к данной Инструкции приводится набор этих операций. Там указан перечень банковских операций, право на проведение которых предоставляет лицензия на осуществление банковских операций в рублях со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для РНКО:

  • а) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  • б) осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • в) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Кассовое обслуживание физических лиц НКО вправе осуществлять только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе ЭДС (за исключением почтовых переводов);
  • г) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • д) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе ЭДС (за исключением почтовых переводов).

При этом в п. 1.4 Инструкции Банка России № 129-И указано, что если иное не предусмотрено банковской лицензией, выданной до вступления в силу Инструкции № 129-И, то РНКО запрещено:

  • – привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  • – открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
  • – осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц по их банковским счетам;
  • – привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • – выдача банковских гарантий.

В этой же Инструкции говорится о сделках, которые она может осуществлять.

В связи с созданием национальной платежной системы, платежные НКО приобрели актуальность. Как уже говорилось, их статус закреплен непосредственно в ст. 1 Закона о банках. Именно там указаны те банковские операции, которые они могут проводить. Соответственно, Банк России принял Инструкцию от 15.09.2011 № 137-И «Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением», в которой акцентировал внимание кредитных организаций не на видах банковских операций платежных НКО, а на финансовых нормативах.

Иностранный банк. В ст. 1 Закона о банках приводится также определение понятия иностранной кредитной организации. Необходимо обратить внимание на понятие «иностранный банк». Дело в том, что в отличие от российской классификации, которая делит все кредитные организации на две группы, а именно на банки и НКО, в зарубежных правовых системах чаще всего термин «банк» используется как общее понятие, а не как разновидность понятия кредитной организации. Поэтому в ст. 1 Закона о банках используется термин «банк» и устанавливается, что «иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован». Значит, важным критерием в данном случае является то, что это такой банк, который зарегистрирован за рубежом. Но поскольку российские уполномоченные банки открывают свои корреспондентские счета, в том числе и в зарубежных банках, проводят через них расчеты, да и зарубежные банки открывают корреспондентские счета в российских банках, могут иметь свои дочерние организации, представительства на территории России, то законодатель сформулировал определение иностранного банка.

Уполномоченный банк. Понятие «уполномоченный банк» широко используется в валютном праве. Он имеет юридическое значение и характеризует определенный правовой статус и вид российского банка. Например, нерезиденты имеют право открывать свои банковские счета только в уполномоченных банках.

В Законе о валютном регулировании (п. 8. ст. 1) дается определение понятия уполномоченного банка. Там сказано, что «уполномоченный банк – это кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте».

Экономические и прочие классификации банков, не указанные в законе

По формам собственности все кредитные организации можно разделить на тс, в чьих капиталах участвует государство, и тс, в которых оно нс участвует. Соответственно, следует различать частные кредитные организации, кредитные организации со смешанным капиталом и кредитные организации, в которых имеется 100%-ное участие государства.

Стоит отметить, что правовой статус государственной кредитной организации в законодательстве не закреплен, хотя в 1990-е гг. банков, в которых участвовало государство, было немало. Вряд ли это тогда способствовало сохранности государственной собственности.

По участию Банка России в капиталах некоторых кредитных организаций (это предусмотрено Законом о Банке России) все они делятся на две группы: кредитные организации, в капиталах которых участвует Банк России, и кредитные организации, в которых он не участвует.

По участию органов местного самоуправления в уставных капиталах кредитных организаций можно выделить вид муниципальных банков. Однако правовой статус муниципальных банков не урегулирован и само это понятие в законодательстве не закреплено. В 1990-е гг. было принято постановление Верховного Совета РФ от 22.07.1993 № 5498-1 «О создании муниципальных банков в городах». В п. 1 этого Постановления приводилось определение муниципального банка: «Муниципальные банки – это коммерческие банки, входящие в банковскую систему Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР” и другими законодательными актами Российской Федерации, одним из учредителей (участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления». На тот момент в легальном определении банковской системы не был назван такой вид банков. Но были предусмотрены «коммерческие банки различных видов». Под это общее определение подходил и муниципальный банк.

Как уже говорилось, российское законодательство не предусматривает разнообразие банков. У нас банк может называться как угодно, но название его ни к чему не обязывает. Виды его деятельности с названием не связаны. Поэтому банк может называться ипотечным, земельным, инвестиционным, инновационным, сберегательным, но оставаться универсальным.

  • Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона о банках).
  • Осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона о банках).
  • Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц (п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона о банках).
  • Осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов) (п. 9 ч. 1 ст. 5 Закона о банках).
  • Термины и понятия «резиденты», «нерезиденты», «валюта Российской Федерации», «иностранная валюта», «валютные ценности», «открытие счетов в зарубежных банках», «валютные операции» и то, как они регулируются, а также валютные ограничения, – все эго и многое другое, что относится к валютному регулированию и валютному контролю, можно посмотреть в Законе о валютном регулировании.
  • См.: первоначальную редакцию ч. 1 ст. 2 Закона РСФСР от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

Центральный банк Российской Федерации и Банк Литвы (здесь и далее именуемые органами банковского надзора),

Учитывая рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору: Базельский конкордат и документы № 30 «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» (сентябрь 1997 г.) и № 27 «Надзор за трансграничными банковскими операциями» (октябрь 1996 г.) (далее — Базельские рекомендации),

Заявляя о взаимной заинтересованности в установлении и развитии отношений в области надзора за деятельностью кредитных организаций,

Стремясь к достижению взаимопонимания в вопросах, касающихся регулирования деятельности кредитных организаций и взаимодействия при осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации и Республики Литва,

Проявляя готовность способствовать выполнению своих соответствующих обязанностей и обеспечивать безопасное и надежное функционирование трансграничных учреждений в своих странах,

Желая обеспечивать и расширять взаимовыгодное сотрудничество и обмен информацией между своими странами на основе равенства и недискриминации,

Убежденные в том, что обмен информацией будет способствовать улучшению взаимопонимания и сотрудничества между органами банковского надзора,

Осознавая, что обмен информацией является существенным элементом двусторонних связей между органами банковского надзора,

В целях достижения взаимопонимания в области сотрудничества при осуществлении надзора за трансграничными учреждениями кредитных организаций органы банковского надзора договорились о нижеследующем:

Глава 1. Общие положения

Для целей настоящего Меморандума о взаимопонимании:

1. Кредитная организация:

а) в Российской Федерации — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России;

б) в Республике Литва — предприятие, которое имеет лицензию Банка Литвы и осуществляет прием вкладов и иных подлежащих возврату денежных средств от непрофессиональных участников рынков, предоставляет денежные ссуды, оказывает иные финансовые услуги и принимает связанные с ними риски и ответственность.

2. Материнская кредитная организация — юридическое лицо, имеющее трансграничное учреждение.

3. Трансграничное учреждение — это филиал, представительство или дочерняя кредитная организация, созданное материнской кредитной организацией и находящееся на территории другой страны:

а) на территории Российской Федерации иностранные кредитные организации могут участвовать в уставных капиталах кредитных организаций, в том числе создавать дочерние кредитные организации, а также открывать представительства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации:

Дочерняя кредитная организация — юридическое лицо, в котором другая кредитная организация имеет преобладающее участие либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерней кредитной организацией.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции. Представительство кредитной организации не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшей его кредитной организацией;

б) в Республике Литва согласно предусмотренным правовыми актами Республики Литва процедурам иностранные кредитные организации имеют право создавать дочерние кредитные организации (банки) или приобретать акции действующих кредитных организаций (банков), открывать филиалы и представительства.

4. Страна происхождения — страна регистрации материнской кредитной организации.

5. Страна пребывания — страна, на территории которой зарегистрировано трансграничное учреждение.

Глава 2. Органы банковского надзора

6. Российская Федерация.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России независим в своей деятельности от органов государственной власти. Полномочия Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Республика Литва.

Банк Литвы является органом надзора за банками и иными кредитными организациями, обладающими лицензиями Банка Литвы. Правовой статус и функции Банка Литвы определены Законом Республики Литва «О Банке Литвы».

Глава 3. Обмен информацией

7. Органы банковского надзора обмениваются информацией о деятельности трансграничных учреждений и материнских кредитных организаций в следующих областях:

  • выдача разрешений (лицензий) на осуществление банковской деятельности;
  • надзор за их деятельностью;
  • ситуации, вызывающие озабоченность органов банковского надзора, в том числе угрожающие законным интересам вкладчиков и кредиторов, стабильности национальных банковских систем.

8. Сотрудничество в рамках настоящего Меморандума осуществляется по инициативе любого из органов банковского надзора на основании запроса об оказании содействия при осуществлении банковского надзора.

9. Запрос об оказании содействия направляется в письменном виде. Для передачи запроса могут использоваться любые средства связи.

10. В оказании содействия в рамках настоящего Меморандума может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемый орган банковского надзора полагает, что выполнение запроса противоречит национальному законодательству или противоречит государственным интересам. В этом случае запрашивающий орган банковского надзора письменно уведомляется с указанием причин отказа.

11. Каждый орган банковского надзора принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и возможно более полного ответа на запрос другого органа банковского надзора или уведомляет последнего об обстоятельствах, препятствующих или задерживающих исполнение запроса.

12. Каждый орган банковского надзора самостоятельно несет расходы, которые будут возникать в ходе реализации настоящего Меморандума, если не будет согласован иной порядок.

Глава 4. Обеспечение конфиденциальности информации

13. В Российской Федерации обмен информацией с органами банковского надзора иностранных государств, в том числе вопросы обеспечения конфиденциальности информации, регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

В Республике Литва указанные вопросы регулируются Законом Республики Литва «О Банке Литвы» и законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

14. Органы банковского надзора обеспечивают строгое соблюдение конфиденциальности в отношении информации, полученной от другого органа банковского надзора при предъявлении к информации соответствующих требований. Органы банковского надзора принимают необходимые меры по обеспечению конфиденциальности информации при ее передаче друг другу любыми средствами связи.

15. Выполнение обязательства о соблюдении конфиденциальности информации всеми служащими, получающими надзорную информацию в рамках Меморандума, является абсолютно необходимым для успешного взаимодействия органов банковского надзора.

16. Информация, получаемая на основании настоящего Меморандума, может быть использована только в целях надзора и предоставляется исключительно органам, уполномоченным на то национальным законодательством. Кроме того, надзорная информация не может передаваться третьим сторонам без предварительного письменного согласия органа банковского надзора, предоставившего эту информацию.

Глава 5. Сотрудничество в области надзора

Раздел 1. В процессе лицензирования:

17. Действуя в соответствии с Базельскими рекомендациями, органы банковского надзора согласны с тем, что если кредитная организация, зарегистрированная на территории одной из стран (стране происхождения), обращается с просьбой в орган банковского надзора другой страны (страны пребывания) о выдаче разрешения (лицензии) на открытие трансграничного учреждения, органы банковского надзора рассматривают такие обращения в пределах сроков и в соответствии с требованиями, предусмотренными национальным законодательством страны пребывания, и только при представлении вышеуказанной кредитной организации письменного согласия органа банковского надзора страны происхождения.

18. По запросу органа банковского надзора страны пребывания орган банковского надзора страны происхождения предоставляет следующую информацию о материнской кредитной организации, необходимую для принятия решения о выдаче лицензии (разрешения) на открытие трансграничного учреждения:

  • о дате государственной регистрации кредитной организации в Российской Федерации и дате официальной регистрации кредитной организации в Республике Литва;
  • об операциях, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций;
  • о структуре управления и организации внутреннего контроля;
  • о составе органов управления кредитной организации и информацию о его акционерах (участниках), дочерних структурах (компаниях), филиалах, представительствах и аффилированных лицах;
  • о бухгалтерской и финансовой отчетности кредитной организации за 6 месяцев, предшествующих дате запроса;
  • о стандартах бухгалтерского учета, по которым составляется отчетность кредитных организаций;
  • о величине собственных средств (капитала) материнской кредитной организации;
  • иную информацию, необходимую для принятия решения об открытии трансграничного учреждения, которая может быть предоставлена в рамках настоящего Меморандума.

19. При принятии решений по вопросу о разрешениях (лицензиях) для создания трансграничного учреждения кредитной организации, зарегистрированной в другой стране, органы банковского надзора руководствуются требованиями, предусмотренными соответствующим национальным законодательством, с учетом информации, полученной от другого органа банковского надзора.

20. Органы банковского надзора письменно информируют друг друга о создании трансграничного учреждения.

21. Орган банковского надзора страны пребывания информирует орган банковского надзора страны происхождения об изменениях, связанных с:

  • перечнем банковских операций, на которые имеет разрешение данное трансграничное учреждение;
  • структурой управления трансграничного учреждения;
  • сменой (заменой) руководителей трансграничного учреждения.

Если информация касается изменения в составе органов управления трансграничным учреждением, органы банковского надзора в течение 1 месяца после получения такой информации дополнительно обмениваются информацией относительно деловой репутации и квалификации кандидата на должность руководителя трансграничного учреждения.

22. Органы банковского надзора будут осуществлять сотрудничество, касающееся приобретения акций (долей) кредитной организации.

Приобретение юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных соглашением, способных осуществлять согласованные действия, акций (долей) кредитной организации, зарегистрированной в другой стране, требует предварительного согласования органами банковского надзора, если это предусмотрено национальным законодательством.

Приобретением в целях настоящего Меморандума считается сделка, в результате которой приобретаются акции (доли) кредитной организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации или на территории Республики Литва, приобретение которых в соответствии с национальным законодательством соответствующей страны требует предварительного согласования с органом банковского надзора.

23. В Российской Федерации список зарегистрированных кредитных организаций публикуется в официальном издании Банка России «Вестник Банка России», а также размещается в представительстве Банка России в сети Интернет: www.cbr.ru.

В Республике Литва извещения о выданных кредитным организациям лицензиях публикуются в информационном приложении к официальному изданию «Valsybes žinios». Список кредитных организаций, имеющих лицензию Банка Литвы, также размещается на сайте Банка Литвы в сети Интернет: www.lb.lt.

Раздел 2. В процессе надзора за текущей деятельностью трансграничных учреждений:

24. Орган банковского надзора страны пребывания осуществляет надзор за деятельностью трансграничных учреждений в соответствии с законодательством страны пребывания.

25. Орган банковского надзора страны происхождения осуществляет надзор на консолидированной основе за деятельностью материнских кредитных организаций, включая их трансграничные учреждения, расположенные на территории страны пребывания.

26. Орган банковского надзора страны пребывания не препятствует представлению трансграничными учреждениями материнской кредитной организации информации и отчетности по формам, установленным в стране происхождения.

27. Орган банковского надзора страны происхождения в отношении материнских кредитных организаций и орган банковского надзора страны пребывания в отношении трансграничных учреждений на основании соответствующих запросов обмениваются следующей информацией:

  • о финансовом состоянии трансграничных учреждений и материнских кредитных организаций;
  • о допущенных указанными кредитными организациями и их трансграничными учреждениями нарушениях законодательства в области банковского надзора и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • о мерах воздействия, примененных органами банковского надзора в отношении материнской кредитной организации или трансграничного учреждения.

28. Стороны признают особенно полезным содействие друг другу при проведении инспекции на месте.

29. При необходимости проведения инспекции трансграничного учреждения в стране пребывания орган банковского надзора страны происхождения не менее чем за 25 (двадцать пять) рабочих дней до предполагаемой даты начала ее проведения сообщает органу банковского надзора страны пребывания о своем намерении с указанием наименования трансграничного учреждения, инспектируемого периода, вопросов и сроков проведения инспекции, сведений о проверяющих, порядке предоставления информации о результатах инспекции органу банковского надзора страны пребывания.

30. Порядок предоставления информации о результатах инспекции органу банковского надзора страны пребывания согласуется органами банковского надзора в каждом конкретном случае.

31. В Российской Федерации инспекция проводится уполномоченными представителями Банка Литвы самостоятельно. Уполномоченные представители Банка России вправе присутствовать при инспекции трансграничного учреждения.

В Республике Литва инспекция филиалов и представительств кредитных организаций, проводимая Банком России, осуществляется с участием представителей Банка Литвы или только Банком России (без участия или присутствия представителей Банка Литвы). Банк России самостоятельно проводит инспекцию филиалов и представительств кредитных организаций, если Банк Литвы не сообщает о своем намерении участвовать в инспекции. Инспекция дочерних кредитных организаций осуществляется совместно с Банком Литвы.

32. Представители органов банковского надзора страны происхождения и страны пребывания могут проводить предварительную встречу для обсуждения вопросов, указанных в пункте 29 настоящего Меморандума, а также иных возникших вопросов.

33. По окончании инспекции проводится встреча представителей органов банковского надзора страны происхождения и страны пребывания, а также с участием представителей трансграничного учреждения в целях обсуждения результатов инспекции и иных возникших вопросов.

Глава 6. Рассмотрение претензий клиентов

34. Претензии клиентов трансграничных учреждений относительно деятельности этих учреждений рассматриваются органом банковского надзора, получившим претензию, согласно национальному законодательству соответствующей страны. При необходимости органы банковского надзора могут консультироваться и сообщать друг другу о принятых решениях.

Глава 7. Сотрудничество по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, и финансированию терроризма

35. Органы банковского надзора осуществляют сотрудничество в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, принимая во внимание соответствующие международные стандарты, в рамках компетенции, предоставленной им национальным законодательством, обмениваются следующей информацией:

  • о требованиях законодательных и иных актов в области банковского регулирования и банковского надзора, в том числе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • о соблюдении материнскими кредитными организациями и трансграничными учреждениями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Глава 8. Заключительные положения

36. Органы банковского надзора ведут переписку друг с другом на английском языке. Что касается языка, который должен использоваться во время встреч и прочих мероприятий, то это согласовывается в каждом конкретном случае.

37. При необходимости представители органов банковского надзора проводят встречи в целях обсуждения вопросов, касающихся надзора за кредитными организациями и их трансграничными учреждениями, а также вопросов, связанных с противодействием отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

38. Для обеспечения практического сотрудничества после вступления в силу настоящего Меморандума органы банковского надзора обмениваются в письменной форме списками контактных лиц (с указанием фамилий, имен, должностей, номеров телефонов, факсов и адресов электронной почты).

39. Органы банковского надзора после предварительного согласования вносят изменения в Меморандум о взаимопонимании в соответствии с изменениями, вносимыми в национальное законодательство.

40. Настоящий Меморандум о взаимопонимании вступает в силу с даты его подписания и прекращает действие в случае взаимного решения органов банковского надзора или если один из органов банковского надзора заявит о выходе в одностороннем порядке из Меморандума, уведомив другой орган банковского надзора о своем намерении за шесть месяцев до даты выхода из Меморандума о взаимопонимании.

41. В случае делегирования своих полномочий и прав в рамках настоящего Меморандума о взаимопонимании своим правопреемникам органы банковского надзора письменно уведомляют друг друга за один месяц до вступления в силу соответствующего законодательного акта.

42. Настоящий Меморандум о взаимопонимании составлен в двух экземплярах на русском языке, двух экземплярах на литовском языке и двух экземплярах на английском языке, при этом все экземпляры на каждом из трех языков считаются идентичными и имеющими статус оригинала. При возникновении расхождений в переводе текстов органы банковского надзора должны руководствоваться текстом на английском языке.

43. С даты вступления в силу настоящего Меморандума прекращает действие Соглашение между Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Банком Литвы о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций, подписанное в городе Вильнюсе 3 октября 1997 года.

От имени Центрального банка
Российской Федерации
От имени Банка Литвы
С.М. Игнатьев
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Р. Шаркинас
Председатель Правления
Банка Литвы

Добавить комментарий