Договор аренды транспортного средства понятие признаки виды

Договор аренды транспортных средств — договор, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору транспортное средство во временное владение и пользование.

В практике применяется два вида договора аренды транспортных средств:

— с экипажем — с предоставлением услуг по управлению им и технической эксплуатацией (фрахтование на время);

— без экипажа — без предоставления услуг по управлению им и технической эксплуатации.

Общее для данных договоров:

— заключаются только в письменной форме независимо от срока, действия, состава участников;

— к договорам аренды транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в силу ст. 130 ГК РФ (воздушные, морские суда, суда внутреннего водного плавания) не применяются правила п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества;

— не распространяются правила о возобновлении их действия на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора;

— особенности аренды отдельных видов транспортных средств устанавливаются транспортными Уставами и Кодексами (аренда воздушных судов осуществляется по договору фрахтования — воздушный чартер ст. 104 ВК; КТМ в аренде морских судов выделяет две главы — фрахтование судна на время-тайм — чартер и фрахтование судна без экипажа — бербоут-чартер).

Юридическая квалификация договоров:

— реальный или консенсуальный

— возмездный

— двусторонний

С экипажем

Договор аренды транспортных средств с экипажем заключается в том, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.

Состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора. Например, лица, управляющие воздушными судами, должны соответствовать требованиям Воздушного кодекса. Экипаж воздушного судна должен иметь сертификат. Члены экипажа являются работниками арендодателя (ст. 635 ГК РФ) и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации.

Расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях.

Арендатор несет расходы, возникающие с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе на оплату топлива, если иное не предусмотрено договором.

Обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

В случае гибели или повреждения транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если арендодатель докажет, что гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает.

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

Если договором не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду. Арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Без экипажа

Арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).

Арендатор обязан в течение всего срока поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, в том числе производить как текущий, так и капитальный ремонт.

Арендатор своими силами осуществляет управление и техническую эксплуатацию транспортного средства. Он несет обязанности по страхованию транспортного средства, вправе без согласия арендодателя сдавать арендное транспортное средство в субаренду, заключать от своего имени договоры перевозки и иные договоры с третьими лицами.

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства — гражданско-правовой договор, по которому арендатору предоставляется за плату транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг (ст.632,642 ГК).

Гражданский кодекс различает отдельные виды аренды и аренду отдельных видов имущества. На первый взгляд может показаться, что договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства не представляет собой отдельного вида аренды, а выделяется по признаку особого вида арендуемого имущества — транспортного средства. Однако более внимательное рассмотрение данного договора приводит к выводу о том, что речь идет об отдельном виде договора аренды со специфическим предметом вытекающего из него обязательства, который не сводится только к арендуемому имуществу.

Договоры, направленные на передачу имущества (к каковым относится и договор аренды), имеют предмет, включающий в себя как минимум два объекта: объект первого рода — действия по передаче имущества: объект второго рода — само передаваемое имущество. Применительно к предмету договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства можно говорить и об объекте третьего рода, а именно о действиях сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации .

К сожалению, общего нормативного определения «транспортного средства» в нашем законодательстве не содержится. В Таможенном кодексе РФ под ним понимают «любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование» (ст. 18), в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» сказано, что транспортное средство — это «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем» (ст. 2) .


В Общероссийском классификаторе основных фондов к транспортным средствам отнесены средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов: железнодорожный подвижной состав; подвижной состав водного транспорта; подвижной состав городского транспорта; средства напольного производственного транспорта, а также транспортные средства прочих видов . К последним могут быть отнесены транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транспортировка людей и грузов (например, автоцистерны, молоко-, цементо-, муковозы).

Автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственных бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и подлежат учету как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) или оборудование.

Неясность определения производит, например, к появлению документов подобных Письму департамента по рыболовству Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 3 августа 1998 года № 43-52/1494 «О государственной регистрации сделок с рыбопромысловыми судами». В этом акте со ссылкой на Гражданский кодекс РФ указывается, что рыбопромысловые суда являются не транспортными средствами, а объектами недвижимости, поэтому аренда этих объектов подлежит государственной регистрации независимо от сроков действия договора.

В литературе понятие транспортного средства чаще рассматривалось с точки зрения административной и уголовной ответственности за автотранспортные преступления (ст. 264 УК РФ). Применительно к аренде мы находим понятие транспортного средства у А.А. Иванова, который определяет его как «техническое устройство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, движущееся в пространстве» . Там же указанный автор уточняет, что «транспортное средство, как правило, является сложным техническим устройством и одновременно источником повышенной опасности для окружающих».

На основании имеющихся нормативных актов можно сделать вывод, что к транспортными средствам обычно относят свободно перемещающиеся механические устройства, как оборудованные двигателем (автомобили, самолеты, локомотивы, теплоходы, космические корабли и другие.), так и необорудованные таковыми (велосипеды, прицепы, баржи, вагоны и другие.). Кроме того, выделяются устройства, непосредственно направляемые обслуживающим персоналом (к примеру, автомобили, тепловозы) и управляемые опосредованно, через другое транспортное средство (железнодорожные вагоны, прицепы и другие.).

Учитывая изложенное, транспортные средства можно определить как объекты, передвигающиеся самостоятельно или с помощью внешнего движителя, функционально предназначенные и используемые для перемещения людей и/или имущества в пространстве. К транспортным средствам не относят лишенные движителя вещи индивидуального применения, хотя бы и попадающие под установленные признаки (например, хозяйственные сумки на колесах, лыжи, коньки и т.п.), а также объекты конструктивно встроенные в недвижимое имущество (например, лифты в зданиях) .

К аренде эскалаторов, канатных дорог, лифтов и других подобных объектов, которые также используются для перемещения людей и имущества, учитывая их полную зависимость от недвижимости, в рамках которой они существуют, на наш взгляд, следует применять не положения о договорах аренды транспортных средств, а правила об аренде зданий и сооружений, как это принято для найма трубопроводов.

Несмотря на то, что в законодательстве не очень четко решен вопрос: могут ли животные признаваться в качестве транспортных средств (так, в Правилах дорожного движения , погонщик вьючных животных и верховых животных именуется водителем), хотя «техническими устройствами» их, конечно, назвать нельзя.

Помимо Гражданского кодекса РФ положения, регламентирующие аренду транспортных средств исходя из отнесения их к различным видам транспорта содержаться в Кодексе торгового мореплавания РФ 1999 года, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года, Федеральном законе РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» 2003 года, Воздушном кодексе РФ 1997 года, Уставе автомобильного транспорта РСФСР 1969 года, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001 года, а также в принятых в соответствии с перечисленными документами подзаконных актах по отдельным видам транспорта. Например, Указание Министерства путей сообщения РФ от 24 июля 1992 года № К-648у «О порядке согласования продажи, обмена, сдачи в аренду, предоставление безвозмездно во временное пользование. А также списания с баланса подвижного состава и контейнеров предприятиями (объединениями)». Необходимо отметить, что приведенные акты не используют общего понятия «транспортное средство», а применяют отраслевые термины: воздушное судно, подвижной состав, судно и другое.

В юридической литературе высказывалась и иная точка зрения относительно правовой природы договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства. Например, в одной из работ утверждается, что «этот договор можно рассматривать как комплексный, устанавливающий обязательства: а) непосредственно связанные с предоставлением транспортного средства в аренду, и б) по оказанию арендатору услуг, связанных с управлением и его технической эксплуатацией. Договор, не предусматривающий предоставления таких услуг, носит чисто арендный характер…». При таком подходе вся специфика договора аренды транспортного средства с экипажем сводится к тому, что он является смешанным договором, включающим в себя элементы обязательств аренды и оказания услуг. Что же касается договора аренды транспортного средства без экипажа, то он представляется автору обычной арендой, смысл специального регулирования которой состоит лишь в необходимости учета особенностей арендуемого имущества.

О значимости договора аренды транспортных средств говорит тот факт, что в ныне действующем Гражданском кодексе РФ, в отличие от Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, содержится отдельная глава 34, посвященная аренде, мало того §3 главы 34 содержит положения об аренде транспортных средств.

Важность закрепления соответствующих норм, регулирующих отношения аренды транспортных средств, и выделение их в параграф в кодифицированном гражданско-правовом акте не вызывает сомнения.

Во-первых, договор аренды данного вида имущества становится все более распространенным.

В условиях ограниченного финансирования, а также негативных факторов социально-экономического преобразования, для некоторых отраслей экономики этот договор стал одним из важнейших средств экономической поддержки.

Рассматриваемые отношения широко распространены и в гражданско-правовом обороте других экономически развитых стран. В подтверждение этого, можно привести пример создания в 1984 году Европейской ассоциации аренды автомобилей (ECATR), в основе деятельности которой находиться обеспечение аренды транспортных средств на уровне Европейского Союза .

Во-вторых, предмет договора аренды транспортных средств относиться к числу дорогостоящего имущества.

В-третьих, разновидность транспортных средств велика, и как результат научно-технического прогресса имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. Техническая эксплуатация и управление имеет свои индивидуальные особенности. В том числе, с этим связана необходимость иметь в системе законодательства отраслевые транспортные кодексы.

В-четвертых, законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности для людей, что, безусловно, говорит о необходимости детального регулирования отношений по передаче собственником данных объектов в пользование и владение титульному владельцу для получения экономической выгоды.

И, наконец, указанные ранее правовые нормы сформировали отправную базу, юридические конструкции для дальнейшего формирования законодательства об аренде транспортных средств, в том числе необходимых положений в новых транспортных кодексах и уставах. Тем самым обеспечили «не только «экономию правового регулирования», но и то, что имеет гораздо большее значение, — необходимое единство самого регулирования» .

Договор аренды транспортных средств — это соглашение, в силу которого арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование с оказанием арендодателем услуг по управлению им и по его технической эксплуатации — аренда транспортного средства с экипажем или без оказания подобного рода услуг — аренда транспортного средства без экипажа.

По своей юридической характеристике договор аренды транспортных средств является:

— реальным (арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование)

— возмездным;

— двусторонне обязывающим (взаимным), поскольку арендодатель обязан предоставить арендатору транспортное средство, а последний обязан оплатить.

Предмет договора — только транспортное средство, использование которого возможно специально подготовленным экипажем, обеспечивающим квалифицированное управление и надлежащую техническую эксплуатацию транспортного средства (морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, большие грузовые автомобили и т.д.).

Договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) включает в свой предмет два элемента: само транспортное средство, и оказание услуг по управлению транспортным средством (вождение, навигационные услуги, услуги связи и т.д.) и технической эксплуатации (контроль приборов и механизмов, регулировка, замена деталей и т.д.).

Что отличает договор аренды с экипажем и без экипажа:

1) при аренде транспортного средства с экипажем обязанности по управлению и технической эксплуатации, а также поддержание надлежащего состояния сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего ремонта, возложены на арендодателя, при аренде транспортного средства без экипажа — на арендатора.

2) очевидно, что при аренде с экипажем арендатор будет являться во многом номинальным владельцем – фактическое влияние на работу и состояние транспортного средства будет оказывать его экипаж (т.е. фактически арендодатель). Этим и объясняется особенности распределения ответственности сторон. Так, при аренде с экипажем ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, несет арендодатель. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.
При аренде без экипажа ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, несет арендатор.

Арендная плата за аренду транспортного средства устанавливается сторонами. Арендная плата обычно исчисляется из какой-либо периодической (суточной, месячной и т.д.) ставки за соответствующее транспортное средство. Уровень ставки арендной платы определяется, как правило, с учетом конъюнктуры на рынке и продолжительности эксплуатации транспортного средства. Эффективность и прибыльность его эксплуатации (например, когда арендатор своими силами осуществляет коммерческую эксплуатацию, заключая с третьими лицами договоры перевозки и т.д.) обычно не отражается на размере арендной платы.

Исключением из общих правил об аренде является право арендатора без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду. Таким образом, правомочия арендатора по владению и пользованию арендованным транспортным средством включают в себя следующие возможности:

а) использовать транспортное средство для перевозки собственных грузов, для иных своих нужд, оговоренных в договоре;

б) использовать транспортное средство для исполнения договоров перевозки, заключенных с третьими лицами;

в) сдавать транспортное средство в субаренду.

Арендатор также несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов.

Аренда недвижимости: понятие, виды и признаки договора; недвижимость как объект договора; субъекты (права и обязанности, ответственность); форма; порядок заключения, изменения и расторжения договора; особенности определения арендной платы; значение отдельных сроков в договоре

Договор аренды недвижимости ГК РФ разделяет на четыре вида. Причем два из них – наем жилого помещения и аренда земельного участка, ГК РФ уделяет внимание обособленно, в отдельных главах ввиду специфики объекта, субъектного состава и содержания договора, регламентирование которых уделяется отдельным отраслям права – жилищному и земельному соответственно. Традиционно два других вида договора аренды – аренды здания или сооружения и предприятия, подпадают под правовое регулирование гражданского права.

Договор аренды здания или сооружения – это соглашение, согласно которому арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

По своей юридической природе договор аренды здания или сооружения, также как и договор аренды предприятия является:

— консенсуальным;

— возмездным (договор аренды здания или сооружения должен предусматривать размер арендной платы);

— двусторонне обязывающим (взаимным), поскольку арендодатель обязуется передать здание или сооружение, а арендатор обязан выплачивать арендную плату.

Предмет договора — только здание или сооружение в целом (нежилое помещение, нежилое строение).

В соответствии ГК РФ в договоре аренды здания или сооружения должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить, какое здание (сооружение) подлежит передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных условие о предмете аренды считается несогласованным, а договор — незаключенным.

Цена договора — арендная плата – обязательно должна быть установлена в договоре. При отсутствии условия о цене договор считается незаключенным, — правило о восполнении отсутствующей цены договора платой, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается при аренде аналогичной недвижимости, не подлежит применению.

Следует обратить внимание на то, что при аренде зданий (сооружений) или нежилых помещений всегда встает вопрос о расходах на коммунальные услуги. Обязанность по оплате коммунальных платежей может быть возложена на арендатора, однако это не является формой арендной платы.

Передача здания или сооружения арендатору имеет два момента: фактический и формальный. Фактическая передача означает предоставление арендатору здания или сооружения во владение и (или) пользование (причем у арендатора возникает обязанность выплачивать арендную плату не с момента заключения договора, не с момента допуска его в арендуемые нежилые помещения, а с момента приобретения фактического владения зданием или сооружением).

Формальный момент заключается в подписании обеими сторонами передаточного акта. Возврат арендованного имущества по окончании договора осуществляется в том же порядке (освобождение арендатором помещений и подписание передаточного акта; соответственно, обязанность арендатора платить арендные платежи отпадает с момента фактического освобождения арендатором арендуемого объекта).

Договор аренды предприятия – это соглашение, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату предприятие в целом как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности.

Предприятие как имущественный комплекс, предназначенный для предпринимательской деятельности, означает, что в его состав входят все виды имущества, которые используются для его работы: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, иные оборотные средства, прочие объекты, неразрывно связанные с землей (ж/д пути, линии электропередач и т.д.), права требования, долги, а также исключительные права на обозначение, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).

Это и составляет предмет договора.

Размер арендной платы, так же как и предмет, является существенным условием.

Срок аренды предприятия не является существенным условием договора. Если он не определен, то считается, что договор заключен на неопределенный срок. Однако с точки зрения целесообразности заключения договора аренды предприятия без указания срока его действия необходимо обратить внимание на возможные последствия признания такого договора заключенным на неопределенный срок. В этом случае, согласно ГК РФ, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца. Принимая во внимание трудоемкость заключения договора аренды предприятия, а также объем расходов, требуемых для исполнения указанного договора, представляется, что такая перспектива вряд ли устроит как арендатора, так и арендодателя.

ГК РФ защищает права кредиторов при аренде предприятия.

Так, кредиторы по обязательствам, включенным в состав предприятия, должны быть до его передачи арендатору письменно уведомлены арендодателем о передаче предприятия в аренду.

Передача предприятия, так же как и передача здания или сооружения арендатору осуществляется по передаточному акту, подписываемый сторонами.

Финансовая аренда (лизинг): понятие, виды и признаки договора, объект и субъекты (права и обязанности, ответственность); форма и порядок заключения; особенности определения цены в договоре; значение отдельных сроков в договоре

Договор финансовой аренды (лизинг) – это соглашение, согласно которому арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

По совей юридической характеристике договор является:

— возмездным

— двусторонне обязывающим, поскольку арендодатель обязан приобрести в собственность указанное арендатором имущество и предоставить его арендатору, а последний обязан принять его и оплатить.

— консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по его существенным условиям, а момент вступления договора в силу не связывается с передачей предмета лизинга арендатору.

Сторонами договора выступают лизингодатель (арендодатель) и лизингополучатель (арендатор).

Лизингодатель — физическое или ЮЛ, которое за счет собственных средств приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель — физическое или ЮЛ, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Существенные условия договора:

— его предмет;

— условие о продавце предмета лизинга;

— условие об исключительно предпринимательской цели использования предмета лизинга.

Предметом договора лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, используемые в предпринимательских целях. Ограничение наложено только на земельные участки и другие природные объекты. Они не могут быть переданы в лизинг ни при каких условиях. Более широкое понятие предмета дано в Законе «О финансовой аренде (лизинге)». Так, согласно этому закону предмет лизинга включены предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

В соответствии ГК РФ в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить, какое имущество подлежит передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных условие о предмете лизинга считается несогласованным, а договор — незаключенным.

На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:

— приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю. Лизингодатель, приобретая имущество для лизингополучателя, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в аренду определенному лицу.

— предоставить приобретенный им предмет лизинга лизингополучателю во временное владение и пользование. При этом порядок передачи имущества в аренду специфичен: если иное не предусмотрено договором лизинга, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно арендатору в месте его нахождения.

Обязанности лизингополучателя:

— т.к. в лизинговых отношениях риск случайной гибели или случайной порчи лизингового имущества переходит непосредственно к лизингополучателю в момент передачи ему этого имущества, лизингополучатель должен использовать это имущество по назначению в предпринимательских целях. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

— принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном договором лизинга;

— выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.

— по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи;

— лизингополучатель может передать лизинговое имущество третьему лицу в сублизинг с согласия лизингодателя в письменной форме.

Таким образом, экономические преимущества лизинга очевидны: лизингополучателю он обеспечивает пользование дорогостоящим оборудованием, с возможным дальнейшим приобретением его в собственность, без серьезных начальных затрат (фактически, цель лизинга – инвестирование в средства производства лизингополучателя).

УДК 347 453 03

Игнатова Ю.Н.

СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

С ЭКИПАЖЕМ

Игнатова Ю.Н. Субъекты договора аренды транспортных средств с экипажем. — Статья .

Статья посвящена исследованию субъектного состава договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации . А также вопросу, какими нормами договора аренды будут регулироваться отношения субъектов данного договора в зависимости от их целевого использования .

Ключевые слова: аренда транспортных средств, экипаж, услуги по управлению и технической эксплуатации

Ignatova Y.N. Subjects of vehicles with crew rent contract. — Article .

Keywords: rent of vehicles, crew, driving services and technical operation

Игнатова Ю.М. Суб’єкти договору оренди транспортних засобів з екіпажем. — Стаття .

Статтю присвячено дослідженню суб’єктного складу договору оренди транспортних засобів з наданням послуг з керування та технічної експлуатації. А також питанню щодо норм договору оренди, якими регулюватимуться відносини суб’єктів даного договору залежно від їх цільового використання .

Ключові слова: оренда транспортних засобів, екіпаж, послуги з керування та технічної експлуатації

В связи с развитием различного вида транспорта и увеличением оборота транспортных средств в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) выделили институт аренды транспортных средств в отдельный параграф 3 главу 34, посвященный аренде транспортных средств. Аренда транспортных средств подразделяется на аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и без предоставления данных услуг и эксплуатации .

Ни в ГК РФ, ни в каком другом нормативном правовом акте не зафиксирован определенный круг участников арендных отношений, которые будут являться субъектами договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управ-

лению и технической эксплуатации . Таким образом, закон не ограничивает перечень лиц, которые могут вступать в арендные отношения . Следовательно, к рассматриваемым хозяйствующим субъектам можно отнести физических и юридических лиц, Российскую Федерацию (далее — РФ), субъекты Российской Федерации (далее — субъекты РФ) и муниципальные образования Сторонами в договоре аренды транспортных средств с экипажем по общему правилу выступают арендодатель и арендатор Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) выделяет в качестве сторон данного договора — судовладельца и фрахтователя Арендодателем (судовладельцем) могут быть собственники транспортных

* Игнатова Юлия Николаевна — аспирант кафедры международного частного права Саратовской государственной юридической академии, г. Саратов, Россия .

средств, а также лица, управомоченные законом или собственником сдавать транспортное средство в аренду (ст. 608 ГК РФ). К ним относятся физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Специальной статьи, посвященной определению понятия «арендатор», не закреплено в ГК РФ и иных нормативных правовых актах, но к арендаторам также можно отнести физические или юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

К арендодателю предъявляются некоторые требования, например, он должен обладать полной дееспособностью (п 1 ст 21 ГК РФ) Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 и до 18 лет и ограниченные судом в дееспособности (п 1 ст 30 ГК РФ) могут сдавать транспортные средства в аренду при согласии родителей, попечителей и усыновителей (ст 26 ГК РФ) Исключения составляют признанные судом дееспособными вследствие вступления в брак до достижения 18 лет (п 2 ст 21 ГК РФ) и эмансипированные граждане (ст. 27 ГК РФ).

В качестве арендодателя от юридического лица выступает орган юридического лица. Под органом юридического лица следует понимать лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают арендодателем транспортных средств, которые принадлежат им на праве собственности, но при условии, что данные транспортные средства не переданы учрежденными ими юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо юридическим или физическим лицам на ином вещном праве. Таким образом, данные публичные образования либо самостоятельно сдают транспортные средства в аренду через свои

органы, либо давая указания субъектам гражданского права

Арендатор — физическое или юридическое лицо, заключившее с собственником транспортного средства (или уполномоченным им лицом) договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и получившее во временное владение и пользование транспортное средство

Специальной статьи, посвященной понятию «арендатор» не закреплено в ГК РФ и иных нормативных актах, но к арендаторам также можно отнести физические или юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Необходимо отметить, что отношения субъектов будут регулироваться различными нормами договора аренды в зависимости от их целевого использования Например, если одно физическое лицо предоставляет во временное владение и пользование или пользование легковой автомобиль другому гражданину за определенную плату, то данные отношения будут регулироваться общими нормами об аренде Т е если стороны являются физическими лицами, не обладающими статусом индивидуального предпринимателя, и их целью не является получение прибыли, а арендуют они транспортное средство для потребительских нужд, то в данном случае будут применяться нормы § 1 гл . 34 ГК РФ.

В случае если организация, которая осуществляет сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, предоставляет во временное владение и пользование лимузин физическим лицам для потребительских целей (например, для свадебного кортежа) за определенную плату, то данные отношения будут регулироваться положениями договора проката, т е нормами § 2 гл 34 ГК РФ

В том случае, если организация предоставляет во временное владение и пользование самолет за определенную плату

индивидуальному предпринимателю и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, то в данном случае отношения будут регулироваться нормами договора аренды транспортных средств с экипажем

Когда в качестве арендодателя и арендатора выступают юридические и (или) физические лица, обладающие статусом индивидуального предпринимателя, и их целью является получение прибыли от коммерческой эксплуатации транспортного средства, такие отношения будут регулироваться нормами § 3 гл 34 ГК РФ

Таким образом, аренда транспортных средств будет регулироваться различными положениями гражданского законодательства в зависимости от субъектного состава обязательственных отношений и соответственно их определенного субъектного состава:

1) когда арендуются транспортные средства с экипажем юридическими и (или) физическими лицами, обладающими статусом индивидуального предпринимателя, которые занимаются предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли . Данные отношения будут регулироваться нормами § 3 гл 34 ГК РФ и иными транспортными уставами и кодексами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) когда сдаются в аренду транспортные средства с целью бытового (некоммерческого) использования . В данном случае отношения сторон будут регулироваться общими положениями об аренде (§ 1 гл 34 ГК РФ), если нет прокатной организации, которая осуществляет сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, в ином случае — положениями о договоре проката (§ 2 гл 34 ГК РФ)

В.С. Ем отмечает, что не случайны существенные различия в правовой регламентации договора аренды транспортных средств и договора проката (например, распределение обязанностей сторон по содержанию сданного в аренду имущества и

устранению его недостатков) В настоящее время является абсурдным предположение о том, что можно возложить обязанности по ремонту легкового автомобиля, взятого во временное пользование, на гражданина, который арендовал данное транспортное средство Поэтому во всех цивилизованных правопорядках легковые автомобили принято сдавать в прокат, а не фрахтовать на время .

К . (арендодатель) и конкурсный управляющий (арендатор), заключили договор аренды транспортного средства с экипажем, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывать своими силами услуги по управлению транспортным средством и по его эксплуатации

Цель использования транспортного средства — поездки, связанные с проведением процедуры банкротства — конкурсное производство в отношении индивидуального предпринимателя Ш . Г.

Ш .В. обратился с иском к конкурсному управляющему о признании договора аренды транспортного средства с экипажем недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки. В обосновании исковых требований указывал, что данная возмездная сделка заключена с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем и не имеющим государственной регистрации Следовательно, К не имел права на оказание транспортных услуг по возмездному договору аренды, т. е . заниматься предпринимательской деятельностью

Таким образом, К не только не имел права оказывать транспортные услуги по аренде транспортного средства с экипажем (будучи сам экипажем) Решением районного суда Тамбовской области в удовлетворении исковых требований Ш .В . отказано .

Судебная коллегия приходит к выводу, что в соответствии с пунктами 1 .1, 1 . 2 заключенного конкурсным с физическим лицом К

договора аренды транспортного средства с экипажем арендодатель (физическое лицо), являющийся собственником транспортного средства, предоставляет арендатору (обществу) во временное владение и пользование за плату автомобиль, а также оказывает арендатору своими силами услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации

По мнению апелляционной инстанции, отсутствие у арендодателя статуса индивидуального предпринимателя само по себе не является основанием для признания сделки недействительной (ничтожной) .

На наш взгляд, такая позиция судов является неверной . Во-первых, арендодатель является физическим лицом, который не обладает статусом индивидуального предпринимателя, следовательно, он не может осуществлять предпринимательскую деятельность

Во-вторых, объект (транспортное средство) является средством обеспечения предпринимательской деятельности В данном примере оно используется для личных целей арендатора, т е для выполнения им своих служебных обязанностей, а не для получения прибыли.

В-третьих, предметом договора аренды транспортных средств является коммерческая эксплуатация транспортного средства и передача данного транспортного средства с этой целью в возмездное пользование и владение

Таким образом, в рассмотренном примере правоприменительной практики отношения не могут регулироваться § 3 гл 34 ГК РФ, поэтому договор является недействительным, поскольку порочен субъектный состав данных арендных отношений, а именно, арендатор не обладает статусом индивидуального предпринимателя, а значит, не может эксплуатировать транспортное средство с коммерческой целью

Также необходимо отметить, что данное дело не подведомственно суду общей юрисдикции (районному суду) Так как

согласно ст 27 АПК РФ дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственны арбитражному суду.

Существует другая проблема Два физических лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, заключают договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) Как было установлено выше по тексту, данное регулирование подпадает под положение § 1 гл 34 ГК РФ При этом какими нормами необходимо в данном случае руководствоваться при регулировании отношений предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации Как показывает исследование правоприменительной практики, на наш взгляд, данные отношения подпадают под гл . 39 ГК РФ, а именно возмездное оказание услуг

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26.01. 1996 г. № 14-ФЗ (с изм . от 01.01. 2012 г. ) // СЗ РФ. 1996.- № 5,- Ст. 3301.

5. Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 05 06 2013 по делу № 33-1610 . Документ опубликован не был // Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»

Добавить комментарий