Договор поставки для муниципальных нужд

По договору поставки для государственных и муниципальных нужд

поставщик обязуется в соответствии с заключенным им государственным (муниципальным) контрактом поставить покупателю определенный товар, а покупатель обязуется принять и оплатить его.

Отметим, что несмотря на то что рассматриваемый договор назван законодателем договором поставки, конструктивные особенности договора этого типа в нем отсутствуют. В частности, этот договор, как правило, направлен на организацию разовой связи, тогда как договор поставки обычно является долгосрочным, предназначенным для планирования деятельности на относительно продолжительное время (год и более); процедура заключения обычной поставки и поставки для государственных нужд различаются, в том числе и процедура урегулирования разногласий. Если договор поставки обычно заключают посредством определенной последовательности юридически значимых действий (рамочный договор; разовый договор), то для договора поставки для государственных нужд такая последовательность совсем не характерна.

Представляется, что несмотря на использование законодателем в наименовании договорной модели термина «поставка», договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд не может быть квалифицирован как договор поставки, а представляет собой специальную разновидность договора купли-продажи. При этом договор поставки для государственных нужд может одновременно являться договором оптовой купли-продажи, в том случае, если закупаемый товар предназначен для розничной продажи, контрактацией, если закупаемый товар является сельскохозяйственной продукцией и закупается он у производителя сельскохозяйственной продукции. Если такой договор направлен на организацию долгосрочной связи, он может быть квалифицирован и как поставка. Это имеет значение для определения норм права, подлежащих применению к договору при недостатке волеизъявления (договоренности) сторон на сей счет.

Договор поставки для государственных или муниципальных нужд выделяется по цели его заключения. Он направлен на удовлетворение государственной или муниципальной нужды, т.е. реализацию публичного интереса, выполнение функций государства, субъектов РФ и муниципальных образований. Детально цели закупок называются в ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Поскольку решение задач государства или муниципального образования осуществляется преимущество с полным или частичным расходованием средств бюджета, то основной задачей, стоящей перед законодателем при правовой регламентации указанных отношений, является обеспечение наиболее эффективного расходования бюджетных средств. В обычных договорах поставки или оптовой купли-продажи стороны-субъекты предпринимательской деятельности сами заинтересованы в том, чтобы не допустить избыточных расходов, этот интерес сторон является естественным сдерживающим фактором от формирования условий договора, заведомо невыгодных одной из сторон: контрагент не согласится на включение таких условий. В договоре поставки товаров для государственных или муниципальных нужд ситуация иная. Интерес (нужда) государства представлена государственным органом, должностными лицами, которые собственного имущества в предпринимательскую деятельность не вкладывали, личного стимула содействовать наиболее эффективному вложению средств государства или муниципального образования не имеют, именно поэтому в данной сфере широкое распространение получила негативная практика неэффективного расходования средств. В этом смысле показательно определение целей законодательства о контрактной системе. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ целями государственного регулирования сферы закупок является повышение эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для решения этих задач законодатель предусматривает информационную открытость и прозрачность закупок. Это проявляется в создании единой информационной системы в сети Интернет, где размещаются все сведения о закупках, привлечение общественности к обсуждению закупок (ст. 20 Закона).

Законодательно установлены требования к цене по договору, в частности, в соответствии со ст. 22 Закона начальная цена контракта должна быть обоснована посредством применения одного или нескольких названных в законе методов, а не произвольно устанавливаться заказчиком. К методам обоснования цены Закон отнес: а) метод сопоставления рыночных цен;

  • б) нормативный метод; в) тарифный метод; г) проектно-сметный метод;
  • д) затратный метод.

Система размещения заказов на поставку товаров призвана стимулировать конкуренцию, является методом государственной поддержки малого предпринимательства. Это проявляется, в частности, в установлении преимуществ при осуществлении закупок, предоставляемых субъектам малого предпринимательства (п. 3 ч. 4 ст. 27, ст. 30 Закона).

Косвенным образом система государственных закупок призвана стимулировать своевременную уплату налогов, поскольку для лиц, имеющих недоимку по налогам, сборам, иным обязательным платежам, возможно ограничение участия в размещении заказов по решению заказчика (п. 1 ст. 31 Закона).

Источниками правового регулирования отношений поставки товаров для государственных нужд, помимо указанного Закона, является Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Особенности договора поставки для государственных и муниципальных нужд можно разделить на следующие группы.

Планирование закупок. Закупки товаров осуществляются в соответствии с планами, для чего утверждаются и вводятся планы закупок и планы- графики (ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). В планы закупок должны включаться основные требования к будущей закупке, утверждаются планы закупок на очередной финансовый год и плановый период (ч. 4 ст. 17 Закона). Изменение плана закупки должно быть обосновано одной из указанных в законе причин. Формирование плана закупок осуществляется государственным заказчиком, после его утверждения он размещается в единой информационной системе.

Заключение договора. Свобода договора при заключении договоров поставки для государственных и муниципальных нужд в значительной степени ограничена. В частности, закон ограничивает возможность самостоятельного выбора способа заключения договора, ограничивает свободу сторон в выборе контрагента, устанавливает отдельные требования по содержанию договора. Для заключения договора поставки для государственных и муниципальных нужд установлена двухэтапная модель. На первом этапе заключается государственный контракт, который фиксирует существование правовой связи между государственным заказчиком и поставщиком, на втором этапе поставщик заключает договор поставки с покупателем. Отбор поставщиков предваряет заключение государственного (муниципального) контракта.

Законодатель уделяет значительное внимание процедуре отбора поставщиков. Все способы отбора поставщиков делят на конкурентные и неконкурентные. При использовании конкурентных способов обеспечивается возможность выбора поставщика среди нескольких, при неконкурентных способах государственный контракт заключается с единственным поставщиком. В ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определяется исчерпывающий перечень конкурентных способов определения поставщиков. К ним относятся: а) конкурсы; б) аукционы; в) запрос котировок; г) запрос предложений1. Для выбора поставщика используются унифицированные критерии, указанные в ст. 32 Закона. К ним относится: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию товаров; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики товара; 3) квалификация участника закупки, наличие у него финансовых средств, оборудования, иных материальных ресурсов и деловой репутации, необходимых для исполнения договора. Каждый из критериев учитывается в зависимости от его значимости, при этом установлено, что должно учитываться не менее двух критериев.

В Законе детально регламентированы правила описания предмета договора (ст. 33), при этом заказчик должен при наличии возможности использовать стандартизованные показатели, запрещается включение в описание требований, касающихся товарных знаков, а при их использовании должна делаться оговорка о возможности предоставления эквивалентного товара. В документации могут содержаться изображения, схемы, чертежи, и прочие материалы, позволяющие идентифицировать предмет договора. Такая конкретизация в Законе правил описания предмета призвана предотвращать споры о соответствии предоставленного исполнения согласованному в договоре предмету.

Исполнение договора. Закон предусматривает специальные требования об исполнении договора поставки для государственных (муниципальных) нужд (ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). К проверке исполнения договора могут привлекаться эксперты, о каждом этапе приемки составляются соответствующие акты и отчет, который размещается в единой информационной системе. Порядок подготовки и размещения таких отчетов специально регламентируется Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Ответственность по договору. Для договора поставки для государственных и муниципальных нужд установлена законная неустойка

для заказчика и поставщика. Так, в случае просрочки исполнения обязанностей заказчиком, поставщик вправе требовать уплаты пени в размере 1/300 действующей на момент уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы за весь период просрочки. Аналогичная пеня установлена и для просрочившего поставщика (ч. 5, 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Заметим, что в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1994 № 60-ФЗ некачественные товары считаются непоставленными.

Еще одной чертой ответственности по этому договору является установление возможности освобождения от ответственности, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Как видим, это правило в целом соответствует особенностям ответственности субъектов предпринимательской деятельности, поскольку не требует установления вины нарушителя. Вместе с тем, поскольку заказчиком и поставщиком могут быть и субъекты, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, очевидно, что Закон устанавливает более жесткие требования об ответственности сторон, в сравнении с общими правилами ГК РФ (ст. 401).

Особенности изменения и расторжения договора. Статья 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ исходит из различного правового регулирования изменения и расторжения договора; при этом к изменению договора предъявляются более жесткие требования, чем к расторжению — настолько жесткие, что свобода усмотрения сторон в части изменения договора сведена, можно сказать, к минимуму. Причиной этого является намерение законодателя противодействовать различным известным способам манипулирования заказчика в процессе заключения договора с тем, чтобы выигравшее в процессе конкурентных закупок лицо поставляло не тот товар, который указан в документации о закупке и контракте с целью обеспечить заключение договора с определенным лицом, а тот, который действительно необходим заказчику. В Законе никаких ограничений на перемену заказчика не установлено, тогда как для перемены поставщика (исполнителя, подрядчика) установлен общий запрет кроме случаев правопреемства вследствие реорганизации (п. 5 ст. 95).

Возможности изменения условий договора по закону о контрактной системе связаны с тем, какие условия изменяются. Закон не устанавливает специальных правил на изменение случайных условий договора, однако в отношении существенных условий установлено специальное ограничение в п. 1 ст. 95, в соответствии с которым изменение существенных условий невозможно, кроме исчерпывающим образом перечисленных в законе случаев, при этом такая возможность должна быть прямо предусмотрена документацией о закупке и контрактом (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона). Использование союза «и» обозначает логическое отношение конъюнкции, и предполагает, что указание на возможность изменения существенных условий договора должно одновременно содержаться как в тексте договора, так и в документации о закупке. При этом основания изменения должны соответствовать закону, где указано только два случая:

а) снижение цены при сохранении количества товара — что предполагает ситуацию, при которой поставщик принимает решение передать то же количество товара, что предусмотрено в государственном контракте и заключенном на его основании договоре поставки, но желает получить за поставляемый товар меньше согласованной цены;

б) уменьшение или увеличение количества товара (объема работ) в пределах 10% от изначально предусмотренного договором, причем такое изменение количества допускается лишь по инициативе заказчика. Иных оснований для изменения условий договора в текст договора, исходя из буквального толкования Закона, включить нельзя.

Дополнительное основание для изменения договора связано с актом государственного или муниципального органа (п. 2—4 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Еще одно основание изменения договора продиктовано спецификой сферы применения Закона — обеспечение потребностей в товарах, работах, услугах, преимущественно с использованием бюджетных средств. В связи с этим сохраняется возможность уменьшения бюджетного финансирования, выделяемого, в частности, бюджетному учреждению, которое в таком случае не сможет исполнить обязательство в части оплаты за поставляемые товары, приобретаемые работы или услуги. Уменьшение финансирования дает основание государственному или муниципальному заказчику для принятия решения об изменении контракта. Помимо этого изменение договора может быть связано с изменением регулируемых цен, изменением медицинских показаний для лечения гражданина за пределами России и в иных случаях.

В п. 4 ст. 95 Закона устанавливается приоритет отдельных видов обязательств при недостаточности финансирования. В приоритетном порядке заказчик исполняет в таком случае обязательства, необходимые для нормального жизнеобеспечения и обязательства, уже исполненные поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Эта норма призвана обеспечить интересы добросовестного поставщика (исполнителя, подрядчика). Установлена возможность исполнить обязательство лучше, чем это предусмотрено договором, по согласованию с заказчиком. В частности, допускается поставка товаров, качество, технические и функциональные характеристики которых являются улучшенными по сравнению с условиями договора (ч. 7 ст. 95 Закона). О таком изменении вносится запись в реестр контрактов. Заметим, что понятие «улучшенный» является в большой степени оценочным. Как нет единого для всех качества товара, под которым можно понимать совокупность свойств товара, характеризующие его пригодность для достижения определенных целей, в связи с чем качество товара зависит от потребностей, для удовлетворения которых товар приобретается, так и не может быть единого понятия «лучшего» в отношении качества, технических и иных его характеристик. Представления о «лучших» свойствах меняются в зависимости от цели приобретения, и если, говоря об обычном договоре, в основном стороны ориентированы на предполагаемую цель приобретения товара — цель, для которой товары такого рода обычно используются, то в государственных контрактах мерилом потребности является государственная или муниципальная нужда и одним из принципов контрактной системы, предусмотренным в ст. 12 Закона, является принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая возможна только при обеспечении должного качества товаров, работ и услуг. При таких обстоятельствах категория «улучшенные» характеристики является в значительной степени неопределенной.

В отличие от изменения, расторжение договора поставки товаров для государственных нужд допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения контракта (ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), при этом Законом установлены специальные сроки и порядок реализации права на расторжение договора и односторонний отказ. Так, поставщику отказывающийся от договора, не позднее чем в течение трех рабочих дней направляет заказчику соответствующее уведомление, и через 10 дней с даты надлежащего уведомления контракт считается расторгнутым, соответствующая информация размещается в единой информационной системе (ч. 17, 18, 26 ст. 95 Закона). Если же правом на односторонний отказ воспользовался заказчику то помимо обычных последствий одностороннего отказа, установлено специальное правовое последствие в виде включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, что влечет лишение нрава заключать договоры для государственных нужд на два года.

  • О порядке заключения договора этими способами см. гл. 9 настоящего учебника.

1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
2. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 — 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.

Комментарий к статье 525 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности правового регулирования отношений по обеспечению товарами государственных нужд. Такие отношения признаются отношениями по поставкам. При этом поставки для государственных нужд осуществляются на основе договоров (государственного контракта и заключенных в соответствии с ним договоров поставки).

Договор (государственный контракт) поставки товаров для государственных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров и участием в поставках государственных органов — государственных заказчиков или уполномоченных ими лиц. При этом поставки обеспечиваются за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Цели продажи и приобретения товаров, а также источники финансирования потребовали установления особого порядка заключения договоров и рассмотрения возникающих при этом разногласий, гарантированности государственным заказчиком платежей за поставленные товары.

2. В соответствии с п. 2 статьи к отношениям по поставкам для государственных нужд в части, не урегулированной комментируемым разделом Кодекса, применяются правила о договоре поставки. При отсутствии же соответствующих правил в § 3 гл. 30 к отношениям, возникающим из договора поставки товаров для государственных нужд, на основании п. 5 ст. 454 подлежат применению общие положения о купле-продаже.

При поставках для государственных нужд сельскохозяйственной продукции применимы также соответствующие нормы о договоре контрактации.

3. Отношения по поставкам товаров для государственных нужд регулируются тремя законами — Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» и Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», а также принятым на его основе Постановлением Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 «О мерах по реализации Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Согласно п. 2 комментируемой статьи эти Законы применяются к отношениям по поставкам для государственных нужд в части, не урегулированной ГК.

4. В Законе о поставках для государственных нужд перечислены цели поставки товаров для федеральных и региональных государственных нужд. К этим целям отнесены: создание и поддержание госрезерва; поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств; реализация федеральных и региональных целевых программ. Перечисленные цели позволяют определить сферу применения государственного контракта и договора поставки товаров для госнужд и отношения, подпадающие под регулирование правилами ГК о поставках для государственных нужд.

Другой комментарий к статье 525 ГК РФ

1. Для выполнения своих функций государство и другие публичные образования нуждаются в имущественной базе, формирование которой происходит посредством закупок товаров для государственных или муниципальных нужд. Эти закупки оформляются государственными (муниципальными) контрактами и договорами поставки для государственных (муниципальных) нужд.

2. Основной спецификой указанных договоров является особая цель приобретения товаров — для государственных нужд (федеральных нужд и нужд субъектов РФ) или муниципальных нужд. Легальное определение государственных и муниципальных нужд см. в п. 1 и 2 ст. 3 Закона о размещении заказов.

Специфика цели приобретения, в свою очередь, обусловливает особенности субъектного состава соответствующих договоров, их заключения и исполнения.

3. Правовое регулирование поставки товаров для государственных или муниципальных нужд основано на нормах § 4 гл. 30 ГК, однако не исчерпывается ими. В соответствии с п. 2 коммент. ст. к отношениям по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд субсидиарно применяются специальные законы: Закон о размещении заказов, Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3), Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6), Закон о поставках, Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303). Об иерархии внутри группы специальных законов см. п. 3 ст. 1, ст. 2 Закона о размещении заказов.

Поскольку государственные (муниципальные) контракты и договоры поставки товаров для государственных или муниципальных нужд являются видом купли-продажи и разновидностью поставки, к ним применимы (в части, не противоречащей положениям § 4 гл. 30 ГК и специальным законам) соответствующие нормы § 3 гл. 30 ГК (см. п. 2 коммент. ст.) и общие положения § 1 гл. 30 ГК (см. п. 5 ст. 454 ГК).

Учитывая особый порядок финансирования, заключение и исполнение государственных (муниципальных) контрактов в части регулирования объемов бюджетных обязательств, принимаемых государственными (муниципальными) заказчиками, регламентируются БК и соответствующими подзаконными актами.

Закупка необходимых товаров для государственных и муниципальных нужд должна осуществлять в соответствии с положениями действующего законодательства в закупочной сфере. Для подтверждения правомерности перечисления средств тому или иному поставщику требуется составление договора поставки.

В связи с особенностями статуса покупателей в этом случае и содержание договора будет регулироваться несколькими нормативными актами в соответствии с такими особенностями.

Правовая основа

В связи с тем, что любая поставка товара для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, основные требования к подтверждающему правомерность договора поставки следует почерпнуть из положений статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок». Эта статья посвящена требованиям, предъявляемым к существующим контрактам вне зависимости от того, каким является предмет заключаемого контракта.

Так как поставка товара — это правоотношения, возникающие в соответствии с положениями гражданского законодательства, то для формирования содержания договора поставки потребуется обратиться также к Параграфу 4 Главы 30 Раздела IV Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанный параграф посвящён полностью поставке товаров, которая осуществляется с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

В случае неисполнения требований составленного договора обе стороны имеют право обратить друг на друга взыскания об уплате пеней и штрафов за нарушения взятых на себя обязательств. Однако факт такого нарушения потребуется подтвердить с документальной точки зрения.

Привлечение к ответственности в случае наличия документальных доказательств таких нарушений происходит на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации №1042 от 30 августа 2017 года.

Что должно содержаться в договоре поставки

И Гражданский Кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» придерживаются схожих требований к составлению и содержанию договора поставки.

В тексте договора вне зависимости от того, каким образом происходит закупка (конкурентным или неконкурентным способом), должны содержаться данные:

  • о сторонах, которые участвуют в подписании такого договора (сведения указываются в преамбуле к договору или контракту в развёрнутом виде, а в части, посвящённой реквизитам сторон, в сокращённом виде, но понятном для идентификации подписывающих сторон);
  • о предмете контракта или договора. В случае если для поставляемого товара характерно большое количество параметров или подробное описание, то целесообразно в данном разделе предмет закупки описать кратко, а к самому договору сделать приложение в виде технического задания на поставку и ведомости поставки или спецификации, в которых будут содержаться все подробные характеристики закупаемого товара;
  • о стоимости договора или контракта, то есть стоимости закупки. В случае необходимости в данном разделе указывается режим налогообложения поставщика, а также порядок осуществления расчетов и технология перечисления средств (наличным или безналичным путем);
  • о порядке приемки результатов исполнения контракта. В случае если речь идет о поставке товара, технические характеристики которого регулируются различными специально принятыми стандартизирующими документами, потребуется дать ссылку на них в качестве обоснования права заказчика отказаться в приемке товара, если он не соответствует требованиям таких документов;
  • о правах и обязанностях сторон. Права и обязанности заказчика и исполнителя по контракту следует отражать отдельно, чтобы при трактовке положений договора не возникло никаких вопросов;
  • о действиях сторон в случае возникновения чрезвычайных или иных обстоятельств, которые могут быть расценены как обстоятельства непреодолимой силы, в том числе если такие обстоятельства мешают исполнению договора;
  • об ответственности участников договора, если они не исполняют свои обязанности по иным причинам, не имеющим отношения к обстоятельствам непреодолимой силы (меры ответственности должны быть зафиксированы в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации №1042);
  • о порядке, в котором будет происходить урегулирование возникающих споров между сторонами соглашения;
  • о механизме, используемом для расторжения договора, в том числе по итогам исполнения всеми сторонами своих обязательств, если срок действия договора ещё не завершён;
  • о сроке действия подписанного документа, в том числе если речь идёт о сроках полных взаиморасчетов;
  • о реквизитах сторон и их подписях;
  • о приложении к договору в виде его технической части, характеризующей особенности приобретаемого товара.

Образец договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд можно посмотретьздесь.

В некоторых случаях, характерных для закупок малого объема, возможно использование договора поставки простого типа, который оформляется в момент приобретения товара и не имеет таких развёрнутых пунктов, однако, основные из них (относительно предмета покупки, цены и прав и обязанностей сторон) вносятся в текст в обязательном порядке.

Сроки заключения договора поставки

Заключение договора поставки происходит только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о закупках.

На основании такого законодательства осуществляется и регулирование сроков, которые должны быть соблюдены.

Если речь идёт о закупках малого объема (цена договора в которых не превышает сто тысяч рублей), то предельный срок для заключения такого договора не может превысить десять дней. В случае если речь идёт о заключении договора с использованием услуг единого агрегатора торговли «Березка», то на подписание договора на этом ресурсе обеим сторонам даётся не более пяти дней.

В случае договоров и контрактов поставки товара, которые подписываются по итогам электронных конкурентных процедур, сроки заключения регламентируются положениями статьи 83.2 Федерального закона «О контрактной системе» и находятся в диапазоне от десяти до двадцати дней.

При этом договор или контракт будет считаться заключённым с момента его подписания в электронном виде. Бумажный экземпляр оформлять потребуется только некоторым государственным заказчикам, у которых отличается алгоритм финансирования (например, для казенных учреждений, которые могут осуществить оплату через Федеральное Казначейство, предоставив в качестве доказательства поставки товара подписанный в двустороннем порядке бумажный вариант договора).

Ответственность сторон

Фиксация в тексте договора государственных или муниципальных поставок ответственности сторон является одним из обязательных условий признания договора и требований в удовлетворении понесённых убытков сторонами легитимными.

По общему правилу ответственность в договоре поставки должна быть сформулирована на основании положений Гражданского кодекса. На сегодняшний день это уплата пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый день просрочки исполнения взятых обязательств по договору, которая умножается на стоимость договора за исключением того объема стоимости обязательств, которые были удовлетворены.

В таком же порядке происходит удовлетворение обязательств по договору, если он признается простым договором (чаще всего оформление такой формы договоров происходит в крупных сетевых магазинах в случае экстренного приобретения каких-либо товаров).

Если контракт или договор заключается на основании положений федерального законодательства в сфере закупок, то ответственность сторон должна быть оформлена в соответствии с требованиями указанного ранее Постановления Правительства РФ №1042.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.

Главная отличительная черта – особая цель использования товаров, а именно – их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв.

Договор поставки для государственных нужд является:

1) консенсуальным;

2) возмездным – основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены, и наоборот;

3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора поставки для государственных нужд.

Поставщик – предприниматель.

Государственный заказчик – утвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения.

Покупатель – любое юридическое лицо.

Предмет договора – любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в то м ч исле для предпринимательской деятельности. Закупка по государственным контрактам товаров иностранного производства не допускается.

Форма договора – письменная, заключается путем подписания сторонами одного документа.

Существенным условием договора поставки для государственных нужд является срок.

Права и обязанности поставщика :

1) заключение договора поставки для государственных нужд;

2) за просрочку поставки или недопоставку товаров по государственному контракту уплатить покупателю неустойку в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции и возместить убытки;

3) передачу товаров: а) путем отгрузки их покупателю либо путем предоставления товаров в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика;

б) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару;

в) в определенном количестве;

г) в согласованном ассортименте;

д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;

е) установленного качества;

ж) свободным от прав третьих лиц;

з) в таре и упаковке.

Права и обязанности государственного заказчика:

1) обязан принять товар; 2) обязан прикрепить к поставщику покупателя; 3) обязан оплатить товар; 4) выступить поручителем по обязательству покупателя оплатить товар.

Права и обязанности покупателя:

1) обязан принять предложенное поставщиком исполнение; 2) вправе отказаться от заключения договора полостью или частично; 3) оплатить товар, если поставка производится по отдельному договору поставки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

⇐ Предыдущая12345

Понятие договора

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд — разновидность договора поставки. Этим договором оформляются закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор ст. 525-538 ГК РФ, регламентирующими этот вид договора, а также статьями, посвященными договору поставки. и специальными законами:

§ Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

§ Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;

§ Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;

§ Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Существенные условия

существенными условиями договора ПОСТАВКИ товаров ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ или МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, признаются сведения относительно: предмета договора (описание, количество, качество); цены договора (ст.ст. 454, 485 ГК РФ); срока передачи товара или же сроков передачи отдельных партий товаров (ст. 506 ГК РФ); субъектного состава сторон указанного вида договора (ст.ст. 525 (п. 2), 526 ГК РФ).

Характеристика договора

1) консенсуальным;
2) возмездным – основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены, и наоборот;
3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора поставки для государственных нужд.

Стороны договора

Поставщик– предприниматель.

Государственный заказчик– утвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения.

Покупатель– любое юридическое лицо.

5. Форма договора

Форма договора– письменная, заключается путем подписания сторонами одного документа.

Права и обязанности поставщика Права и обязанности гос. заказчика
1) заключение договора поставки для государственных нужд; 2) за просрочку поставки или недопоставку товаров по государственному контракту уплатить покупателю неустойку в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции и возместить убытки; 3) передачу товаров: а) путем отгрузки их покупателю либо путем предоставления товаров в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика; б) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару; в) в определенном количестве; г) в согласованном ассортименте; д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен; е) установленного качества; ж) свободным от прав третьих лиц; з) в таре и упаковке. 1) обязан принять товар; 2) обязан прикрепить к поставщику покупателя; 3) обязан оплатить товар; 4) выступить поручителем по обязательству покупателя оплатить товар.
Права и обязанности покупателя
1) обязан принять предложенное поставщиком исполнение; 2) вправе отказаться от заключения договора полостью или частично; 3) оплатить товар, если поставка производится по отдельному договору поставки.

7. Особенности отв-ти

Контрактация

Понятие

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи

Существенные условия

условие о количестве и ассортименте поставляемой продукции являются существенными; при его отсутствии договор признаётся незаключённым. Не относятся к существенным условиям цена и срок договора.

Характеристика

Договор контрактации являетсявозмездным, консенсуальным, взаимным. Для него характерны следующие особенности.

Стороны

Сторонами в договоре контрактации являются продавец — производитель сельскохозяйственной продукции и её покупатель — заготовитель.

В качестве производителя может выступать коммерческая организация, в том числе сельскохозяйственный производственный кооператив, а также индивидуальный предприниматель и крестьянско-фермерское хозяйство, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию и производству сельскохозяйственной продукции. Кроме того, реализовывать продукцию по данному договору вправе физические лица, выращивающие и производящие её на своихприусадебных или дачных участках, и такие некоммерческие организации как сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Главным признаком, определяющим способность участия в договоре лица как производителя, является производство продукции непосредственно, в собственном хозяйстве. Таким образом, сбыт продукции лицом, закупившим её для последующей переработки или перепродажи, исключает контрактацию].

Заготовителем в договоре контрактации может стать коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для её последующей переработки или перепродажи. К числу таковых можно отнести, например, мясоперерабатывающие комбинаты, молокозаводы, фабрики по переработке шерсти и т. д., а также оптовые торговые компании, снабженческие и сбытовые организации производственной и потребительской кооперации. При определении статуса лица как заготовителя существенным условием является наличие у него специальной цели участия в договоре. Не признаётся контрактацией приобретение сельскохозяйственной продукции для личного, семейного потребления или иных подобных целей, не связанных с её последующей переработкой или перепродажей.

Форма

Форма договора должна быть только письменной. Порядок заключения договора и разрешения разногласий, возникающих при этом, аналогичен договору поставки (ст. 507 ГК РФ).

Права и обязанности

Права и обязанности производителя Права и обязанности заготовителя
Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных догово- ром контрактации (ст. 537 ГК). Оплата производится по свободно согласованным в договоре ценам, причем возможно условие предос- тавления аванса. Заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. Заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйствен-ной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок, в том случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществ-ляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Договором контрактации может быть предусмотрена обязан-ность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйст-венной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст.536ГК

Особенности отв-ти

Заготовитель сельскохозяйственной продукции несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора по общим правилам (безвиновная ответственность). В отличие от него, производитель сельскохозяйственной продукции несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договор контрактации только при наличии вины. Одним из оснований, свидетельствующих об отсутствии вины производителя, является наступление обстоятельств непреодолимой силы. К таковым можно отнести различные природные явления, например, резкие температурные колебания, стихийные пожары,паводки, градобитие и т. д. Их наличие должно быть подтверждено соответствующими документами (акт, составленный с участием страховой компании, заключение Россельхознадзора, справка Росгидромета и т. п.). Производитель не несёт ответственности и тогда, когда в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств имеется вина заготовителя, в частности, просрочка в исполнении встречных обязательств (например, заготовитель нарушил или просрочил выполнение обязательства по вывозу продукции). Отсутствие своей вины производитель доказывает самостоятельно.

Энергоснабжение

Понятие

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Существенные условия

Существенными условиями договора энергоснабжения помимо предмета договора являются количество и качество энергии, режим потребления энергии, цена, а также условия по обеспечению содержания и безопасной эксплуатации сетей, приборов и оборудования.

Характеристика

консенсуальный, возмездный, взаимный, публичный.

Стороны

Энергоснабжаюшая организация — коммерческое юридическое лицо.

Абонент — бытовой потребитель и производственный потребитель (индивидуальный предприниматель, предприятие и т.п.).

Форма

Порядок заключения договора и егоформа зависят от субъектного состава абонентов и цели использования товара. Так, если абонентом является гражданин, потребляющий энергию, форма договора будет конклюдентная. Если же абонентом является индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо, форма договора должна быть письменная.

6. Права и обязанности

Обязанности продавца Права продавца
Продавец обязан подавать энергию соответствующего качества, обусловленного количества с соблюдением режима подачи. Продавец вправе: § прекратить или ограничить подачу энергии без согласия и предупреждения абонента при ликвидации или предотвращении аварии с последующим уведомлением абонента; § требовать оплаты использованной энергии.
Обязанности абонента Права абонента
Абонент обязан: § оплачивать принятую энергию. Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «О государственном реагировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», подлежат государственному регулированию, что обусловлено естественной монополией энергоснабжащих организаций. Правительство РФ устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ. Тарифы устанавливаются дифференцированно § по группам потребителей в зависимости от уровня энергопотребления и категории потребителя: § соблюдать режим потребления энергии; § вести учет потребления энергии; § немедленно сообщать энергоснабжающей организации о нарушениях, возникающих при пользовании энергией; § обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов, оборудования энергетических сетей в случае, если он является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Абонент вправе: § изменять количество принимаемой им энергии при условии оплаты ее; § использовать энергию в необходимом ему количестве, если он является гражданином и использует энергию для бытового потребления: § передавать энергию другому лицу (субабоненту) с согласия энергоснабжаюшей организации; § расторгнуть договор в одностороннем порядке, в случае когда абонентом выступает гражданин, при условии уведомления электроснабжающей организации.

Особенности отв-ти

Ответственность сторон по договору энергоснабжения. Гражданско-правовая ответственность сторон по договору энергоснабжения наступает в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими договора.

Ответственность продавца по возмещению реального ущерба возникает в следующих случаях:

§ при нарушении условий о качестве подаваемой им энергии;

§ в случае перерывов в подаче энергии без соответствующего предупреждения при наличии его вины в этом.Ответственность покупателя наступает в случае неоплаты использованной им энергии, при этом продавец имеет право прекратить подачу энергии. Кроме того, покупатель отвечает за несообщение продавцу сведений о нарушениях, возникших при использовании им энергии, и возмещает в последнем случае реальный ущерб.

Правила изменения и расторжения договора (ст. 546 ГК РФ):

§ абонент-гражданин, использующий энергию для бытового потребления. вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжаюшей организации и полной оплаты использованной энергии;

§ абонент — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе отказаться от исполнения договора лишь при наличии существенных нарушений, допущенных энергоснабжа- юшей организацией: поставке энергии ненадлежащего качества, неоднократном нарушении сроков подачи энергии и т.д. (ст. 523 ГК РФ);

§ энергоснабжающая организация вправе прекратить или ограничить подачу энергии по соглашению сторон (п. 2 ст. 546 ГК РФ) или без согласования с абонентом в случае необходимости принять меры для ликвидации или предотвращения аварии (п. 3 ст. 546 ГК РФ). В обоих случаях закон обязывает энергоснабжающую организацию уведомить абонента о прекращении подачи энергии.

Продажа недвижимости

Понятие

По договору продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 ст. 549 ГК РФ).

Существенные условия

§ Существенными условиями договора являются предмет и цена.

§ Предметом может быть как земельный участок, так и здание, сооружение или квартира, а также другое недвижимое имущество.

§ В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (ст. 554 ГК РФ). Таким образом, если предметом договора является здание, сооружение, помещение, в договоре необходимо указать его место расположения, адрес, назначение, год постройки, площадь и т. д. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а договор незаключенным.

§ Цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее, если иное не предусмотрено законом или договором продажи недвижимости (п. 2 ст. 555). При отсутствии в договоре указания цены недвижимости он считается незаключенным (п. 1 ст. 555).

Существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем,является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.

Характеристика

Договор купли-продажи недвижимости являетсявозмездным, консенсуальным, взаимным.

Стороны

Субъектами данного договора являются продавец и покупатель недвижимости. Ими могут быть как граждане, которые активно продают и покупают принадлежащие им квартиры, земельные участки, дачи и т. д., так и юридические лица, покупающие недвижимость для своих офисов, предприятий и т. п. В отдельных случаях в заключении договора купли-продажи недвижимости в качестве продавца и покупателя могут участвовать и другие субъекты гражданских прав (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования).

В большинстве случаев в качестве продавца недвижимости выступает се собственник. В виде исключения субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления — государственные и муниципальные предприятия, учреждения и казенные предприятия также могут быть продавцами.

Государственные или муниципальные предприятия не вправе отчуждать недвижимое имущество без согласия собственника (п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 297 ГК РФ). Что касается учреждения, то оно может отчуждать только то недвижимое имущество, которое приобретено за счет доходов от разрешенной ее уставом деятельности и учтено на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Форма

Договор продажи недвижимости заключаетсяв письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает обязательного нотарильного удостоверения договора продажи недвижимости (стороны могут сделать по своему усмотрению). Вместе с тем переход права собственности к покупателю подлежитгосударственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ).

Под государственной регистрацией понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация — единственное доказательство существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Порядок регистрации установлен Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Право собственности на недвижимость переходит к приобретателю с момента государственной регистрации, и его исполнение до этого момента (передача документов, выселение и вселение и т. д.) не влечет перехода права собственности, бремени содержания и риска случайной гибели имущества к приобретателю (ст. 210, 211 ГК РФ).

Однако если одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Следует обратить внимание на то, что регистрации, по общему правилу, подлежит не сам договор, предметом которого является недвижимость, а переход права на нее.

Права и обязанности

Права и обязанности продавца: 1) передача недвижимости покупателю; 2) передача покупателю права собственности на проданное имущество и ввод его во владение имуществом; 3) передача имущества в собственность свободным от прав третьих лиц, за исключением случаев, когда покупатель согласился принять имущество с обременением.
Права и обязанности покупателя: 1) обязанность покупателя принять в собственность недвижимое имущество; 2) зарегистрировать переход права собственности на имущество; 3) обязанность оплатить купленное имущество; 4) известить продавца о ненадлежащем исполнении договора; 5) обязанность застраховать имущество (две последние обязанности являются дополнительными).

Особенности отв-ти

Продажа предприятия

Понятие

По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (статья 132), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.

Существенные условия

Существенными условиями данного договора являютсяпредмет ицена.

Предмет договора — предприятие как имущественный комплекс, включающий:

недвижимое имущество (земельные участки, здания, сооружения);

движимые вещи (оборудование, инвентарь, сырье, продукцию) ;

права требования;

долги;

права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческо обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания);

другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Характеристика

Договор купли-продажи предприятия является возмездным, консенсуальным, взаимным.

Стороны

Сторонами договора купли-продажи предприятия являются продавец и покупатель.

Продавцом, как правило, является собственник имущества или лицо, управомоченное собственником (представительпо доверенности, поверенный по договору поручения и т.д.).

Продавцом в большинстве случаев являются коммерческие юридические лица или индивидуальныепредприниматели. При продаже государственных и муниципальных предприятий продавцами выступают соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Форма

Договор продажи предприятия заключаетсяв письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (и. 1 ст. 560 ГК РФ), с обязательным приложением к нему следующих документов:

§ акта инвентаризации;

§ бухгалтерского баланса;

§ заключения независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;

§ перечня всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Несоблюдение формы договора продажи предприятия влечет его недействительность.

Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту.

По общему правилу, если иное не предусмотрено договором продажи предприятия, право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю (ст. 564 ГК РФ).

Права и обязанности

Обязанности продавца по договору купли-продажи предприятия. Продавец по договору купли-продажи предприятия обязан: 1. Передать предприятие. Согласно ст. 563 ГК РФ передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту. В передаточном акте обязательно указываются: · данные о составе предприятия; · данные об уведомлении кредиторов о продаже предприятия; · сведения о выявленных недостатках переданного имущества; · перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом ввиду его утраты. 2. Обратиться в регистрирующий орган. В регистрирующий орган продавец должен обратиться для государственной регистрации перехода права и самого договора. При уклонении продавца от государственной регистрации права и сделки покупатель вправе: · требовать в суде вынесения решения о регистрации сделки (если она совершена в надлежащей форме) и права; · требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, вызванных задержкой регистрации). 3. Передать предприятие свободным от прав третьих лиц. Речь идет не о полной свободе предприятий от обременений (так как предмет договора включает и долги), а о предупреждении обо всех имеющихся правах третьих лиц и переводе долга надлежащим образом. В случае передачи покупателю в составе предприятия долгов (обязательств) продавца, которые не были указаны в договоре продажи предприятия или передаточном акте, покупатель вправе: · требовать уменьшения покупной цены, если продавец не докажет, что покупатель знал о таких долгах (обязательствах) во время заключения договора и передачи предприятия. Реализация данной нормы может вызвать затруднения, т.к. , представляется, что покупатель не может не знать о долгах, поскольку они входят в состав предприятия и указываются в договоре и передаточном акте; · требовать применения меры ответственности (возмещение убытков). 4. Передать предприятие, состав которого соответствует договору. Нарушения условия о составе предприятия могут быть разделены на две группы. Первая группа — отсутствие отдельного имущества было оговорено в передаточном акте. В этом случае покупатель вправе (п. 2 ст. 565 ГК РФ): · требовать соответствующего уменьшения покупной цены, если право на предъявление в таких случаях иных требований не предусмотрено договором продажи предприятия; · требовать применения меры ответственности (возмещение убытков). Вторая группа — отсутствие отдельного имущества (либо наличие дополнительных долгов в составе имущества) не было оговорено в передаточном акте и было обнаружено после передачи предприятия. В данном случае (если продавец не докажет, что покупатель знал о таких долгах (обязательствах) во время заключения договора и передачи предприятия) покупатель вправе по выбору, если договором не предусмотрено иное: · требовать соответствующего уменьшения покупной цены; · требовать восполнения или доукомплектования недостающего имущества; · расторгнуть договор (если последствия расторжения существенно не нарушают права и интересы других лиц); · требовать применения меры ответственности (возмещение убытков). Таким образом, в случае передачи в составе предприятия долгов (обязательств) продавца, которые не были указаны в договоре продажи предприятия или передаточном акте, покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены, а не ограничения пределов правопреемства. 5. Передать предприятие, соответствующее условиям договора о качестве. Так же, как и применительно к предыдущей обязанности, возможны два варианта нарушения условий договора о качестве. Первый вариант. Недостатки были оговорены в передаточном акте. В этом случае покупатель вправе: · требовать соответствующего уменьшения покупной цены, если право на предъявление в таких случаях иных требований не предусмотрено договором продажи предприятия; · требовать применения меры ответственности (возмещение убытков). Второй вариант. Недостатки не были оговорены в передаточном акте. В этом случае покупатель вправе: · требовать соразмерного уменьшения покупной цены; · требовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; · требовать возмещения своих расходов на устранение недостатков; · требовать применения меры ответственности (возмещение убытков); · если установлено, что предприятие ввиду недостатков, за которые продавец отвечает, не пригодно для целей, названных в договоре продажи, и эти недостатки не устранены продавцом на условиях, в порядке и в сроки, которые установлены в соответствии с ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, либо устранение таких недостатков невозможно — требовать в судебном порядке расторжения или изменения договора продажи предприятия и возвращения того, что исполнено сторонами по договору (п. 5 ст. 565 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что последствия изменения или расторжения договора не должны существенно нарушать права и интересы других лиц (ст. 566 ГК РФ). 6. Уведомить и получить согласие кредиторов о переводе долгов в составе предприятия до его передачи. Данную обязанность продавец несет не по отношению к покупателю, а по отношению к своим кредиторам (п. 1 ст. 562 ГК РФ). Если кредитор был уведомлен о продаже предприятия, но письменно не сообщил продавцу или покупателю о своем согласии на перевод долга, он вправе в течение трех месяцев со дня получения уведомления по выбору (п. 2 ст. 562 ГК РФ): · потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения продавцом причиненных этим убытков; · требовать признания договора продажи предприятия недействительным полностью или в соответствующей части. Если кредитор не был уведомлен о продаже предприятия, то он вправе предъявить указанные требования в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия продавцом покупателю (п. 2 ст. 562 ГК РФ). Кроме того, интересы кредитора гарантируются нормой, согласно которой после передачи предприятия покупателю продавец и покупатель несут солидарную ответственность по включенным в состав переданного предприятия долгам, которые были переведены на покупателя без согласия кредитора (п. 4 ст. 562 ГК РФ).
Обязанности покупателя по договору купли-продажи предприятия. По договору купли-продажи предприятия покупатель исполняет обязанности, аналогичные обязанностям покупателя по договору купли-продажи недвижимости. Совпадают и последствия неисполнения обязанностей. Поэтому мы ограничимся лишь перечислением обязанностей покупателя. Покупатель по договору купли-продажи предприятия обязан: 1. обратиться в регистрирующий орган; 2. принять предприятие по передаточному акту; 3. оплатить предприятие; 4. известить продавца о нарушении условий договора о качестве.

Особенности отв-ти

Мена

Понятие

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой (п. 1 ст. 567 ГК РФ).

Существенные условия

Единственное существенное условиедоговора мены – условие о предмете.

Предметом договорамены могут являться любые не изъятые из оборота вещи, а также сущест вует возможность мены вещи на имущественное право. Субъективные гражданские обязанности, а также личные неимущественные блага не могут выступать в качестве предмета договора мены.

Цена договора

– стоимость каждого из встречных предоставлений, при неравной стоимости обмениваемых товаров, передача менее ценного товара должна сопровождаться уплатой разницы в ценах (компенсации), платеж производится непосредственно до или после передачи соответствующего товара. Указание цены договора мены в денежных единицах не обязательно. Мена товаров может не сопровождаться их денежной оценкой.

Срок договора– определяется самими сторонами.

Характеритика

консенсуальный, взаимный, возмездный

Стороны

Стороны договора.

Сторонами мены могут выступать только лица, обладающие правом собственности или другим вещным правом на имущество:

1) граждане;

2) юридические лица;

3) предприниматели;

4) комиссионеры.

Форма

1) устная форма (исполняемые в момент совершения, а также сделки между гражданами на сумму менее 10 МРОТ);

2) письменная (все остальные).

Риск случайной гибели товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Права и обязанности

⇐ Предыдущая12345

Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 871 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий