Договорная теория происхождения

Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором — результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Свое развитие данная теория получила благодаря трудам целой плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. Отдельные положения этой теории развивались в V — IV веках до н. э. Софистами в Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! — обращался к своим собеседникам один из них (Гиппий 460 400 гг. до н. э. ) — Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе. Закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе”

Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех”, затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Теория государства и права Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. 2005 Руссо же считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы, а Локк думал, что естественное состояние человека в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Гольбах, например, определял общественный договор как совокупность условий для организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил следующим образом: «Люди быстро догадывались, — писал он, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей”. Дидро Д. Соч. Т. VII. М. , 1939

Cвой классический вид договорная теория приобрела благодаря Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на рабов. Они стали деспотами, угнетателями народа. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых как следствия власти; неравенства господ и рабов как следствия попрания законной власти властью произвола. Это неравенство становится причиной нового отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы. Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше”. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. — М.:

«КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. Обосновывая договорную теорию Руссо отмечает: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как неразделимую часть целого” Власть монарха является производной не от божьего провидения, а от самих людей. Таким образом cоглашение людей, по мысли Руссо,— основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Теория государства и права Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. 2005

Джон Локк (1632 — 1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Оговариваясь в известной работе «Два трактата о правлении” по поводу того, что «с государствами происходит одно и то же, что и с отдельными людьми: они обычно не имеют никакого представления о своем рождении и младенчестве” Локк Дж. Сочинения: В 3 т. — Т. 3. — М.: Мысль, 1988., Локк вместе с тем обстоятельно развивал идеи относительно того, что » объединение в единое политическое общество” может и должно происходить не иначе, как посредством «одного лишь согласия”. А это, по мнению автора, и есть «весь тот договор, который существует или должен существовать между личностями, вступающими в государство или его создающими”.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

1. Соборным Уложением 1649 года на первое место ставились преступления …

  • против царя и членов его семьи
  • против церкви
  • против имущества
  • против личности против государства
  • 2. По способу приобретения вотчинные земли делились на

Купленные

  • Дарованные
  • Выслуженные
  • Родовые

3. По Псковской судной грамоте недвижимое имущество именовалось …

  • живот
  • отчина
  • приданое
  • поместье

4. Формой правления в древнем Новгороде являлась …

  • монархия
  • диктатура
  • республика

5. Государственность на Руси возникла в …

  • 862 г.
  • 988 г.
  • 882 г.
  • VIII в.
  • IV в
  • VI в.

6. Система совнархозов, созданная в 1957 г., опиралась на …

  • принцип хозрасчета
  • территориальный принцип
  • отраслевой принцип

7. Основная административно-территориальная единица в XVI веке — это…

  • уезд
  • удел
  • волость
  • провинция

8. Окончательное прикрепление крестьян к земле произошло в …

  • 1497
  • 1649
  • 1581
  • 1550

9. Правосудие в Российской Федерации осуществляется согласно Конституции …

  • только судом
  • судом и прокуратурой
  • прокуратурой
  • судом и Правительством

10. Референдум о сохранении СССР состоялся …

  • 25 декабря 1991 г.
  • 19 августа 1991 г.
  • 17 марта 1991 г.
  • 12 июня 1990 г.

11. Применять пытку по Соборному Уложению можно было …

  • два раза
  • три раза
  • десять раз
  • один раз

12. Судебный процесс в XVII в. по делам о государственных преступлениях по своему характеру являлся …

  • розыскным
  • состязательным
  • обвинительным

13. К радикальному направлению сторонников Перестройки принадлежали …

  • Ельцин
  • Горбачев
  • Лигачев
  • Попов

14. Референдум о сохранении СССР состоялся …

  • 25 декабря 1991 г.
  • 19 августа 1991 г.
  • 17 марта 1991 г.
  • 12 июня 1990 г.

15. Высший орган власти по Конституции СССР 1936 года назывался …

  • снк
  • Съезд Советов
  • Политбюро ЦК ВКП(б)
  • ВЦИК
  • Верховный Совет

16. Не подлежали апелляции и вступали в силу немедленно приговоры по уголовным делам …

  • судебных палат
  • судов с участием присяжных заседателей
  • коронных судов
  • мировых судов

17. Самой ранней редакцией Русской Правды была …

  • Краткая
  • Пространная
  • Сокращенная

18. Судебный процесс в XVII в. по делам о государственных преступлениях по своему характеру являлся …

  • розыскным
  • состязательным
  • обвинительным

19. СССР был создан в составе …

  • 2-х республик
  • 10 республик
  • 6-и республик
  • 4-х республик

20. Экономическая база дворянства в Московском княжестве – это …

  • мануфактура
  • поместное землевладение
  • вотчинное землевладение

21. Типом правления, характерным для Галицко-Волынского княжества, был …

  • Аристократический
  • демократический
  • монархический

22. Идею о договорном происхождении государства отстаивал …

  • Карамзин
  • Миллер
  • Юшков
  • Сергеевич

23. Первая государственная дума была созвана в

  • 1906г
  • 1917
  • 1914
  • 1861

24. Крепостное право в России было отменено в …

  • 1861
  • 1881
  • 1825
  • 1803

25. Народное собрание в Древней Руси называлось …

  • Оспода
  • Совет
  • сенат
  • Вече

26. Высшим церковным органом в XVI веке был …

  • Освященный собор
  • Сенат
  • Синод
  • Земский собор

27. Сторонниками норманнской теории возникновения Древнерусского государства являлись …

  • Байер
  • Шлецер
  • Ломоносов
  • Рыбаков

28. Наиболее строгой мерой наказания по Русской Правде следует считать …

  • виру
  • поток и разграбление
  • смертную казнь
  • ссылку

29. В результате реформ Петра I появились новые административно-территориальные единицы …

  • Провинции
  • районы
  • губернии
  • области

30. В XVIII в. руководство церковью в стране осуществлял

  • Земский Собор
  • Сенат
  • Синод
  • Освященный Собор

31. Первая Конституция СССР была принята в …

  • 1922
  • 1929
  • 1924
  • 1936

32. Согласно статье 10 Конституции РФ 1993 г. государственная власть разделяется на …

  • президентскую
  • судебную
  • законодательную
  • исполнительную

33. Большая семья у славян, в которую входило несколько парных семей, объединенных под властью домовладыки, называлась …

  • задруга
  • вервь
  • братчина
  • земщина

34. По Соборному Уложению дети служилых людей могли наделяться поместьями с …

  • 25 лет
  • 15 лет
  • 18 лет
  • 20 лет

35. Решение присяжных заседателей по вопросу о факте преступления и виновности подсудимого именовалось …

  • вердиктом
  • постановлением
  • представлением
  • приговором

36. Созданный в 1711 г. орган, который должен был временно замещать царя, получил название …

  • Сенат
  • Синод
  • Дума
  • Кабинет Министров

37. Соборное Уложение принимал …

  • Освященный собор
  • Сенат
  • Земский собор
  • Приказ

38. Местное управление в 15 в. основывалось на …

  • системе дарении
  • системе кормлений
  • системе пожалований
  • системе облажений

39. Указом о единонаследии 1714 года …

  • ликвидировалось поместное землевладение
  • произошло слияние поместного и вотчинного землевладения вводился новый правовой статус вотчин разрешалось продавать поместья

40. Выборы в Государственную Думу были …

  • основаны на системе курий
  • прямыми, но не равными всеобщими, прямыми и равными
  • всеобщими и равными, но не прямыми

41. СССР прекратил свое существование в …

  • 1993 г.
  • 1988 г.
  • 1991 г.
  • 1990 г.

42. Согласно Основным государственным законам монарх разделял законодательную власть с …

  • Государственной Думой и советом Министров
  • Государственной Думой и Государственным Советом
  • Государственной Думой, Государственным Советом и советом Министров Государственной Думой

43. Военная реформа 1874 г. вводила …

  • профессиональную армию
  • рекрутские наборы
  • освобождение дворян от военной службы
  • всеобщую воинскую повинность

44. Государственный строй древней Руси можно охарактеризовать как …

  • сословно-представительную монархию
  • раннефеодальную монархию
  • абсолютную монархию
  • республику

45. Основными органами самоуправления в XVI веке являлись …
Отметьте правильные варианты ответа:

  • губная изба
  • приказы
  • земская изба
  • поместная изба
  • Боярская дума

46. Орган, созданный в декабре 1917 г. для борьбы с контрреволюцией, назывался …

  • ВЧК
  • ОГПУ
  • НКВД
  • ВРК

47. Перестройка высших органов власти заключалась в …
Отметьте правильные варианты ответа:

  • образовании съезда Народных Депутатов СССР
  • ликвидации Верховного Совета СССР
  • возрастании роли КПСС
  • введении поста Президента СССР

48. В период правления Петра I в России установилась …
Отметьте правильный вариант ответа:

  • сословно-представительная монархия
  • абсолютная монархия
  • республика
  • конституционная монархия

49. Целями наказания по Судебнику 1497 г. являлись …
Отметьте правильный вариант ответа:

  • устрашение и изоляция престyпника
  • устрашение и возмездие изоляция и перевоспитание преступника
  • перевоспитание преступника и предупреждение новых преступлений

50. Первый Президент СССР был избран …
Отметьте правильный вариант ответа:

  • Верховным Советом СССР
  • Съездом Народных Депутатов СССР
  • населением

51. В XVIII в. руководство церковью в стране осуществлял …
Отметьте правильный вариант ответа:

  • Земский Собор
  • Синод
  • Сенат
  • Освященный Собор

52. Петром I были введены новые высшие органы власти …
Отметьте правильные варианты ответа:

  • Государственный Совет
  • Министерства
  • Его Императорского Величества Канцелярия
  • Сенат
  • Коллегии

53. Преобразование СНК в Совет Министров СССР произошло в …
Отметьте правильный вариант ответа:

Общественный договор является теорией, объясняющей происхождение гражданского общества, государственности, права в результате соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает под собой, что человечество частично откажется от суверенитета, передаст его в руки правительству либо иной власти для того, чтобы получать или поддерживать строй общества через призму господства права. Общественный договор подразумевает под собой соглашение управляемыми на наборе правил, по которым они ими управляют.

Самыми известными представителями теории общественного договора являются:

  • Томас Гоббс;
  • Джон Локк;
  • Жан-Жак Руссо.

Томас Гоббс и его теория общественного договора

Замечание 1

Томас Гоббс (годы жизни: 1588-1649), философ английского происхождения 17 века, в своем известном труде «Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» первым изложил теорию общественного договора в конкретной, наиболее четкой и рациональной, то есть основывающейся на аргументах разума, форме.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Теории происхождения государства Гоббса и Локка 440 руб.
  • Реферат Теории происхождения государства Гоббса и Локка 240 руб.
  • Контрольная работа Теории происхождения государства Гоббса и Локка 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В соответствии с мнением Гоббса, прежде чем появилось государство, сначала образовалось так называемое естественное состояние, состояние полной, абсолютно ничем и никем неограниченной человеческой свободы, равных в собственных правах и возможностях. Люди являются равными между собой даже в таких желаниях, как господство, обладание одними и теми же правами. В связи с этим естественное состояние для Гоббса находится в полном смысле «состоянием войны всех против всех». Абсолютной свободой человека считается стремление его к анархии, хаосу, непрекращающейся борьбе, оправдывающей убийство одного человека другим человеком.

В данной ситуации необходимым и естественным выходом является ограничение, обуздание абсолютной свободы любого для общего блага и порядка во всем. Люди должны ограничить собственную свободу для того, чтобы могли жить и развиваться в состоянии мирного общества. Они вступают в договор между самими собой о данном ограничении. Это взаимное самостоятельное ограничение именуется общественным договором.

Ограничив собственную естественную свободу, люди совместно с этим отдают полномочия поддержания порядка, а так же надзора за соблюдением условий договоренности какой-либо группе или конкретному человеку. Так появилось государство, власть которого является суверенной, то есть независимой абсолютно ни от каких внешних либо внутренних сил. Государственная власть, по мнению Гоббса, должна быть абсолютной, государство имеет право в общественных интересах в целом принимать какие угодно меры принуждения к своим гражданам. Именно поэтому идеал государства для Гоббса — абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к общественной группе.

Джон Локк об общественном договоре

Несколько отличных взглядов придерживался другой мыслитель английского происхождения 17 века. В своих работах он выдвинул другой взгляд на первоначальное, естественное состояние человечества.

В отличие от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк видел в начальной абсолютной свободе человечества не источник борьбы, а образ выражения естественного равенства, а так же готовности последовать разумным природным, естественным законам.

Эта естественная готовность человечества подвела его к осознанию того, что в интересах общественного блага важно, сохранив свободу, группу функций передать правительству, призванному обеспечивать дальнейшее успешное развитие общества. Так достигался общественный договор между людьми, именно так происходит государство.

Основной целью государства является охрана естественных прав человечества, права на жизнь, свободу, собственность. С

Замечание 2

ледует отметить, что Локк существенно отошел в сторону от теории Гоббса. Гоббс акцентировал внимание на абсолютной власти государства над обществом и человечеством. Локк же делает акцент на другое: люди передают государству только частицу собственной естественной свободы. Государство ставит своей обязанностью защиту их естественных прав на собственность, жизнь и свободу. Чем обширнее круг прав у индивида, тем более широк круг его обязанностей перед обществом.

При этом государство не обладает абсолютной самопроизвольной властью. По мнению Локка, общественный договор предполагает ответственность государства перед людьми. Если государство не выполнило собственный долг перед гражданами, если оно нарушило их естественные свободы — люди имеют право на борьбу, направленную против такого государства.

Локка часто упоминают в числе основных теоретиков государственного демократического устройства. Его идеалом является английская конституционная монархия, в которой воплощается равновесие интересов человека и государства.

Взгляды Локка получили мощное выражение в:

  • «Декларации независимости США»;
  • «Декларации прав человека и гражданина Франции».

Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж. Руссо

Жан Жак Руссо являлся одним из наиболее крупных представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора имела множество отличий от взглядов Гоббса и мировоззрений Локка.

Естественное состояние человечества Руссо объясняет состоянием первобытной гармонии с природой. Человек не имеет нужд ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематичном труде. Способность самосохранения сдерживает его от состояния, именуемого «войны всех против всех». Но население увеличивается, изменяются географические условия, развиваются людские способности и потребности, что ведет, в конечном итоге, к формированию частной собственности. Общество разделяется на богатых и бедных, обладающих могуществом и притесненных, которые ведут между собой вражду.

Неравенство развивалось медленно: изначально признаются богатство с бедностью, позже — могущество с беззащитностью, в итоге — господство с порабощением. Общество проявляет нужду в гражданском мире — заключается общественный договор, по условиям которого власть над обществом передается государству.

Задание 1

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

Задание 1.1.

Сторонники договорной теории называли среди причин возникновения государства

  1. необходимость защиты естественных прав
  2. необходимость обеспечения безопасности
  3. необходимость подавлять сопротивление завоёванных народов
  4. разделение труда
  5. необходимость строительства крупных ирригационных сооружений
  6. необходимость организации управления при укрупнении семьи

Задание 1.2.

Выберите общие признаки между рыночной и плановой экономикой.

  1. поиск способов эффективного использования сырья и материалов
  2. обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей
  3. установление цен на товары посредством колебаний спроса и предложения
  4. разрешение проблемы ограниченности ресурсов
  5. специализация отраслей хозяйства и предприятий
  6. директивное планирование выпуска товаров

Задание 1.3.

К обстоятельствам смягчающим уголовное наказание, относятся:

  1. отсутствие умысла на совершение преступления
  2. несовершеннолетие виновного
  3. состояние инвалидности у виновного
  4. наличие малолетних детей у виновного
  5. наличие ребёнка-инвалида на попечении виновного
  6. совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств

Задание 1.4.

К ранним формам религии относятся:

  1. деизм
  2. анимизм
  3. фетишизм
  4. материализм
  5. тотемизм
  6. монотеизм

Задание 1.5.

К методам теоретического познания относятся:

  1. гипотеза
  2. эксперимент
  3. наблюдение
  4. описание
  5. диспозиция
  6. идеализация

Ответ:

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5.
12 145 246 235 16

2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 2

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте наиболее точный ответ.Уровень технологий, цены ресурсов, величина налогов, количество производителей.

Ответ: неценовые факторы предложения.

3 балла за верный ответ.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте наиболее точный ответ.

Многочисленность, фиксированное членство, существование за счёт членских взносов, сложная внутренняя структура.

Ответ: признаки массовых партий.

3 балла за верный ответ.

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Повышение в должности, смена партийной принадлежности, разжалование из офицера в рядового, получение учёной степени.

Ответ: примеры вертикальной социальной мобильности. Лишнее ‒ смена партийной принадлежности.

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм.

Ответ: общее – кармические религии. Лишнее – иудаизм (авраамическая религия).

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

  • 6.1. Для наступления гражданско-правовой ответственности обязательно наличие вины.
  • 6.2. Три основных закона диалектики были предложены представителем направления объективного идеализма Г. Гегелем.
  • 6.3. Эффект Веблена описывает повышение спроса на товар, вызванное повышением цены на него.
  • 6.4. В большинстве федеративных государств конституционно закреплено право субъекта на выход из состава государства.
  • 6.5. В характеристиках типологии семьи термины «нуклеарная» и «многопоколенная» антонимичны.
  • 6.6. Компенсаторная функция религии заключается в общении между верующими по поводу отправления религиозных обрядов.

Ответ:

6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6.
нет да да нет да нет

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

На экзамене студенту задали вопрос об уровнях познания. Переволновавшись, он допустил ошибки в ответе. Выпишите номера неверных суждений и исправьте их.

1. Познание ‒ совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. 2. Познание является основным предметом онтологии (теории познания). 3. В качестве основных источников, ступеней познания выделяются чувства (чувственное познание), разум (рациональное познание), интуиция (интуитивное познание). 4. Интуитивное познание как отдельная ступень познания рассматривается в религиозно-философских концепциях. 5. К основным формам чувственного познания относятся умозаключение, ощущение, восприятие. 6. Формами рационального познания являются гипотеза (т. е. стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности) и теория. 7. Точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом, называется рационализмом.

Ответ: 2. Теория познания ‒ гносеология 5. Умозаключение ‒ форма рационального познания. 6. Стройная система понятий ‒ теория; гипотеза ‒ это предположение.

По 2 балла за каждый тезис.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 8

Решите задачу.

На момент смерти гражданина Фёдорова в живых находились: его сестра 62 лет, падчерица 26 лет, дочь от первого брака покойной жены Фёдорова, два племянника 17 и 19 лет, сыновья умершего брата Фёдорова, а также двоюродный племянник 16 лет, проживавший последние два года на иждивении Фёдорова. Завещания Фёдоров не оставил. Как должно быть распределено наследство Фёдорова в сумме 600 000 рублей? Укажите точную сумму наследства, которую должен получить каждый из наследников.

Ответ:

Так как Фёдоров не оставил завещания и у него нет наследников первой очереди, то к наследованию будут призваны наследники второй очереди – сестра, племянники (по представлению), а также двоюродный племянник как нетрудоспособный иждивенец, проживший на иждивении наследодателя более 1 года.

Наследство будет распределено следующим образом:

  1. Сестра: 600 000 : 3 = 200 000.
  2. Племянники: 600 000 : 3 : 2 = 100 000.
  3. Двоюродный племянник: 600 000 : 3 = 200 000.

3 балла за верное определение круга наследников, 1 балл, если в определении наследников допущена одна ошибка.

1 балл за верный расчёт суммы наследства для каждого из наследников.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 9

Прочитайте отрывок из конституции одного из государств.

  • 9.1. На основании отрывка определите точную форму правления. Свой ответ обоснуйте. Приведите четыре обоснования.
  • 9.2. Определите точную форму государственного устройства страны. Свой ответ обоснуйте. Приведите два обоснования.

Статья 42. Король является руководителем государства, его высшим представителем, символом единства нации, гарантом постоянства и постоянного развития и главным арбитром при спорах между государственными организациями. Также король контролирует уважение конституции, надлежащую работу конституционных организаций, защиту демократического выбора, прав и свобод граждан, территориальных единиц и соблюдение международных обязательств королевства.

Статья 48. Король выступает председателем Совета Министров, который состоит из руководителя и членов правительства. Совет министров собирается по инициативе короля или руководителя правительства. Король имеет право на основании определенной повестки дня назначить руководителя правительства председателем Совета Министров.

Статья 51. Король имеет право на основании дахира (декрета) распустить две палаты парламента или одну из них на условиях, указанных в статьях 96‒98.

Статья 53. Король является Верховным главнокомандующим Вооружённых Сил королевства. Он назначает людей на военные должности и имеет право делегировать эту обязанность.

Статья 56. Король выступает председателем Верховного Суда.

Статья 70. Парламент выполняет законодательную функцию.

Статья 135. К территориальным единицам королевства относятся регионы, префектуры, провинции и коммуны. Совет регионов и коммун избирается посредством всеобщего и прямого голосования. Любая территориальная единица создаётся на основании закона.

Статья 145. Центральной властью в территориальных коллективах являются вали в регионах, гувернёры в префектурах и провинциях. От имени правительства они гарантируют выполнение законов, внедряют правительственные постановления и решения и обеспечивают админис тративный контроль.

Вали и гувернёры помогают председателям территориальных единиц, в особенности председателям советов регионов, во внедрении планов и программ развития.

Под руководством соответствующих министерств они координируют деятельность децентрализованных ветвей центральной администрации и контролируют их работу.

Ответ: форма государственного правления – дуалистическая монархия. Могут быть приведены следующие обоснования: король выступает председателем Совета министров; король является арбитром при спорах между государственными организациями; король является Верховным главнокомандующим; король может распускать парламент; король является председателем Верховного Суда. Могут быть приведены иные обоснования.

4 балла за правильный ответ и 4 приведённых обоснования. 3 балла за правильный ответ и 3 приведённых обоснования. 2 балла за правильный ответ и 2 приведённых обоснования. 1 балл за правильный ответ и одно приведённое обоснование.

Форма государственного устройства – унитарное государство.

Могут быть приведены следующие обоснования: вали и гувернеры внедряют правительственные постановления и решения и обеспечивают административный контроль; координируют деятельность децентрализованных ветвей центральной администрации и контролируют их работу.

2 балла за правильный ответ и 2 обоснования, 1 балл за правильный ответ и одно обоснование.

Ответы без обоснований не принимаются.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 10

Установите соответствие между примерами социальных норм и их видами.

ПРИМЕР ВИД СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) Для приёма на службу в полицию необходимо поручительство действующего сотрудника. 1) традиции
Б) Бывшие одноклассники собираются на ежегодные встречи в первую субботу февраля. 2) этические нормы
В) В первый день съёмок нового фильма разбивается тарелка с именами участников съёмочной группы. 3) корпоративные нормы
Г) К незнакомым и малознакомым людям обращаются на Вы.
Д) Депутат парламента не имеет права заниматься коммерческой деятельностью.

Ответ:

А Б В Г Д
3 1 1 2 3

По 1 баллу за каждое правильное соответствие.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Установите соответствие между произведениями и их авторами.

Ответ:

А Б В Г Д Е
4 5 6 2 1 3

По 1 баллу за каждое правильное соответствие.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 12

Из предложенного ниже списка выберите термины и понятия, характеризующие ситуацию, описанную в приведённом отрывке. Выберите семь терминов.

К 1991 г. экономическая ситуация на территории всей страны была близка к полному краху. Дефицит продуктов и промышленных товаров вынудил правительство Б.Н. Ельцина пойти на радикальные реформы, направленные на оздоровление экономики страны. План преобразований включал в себя прежде всего либерализацию цен. 2 января 1992 г. страна перешла к свободному ценообразованию. К концу года цены выросли в среднем в 26 раз. Реальные доходы населения упали на 44 %. Всего за год промышленное производство сократилось на треть. Почти половина населения оказалась за чертой бедности, росло число безработных и бездомных. В то же время стали расти быстрыми темпами доходы немногочисленной социальной верхушки. Следующим этапом преобразований стала передача в частную собственность государственных (муниципальных) предприятий. Предполагалось, что вырученные в результате денежные средства будут вложены в те сектора экономики, которые наиболее остро нуждались в этом. Однако средств не хватало, политика их распределения была очень непродуманной и неравномерной. Для пополнения бюджета государство инициировало выпуск ГКО (государственные краткосрочные облигации), которые не были подкреплены реальными активами. В результате такой политики государство оказалось не в состоянии выплачивать проценты по облигациям, и 17 августа 1998 г. было разрешено банкам приостановить выплаты. Правительство отказалось погашать платежи по своим займам. Сразу после этого курс доллара вырос в несколько раз, а курс рубля рухнул.

Список терминов и понятий: эволюция, девальвация, конвергенция, дефляция, меркантилизм, стагнация, гиперинфляция, национализация, дефолт, приватизация, нуллификация, социальная мобильность, революция, кризис, ревальвация, пауперизация, протекционизм.

Ответ: девальвация, гиперинфляция, дефолт, приватизация, социальная мобильность, кризис, пауперизация.

По 1 баллу за каждый верно указанный термин.

Максимум за задание 7 баллов.

Задание 13

Заполните схему номерами, соответствующими приведённым ниже понятиям.

Схема

Понятия: 1. создание стрессовых ситуаций, 2. информирование о социальной напряжённости, 3. позитивные, 4. функции социальных конфликтов, 5. стимулирование социальных изменений, 6. разрушение социальной системы,__ 7. негативные, 8. снятие социальной напряжённости, 9. Дезорганизация социальной жизни.

Ответ:

Схема с ответами

По 1 баллу за каждый верный элемент. Элементы могут указываться в любой правильной логической последовательности.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 14

Рассмотрите иллюстрации, отображающие социально-политическое явление. Учёные определяют это явление как «установки, убеждения и правила, лежащие в основании политической системы». Назовите это явление. Определите его типы по классификации Г. Алмонда и С. Верба, запишите их в соответствии с представленными изображениями.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Ответ: политическая культура. 1 ‒ подданническая, 2 – активистская, 3 – патриархальная.

2 балла за верно указанное явление, по 2 балла за каждый верно названный тип политического лидерства.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 15

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Отношение общества и государства к насилию определяется тысячами причин – историей и культурными традициями данного народа, конкретной политической и экономической ситуацией, личными качествами носителей власти, степенью развитости или неразвитости структур гражданского общества. Но и абстрагируясь от этих конкретных особенностей той или иной страны, можно выделить несколько факторов, способствующих тому, что насилие становится не экстраординарным и вынужденным действием, а нормой, частью официальной политической идеологии государства. Первый из этих факторов носит не столько политический, сколько мировоззренческий характер. Речь идёт об определённых представлениях о человеческой природе. Демократические режимы исходят из презумпции изначальной разумности и конструктивности человека: люди способны договариваться между собой, им не свойственны разрушительные тенденции, они склонны подчиняться правилам, существующим в обществе, поскольку понимают их разумность и необходимость. С таким взглядом на человека связано и отношение демократических систем к насилию – оно допускается лишь как исключительная мера по отношению к меньшинству населения. Массовое же политическое насилие демократическая идеология отвергает в принципе. Обратная точка зрения на человека, т. е. неверие в то, что люди будут добровольно следовать общепринятым нормам поведения, что по природе своей они тупы и агрессивны, закономерно приводит к выводу о необходимости сдерживать разрушительные тенденции, свойственные людям, силой или угрозой применения силы. Политическим следствием такой точки зрения является оправдание политического насилия и, в целом, ориентация на диктатуру.

Вторым фактором, способствующим тому, чтобы насилие становилось системообразующим фактором, стержнем политической идеологии, является определённое представление об историческом процессе. Если этот процесс видится хаотичным, случайным, в ходе которого постоянно возрастает энтропия, то для регулирования этого процесса, для введения его в какие-то рамки нужен великий человек, который сможет этот процесс структурировать. Этот великий человек, таким образом, противостоит, с одной стороны, тупости и агрессивности каждого из своих подданных, а с другой – хаосу и разрушительности, свойственным историческому процессу вообще. При этом, если согласиться, что исторический процесс хаотичен и ведёт к разрушению и гибели, то насильственные меры, применяемые для того, чтобы противостоять этому хаосу и разрушению, будут восприниматься не только как вполне приемлемые, но и как гуманные и необходимые, а сопровождающие насилие жертвы – как неизбежные. Следующий фактор – это представление политика или политической элиты о миссии – своей, своего народа, своей партии или любой другой группы, с которой идентифицируют себя субъекты__ политического процесса. Если «мы», допустим, белые люди, или «мы», коммунисты, или «мы», патриоты, призваны осуществлять некую миссию, некие принципиальные изменения в обществе, привести его к правде, к истине, осуществить Божественное предназначение, то тогда вопрос о допустимости насилия не вызывает никаких сомнений. Его вполне можно использовать, хотя бы для того, чтобы быстрее достичь высшей цели, которая, безусловно, оправдывает средства. И, наконец, еще один фактор – ориентация в политике не столько на решение повседневных проблем, сколько на некий идеальный мир. Такая ориентация приводит к представлению о малой ценности настоящего момента. Не случайно более жестокое воспитание свойственно тем педагогическим системам, которые считают ценностью не сегодняшний день, а лишь день завтрашний. Важно не то, интересно или приятно ребенку учиться сегодня, а насколько то, чему его учат сейчас, подготовит его к взрослой жизни. То же самое происходит и на уровне идеологии. Если сегодняшний день не самоценен, а является лишь переходным периодом на пути к дню завтрашнему (или к возвращению в день вчерашний, если именно там, в прошлом, остался утерянный рай), то нет моральных преград для того, чтобы ради скорейшего достижения цели использовать в политической практике любые формы насилия.

Е. Б. Шестопал.

Вопросы:

  1. Назовите четыре причины, из-за которых, по мнению автора, насилие становится отчасти официальной политической идеологией государства.
  2. С каким направлением общественно-философской мысли связано отмечаемое автором отношение к человеку, характерное для демократических режимов?
  3. Какие задачи, по мнению автора, необходимо решать политическому лидеру? Назовите три задачи.
  4. В официальной идеологии, которая допускает применение насилия, оно считается совместимым с гуманистическими идеалами. Какими доводами будут обосновываться подобные идеи? Используя текст, приведите три довода.
  5. В странах, где утвердились демократические ценности, насилие применяется только по отношению к правонарушителям и преступникам, но даже по отношению к ним практика применения насилия претерпевает изменения по сравнению с ситуацией, когда насилие является частью официальной идеологии. Назовите три подобных изменения.

Ответ:

1. 1) неверие в то, что люди будут добровольно следовать общепринятым нормам поведения, 2) необходимость регулирования исторического процесса, введение его в какие-то рамки, 3) для того чтобы достичь высшей цели, которая оправдывает средства, 4) ориентация в политике на некий идеальный мир.

По 2 балла за каждую названную причину. Всего 8 баллов.

2. Философия Просвещения. 2 балла.

3. 1) структурировать исторический процесс, 2) противостоять тупости и агрессивности подданных, 3) противостоять хаосу и разрушительности, свойственным историческому процессу.

По 2 балла за каждую названную задачу. Всего 6 баллов.

4. 1) насилие уберегает людей от зла, которое находится в них самих, 2) насилие, применяемое сейчас, позволит сделать людей счастливыми в будущем, 3) насилие является гуманным по отношению к широким массам, не способным правильно организовать свою жизнь.

Могут быть приведены иные доводы. По 2 балла за каждый названный довод. Всего 6 баллов.

5. Отказ от пыток, отказ от смертной казни, презумпция невиновности, право на защиту. По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 6 баллов.

Максимум за задание 28 баллов.

Задание 16

Прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте термины и запишите их в именительном падеже под соответствующими номерами.

Ответ:

  1. соблюдение
  2. исполнение
  3. применение
  4. толкование
  5. грамматическое
  6. логическое
  7. систематическое

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 7 баллов.

Задание 17

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии. (Р. Даль)
  2. По степени большего или меньшего уважения к труду и по уменью оценивать труд… соответственно его истинной ценности – можно узнать степень цивилизации народа. (Н. Добролюбов)
  3. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным. (К.М. Симонов)
  4. Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер. (О. Бауэр)
  5. Революция – варварская форма прогресса. (Ж. Жорес)
  6. Власть и право нераздельно связаны между собой и вместе с тем находятся в постоянной борьбе. (Б. Вышеславцев)

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, ‒ 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
  • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Максимум за работу 140 баллов.

Определим основные черты договорной теории происхождения государства.

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение в XVII – XVIII веках в произведениях таких мыслителей, как Гроций, Руссо, Радищев и др. По мнению представителей договорной теории происхождения государства, оно появляется как продукт сознательного творчества и результат договора между людьми, которые находились до этого в «естественном», то есть первобытном состоянии.

По мнению сторонников договорной теории, государство – это рациональное сообщество людей, возникшее на основе достижения соглашения между ними. По этому соглашению (договору) они передают часть своей свободы и власти в пользу государства. Подобным образом изолированные до возникновения государства индивиды превращаются в единый народ.

В результате у государей и общества формируется система взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность, которая наступает в случае их невыполнения.

В рамках данной системы прав и обязанностей государство может принимать законы, собирать налоги, задерживать и наказывать преступников и т.п., но в то же время оно обязано защищать свою территорию, права и собственность граждан и т.д.

Граждане обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но они имеют право на защиту своих прав, свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – разорвать договор с ними даже путем их свержения.

С одной стороны, договорная теория стала важным шагом в познании государства, так как преодолевала религиозные представления о происхождении государственности и политической власти. Договорная теория происхождения государства имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на смену власти плохого правителя вплоть до восстания.

С другой стороны, недостатком договорной теории происхождения государства является идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего существования понимает необходимость выработки соглашения между народом и правителями.

Договорная теория происхождения государства недооценивает объективные (прежде всего, социально-экономических, военно-политических и т.д.) факторы в процессе происхождения государства и преувеличивает значение субъективных обстоятельств.

Добавить комментарий