Доказывание по делу об административном правонарушении

1. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

2. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: (Абзац в редакции, введенной в действие с 17 марта 2016 года Федеральным законом от 15 февраля 2016 года N 18-ФЗ.

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

3. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Комментарий к статье 62 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

В комментируемой статье определен порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам, а также определения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела.

Общий порядок доказывания по административным делам следующий: лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Например, из ч. 2 ст. 278 Кодекса следует, что обязанность доказывания обстоятельств по административному делу о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке лежит на лице, обратившемся в суд с таким заявлением.

В соответствии с п. 4 ст. 289 Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (контрольные органы).

Иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам может быть предусмотрен настоящим Кодексом.

Например, согласно ч. 1 ст. 235 Кодекса порядок распределения обязанностей по доказыванию по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ, предполагает, что в случае, если административным истцом является гражданин, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, с которым не согласен административный истец, а также законности данного решения возлагаются на квалификационную коллегию судей, его принявшую.

В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также обязанность подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По указанной категории дел административный истец, прокурор, лица, обратившиеся в защиту прав и интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Суд определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, а также о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

До введения в действие настоящего Кодекса распределение обязанности доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, регламентировалось ст. ст. 56, 249 ГПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 21.11.2013 N 1910-О, оспариваемое заявителями положение ст. 56 ГПК РФ, устанавливающее общие правила распределения бремени доказывания фактов в гражданском процессе, направлено на реализацию принципа состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия и выступает процессуальной гарантией правильного рассмотрения и разрешения подведомственных судам общей юрисдикции дел.

В соответствии с находящимися в системной связи положениями ч. 1 ст. 246, ч. 2 ст. 249 и ст. 259 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе о защите избирательных прав граждан, рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 — 26.2 данного Кодекса и другими федеральными законами, одной из которых является право суда истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

В силу приведенных норм гражданского процессуального законодательства деятельность суда при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права граждан на участие в референдуме, в том числе по доказыванию подлежащих установлению фактов, будучи направленной на охрану прав и законных интересов заинтересованных лиц, интересов государства и общества в целом, восстановление и укрепление законности и правопорядка, не исключая применение при этом закрепленных ст. 56 ГПК РФ общих правил распределения бремени доказывания, предполагает, с учетом особенностей возникающих из публичных правоотношений дел, недопустимость произвольного отказа в удовлетворении заявленных ходатайств об истребовании необходимых для правильного разрешения дела материалов. Соответственно, оспариваемые законоположения не могут считаться нарушающими конституционные права заявителей, перечисленные в жалобе.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 14 Постановления от 27.06.2013 N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», следует, что согласно ч. 3 ст. 261.7 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на исправительном учреждении или органе внутренних дел, подавших соответствующее заявление.

Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 249, ч. 6 ст. 261.6 ГПК РФ при рассмотрении дел данной категории суд вправе истребовать документы и материалы, необходимые для разрешения дела.

Исходя из этого в случае, когда поднадзорное лицо ходатайствует о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене установленных административных ограничений, однако представленных документов и материалов недостаточно для принятия законного и обоснованного решения, суд вправе истребовать необходимые доказательства по своей инициативе <1>.

———————————
<1> БВС РФ. 2013. N 8.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.03.2012) разъяснено, что дела по спорам об отказе в государственной регистрации общественных организаций или об уклонении от такой регистрации, а также о вынесении им предупреждения либо о приостановлении их деятельности рассматриваются судом в порядке, регулируемом гл. 23 и 25 подразд. III разд. II ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений».

Данный подраздел устанавливает особый порядок судопроизводства. При разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не применяет правила заочного производства (ч. 2 ст. 246 ГПК РФ), не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 той же статьи) и вправе истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (ч. 2 ст. 249 ГПК РФ). По делам указанной категории, затрагивающим публичные интересы, заключение мирового соглашения не допускается <1>.

———————————
<1> БВС РФ. 2012. N 6.

По делу об административном правонарушении установлению подлежат:

1. наличие события административного правонарушения;

2. лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие или отягчающее административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Законом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Доказательства классифицируются следующим образом:

Относимость доказательств — правовая категория, устанавливаемая применительно к предмету доказывания, обстоятельствам, необходимым для совершения отдельных процессуальных действий и применяемая относительно возможности оценки доказательств, как относящихся к данному правонарушению.

Объем доказывания — предполагает достаточную полноту сбора доказательств, которая позволит установить объективную истину.

Достаточность — это объективное свойство, выражающееся во взаимном соотношении фактических данных, позволяющее в их единстве воссоздать объективную картину действительности возникновения и события правонарушения. Отличие внешне схожих понятий полнота и достаточность заключается в том, что полнота связана с подготовительным этапом, собиранием доказательств, а достаточность это оценка и выбор доказательств из уже собранных в их полноте.

Достоверность — это установление соответствия доказательств объективной действительности, их оценку с позиции позитивности источника доказательств и сопоставление с другими доказательствами.

Объяснения лица, привлекаемого к ответственности, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3. вопросы, поставленные перед экспертом;

4. перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются предметы, явившиеся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном КоАП.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Протокол об административном правонарушении и другие связанные с ним материалы направляются органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела об административных проступках.

Собирание доказательств.Начальный этап доказывания – процесс их формирования на основе отражения следов. В ходе собирания доказательств информация, заключенная в следах, воспринимается, преобразуется и приобретает процессуальную форму, т.е. становится доказательством. КоАП не содержит нормы, регламентирующей собирание доказательств. Установлен лишь порядок формирования некоторых доказательств. Необходимо помнить о допустимости доказательств.

Проверка доказательств– исследование уже полученных доказательств, предшествующее оценке и создаёт необходимые предпосылки для оценки относимости, допустимости и достоверности проверяемых доказательств. Способы проверки — это логические и практические операции. Ими могут быть, например, сопоставление разных доказательств между собой (логическая операция) или расширение круга доказательств.

Оценка доказательств – это логическая мыслительная деятельность, состоящая в анализе и синтезе доказательств и завершающаяся выводом об относимости, допустимости, достоверности и значении отдельных доказательств и достаточности их совокупности для обоснования конечных выводов.

Общий принцип: орган (должностное лицо) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Внутренне убеждение — это не критерий оценки. Внутренне убеждение имеет два аспекта: метод исследования, результат исследования.

Как метод исследования внутренне убеждение — это процесс свободного искания истины с учетом: все доказательства равны; оценка, данная одним субъектом, не обязательна для другого, разрешающего дело. Если рассматривать внутренне убеждение как результат исследования – в результате оценки доказательств появляются новые данные (гносеологический аспект). Эти знания достоверны, т.к. отсутствуют какие-либо данные для того, чтобы поставить их под сомнение, выдвинуть иную версию (логический аспект). Внутренне убеждение — вывод, поддающийся логической проверке.

Всесторонность исследования — это изучение всех существенных черт события, т.е. всех элементов предмета доказывания со всех точек зрения.

Полнота исследования — это изучение каждого существенного обстоятельства с надлежащей глубиной, т.е. сбор достаточного числа доказательств для того, чтобы признать факт установленным.

Объективность — непредвзятость, беспристрастность исследования, незаинтересованность в исходе дела.


33. Субъекты доказывания. Обязанность доказывания.

Субъекты доказывания – те участники процесса, которые, выполняя одну из процессуальных функций, участвуют в доказывании на всем его протяжении и играют более или менее активную роль в собирании, проверке и оценке доказательств.

Субъектов много необходима классификация.

Органы государства – несут ответственность за достижение конечных целей доказывания. Это лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, прокурор, суд и иные государственные органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях. В соответствии с принципом публичности эти субъекты доказывания:

1) представляютгосударственные интересы;

2) несут ответственность за соблюдение законности;

3) осуществляют правоприменительную деятельность;

4) несут обязанность доказывания (всестороннее, полное и объективное исследовании всех обстоятельств дела, обоснование окончательного тезиса, т.е. достижение конечных целей доказывания). Целью доказывания является установление главного факта — факта совершения правонарушения. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено решение.

Особое положение занимает прокурор в суде: несет обязанность доказывания в смысле обоснованности своих утверждений.

Вторую группу составляют лицо, в отношении которого ведётся производство об административном правонарушении, адвокат, потерпевший, законныепредставители. Они являются субъектами доказывания – могут представлять доказательства, но не несут обязанности доказывания. Участие адвоката в доказывании — это не обязанность, а правомочие адвоката (нет санкции). Адвокат «не обязан», а «призван».


Лицо, в отношении которого ведётся производство об административном правонарушении, не несет обязанности доказывания, обязанность не может быть возложена.

Что касается понятых, свидетелей, переводчиков — то они субъектами доказывания не являются, т.к. привлекаются к доказыванию для выполнения своих процессуальных обязанностей, их роль носит вспомогательный характер.

34. Понятие доказательства

Понятие доказательство в логике – оперирование аргументами, в результате чего устанавливаются, доказываются какие-либо положения. В теории доказательств – аргумент, который кладется в основу вывода.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Е. В. Додин: фактические данные – достоверные факты, а точнее явления объективной действительности. Неправильно, т.к.

1) явления действительности (остались в прошлом) но есть информация о них (теория отражения);

2) смешение понятия предмета доказывания (который образован фактами объективной действительности) с доказательством;

3) «достоверность доказательств» м.б. установлена только на завершающем этапе доказывания.

4) при таком подходе содержание доказательств (фактические данные) отрывается от источников доказательств (показаний свидетелей, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство об административном правонарушении и т.д.).

Т.о., фактические данные – это сведения о явлениях объективной действительности, полученные с помощью законных средств доказывания (согласуется с теорией отражения, разграничивающей отражаемое и отражение).

Весьма важным представляется определить соотношения источников доказательств и содержанием доказательств.

Фактические данные — доказательств, а форма доказательств — то, чем они устанавливаются (протокол, объяснения лица, показания, вещ. доки). Форма неотделима от содержания и наоборот.

Доказательством по административному делу являются облеченные в особую процессуальную формусведения о явлениях объективной действительности, с помощью которых, в определенном законом порядке, суд или иной государственный орган либо должностное лицо устанавливаетналичие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Относимость — это свойство доказательства, состоящее в том, что содержащиеся в доказательстве сведения имеют значение для дела, связаны с предметомдоказывания (главный факт, промежуточные факты), связана с содержанием доказательств.

Допустимость — это свойство доказательства, состоящее в соответствии доказательства требованиям процессуального закона относительно источника, условий, способов получения и процессуального закрепления доказательств. Допустимым является доказательство, полученное из надлежащего источника (носителя информации), управомоченным субъектом, законным способом и облеченное в надлежащую процессуальную форму.

Управомоченный субъект: не может получать доказательств лицо, не имеющее на это полномочий или за рамками, имеющейся у него компетенции.

Надлежащая процессуальная форма: то есть соблюдение правил фиксации доказательств.

Нарушение любого из этих правил делает доказательство недопустимым.

35. Классификация доказательств

Классификация доказательств — это разделение всех доказательств на группы (классы), обладающими существенными общими признаками. Она позволяет осуществить доказывание с учетом правил и рекомендаций, касающихся тех или иных классификационных групп (например, косвенные доказательства).

1) Способ сохранения и передачи информации в доказательстве:

§ личные доказательства — это доказательства, представляющие собой сообщение, т.е. информацию, исходящую от лиц (более важны и убедительны). Факторы, влияющие на достоверность: условия восприятия, физиологические и психологические состояния человека;

§ вещественные доказательства несут информацию о событии, выраженную в физических признаках материальных объектов: размер, форма, вес. Факторы, влияющие на достоверность: особенности следообразования, возможности деформации следов

2) Отношение к предмету доказывания (главному факту):

§ прямыми являются доказательства непосредственно устанавливающее главный факт;

§ косвенными являются доказательства, устанавливающее промежуточный факт.

Одни и те же сведения по различным делам (т.е. при разных предметах доказывания) могут быть либо прямым либо косвенным доказательством. Косвенные доказательства могут создавать нерасторжимый круг.

Значение классификации в том, что пути прямого и косвенного доказывания различны. Путь прямого доказывания короче — достаточно установить достоверность прямого доказательства. Путь косвенного доказывания более длинный – установление промежуточного факта еще не свидетельствует о совершении правонарушения.

С учетом этого теория и практика выработала правила доказывания с помощью косвенных доказательств:

— одного косвенного доказательства недостаточно для обоснования;

— совокупность косвенных доказательств должна обладать связями сглавным фактом и между собой;

— косвенные доказательства не должны противоречить друг другу;

— из совокупности косвенных доказательств должен вытекать одинвывод о виновности лица.

3) Отношение к источнику получения фактических данных:

§ первоначальные — это доказательства, полученные из первоисточника (показания свидетеля-очевидца);

§ производные является доказательства, полученные из промежуточных источников (копия документа).

Значение классификации: необходимо учитывать, что по мере удаления от первоисточника закономерны утрата и искажение информации («испорченный телефон»); нельзя пользоваться производными доказательствами, если неизвестен первоисточник сведений (вытекает из УПК); возможна проверка и опровержение первоначальных доказательств путем обращения к производным.

4) (Е.В. Додин) в зависимости от времени возникновения доказательства:

§ прошедшими является доказательства, возникшие до рассмотрения дела;

§ длящиеся – существуют в момент рассмотрения дела.

Не в тему, т.к. нужно различать факт объективной действительности и сведения о нем.

5) (Е.В. Додин) в зависимости от содержания доказательства:

— обвинительные – уличающие нарушителя или усугубляющие его вину;

— оправдательными – свидетельствуют о невиновности или снижают его виновность.

36. Виды доказательств

Показания свидетеля

Показание свидетеля – устное сообщение, сделанное на допросе лицом, не подлежащим привлечению к административной ответственности, об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела. Легальное определение – сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Круг свидетелей характеризуется таким качеством, как незаменимость (создается самим ходом события). Если обстоятельства стали известны лицу, а он является экспертом по данному делу, то он должен выступать в качестве свидетеля в первую очередь (так как незаменим). Свидетель не подлежит отводу. Согласно ст. 17.9 КоАП РФ нет ответственности за отказ от дачи показаний. Допрос несовершеннолетнего в присутствии педагога или психолога, а при необходимости законного представителя.

Показания потерпевшего

Показания потерпевшего, как вид доказательств, сходны с показаниями свидетеля. Возможно поэтому ст. 25.2 КоАП РФ говорит о том, что потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля. Специфично значение показаний потерпевшего: они не только пополняют информацию о событии, но и служат для потерпевшего средством защиты его законных интересов: он — сторона в процессе, ему причинен вред => он заинтересован в исходе дела. Необходима тщательная проверка и оценка показаний потерпевшего.

Вопрос 286. Особенности доказывания по делу об административном правонарушении.

В ст. 26.1 КоАП указан перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. В первую очередь выясняется наличие самого события административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.1 КоАП событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Затем устанавливается лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. Им может быть физическое или юридическое лицо.

Обязательному установлению подлежит виновность лица в совершенном им правонарушении, поскольку отсутствие вины исключает привлечение к административной ответственности. Применительно к физическому лицу требуется выяснить, умышленно или по неосторожности были совершены противоправные действия либо бездействие.

При наложении административных наказаний подлежат доказыванию обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Их перечень содержится соответственно в ст. 4.2 и 4.3 КоАП. При этом необходимо учитывать, что перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим.

Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, также подлежат выяснению. Это обусловлено тем, что в целом ряде случаев нанесенный ущерб является обязательным признаком состава правонарушения. Кроме того, в ст. 4.7 КоАПрегламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, содержатся в ст. 24.5 КоАП. Их выяснение имеет важное значение, поскольку при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. К таким обстоятельствам относятся:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

1) отмена закона, установившего административную ответственность;

2) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

3) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Доказыванию подлежат и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Так, при назначении административного наказания физическому лицу учитывается его имущественное положение, а юридическому лицу – его имущественное и финансовое положение.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Важное значение имеет решение вопроса об относимости и допустимости доказательств применительно к предмету доказывания. Под относимостью доказательств понимается наличие причинной, объективной связи доказательства с установленными по делу обстоятельствами. Допустимость доказательств рассматривается с позиции определения источников фактических данных. Следует также иметь в виду, что Пленум ВС РФ в своем постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

В целях получения доказательств судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, – незамедлительно.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

Статья 26.2. Доказательства

Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

Статья 26.4. Экспертиза

Статья 26.5. Взятие проб и образцов

Статья 26.6. Вещественные доказательства

Статья 26.7. Документы

Статья 26.8. Показания специальных технических средств

Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении

Статья 26.10. Истребование сведений

Статья 26.11. Оценка доказательств

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Выбрать другую статью

Статья 26.2. Доказательства

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Выбрать другую статью

Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Выбрать другую статью

Статья 26.4. Экспертиза

1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

2. В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

4. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Выбрать другую статью

Статья 26.5. Взятие проб и образцов

1. Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

2. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

3. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.

Выбрать другую статью

Статья 26.6. Вещественные доказательства

1. Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

2. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Выбрать другую статью

Статья 26.7. Документы

1. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

4. В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.

Выбрать другую статью

Статья 26.8. Показания специальных технических средств

1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

2. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Выбрать другую статью

Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении

1. Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.

2. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

3. Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Выбрать другую статью

Статья 26.10. Истребование сведений

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)

Выбрать другую статью

Статья 26.11. Оценка доказательств

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Выбрать другую статью

Добавить комментарий