Должности государственной службы

Должности государственной службы Государственные должностные лица
1) Обязательно прописаны в перечнях. Полномочия – возможность чего то, для осуществления. 2) Представляет тот орган, в котором он работает. 3) В законе указаны общие для всех. А полномочия закреплены в подзаконных актах, касающихся определенного служащего. 4) Обеспечивают функционирование лиц, замещающих госдолжности. (Аппарат, секретариат и т.д.) Представители государства, инспектор ГИБДД. Президент, депутаты, судьи, прокуроры, губернатор, министры, председатель ЦБ, Счетной палаты, члены Правительства и т.д. 1) Они представляют сами себя. 2) Лица нормативно обеспечены законодательными актами.

Отличия должности гос службы от гос должностей: лица, находящиеся на гос должности осущ свои полномочия, представляя самого себя. Гос служащий представляет тот орган, в котором он работает. Лицо, замещающее гос должность, нормативно обеспечен законодательными актами. У гос служащих законы есть, но они общие. Значимость лиц, замещающих гос должности, индивидуализирована. Гос служащие обеспечивают функционирование лиц, замещ гос дожности. Гос служащий – тот, кто может применять принуждение.

Гос служба позволяет функционировать государству. ФЗ *О системе госслужбы РФ*. Этот ФЗ является базовым, он регулирует гос. службу, основу и принципы гос службы. Строится на нем. Включая и подзаконные акты. Основы взаимодействия (между ними, между ним и органов). Госслжба институт административного права, но не трудовым правом.

Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр). Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими.

К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

Первый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что круг наименований должностей государственной службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом РФ.

Второй отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного федерального государственного органа (службы, учреждения).

Четвертый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что оплата труда по должности государственной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Т.о., Государственные должности Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей.

Как указывалось выше, не всякая деятельность по исполнению законодательства в современной России может считаться государственной службой. Государственные вузы или больницы тоже исполняют законы, но главная их задача заключается не в осуществлении власти, а в выполнении некоторых специальных задач — обучении студентов или лечении больных. Таким образом, упомянутые организации являются не государственными органами власти, а государственными учреждениями.

Исходя из определения государственной службы, приведенного выше, госслужба предусмотрена в государственных органах, но не в государственных учреждениях. Следовательно, работники государственных вузов, школ, больниц и иных учреждений в России не являются госслужащими.

Однако и в государственных органах не все должности замещаются госслужащими. Кроме них в данных органах присутствуют так называемые лица, замещающие государственные должности. Перечень данных лиц приведен в Указе Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации». Лицами, замещающими федеральные государственные должности, являются Президент РФ, Председатель и заместители Председателя Правительства РФ, все депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, федеральные министры, федеральные судьи, послы, руководители Счетной палаты РФ, Следственного комитета РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и ряд иных лиц.

Как видно, лица, замещающие государственные должности, представляют собой высшее руководство страны. Они могут избираться на свои должности (Президент, депутаты Государственной Думы) или назначаться (министры, судьи) на различные сроки.

Замещающие настоящие должности являются лицами с особым правовым статусом, т.е. на них как на работников действие ТК РФ распространяется в части, не урегулированной специальным законодательством. Лица, замещающие государственные должности, — это политический уровень государственной власти: они формируют государственную политику и принимают государственные решения. Круг их полномочий и функций очень широк, а уровень ответственности этих должностных лиц очень высок, они непосредственно осуществляют полномочия Российской Федерации и субъектов РФ. Многие из них, за исключением депутатов, возглавляют органы государственной власти.

Рис. 1.5. Место государственной службы в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации

Примечание: должности государственной службы выделены жирными линиями.

На рис. 1.5 видно, что в систему федеральной государственной службы входят гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов (в частности, правоохранительная служба). Руководство федеральной государственной службой осуществляет Президент РФ — лицо, замещающее государственную должность РФ. Государственная служба предусмотрена в государственных органах. Руководителей федеральных государственных органов (кроме законодательных) назначает Президент РФ. Кроме того, Президент назначает руководителей государственных внебюджетных фондов и государственных корпораций. Однако работники этих организаций не являются федеральными государственными служащими.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, государственные служащие не только обеспечивают исполнение полномочий государственных органов, но и полномочий лиц, замещающих государственные должности. Таким образом, например, Президент РФ не является государственным служащим, его статус и полномочия определяются Конституцией РФ и федеральными законами, а не законом о госслужбе. При этом работники Администрации Президента РФ обеспечивают исполнение Президентом своих полномочий и являются государственными служащими. Аналогичным образом не являются госслужащими депутаты, а сотрудники Аппарата Государственной Думы являются; не являются госслужащими федеральные судьи, а работники аппарата суда — являются и т.д.

На уровне субъектов РФ существуют свои перечни лиц, замещающих государственные должности этих субъектов, устанавливаемые конституциями, уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (Мэр г. Москвы, министр здравоохранения Свердловской области). Соответственно, государственные служащие субъектов РФ обеспечивают исполнение полномочий этих лиц и государственных органов субъектов (например, областных и республиканских администраций)1.

Наконец, муниципальные служащие обеспечивают исполнение полномочий органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также лиц, замещающих выборные муниципальные должности (муниципальных депутатов и глав муниципальных образований) .

Границы

государственной

службы

Процесс формирования государственной службы в России неоднозначен. По мере разработки законодательства в постсоветский период представление о сущности государственной службы, ее роли в обществе менялось. Основные вехи этого процесса представлены в табл. 1.1. Годы обозначают период разработки правового акта или законопроекта, в котором содержалось данное определение.

Таблица 1.1

Изменение содержания понятия «государственная служба»

Определение государственной службы

Год

Вид общественно-полезной деятельности, осуществляемой лицами, занимающими должности в аппаратах государственных органов всех уровней, и финансируемой из средств союзного бюджета

Оплачиваемая профессиональная деятельность, осуществляемая лицами, занимающими должности в государственных органах, организациях, учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, а также должности на государственных предприятиях

Профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые должности в федеральных, республиканских, региональных и муниципальных государственных органах, в том числе в судебных, представительных и исполнительных органах, в органах безопасности, контроля и т.д.

Замещение должностей в Администрации Президента, аппаратах Правительства, Совета Безопасности, палат Федерального Собрания, высших судов РФ, Центральной избирательной комиссии и в федеральных государственных органах власти

Профессиональная деятельность, осуществляемая за денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, на государственных должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов

Профессиональная служебная деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных и региональных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ

Приведенные определения, безусловно, не исчерпывают всего спектра подходов к пониманию государственной службы. Данная подборка иллюстрирует процесс постепенного сужения понимания государственной службы в законодательстве, исчезновение из него упоминаний об общественных функциях государственной службы.

Дискуссии о границах понятия государственной службы сопровождали вопрос о ее правовой природе, начиная с советской эпохи. Уже в момент принятия первого Закона об основах госслужбы (о нем более подробно рассказано в следующей главе) трактовка в нем государственной службы вызывала критику в экспертном сообществе и впоследствии неоднократно подвергалась сомнению.

В Указе Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 289 «Вопросы издательства «Юридическая литература”» Администрации Президента РФ предлагалось подготовить поправки в закон об основах государственной службы, позволяющие отнести к государственной службе «должности в государственных учреждениях, непосредственно обеспечивающих исполнение Президентом Российской Федерации и государственными органами своих полномочий» (п. 6). Реализация этих изменений позволила бы включить в число государственных служащих преподавателей государственных вузов, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих.

Ряд авторов справедливо утверждали, что Закон об основах госслужбы совмещал в себе противоположные модели государственной службы — патронажную (корпоративистскую) и демократическую (меритократиче- скую и ориентированную на интересы граждан)1.

Научная дискуссия

В 1990-е и начале 2000-х гг. шли активные научные дискуссии, экспертами предлагались различные определения государственной службы. Типичным для того времени является следующее определение: государственная служба — это социально ориентированный государственно-правовой институт по реализации целей и функций органов власти, обеспечивающий взаимодействие власти с обществом посредством профессионального выполнения государственными служащими должностных обязанностей и полномочий .

Таким образом, эксперты продолжал и считать, что часть работников государственных учреждений должны быть отнесены к государственным служащим, наряду с работниками органов власти.

В 2001 г. в Концепции реформы государственной службы Российской Федерации предлагалось более широкое определение: государственная служба — это комплексный (публичный, социальный, правовой, организационный) институт по обеспечению выполнения функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов, отдельных государственных учреждений и организаций или полномочий лиц, замещающих государственные должности.

Принятие Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ закрепило принципы построения профессиональной, компетентной государственной службы, подбор кадров для которой осуществляется на конкурсной основе. Было окончательно определено, что работа в учреждениях и на предприятиях государственного сектора не является государственной службой. Правовой статус местного самоуправления определен законом, предусматривающим особую муниципальную службу.

В итоге деятельность государственных служащих стала полностью ограничиваться внутренними процессами в государственном органе. Законодательство герметизировало государственную службу, отделило ее от общества.

В настоящее время в законодательстве не определены такие принципиальные моменты, как место и роль государственного служащего в современном российском обществе, в государственном управлении, в жизни страны.

Экспертное мнение

Ряд экспертов критикуют существующий зауженный подход и предлагают расширить рамки государственной службы, закрепить в законодательстве реализацию потребностей общественного развития как цель государственной службы. В итоге предлагается изменить понятие государственной службы в федеральном законе, определив ее как деятельность по исполнению полномочий Российской Федерации (субъектов РФ) «в соответствии с наделенной компетенцией».

Дискуссия об оптимальности выбранного определения государственной службы продолжалась и после принятия Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. В известном смысле она идет до сих пор. Границы между госслужбой и трудовой деятельностью иных видов, в том числе в коммерческой сфере, стираются и будут стираться в дальнейшем, особенно на должностях, не наделенных властными полномочиями. Публично-правовой статус высших госслужащих сохранится ввиду специфики данных должностей, но и здесь имеются сдвиги в сторону унификации.

Определение 1

Должностью называется первичный структурный элемент аппарата государственного характера, службы государственной направленности, часть полномочий государственного органа, определенные пределы компетенции данной структурной единицы, самая наименьшая частица власти государственного порядка.

Безликость должности государственной направленности всегда занималась тем, что давала некую характеристику государственной организации общества. Специальные лица приходят на службу и уходят, но права, а также обязанности, которые появились в процессе их деятельности сохраняют свою юридическую силу для неопределенного круга лиц и на протяжении неопределенного количества времени, пока существует их государство.

В статье 8 закон № 58-ФЗ не дает определения понятия должности, а только нормативно закрепляет формальный подход «Должности службы государственного характера учреждаются специальным федеральным законом или же другими нормативным правовым документом Российской Федерации, законом, или документом нормативно правовой направленности субъекта Российской Федерации». Определение должности в научном понимании представлено В.М. Манохиным: «Государственно-служебная должность — это определенная часть организационной структуры органа, которая является обособленной и при этом закрепляется в официальных документах (схемах должностных окладов, штатах), имеющая необходимую часть компетенции гос. органов, которая предоставляется лицу — государственному служащему с целью ее практического применения».

Статья 8 часть 2 этого закона предписывает, что должности службы государственной службы в свое время подразделяются на:

  • должности федеральной государственной службы гражданского характера;
  • должности государственной службы гражданской направленности субъекта Российской Федерации;
  • должности, имеющие отношение к военной сфере;
  • должности службы правоохранительного порядка.

В 8 статье закона № 79-ФЗ предусматривается, что должность федеральной государственной службы гражданского порядка учреждаются специальным федеральным законом или же указом Президента Российской Федерации, должности гос. гражданской службы субъектов Российской федерации — законами или другими документа нормативно-правового характера субъектов Российской Федерации.

Должности, которые находятся на службе государственного порядка в свое время разделяются по определенным группам, а также категориям в соответствии с законами федеральной направленности о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Разделение должностей

Впервые разделение должностей государственного характера на три категории: «А», «Б», «В» – было введено определенным Федеральным законом «Об государственных основах службы Российской Федерации». Бахрах Д.Н., который в свое время являлся профессором и предлагал называть государственные должности (категории «А») «политико-судебными» , «патронными» (категорию «Б») и «административными» (категорию «В»).

Законодательство, которое является современным по отношению к должности в Российской Федерации, категории «А», закрепляет в определенном Свободном перечне должностей государственного характера Российской Федерации, утвержденных в свое время специальным указом Президента Российской Федерации от 1995 года 11 января № 32 «О должностях государственной направленности Российской Федерации». На данный момент в его состав входят 49 конкретных наименований — от Президента Российской Федерации до Первого заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации — министра Российской Федерации. Это такие наименования должностей государственного характера Российской Федерации, которые предусматриваются Конституцией Российской Федерации, а также определенными федеральными законами. А также должности федеральной государственной службы Указом Президента Российской Федерации от 2005 года 31 декабря № 1574 вносятся в специальный Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

Замечание 1

Следовательно, отмечается, что государственная должность и должность государственной службы Российской Федерации не имеют отношения к друг другу, потому что государственная должность выведена из текста законов о службе государственного характера Российской Федерации и контролируются специальными указами Президента.

Примерно такое деление служащих, государственной направленности на «политиков» и остальных в странах Европы оправдывается тем, что с определенными новыми выборами политики, те кто находились у власти сменяются, в то время как лица находящиеся на государственной службе обязаны работать постоянно, в данном режиме, для того чтобы конкретный механизм государственного регулирования в свое время не давал никаких сбоев.

Замечание 2

Отметить существенные особенности разного статуса лиц, которые избираются народом, а также назначаются в определенном административном порядке будет гораздо легче, если рассмотреть их конкретные различия в плоскости административного и конституционного права, как отраслевой принадлежности их полномочий.

Рисунок 1. На данном рисунке показывается отличие статуса лиц, которые замещают должности государственного характера (слева), от статуса лиц, замещающих должности государственной направленности государственной службы (справа)

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Освобождение граждан от ответственности

В данном смысле освобождение граждан от каких-либо форм ответственности по определенным правилами службы государственной направленности федерального аппарата исполнительной власти является вопросом конституционного порядка. Именно из-за этого данный список не может контролироваться специальными указами Президента Российской Федерации. Изначально такой список утверждался президентом Ельциным. Такой правовой контроль был приемлемым в определенных условиях переходного периода, во время радикальных экономических реформ, которые в свою очередь были санкционированы постановлением съезда народных депутатов РСФСР от 1991 года 1 ноября № 1830-1 «Об организации власти исполнительного характера в специальный период радикальной реформы экономической направленности». Но данный период, который считается переходным в полновластии Президента РСФСР Ельцина был установлен на год, до 1992 года 1 декабря. С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации данный переходный период необходимо считать полностью оконченным. Так как требовалось определенное правовое регулирование статуса должностей государственного порядка, это должно были быть сделано, некоторыми изменениями Конституции или же специальным федеральным конституционным законом, но данный документ обязан быть принят или на референдуме народа, или на собрании Федерального характера. Иначе Президент Российской Федерации своими указами о статусе данных лиц подменяет собой и Конституцию, и всю систему власти, тем самым претендуя на определенное монархическое положение в системе органов гос. власти Российской Федерации.

Замечание 3

Так как сам по себе он не может устанавливать статус, а в настоящее время должность государственного порядка Президента Российской Федерации в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации включена, и не существует какой-либо детализации статуса правовой направленности лиц, которые в него входят.

Данный контроль правового характера имеет связь также с доктриной несовместимости мандата депутату органа представительной государственной власти с конкретной должностью в исполнительном аппарате государства. Принцип несовместимости мандата депутата с должностью службы гражданского порядка сформулирован в специальной статьей 39 закона № 79-ФЗ.

Замечание 4

Достаточно сильный интерес правовой направленности вызывает определенное соотношение понятий должности, а также должностного регламента.

Регламент

Регламент, который является должностным какого-либо государственного служащего имеет связь с параллельным типовым регламентом взаимодействия федерального характера органов исполнительной власти, утверждается конкретным постановлением Правительства Российской Федерации от 2005 года 19 января № 30, которое в свое время занимается тем, что устанавливает конкретные общие правила организации деятельности федеральных органов власти исполнительного порядка по воплощению их полномочий, а также взаимодействия данных органов, включая правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении службами и агентствами федеральной направленности (пункт 1.1).

Замечание 5

Стоит отметить, что между двумя видами таких регламентов устанавливается специальная правовая связь, так как согласно пункту 1.2 постановления регламента федерального органа власти исполнительной направленности и административные регламенты исполнения государственных функций, регламенты административного характера предоставления определенных государственных услуг, и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти составляют специальный административный регламент федерального органа исполнительной власти.

Требования квалификационной направленности имеющие определенные требования по отношению к должностям гражданской службы установлены в 12 статье Закона № 79-ФЗ. В их число входят конкретные требования имеющие отношение к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или же стажу работы по конкретной специальности, профессиональными знаниями, а также навыками, которые требуются для выполнения должностных обязанностей в соответствии с категориями, и группами должностей гражданской службы. Требования квалификационного характера к знаниям и навыкам, которые являются профессиональными, и требуются для выполнения определенных должностных обязанностей, устанавливающихся нормативными документами государственного органа с учетом его функций, и задач при этом включаясь в специальный должностной регламент гражданского служащего.

Минздравом социального развития России подготовлены специальные рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в конкртеных федеральных министерствах, служб и агентствах федеральной направленности (о чем свидетельствует письмо Минздравсоцразвития России от 2005 года 10 августа № 3855-ВС). В соответствии с данным письмом регламенты при должности федеральных государственных гражданских служащих являются специальными нормативными документами, которые призваны содействовать правильному подбору, а также расстановке и закреплению кадров, повышению их квалификации профессионального уровня, совершенствованию функционального, и технологического разделения труда между специалистами и руководителями, и, конечно, применяться при оценке служебной деятельности государственного служащего соответствующего органа государственной власти во время проведения аттестации, а также при приеме граждан на службу государственного характера в порядке назначения или же по конкурсу.

Пример 1

Примером требований квалификационного характера по отношению к определенным профессиональным знаниям и навыкам во время осуществления должностных обязанностей является приказ Минюста России от 2006 года 11 октября № 312 «Об утверждении требований квалификационной направленности к профессиональным знаниям, а также навыкам федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации». В данном акте требования ко всем категориям и группам должностей разделяются на две специальные группы:

  • знания профессионального характера ;
  • навыки профессиональной направленности.

Данные требования руководители структурных подразделений центрального аппарата Минюста России обязаны учитывать во время разработки необходимых должностных регламентов федеральных государственных служащих. Эти требования, которые являются квалификационными, контролируются отдельно по таким категориям и группам должностей центрального аппарата Минюста России: категория «руководители» высшей группы должностей; категория «советники или же, как чаще их называют помощники» высшей группы должностей; категория «специалисты» ведущей, а также главной и старшей группы должностей, и категория «специалисты», которые являются обеспечивающими» ведущей, старшей, и младшей группы должностей. Соотношение определенных требований, которые являются квалификационными в различных ведомствах варьируются. Так, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2006 года 20 октября № 335 «О требованиях, квалификационного характера по отношению к профессиональным знаниям и навыкам, требуются для выполнения определенных обязанностей по должности государственными гражданскими служащими Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» данные требования предусматриваются для таких групп и категорий должностей: категория «руководители» высшей, и главной групп должностей, категория «помощники (выступающие в роли советников)» группы высшего порядка должностей, категория «специалисты» главной должностной группы, категория «специалисты» старшей, и ведущей группы должностей, категория «специалисты, которые занимаются обеспечением» ведущей группы должностей, категория «обеспечивающие специалисты» младшей, а также старшей группы должностей.

Замечание 6

Унификация наименований должностей, а также требований по отношению к должности не только придает определенный правовой вид контролируемым правоотношениям — такая унификация способствует улучшению функционирования государственного аппарата благодаря повышению его четкости структурного порядка.

Четкость, которая является недостаточной в структурировании государственного аппарата по каким-либо государственным должностям, имевшая место в законе Федеральной направленности «Об основах службы государственного характера Российской Федерации» и прослеживается в Законе № 58-ФЗ, проявляется в том, что для реального использования законодательства к конкретному государственному служащему иногда требуется сравнение должностей, в разное время имевших различное наименование.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

1. Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее — государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются в настоящем Федеральном законе на:

1) утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст подпункта 1 пункта 1 статьи 1

2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории «Б»;

3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — государственные должности категории «В».

Перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.

Добавить комментарий