Должностное лицо субъекта РФ

Должностные лица — это те граждане, которые временно, постоянно или по особому полномочию выполняют задачи представителя власти или осуществляют административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в различных муниципальных и государственных учреждениях и органах, а также в Вооружённых силах, воинских формированиях и иных войсках РФ.

Отличительные признаки

Кто является должностным лицом? Рассмотрим подробнее.

Судя по содержанию понятия, можно вывести три главные группы признаков, являющиеся основой признания данного статуса.

Сущность осуществляемых функций даёт возможность чётко выделить перечень лиц, которые считаются должностными.

Действия, которые должен выполнять представитель власти как должностное лицо, зависят от того органа, который он представляет. Деятельность должностного лица выстраивается исключительно на взаимоотношениях с большим неопределённым кругом лиц, не являющихся его административными подчинёнными.

Так, лицо, которое выполняет организационные и распорядительные функции, призвано контролировать деятельность учреждения, отдела, организации и т. п. То есть такие задачи постоянно связываются с руководством людьми.

Если же должностное лицо исполняет административные и хозяйственные функции, то оно необязательно должно руководить людьми. Самыми главными его задачами в данном случае выступают распоряжение различными материальными ценностями, осуществление процедуры их получения, хранения, отпуска, реализации и т. д.

О том, какими функциями наделяется высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, информируют закон, приказ, инструкция, устав или другой нормативный акт, назначающий на должность, в котором устанавливаются права и обязанности гражданина при вступлении его в определённую должность.

Лица, которые на соответствующие должности не назначались, но в действительности исполняют их функции, могут быть признаны такими в случае выполнения ими присущих данному статусу обязанностей либо функций специально уполномоченных представителей власти. Специальное полномочие при этом предоставляется уполномоченными должностными лицами, органами или трудовым коллективом. Оформляется оно в виде приказа или решения. Само понятие должностного лица очень емкое.

Ещё одним обособленным признаком выступает принадлежность, или характеристика учреждений и органов, в которых осуществляет свою деятельность должностное лицо. На законодательном уровне предусмотрено, что к таковым могут относиться органы государственные и местного самоуправления, муниципальные и госучреждения, Вооружённые силы, воинские формирования и иные войска. К должностным не причисляются те лица, которые работают в разного рода коммерческих организациях (хозяйственных товариществах, потребительских или производственных кооперативах, иностранных фирмах и т. д.) или в общественных объединениях.

Кто может претендовать на должность?

Стать высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может тот гражданин страны, у которого нет гражданства другого государства, вида на жительство или другого документа, который даёт ему основания постоянно проживать на территории другого государства. Кроме того, он должен достичь тридцатилетнего возраста.

Кто не может претендовать на должность?

Не имеют права выдвигать свою кандидатуру следующие лица:

  • с непогашенной или не снятой судимостью;
  • находящиеся по приговору суда в местах лишения свободы;
  • подвергшиеся административному наказанию за те или иные правонарушения (в течение срока наказания);
  • обвиняемые в каком-либо преступлении;

  • те, у которых признаны по судебному решению недееспособность или же ограниченная дееспособность;
  • нежелающие проходить процедуру, посредством которой оформляется допуск к информации, являющейся государственной или другой охраняемой законом РФ тайной.

Кто является должностным лицом?

Совмещение государственных должностей

Кроме того, гражданин, являющийся высшим должностным лицом, ни в коем случае не может в это же время быть депутатом Госдумы, судьёй, членом Совета Федераций или же замещать любые государственные должности не только в Российской Федерации в целом, но и в данном субъекте в частности, а также должности государственной гражданской, федеральной государственной, муниципальной служб и муниципальные.

Высшее должностное лицо не может быть частью управленческих органов, наблюдательных либо попечительских советов, других органов неправительственных некоммерческих организаций и их действующих на территории России филиалов, если иное не предусматривается законодательством либо международным договором РФ. Гражданин получает соответствующие полномочия на пять лет (не больше). Понятие должностного лица довольно обширное.

Как происходит наделение полномочиями?

Назначение должностных лиц – процесс ответственный. Гражданин получает соответствующие полномочия после того, как будет представлен Президентом законодательным органам субъекта. Если же по уставу данного субъекта предусматривается двухпалатный законодательный орган, то заключение о том, наделяется ли гражданин правами высшего должностного лица, принимается во время общего заседания обеих палат. Перед тем как Президент РФ предлагает законодательному органу субъекта кандидата на пост высшего должностного лица, по этому поводу проводится консультация. Данная кандидатура рассматривается законодательным органом на протяжении десяти дней после внесения представления. При этом решение является принятым только в том случае, если за него отдали голоса более половины депутатов от установленного числа в законодательном органе. При двухпалатной системе за него должны проголосовать более половины состава в каждой палате законодательного органа.

Какие действия предпринимаются в случае отклонения кандидатуры?

Если выдвигаемая кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее недели после этого вносит повторное предложение о кандидатуре (или кандидатурах). Если же оно снова отклоняется, Президентом проводится консультация с представительным органом государственной власти субъекта и той политической партией, которая внесла предложение о данной кандидатуре. По результатам этой консультации Президент РФ имеет право распустить данный законодательный орган.

Иные варианты рассмотрения кандидатуры

В случае инициирования предложения о кандидатуре, претендующей на место высшего должностного лица субъекта РФ, какой-либо политической партией (либо политическими партиями) и поддержкой его со стороны законодательного (представительного) органа власти того или иного субъекта в установленном порядке, это предложение выдвигается полномочным представителем Президента Руководителю Администрации Президента в данном федеральном округе, а тот, в свою очередь, рассматривает его и представляет выбранную кандидатуру и требуемые документы Президенту РФ.

Двухпалатная система

Если же согласно уставу субъекта в нём предусматривается двухпалатная система законодательного органа, то предложенный кандидат на исполнение функций высшего должностного лица, выдвинутый политическое партией, обсуждается на коллективном заседании обеих палат. Данное предложение направляется Президенту в том случае, если его поддержат большей частью голосов от количества избранных депутатов каждой палаты.

Номинация должности производится в соответствии с уставом, принятым в субъекте РФ, учитывая его национальные, культурные, исторические и другие традиции.

Полномочия, которые имеет высшее должностное лицо

У высшего должностного лица того или иного субъекта РФ имеются, в частности, такие полномочия, как:

  • Представление соответствующего субъекта в его взаимоотношениях с другими субъектами РФ либо органами, представляющими государственную власть.
  • Подписание принятых законодательным органом законов.
  • Формирование согласно порядку и структуре органов исполнительной ветви власти, которые определяются конституцией субъекта, высшего исполнительного органа субъекта.
  • Представление каждый год отчётов в законодательный орган государственной власти данного субъекта, информирующих об итогах функционирования высшего исполнительного органа власти этого субъекта, включая вопросы, которые были поставлены представительным органом власти.

Что еще входит в компетенцию должностного лица?

  • Имеет право требовать созыва заседания законодательного органа вне очереди.
  • Может принимать участие в деятельности представительного органа данного субъекта.
  • Координирует работу исполнительных органов субъекта РФ с другими органами власти, а также имеет право на организацию связей исполнительных органов власти субъекта с федеральными этого же типа и их территориальными органами, общественными сообществами, структурой местного самоуправления.
  • Имеет право осуществления других полномочий, которые соответствуют законодательству страны. Функции должностного лица разнообразны.

Бывают ситуации, из-за которых высшее должностное лицо в течение какого-либо времени не имеет возможности исполнять установленные обязанности. Тогда это делает должностное лицо, предусмотренное конституцией или уставом соответствующего субъекта.

Когда полномочия прекращаются досрочно?

Имеющиеся у высшего должностного лица полномочия досрочно прекращаются в случаях:

  • смерти;
  • отрешения гражданина от должности Президентом из-за выраженного ему недоверия со стороны законодательного органа соответствующего субъекта;
  • отставки гражданина по собственному желанию;
  • отстранения от исполнения должности вследствие потери доверия Президента из-за несоответствующего исполнения обязанностей данным лицом;
  • признания в судебном порядке недееспособности или же ограниченной дееспособности;
  • решения суда о том, что данный гражданин безвестно отсутствует, или после объявления его умершим;
  • вступления в действие обвинительного приговора по отношению к данному лицу;
  • выезда за границу с целью постоянного проживания там;
  • потери гражданства.

Перечень должностных лиц утверждается специальным приказом.

Исполняющий обязанности в случае отставки

Если было принято заключение об отставке высшего органа исполнительной ветви власти, то он продолжает функционировать до того, как будет сформирован новый соответствующий орган. В это время Президентом РФ производится назначение высшего должностного лица. Понятие мы рассмотрели.

Им будут временно исполняться обязанности в течение того периода, пока в данную должность не вступит другое лицо, наделённое данными полномочиями, в следующих ситуациях:

  • истечение полномочий, которые имеются у высшего должностного лица, раньше срока;
  • отстранение на какой-либо период времени;
  • истечение периода полномочий соответствующего лица.

Тот, кто исполняет обязанности, имеющиеся у высшего должностного лица, временно, не может принимать постановление о расформировании того законодательного органа, который представлен в данном субъекте, или каким-либо образом изменять принятый в нём устав.

Новую кандидатуру предлагает Президент РФ, она рассматривается не позже десяти дней после прекращения полномочий предыдущего лица.

Имеет место и привлечение к ответственности должностных лиц. Им назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Понятие «должностное лицо» прочно закрепилось в уголовном праве России, оперируют им и другие отрасли права.

Согласно ст.18 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта РФ может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ.

Выборы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Порядок избрания высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ. При этом избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Если ни один кандидат не набрал необходимого числа голосов депутатов, то проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов депутатов по отношению к числу голосов, полученных другим кандидатом.

Указом Президента РФ от 27.12.2004 N 1603 утверждено Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. 1. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается на совместном заседании палат.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
2. Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносится Президентом Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Перед внесением Президентом Российской Федерации предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проводятся соответствующие консультации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 14 дней со дня внесения представления.
Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президентом Российской Федерации не позднее семи дней со дня отклонения повторно вносится предложение о кандидатуре.
В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), но не более чем на шесть месяцев.
В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, проводятся соответствующие консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). По результатам указанных консультаций Президент Российской Федерации вправе внести предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
5. Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
6. Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.
7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;
д.1) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
(пп. «д.1» введен Федеральным законом от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
е) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
7.1. В случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта Российской Федерации, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может иметь различное наименование (губернатор, глава и др.), которое закрепляется в конституции или уставе данного региона.

В субъектах РФ различается правовой статус высшего должностного лица и его место в системе государственных органов. В одних регионах высшее должностное лицо в соответствии с конституцией (уставом) по должности одновременно является руководителем высшего исполнительного органа (администрации или правительства). Такая модель, в частности, предусмотрена Уставом Новосибирской области, где Губернатор одновременно является председателем областного Правительства. В других субъектах предусматривается модель, в соответствии с которой высшее должностное лицо руководитель высшего исполнительного органа – разные лица (например, в Свердловской области).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» возможны два варианта избрания высшего должностного лица субъекта РФ:

1) на прямых всеобщих выборах;

2) законодательным органом субъекта РФ.

Конкретный способ избрания закрепляется в конституции или уставе субъекта РФ.

Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями или в порядке самовыдвижения. Причем политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на эту должность лицо, как являющееся членом данной политической партии, так и иное лицо.

При выдвижении кандидата на пост высшего должностного лица предусмотрена процедура, получившая название «муниципальный фильтр» – выдвижение кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований данного субъекта РФ. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Эта процедура предусмотрена для того, чтобы исключить выдвижение кандидатов, не известных широкой общественности, заведомо не компетентных в вопросах государственного управления.

Если избрание высшего должностного лица осуществляет законодательный орган субъекта РФ, то кандидаты для избрания представляются в этот орган Президентом РФ по предложениям политических партий.

Выборы высшего должностного лица субъекта РФ проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

– представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

– подписывает и обнародует законы субъекта РФ;

– формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, принимает решение о его отставке;

– представляет в законодательный орган субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа;

– вправе участвовать в работе законодательного органа субъекта РФ с правом совещательного голоса;

– обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ, с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

– осуществляет иные полномочия в соответствии с конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случае:

– его смерти;

– отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта РФ;

– его отставки по собственному желанию;

– отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных законом;

– признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

– признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

– вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

– его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

– утраты им гражданства РФ, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

– его отзыва избирателями.

Отзыв высшего должностного лица субъекта РФ возможен в связи с нарушением им федерального законодательства или законодательства субъекта РФ, факт совершения которого установлен соответствующим судом, а также в связи с неоднократным грубым без уважительных причин неисполнением своих обязанностей, установленное соответствующим судом.

В поддержку инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта РФ должны быть собраны подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта Российской Федерации и должно составлять не менее одной четверти от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ.

Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение главы государства. С чем связана необходимость наличия главы государства в системе органов государственной власти?

2. Приведите примеры различной роли президента в республиках различного типа. В чем состоит особенность президентской власти в России?

3. Какой порядок избрания Президента РФ предусмотрен федеральным законом?

4. Перечислите конституционные полномочия Президента РФ. Найдите в федеральных законах примеры иные полномочий Президента РФ.

5. Как вы понимаете термин «скрытые полномочия президента»?.

6. Какие правовые акты издает Президент РФ, в чем состоят различия между ними?

7. Перечислите основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Какие существуют проблемы правового регулирования досрочного прекращения полномочий Президента РФ?

8. Какие требования к высшему должностному лицу субъекта РФ предусмотрены федеральным законодательством? В каком порядке он избирается?

9. Объясните соотношение понятий «высшее должностное лицо субъекта РФ» и «руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ».

10. Перечислите основные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ.

11. Перечислите основания досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 6271;

Добавить комментарий