Должностное лицо в медицине

Разновидности вреда как результата противоправного медицинского вмешательства.

ВРЕД – это материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего пациента и (или) умалении его нематериального блага (жизнь, здоровье).

В качестве разновидностей вреда как результата противоправного медицинского вмешательства нужно отметить следующие:

физический (повреждение здоровья);

имущественный (реальные потери, неполученные доходы, затраты на питание, лечение, уход и т. д.);

моральный (физические и нравственные переживания пациента, пострадавшего в результате медицинского вмешательства).

ФИЗИЧЕСКИЙ ВРЕД определяется при проведении судебно-медицинской экспертизы.

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВРЕД определяется в результате подсчетов утраченного заработка, расходов на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, уход и т. д. Иными словами – это все те расходы, которые у пациента возникли в связи с нанесением ему вреда, а также все доходы, которые пострадавший мог бы определенно иметь. Эти обстоятельства должны быть подтверждены документально.

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т. д.

ПРИНЦИПЫ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

действительное наличие нарушения или посягательства на личные неимущественные права (блага) пациентов;

наличие вины в действиях (бездействии) медицинского работника (за исключением причинения вреда жизни и здоровью источником повышенной опасности);

пациент сам должен представлять доказательства наличия физических и (или) нравственных страданий;

моральный вред компенсируется независимо от возмещения

имущественного вреда;пациент не имеет верхних или нижних пределов требований по

размеру компенсации морального вреда, однако окончательное решение принимает суд.

ВИНА ПРИЧИНИТЕЛЯ ВРЕДА характеризуется особенностями, присущими медицинской деятельности. Лечебное учреждение признается виновным, если установлена вина его работников в нанесении вреда здоровью пациента. Вина может быть выражена в виде умысла или неосторожности. Об умысле речь идет в случаях, когда медицинский работник осознавал совершаемые противоправные действия и желал наступления связанного с этими действиями результата. Неосторожная форма вины заключается в том, что медицинский работник:


а) предвидел наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение;

б) не предвидел наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

В соответствии с гражданским законодательством действует принцип презумпции вины причинителя вреда при оказании медицинской помощи, поэтому отсутствие вины доказывается лицом, совершившим правонарушение. Правовым основанием такого положения является ст. 401 ГК РФ, где отмечено, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». Важность определения вины подтверждается тем, что размер компенсации морального вреда зависит в том числе и от степени вины ответчика.

Понятие должностного лица в медицине

Российское законодательство предусматривает строгую уголовную ответственность за совершение должностных преступлений.Таковыми уголовным законодательством признаются нарушения должностным лицом обусловленных его служебным положением обязанностей, причинившие существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства. В действующем УК РФ такие преступления включены в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Субъектами должностных преступлений могут быть только должностные лица.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, а также административно-хозяйственные функции в государственных или муниципальных организациях и учреждениях.

К представителям власти относятся депутаты всех уровней, руководители различных государственных администраций (городов, областей, краев и т.д.), работники правоохранительных и контролирующих органов и др.

Организационно-распорядительные функции заключаются в руководстве деятельностью учреждения, его подразделений и людей, подчиненных по службе (работе), в подборе и расстановке кадров, наложении дисциплинарных взысканий и т.п.

Административно-хозяйственные функции выражаются в управлении и распоряжении государственным или муниципальным имуществом, денежными средствами, материальными ценностями и т.п.

Таким образом, под должностным лицом в сфере здравоохранения следует понимать лицо, обладающее властными полномочиями в сфере медицинской деятельности, осуществляющее организационно-распоря-дительные и (или) административно-хозяйственные функции в органах управления здравоохранением, лечебно-профилактических, санитарногигиенических и других учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

К должностным лицам в сфере медицинской деятельности относятся: работники Минздравсоцразвития РФ, департаментов и управлений здравоохранения, главные врачи ЛПУ и их заместители, руководители структурных подразделений, заведующие отделами, отделениями, аптеками, лабораториями, клиниками, кафедрами, главные (старшие) медицинские сестры.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6

Под профессиональными преступлениями медицинских работников понимаются такие, которые совершаются при осуществлении профессиональных функций с нарушением предписаний законодательства, современных требований медицинской науки и практики, положений медицинской этики и врачебной деонтологии.

Действующий УК РФ предусматривает уголовную ответственность медицинских работников за следующие виды профессиональных преступлений:

причинение смерти по неосторожности (ст. 109);

принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120);

заражение ВИЧ — инфекцией (ст. 122);

незаконное производство аборта (ст. 123);

неоказание помощи больному (ст. 124);

незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128);

торговля несовершеннолетними (ст. 152);

подмена ребенка (ст. 153);

разглашение тайны усыновления (ст. 155);

незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220);

незаконное изготовление, приобретение, хранение, пересылка, сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228);

хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233);

незаконный оборот СДЯВ в целях сбыта (ст. 234);

незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235);

нарушение санитарно — эпидемиологических правил (ст. 236);

сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);

нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248).

К профессиональным преступлениям медицинских работников необходимо отнести и стерилизацию мужчин и женщин без медицинских показаний, которая рассматривается как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111). Недопустимые эксперименты на людях также следует отнести к профессиональным правонарушениям медицинских работников, так как в случае неблагоприятного исхода речь может пойти о причинении смерти по неосторожности (ст. 109) или умышленном причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112).

Вопрос 41

Должностные преступления в сфере здравоохранения

К ним относятся: получение взятки (ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ).

Получение взятки (ст. 290 УК) — опасное преступление, подрывающее авторитет учреждений здравоохранения и порождающее представление о возможности достижения желаемого результата путем подкупа должностных лиц.

Взятка может быть получена в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Должностное лицо может лично или через посредников получить незаконное вознаграждение за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое оно должно совершить в силу своего служебного положения. Например, выдача врачом больничных листков трудоспособным гражданам, госпитализация главным врачом больницы вне очереди. В случае взяточничества речь идет именно о действиях, которые медицинский работник осуществляет в силу своего служебного положения, а не о действиях профессионального характера.

Размер вознаграждения, позволяющего вести речь об уголовной ответственности за получение взятки должен превышать 5 минимальных размеров оплаты труда.

Отягчающими обстоятельствами при получении взятки является получение взятки должностным лицом за незаконные действия (ч. 2 ст. 290 УК) и лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. Особо отягчающими обстоятельствами являются: совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; неоднократность получения взятки; вымогательство при получении взятки; крупный размер взятки (ч. 3 ст. 290 УК). Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 300 минимальных размеров оплаты труда.

Служебный подлог (ст. 292 УК) — это внесение заведомо ложных сведений в официальные письменные документы, искажающих подлинное содержание таких документов, а равно подделка официальных документов.

Халатность (ст. 293 УК) — невыполнение своих профессиональных, служебных обязанностей или выполнение их ненадлежащим, небрежным образом.

Вопрос 42.

Медицинское право — отрасль права Российской Федерации, занимающаяся регулированием отношений в сфере здравоохранения и медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.

Главными участниками рассматриваемых правоотношений являются: пациент; медицинский персонал (в частности — лечащий врач); медицинское учреждение (ЛПУ, НИИ, медицинские институты и иные субъекты); страховая медицинская организация; страхователи (страхователь); государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ).

Кроме того, в медицинских правоотношениях возможно участие следующих субъектов: органы, выдающие медицинским учреждениям разрешение на занятие медицинской деятельностью (лицензии и сертификаты); медицинские ассоциации; контролирующие организации (профсоюзы, общества защиты прав потребителей, антимонопольный комитет и проч.), суды.

Источники медицинского права — это система определенных внешних форм, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения по поводу охраны здоровья граждан.

Существуют традиционные и нетрадиционные источники права.

Под нетрадиционным источником права понимают систему нормативных предписаний, создаваемых, как правило, в процессе правоприменительной деятельности не уполномоченными на то органами, или хотя и уполномоченными органами, но при безусловном субсидиарном характере применения таких предписаний для урегулирования общественных отношений по сравнению с нормативно-правовыми актами, возникающими в практике правового регулирования без прямого государственного вмешательства, но при последующем государственном одобрении. При этом система нетрадиционных источников права выглядит следующим образом: правовой обычай; нормативный договор; нормативные акты общественных объединений; правовая доктрина; правоприменительная практика.

Основным и традиционным источником права вообще, и медицинского права, в частности, являются нормативные акты, среди которых ключевые позиции занимают законы как акты высшей юридической силы.

Возглавляет систему законодательства в этой сфере Конституция Российской Федерации 1993 г. Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Центральный правовой акт в сфере здравоохранения, составляющий первый (после Конституции РФ) уровень медицинского законодательства – Основы законодательства об охране здоровья граждан, принятые в 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями. В этом документе определены основные принципы охраны здоровья, основы организации и руководства здравоохранением, гарантии осуществления медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, определены виды медицинских экспертиз, ответственность за причинение вреда здоровью.

Второй уровень законодательства об охране здоровья граждан — специальные федеральные законы, непосредственно регулирующие важнейшие направления в этой сфере. На данный момент федеральный срез собственно медицинского законодательства составляют около полутора десятков законодательных актов. Кодекс законов об охране здоровья включает в себя следующие блоки: надзорные законы; законы профилактической направленности; законы, определяющие права и ответственность медицинских работников; законы, регулирующие финансирование здравоохранения; законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности.

Третий уровень законодательства в области охраны здоровья граждан образуют законы, принимаемые субъектами РФ. Конституция России предусмотрела право субъектов РФ осуществлять законодательную деятельность по предметам совместного ведения и вне предметов ведения РФ. В соответствии с п.»ж» ч.1 ст.72 Конституции лишь координация вопросов здравоохранения является предметом совместного ведения. А в исключительном ведении РФ находятся вопросы охраны здоровья граждан, которые связаны с производством и порядком использования наркотических средств и ядовитых веществ , а также установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития.

Работа над формированием законов об охране здоровья продолжается. В портфеле Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту находится более 120 проектов федеральных законов, в том числе и законопроектов, прямо или косвенно регулирующих сферу оказания ПМСП.

Вопрос 43

Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования

1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Вопрос 44правовые основы медицинского страхования граждан

Медицинское страхование

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

Договор медицинского страхования должен содержать:

наименование сторон;

сроки действия договора;

численность застрахованных;

размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;

перечень медицинских услуг, соответствующих программам обязательного или добровольного медицинского страхования;

права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.

Граждане Российской Федерации имеют право на:

обязательное и добровольное медицинское страхование;

выбор медицинской страховой организации;

выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;

получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

Страхователь имеет право на:

участие во всех видах медицинского страхования;

свободный выбор страховой организации;

осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования;

возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора.

Предприятие-страхователь, кроме прав, перечисленных в части первой настоящей статьи, имеет право на:

привлечение средств из прибыли (доходов) предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников.

Страхователь обязан:

заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;

вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования;

в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан;

предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию;

зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования в порядке, установленном статьей 9.1 настоящего Закона.

Российский национальный исследовательский медицинский университет

имени Н. И. Пирогова

Кафедра истории, экономики и права

Реферат на тему :

Должностные преступления в сфере здравоохранения

Выполнила:

студентка лечебного факультета

114а группы

Яковлева Татьяна

Проверила:

Павлова Мария Александровна

Москва 2013

Введение

Должностные преступления в сфере здравоохранения

Соответствующие статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации

Виды ответственности медработников

Должностные инструкции

Заключение

Введение

Медицина представляет собой важную сферу жизнедеятельности человека, основной целью которой является сохранение жизни и здоровья людей. В последние годы медицинская наука достигла больших успехов в профилактике и лечении многих заболеваний, считавшихся ранее либо вовсе неизлечимыми, либо трудно поддающимися лечению. Она стала способной проникать в глубинные процессы, происходящие в организме человека, влиять на репродуктивное здоровье человека, процессы умирания, генетический статус и т.д. Одновременно с этим возрастает значение правового регулирования медицинской деятельности, включая уголовно-правовое.

Ответственность врачей за результаты их профессиональной деятельности находится в центре внимания специалистов различных областей знаний — медиков, биологов, биоэтиков, юристов, а также политических и общественных деятелей.

Официальная статистика об уровне, структуре и динамике преступлений, совершаемых в сфере медицинской деятельности специальными субъектами — медицинскими работниками, в общем анализе преступности — отсутствует. Вместе с тем наблюдения показывают, что в действительности число указанных преступлений увеличивается. Причем эти неблагоприятные процессы происходят на фоне несовершенства российского законодательства, включая уголовное, отсутствия у работников следственно-судебных органов необходимых знаний, соответствующих уровню развития биомедицинских наук, на фоне проблем, сопровождающих проведение высокотехнологичных и обычных судебно-медицинских экспертиз, проблем интерпретации результатов последних и т.д.

Главный нормативно-правовой акт, действующий в медицинской сфере, — Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» 1993 г. — при всех его достоинствах, содержит немало положений, не находящих должного развития в отраслевом законодательстве. В этом документе, например, говорится об установлении уголовной ответственности за ряд общественно опасных действий (купля-продажа органов и тканей человека, незаконное проведение медицинской стерилизации и др.), однако в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. таких составов преступлений нет. Таким образом, во многих сферах, связанных с нарушением закона в области медицинского права, Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» являются единственным источником юридической информации как для врача, так и для пациента.

Должностные преступления в сфере здравоохранения

Должностное преступление — это общественно опасное деяние, совершенное должностным лицом в связи с его служебным положением и причинившее либо создавшее угрозу причинения существенного вреда, либо нарушения прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован данный орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых возложено на должностное лицо, и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями. Субъектами должностных преступления могут быть только должностные лица, которыми постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляются организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, Вооруженных силах РФ и т.д. В УК РФ указано, что субъектом преступления может быть лицо, обладающее специальными оговоренными в законе качествами — специальный субъект преступления. Таким специальным субъектом преступления могут считаться работники здравоохранения при выполнении ими профессиональных обязанностей, т.е. занимающие постоянно или временно должности в учреждениях здравоохранения и имеющие по закону определенные права и обязанности, полномочия в осуществлении административных, хозяйственных и других задач. Под юрисдикцию статей УК РФ, предусматривающих ответственность медицинских работников за должностные преступления, подпадают и врачи, не являющиеся должностными лицами по занимаемой должности, но обладающие организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Невыполнение или недобросовестное выполнение в таких случаях профессиональных функций, злоупотребление ими в корыстных интересах могут привести к нарушениям прав пациентов, причинению вреда здоровью, интересам государства и т.д. В связи с этим очень важно определить уголовно-правовое положение медицинского работника, в основе которого лежит сложный вопрос о признании или непризнании медицинского работника должностным лицом или специальным субъектом преступления. Это имеет большое практическое значение для квалификации должностных преступлений, совершенных в сфере здравоохранения. В разъяснениях ст.285 УК РФ указано, что рядовые медицинские, фармацевтические и санитарные работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры, провизоры и т.д.) при исполнении своих профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи больным не обладают ни административно-хозяйственными, ни организационно-распорядительными полномочиями, присущими должностным лицам. То есть они осуществляют чисто профессиональные функции по лечению пациентов. Главный врач, заместители главного врача, заведующие отделами, лабораториями, главная, старшая медицинская сестра, дежурный врач и т.д. считаются должностными лицами. Наиболее часто в сфере здравоохранения встречаются следующие должностные преступления: «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст.285), «Получение взятки» (ст.290), «Служебный подлог» (ст.292) и «Халатность» (ст.293). Рассмотрим основные моменты вышеперечисленных статей Уголовного Кодекса РФ. Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями». Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков: а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б) совершение деяния из корыстной или иной заинтересованности; в) наступление конкретных последствий деяния (нарушение прав и интересов граждан, организаций и т.д.); г) наличие причинной связи между действием должностного лица и последствиями. Отсутствие вреда как необходимого признака состава преступления исключает уголовную ответственность по данной статье. Формы и способы злоупотреблений должностными лицами могут быть разными: издание приказов, распоряжений, противоречащих закону, нормативному правовому акту, повлекших последствия; необоснованное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения, сокрытие хищений, недостач в ЛПУ, попустительство совершению преступлений иными лицами (например, должностное лицо, в полномочия которого входит контроль за хранением и расходованием наркотических средств, сознательно не выполняет этой обязанности, ответственность наступает при наличии у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности).

Соответствующие статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации

Среди должностных преступлений в сфере здравоохранения различают получение взятки, служебный подлог, халатность, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий.

Получение взятки квалифицируется по ст. 290 УК РФ. Взятка может быть получена в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Должностное лицо может лично или через посредников получить незаконное вознаграждение за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое оно должно совершить в силу своего служебного положения, например выдачу врачом листков нетрудоспособности трудоспособным гражданам, госпитализацию главным врачом больницы вне очереди и др.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем взятки вознаграждения независимо от того, совершены ли действия, обещанные за взятку, или их предполагается совершить в будущем. Размер вознаграждения, позволяющего вести речь об уголовной ответственности за получение взятки, должен превышать 5 минимальных размеров оплаты труда.

Получение взятки является должностным преступлением, поэтому ответственность за его совершение будут нести не все врачи, а только те, которые являются должностными лицами (руководители ЛПУ, их заместители, руководители структурных подразделений и лица, выполняющие организационно-хозяйственные и административные функции). К категории должностных лиц относят и медицинских работников, принимающих решения, дающих заключения или оформляющих документы, на основании которых у пациентов появляются определенные права и обязанности (врач, дающий экспертное заключение и выполняющий функции эксперта, врач, оформляющий листок нетрудоспособности).

Врач, получающий от пациента деньги за выполнение чисто лечебных и диагностических мероприятий, не будет подлежать уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ.

Отягчающими обстоятельствами при получении взятки являются: получение взятки должностным лицом за незаконные действия (ч. 2 ст. 290 УК РФ), лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290 УК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 290 УК РФ особо отягчающими обстоятельствами получения взятки являются: совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; вымогательство при получении взятки; крупный размер взятки. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей. Уголовный кодекс РФ предусматривает за получение взятки следующее наказание: а) штраф в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года; либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки лично или через посредника в виде днег, ценных бумаг, иного имущества и т.д. и если действия должностного лица входят в служебные полномочия); б) лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки за незаконные действия); в) лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой ( в случае получения взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки, в крупном размере).

Служебный подлог (ст. 292 УК РФ) выражается во внесении заведомо ложных сведений в официальные письменные документы, искажающих подлинное содержание таких документов, а равно в подделке официальных документов. Подобные действия должны быть совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Официальными будут являться документы, предоставляющие определенные права, освобождающие от обязанностей или устанавливающие определенные юридические факты (история болезни, амбулаторная карта, экспертное заключение, больничный лист). Статья 292 УК РФ «Служебный подлог» предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Халатностью (ст. 293 УК РФ) является невыполнение должностным лицом своих профессиональных, служебных обязанностей или выполнение их ненадлежащим, небрежным образом. К ответственности по данной статье могут привлекаться должностные лица учреждений здравоохранения, халатно относящиеся к выполнению своих организационно-распорядительных, административных функций, если подобные действия или бездействие повлекли за собой причинение тяжкого вреда здоровью пациента или его смерть. В подобных ситуациях важное значение имеет оценка тех обязанностей должностного лица, которые отражены в должностных инструкциях. УК предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, или исправительных работ на срок до двух лет, либо штрафа от пяти до пятнадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. За халатность, приведшую к тяжким последствиям, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет и штрафом от пятнадцати до двадцати пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или без такового.

Злоупотребление должностными полномочиями подразумевает использование должностных полномочий вопреки интересам службы- это действия, которые совершаются должностным лицом в пределах своей компетенции, но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционирует соответствующий орган. Превышение должностных полномочий -совершение должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий. В сфере здравоохранения к уголовной ответственности по ст. 285, 286 УК РФ обычно привлекаются должностные лица, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями: главные врачи; заведующие отделениями; начальники отдельных медицинских подразделений. Оба эти преступления могут быть связаны с коррупцией и сочетаться с: получением взяток; служебным подлогом; нецелевым использованием бюджетных средств.

Виды ответственности медработников

Виды ответственности медработников делятся на уголовную, гражданскую, административную (в том числе дисциплинарную) и моральную. Все виды ответственности, кроме моральной, объединяются понятием «юридическая ответственность».

Данные виды ответственности подразумевают следующее:

— административная ответственность — вид юридической ответственности за административный проступок (правонарушение), она рассматривается в судебном порядке по административному и исполнительному производству;

— дисциплинарная ответственность — форма воздействия на нарушителей трудовой и производственной дисциплины в виде дисциплинарного взыскания (выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение);

— гражданская, или гражданскоправовая, ответственность — вид юридической ответственности, при которой к правонарушителю применяются меры, установленные законом или трудовым договором; эти меры заключаются в возмещении убытков, уплате неустойки, штрафа, пени, возмещении причиненного морального и иного вреда; гражданская ответственность распространяется на физические лица (граждан) и на юридические лица (учреждения, организации и т.п.);

— уголовная ответственность — вид ответственности, который регулируется Уголовным кодексом.

Нарушение прав больных чаще всего вызывается следующими обстоятельствами:

— незнание медработниками прав больных;

— неинформированость больных о медицинских действиях;

— неполучение согласия больного на медицинские действия;

— нарушение прав больных на выбор лечебного учреждения или врача.

В медицине неотложных состояний существуют ситуации, когда информирование больного о медицинских действиях затруднено или невозможно:

— некомпетентность больного, под которой подразумевается наличие у больного неадекватного состояния временно — алкогольное опьянение и др., продолжительно — сопор, кома, острый психоз и др., постоянно — младенческий возраст, слабоумие, психические заболевания;

— срочность действий подразумевает проведение жизнеобеспечивающих медицинских мероприятий (сердечнолегочной реанимации, немедленной инфузионной терапии, крикоконикотомии и других), в таких случаях в медицинской документации фиксируются обстоятельства, не позволяющие полу­чить согласия больного на эти действия;

— если речь идет о лицах до 15-летнего возраста и гражданах, признанных в установленном порядке недееспособными, информация предоставляется их законным представителям, которыми могут быть родственники больного или другие уполномоченные лица;

— в случаях когда имеется реальная угроза жизни больного, его согласие или его законных представителей на медицинское вмешательство не требуется.

Юридическая оценка вреда, причиненного жизни или здоровью больного при оказании неотложной медицинской помощи, предусматривает следующие моменты:

— вред, нанесенный в результате неправильных действий медицинского работника;

— вред, обусловленный неизбежным ятрогенным воздействием;

— вред, связанный с условиями, в которых оказывалась медицинская помощь.

Отдельным правовым разделом рассматриваются неисполнение или ненадлежащее исполнение медицинским работником своих профессиональных обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения. Правовую оценку имеют действия, которые относятся к разряду преступной неосторожности, связанной с тремя причинами:

— преступным легкомыслием (самонадеянностью), когда медработник предвидел возможность наступления опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных для этого оснований самонадеянно рассчитывал на то, что справится с ними сам;

— преступной небрежностью, когда медработник не предвидел возможности наступления опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был их предвидеть;

— преступным невежеством, которое определяется как недостаток профессиональных знаний и практических навыков при возможности и необходимости их получения.

При этом комментарии к законодательству гласят, что незнание не исключает вины медработника и рассматривается как вариант неосторожности. Практика показывает, что большинство серьезных нарушений профессиональных обязанностей медработниками медицины неотложных состояний совершается по неосторожности в форме небрежности или самонадеянности.

Должностные инструкции

должностное преступление взятка ответственность

Должностные обязанности

Главный врач:

1. Осуществляет руководство учреждением здравоохранения в соответствии с действующим законодательством, определяющим деятельность органов и учреждений здравоохранения.

2. Представляет учреждение здравоохранения в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах.

3. Организует работу коллектива по оказанию своевременной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению.

4. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждения.

5. Осуществляет анализ деятельности учреждения здравоохранения и на основе оценки показателей его работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы учреждения.

6. Рассматривает и утверждает положения о структурных подразделениях учреждения и должностные инструкции работников.

7. Контролирует выполнение требований правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов.

Главный врач имеет право:

1. Запрашивать от сотрудников необходимые информацию и документы.

2. Давать сотрудникам обязательные для исполнения указания.

3. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на сотрудников, не выполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои должностные обязанности и о поощрении отличившихся сотрудников.

4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

Должностные обязанности

Главная медицинская сестра:

1. Обеспечивает рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала, повышение их квалификации.

2. Осуществляет своевременную выписку, распределение и хранение перевязочных материалов, медикаментов и др., в том числе ядовитых и наркотических средств, ведет учет их расходования.

3. Контролирует: работу среднего и младшего медицинского персонала по приему и выписке больных; транспортировку больных внутри отделений больницы; выполнение средним медицинским персоналом врачебных назначений; санитарно-гигиеническое содержание отделений больницы, одежды и белья больных; своевременность и качество дезинфекции помещений, где находились инфекционные больные.

Права

Главная медицинская сестра имеет право:

1. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых ею должностных обязанностей.

2. Вносить на рассмотрение руководства учреждения по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда.

3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

6. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

Ответственность

Главная медицинская сестра несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностные обязанности

Врач-специалист:

2.1. Оказывает населению постоянную, экстренную и неотложную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

2.2. Планирует и анализирует свою работу.

2.3. Организует и самостоятельно проводит специальные диагностические исследования и интерпретирует их результаты.

2.4. Оформляет медицинскую документацию установленного образца в соответствии с требованиями органов здравоохранения Российской Федерации.

2.5. Участвует в проведении экспертизы нетрудоспособности больных.

2.6. Оказывает консультативную помощь в подразделениях лечебного учреждения.

2.7. Соблюдает принципы врачебной этики и деонтологии.

2.8. Повышает свою квалификацию.

2.9. Контролирует и организует работу подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала.

Права

Врач-специалист имеет право:

3.1. Заключать договоры на оказание медицинских услуг в рамках

программ обязательного и добровольного медицинского страхования с любыми органами, предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном законом порядке.

3.2. Вносить предложения по вопросам улучшения медико-социальной помощи.

3.3. Принимать участие в совещаниях, научно-практических конференциях по вопросам лечебно-профилактической помощи.

3.5. Использовать медицинские учреждения для повышения своей квалификации на условиях договора с оплатой как за счет средств нанимателя, так и за собственный счет.

3.6. Проводить в установленном порядке экспертизу качества оказания медицинской помощи пациенту другими специалистами

Ответственность

Врач-специалист несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах действующего трудового законодательства Российской Федерации.

4.2. За противоправные действия или бездействие, повлекшее за собой ущерб здоровью или смерть пациента, иные правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах действующего административного, уголовного и гражданского законодательства Российской Федерации.

4.3. За ошибки в проведении лечебных мероприятий, повлекшие за собой тяжкие последствия для пациента, — в пределах действующего административного, гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.

Заключение

Во многих сферах, связанных с нарушением закона в области медицинского права, Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» являются единственным источником юридической информации, как для врача, так и для пациента.

Виды ответственности медработников делятся на уголовную, гражданскую, административную (в том числе дисциплинарную) и моральную, предусматривают штраф или тюремное заключение с возможным запретом на ведение профессиональной деятельности.

Должностное преступление – это общественно опасное деяние, совершенное должностным лицом в связи с его служебным положением и причинившее либо создавшее угрозу причинения существенного вреда, либо нарушения прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован данный орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых возложено на должностное лицо, и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями. Субъектами должностных преступления могут быть только должностные лица (п.1 примечание к ст.285 УК РФ), которыми постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляются организационно-распорядительные , административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, Вооруженных силах РФ и т.д.

В УК РФ указано, что субъектом преступления может быть лицо, обладающее специальными оговоренными в законе качествами – специальный субъект преступления. Таким специальным субъектом преступления могут считаться работники здравоохранения при выполнении ими профессиональных обязанностей, т.е. занимающие постоянно или временно должности в учреждениях здравоохранения и имеющие по закону определенные права и обязанности, полномочия в осуществлении административных, хозяйственных и других задач. Невыполнение или недобросовестное выполнение в таких случаях профессиональных функций, злоупотребление ими в корыстных интересах могут привести к нарушениям прав пациентов, причинению вреда здоровью, интересам государства и т.д. В связи с этим очень важно определить уголовно-правовое положение медицинского работника, в основе которого лежит сложный вопрос о признании или непризнании медицинского работника должностным лицом или специальным субъектом преступления. Это имеет большое практическое значение для квалификации должностных преступлений, совершенных в сфере здравоохранения.

В разъяснениях ст.285 УК РФ указано, что рядовые медицинские, фармацевтические и санитарные работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры, провизоры и т.д.) при исполнении своих профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи больным не обладают ни административно-хозяйственными, ни организационно-распорядительными полномочиями, присущими должностным лицам. То есть они осуществляют чисто профессиональные функции по лечению пациентов.

Главный врач, заместители главного врача, заведующие отделами, лабораториями, главная, старшая медицинская сестра, дежурный врач и т.д. считаются должностными лицами.

Наиболее часто в сфере здравоохранения встречаются следующие должностные преступления: «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст.285), «Получение взятки» (ст.290), «Служебный подлог» (ст.292) и «Халатность» (ст.293).

Рассмотрим основные моменты вышеперечисленных статей Уголовного Кодекса РФ. Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями». Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков:

а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

б) совершение деяния из корыстной или иной заинтересованности;

в) наступление конкретных последствий деяния (нарушение прав и интересов граждан, организаций и т.д.);

г) наличие причинной связи между действием должностного лица и последствиями.

Отсутствие вреда как необходимого признака состава преступления исключает уголовную ответственность по данной статье.

Формы и способы злоупотреблений должностными лицами могут быть разными: издание приказов, распоряжений, противоречащих закону, нормативному правовому акту, повлекших последствия; необоснованное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения, сокрытие хищений, недостач в ЛПУ, попустительство совершению преступлений иными лицами (например, должностное лицо, в полномочия которого входит контроль за хранением и расходованием наркотических средств, сознательно не выполняет этой обязанности, ответственность наступает при наличии у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности).

В практике здравоохранении чаще привлекаются к уголовной ответственности должностные лица по ч.1 ст.285 УК РФ. Она предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, либо лишение права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 4 лет.

Статья 290 УК РФ «Получение взятки» — один из наиболее опасных видов должностных преступлений. Особенностью данного преступления является то, что взятка может быть получена как за незаконные действия должностного лица, так и за действия, которые входят в его компетенцию. В случае взяточничества в системе здравоохранения речь идет о действиях, которые должностное лицо осуществляет в силу своего служебного положения, а не о действиях профессионального характера недолжностных лиц. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента ее принятия получателем независимо от того, совершены ли действия, обещанные за взятку, или их предполагается совершить в будущем. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Отягчающим обстоятельством при ее получении является совершение

Преступления по предварительному сговору группой лиц, многократность получения взятки, вымогательство.

Крупный размер взятки. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

Термин «взятка» спорен в медицинских кругах, где многими сознательно ассоциируется с благодарностью пациента врачу, который своими действиями восстановил здоровье, трудоспособность, спас жизнь и т.д.

Уголовный кодекс РФ предусматривает за получение взятки следующее наказание:

а) штраф в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года; либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки лично или через посредника в виде днег, ценных бумаг, иного имущества и т.д. и если действия должностного лица входят в служебные полномочия);

б) лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки за незаконные действия);

в) лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой ( в случае получения взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки, в крупном размере).

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог».

Для применения данной статьи необходимы следующие условия:

а) внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений;

б) внесение исправлений, искажающих их действительные.

Официальным документом признается письменный акт, устанавливающий событие или факт, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия . Субъектом является только лицо, деяние может быть совершено только с прямым умыслом. В отношении медицинских работников (должностных лиц) она применяется в следующих случаях: выдача официального документа об освобождении от работы заведомо здоровому человеку, подделка, подчистка, внесение исправлений в медицинские документы или полная их замена (амбулаторная карта, история болезни), выдача справок о якобы имеющихся заболеваниях, о смерти и т.д. Как показывает судебно-следственная практика, большинство уголовных дел относится к выдаче заведомо ложных больничных листов о нетрудоспособности, ложных справок о состоянии беременности и заболеваниях, оформление ложных медицинских документов при страховании от несчастного случая и др. В данных случаях субъектом преступления может быть как должностное лицо (главный врач, замы, заведующие отделениями и т.д.), так и недолжностное (врач, медсестра, провизор и т.д.), преследующие корыстные цели (получение вознаграждения в виде денег, имущества, товаров и др.) или другую какую-либо личную заинтересованность (родственники, близкие).

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог» предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Статья 293 УК РФ «Халатность» — это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, ели это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и др.

Ответственность за халатность наступает только при существенном нарушении прав и законных интересов граждан, если это повлекло за собой смерть человека или иные тяжкие последствия. При этом по делу обязательно должна быть установлена причинная связь между противоправными действиями должностного лица и наступившими последствиями. Медицинские работники (недолжностные лица) не подлежат наказанию по данной статье. Как показывает судебно-следственная практика, чаще всего привлекаются по это статье дежурные врачи ЛПУ, действии которых самые разнообразные: чрезмерно поспешный, невнимательный опрос больного или его родственников с целью получения анамнестических данных, заболеваниях и т.д., неполное заполнение медицинской документации, недостаточное обследование, непроведение консилиумов, дефекты организации (отсутствие рентген-пленки, бумаги дл записи ЭКГ, ЭХОГ, ЭЭГ, неподготовленность операций, отсутствие инструментов и т.д.), неправомерный отказ в госпитализации больных и т.д. Уголовно наказуемая халатность предполагает в обязательном порядке, что исполнение соответствующих действий входило в круг обязанностей должностного лица ( в т.ч. дежурного врача), и закрепленных в должностных инструкциях, приказах, распоряжениях. Отсутствие надлежаще оформленного правового акта о круге обязанностей должностного лица исключает ответственность за халатность.

Уголовный кодекс предусматривает за это преступление наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами от 120 до 80 часов, либо работами на срок от 6 до 12 месяцев, либо арестом на срок до 3 месяцев. В случае смерти или тяжких последствиях – лишением свободы на срок до 5 лет.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Под эту статью подпадает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и интересов граждан, организаций, учреждений и т.д. Наказание по этой статье предусмотрено то же, что и в ч.1 ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».

Добавить комментарий