Допрос несовершеннолетних

Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 7 800 350 61 98 — звонок по РФ бесплатен.

Нередко фигурантами уголовных дел становятся лица, не достигшие 18 лет. Подростки не способны объективно оценить последствия своих поступков и часто действуют себе во вред. Чтобы обеспечить соблюдение законных прав этой категории граждан применяются особые положения УПК, которые регламентируют следственные действия, в том числе и допрос несовершеннолетнего подозреваемого.

Содержание

Правила и особенности допроса несовершеннолетних

Действующее законодательство гарантирует защиту интересов и прав всех сторон уголовного процесса, особенно в тех случаях, когда под следствием оказывается малолетний гражданин. В силу возраста эта категория лиц обладает нравственно-психологическими характеристиками, существенно отличающимися от взрослых людей.

Это обстоятельство требует иного подхода при проведении процессуальных действий, поэтому нужно соблюдать особенности допроса несовершеннолетних:

  • неспособность длительное время концентрировать внимание;
  • внушаемость;
  • недостаточный объем знаний и жизненного опыта;
  • склонность смешивать реальные и воображаемые события;
  • слабые аналитические навыки.

ВНИМАНИЕ! Несовершеннолетними признаются подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Моментом наступления совершеннолетия считаются сутки, следующие за днем рождения.

Из-за нестабильного эмоционального состояния несовершеннолетние в ходе допроса могут путать даты, время и расстояние, нелогично излагать мысли.

Чтобы получить правдивые показания дознаватель должен ознакомиться с документами, характеризующими личность ребенка, а также соблюсти ряд правил, а именно:

  • пригласить психолога или педагога;
  • обеспечить присутствие адвоката;
  • проводить допрос в присутствии законных представителей ребенка;
  • не превышать установленную законом продолжительность допроса.

Продолжительность

В п. 1 ст. 425 УПК РФ установлено ограничение на продолжительность допроса несовершеннолетнего, находящегося в статусе подозреваемого или обвиняемого. Согласно закону, лицо, не достигшее 18-летнего возраста, нельзя допрашивать 2 часа подряд без перерыва и более 4 часов в день.

ВНИМАНИЕ! Показания, взятые у несовершеннолетнего с нарушением требований п.1 ст. 425 УПК, считаются недопустимыми (ст. 75 УПК РФ) и не могут быть использованы в качестве доказательства вины.

С учетом психологического и физического состояния допрос подозреваемого несовершеннолетнего может быть сокращен по ходатайству самого несовершеннолетнего, либо его защитника. Если дознаватель отказывает, то защита имеет право обратиться в суд с жалобой, приложив подтверждающие документы.

ВАЖНО! Допрос может быть прерван в любой момент, если он несет угрозу жизни и здоровью, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.

Место допроса

Перед тем, как вызвать подозреваемого на допрос, дознаватель обязан принять решение о месте его проведения. Согласно общим правилам, допросы могут проводиться в месте производства дознания, в следственном изоляторе или в привычной для ребенка обстановке, например, в школе, дома.

ВАЖНО! Место допроса не должно вызывать у несовершеннолетнего чувство беспокойства или опасности, так как в этом случае он может отказаться давать показания.

Подростков в возрасте с 13 до 16 лет предпочтительнее опрашивать в кабинете дознавателя, так официальная обстановка вместе с разъяснениями о необходимости серьезного отношения к делу настроят на правдивые показания. Если несовершеннолетний был взят под стражу, его допрашивают по месту содержания в специально отведенном помещении.

Лиц, не достигших 13 лет, опрашивают в менее официальной обстановке, так как это снижает давление на ребенка и снимет дискомфорт. Иногда допрос может проходить на месте совершения преступления, особенно тогда, когда имеется необходимость проведения дополнительных следственных действий.

Кто должен присутствовать

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого может проходить в присутствии третьих лиц. В случае, когда несовершеннолетний не владеет русским языком или изъявляет желание давать показания на родном языке, при допросе должен присутствовать квалифицированный переводчик. Проведение любых следственных действий без выполнения этого требования обвиняемого является грубым нарушением УПК.

Согласно закону, интересы несовершеннолетнего может защищать адвокат, с которым законные представители заключили письменное соглашение. Также адвокат может быть назначен по ходатайству следователя, в этом случае оплата услуг осуществляется за счет государственных средств.

На допросах могут присутствовать педагоги и психологи, чьей задачей является установление контакта между дознавателем и правонарушителем.

Ст. 426 УПК РФ предусматривает присутствие на любых следственных действиях законных представителей несовершеннолетнего, родителей, опекунов, усыновителей, попечителей, или представителей организации, под опекой которых находится малолетний. Дознаватель обязан вынести соответствующее постановление и тем самым закрепить статус этих лиц.

Представители могут не участвовать в допросах только в двух случаях:

  • если подали ходатайство об отказе и оно было удовлетворено;
  • вынесено постановление о том, что они действуют в ущерб интересам несовершеннолетнего.

Участие педагога в допросе

Особенности допроса подозреваемого несовершеннолетнего предполагают установление контакта между ним и дознавателем, что невозможно без участия опытных педагогов.

Согласно ст. 425 УПК РФ эти специалисты должны участвовать в допросах лиц, не достигших 16 лет, а также тех, кто достиг 16 лет, но страдает психическими расстройствами, либо отстает в развитии. Дознаватель может пригласить педагога по собственной инициативе, либо по ходатайству стороны защиты.

В зависимости от возраста обвиняемого или подозреваемого дознаватель может пригласить педагога дошкольного учреждения, начальной школы, либо преподавателя старших классов. Перед тем, как специалист примет участие в допросе, дознаватель обязательно опросит его о причинах, препятствующих участию в следственных действиях. Также могут привлекаться психологи и педагоги из учреждений, специально созданных для таких целей.

В соответствии со ст. 425 УПК РФ перед началом допроса дознаватель обязан объяснить педагогу его права и сделать соответствующую отметку в протоколе.

Присутствие педагога не ограничивается предварительной беседой с ребенком, с разрешения следователя он может задавать уточняющие вопросы, знакомиться с протоколом, делать замечания о полноте и правильности записей.

ВНИМАНИЕ! Участие педагога в допросе лиц в возрасте от 16 до 18 лет отдается на усмотрение дознавателя.

Права представителей

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого по УПК РФ должен проводиться в присутствии законного представителя, который допускается к делу после вынесения соответствующего постановления дознавателем.

В соответствии с ч.2 ст. 426 УПК РФ представителям разъясняются их права, в частности:

  • знакомиться с обвинением и присутствовать на его предъявлении;
  • присутствовать на допросах и других действиях, если получено разрешение дознавателя;
  • знакомиться с протоколами, делать письменные замечания;
  • заявлять ходатайство о нарушениях, допущенных в ходе дознания;
  • предъявлять доказательства в защиту несовершеннолетнего;
  • знакомиться с материалами дела после окончания дознания.

Дознаватель имеет право ограничить несовершеннолетних в ознакомлении с материалами дела, которые содержат информацию, способную навредить его психическому состоянию. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого может получить доступ ко всем материалам, вне зависимости от их содержания.

Права несовершеннолетнего

Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. В соответствии со ст. 47 УПК РФ обвиняемые или подозреваемый вне зависимости от возраста имеет право:

  • знать, какие обвинения ему предъявляются;
  • пользоваться услугами адвокатов, в том числе предоставляемых бесплатно;
  • встречаться с адвокатом без посторонних лиц без ограничения по времени;
  • давать все показания на родном языке;
  • подавать жалобы на действия дознавателя, прокурора суда, лично присутствовать на их рассмотрении;
  • не давать показаний против себя, а также против родственников.

ВНИМАНИЕ! Опрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может проводиться без защитника, даже если он отказался от услуг адвоката. В этом случае адвокат предоставляется бесплатно по ходатайству дознавателя.

Уголовно-процессуальное законодательство гарантирует защиту интересов и прав несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого при проведении всех следственных действий. Ограничение длительности допроса, присутствие защитника, законных представителей и педагога способствуют тому, что подросток даст правдивые показания и не оговорит себя.

Если вам нужна консультация, вам поможет наш уголовный адвокат.

Видео:

СТ 425 УПК РФ

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к Статье 425 Уголовно-процессуального кодекса

1. Основной целью допроса несовершеннолетнего является получение от него достоверных показаний при максимальном соблюдении прав и законных интересов допрашиваемого.

Одной из таких гарантий является ограничение допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, по сравнению с допросом в общем порядке. Закон ограничивает продолжительность допроса несовершеннолетнего двумя часами без перерыва, а всего в день — не более 4 часов (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ в ч. 1 ст. 191 УПК РФ в отношении несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вводятся временные ограничения допроса в зависимости от возраста несовершеннолетнего: в возрасте до семи лет — допрос не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. В отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых таких ограничений не установлено.

2. УПК РФ предусмотрены дополнительные процессуальные гарантии для несовершеннолетних при рассмотрении их дел судами общей юрисдикции. При рассмотрении таких дел обязательным является участие защитника и законного представителя, призванных не допустить нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

Право на государственную защиту несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) реализуется на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (если отсутствуют родители или лица, их заменяющие) или с их письменного согласия.

При этом участие в уголовном деле защитника и (или) законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не должно ущемлять права последних.

3. Гарантией прав несовершеннолетних в уголовном процессе выступает то, что в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, должен присутствовать педагог или психолог. Более того, участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым, обязательно. Закон предусматривает участие в допросе несовершеннолетнего или педагога, или психолога, но не определяет, когда необходимо участие педагога, а когда — психолога, оставляя решение этого вопроса на усмотрение участников уголовного судопроизводства. Участие именно психолога многим современным юристам представляется более обоснованным, так как именно психолог специализируется на установлении психологического контакта следователя с подозреваемым, обвиняемым, в то время как главная задача педагога — это обучение, а вовсе не наведение «психологических мостов» <1>. Ряд правоведов полагают необходимым привлекать к работе с детьми на следствии еще и психиатра <2>. Представляется, что следователь должен обладать свободой в выборе между психологом и педагогом, исходя из конкретных обстоятельств.
———————————
<1> Дощицын А. Производство следственных действий с участием малолетних и педагога // Уголовное право. 2010. N 4. С. 94.

<2> Гвоздева И.С. Использование специальных психиатрических знаний по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 6. С. 12.

4. Обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обеспечивается либо следователем, дознавателем по своей инициативе или по ходатайству защитника. Заявленное защитником ходатайство об участии в допросе педагога или психолога должно быть обязательно удовлетворено следователем, дознавателем.

5. Участвующий в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагог или психолог обладает следующими процессуальными правами:

1) задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Данное право может быть реализовано только с разрешения следователя, дознавателя;

2) знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Данным правом можно воспользоваться только по окончании допроса.

Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. О разъяснении вышеуказанных прав делается отметка в протоколе допроса.

6. Следственное действие в виде допроса проводится в отношении несовершеннолетнего не только в ходе предварительного следствия и дознания, но и в ходе судебного разбирательства. УПК РФ предусматривает, что порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Допрос – ключевое следственное действие, к которому прибегают правоохранительные органы. Благодаря ему удаётся собрать важные доказательства по уголовному делу и получить необходимую информацию. Однако хоть несовершеннолетний гражданин и имеет идентичные со взрослыми права, допрашивать его необходимо иначе, в строгом соответствии с законами РФ.

Главные особенности

Допрос, как способ получения важных сведений для следствия, подробно регламентируется ст. 187-190 УПК РФ. Но именно 191 статья УПК РФ чётко описывает особенности допроса и связанных с ним иных процессуальных действий по отношению к недостигшим 18-летнего возраста гражданам. Данной статьёй чётко обозначено, что допрашивать несовершеннолетних допустимо исключительно в качестве потерпевших или свидетелей, имеющих отношение к конкретному уголовному делу.
Граждан, которые младше 18-ти лет, необходимо допрашивать в совершенно ином ключе, чем это делается со взрослыми людьми. Это обусловлено следующими факторами:

  • ключевые особенности возрастной психики;
  • минимальное количество жизненного опыта;
  • неумение (равно как и неспособность) правильно оценить ситуацию, по делу которой осуществляется допрос.

Уголовно-процессуальные законы регламентируют не только процедуру допроса несовершеннолетних, но также и самого вызова на допрашивание такого потерпевшего/свидетеля. Этот пункт всецело изложен в ст. 188 УПК РФ.
Практика расследования уголовных дел показывает, что несовершеннолетних (чаще относится к гражданам до 14 лет) допрашивают в качестве свидетелей крайне редко. Лишь в тех ситуациях, когда это является единственным способом получить достоверную информацию по уголовному делу.

Данная закономерность не распространяется на несовершеннолетних, являющихся потерпевшими в деле. Ведь они стали жертвой в уголовном деле, что весьма серьёзно само по себе.
Иными словами, если ребёнок 10 лет видел лицо убийцы, его вызовут на допрос. Если же 15-летний подросток случайно мог заметить подозреваемого на улице, а также имеются показания других свидетелей, на допрос его, скорее всего, вызывать не станут.
Законодательство РФ, УПК в частности, не обозначает минимального возраста, когда можно вызывать несовершеннолетних на допрос. Это решается в индивидуальном порядке, в зависимости от:

  • обстоятельств уголовного преступления;
  • степени психического развития несовершеннолетнего потерпевшего/свидетеля;
  • способности несовершеннолетнего адекватно оценивать события;
  • желание/способность предоставлять соответствующие действительности показания;
  • умения объективно, честно и разумно описать случившиеся события.

Правила допроса несовершеннолетнего

Законодательством РФ, а именно конкретными статьями УПК, предусмотрены определённые условия, которые необходимо соблюдать при допросе свидетелей/потерпевших возрастом менее 18-ти лет:
1. Если происходит допрос лица младше 16-ти лет, в ходе допроса обязательно должен присутствовать психолог либо педагог. Это обусловлено необходимостью постоянно следить за изменяющимся поведением и психологическим состоянием несовершеннолетнего, чтобы знать, следует сделать паузу в допросе либо продолжать его немного иначе.
Также педагог/психолог должен присутствовать на допросе, если лицо старше 16-ти лет, но страдает от каких-либо психических расстройств. То же самое касается несовершеннолетних, имеющих проблемы с психическим развитием (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).
2. Если лицо младше 18-ти лет участвует в уголовном деле о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних, то присутствие психолога (не педагога) на допросе является критически важным и обязательным (согласно ч. 4 ст. 191 УПК РФ).
3. Если свидетелем в уголовном деле является лицо 16-18 лет включительно, то необходимость присутствия педагога (не психолога) на допросе определяется судом (следователями/дознавателями) в индивидуальном порядке по личному усмотрению.
4. Предоставление возможности присутствовать на допросе законным представителям несовершеннолетнего (родитель, опекун, попечитель и т. д.).
5. Возможность удалить из зала суда любое конкретное лицо (подсудимых, иных потерпевших, прочих свидетелей или даже обычных граждан), напрямую участвующее в уголовном деле на основании определения судебной коллегии.
Это необходимо, если несовершеннолетний испугался, чувствует себя некомфортно, постоянно сбивается и т. д. Также это особенно важно, если такого свидетеля/потерпевшего пытаются запугать. Для детей/подростков достаточно одного пугающего взгляда или хитрой ухмылки подсудимого. Ввиду недостатка психического развития у несовершеннолетних такие действия могут вызвать у них серьёзное оцепенение и даже более того.

По окончании допроса несовершеннолетнего все ранее удалённые из зала судебного заседания лица будут возвращены назад.
6. Педагог, который приглашается на участие в допросе лица младше 18-ти лет, не должен быть заинтересован в результатах расследования и рассмотрения будущего дела в суде. То есть это должен быть максимально квалифицированный, но полностью нейтральный специалист.
7. Видеозапись обязательно должна использоваться при допросе (и любых других следственных действиях) несовершеннолетнего. Исключения составляют ситуации, когда сам несовершеннолетний либо его законный представитель против киносъёмки по любым причинам (ст. 191 УПК РФ).
8. Потерпевшие и свидетели младше 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний в принципе.
9. Ключевая причина, почему несовершеннолетние могут привлекаться к допросу и быть свидетелями в делах уголовного характера, – это умение адекватно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию.
Поэтому если ребёнок возрастом до 18-ти лет уже достиг подобного уровня в развитии и имеет возможность адекватно воспринять информацию (а также донести её до окружающих), он может быть вызван на допрос.
10. Несовершеннолетних можно допрашивать только в течение чётко ограниченного времени, подробно обозначенного в ч. 1 ст. 191 УПК РФ:

  • лицо младше 7-ми лет можно допрашивать без перерыва только 30 минут (если с перерывом, то не более 1 часа в сутки);
  • лицо в возрасте 7-14 лет можно допрашивать без перерыва лишь 1 час (с перерывом – 2 часа в сутки);
  • несовершеннолетних старше 14 лет допустимо допрашивать в течение 2-х часов (либо 4-х часов, но с учётом перерыва, и это максимальная продолжительность допроса за одни сутки).

11. Если несовершеннолетний является обвиняемым, подозреваемым или подсудимым, к нему будут более строгие, но всё ещё особенные условия касательно допроса (ст. 425 УПК РФ). Ключевым различием является то, что такому несовершеннолетнему предоставят психолога/педагога только если:

  • несовершеннолетний подсудимый страдает психическими расстройствами и ему от 16 до 18 лет включительно;
  • подсудимый младше 16 лет.

Также подозреваемого в уголовном преступлении несовершеннолетнего можно допрашивать в течение 2-х часов в сутки (4-х если с перерывом) вне зависимости от возраста.
В остальном правила допроса для подсудимых (обвиняемых и т. п.) лиц младше 18 лет ничем не отличаются от правил для несовершеннолетних свидетелей/потерпевших.
Более подробно об особенностях проведения допроса малолетнего/несовершеннолетнего гражданина Вы можете узнать из этого видеоролика:

Как происходит допрос?

Следователи, дознаватели и судьи должны максимально ответственно отнестись к допросу несовершеннолетних. Это касается, в первую очередь, правильной формулировки вопросов (выражение: «Осуществлялось ли на тебя неправомерное давление полового характера в ходе процессуальных действий?» поставит в абсолютный тупик ребёнка 10-12 лет).
Важно также полностью изучить личность несовершеннолетнего:

  • условия жизни;
  • воспитание;
  • состояние психики и т. д.

Беседы с законными представителями, окружением и иными лицами помогут следователям найти правильный подход к несовершеннолетнему, наладить контакт и начать с ним беседу.
Если во время допроса лица младше 18-ти лет пытаются использовать жаргонные слова или нецензурную брань (чтобы казаться старше или скрыть волнение), это необходимо пресекать, напоминая, что все сказанные слова будут занесены в протокол допроса.
И наоборот: если несовершеннолетний ведёт себя отстранённо, скованно, его необходимо успокоить, поговорив на отвлечённые темы. Остроумная и вовремя сказанная шутка особенно хорошо влияет на детей, располагая их к дальнейшему общению и последующему допросу.
Особенно важно для следователей поступать максимально адекватно и терпимо. Не стоит резко перебивать несовершеннолетнего, если он решил поддержать шутку или отвлечённую тему. Налаживание контакта является главной целью для успешного допроса.
Перед непосредственным началом допроса судьи, дознаватели и следователи должны:

  • представиться;
  • прояснить малолетнему/несовершеннолетнему допрашиваемому ключевую суть производимых действий и их значение для следствия;
  • пояснить важность данной процедуры для следствия;
  • объяснить, что от правдивости предоставленной информации зависят результаты расследования по уголовному делу и его рассмотрение в суде.


Несовершеннолетний должен всецело осознать огромное значение своих показаний для рассматриваемого уголовного дела. Благодаря этому шансы на успешный допрос значительно увеличатся.
Также следователи и прочие участники допроса ни в коем случае не должны пытаться навязать несовершеннолетнему свою точку зрения или задавать наводящие вопросы. Особенно часто подобными действиями пренебрегают именно следователи, жаждущие побыстрее раскрыть уголовное дело.
За подобные действия законодательством установлена уголовная ответственность (ч. 2 ст. 189 УК РФ), поэтому лучше осуществлять допрос максимально правильно без неправомерных попыток повлиять на показания несовершеннолетнего свидетеля/потерпевшего.
Во время допроса все вопросы необходимо досконально изучить и верно сформулировать, беря во внимание возраст допрашиваемого (чем меньше возраст, тем проще и короче должны быть составлены вопросы).
Также следователь, дознаватель или судья обязаны убедиться, что несовершеннолетний всецело понял вопрос. Если он не понимает сути вопроса, то заранее перефразировав его (изменив форму, но сохранив ключевую мысль) необходимо повторить допрашиваемому данный вопрос.
Также неплохой идеей будет разделить вопрос на части:

  • главный вопрос: «Изрядно выпив алкоголя, твой отец взял деревянную скалку и направился в спальню матери, а спустя немного времени ты услышал крики?»;
  • первая часть: «Твой отец пил алкоголь 01.01.2001?»;
  • вторая часть: «Сразу после этого он схватил деревянную скалку и ушёл?» и т. д. в зависимости от длины и сложности изначального вопроса.

Допрос несовершеннолетних довольно сложен не только из-за процессуальных особенностей, но и из-за психологических особенностей. Психика лиц, которые младше 18-ти лет, буквально не готова к допросу уровня взрослых. Это необходимо учитывать всем сторонам во время допроса: и следователю, и судьям, и педагогам.
Лицо, осуществляющее допрос несовершеннолетнего, будь то судья или следователь, должен обладать базовыми (как минимум) понятиями о психологических особенностях детей и подростков. Иначе полученные при допросе сведения не будут иметь никакой ценности, ведь наладить контакт с несовершеннолетним так и не получится.

Успех установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, во много зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых центральное место занимает допрос, являющийся одним из главных средств получения доказательств.

Результативность допросов во многом определяется неукоснительным соблюдением процессуальных норм и умелым использованием следователем (дознавателем) тактических приемов производства этого следственного действия, особенно при допросе несовершеннолетних.

При производстве по уголовным делам о преступлениях несо­вершеннолетних в основном применяются общие правила допроса, однако в соответствии со ст. 424, 425 УПК РФ предусматривается особый порядок вызова на допрос и допроса несовершеннолетнего по­дозреваемого, обвиняемого.

В соответствии со ст. 424 УПК Российской Федерации вызов несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого,не находящегося под стра­жей, к дознавателю производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения.

Смысл данной нормы в том, чтобы реально обеспечить, с одной сторо­ны, право несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на презумп­цию невиновности, избежать причинения ему вреда из-за ненужной огласки факта привлечения его к уголовной ответственности, а с другой — право на присутствие родителей (законных представителей) на всех этапах уголов­ного судопроизводства в интересах несовершеннолетнего.

Одновременно данный порядок вызова обязывает законного представителя или должност­ных лиц, на которых возложены обязанности обеспечить присмотр за над­лежащим поведением и явку не находящегося под стражей обвиняемого (подозреваемого) явиться к должностному лицу, осуществляющему произ­водство по делу, а самого несовершеннолетнего — для участия в выполне­нии следственных и иных процессуальных действий.

Требования ст. 424 УПК РФ распространяются на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, не достигших к моменту производства соот­ветствующего процессуального действия восемнадцатилетнего возраста, на лиц, осуществляющих функции законного представителя, а также на адми­нистрацию специализированных учреждений, в которых содержится несо­вершеннолетний подозреваемый (обвиняемый).

Не находящийся под стражей несовершеннолетний подозреваемый, об­виняемый вызывается к дознавателю повесткой, в которой указывается: к кому, по какому делу, по какому адресу, в какой день и час он должен явиться; обязанность законного представителя обеспечить его явку и по­следствия неявки без уважительных причин самого обвиняемого или по­дозреваемого (применение мер процессуального принуждения, предусмот­ренных гл. 14 УПК РФ, изменение меры пресечения на более строгую), а также законного представителя, если он вызывается этой же повесткой.

Повестка должна быть вручена непосредственно лицам, перечисленным в ст. 424 УПК РФ, передача ее иным лицам (как, например, при вызове сви­детеля в соответствии с ч. 2 ст. 188 УПК РФ) либо самому несовершенно­летнему подозреваемому, обвиняемому без ведома его законного предста­вителя не допускается.

Производство следственных и иных процессуальных действий с участи­ем несовершеннолетнего подозреваемого в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (когда необходимость в этом связана с неотложностью про­ведения следственных действий по закреплению следов только что совер­шенного преступления).

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, содержаще­гося в специализированном учреждении для несовершеннолетних, осуще­ствляется через администрацию этого учреждения повесткой или с помо­щью средств связи (телефонограммой, телеграммой, факсимильным сооб­щением, электронной почтой и т.п.).

Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемо­горегламентирован ст. 425 УПК РФ и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173-174, 187-190 УПК РФ. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, в том числе огра­дить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос, а также с целью обеспечить достоверность показа­ний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, сохранить юридиче­скую силу доказательств, полученных при допросе, и избежать возможно­сти признания их недопустимыми. Важной задачей рассматриваемой нор­мы закона является также создание психологически комфортных условий для допроса.

Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого, предусмотренные ст. 425-426 УПК РФ, заключаются в следующем:

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более
4 часов в день. При этом допрос должен быть прерван в любой момент, ес­ли его продолжение может угрожать жизни или здоровью допрашиваемого.
Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса,
должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установлен­ным в ст. 167 УПК РФ. При наличии медицинских показаний дознаватель
должен установить продолжительность допроса, руководствуясь заключе­нием врача (ст. 187 УПК РФ)

2. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным в соответствии с требованием п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ. Дознаватель обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого. Его отказ от защитника необязателен для дознавате­ля, прокурора и суда (ч. 2 ст. 52 УПК РФ). Показания несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, данные при допросе в стадии досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, относятся к не­ допустимым доказательствам, они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказыва­ния любого из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу (ст. 73 УПК РФ).

В ходе допроса защитник вправе задавать несовершеннолетнему подоз­реваемому, обвиняемому вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать подлежащие внесению в протокол замечания о пра­вильности и полноте сделанных в нем записей. В соответствии с положе­ниями ст. 166-167 УПК РФ защитник обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обвиняемого, а в случае, если последний отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья — удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса своей подписью.

3. Важной особенностью допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, непосредственно влияющей на допустимость полученных показаний в качестве доказательств, является участие педагога или психолога.

Дознаватель обязан обеспечить участие педагога или психолога в до­просе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

Участвуя в допросе несовершеннолетнего обвиняемого или подозревае­мого, педагог или психолог не заменяет защитника, а выступает в качестве специалиста. Его роль — использование данных педагогики или психологии при подготовке, проведении допроса и фиксации показаний подозреваемо­го. Педагог или психолог призван способствовать созданию нормальной обстановки допроса, установлению контакта с несовершеннолетним, поста­новке корректных с точки зрения педагогики и психологии вопросов, пра­вильности и полноте записи показаний допрашиваемого в протоколе.

В этих целях педагог или психолог наделяются определенными правами, пре­дусмотренными ч. 5 ст. 425 УПК РФ, которые должны быть разъяснены ему до начала допроса:

— задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы не­совершеннолетнему (при этом дознаватель должен обратить внимание данного специалиста на недопустимость постановки наводящих вопросов);

— знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Кроме того, педагог или психолог должны сделать свой вывод о пра­вильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии.

О разъяснении этих и других прав, а также обязанностей специалиста, предусмотренных ст. 58 УПК РФ, делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью педагога или психолога.

Поводом для участия педагога или психолога в допросе несовершенно­летнего подозреваемого, обвиняемого в указанных в ч. 3 ст. 425 УПК РФ случаях является ходатайство защитника либо инициатива самого дознавателя.

Закон прямо не указывает, в каких случаях для участия в допросе несо­вершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вызывается педагог, а в ка­ких — психолог. Решение об этом принимает по своему усмотрению лицо, производящее допрос. При этом важно, чтобы соответствующий педагог или психолог обладал специальными познаниями в области детской или юношеской психологии и имел опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних именно такого возраста и с именно такими отклоне­ниями в психическом здоровье или психическом развитии (например, педа­гог общих или специализированных школ, дефектолог, сурдопедагог и т.п.).

Выяснение компетентности специалиста в данном случае особенно важно для обеспечения допустимости доказательственной информации, получен­ной при допросе, так как сведения о педагоге или психологе, участвовав­шем в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе предварительного расследования, а также результаты его участия могут быть использованы сторонами и судом при допросе и оценке показаний несовершеннолетнего в суде. Соответственно при повторных и дополни­тельных допросах желательно обеспечить участие того же педагога или психолога, который участвовал в первом допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

К участвующему в допросе несовершеннолетнего педагогу или психо­логу относятся требования, установленные ст. 71 УПК РФ. Поскольку к участию в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не должны привлекаться лица, заинтересованные в его исходе, не могут участ­вовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, на­пример, педагоги, ответственные за его воспитание (классный руководи­тель, воспитатель, директор школы), тем более, если у них были конфликты с несовершеннолетним или его родителями. С тактических позиций также оправданным бывает приглашение для участия в допросе специалиста, не знакомого несовершеннолетнему, которого он меньше стесняется и в при­сутствии которого может быть более откровенным.

В связи с указанными обстоятельствами до начала допроса дознавателю необходимо ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить основания и порядок от­вода специалиста.

4) В соответствии с пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 426 УПК РФ в допросе несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе также участвовать его законный представитель. Хотя данный субъект уголовного процесса не ука­зан в числе обязательных участников допроса, названных в ст. 425, в связи с чем дознаватель не обязан обеспечивать его участие в данном следствен­ном действии во всех случаях, в то же время никто не может ограничить право законного представителя на участие в допросе, если он заявит об этом ходатайство.

При этом законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого имеет право лишь знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания по поводу правильности и полно­ты сделанных в нем записей. Задавать допрашиваемому лицу вопросы и требовать занесения их в протокол законный представитель не вправе. Как и защитник, он обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обви­няемого, а в случае, если последний отказывается подписать его или не мо­жет сделать это в силу физических недостатков или по состоянию здоро­вья — удостоверить факт отказа от подписания либо невозможности подпи­сания протокола допроса своей подписью.

Аналогичные особенности, связанные с участием в следственных дейст­виях защитника, педагога (психолога) и законного представителя, имеет также порядок проведения очной ставки и проверки показаний на месте несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и сви­детеля.

Кроме того, защитник несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняе­мого должен принимать участие во всех следственных и иных процессу­альных действиях, проводимых с его подзащитным, реализуя в полном объеме полномочия, предоставленные ст. 53 УПК Российской Федерации. При этом задавать вопросы участникам следственного действия защитник может только с разрешения дознавателя; по окончании следственного дей­ствия защитник вправе знакомиться с протоколом, делать подлежащие за­несению в протокол замечания о его дополнении и уточнении.

В отличие от защитника законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе с разрешения дознавателя участвовать только в следственных действиях, проводимых с участием представляемого лица и его защитника. Права законного представителя в этом случае огра­ничиваются лишь возможностью знакомиться с протоколами соответст­вующих следственных действий и делать письменные замечания о пра­вильности и полноте сделанных в них записей.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого обусловлен следующей спецификой: меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта; слабой способностью к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемостью; тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональностью суждений и действий .

Эти моменты следователь должен учитывать при подготовке к допросу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего необходимо получить информацию о личности обвиняемого. К моменту предъявления обвинения об этом должны быть допрошены родители, классный руководитель, другие учителя, а если подросток работает, то и коллеги по работе.

Следует приобщить к материалам дела развернутые письменные характеристики с места учебы, работы, жительства, а также из комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

В УПК РФ существенным образом изменилась законодательная регламентация допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых): определена его продолжительность. Допрос несовершеннолетнего ограничен четырьмя часами в день, при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса.

Предусмотрены обязательное участие в допросе защитника, а также урегулированы его права в рамках проведения данного следственного действия. Признано обязательным участие педагога или психолога в допросе обвиняемого (подозреваемого), не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Кроме того, в допросе вправе участвовать и законный представитель.

Анализ обновленных правил производства допроса, представил нам возможность обосновать предложения по изменению процедуры его проведения:

а) необходимо установить перерыв продолжительностью не менее чем на два часа при допросе несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых;

б) запретить допрос несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в ночное время;

в) целесообразно уточнить порядок привлечения к допросу несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых защитника, психолога, педагога, законного представителя.

Подводя итоги данного параграфа, отметим, что в процедуру допроса, на наш взгляд, необходимо внести следующие изменения:

1. Необходимо исключить одновременное участие в допросе защитника, педагога или психолога, законного представителя.

2. Зафиксировать продолжительность перерыва при допросе не менее чем два часа, даже при отказе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от отдыха и еды.

3. Предоставить право выбора несовершеннолетнему обвиняемому законного представителя для участия в уголовном судопроизводстве.

4. При допросе несовершеннолетнего обвиняемого приоритет участия в этом следственном действии необходимо отдать именно психологу, а не педагогу. При этом под психологом, по мнению Михальчук Ю.П., с которым мы согласны, следует понимать лицо, имеющее высшее психологическое образование, со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии, а стаж работы по специальности не менее 5 лет .

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

БОРИСОВА Надежда Вячеславовна

Аннотация: В статье рассматривается перспектива осуществления проекта ювенальной юстиции в России, в системе которой стадия предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних играет важную роль. В настоящее время при расследовании дел с участием подростков имеется ряд законодательных пробелов и недочетов, именно поэтому предлагаются некоторые решения для его совершенствования на примере допроса.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, молодежь, преступность несовершеннолетних, допрос, ювенальная юстиция.

На сегодняшний день, производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних считается законодательно неурегулированным. Основная причина заключается в отсутствии четких критериев и особенностей, которыми должен обладать данный вид судопроизводства.

Низкий уровень проведения предварительного расследования, проведение судебного разбирательства ненадлежащим образом, а также постоянный рост подростковой преступности -данные факторы влекут противоречия между международно-правовыми нормами и российским уголовно-процессуальным законодательством, а также практикой их применения.

Стандартный минимум, касающийся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних закреплен в «Пекинских правилах» 1985 г. \ В основу данных правил легли принципы Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Отличительная особенность «Пекинских правил» заключается в том, что именно в этом документе основные акценты расставлены на решении вопросов о создании достойных условий жизни и воспитания для детей и подростков, что является главным средством профилактики преступности несовершеннолетних.

«Пекинские правила» включают в себя основные положения о несовершеннолетних, о совершаемых ими правонарушениях, об уголовной ответственности, наказаниях. В данном документе находит свое отражение и концепция судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, оказавшегося в уголовном процессе.

Основываясь на положении указанного документа, следует сделать вывод о том, что

судопроизводство по делам несовершеннолетних должно представлять собой особую систему правосудия — ювенальную юстицию.

Для воплощения ювенальной юстиции в российской правовой системе, требуется обратить внимание на стадию предварительного расследования по делам несовершеннолетних, где и закладываются начала справедливого и законного рассмотрения дела в суде.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в гл. 50 конкретно определяет порядок производства дел в отношении несовершеннолетних. Законодателем определены особые условия для расследования дел по обвинению подростков, так как данной группе лиц необходима максимальная защита прав и интересов 2.

Согласно УПК РФ, время допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого ограничено, т.е. следователь или дознаватель не имеет права продолжать данное процессуальное действие без перерыва более двух часов. Общая продолжительность допроса не может превышать четырех часов в день 3. Исходя из данного правила, следует вывод о невозможности длительного многочасового допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, а значит, данный фактор исключает возможность подписания незаконно написанных протоколов ввиду переутомления подростка.

При рассмотрении данного вопроса с другой стороны возникает некоторое противоречие. Ограничение продолжительности допро-

2 Синицина С.В. Актуальные проблемы предварительного расследования по делам несовершеннолетних // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2015. № 5. С. 227-233.

сов несовершеннолетних введено только лишь в отношении обвиняемых и подозреваемых, однако о допросах относительно несовершеннолетних свидетелей и потерпевших не сказано ни слова. Именно поэтому данный факт следует воспринять как пробел закона, который следует устранить в кратчайшие сроки, а данное правило распространить на всех несовершеннолетних участников процесса.

Также ч. 3 ст. 425 УПК РФ требует участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, который на момент производства следственного действия не достиг 16-летнего возраста либо достиг, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии.

На наш взгляд, законодатель не раскрыл в достаточном объеме процессуальное положение педагога (психолога), в связи с чем возникают некоторые вопросы. Во-первых, кто может быть приглашен в качестве психолога или педагога? В законе данная проблема не находит своего решения. Можно предположить, что следователь вправе пригласить любого педагога (психолога). Однако, будет ли польза от участия при допросе незнакомого для несовершеннолетнего человека? Как показывает практика, если несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) учится в образовательном заведении, то в данном учреждении есть педагог, знающий несовершеннолетнего. В иных случаях, когда несовершеннолетний не учится, разумнее будет пригласить его бывшего педагога или психолога, который когда-либо поддерживал с подростком контакт.

Данное правило должно быть закреплено в законе. Также следует указать, что в качестве педагога или психолога стоит приглашать дипломированных специалистов, лично знакомых с подростком. Благодаря соблюдению этого условия можно установить хороший психологический контакт, обеспечить доброжелательную атмосферу при допросе и достичь лучшего результата при расследовании уголовного дела. В исключительных случаях, когда по независящим от следователя обстоятельствам невозможно выполнить данное условие, приглашается иной независимый педагог (психолог).

Из вышесказанного следует вывод о том, что в УПК РФ следует добавить норму, регламентирующую процессуальное положение педагога и (или) психолога, так как данные лица привлекаются к проведению следственных

действий (в нашем случае допроса), а также не исключается их участие при проведении очных ставок между несовершеннолетними обвиняемыми и взрослыми соучастниками. Педагог (психолог), который участвует в следственных действиях с участием несовершеннолетнего подозреваемого (потерпевшего, свидетеля, обвиняемого), имеет все основания существовать в уголовном процессе в виде самостоятельного участника.

Главный принцип ювенальной юстиции -это максимальная индивидуализация судебного производства. Этот принцип означает, что личность несовершеннолетних и причины их правонарушений составляют основу судебного процесса. Учитывая это, важно отметить, что личность подростка, участвующего в уголовном деле, и причины преступления должны быть изучены в максимальной степени на стадии предварительного расследования, при производстве следственных действий, а именно допросе. Именно поэтому следовало бы ввести в следственную практику дачу особых поручений соответствующим органам и о полном и подробном обследовании воспитания и условий жизни несовершеннолетнего, совершившего преступление, с последующим составлением акта данного обследования для приобщения к уголовному делу.

Рассматривая ст. 11 УПК РФ, можно наблюдать требования о необходимости принятия мер безопасности в отношении потерпевшего, свидетеля и других участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников при наличии достаточных данных о том, что им угрожают применением насилия, убийством, уничтожением или повреждением их имущества или другими опасными противоправными деяниями. Несмотря на это, УПК РФ не выделяет каких-либо норм о мерах безопасности относительно производства по делам с участием несовершеннолетних. По нашему мнению, нормы безопасности, определенные законом, обязаны применяться и в отношении несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых, а именно в случаях оказания на них давления и угроз со стороны взрослых соучастников.

Наиболее целесообразно было бы предложить разработать собственную систему мер безопасности для производства по делам несовершеннолетних, которая бы максимально защищала права и интересы как обвиняемых и подозреваемых, так и потерпевших и свидетелей.

Теория ювенальной юстиции предполагает неформальный и упрощенный характер су-

допроизводства по делам несовершеннолетних по сравнению с судопроизводством в общем порядке, которое имеет особую и регламентированную систему. Однако на сегодняшний день каких-либо норм, имеющих упрощенный, неформальный характер для расследования и судебного рассмотрения дел по обвинению несовершеннолетних, закон пока не содержит.

Примером неформального характера мог бы послужить допрос несовершеннолетнего обвиняемого на месте преступления при отсутствии положенного законом протокола, а с использованием негласной видеосъемки. Либо же допрос должен происходить в форме неформальной беседы в естественных условиях

(школа, дом, место происшествия), где от несовершеннолетних участников судопроизводства (свидетелей, потерпевших) можно получить более правдивые показания.

Из вышесказанного следует вывод о том, что фундамент ювенальной юстиции закладывается на стадии предварительного расследования, именно поэтому создание системы юве-нальной юстиции должно включать в первую очередь реформу данной стадии производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Для этого следует совершенствовать уголовно-процессуальное законодательство путем внесения изменений и дополнений в его нормы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий