Древние Афины термины

, в поздней античности этот термин применялся как греч. соответствие лат. imperator. С 629 г. использовался наряду с титулом василевс (βασιλεύς) в офиц. языке Византии, обозначая главного правящего императора в отличие от императора-соправителя. В VIII в. изредка применялся как титул в самоназваниях императоров и в офиц. обращениях к ним (в аккламациях VII Всел. Собора, в адресате папских посланий к императору). В X в. возрождается широкое употребление этого титула, окончательно утвердившегося в офиц. титулатуре визант. императоров. С 912 г. он появляется на монетах, с XI столетия — в имп. грамотах (хрисовулах). В поздневизант. время (при Палеологах) термин «А.» означал императора-соправителя, определенного в престолонаследники. По своему содержанию визант. понятие «А.» не соответствует воспринятой на Руси южнослав. кальке этого слова — самодержец.

Лит.: Wikkert L. Imperator // Pauly, Wissowa. 1950. Bd. 22/2. Sp. 2278ff.; Ostrogorsky G. A. Das Mitkaisertum im mittelbyzantinischen Byzanz. S. 171, Anm. 3 // Kornemann E. Doppelprinzipat und Reichsteilung im Imperium Romanum. Lpz.; B., 1930; Dölger F. Das byzantinische Mitkaisertum in den Urkunden // Byzantinische Diplomatik. Ettal, 1956. S. 102-151; Glötzner U. Das Moskauer Cartum und die Byzantinische Kaiseridee // Saeculum. 1970. Bd. 21. S. 393-418; Rösch G. ΟΝΟΜΑ ΒΑΣΙΛΕΙΑΣ: Stud. zum offiziellen Gebrauch der Kaisertitel in spätantiker und frühbyzantinischer Zeit. W., 1979. S. 35-36.

А. С. Чичуров

АВТАРКИЯ — (греч. аutarkeia — самостоятельный) — экономическая и политическая независимость полисов, их самостоятельный, самодовлеющий характер.

АВТОКРАТОР — (греч. auto — само, kratos — властный) — звание единоличного предводителя, какого — либо греческого союза. Например, стратегами — автократорами Коринфского союза, созданного для борьбы с персами, являлись Филипп и Александр Македонский.

АВТОХТОНЫ — (греч. autos — сам, chthon — земля: родившиеся из самой земли), коренные обитатели данной страны, туземцы.

АГЕЛА — (греч а — стадо) — воспитательные группы полноправных юношей до 17 лет в Спарте Целью агел была подготовка настоящих воинов путем жестких физических упражнении.

АГОН — (греч. аgon — борьба) — античный принцип соревновательности, состязательности, охватывающий все виды человеческой деятельности, начиная от спорта, заканчивая агонами в ремесле, пении, поэзии, философии

АКАДЕМИЯ — (греч. akademia) — роща, посвященная мифическому герою Академу на окраине Афин, где находился гимнасий и про ходили встречи молодежи с интересными людьми Академию в начале 4 века до н. э. о для своих занятий философ Платон. Слово стало обозначает место где занимаются наукой.

АКРОПОЛЬ — (греч. akros — верхний, polis — город) — укрепленная часть города, цитадель, занимающая в полисе господствующую высоту. В Афинах, стараниями стратега Перикла, в последней трети 5 века до н. э. Акрополь стал роскошным архитектурным центром города.

АМФИКТИОНИЯ — (греч. amphiktionos — соседи) — религиозно — политический союз племен и полисов, созданный для решения общих проблем и не допущения конфликтов, часто на основе какого — либо уважаемого храма. Например, известна Дельфийская амфиктиония при храме бога Аполлона в Дельфах.

АПЕЛЛА — (греч. apella — народное собрание) — собрание полноправных граждан свыше 30 лет в Спарте для решения политических, военных и иных вопросов. Апелла собиралась на берегу реки Эврот. Считалась высшим законодательным органом власти, реально просто утверждала предложенные царями или герусией решения.

АРЕОПАГ — (греч. Areos — Арей, pagos — холм) — первоначально совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на холме, посвящен ном богу войны Аресу на Акрополе. По мере развития демократии постепенно терял политической и военное значение. После реформы Эфиальта 462 года до н.э. превратился в верховный уголовный суд по делам об умышленных убийствах и святотатстве.

АРИСТОКРАТ — (греч. aristoi — лучший) — представитель родовой аристократии в полисах.

АРИСТОКРАТИЯ — (греч. aristois — лучшие, kratos — власть) — система правления в полисах, когда высшие государственные должности сконцентрированы в руках представителей родовой знати. Наиболее яркий пример — Спарта.

АРХОНТ — (греч. arhontos — правитель, начальствующий) — член афинского Ареопага, первоначально назначался пожизненно, за тем выбирался из числа наиболее уважаемых граждан полиса.

АРХЭ — (греч. arche — господство, власть) — Второй этап существования Афинского морского союза, возникшего как объединение греч. полисов под предводительством Афин после греко-персидских войн 80- 70 гг. 5 века до н.э. В Архэ входило около 200 полисов, казна союза находилась в Афинах. Архэ распалось после поражения Афин в Пелопоннесской войне в 404 году до н.э.

БАСИЛЕЙ — (греч. basileos — вождь) — в Микенский период Греции правитель небольшого государства, в эпоху Гомера глава племени или общины, обладавший всеми видами власти. В Спарте — титул царя.

БУЛЕ — (греч. bule — совет) — По реформе Солона Совет 400, затем по реформе Клисфена Совет 500 в Афинах. Избирался сроком на один год по 50 человек от 10 территориальных фил. Готовил повестку для Народных Собраний, обладал распорядительной властью.

ВАРВАР — (греч. barbaros — чужеземец) — презрительное название не эллинов, людей говорящих на не понятном языке.

ВСАДНИКИ — (греч.hippeus — класс всадников) — особое сословие богатых граждан полиса, способных содержать боевого коня. Вторая категория афинских граждан по реформам Солона — люди, имевшие годовой доход в 300 медимнов. Обладали всей пол нотой гражданских прав.

ГЕКАТОМБА — (греч. 1iе1а — сто быков) — крупное торжественное жертвоприношение от лица всей общины, посвященное какому — либо празднику или событию.

ГЕЛИЭЯ — (греч. heliaia — суд) — общегражданский суд созданный Солоном в 594 году до н.э. Состоял из 6000 гелиастов из всех сословий, избираемых жребием на Народном Собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов.

ГЕОМОРЫ — (греч. geomoroi — земледельцы) — в период архаики сельскохозяйственное население Эллады. Обычно простые крестьяне.

ГЕРУСИЯ — (греч. gerusia — собрание стариков) — Совет старейшин-геронтов в Спарте, состоящий из 28 геронтов и двух царей. Обладал исполнительной и законодательной властью. Геронты должны быть не моложе 60-ти лет, избирались на заседании апеллы пожизненно.

ГЕТЕРА — (греч. hetaira — подруга) — образованная не замужняя женщина, находящаяся на содержании состоятельных граждан полисов.

ГЕТЕРИЯ — (греч. hetairia — союз друзей) — первоначально группы молодых аристократов, позже в полисах тайные антидемократические союзы аристократов.

ГЛИПТИКА — (греч. gliphio — вырезаю) — искусство резьбы по камню.

ГОМЕИ — (греч. gomoios — равные) — свободные полноправные спартиаты, граждане Спарты, высшая категория спартанской общины. По преданию их насчитывалось около 10000 человек.

ГОПЛИТ — (греч. hoplon — оружие) — тяжеловооруженные воины, имеющие щит, шлем, панцирь, меч и копье. Сражались обычно в фаланге.

ДЕМ — (греч. Dem – округ) — одна из ста территориальных единиц в Аттике, установленная реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ДЕМАГОГ — (греч. demegorio — говорящий перед народом) — в эпоху расцвета полисов политический деятель, пользующийся поддержкой демоса. В период кризиса полиса демагог — ловкий беспринципный политик, манипулирующий общественный сознанием.

ДЕМИУРГИ — (греч. demiurgos — ремесленник) — в полисах ремесленники. Позже в переносном смысле слова — творцы, созидатели.

ДЕМОКРАТИЯ — (греч. demos — народ, kratos — власть) — система организации полисной власти, при которой реальными полномочиями обладали Народное собрание и народный суд. Все граждане имели право избираться на должности любых полисных магистратов.

ДЕМОС — (греч. demos — народ) — свободное полноправное население полисов, обладающее всей полнотой прав.

ДИАКРИИ — (греч. Deakria — горная часть Аттики) — одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Лидером являлся Писистрат. Партия выступала за радикальное продолжение реформ.

ДИАЛОГ — (греч. dialogos — разговор двоих) — излюбленная форма раз мышления и рассуждения в Элладе. Она представляла собой как бы возможный спор — обсуждение двумя собеседниками некоего вопроса.

ДОКИМАСИЯ — (греч. docimasia — испытание) — проверка членов гражданской общины на соответствие их общественного статуса или имущественного положения.

ЗЕВГИТЫ — (греч. zevgites — упряжка быков) — граждане — середняки, третья цензовая группа афинских граждан по реформе Солона, имеющие ежегодный доход в размере 200 медимнов. Составляли основу полисного коллектива.

ИЛОТ — (греч. hilot — изгнанные) — покоренное спартанцами население Мессении в Пелопоннессе, низведенное до положёния государственных рабов, обслуживающих свободных спартиатов.

КЛЕР — (греч. kler — надел, жребий) — земельный надел гражданина полиса

КЛЕРУХИЯ — (греч. kleruchia — надел) — военно-земледельческая колония, члены которой не теряли прав граждан материнского полиса.

КОМЕДИЯ — (греч. komos — веселое шествие, ode — песня) — первоначально веселые шуточные, часто скабрезные песни крестьян во время праздника бога вина Диониса. Затем театральный жанр. Наиболее известным античным комедиографом был афинянин Аристофан.

КРИПТИЯ — (греч. kriptos — скрытый, тайный) — особые тайные экспедиции спартанских юношей с целью убийства илотов, носившие характер инициаций.

ЛИТУРГИЯ — (греч. leiturgia — общественная служба) — специальный налог на богатых граждан в полисах. Как правило, существовал в виде хорегии и триерархии.

ЛОГОГРАФ — (греч. logos- слово, graphe — описание) — название первых греческих историков, описывавших историю своих родных полисов.

МЕТЕК — (греч. metek — чужак) — переселенцы из других полисов, живущий на территории чужой общины без получения гражданских прав.

МЕТРОПОЛИЯ — (греч. meter — мать, polis- город) — материнский полис, выводящий колонию.

МИСТЕРИИ — (греч. mysterion — тайна) — тайные закрытые религиозные священнодействия. Известны вакхические и элевсинские.

МУЗЕЙ, МУСЕЙОН — (греч. Mythoi — Музы) — храм, посвященный Музам, богиням — покровителям различных видов творчества. Известен Александрийский Музей, центр эллинистической науки и культуры.

НЕОДАМОДЫ — (греч. neodamodes — новый гражданин) — новые, недавно введенные в гражданский статус люди в Спарте. Ими могли стать периэки и илоты, доказавшие свою исключительную верность Спарте. Обычно пополнение рядов граждан совершалось после крупных войн, где спартиаты несли большие потери.

НОМОФЕТ — (греч. nomotetes — законодатель) — законодатель в полисах.

ОБЫ — (греч. оbе — часть народа) поселения граждан в Лакедемоне. Столица этого государства, Спарта состояла из пяти об, называемых так же комами.

ОЙКОС — (греч. oikos — дом, жилище) — хозяйство гражданина, его дом, семья.

ОЙКИСТ — (греч. oikistes — основатель колонии) — глава коллектива, создающего колонию, часто инициатор самого выведения колонии.

ОЙКУМЕНА — (греч. oikumena — обитаемая земля) — заселенная, обжитая людьми территория Земли.

ОЛИГАРХИЯ — (греч. oligos — немногий, archer — власть) — система власти в полисах, где реальными управленческими полномочиями обладали наиболее богатые граждане, то есть представители высших цензовых разрядов.

ОРАКУЛ — (греч. oracl — предсказание) — предсказание, выдержанное в стихотворной форме, полученное от пифий по какому — либо поводу или в ответ на запрос. Часто знамение.

ОРХЕСТРА — (греч. orchestra — площадка) — место для хора в античном театре.

ОСТРАКИЗМ — (греч. ostrakon — глиняный черепок) — изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Остракизм проводился раз в несколько лет на Народном Собрании. Введен в 509 году до н.э. Клисфеном. Подвергнувшиеся остракизму изгонялись из полиса на 10 лет без конфискации имущества.

ОХЛОКРАТИЯ — (греч. ochlos — толпа, kratos — власть) — система власти, когда власть в полисах оказывалась у граждан низших цензовых разрядов. Синоним не управляемой вольницы.

ПАНАФИНЕИ — (греч. Panaphenaina) — ежегодный праздник в Аттике в честь богини Афины.

ПАРАЛЫ — (греч. paralos — прибрежный) — одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы средних слоев населения, связанным с ремеслом, торговлей, мореплаванием. Выступала за укрепление реформ Солона. Лидерами являлся Мегакл Алкмеонид.

ПЕДИЭИ — (греч. pedias — равнина) — одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы аристократов — землевладельцев, выступавших против реформ Солона. Лидерами являлись Гиггпоклид и Ликург.

ПЕЛЬТАСТ — (греч. pelte — щит) — тип средне вооруженного воина, появившийся в начале 4 века до н.э. после реформы афинского полководца Ификрата.

ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ — (греч. Pentacos — пятьсот, medimnos — мера зерна) — высший цензовый разряд по реформе Солона, имеющий в год 500 медимнов зерна. Граждане, имеющие право занимать высшие государственные должности.

ПЕПЛОС — (греч. peplos — покрывало) — женская одежда из прямоугольного куска ткани.

ПЕРИЭКИ — (греч. peri — вокруг, oikos — живущий) — не полноправная часть населения Спарты, по своему статусу занимавшие промежуточное положение между спартиатами и илотами. Не имея политических прав, они, тем не менее, имели право на занятие ремеслом и торговлей.

ПЕДОНОМ — (Греч. paideutes — воспитатель) — учитель в древнегреческих школах.

ПИФИЯ — (греч. pyphia — предсказательница) — жрица при храме бога Аполлона в Дельфах, которая, находясь в состоянии наркотического возбуждения, предсказывала будущее в ответ на запросы, то есть давала так называемые оракулы.

ПОЛИС — (греч. polis — город, государство, община) — гражданское сообщество, особая форма общины в эпоху античности, самоуправляющийся раннегосударственный коллектив.

ПРИТАНЕЯ — (греч. pritaneia — председательство) — группа в 50 человек, представляющая в Совете 500 одну из городских фил, получавшая по очереди на месяц властные полномочия.

ПРОСТАТ — (греч. prostates — защитник, покровитель) — политик — защитник демоса в период социальных преобразований в по лисах.

РИТОРИКА — (греч. rhetor — оратор) — наука о законах красноречия, умение выстраивать свое выступление перед публикой.

СЕЙСАХФИЯ — (греч. seisachteia — стряхивание от бремени) — мероприятие, проведенное в Афинах реформатором Солоном. Ее суть заключалась в списании всех долгов земледельцев. Внешне это производилось в виде выбрасывания с земель крестьян закладных камней, на которых писались суммы долгов.

СИММАХИЯ — (греч. syn — вместе, machomai — сражаюсь) — военный союз греческих полисов направленный против общего врага. Существовала Делосская симмахия, основанная в 479 году до н.э. под эгидой Афин, для продолжения борьбы против персов. Считалась союзом равных, но из-за чрезмерной гегемонии Афин позже переродилась в Архэ — Первый Афинский морской союз.

СИССИТИЯ — (греч. syssytos — сотрапезник) — обязательные общественные обеды в Спарте, введенные по реформам Ликурга Одновременно сиссития была общественной и военной единицей, «союзом палатки», в которую входило до 20 человек, связанных между собой отношениями дружбы и родства.

СОФИСТ — (греч. sophistes — мудрец) — профессиональный платный учитель философии и риторики в полисах Эллады, для которого не существовало моральных или религиозных ценностей. На рубеже 5 — 4 веков до н.э. в Афинах наиболее прославились Протагор и Горгий.

СТРАТЕГ — (греч. strategos — ведущий войска) — член коллегии 10 стратегов в Афинах по реформе Клисфена. Обладали всей полно той власти, избирались на один год, командовали по очереди. Позже в более широком смысле слова — командующий армией.

ТЕАТР — (греч. teates — зритель) — место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Возникновение театра связано с праздником Великих дионисий, утвержденным тираном Афин Писистратом в середине б века до н.э.

ТИРАН — (греч. tyrannos — властитель) — не легитимный правитель, узурпатор власти в полисах.

ТИРАНИЯ — (греч. tyrannis — неограниченная власть) — форма единоличного господства в полисах, установленная обычно насильственным путем. Различают раннюю, или Старшую тиранию, способствовавшую ослаблению власти родовой аристократии и позднюю, или Младшую, откровенно эгоистическую и лишенную прогрессивного значения.

ТРАГЕДИЯ — (греч. tragos — козел, ode — песнь) — изначально гимны на религиозные и мифологические темы, исполнявшиеся на полисных праздниках людьми, наряжавшимися сатирами, мифическими козлоногими существами. Затем после появления особых актеров, отвечающих хору, трагедии привели к появлению греческого театра, где они играли ведущую роль как особый род выступления.

ТРАПЕЗИТЫ — (греч. trapedza — стол менялы) — менялы, банкиры и ростовщики в полисах. Так же члены торгово-банковских сообществ.

ТРИЕРА — (греч. trieres — три ряда гребцов) — основной тип гребного боевого корабля эллинов, принимавший на борт до 400 человек, часто использовавший в качестве средства боя укреп ленный на носу судна таран.

ТРИЕРАРХИЯ — (греч. trierarchia — командование кораблем) — специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа. Одна из разновидностей литургии.

ТРИТТИЯ — (греч. trittys — треть) — третья часть территориальной филы, введенная афинским реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ФАЛАНГА — (греч. phalanx- ствол) — боевое построение и сам принцип ведения боя, когда воины действуют плотными колоннами гоплитов, состоящих из 8 — 30 шеренг, ощетинившихся копьями.

ФЕТЫ — (греч. pheticos — поденщики) — название низшей четвертой цензовой категории афинских граждан по реформе Солона в 394 году до н.э. до реформ Перикла феты не имели право занимать высшие государственные посты.

ФИЛА — (греч. phyle — племя) — родоплеменное объединение в Элладе на первых этапах греческой истории. Например, в Аттике насчитывалось четыре родовые филы. Затем, после реформ Клисфена филы стали территориальными единицами. В Аттике их стало 10.

ФОРОС — (греч. phoros — сбор) — специальный денежный или натуральный налог на членов делосской симмахии — афинской Архэ.

ФРАТРИЯ — (греч. phratria — братство) — в раннее время объединение братских родов (старших и младших). Позднее, родовое религиозное объединение.

ХОРА — (греч. chora — район) — сельская округа полиса, место проживания земле владельцев.

ХОРЕГИЯ — (греч. сhоrе — опека об артистах) — специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку той или иной драмs, трагедии или комедии, и работу актеров. Одна из разновидностей литургии.

ЭВПАТРИДЫ — (греч. еuраtridеs — родовитый) — афинская родовая знать, крупнейшие землевладельцы Аттики.

ЭККЛЕСИЯ — (греч. ессlеsia — сходка) — народное собрание в полисах, высший законодательный орган власти, контролирующий при этом деятельность всей властной системы и полисных магистратов.

ЭЛЛИН — (греч.) — самоназвание греков, представлявших себя в виде потомков мифического прародителя Эллина. У него, в свою очередь, были сыновья Ион, Эол и Дор, от которых произошли основные эллинские племена.

ЭПИГОНЫ — (греч. ерigones — родившиеся после) — дети диадохов, то есть сподвижников Александра Македонского, так же участвовавшие в борьбе за власть после его смерти.

ЭПИСТАТ — (греч. ерistasia — глава) — глава Совета 500 в Афинах, заново избираемый каждый день.

ЭПОНИМ — (греч. ерiоnоmа — дающий имя) — тот, чье имя давалось году, городу, местности и т. д. Особый эпитет первого из 9 афинских архонтов, по имени которого именовался год.

ЭПОС — (греч. ероs — слово, рассказ) — литературный поэтический жанр, которым писали авторы (аэды и рапсоды) на героические и нравственные темы.

ЭСИМНЕТ — (греч. аisymnetes — судья) — общественный посредник, при миритель враждующих групп населения в период реформ. Например, Солон. Так же должностные лица и судьи в полисах.

ЭФЕБИЯ — (греч. ерfiеbо — юноша) — государственное воспитательное объединение в полисах, где проходили двухлетнюю военную службу юноши, достигшие 18 лет.

ЭФОР — (греч. ерhoros — наблюдатели) — члены коллегии пяти в Спарте. Высший контрольный орган власти, имевший право собирать апеллу, герусию и лишать власти царей.

ЭФОРАТ — (греч. еphoros — наблюдатели) — коллегия Пяти в Спарте. Орган власти присматривающий за царями и контролирующий выполнение законов Ликурга и других постановлений гражданами Спарты.

• Ἀτιμία, ἄτιμος

(противоположно έπιτιμία, επίτιμος). Идея христианства о равноправности всех людей в достижении обещанных им благ породила понятие об абсолютном достоинстве личности и нравственном праве на уважение каждого человека отдельно, независимо от внешнего его положения. Наружным образом это нравственное достоинство выразилось в личной чести каждого человека. Подобного понятия древние не знали, и потому римская infamia, a еще более греческая ατιμία, не соответствует нынешнему понятию о бесчестии. Афинская ἀτιμία, о которой здесь идет речь, означала в ее различных степенях полное или ограниченное лишение гражданских прав, составлявших τιμή гражданина, и входила в силу или на основании судебного приговора, или же просто вследствие неисполнения каких-либо гражданских обязанностей. Лишение прав было трех родов (Andoc. myst. 73-76.):

1.. ἀτιμία κατὰ προστάξεις, низшая степень, лишение лишь некоторых гражданских прав; так, напр., если кто, затеяв публичный процесс, прекращал его или при разбирательстве не получал 1/5 голосов судей, то он лишался права возбуждать подобные процессы;

2.. ἀτιμία τοῦ σώματος, лишение всех гражданских прав. Подвергавшийся подобному лишению не смел являться на площади, в публичных местах и в народном собрании, не мог подавать жалобы в суд и вести процесса, одним словом, делался граждански мертвым; если же он присваивал себе права гражданина (ἐπιτιμος), то подвергался строжайшим наказаниям (ср. Ἒνδειξις, Предание суду). Иногда права восстанавливались, но это случалось очень редко, и то только с согласия не менее 6000 граждан. О случаях подобного лишения прав говорится при каждом преступлении отдельно;

3. ἀτιμία τοῦ σώματος καὶ τῶν χρημάτων была схожа с предыдущей, но соединена еще с конфискацией имущества и применялась при известных преступлениях. Чаще же всего наказывались ею государственные должники, не уплатившие своего долга до девятой притании, когда сумма долга удваивалась. В этом случае права восстанавливались, когда долг был уплачен, но если должник умирал, не исполнив обязательства, то лишение прав переходило на его детей и внуков. В Спарте полному лишению прав подвергались те, кто убегал с поля сражения (τρέσαντες) и кто с пренебрежением относился к народным обычаям и общественному приличию. Ἀτιμία постигала также холостяков, и они лишались, между прочим, права покупать и продавать. Thuc. 5, 34.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Атимия — (греч. ατιμία) — так называлась у афинян потеря всех или только некоторых гражданских прав. Потеря эта происходила или вследствие наказания, наложенного судом за известные проступки или преступления… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Атимия — (athymia; А- + греч. thymos душа, настроение, чувство) отсутствие или снижение эмоциональных реакций. Медицинская энциклопедия
  3. АТИМИЯ — (‘Atimia, от a — частица отрицания и timn — честь) — в Др. Греции полное или частичное лишение гражд. прав. В Спарте полной А. подвергались воины, бежавшие с поля боя, проявившие трусость. Советская историческая энциклопедия
  4. атимия — сущ., кол-во синонимов: 3 опозорение 14 отчаяние 6 упадок духа 23 Словарь синонимов русского языка

Архаическое название договоров и законов в древней Греции.

Одно из многочисленных гомеровских слов, которые в классическое время сохранились живыми только в диалектах. Все этимологические словари приводят слово ῥήτρα в качестве дорийского варианта таких слов, как ῥῆμα, ῥῆσις. Ρήτρα буквально означает «речь», «изречение», «слово» (русское слово «речь» имеет тот же корень). Слово «ретра» в греческом языке имеет несколько значений. У Гомера это «сделка», «уговор», «соглашение» между двумя людьми (Hom. Od., XIV, 393–394).

В значении «постановление народного собрания» оно встречается уже у Тиртея (fr.3 v.5–6 Diehl3). Например, ретра Эпитадея – это бесспорно постановление народного собрания, ставшее законом (Plut. Agis, 5), как и земельный закон Агиса IV, названный Плутархом также ретрой (Agis, 8, 9). В том же значении это слово встречается и в некоторых поздних надписях как Спарты, так и ее колоний (Тарент, Гераклея). Слово «ретра» как синоним закона употреблялось не только в дорийской, но и в ионийской среде (надпись от 1-й пол. VI в. до н.э. с острова Хиос, регулирующая деятельность местных магистратов. В ней речь шла о «ретрах народа»).

В Спарте под словом «ретра» чаще всего понимали санкционированное Дельфийским оракулом постановление народного собрания. Для спартанцев их законы носили божественный характер уже в силу того, что они были освящены авторитетом Дельф. Именно в таком значении используют это слово древние авторы, когда говорят о законодательстве Ликурга. По их словам, законы были вручены Ликургу дельфийским Аполлоном (Plut. Lyc., 13, 11; Mor., 403 e). Плутарх цитирует текст политической хартии, именуемой в традиции Большой ретрой (Lyc., 6, 2–3). В Большой ретре в очень кратком виде излагается суть политической реформы Ликурга. Она почитается всеми за аутентичный и очень древний документ (самая ранняя датировка – рубеж IX–VIII вв. до н.э.). Большая ретра является самым ранним известным нам конституционным документом архаической Греции.

Исторические источники:

Плутарх. Параллельные жизнеописания. Ликург.

Автор статьи: Л.Г. Печатнова

Словарь

Акрополь– верхний город, цитадель.

Агоге– система спартанского государственного воспитания.

Алфавит греческий– заимствован у финикийцев с добавлением букв для обозначения гласных звуков, вероятно, с VIII в. до н.э.

Амфиктиония– собрание представителей главных общин Центральной Греции (особенно из Фессалии), избранных для надзора за дельфийским святилищем и Пифийскими играми; Спарта имела постоянное место, представляя в амфиктионии дорийских греков.

Архаический периодобычно датируется 750 (или 700) – 500 (или 480) гг. до н.э. Слово «архаический» подразумевает (возможно, ошибочно) незрелость по сравнению с классическим периодом.

Архонт– гражданское должностное лицо.

Аристократия– правление (kratos) так называемых лучших людей (aristoi).

Аттика– территория афинского полиса, приблизительно 1000 кв. м / 2400 кв. км.

Великие Дионисии– ежегодное религиозное празднество в Афинах в честь Диониса, сопровождавшееся постановками трагедий, комедий и сатировых драм.

Гетера– высокооплачиваемая проститутка, куртизанка.

Гоплит– тяжеловооруженный греческий пехотинец.

Гюбрис ( hybris )– ущемление чужих прав с недобрыми намерениями.

Делосский союз– имперский союз 478–404 гг. до н.э. под главенством Афин.

Дем– округ, административный район, селение в Афинах и в Аттике, всего – 139.

Демократия– дословно верховная власть ( kratos) демоса.

Демос– гражданский коллектив, народ в целом.

Дифирамб– песня культового характера, изобретенная, вероятно, Арионом Лесбосским в конце VII в. до н.э. и исполнявшаяся хором в честь Диониса.

Дорийцы– греческая народность, имевшая, подобно ионийцам, свой диалект и некоторые особые религиозные обычаи; их главным городом была Спарта (а также Кносс, Микены, Аргос, Сиракузы, Византий).

Драхма– денежная единица, дословно «горсть» (из 6 оболов).

Илоты– рабы – греки по рождению, подданные Спарты, жившие в Лаконике и Мессении.

Ионийцы– греческая народность, имевшая, подобно дорийцам, собственный диалект и некоторые особые религиозные обычаи. Получили имя от Иона, сына Аполлона ; их главным городом были Афины, а также Милет и Массалия.

Классический периодобычно датируется 500 или 480–323 гг. до н.э. (смерть Александра Великого).

Койне– «общий», то есть общий язык, универсальный вариант греческого, сложившийся после завоеваний Александра. Его основой послужил преимущественно афинский диалект.

Колонизация– общепринятый, но некорректный термин для обозначения процесса эмиграции и основания новых городов/поселений. Миграция в Ионию (XI–X вв. до н.э.), собственно эпоха колонизации (примерно 750–550 гг. до н.э.) и основание поселений на Ближнем Востоке и в Центральной Азии в послеалександровскую эпоху.

Комедия– пение и шумное веселье, позднее (486 г. до н.э.) превратившееся в театральное действо во время Великих Дионисий.

Лакедемон– (I) официальное название спартанского полиса; (II) территория Спарты, примерно 3000 кв. м / 80 000 кв. км.

Логос– слово; речь; разум; рассказ.

Метек– более или менее постоянно проживавший на территории полиса чужеземец, обязанный платить ежемесячный подушный налог.

Мидяне– иранская народность, соотносимая и постоянно путавшаяся с персами; «медизм» – чрезвычайно некорректный греческий термин для обозначения предательского сотрудничества с персами в ущерб интересам эллинов.

Мисты– посвященные, например в Элевсинские мистерии.

Монетная чеканкапредполагала изображение эмблем соответствующих государств и производилась из слитков драгоценного металла фиксированного веса (золота, серебра, электрума – сплава золота и серебра). Изобрели ее, вероятно, лидийцы в конце VII – начале VI в. до н.э. Вскоре ее позаимствовали греки, например из Милета (см. «Греческие денежные единицы и меры длины»).

Обол– денежная единица, название которой восходит к слову obelos– вертел.

Ойкос– семейство или фамилия расширенного состава, включающая в себя рабов, животных и прочую собственность; также дом (включая обиталище бога или богини).

Олигархия– правление ( arche) немногих (богатых).

Олимпия– святилище Зевса Олимпийского, место проведения игр, проходивших раз в четыре года, начиная с 776 г. до н.э., как установлено Гиппием из Элиды.

Олимпиада– метод летосчисления, которое велось по четырехлетним периодам между Олимпийскими играми. Впервые стал использоваться в III в. до н.э. как метод расчета дат Тимеем из сицилийского города Тавромения.

Олимпийцы– двенадцать верховных богов и богинь, обитавших на вершине горы Олимп, главным из которых был Зевс (см. «Кто есть кто»).

Остракизм– принудительное изгнание из Афин на десять лет, решение о котором принималось путем подсчета имен «кандидатов», которые надписывались на ostraka– глиняных черепках.

Пелопоннес– «остров Пелопса», полуостров, отграниченный от Центральной Греции Истмийским перешейком у Коринфа.

Пелопоннесская война – длившаяся на протяжении жизни целого поколения война между Афинами и Спартой и их союзниками (431–404 гг. до н.э. с перерывами), в результате которой Спарта при поддержке Персии одержала полную победу.

Персидская империя– существовала приблизительно в 550–330 гг. до н.э. Основана Киром, сокрушена Александром.

Платеи– небольшой город в Беотии неподалеку от границы с Аттикой, место решительной битвы греко-персидских войн (479 г. до н.э.).

Полис– город (государство, городской центр) обычно был связан с хорой – сельской территорией; от этого слова произошло слово politeia– гражданство, государственное устройство (например, демократическое).

Пифия– жрица Аполлона Дельфийского, изрекавшая пророчества.

Сатирова драма– юмористический спектакль с участием сатиров (полулюдей-полукозлов, спутников Диониса) в качестве хора, представлявшихся трагедиографами в качестве обязательного дополнения к их трилогиям.

Сатрап– правитель, наместник провинции в персидской державе.

Священный отряд– отборный отряд фиванской пехоты численностью в 300 человек, состоявший из 150 пар гомосексуалистов. Учрежден в 378 г. до н.э.

Семь мудрецов– состав этой группы варьировался, в их число входили Хилон, Солон, Фалес.

Стадий– мера длины, расстояние между двумя крайними точками на беговой дорожке, около 200 метров.

Стасис– «стояние» порознь, раздоры, гражданская война.

Синойкизм– дословно «союз очагов» (см. Ойкос), то есть объединение деревень для создания централизованного политического целого.

Талант– мера веса и денег, первоначально вавилонская; равнялась 6000 драхм.

«Темные века»– в предлагаемой книге под ними понимается переходный период от предысторического к раннеисторическому, приблизительно от 1000 до 800 г. до н.э. (однако «темными» они кажутся для нас, и одни области греческого мира в это время выглядят значительно «светлее», а другие – «темнее»).

Тиран– незаконный правитель, обладавший неограниченной властью в результате узурпации и/или насилия.

Тридцать тиранов– самопровозглашенная dуnasteia(хунта) крайних олигархов во главе с Критием, правившая Афинами жестокими методами в 404–403 гг. до н.э. и уничтожившая 1000 человек; разгромлена демократической коалицией во главе с Фрасибулом.

Триера– боевой корабль с тремя рядами весел и 170 гребцами.

Фермопилы– дословно «Горячие Ворота», проход на севере Центральной Греции, место безуспешного, но героического сопротивления греков под предводительством Леонида Спартанского персидскому нашествию в 480 г. до н.э.

Фивы– главный полис Беотии.

Хор– песня, танец, группа певцов/танцоров (например, от двенадцати до пятнадцати в хоре для трагедий в Афинах).

Хорег– афинский импресарио, богатый гражданин, обязанный финансировать хор для спектаклей во время празднеств.

«Царский мир»был заключен в 386 г. до н.э. и назван так из-за персидского Великого Царя Артаксеркса II, однако известен также как Анталкидов мир (см. «Кто есть кто»). По условиям этого мира Спарта и Персия поделили между собой Эгеиду.

Экклесия– народное собрание, называлось так потому, что людей «выкрикивали» для участия в нем; позднее это слово стало связываться с религиозными собраниями христианских общин, отсюда английское ecclesiasticalи французское ?glise.

Эллинистическая эпоха– период, традиционно датируемый временем от смерти Александра в 323 г. до н.э. до смерти Клеопатры в 30 г. до н.э. Не следует смешивать слова «эллинистический» и «эллинский», то есть просто греческий.

Эфоры– коллегия из пяти высших исполнительных должностных лиц в Спарте, ежегодно избиравшихся народным собранием довольно своеобразным способом – выкриками; осуществляли специальный надзор за уникальной спартанской системой воспитания (см. Агоге).

Язычество (paganism)– paganus( лат.) был крестьянином, жителем деревни, тогда как первые христиане являлись «горожанами», так что слово paganusслужило для обозначения нехристианина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий