Двойное гражданство в международном праве

Право и политика
Правильная ссылка на статью: Волох В.А., Воронина Н.А. — К вопросу о двойном гражданстве // Право и политика. – 2018. – № 1. – С. 39 — 47. DOI: 10.7256/2454-0706.2018.1.22850 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22850

Волох Владимир Александрович
доктор политических наук
профессор, Государственный университет управления (ГУУ)
109542, Россия, г. Москва, Рязанский пр., 99
Volokh Vladimir Aleksandrovich
Doctor of Politics
Deputy head of the Department of Management of Migration Processes at State University of Management.
109542,, Russia, g. Moscow, Ryazanskii pr., 99

v.volokh@yandex.ru
Другие публикации этого автора
Воронина Наталия Александровна
кандидат юридических наук
старший научный сотрудник, Институт государства и прав РАН
119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10
Voronina Nataliya Aleksandrovna
PhD in Law
Senior Scientific Associate, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
426806, Russia, respublika Tatarstan, g. Naberezhnye Chelny, ul. Nizametdinova, 28, kab. 201

natalia.a.voronina@gmail.com

10.7256/2454-0706.2018.1.22850

Дата направления статьи в редакцию:

30-04-2017

Дата публикации:

31-01-2018

Аннотация.

Объектом исследования в данной статье является международное и национальное правовое регулирование в сфере гражданства. Предметом исследования — двойное гражданство. Проблема двойного гражданства является сегодня актуальной не только для Российской Федерации, но и для многих других государств мира. Действующие модели правового регулирования вопросов двойного гражданства сильно различаются по странам и по подходам, не отвечая нуждам индивида в современном усложняющемся мире и привнося в правовые системы множество коллизий. В статье анализируются международно-правовая и национальные модели регулирования вопросов двойного гражданства, в первую очередь, с позиций защиты прав человека. На теоретико-концептуальном уровне рассматриваются различные подходы к проблеме «множественности гражданства». Работу отмечает новизна, в частности, в изложении последних тенденций в национальной политике ряда государств по вопросам двойного гражданства. Раскрыты особенности правового регулирования двойного гражданства в рамках интеграционных объединений государств. Особое внимание уделено эволюции норм в законодательстве России. Авторами делается вывод о том, что вопросы, вытекающие из одновременной юридической принадлежности лица в виде гражданства к различным государствам, в современных условиях обострения мировых политических процессов требуют обновления подходов к устоявшимся моделям правового регулирования, выработке четких дефиниций, как в международном, так и национальном праве.В соответствии с решаемыми исследовательскими задачами использовались методы изучения и обобщения, исторический, анализа и синтеза, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие научные методы. Обобщен богатый фактический страноведческий материал по данной тематике. Работа имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.
Ключевые слова: двойное гражданство, законодательство, миграция, приобретение гражданства, права человека, конвенция, гражданство, государство, договор, закон
The object of this research is the international and domestic legal regulation in the area of dual citizenship. The subject is the dual citizenship. The issue of dual citizenship is currently relevant not only for Russian Federation, but also many other countries. The current models of legal regulation of dual citizenship greatly differ from country to country, without meeting the needs of the individual in the modern world and causing many collisions in the legal systems. The authors analyze international law and national models of regulation of the question of dual citizenship, primarily from the positions of human rights. The novelty of this research partially consists in account of the latest trends in domestic policy of a number of countries on the question of dual citizenship. The work reveals the peculiarities of the legal regulation of dual citizenship within the framework of integrated union states. Special attention is given to the evolution of legislation in Russia. The authors conclude that in the modern world of agitated global political processes, the issues resulting from simultaneous belonging to different legal systems due to citizenship require modernization of approaches to the established models of legal regulation and development of clear definitions in both international and domestic laws.
convention, human rights, obtaining citizenship, migration, legislation, dual citizenship, citizenship, state, treaty, law

Вопросы гражданства, и в частности, относящиеся к двойному гражданству представляют сегодня одну из наиболее актуальных и сложных проблем как с точки зрения правового регулирования, так и практической значимости.

В соответствии с международным правом каждый человек от рождения, независимо от гражданства и места пребывания, обладает основными правами и свободами, которые являются естественными и неотчуждаемыми. Гражданство устанавливает юридическую связь лица с государством, определяет объем его прав и свобод, включая условия доступа на территорию государства, а также его обязанностей перед государством. Однако объем прав, предоставляемых государством каждому человеку, зависит от того, является ли данное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства (апатридом).

Условия приобретения гражданства и его утраты устанавливаются законодательством каждого государства. В случае, когда в соответствии с национальным законодательством лицо рассматривается гражданином двух или более государств, его именуют соответственно лицом с двойным гражданством (бипатридом) или с множественным гражданством.

Обладатели двойного гражданства сохраняют все конституционные права и соблюдают все обязанности той страны, на территории которой находятся. Включая вопросы военной службы и социального обеспечения. Причем граждане, прошедшие службу в армии одной страны, автоматически освобождаются от таковой в другой стране, заключившей договор.

Термин «двойное гражданство» следует отличать от так называемого «второго гражданства» — наличия у лица второго паспорта государства, с которым у страны происхождения не заключен соответствующий договор, и которое хоть и допускается многими странами, но непосредственно на их территории не имеет юридической силы.

Сам по себе второй паспорт лишь косвенный признак наличия второго гражданства. Международное право и законодательство государств не рассматривают паспорт в качестве исчерпывающего подтверждения гражданства.. О наличии гражданства свидетельствует не количество паспортов у лица, а нахождение его в едином национальном регистре граждан (информационной системе населения, реестре актов гражданского состояния, книгах регистрации и пр.) .

Случаи возникновения двойного (множественного) гражданства обычно связаны с: территориальными изменениями государства; международной миграцией населения; коллизиями национального законодательства о гражданстве; браком с гражданином иностранного государства; усыновлением иностранного гражданина; натурализацией при сохранении прежнего гражданства и др. . Бипатризм означает, что лицо одновременно имеет права и обязанности в отношении всех государств, гражданином которых оно является.

Двойное гражданство в ряде случаев может создавать определенные правовые сложности с точки зрения предоставления консульской защиты таких лиц, налогообложения и пр. В целях минимизации негативных последствий института двойного гражданства государствами был заключен ряд международных договоров: Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, 1930 г., Европейская конвенция о сокращении случаев множественности гражданства и о воинской повинности в случаях множественности гражданства 1963 г.

По мере развития процессов глобализации и становления с середины ХХ века межнациональных интеграционных структур (Европейский союз, Совет Европы) изменились подходы к трактовке гражданства. Понятие «гражданство» стало использоваться также и для обозначения особого статуса лица, приобретаемого в силу вхождения государства, гражданином которого лицо является, в объединенное сообщество или союз государств .

Маастрихтским договором 1992 г. было учреждено гражданство Европейского союза (ЕС). Статус гражданина ЕС предполагает право лица на свободное передвижение и постоянное проживание на территории Сообщества; право участвовать в голосовании и баллотироваться в качестве кандидатов на муниципальных выборах и выборах в Европейский парламент в другом государстве-члене ЕС, на территории которого лицо проживает. Предоставление гражданам ЕС возможности осуществления избирательных прав на территории других государств-членов рассматривается учеными-международниками, как одно из наиболее серьезных обязательств Евросоюза .

Гражданство ЕС предоставляется автоматически всем гражданам после вступления государства-члена в состав Сообщества. Утрата гражданства страны влечет и утрату гражданства ЕС, если лицо при этом не приобретает гражданства другого государства-члена. Гражданин ЕС обладает политическими и социально-экономическими правами и обязанностями государства своего происхождения, а также правом на проживание, социальными и рядом других прав в том государстве-члене ЕС, в котором он пребывает. При этом, в случае проживания лица в стране своей государственной принадлежности, гражданство ЕС практически никак себя не проявляет, не порождает никаких дополнительных прав, и реализуется лишь когда лицо переезжает на территорию другого государства-члена ЕС. Иностранными гражданами в праве Сообщества в собственном смысле считаются пребывающие на территории ЕС граждане третьих стран.

Таким образом, можно сказать, что гражданство ЕС представляет собой особую разновидность двойного гражданства, специфический статус, производный от гражданства государства-члена.

Другое интеграционное объединение государств – Совет Европы отличают несколько иные подходы к вопросам гражданства и участию иностранцев в политической жизни страны пребывания. В праве Совета Европы допускается установление определенных ограничений в отношении участия лиц, не являющихся гражданами, в общественно-политической жизни страны пребывания.

Законодательство каждой страны защищает прежде всего своих граждан, предоставляя в то же время основные права и свободы законно находящимся на их территории иностранным гражданам, беженцам и лицам без гражданства. Эти права и свободы обеспечиваются как внутригосударственными законами, так и общепризнанными принципами, и нормами международного права.

Признание приоритета прав человека и их универсальности в качестве основы принципов права в развитых странах оказало существенное воздействие на эволюцию концепции гражданства. Законодательство о гражданстве стран Запада стало все более ориентироваться на уважение прав и свобод человека; в определенной степени способствовало стиранию различий в правовом положении граждан страны и иностранцев.

В международно-правовую доктрину было введено понятие минимального правового стандарта обращения с иностранцами — требования, которым должно соответствовать национальное законодательство, регламентирующее правовой статус иностранцев . В настоящее время в странах Запада иностранным гражданам, как правило, предоставляется право на проживание на долгосрочной основе, гарантии от необоснованной высылки, право на трудоустройство и социальные льготы, возможность реализации свободы на объединение и избирательных прав на местном уровне.

Сегодня вопросы гражданства не относятся исключительно к сфере внутригосударственного регулирования. Так, в силу Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г. законодательство страны о гражданстве признается другими государствами, если оно соответствует международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права в отношении гражданства (п. 2 ст. 3).

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г., учредивший Союзное государство — Союз России и Беларуси, также установил институт гражданства Союзного государства: граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства (ст. 14 Договора) . Однако учрежденный Союзным договором институт общего гражданства явился скорее декларацией и не имел нормативного продолжения. Договор не решил вопросов приобретения, утраты гражданства, установив, что они регулируются национальным законодательством каждого государства-участника. При этом Договор допустил возможность установления изъятий из принципа равенства граждан Союзного государства на основании не только договоров между участниками, но и внутренних законов. Конституционный акт, который бы закрепил правовой статус Союзного государства, определил формы его государственного устройства и пр., так и не был принят.

Представляется, что дальнейшие интеграционные процессы на пространстве СНГ и, в частности, по линии ЕАЭС потребуют сближения национального законодательства государств-участников, в том числе и законодательства о гражданстве, и выработку общих принципов, лежащих в основе нормативно-правового регулирования этих отношений.

По мнению ряда ученых, идеальным вариантом сближения законодательства о гражданстве государств СНГ было бы создание института наднационального гражданства, в рамках которого происходило бы наделение всех граждан-государств-членов СНГ равными правами и создание идентичных условий их реализации . Выдвигалась также идея разработки модельного закона «О гражданстве государства-члена СНГ», в котором бы закреплялось единое определение понятия гражданства и его принципов; основания и условия его приобретения, и пр. Однако эти идеи не получили практического воплощения.

Вопрос о двойном гражданстве продолжает оставаться актуальным и сегодня, в условиях XXI века, когда стираются многие границы между странами. Исследователями отмечается увеличение числа лиц, имеющих двойное гражданство, что обусловлено, с одной стороны, повышением мобильности населения и интенсификацией миграционных потоков, ростом количества смешанных браков, правом родителей передавать свое гражданство ребенку и, с другой стороны, развитием международно-правового регулирования в области прав человека и изменением приоритетов в государственном регулировании приобретения гражданства .

Во многих государствах регулирование вопросов гражданства входит в сферу конституционного регулирования, при котором на уровне конституции страны закреплены общие подходы к двойному гражданству: запрет, допустимость, условия сохранения и пр. В национальном законодательстве о гражданстве вопросы двойного гражданства, как правило, детально не прописаны и специфика правового статуса лиц, имеющих двойное гражданство, не регламентируется. В странах Запада эти вопросы нередко увязаны с положением и интеграцией трудовых мигрантов.

Законы о гражданстве государств, в том числе и членов ЕС, существенно отличаются друг от друга, по-разному подходят государства и к вопросам двойного гражданства. В настоящее время из 28 государств – членов Европейского союза двойное гражданство разрешено в шестнадцати государствах и в шести допускается при определенных обстоятельствах.

Есть страны, не признающие двойного гражданства, как, например, Дания, Казахстан, Куба, Украина, Швеция.

В некоторых странах двойное гражданство категорически запрещено, как в Японии, Китае, Индии, Южной Корее, Мальте и ряде других.

Во многих государствах институт двойного гражданства признан или допускается. Это — Великобритания, Испания, Италия, Израиль, США, Таджикистан, ФРГ, Франция, страны Латинской Америки и другие страны. Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, из наличия у этих граждан только «своего» гражданства.

В ряде государств национальное законодательство не предусматривает право для собственных граждан иметь гражданство другого государства. В то же время, многими государствами двойное гражданство допускается только для своих граждан, желающих иметь гражданство другого иностранного государства, но с некоторыми оговорками – это Австралия, Бразилия, Доминикана, Ирландия, Канада.

Так, например, австралийский закон о гражданстве представляет собой комбинацию гражданства по территориальному праву и рождению. Для того, чтобы стать гражданином данной страны, необходимо прожить в ней два года из пяти лет, предшествующих времени подачи заявления на гражданство. В дополнение к этому необходимо также иметь намерение дальнейшего проживания в Австралии или поддерживать с ней какую-либо связь.

На универсальном уровне отсутствует международный документ (соглашение, конвенция), непосредственно посвященный вопросам множественного гражданства. Европейская конвенция о гражданстве допускает различия в подходах государств к множественному гражданству и признает право в рамках национального законодательства оценивать сопряженные риски.

Вопросы двойного гражданства нередко составляют предмет двусторонних соглашений. Так, например, между Италией и Швейцарией имеется договор о взаимном признании двойного гражданства. Германия подписала соглашение о двойном гражданстве со Швейцарией и странами ЕС; граждане остальных стран должны официально отказаться от своего прежнего гражданства. Подобная ситуация в Испании – подписаны договоры с Андоррой, странами Латинской Америки, Португалией, Филиппинами и Экваториальной Гвинеей, а соискатели из остальных стран обязаны письменно отказаться от первого гражданства.

Некоторые развитые страны (например, США, Великобритания) относятся к своему гражданству как к некой привилегии, которую можно предоставить, но можно и лишить. В этих целях в государствах существуют законодательные основания отзыва гражданства. В США, например, могут лишить гражданства в связи с фальсификацией или указанием недостоверных сведений при выдаче гражданства; участием в подрывной деятельности, террористических группах; самовольным оставления воинской службы в армии США и пр.

В большинстве стран ближнего зарубежья к институту двойного гражданства относятся достаточно негативно, усматривая в этом попытки реанимировать СССР. Этим объясняется тот факт, что положение о признании двойного гражданства не получило закрепления в акте Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 29 декабря 1992 г. «О согласованных принципах регулирования гражданства» .

Каждое государство обладает суверенным правом признавать или не признавать двойное гражданство. В случае такого признания государство вправе рассматривать лицо, обладающее двойным гражданством, в качестве своего гражданина, в случае, если это лицо находится на его территории и в пределах его юрисдикции. При этом международными конвенциями запрещено произвольное лишение гражданства.

Несомненно, что в ряде случаев двойное гражданство может порождать определенные трудности в сфере межгосударственных отношений при решении таких вопросов, как военная служба, депортация, дипломатическая защита и др. Однако полагаем, что следует согласиться с мнением, что признание двойного гражданства (хотя бы и под определенными условиями) выглядит более демократично, чем полный отказ от него .

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Конституция РФ допускает двойное гражданство. Закрепление двойного гражданства на конституционном уровне в первую очередь было связано с внешней политикой РФ – стремлением обеспечить связь с Россией для 25 млн. русских, оказавшихся за пределами РФ, создать предпосылки их стабильного положения в этих государствах и стремлением предоставить им защиту и покровительство. Как отмечалось учеными, признание двойного гражданства явилось важной новеллой российского законодательства, учитывающей мировую практику и факт проживания за рубежом многих наших соотечественников .

Понятие «двойное гражданство» (как частный случай «множественного гражданства» используется в российском праве для обозначения ситуации, когда один и тот же человек состоит одновременно в двух гражданствах двух различных государств в соответствии с их законами. При этом речь не идет о некоем двуедином гражданстве либо двухуровневом гражданстве (как это имело место в СССР, где существовали одновременно союзное и республиканское гражданства) .

Впервые норма о двойном гражданстве появилась в Законе о гражданстве РСФСР от 28 ноября 1991 года. В п. 3 ст. 3 Закона указывалось, что граждане, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РСФСР. Механизм реализации принципа двойного гражданства, закрепленный в первоначальной редакции Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», являлся достаточно громоздким. В Закон 2002 г. впоследствии была внесена оговорка, что при законодательно определенных обстоятельствах гражданин России, имеющий иное гражданство, может рассматриваться как иностранец и соответственно ограничиваться в правах.

Двойное гражданство – это наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства. Согласно российскому законодательству, гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (ч. 1 ст. 6 ФЗ-62). При этом, приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (ч.2 ст.6).

Международный договор должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств. Международные соглашения, касающиеся двойного гражданства, как правило, не создают особых условий для его возникновения, а лишь констатируют его наличие у отдельных граждан на основе внутреннего законодательства сторон и регулируют связанные с этим практические вопросы (служба в армии, упрощение оформления проживания при переезде из одной страны в другую и т.п.).

Российской Федерацией было заключено два международных соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства: с Таджикистаном от 07 сентября 1995 г. и Туркменистаном от 23 декабря 1993 г. Согласно этим документам каждая из сторон признавала, в частности, за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой стороны. Соглашения не содержат каких-либо особых условий и порядка приобретения гражданства и относят эти вопросы к внутреннему законодательству стороны, гражданство которой приобретается. При этом бипатриды пользуются защитой и покровительством каждой из сторон, а наличие паспортов обоих государств дает преимущества безвизовых поездок из одного государства в другое.

Соглашение между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства прекратило свое действие в мае 2016 г. согласно подписанному двустороннему Протоколу о прекращении действия указанного Соглашения от 10 апреля 2003 г.

Действующим в то время президентом Туркменистана С. Ниязовым было принято решение в одностороннем порядке приостановить действие Соглашения. В 2008 г. в Туркменистане были приняты поправки в конституцию, подтвердившие отказ Туркменистана от признания двойного гражданства.

К июлю 2013 г. в Туркменистане завершился обмен загранпаспортов старого образца. При получении загранпаспорта нового образца граждане, по сути, были поставлены перед выбором: либо отказаться от российского гражданства, либо навсегда уехать из страны. Российское гражданство оставалось примерно у пятой части имевших его граждан, и для большинства из них это был мучительный выбор.

В этот период сообщалось о массовом отказе со стороны органов Государственной миграционной службы Туркменистана в выдаче российским гражданам с двойным гражданством паспортов гражданина Республики Туркменистан для выезда из РТ и въезда в РТ. По мнению депутата Государственной Думы шестого созыва А.А. Агеева такие методы давления на граждан с двойным гражданством в целях отказа от российского гражданства можно было расценивать как нарушения прав и свобод человека (на свободу передвижения и свободу выбора места жительства/пребывания).

В результате предпринятых Министерством иностранных дел Российской Федерации шагов по урегулированию ситуации был установлен особый правовой режим – граждане Туркменистана, принявшие российское гражданство в период с 1993 по 2016 год, имеют действующее двойное гражданство.

В настоящее время действует Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (заключен 7 сентября 1995 г.) . В 2016 г. в Таджикистане был принят Закон «О государственной службе», согласно которому лица с двойным гражданством не могут работать в органах власти и силовых структурах, а в 2017 г – поправки в «Кодекс об административном правонарушении», предусматривающий наказания за сокрытие наличия второго паспорта . Таким образом, таджикских чиновников, которые не отказались от второго (российского) гражданства, ждет увольнение с работы.

Россией также были подписаны соответствующие соглашения с Арменией и Казахстаном, но они до сих пор не ратифицированы.

4 июня 2014 г. был принят Закон (142-ФЗ), внесший поправки в Закон о гражданстве РФ и некоторые законодательные акты РФ. Их суть сводилась к тому, что гражданам РФ, проживающим на ее территории, предписывалось подать письменное уведомление в уполномоченный орган о наличии у них и их детей иного гражданства или вида на жительство в иной стране. В случае сокрытия факта наличия второго гражданства нарушителей ждет наложение штрафных санкций. На граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, требование уведомить об этом консульские службы не распространяется.

По мнению исследователей, причиной появления закона 142-ФЗ стала практика наличия у многих граждан России, более чем одного гражданства. При этом, число таких лиц представляется значительным, ибо данные переписей 2002 и 2010 гг. отразили только часть населения, имеющего второе гражданство (точнее – паспорта более чем одного государства) .

Таким образом, двойное гражданство – это многоуровневая правовая и политическая проблема, актуальная как для Российской Федерации, так и для многих других государств, и которая регулируется как национальным, так и международным правом. Решение вопросов, связанных с двойным гражданством, требует модернизации подходов к устоявшимся моделям правового регулирования, оптимизации соответствующего нормативного регулирования и выработки четких дефиниций как в международном, так и национальном праве. Государства должны всячески развивать международно-договорную базу: проводить взаимные консультации по этим вопросам, обмениваться опытом и развивать договорные процессы, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства. Все это будет способствовать более эффективной защите прав человека и гражданина как на международном, так и внутригосударственном уровнях.

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

В наше время второе гражданство предоставляет своим обладателям массу возможностей. И это не только шанс легально переехать за границу, сохранив при этом свою родину (каждый гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, абсолютно беспрепятственно в последующем может находиться на территории России). Главное, что даёт институт двойного гражданства (если говорить про второе гражданство для россиян в Европе), это возможность проживать в одном из самых развитых государств мира, свободно перемещаться по территории стран Шенгенского соглашения, а также работать и вести успешный бизнес в обстановке стабильности и безопасности.

Двойное гражданство может возникнуть в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера. К объективным причинам возникновения двойного гражданства, помимо расхождения законодательств государств о порядке приобретения и утраты гражданства, относятся: территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и приток беженцев. Субъективными факторами, порождающими двойное гражданство, является деятельность лиц, приобретающих второе гражданство в нарушение установленных государствами правил приема и утраты гражданства Фимина Н. Двойное гражданство: особенности правового и налогового статуса // Налоговый вестник. 2014. N 12. С. 46 — 48..

ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» не содержит причин получения двойного гражданства.

В нем лишь закрепляется, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Следовательно, коллизия права, коллизионный вопрос решается в пользу российского права: суд обязан для рассмотрения предъявленного иска выбрать гражданское право РФ. Совокупность коллизионных норм того или иного государства составляет «коллизионное право» этого государства: оно носит национальный характер и является частью национального права соответствующего государству («российское коллизионное право», «японское коллизионное право» и т.д.). Коллизионное право — это основная часть МП права, определяющая его характерные черты и особенности. Коллизионная проблема — проблема выбора права, подлежащего применению к тому или иному правоотношению,- типична прежде всего для международного частного права. Если в других отраслях права вопросы коллизии законов имеют второстепенное, подчиненное значение, то здесь именно коллизионная проблема и ее устранение составляют основное содержание этой правовой отрасли, что отразилось, как известно, и в ее названии в ряде стран.
Коллизионная норма — это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Поскольку коллизионная норма — это норма отсылочного характера, ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, решающими вопрос по существу. Вместе с материально-правовой нормой, к которой она отсылает, коллизионная норма выражает определенное правило поведения для участников гражданского оборота. Строение коллизионной нормы.
Коллизионные нормы с юридико-технической стороны — это наиболее сложные нормы, применяемые в международном частном праве. Коллизионная норма по содержанию существенно отличается от традиционных норм гражданского права, структурными элементами которых являются гипотеза (условия применения), диспозиция (правило поведения) и санкция (мера государственного принуждения). В отличие от этого коллизионная норма включает два структурных элемента, которые принято именовать «объемом» и «привязкой». Объемом коллизионной нормы называется содержащееся в ней указание тех отношений, на которые норма распространяется. Привязкой коллизионной нормы именуется указание на правовую систему (национальное законодательство), подлежащую применению к данному виду отношений.
Например, ст. 1263 Основ гражданского законодательства устанавливала: «Право собственности на вещь определяется по закону страны, где эта вещь находится…». В этой коллизионной норме слова «право собственности на вещь» обозначают объем, а слова «по закону страны, где эта вещь находится» — привязку.
При всем разнообразии коллизионных норм различных стран в их привязках можно усмотреть отражение некоторых общих начал, являющихся итогом многовекового развития, взаимных влияний и обмена опытом. Поэтому коллизионные нормы различных стран могут быть сведены к определенным типам привязок (формул прикрепления), которые в литературе, а также в судебных и арбитражных решениях принято обозначать краткими формулами на латинском языке. Наиболее типичны и часто применяются следующие коллизионные привязки:1) Личный закон. Эта коллизионная привязка известна в двух видах: а) национальный закон или закон гражданства, т. е. закон страны, к которой данное лицо принадлежит по своему гражданству; б) закон местожительства лица, т. е. закон государства, на территории которого данное лицо считается имеющим «оседлость».
Из двух разновидностей личного закона старейшим является закон домицилия. Этот принцип служил критерием для разрешения коллизий местных обычаев (кутюмов) в феодальной Франции и был заменен законом гражданства с принятием «Кодекса Наполеона 1814 года. Закон гражданства принят в гражданских кодексах Италии и ФРГ, в Бельгии, Голландии, Швеции. В Англии, США и других странах «общего права» сохраняет значение принцип домицилия, трактовка которого в отдельных странах имеет особенности. Английские суды применяют и отношении британских подданных, родившихся в Англии, презумпцию сохранения ими «домицилия происхождения» даже при длительном проживании таких лиц за границей. Закон «национальности» юридического лица. Законодательство различных стран неодинаково разрешает вопросы о том, при каких условиях вступающая в гражданско-правовые отношения организация может рассматриваться как юридическое лицо (а не как совокупность физических лиц) и каковы условия и объем признания за юридическими лицами гражданской правоспособности. Отсюда возникают коллизионные вопросы «национальности» юридических лиц, так же по-разному разрешаемые в законе и практике различных стран. Законодательство, по которому определяются гражданская правосубъектность организации и содержание ее правоспособности, в континентальных странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Италия, Швейцария) определяется по закону места нахождения ее административного центра (правления), а в странах «общего права» (Англии, США и других) — по закону места учреждения (регистрации устава) данной организации. Вследствие различия этих коллизионных критериев организация, которая, например, имеет устав, зарегистрированный в Канаде, а правление и центр эксплуатационной деятельности в Испании, была бы во Франции признана испанским, а вАнглии-канадскимюридическимлицом.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6

Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства.Под гражданствомпонимается постоянная устойчивая политико-правовая связь индивида с соответствующим лицом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления используется понятие «подданство».

Двойное гражданство(bipatrid) — это правовое состояние физического лица, когда оно является гражданином двух или более государств одновременно. Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах.

Конституция РФ устанавливает, что гражданин Российской Федерации «может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации…» (ч. 1 ст. 62).

При этом наличие у гражданина Российской,Федерации двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г.) гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

В настоящее время заключены:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.);

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.).

Так, на основании Соглашения между Российской Федерацей и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся стороны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулировали конкретные вопросы приобретения второго гражданства.


Основными источниками возникновения двойного гражданства являются:

а)рождение ребенка от родителей, проживающих на территории государства, которое применяет принцип «права почвы», при этом родители являются гражданами государства, которое применяет принцип «права крови»;

б) вступление женщиныв брак с иностранцем, если при этом законодательство ее страны не предусматривает автоматического лишения ее гражданства при вступлении в брак с иностранцем, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей свое гражданство;

в) натурализация, когда физическое лицо добровольно приобретает гражданство другого государства, не теряя прежнего гражданства.

По общему правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.

Однако правовое положение лица с двойным гражданством осложняется тем, что каждое государство, считающее его своим гражданином, может требовать от него выполнения гражданских обязанностей.

Может возникнуть такое положение, когда лицо, имеющее двойное гражданство, подлежит призыву на военную службу в государствах, гражданином которых оно является. При этом, конечно, оно будет проходить службу только в одном государстве.

Другое государство вправе (когда это лицо окажется на его территории) привлечь его к ответственности за прохождение службы в иностранном государстве (или за уклонение от призыва на военную службу в «своем» государстве). Вопрос в подобных случаях может быть решен либо путем непосредственных переговоров, либо путем заключения соглашения о прохождении военной службы лицами с двойным гражданством.

В истории межгосударственных отношений имеются случаи, когда государства заключали соглашения и конвенции, касающиеся прохождения военной службы лицами с двойным гражданством. В 1930 г. под эгидой Лиги Наций был принят Протокол о воинской обязанности в некоторых случаях двойного гражданства, ст. 1 которого устанавливала: «Лицо, обладающее двумя или более гражданствами, которое обычно проживает в одной из стран, чьим гражданством оно обладает, и которое в действительности наиболее тесно связано с этой страной, освобождается от воинской обязанности в другой стране или странах».

После Второй мировой войны ряд стран заключили соглашения о прохождении военной службы лицами с двойным гражданством.

Так, в 1948 г. между США и Францией, а в 1949 г. между Францией и Англией состоялся обмен письмами, в которых констатировалось, что лица с двойным гражданством будут считаться выполнившими свои воинские обязанности в соответствующем государстве во время войны 1939 — 1945 гг., если они их выполнили за этот период времени в вооруженных силах другой страны.

Примером многостороннего соглашения по данному вопросу может служить Конвенция о сокращении случаев множественности гражданства и военной обязанности в случаях множественности гражданства, заключенная европейскими государствами — членами Европейского совета в мае 1963 г. Согласно этой Конвенции, лица, обладающие гражданством двух или более государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из этих государств, как правило, государстве, на территории которого они имеют свое постоянное место жительства. Анализ международных соглашений показывает, что все они так или иначе связывают исполнение воинской обязанности с эффективным гражданством, т.е. с постоянным проживанием.

Безгражданство(apatrid) — это правовое состояние лица, когда оно не имеет гражданства какого-либо государства. Основные источники образования безгражданства:

а) вступление в брак (например, женш.ина, вступая в брак с иностранцем, автоматически теряет гражданство своего государства, а законодательство страны мужа не предоставляет ей автоматически гражданства данного государства);

б) лишение гражданства (например, индивид был лишен гражданства, но еще не приобрел гражданства другого государства.Это лишение может осуществляться в разных странах по-разному: либо по суду, либо в соответствии с законом;

в) при потере полученных ранее привилегий гражданства (например, в случае гражданства, полученного в браке);

г) при добровольном отказе от гражданства.

д) в случае прекращения существования государства

Правовой статус апатридов определяется международными договорами и национальными законами.

Основными международно-правовыми актами являются Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., согласно которым государства обязаны на своей территории установить определенный режим для лиц без гражданства, который бы защищал их личные права (личный статус), имущественные права, предоставлял им, например, свободу предпринимательства, льготы в области получения образования и т.д.

Конечно, в соответствии с национальным законодательством лица без гражданства ограничены в правах по сравнению с гражданами государства, на территории которого они проживают. Они полностью подчиняются законам страны пребывания, обязаны выполнять распоряжения властей, платить налоги. Они не пользуются политическими (например, избирательными) и иными правами.

Они не имеют и тех прав, которыми пользуются иностранцы, в частности они не имеют права на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства. Каждое государство устанавливает правовой режим для лиц без гражданства с учетом своих особенностей. Так, в России их статус в принципе приравнивается к статусу иностранцев: они не имеют избирательных прав, не несут воинской обязанности, ограничены в выборе профессии, в случае совершения преступления несут уголовную ответственность.

Документами, удостоверяющими личность без гражданства в Российской Федерации, являются:

1. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2. разрешение на временное проживание;

3. вид на жительство;

4. иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства.

Под иными документами, признаваемыми в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства, имеются в виду документы, упомянутые в статьях 27 и 28 «Конвенции о статусе апатридов». В частности, таковым документом является документ под названием certificat d`apatrid.

⇐ Предыдущая123456

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства. Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы право­вого статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.

Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правле­ния используется понятие «подданство», причем в смысле, равно­значном гражданству. В ряде монархий (например, в Бельгии, Испа­нии, Нидерландах) термин «подданство» в конституциях и законода­тельстве заменен термином «гражданство», что является одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества.*

Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение или растор­жение брака с иностранным гражданином.

Способы приобретения, изменения и утраты гражданства уста­навливаются национальным законодательством соответствующего

государства в соответствии с общепризнанными нормами междуна­родного права.

Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых — Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойно­го гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция об упрощенном по­рядке приобретения гражданства гражданами государств — участни­ков СНГ 1996 г. и т.д.

В России вопросы гражданства регулируются прежде всего Конституцией и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Феде­ральным законом от 6 февраля 1995 г.

Приобретение гражданства

Гражданство приобретается двумя основными способами: по рождению и в результате приема в гражданство.

Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам «права крови» или «права почвы».

В соответствии с принципом права крови ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство государств, в том числе Россия.

Согласно принципу права почвы ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства.

В результате приема в гражданство оно приобретается по основаниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательством государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, президент) либо исполнительные органы власти (правительство, министерство внутренних дел и т.п.).*

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. В РФ, например, отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые:

выступают за насильственное изменение конституционного строяРФ;

состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ;

осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Помимо двух основных способов, можно выделить дополнитель­ные способы приобретения гражданства. Гражданство, в частности, может приобретаться:

в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживающие на терри­тории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем неже­лании состоять в гражданстве РФ);

в порядке его регистрации (например, при усыновлении);

в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состояв­шие в гражданстве;

в результате оптации — выбора гражданства при территориаль­ных изменениях (лица, проживающие на территории, меняющей го­сударственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, установленные международным договором).

Упрощенный порядок приобретения гражданства

Желая обеспечить благоприятные условия для реализации свои­ми гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства страны СНГ в 1996 г. заключили Кон­венцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражда­нами государств — участников СНГ.

В соответствии с Конвенцией государства-участники предоставят своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на терри­торию договаривающегося государства, упрощенный (регистрацион­ный) порядок выхода из гражданства, а также предоставит прибыва­ющим на постоянное жительство на ее территорию гражданам право приобрести ее гражданство в упрощенном (регистрационном) поряд­ке при наличии одного из следующих условий:

если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из дого­варивающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, прожи­вал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу Конвенции;

при наличии у заявителя близкого родственника — супруга (суп­руги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе

усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука, — постоянно проживающего на территории государства при­обретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее хо­датайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее граждан­ство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Конвенция устанавливает перечень документов, необходимых для приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощен­ном порядке.

Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более трех месяцев.

Конвенция устанавливает правила определения гражданства детей при изменении гражданства родителей.

Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайст­вующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Реше­ние об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в суд.

Прекращение гражданства

Гражданство прекращается:

вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

привлечения в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении него имеется вступивший в силу и подлежащий исполне­нию обвинительный приговор суда;

вследствие отмены решения о приеме в гражданство (например, когда решение о приеме в гражданство было принято на основании подложных документов);

путем выбора иного гражданства при оптации;

по иным основаниям, предусмотренными международного дого­ворами.

Двойное гражданство

Гражданин может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

В настоящее время институт двойного гражданства является одним из средств защиты прав русского населения в государствах нового зарубежья. Соответствующие международные конвенции подписаны с некоторыми республиками бывшего Союза ССР. Так, на основании Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулиро­вании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся сто­роны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачи­вая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулирова­ли конкретные вопросы приобретения второго гражданства.

Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоя­щее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.

Бипатри́д— в международном праве физическое лицо, имеющее одновременно гражданство двух или более государств, при котором каждое из указанных государств может требовать от данного лица выполнения его гражданских обязанностей.

При этом необходимо отличать случаи двойного гражданства, когда на основании межгосударственных соглашений оба государства признают за своими гражданами наличие обоих гражданств договаривающихся государств как равноценных, от случаев наличия двух (и более) гражданств (если это допускается законодательствами этих государств) государств, между которыми нет подобных соглашений, когда каждое государство рассматривает такого гражданина только как своего гражданина. В этом случае зачастую законодательством каждого государства не оговаривается порядок выполнения гражданских обязанностей бипатрида с учётом наличия у него других гражданств, поэтому в ряде случаев возникают серьёзные затруднения. Наиболее частой проблемой является служба в армии каждого из государств.

В России, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», граждане России, постоянно проживающие за рубежом, освобождены от воинского учёта.

Два гражданства можно получить по праву рождения от родителей — граждан разных государств, по праву почвы по факту рождения (действует в небольшом количестве стран — Аргентина, Барбадос, Бразилия, Канада, Колумбия, Ямайка, Мексика, Пакистан, Перу, США, Уругвай). Кроме того, можно приобрести гражданство в ходе натурализации, на основе заявления.

Законопроект двойного гражданства между Украиной и Россией так и остался проектом. На данный момент невозможно иметь официально гражданство России и получить гражданство Украины. Обратная ситуация может иметь место. См. Закон Украины «О гражданстве Украины».

В Латвии сохранение прежнего гражданства при восстановлении гражданства Латвийской Республики (то есть обладание двумя гражданствами) допускается у лиц, эмигрировавших в период 1940—1990 гг., и их потомков.

При возвращении гражданства Литвы не обязаны отказываться от другого гражданства лица, лишившиеся литовского гражданства в возрасте до 18 лет. Вместо этого они должны написать заявление, в котором указывают, что выбирают гражданство Литовской Республики, и это заявление Департамент Миграции отправляет «в соответствующий орган иностранного государства» (например, посольство).

Многие государства, в частности, например, Германия требуют от гражданина другого государства, желающего принять их гражданство путём натурализации в общем порядке, отказаться от прежнего гражданства (имеются исключения). В США при принятии американского гражданства требуется формально отказаться от прежнего гражданства (принести клятву), но при этом не проводится проверка действительности отказа, например не требуется сдавать старый паспорт. Многие государства (Турция, Италия, Израиль (в случае получения гражданства в рамках «Закона о возвращении») и др.) не требуют отказа от прежнего гражданства.

В России Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» определяет двойное гражданство следующим образом: Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства другого государства. Таким образом, любой случай наличия у гражданина РФ другого (второго) гражданства является юридической ситуацией двойного гражданства, даже если с другим государством нет договора об урегулировании вопросов двойного гражданства.

Добавить комментарий