Эдикты магистратов

Магистры — это должностные лица, могли принимать подзаконные акты, законы. Преторские эдикты (от слова — говорить) поначалу был устным. По содержанию — перечень отношений, по которым претор давал защиту. По форме — публичная клятва.

Преторский эдикт в классическом варианте принимал сроком на год, т.к. он оглашался претором момент вступления в должность (а обновлялись они раз в год). Эдикт назывался одногодичным.

Компетенция: восполнения пробелов в праве (защита не регулировалась правом отношений). Поспешные эдикты (принимались в период действия годичного эдикта). Но вскоре они были запрещены (если претор все-таки выпускал такой эдикт, то к нему и применялся).

Вечный (постоянный) эдикт — результат кодификации преторского права (на этом праве преторское права прекратило свое существование в этом смысле).

Эдикты — устное объявление магистрата по тому или ному вопросу.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистра находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистра, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

— Эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

— Провинциальные эдикты заключали в себе: утверждения местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций — главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

— Преторские эдикты.

При назначении на должность претор издал указ, в котором декларировал те право положения и принципы, которых он будет держать в течение года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильно права. А помогал их осуществлять, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды эдиктов:

1.Новые (в них указывались новшества право применения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2.Постоянные, где указывались право положения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо право применения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67г. до н.э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистры, издавшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т.п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защищать не собственника как собственника, но он не мог не собственника превратить в собственника.

Во II в. н.э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictium perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

ПРЕТОР (лат. Praetor) — название магистратуры в древнем Риме.

В период до законодательства децемвиров (возможно и позже) претор – наименование высшей магистратуры в Риме; с 367 г. до н. э. – наименование должностных лиц Римской республики, избиравшихся сроком на один год и отвечавших за гражданское судопроизводство, а впоследствии также за управление отдельными провинциями.

Этимология латинского слова praetor (от praeire – «идти впереди»), что буквально можно перевести как «полководец», указывает на военное происхождение этого термина. В источниках прослеживается отчетливая связь термина «претор» с военной организацией, которая проявляется и в названии частей военного лагеря. Свидетельства Ливия (Liv., III, 55, 12) и Феста (Fest., s.v. praetoria porta) указывают на то, что термин претор первоначально употреблялся по отношению к высшим магистратам республики.

В 367 г. до н. э. в результате законодательства Лициния-Секстия в качестве компенсации патрициату за утрату монополии на высшую магистратуру судебные полномочия высших должностных лиц были выделены третьему претору, добавленному к двум первым, которые получили название консулов. Первым претором из плебеев, избранным в 337 г. до н. э., стал Квинт Публилий Филон. Претор, являясь младшим коллегой (collega minor) консулов, имел в основном те же властные полномочия, что и они, наделялся империем и потому мог командовать армией, хотя основной сферой его деятельности являлось городское судопроизводство. В силу своего статуса в коллегии он имел только 6 ликторов, то есть, вдвое меньше, чем каждый из консулов. К претору перешли также функции понтификов по толкованию правовых норм, что завершило процесс секуляризации римского права. Вновь вступивший в должность претор издавал эдикт (edictum), в котором определял правила судопроизводства, которыми он будет руководствоваться в своей деятельности.

Преторские эдикты со временем стали одним из основных источников римского права. Около 242 г. до н. э. к городскому претору (praetor urbanus) был добавлен еще один, ведавший судебными делами между римскими гражданами и иноземцами (praetor peregrinus). Учреждение римских провинций привело к появлению новых должностей преторов – с 227 г. до н. э. преторы избирались для управления Сицилией и Сардинией, а со 197 г. до н. э. – для Ближней и Дальней Испании. Распределение преторов по сферам деятельности определялось жребием.

Со времен Гракхов особый претор был поставлен во главе судебной комиссии, созданной в 149 г. до н. э. для разбора процессов о вымогательствах провинциальных наместников (quaestiones perpetuae repetundarum). В результате реформы судопроизводства при Сулле были созданы еще 5 специальных палат (quaestiones perpetuae) для разбора различных категорий уголовных преступлений, с преторами во главе и присяжными судьями, список которых составлялся претором. При Сулле количество преторов возросло до 8, при Цезаре – до 16, а в дальнейшем – до 18.

Во времена Цицерона 40-летний возраст считался законным для замещения претуры, причем предполагалось предварительное прохождение низших должностей. В эпоху Империи должности преторов потеряли былое значение, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторскому званию.

Автор статьи: А.В. Васильев

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты

Эдикт (edictum) (от dico — «говорю») — устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

— эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

— провинциальные эдикты заключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций — главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

— преторские эдикты.

При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды эдиктов:

1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника.

Во II в. н. э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictum perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эдикт (edictum)(от dico – «говорю») – устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

– эдикты курульных эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

– провинциальные эдикты заключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций – главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

– преторские эдикты(на базе которых сформировалось преторское право. См. о нем в предыдущей лекции).

При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды преторских эдиктов:

1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права.

Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника.

Во II в. н. э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictum perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту. «Постоянный эдикт» Юлиана не дошел до нас.

С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась. Тому способствовали следующие причины (минусы эдиктов):

— усиление власти принцепсов и возрастание их законодательных полномочий в эпоху принципата;

— сформировались основные типы исков и способы защиты права;

— противоречия в которые вступал зачастую претор со своими предшественниками;

— предвзятость приговоров, злоупотребления властью со стороны магистратов.

Онлайн-тестыТестыЗарубежное правоРимское правовопросы

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 166
1. «Corpus iuris civilis» — это название:
• кодификации Юстиниана в средние века
2. «Вечный эдикт» (edicta perpetuum) означал:
• систематизацию преторских эдиктов, проведенную юристом Юлианом
3. «Лицом» (persona) в Древнем Риме именовали:
• субъекта права
4. Apellatio (апелляция) при экстраординарном процессе — это:
• жалоба на судебное решение
5. Infamia (бесчестье) наступало вследствие:
• совершения преступления или ряда поступков, признанных бесчестными
6. Jus civile в Древнем Риме означало:
• национальное право, распространявшееся только на римских граждан
7. Jus gentium (право народов) распространяло свое действие на:
• перегринов и их взаимоотношения с римскими гражданами
8. Jus praetorium (преторское право) означало систему права:
• сложившуюся в практике преторов путем издания эдиктов, регламентирующих отношения, не урегулированные исковым римским правом
9. Агнатское родство определялось:
• подчинением власти одного paterfamilias
10. Агнатское родство сменилось когнатским, так как:
• индивидуальная частная собственность заменила семейную
11. Брак cum manu характеризовался:
• полным подчинением жены власти мужа
12. В 8 г. н.э. римский поэт Публий Овидий Назон, попав в немилость к Октавиану Августу, был вынужден по его приказу покинуть Рим и навсегда отправиться в изгнание в Скифию. Юридическими последствиями его изгнания были:
• утрата римского гражданства, права вступать в законный римский брак и совершать сделки по праву квиритов
13. В браке sine manu:
• жена не попадала под власть мужа, имущество было раздельным
14. В Древнем Риме брак считался законным:
• между лицами, обладающими специальной правоспособностью вступать в законный брак, достигшими брачного возраста, получившими согласие paterfamilia и не состоящими в родстве
15. В Древнем Риме организация, существующая независимо от составляющих ее физических лиц (так называемое юридическое лицо):
• могла совершать любые сделки, если не нарушались нормы, касающиеся общественного порядка

Добавить комментарий