Единство и дифференциация правового регулирования

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 61

В системе источников трудового права отражаются единство и дифференциация трудового законодательства.

Единство трудового законодательства отражается в общих нормах трудового законодательства и выражается:

в принципах правового регулирования труда, общих для всех производств на всей территории страны;

в единых для всех работников основных трудовых правах.

Дифференциация правового регулирования труда (т.е. различие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учитывающим внормах права ее основания. Основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ограничения), являются:

вредность и тяжесть условий труда;

климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему мест;

субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его детородная функция и материнская роль), а также социальная роль одинокой матери (одинокого отца), лиц с семейными обязанностями, психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченная трудоспособность инвалидов;

специфика краткой трудовой связи временных и сезонных работников;

особенность трудовой связи членов производственных кооперативов, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица;

особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация), сочетание труда с обучением;

специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководителей организаций.

Дифференциация (различие) норм трудового права выражается в специальном законодательстве для некоторых категорий работников, т. е. в специальных нормативных актах трудового права и специальных нормах в общих актах. Например, специальным актом является Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г., а специальными нормами в общих актах — нормы разд. XII ТК об особенностях правового регулирования труда категорий работников (женщины, лица в возрасте до 18 лет, сезонные работники, работники транспорта и т.д.).

Дифференциация трудового права и ее результат — специальное законодательство дает всем работникам равную возможность реализовывать свои конституционные трудовые права, обеспечивая их осуществление особенностями правового регулирования труда (дифференциацией) отдельных категорий работников, нуждающихся в дополнительной защите от производственных вред­ностей или с учетом характера их труда, трудовой связи.

Виды специальных норм трудового права:

нормы-льготы, предоставляющие дополнительные гарантии трудовых прав (большинство среди специальных норм);

нормы-приспособления, подстраивающие общие нормы к данным условиям труда (например, отраслевая дифференциация, т. е. по отраслям народного хозяйства, содержит в основном нормы-приспособления);

нормы-изъятия (мало число, ограничивают права по сравнению с общими нормами для некоторых работников — временных, сезонных, государственных служащих и др.).

13. Трудовое отношение: понятие, характеристика, структура (элементы)

Трудовые отношения составляют основной предмет регулирования
нормами трудового права. Их понятие и основные признаки содержатся в ст. 15 ТК.

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным рас­писанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конк­ретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника пра­вилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллек­тивным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Сторонами трудового отношения являются работник и работодатель. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовое отношение с ра­ботодателем. Работодателем может быть физическое либо юридичес­кое лицо, вступившее в трудовое отношение р работником.

Трудовые отношения предполагают устойчивую правовую связь между работником и работодателем, оформленную трудовым догово­ром, который всегда является необходимым юридическим основанием возникновения трудовых отношений, регулируемых трудовым правом. В некоторых случаях трудовые отношения возникают на основе слож­ного юридического состава — трудового договора и иного юридическо­го факта (избрания на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность, судебного ре­шения о заключении трудового договора и др.; см. ст. 16 ТК). Таким образом, без заключения трудового договора трудовые отношения воз­никнуть не могут.

Трудовые отношения всегда протекают в рамках определенной орга­низации труда. При этом обязанности по организации труда лежат на работодателе. В этом смысле можно говорить о том, что труд в рамках трудового отношения носит несамостоятельный характер. Не случайно в определении трудового отношения зафиксирована обязанность работ­ника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а при работе у физического лица — соблюдать согласованный сторонами ре­жим работы.

Трудовые отношения предполагают личное исполнение работником трудовой функции, которая предусматривает выполнение работы по определенной профессии, специальности, должности, квалификации. При работе у физических лиц трудовая функция обычно определяется путем согласования круга обязанностей, которые обязуется выполнять работник.

Трудовые отношения предполагают обязанность работодателя обес­печить работнику все условия труда, предусмотренные трудовым зако­нодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым до­говором. Это значит, что трудовое законодательство в полном объеме распространяется на всех граждан, вступивших в трудовые отношения и заключивших трудовой договор с работодателем.

Нормы трудового права в соответствии со ст. 11 ТК обязательны для применения на всей территории России для всех работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Они распространяются и на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства орга­низаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работ­ников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законом или международным договором Российской Федерации.

Подавляющее большинство участников трудовых отношений состав­ляют наемные работники — люди, не являющиеся собственниками или сособственниками имущества юридических и физических лиц — рабо­тодателей, предоставляющие свою рабочую силу работодателю за воз­награждение в форме заработной платы на основе трудового договора. При этом не имеет значения, где они работают: в государственном секто­ре, в негосударственных организациях, у индивидуальных предприни­мателей или у физических лиц.

Законодательством допускается возможность заключения трудовых договоров с руководителями организаций любой организационно-правовой формы и любой формы собственности (ст. 275 ТК), а значит — и с учредителями юридических лиц, кроме случаев, когда руководитель является единственным учредителем организации, собственником ее имущества. Таким образом, под действие норм трудового права может подпасть и труд руководителей негосударственных юридических лиц, если в соответствии с учредительными документами юридического лица (учредительным договором, уставом) ими будет заключен трудо­вой договоре юридическим лицом, соучредителем которого они явля­ются.

Date: 2016-11-17; view: 2923; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Особенности регулирования труда женщин, работников, имеющих семейные обязанности и молодежи

Особенности труда лиц, работающих по совместительству. Отличие совместительства от совмещения профессии (должности) (таблица)

Особенности труда работников-надомников и домашних работников

Специфика трудового договора с временными и сезонными работниками

Дифференциация регулирования труда руководителя организации

Понятие и основания дифференциации правового регулирования труда работников

Тема 12. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников

Прекращение трудового контракта по дополнительным основаниям, предусмотренным законодательными актами

Особенности прекращения контракта:

1.Основания прекращения трудового контракта должны быть установлены только законодательными актами (ТК, статья 32 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь», подпункт 2.10 Декрета № 29);

2.Наличие 2 юридических фактов:

a.Истечение срока контракта;

b.Волеизъявление одной из сторон.

3.Дополнительная процедура, предусматривающая письменное предупреждение каждой из сторон, заключивших контракт, о решении продолжить или прекратить трудовые отношения не позднее чем за месяц до истечения срока действия контракта (пункт 1-1 Указа № 180).

В пункте 12 ППВС № 4 указано, что несоблюдение последнего условия о предупреждении (№3) может признаваться судом как нарушение установленного порядка увольнения с работы, которое не влечет восстановления на работе, а может явиться основанием для вынесения судом решения о возмещении морального вреда (статья 246 ТК).

Согласно буквальному толкованию оснований пункта 2.10 Декрета № 29 они все связаны с нарушением работником трудовой дисциплины, поэтому при их применении должны учитываться правила статьи 199, 200 ТК (смотри абзац 2 пункта 18 ППВС № 4).

Срок истекает в воскресенье – увольняем в пятницу.

В трудовом праве единство в установлении условий труда предполагает учет особенностей, то есть дифференциацию правового регулирования, которая выражается путем установления специальных норм, предусматривающих эту специфику.

Формула дифференциации – единство гарантирует номинальное равенство субъектов права перед законом, а дифференциация вводит поправочные коэффициенты для обеспечения указанного равенства.

Дифференциация – лат. разделение целого на части. Необходимость дифференциации обусловлена тем, что общие нормы не могут обеспечить единство для эффективности регулирования труда тех работников, условия которых отличаются от обычных.

Принцип отрасли Составляющая метода
Петоченко, Штивельберг Гусова, Орловскй, Скачкова, Штивельберг

Цель дифференциации – обеспечить работникам, чей труд имеет определенную специфику равные с другими работниками возможности и условия для полноценной реализации права на труд.

Сущность дифференциации – это разделение норм на общие специальные.

Дифференцированное регулирование осуществляется 2 видам норм:

· Нормы-дополнения (а также нормы-приспособления);

· Нормы-изъятия.

Основания дифференциации – это объективные обстоятельства, обладающие устойчивыми признаками и требующие особого подхода к регулированию труда.

Два вида оснований:

· Объективные;

· Субъективные.

Объективные основания:

Специфика трудовой деятельности Учитывается особый характер труда и условия труда
Территория, на которой выполняется работа Учитываются природно-климатические условия, экологическое состояние региона
Особая организация трудового процесса Совместители, надомники, лица работающие вахтовым методом
Двойная правовая регламентация деятельности работника Государственные служащие, милитаризованные государственные служащие, судьи

Субъективные (субъектные) основания:

В науке трудового права такие критерии иногда называются субъектными.

Работник · Половозрастные; · Психофизиологические особенности; · Наличие семейных обязанностей; · Гражданство.
Наниматель · его организационно-правовая форма (ЧУП, УП, ОДО, ООО, ОАО, ЗАО).

Дифференциация трудового права – это обусловленное объективными обстоятельствами разделение правовых норм на общие (регулирующие труд всех работников) и специальные (устанавливающие особенности правовой регламентации трудовых отношений некоторых категорий работников).

Нормы дополнения – предусматривают дополнительные правила для некоторых категорий работников (дополнительные основания прекращения трудового договора)

Нормы-изъятия – частично ограничивают применение общих правил (запрет труда лиц моложе 18 лет).

(Н. В. Черных)

Понятие, значение и развитие единства и дифференциации в трудовом праве

Дифференциация правового регулирования в самом общем виде понимается как установление особенностей регулирования труда для отдельных категорий работников. Она необходима, чтобы, учитывая специфические особенности и потребности в модификации общей правовой нормы для отдельных категорий работников, не допустить при этом таких различий в правовом положении работников, которые могут рассматриваться как дискриминация1.

В науке трудового права нет единства мнений о месте такого явления как дифференциация в структуре трудового права.

Ряд ученых рассматривает дифференциацию как специфическую особенность трудового права как отрасли права в целом, его глубинное свойство , другие ученые называют единство и дифференциацию правового регулирования одним из свойств метода трудового права.

Кроме того, существует позиция об отнесении дифференциации к принципам трудового права1.

Некоторые ученые относят дифференциации и к принципам, и к методу трудового права одновременно .

Однако независимо от того, к какому правовому явлению относить дифференциацию правового регулирования трудовых отношений, ее значение, связанное с воздействием на общественные отношения, регулируемые трудовым правом, остается неизменным.

Дифференциация представляет собой правовой инструмент, позволяющий в рамках одной отрасли права, на основе отраслевых принципов правового регулирования учесть специфику общественных отношений, складывающихся в условиях или между субъектами, обладающими определенной спецификой. Она выступает противоположностью единства правового регулирования, которое олицетворяет существование единого правового статуса работников, их равенство и в конечном счете единство отрасли права, немыслимое без опоры на устойчивость и определенность правового положения основных участников соответствующих правоотношений.

Одной из новелл ТК РФ является выделение особенностей регулирования труда отдельных категорий работников в самостоятельную часть кодекса (ч. IV ТК РФ).

До принятия ТК РФ 2001 г. труд таких категорий работников, как надомники, работники, работающие по совместительству, работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, сезонные работники, лица, работающие вахтовым методом, работники, работающие у физических лиц, регулировался в основном подзаконными правовыми актами.

При принятии ТК РФ нормы об особенностях труда этих работников перенесены в ТК РФ на более высокий уровень регулирования. Подробнее об этом см. в гл. 14 далее.

Кроме того, в ТК РФ появились новые для трудового законодательства нормы, отражающие дифференциацию, связанную со статусом работника или работодателя — нормы о работниках религиозных организациях (гл. 54 ТК РФ), нормы о труде руководителя организации (гл. 43 ТК РФ).

Время, прошедшее с момента принятия и вступления в силу ТК РФ, показывает, что дифференциация трудового законодательства России становится перманентным процессом, в результате которого из года в год увеличивается количество специальных норм, устанавливающих особые права и обязанности отдельных категорий работников1.

Указанные процессы позволяют называть углубление дифференциации правового регулирования трудовых отношений, учет все более широкого круга факторов, оказывающих влияние на процесс трудовой деятельности одной из наиболее характерных тенденций развития трудового права на современном этапе .

А. Ф. Нуртдинова и Л. А. Чиканова обозначают два основных направления углубления дифференциации правового регулирования трудовых отношений:

  • 1) расширение круга оснований (факторов) дифференциации путем включения специальных глав или статей в соответствующий раздел ТК РФ;
  • 2) увеличение объема особенностей или круга субъектов, охватываемых дифференциацией в рамках того или иного основания1.

Действительно, после принятия ТК РФ в него были внесены главы и отдельные статьи о регулировании труда спортсменов и тренеров (гл. 54.1 ТК РФ), работников государственных корпораций, государственных компаний (ст. 349.1), внебюджетных фондов (ст. 349.2 ТК РФ), работников, работающих в микропредприятиях (гл. 48.1 ТК РФ), работников, занятых на подземных работах (гл. 51.1. ТК РФ), дистанционных работников (гл. 49.1 ТК РФ), научных работников (гл. 52.1 ТК РФ), иностранных работников и лиц без гражданства, работников кредитных организаций, работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) (гл. 53.1 ТК РФ).

Однако законодатель не всегда последователен в отборе особенностей регулирования труда, отражаемых в ТК РФ, что позволяет ученым говорить об отсутствии общего концептуального начала в углублении дифференциации, произвольном ее характере .

Отдельные категории граждан, имеющие потребность в законодательном закреплении своего особого статуса в сфере трудовых отношений, годами игнорируются законодателем. К их числу, в частности, относятся медицинские работники, инвалиды, работники связи. Высказываются предложения о включении в ТК РФ главы об особенностях правового регулирования трудовых отношений в сфере добычи полезных ископаемых.

Анализ новых норм дифференциации, появившихся в ТК РФ, позволяет, по мнению С. Ю. Головиной, говорить о тенденции расширения целей и задач трудового законодательства, так как отдельные положения ТК РФ выходят за рамки защиты прав и интересов работников и работодателей, но направлены на защиту интересов государства и общества в целом — например, появление антикоррупционных ограничений для работников государственных компаний, государственных корпораций, государственных внебюджетных фондов (ст. 349.1,349.2 ТК РФ), введение ограничения на осуществление трудовой деятельности в сфере образования для лиц, имеющих судимость (ст. 331 ТК РФ) и т. д.1 Представляется, что такое расширение нуждается в законодательном закреплении в ст. 1 ТК РФ.

Однако не все ученые положительно рассматривают появление в ТК РФ норм, связанных с распространением Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на работников государственных компаний, государственных корпораций, государственных внебюджетных фондов. Так, по мнению А. Ф. Нуртдиновой и Л. А. Чи- кановой, установленная законодателем дифференциация не основана на особенностях организации трудовой деятельности или условиях труда, поэтому в систему трудового законодательства их включать нельзя . Т. Ю. Коршунова и М. А. Бочарникова также указывают, что никакой объективной необходимости помещать указанные нормы в ТК РФ не имелось, с точки зрения правового регулирования именно трудовых отношений в их классическом понимании указанные нормы совершенно бесполезны.

Дифференциация в правовом регулировании труда происходит по определенным направлениям. Данные направления принято называть факторами дифференциации. Факторы дифференциации можно подразделить на объективные и субъективные. Объективные факторы дифференциации проявляются независимо от того, кем выполняется тот или иной вид трудовой деятельности.

К числу объективных могут быть отнесены следующие факторы, которые проявляются при правовом регулировании труда. Во-первых, к их числу следует относить условия труда в организации.

В законодательстве, в частности, предусмотрены дополнительные льготы для работников, выполняющих трудовую функцию с вредными и опасными условиями труда.

Во-вторых, к объективным факторам дифференциации при регламентации труда следует отнести климатические условия, в которых протекает трудовая деятельность. Например, работники районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей могут претендовать на установленные законодательством дополнительные льготы.

В-третьих, к числу объективных факторов, положенных в основание дифференцированного регулирования труда, относят значение отрасли экономики и выпускаемой продукции. Данный фактор проявляется в нормах, устанавливающих надбавки за стаж работы в отдельных отраслях экономики и при выпуске определенной продукции.

В-четвертых, объективном фактором, позволяющим увидеть разницу в правовой регламентации труда, необходимо признать и форму собственности организации, использующей труд работников. Организации, получающие бюджетное финансирование, как правило, лишены возможности самостоятельно принимать решения об улучшении условий трудовой деятельности работников.

Такие решения ими могут приниматься лишь при наличии самостоятельно заработанных средств. Организации частной формы собственности призваны соблюдать установленный государством минимум трудовых прав, имея возможности за счет собственных средств улучшать положение работников в сравнении с трудовым законодательством.

В-пятых, объективным фактором дифференциации при регламентации труда необходимо признать техническую оснащенность места работы или выполняемой трудовой функции.

Очевидно, что труд бухгалтера, использующего компьютер, и работа бухгалтера, не имеющего такой техники, требуют различной правовой регламентации.

Разница в техническом оснащении отдельных отраслей экономики также может быть признана объективным основанием для дифференцированной регламентации труда.

Субъективные факторы дифференцированного регулирования трудовых отношений связаны с личностью работников. Можно выделить следующие субъективные факторы дифференциации при регламентации труда. Во-первых, к числу таких факторов относится выполнение работы несовершеннолетними и лицами моложе 21 года. Особая правовая регламентация труда этих лиц призвана в первую очередь оградить их от влияния вредных и опасных производственных факторов. Очевидна и цель специальной правовой регламентации — сохранение трудоспособности молодого поколения работников.

Во-вторых, субъективным фактором дифференцированного регулирования трудовых отношений является выполнение работы женщинами. Реализация в законодательстве данного фактора призвана защитить женщин детородного возраста от воздействия вредных и опасных факторов, оградить их от чрезмерной физической нагрузки, создать условия для сочетания работы с материнством.

В-третьих, субъективным фактором, обеспечивающим дифференциацию при регламентации труда, следует назвать выполнение трудовой функции лицами с семейными обязанностями.

Введение в законодательство данного фактора направлено на разумное сочетание интересов семьи с выполнением трудовых обязанностей.

Приведенный перечень объективных и субъективных факторов дифференциации при регулировании отношений в сфере труда не является исчерпывающим. В законодательстве могут появиться и другие факторы, послужившие основанием для дифференцированного регулирования трудовых отношений. Однако следует помнить, что появление новых факторов дифференциации не должно приводить к появлению норм, ограничивающих права и свободы человека и гражданина в сфере труда.

Принятие подобных норм входит в противоречие со ст. 2, 7, 18 Конституции РФ. В то же время появление новых факторов, послуживших основанием для предоставления работникам дополнительных в сравнении с общими нормами льгот, вполне допустимо. Важно, чтобы появление таких факторов не сопровождалось дискриминацией трудовых прав работников.

Специальное законодательство о труде построено на перечисленных факторах дифференциации. Очевидно, что специальное законодательство о труде отражает особенности труда как объективного, так и субъективного характера. Как уже отмечалось, специальное законодательство призвано в первую очередь обеспечить предоставление дополнительных льгот работникам.

Специальные нормы, предусматривающие предоставление дополнительных льгот в сравнении с общими нормами, могут появиться на различных уровнях правовой регламентации труда: федеральном, межотраслевом, отраслевом, региональном, местном и локальном. В то время как специальные нормы, ограничивающие права и свободы, гарантированные в общих нормах, могут появиться лишь путем внесения изменений в ТК РФ и только для достижения целей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Общее законодательство о труде устанавливает основополагающие начала правовой регламентации труда. Общие принципы, которые разработаны в нем, не могут быть отменены путем принятия специального законодательства. Следовательно, общее законодательство о труде устанавливает обязательный для всех без исключения работников минимум трудовых прав.

Данный минимум определен в ТК РФ и других федеральных законах. Поэтому общее законодательство может появиться исключительно на федеральном уровне.

Факторы дифференциации должны проявляться как при формальном, так и при материальном выражении источников трудового права. С точки зрения формального проявления, факторы дифференциации в той или иной степени отражены в нормах трудового права.

Однако их материальное выражение в конкретных отношениях практически не исследовано. Хотя очевидно, что наличие в законодательстве определенных факторов дифференцированного регулирования трудовых отношений призвано в первую очередь защитить права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Подобная защита не входит в планы подавляющего большинства работодателей.

В связи с чем материальное проявление факторов дифференцированной регламентации труда требует отдельного исследования. Их реализация в конкретную сеть отношений, судя по сложившейся обстановке с соблюдением норм трудового права, оставляет желать лучшего.

Деление законодательства на общее и специальное также должно иметь не только формальное, но и материальное выражение. Формально существуют как общие, так и специальные нормы законодательства о труде. Соотношение материального выражения общих и специальных норм трудового права в конкретных отношениях также не исследовано.

Однако наличие общих и специальных норм законодательства о труде предполагает разработку общих и специальных способов их реализации. Пока специальные способы реализации норм специального законодательства о труде отсутствуют, что уменьшает шансы на их материальное проявление в конкретных отношениях.

Добавить комментарий