Единый внутренний рынок

Достижения и проблемы в формировании единого внутреннего рынка ЕС

А.В. Сотников,

доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли

УДК 339.5 : 061.1 ЕС ББК 65.428 Д-706

A.В. Скурова,

кандидат экономических наук, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

B.А. Буренин,

доктор экономических наук, профессор, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России А.К. Марков,

кандидат экономических наук, Адвокатское бюро города Москвы «Правовой капитал»

A.V. Sotnikov,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy A.V. Skurova,

Candidate of Economic Sciences,

Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia V.A. Burenin,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia A.K. Markov,

Candidate of Economic Sciences, Law Office of the City of Moscow «Legal capital»

Развитие мировой экономики на современном этапе в значительной степени определяется процессами экономической интеграции между странами. Принципы и закономерности этого процесса были «выкованы» в течение длительного времени в ходе объединения европейских государств в единый экономический союз. Ныне во многих регионах мира происходит экономическое сближение государств, формируются региональные экономические объединения. Не обошла эта всемирная тенденция и нашу страну. Россия совместно с рядом постсоветских государств

Achievements and challenges in the creation of the European single market

Российский внешнеэкономический вестник

9 — 2015

активно строит новое экономическое объединение — Евразийский экономический союз. Процесс такого строительства между независимыми государствами естественно порождает и определенные вопросы и противоречия, которые решаются путем переговоров и компромиссов. Тем интереснее становится глубокий анализ пути, пройденного «первопроходцами» крупнейшего экономического объединения — стран Европы, создавших Европейский союз. В этой связи большой интерес представляет исследование сложного процесса формирования единого внутреннего рынка в Европе.1

Единый рынок Европейского союза стал одним из самых значительных интеграционных проектов в Европе. Его основы были заложены Римским договором о создании Европейского экономического сообщества (1957 г.), определившим стратегическую цель формирования общего рынка со свободным перемещением четырех факторов — товаров, услуг, капитала и лиц. Авторы правильно подчеркивают, что таможенный союз, функционирующий с июля 1968 г., частично решил проблему либерализации взаимной торговли товарами на основе устранения таможенных пошлин и количественных ограничений, и введения единого внешнего тарифа в торговле с третьими странами, и проведения общей торговой политики. Единый рынок европейских стран был создан к началу 1993 г., но отдельные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, во взаимных инвестициях и перемещении рабочей силы и лиц сохраняются и ныне. Решение этих проблем получило отражение во многих законодательных документах, включая стратегии развития единого рынка в 1990-е и 2000-е гг., Лиссабонские стратегии (2000 г. и 2005 г.) и стратегию Европа-2020.

Единый рынок услуг создавался на тех же принципах, что и рынок товаров: гармонизации национальных правил и принципа взаимного признания. В отношении новых видов услуг (информационные и телекоммуникационные) ужесточен надзорный контроль со строны национальных органов. Исключения были сделаны в отношении телефонной связи и почтовых услуг, регулирование которых ведется на основе национальных норм. Либерализация рынка услуг проходила более медленными темпами по сравнению с рынком товаров, в том числе рынков финансовых и транспортных услуг, в которых сохраняется разрозненность национальных сегментов.

Согласно ст. 56 Договора о функционировании ЕС запрещены ограничения на свободу оказания услуг на территории стран Евросоюза в отношении граждан, которые создали бизнес для оказания услуг в другой стране-члене. Данная статья не допускает какую-либо дискриминацию по национальному признаку в сфере оказания услуг. Под нее подпадают услуги общего характера (образовательные,

9 — 2015

Российский внешнеэкономический вестник

109 ^

в сфере здравоохранения, социальные услуги, аудиовизуальные услуги, включая кинематографические, игровые, нотариальные услуги, услуги агентств по поиску работы, услуги частной охраны) и финансовые услуги (банковские, страховые, фондовые биржи) (с. 111). В целом единый рынок услуг ЕС требует дальнейшей либерализации и развития. Сохранение раздробленности рынков и невысокой экспортной квоты в торговле услугами (10% ВВП) слабо стимулирует рост рассматриваемой сферы (с. 130).

Реализация разнообразных нормативных документов, призванных усилить интеграцию рынков товаров, услуг, капитала и лиц в ЕС, содействовала достижению существенного прогресса. Страны получили немалые экономические преимущества, но сохраняются и издержки завершения формирования единого рынка. Кроме того, выявлено, что потенциал единого европейского рынка используется не в полном масштабе. По подсчетам экспертов, потенциал реализуется на 96%, т.е. 4% остаются нереализованными. Из числа основных проблем следует назвать излишнее регулирование единого рынка, а также медленное и неполное введение наднациональных законодательных норм в национальное законодательство; долговой кризис еврозоны.

Тем не менее, можно констатировать, что Европейский союз является самым удачным и ярким примером обоснованности теоретических основ экономической интеграции, разработанных Б. Балашша и другими известными экономистами (с. 69). ЕС прошел путь от Таможенного союза (созданного в июле 1968 г.), единого внутреннего рынка (с января 1993 г.), экономического и валютного союза (с марта 2002 г.) к продолжающемуся созданию единого союза. Расширился состав ЕС с 6 до 28 государств-участников. В ходе развития ЕС было принято сотни документов, которых совершенствовалась терминология, отрабатывались аргументы в пользу развития экономической интеграции. Были решены вопросы финансирования инноваций и долгосрочных инвестиций, в том числе разработка программ финансирования европейских проектов с помощью ценных бумаг; расширение притока частных капиталовложений; принятие законодательных норм по упрощению и совершенствованию европейских норм в сфере государственных закупок; содействие модели государственно-частного партнерства; формирование правового и фискального режима, благоприятного для бизнеса, на основе совершенствования координации национальной налоговой политики; разработка новой стратегии по НДС; принятие законодательства по активизации связей между регистрами компаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преимущества созданного европейского внутреннего рынка связаны с формированием общего более крупного рынка в составе 500 млн потребителей, сокращением производственных и транспортных издержек, снижением административных и финансовых издержек во взаимной торговле, повышением инвестиционной привлекательности, ростом товарооборота, созданием новых рабочих мест, дости-

^ 110

Российский внешнеэкономический вестник

9 — 2015

жением эффекта масштаба, снижением цен на товары и услуги, содействием росту международной конкурентоспособности. Основные достижения создания внутреннего рынка ЕС включают: 1) осознание необходимости экономического и социального сплочения, проведения общей региональной и социальной политики; 2) достижение достаточно высокой степени налоговой гармонизации, что позволяет снизить негативное влияние фискальных различий.

Термины «общий рынок» (common market), «единый рынок» (single market) и «внутренний рынок» (internal market) являются ныне почти синонимами. Исторически в европейской интеграционной практике стал применяться термин «общий рынок», который известен в теории интеграции как третий этап интеграционного развития вслед за зоной свободной торговли и Таможенным союзом. Под общим рынком понимается объединение ряда государств, в рамках которого достигнуто свободное перемещение четырех факторов — товаров, услуг, капитала и лиц, или четырех свобод (общий рынок также называют принципом четырех свобод). Внутренний рынок представляет собой пространство без внутренних границ, в котором свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и лиц осуществляется в соответствии с нормами Лиссабонского договора (ст. 26).

Процесс европейской интеграции свидетельствует о постепенном перерастании общего рынка в полностью интегрированный европейский внутренний рынок. Его особенности выходят за рамки четырех традиционных свобод — свободного перемещения товаров, услуг, капитала и лиц. В последние годы появилось понятие пятой свободы — свободное движение технологий (с. 68). Как доказано авторами, между единым рынком и экономическим и валютным союзом существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость: экономический и валютный союз дополняет функционирование единого рынка, а единый рынок является существенным элементом деятельности экономического и валютного союза. Введение евро сократило торговые барьеры за счет устранения издержек по валютным операциям, ликвидации рисков, связанных с колебаниями валютных курсов; уменьшения разброса в ценах на аналогичные товары, а значит, содействовало росту прозрачности и конкурентоспособности европейской экономики.2

Принципы европейских стратегий функционирования и развития единого рынка включают: ясность целей; приоритет системного подхода к пакету ключевых направлений; разработку мер по активизации межгосударственного сотрудничества и реализации принципа субсидиарности по выявлению роли и места стран Евросоюза в реализации целей и задач внутреннего рынка; формирование современной и гибкой системы использования инструментов европейской политики в различных сферах.

9 — 2015

Российский внешнеэкономический вестник

111 Q

В 2000 г. Европейский совет утвердил Лиссабонскую стратегию, нацеленную на повышение конкурентоспособности европейской экономики и включающую достижение к 2010 г. статуса наиболее динамично растущей и конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях; переход к инновационной модели развития; достижение устойчивого роста экономики с большим количеством рабочих мест для более квалифицированной рабочей силы с более высокой степенью социального сплочения. Стратегия имеет три измерения: экономическое, социальное и экологическое, по каждому из которых определены стратегические цели и направления развития. Хотя, как это видно из книги, странам ЕС не удалось добиться в полном объеме целей и выдержать сроки, установленные Лиссабонской стратегией. Результаты выполнения Стратегии носят смешанный характер, сочетая достижения и неудачи.

Физические барьеры были устранены в ЕС с января 1993 г., что упростило ведение торговых операций в Европе, сократило время поставки и издержки торговли товарами. Проблема фискальных барьеров стала решаться с момента создания Таможенного союза, когда в 1970 г. была введена единая система косвенного налогообложения на основе налога на добавленную стоимость. Но переход на единую систему не означал введения единой ставки НДС, которые существенно различались в разных государствах. Частичная координация ставок НДС была проведена во второй половине 1990-х гг., когда с 1997 г. страны ЕС установили стандартную ставку НДС 15% (это минимальный уровень, ниже которого национальная ставка НДС не может быть), а для социально значимых товаров — 10%. Переход на стандартную ставку содействовал снижению налоговых барьеров. Важность координации налоговой политики по косвенным налогам связана с такими факторами, как функционирование единого рынка и роль НДС как одного из источников пополнения доходной части единого бюджета ЕС (когда страна отчисляет определенный процент собранного НДС в бюджет Евросоюза) (с. 98). Технические барьеры остаются основными препятствиями, сохраняющимися на пути окончательного достижения свободы перемещения товаров в Евросоюзе. Они отличаются многочисленностью и разнообразием в отдельных странах и постоянной эволюцией. Основные проблемы, сохраняющиеся на пути свободы движения товаров включают: несовместимость ряда норм и правил ЕС; сохранение некоторых технических норм и правил как барьеров на пути свободного перемещения товаров; дифференциацию национальных технических норм в отношении негармонизированных товаров, по которым не разработаны единые правила, и сохраняются ограничения в отношении административного контроля и тестирования.

Серьезной проблемой остается неудача в полном регулировании рынка государственных закупок. Невключение сферы оборонных заказов в правила регулирования госзакупок имеет негативные последствия, а именно: неэффективность сделок

^ 112

Российский внешнеэкономический вестник

9 — 2015

по слияниям и поглощениям, рост издержек военного оборудования. Нельзя также не учитывать невысокую емкость внутренних рынков стран ЕС, что отражалось на конкурентоспособности европейской оборонной отрасли; разбросанность сфер производства в оборонной сфере как препятствие на пути внедрения инноваций в высокотехнологичных отраслях. По оценкам экспертов, открытие рынков госзакупок в сфере обороны позволило бы существенно сократить национальные ассигнования на нее (с. 110).

Довольно успешна антимонопольная политика ЕС (общая политика по вопросам конкуренции) в целом направлена на недопущение ограничения свободы конкуренции как предприятиями и индивидуальными предпринимателями, так и государствами-участниками путем введения протекционистских мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы (с. 210). Однако в области страхования антимонопольному регулированию присущ осторожный подход. Антимонопольное законодательство ЕС в сфере страхования призвано предотвратить следующие виды монополистической практики: установление монопольных цен на страховые услуги путем соглашений между страховщиками; получение страховщиком, включая аффилированные структуры, страховой премии в определенном секторе страхового бизнеса более 30% (или иного уровня) страховой премии; приобретение одним лицом большего по размеру пакета акций страховой организации, что установлено законом; юридическая монополия какого-либо страховщика на проведение определенного вида страхования.

Основные достижения создания единого европейского страхового рынка: 1) введение минимальной маржи платежеспособности вынудило все страховые компании контролировать уровень собственных средств и анализировать результат их использования. Даже компании взаимного страхования, не имеющие цели извлечения прибыли, обязаны поддерживать необходимый уровень своих фондов; 2) в ЕС размер страховых тарифов больше не навязывается администрацией или профсоюзными организациями. Каждая компания сама определяет тариф и условия страхования; 3) сильно изменились ответственность и методы работы контролирующих организаций. Они должны обеспечивать принцип единого лицензирования и контролировать сделки компаний своей страны в других Странах Европейского союза. Безопасность страхователей стала менее гарантированой, но возросла их свобода выбора, что вынуждает страховщиков повышать качество услуг и снижать их стоимость; 4) боязнь возможной конкуренции и потерь клиентов вынуждает страховые компании прикладывать большие усилия по модернизации страховых продуктов и улучшению соотношения качество/цена.

Большое внимание было уделено в ЕС нормативному регулированию прямых иностранных инвестиций. Согласно Римскому договору цели свободного движения капитала состоят в устранении всех барьеров в отношении движения капитала

9 — 2015

Российский внешнеэкономический вестник

113 ^

между странами ЕС, позднее между странами ЕС и третьими государствами, в проведении либерализации капиталопотоков, что будет содействовать экономическому росту на основе более эффективного вложения капитала. Как правильно, подчеркивают авторы, договор о функционировании ЕС запрещает ограничения на капиталопотоки между странами-членами и на платежи между странами-членами и третьими государствами. Страны ЕС вправе вводить защитные меры в случае, если причинение или угроза причинения ущерба капиталопотоками, осуществляемыми во взаимных рамках и в отношениях с третьими странами, создают серьезные нарушения функционирования экономического и валютного союза ЕС. Они вправе принимать меры противодействия нарушению национального законодательства и правил, действующих в сфере налогообложения и пруденциального надзора со стороны финансовых институтов.

Факторы, препятствующие потокам капиталов в рамках ЕС, включают низкую ликвидность национальных рынков, особенности налогового режима в отношении нерезидентов и валютные риски. Значительными барьерами для зарубежных инвесторов, в том числе из стран ЕС, являются местные требования по инкорпорированию, национальные различия в законодательстве к бухгалтерской отчетности компаний, неполное покрытие сумм налоговых кредитов, взимание налогов при переводе прибыли за рубеж. В некоторых странах ЕС сохраняется особый режим в отношении резидентных фирм при взимании с них налога на прибыль корпораций, что связано с применением принципа резиденции при налогообложении резидентных компаний (с. 211).

Основные издержки функционирования единого рынка капиталов связаны: 1) с невысокой эффективностью размещения ресурсов и жесткими ограничениями, которые длительный период времени сохранялись в странах ЕС, а либерализация потоков капиталов началась в 1990-е гг.; 2) с сохранением раздробленности рынка государственных ценных бумаг в силу решения на национальном уровне вопросов обслуживания долговых обязательств; 3) с сохранением административных барьеров (подробнее см. гл. 9). Например, для регистрации компании необходимо пройти от четырех процедур в Швеции и Финляндии до 16 процедур во Франции. Другая проблема связана с антимонопольным законодательством, требующим от компаний установления фиксированных цен на продукцию. Но на практике эта мера нереальна.

Европейский рынок капитала менее ликвидный по сравнению с американским или японским рынками, что увеличивает издержки инвесторов и других его участников. Подавляющая часть государственных объектов инфраструктуры отличается транснациональным характером и не подходит для современных раздробленных национальных схем, их финансирование страдает от отсутствия ликвидного рынка ценных бумаг.

^ 114

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский внешнеэкономический вестник

9 — 2015

Существенное внимание уделено анализу административного регулирования деловой активности в ЕС. Общеизвестно, что административные формальности широко применяются в развитых странах. В отдельных странах преодоление этих барьеров уже на стадии организации бизнеса повышает издержки компаний и задерживает начало предпринимательской деятельности. Административные барьеры часто связаны с отжившей практикой, невыполнением, нехваткой или отсутствием соответствующих правительственных институциональных структур. Для преодоления этих барьеров огромное значение имеет повышение уровня прозрачности экономики и реализация рекомендаций по их преодолению. По оценкам, сокращение административных издержек на 33% позволит странам ЕС сэкономить 40,4 млрд евро (с. 242). Основные меры по сокращению административных формальностей для бизнеса включают: I) расширение возможностей стран в рамках сделок слияний и поглощений в отношении права выбора между правоприменением директив и предоставлением специальных данных по сокращению формальностей, связанных с подготовкой отчетов о деятельности; 2) при необходимости (по требованию другой компании) одобрение решений общих собраний компаний; 3) повышение уровня защиты кредиторов.

Недостаточно отработаны решения по созданию рынка рабочей силы. С функционированием единого рынка рабочей силы и лиц неразрывно связан вопрос взаимного признания профессиональных квалификаций и дипломов об образовании, т.е. с правом гражданина на выполнение работы с учетом полученной профессии и квалификационных навыков. ЕС пока не провел широкомасштабной гармонизации систем подготовки кадров, поэтому главным направлением упрощения свободы перемещения занятых является взаимное признание сертификатов и дипломов сначала в отношении особых профессий, затем — на базе общих систем равноценности профессий. Проблема сохраняется и в отношении нерегулируемых профессий, когда не удается сохранить национальные профессиональные квалификации, которые часто являются единственным документом, известным работодателям, и могут сузить возможности в нахождении рабочего места.

Введение принципа свободы перемещения лиц и рабочей силы в Евросоюзе имеет как положительные, так и негативные последствия в странах-членах. Один из положительных эффектов состоит в усилении социальной взаимосвязи между людьми и динамичным ростом экономики государств (по мере экономического роста расширяется круг социальных благ и соответственно увеличивается миграционный поток). Что касается негативных эффектов, то один из них — сложность оценки количества граждан третьих стран, нелегально находящихся в странах ЕС, что, в частности, связано с широким понятием нелегальной миграции. Свобода перемещения лиц в ЕС содействует реализации целей внутреннего рынка на основе повышения гибкости и эффективности рынка труда. Одной из проблем является формирование реального европейского пространства мобильно-

9 — 2015

Российский внешнеэкономический вестник

115 ^

сти лиц, в рамках которого свободное перемещение выступает как правовой титул и ежедневная реальность для граждан. Однако следует учитывать, что по мере возможного ухудшения экономической ситуации в странах ЕС неизбежно будет происходить ужесточение протекционистской политики в отношении привлечения иностранной рабочей силы. И наоборот, по мере улучшения экономической ситуации будет происходить либерализация национальных барьеров в отношении привлечения рабочей силы из других государств (с. 298). Фактором, способствующим повышению конкурентоспособности европейских экспортеров, становится современная европейская конкурентная политика, которая реализуется по таким направлениям, как контроль над сделками по слияниям и поглощениям; антимонопольное регулирование, включение регулирования в форме запрета картельных соглашений, запрета доминирующей роли компаний на рынке (монополия, олигополия); государственные предприятия и особые отношения между государством и компаниями, включая монопольное положение государственных почтовых ведомств, оказание 1Т-услуг; государственная помощь в форме преференциального отношения государства к частным компаниям. В последние годы конкурентная политика ЕС подверглась реформированию в отношении политики слияний, изменения ее интерпретации в ст. 81 Договора о ЕЭС (в которой записано о картельных соглашениях ограничительного характера в отношении вертикально интегрированных компаний). Общая инновационная политика ЕС нацелена на формирование Европейского исследовательского пространства и полностью информатизированного общества на основе следующих принципов: совместного финансирования, суб-сидиарности, поощрения «европейского измерения» научно-исследовательских проектов; соревновательности; финансирования предынвестиционных проектов. Поставлена задача увеличения финансирования инновационных целей до 3% ВВП к 2010 г. (сейчас выделяется 1,9% ВВП). Европейская политика по защите прав интеллектуальной собственности нацелена на противодействие пиратству и производству контрафактной продукции. Утверждены и действуют правила по торговой марке Сообщества, дизайну, которые признаются во всех странах ЕС. Внутренний рынок ЕС позволяет достичь эффекта масштаба при использовании объектов интеллектуальной собственности, на долю которых приходится 5% совокупного ВВП ЕС.3

Программа единого внутреннего рынка (ЕВР) стимулировала обострение конкурентной борьбы на товарных рынках Европы, сближение цен на аналогичные товары, расширение выбора товаров и услуг и повышение их качества для потребителей, однако в последние годы темпы прогресса снизились. Единый рынок, развитие глобальной цепочки поставок, географическая раздробленность процесса производства способствовали повышению уровня независимости европейской

3 Спартак А.Н. Современный регионализм // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 1. С. 3-15.

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

9 — 2015

экономики от внешнего мира, о чем свидетельствуют показатели взаимной торговли и взаимных инвестиций. Отметим, что доля взаимной торговли составляет 65% в совокупном товарообороте, а доля взаимных инвестиций — 75% в совокупных потоков капиталов, вложенных в экономику ЕС.

Преимущества ЕВР связаны с формированием общего, более крупного рынка в составе 500 млн потребителей, сокращением производственных и транспортных издержек, снижением административных и финансовых издержек во взаимной торговле, повышением инвестиционной привлекательности, ростом товарооборота, созданием новых рабочих мест, снижением цен на товары и услуги, содействием росту международной конкурентоспособности европейских компаний.

Внутренний рынок стимулировал повышение уровня благосостояния населения, которое может пользоваться его преимуществами в виде более качественной продукции и услуг, сниженных цен, формируемых на основе свободной конкуренции. Свободное движение рабочей силы, свободное создание и оказание услуг гарантирует гражданам ЕС право на резиденцию в любом государстве-партнере независимо от рода деятельности и целей перемещения.

Микроэкономические эффекты функционирования ЕВР включают снижение ограничений во взаимной торговле и инвестициях, повышение ценовой прозрачности, что привело к повышению конкуренции, росту производительности и конкурентоспособности. Это проявилось в следующих направлениях: 1) давление конкуренции на компании по снижению цен, сокращению издержек, уменьшению монопольной ренты, большей равномерности в размещении ресурсов; 2) изменение поведения компаний; 3) влияние на структуру промышленности, что проявляется в концентрации отраслей в отдельных странах; 4) углубление промышленной специализации за счет сокращения трансграничных издержек, повышения преимуществ эффекта экономии масштаба.

Сохраняется недоиспользованным потенциал ЕВР ЕС в сфере услуг, инфраструктурных отраслях, в области законодательства, укрепления инновационного потенциала. По оценкам КЕС, преимущества единого рынка оказались ниже, чем издержки, связанные с его функционированием. Так, соотношение издержек к преимуществам равно 2,5 : 1, т.е. стоимостной объем издержек в 2,5 раза превышает преимущества функционирования европейского внутреннего рынка. Это связано в основном с проблемами излишнего регулирования. Основная проблема состоит в эффективности функционирования внутреннего рынка; решение ее требует адекватного выполнения мер по завершению формирования внутреннего рынка в каждом государстве; открытия рынков государственных закупок; введения принципа взаимного признания стандартов и более прозрачных правил для внутреннего рынка; упрощения системы налогообложения.

9 — 2015

Российский внешнеэкономический вестник

117 ^

Несмотря на явные экономические и социальные преимущества, функционирование ЕВР оказалось не столь эффективно, как это оценивалось до начала его создания. Потенциал европейского внутреннего рынка используется не полностью, что проявляется в невысокой эффективности правоприменительного механизма. Налицо недостаточно адекватные инструменты устранения нетарифных барьеров в отношении трансграничной торговли товарами и услугами; сохраняется раздробленность отдельных рынков.

Подытоживая основные проблемы и издержки функционирования ЕВР, необходимо заметить следующее: потенциал европейского внутреннего рынка используется не полностью, что проявляется в слабой эффективности правоприменительного механизма; налицо недостаточно адекватные инструменты устранения нетарифных барьеров в отношении трансграничной торговли товарами и услугами, сохранение ограничений в перемещении лиц и инвестиций; сохранение раздробленности отдельных рынков. В результате, по многочисленным оценкам, полностью и окончательно завершить формирование внутреннего рынка ЕС невозможно.

Публикация серьезной монографии по вопросам формировании единого внутреннего рынка в странах Европы представляет достаточно ценный вклад в разработку методологии и практических методов строительства механизма единых рыночных отношений внутри границ стран — членов Европейского союза. Она будет весьма полезной для всех, интересующихся формированием региональных экономических интеграционных объединений, для практиков, вовлеченных в развитие интеграционных процессов на пространствах бывшего СССР.

О первых итогах этого периода «РГ» рассказал председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.

Тигран Суренович, вам выпала сложная задача запуска интеграционных процессов. Насколько сложным он был и как бы вы охарактеризовали нынешний этап процесса интеграции?

Тигран Саркисян: Запуск интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе состоялся несколько раньше, большую работу проделала Коллегия ЕЭК первого состава. Но, действительно, многие наши проекты были запущены и продвинулись за последние пять лет. Нам удалось достичь существенных результатов в создании единых рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в совершенствовании институциональной и правовой основы ЕАЭС. Однако, мы видим, что все еще сохраняются препятствия во взаимной торговле. Это происходит из-за того, что в некоторых сферах нам этой интеграции просто не хватает. Что касается формирования единого рынка товаров, то здесь мы добились наибольшего успеха. Большинство видов продукции, поступающей на единый рынок Союза, свободно обращается на нем, в том числе благодаря десяткам принятых союзных технических регламентов и тысячам межгосударственных стандартов к ним. На рынке услуг мы сразу перешли к системе недискриминации наших производителей по секторам услуг. И постепенно расширяем количество, их уже 49. Кроме того, обеспечена свобода передвижения инвестиций. Она практически не ограничена. Мы поставили задачу — к 2025 году создать общий финансовый рынок и шаг за шагом продвигаемся к этой цели. Не менее важно, что мы обеспечили свободу передвижения рабочей силы — это один из наиболее заметных позитивных эффектов интеграции. Граждане наших стран имеют возможность беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС, дипломы взаимно признаются. Мы имеем необходимый уровень медицинского и социального обеспечения. Современный этап можно охарактеризовать как «реальную интеграцию».

Но путь в деле такого масштаба не бывает простым. Какие трудности пришлось преодолевать?

Тигран Саркисян: Подчас приходилось преодолевать серьезные разногласия между странами, находить компромиссы. В частности, долго велась работа над новым Таможенным кодексом ЕАЭС, но и здесь мы добились успеха. 1 января 2018 года он вступил в силу. Это существенно упростило процедуру перемещения товаров через таможенную границу Союза, в том числе благодаря внедрению системы электронного декларирования. Были унифицированы все процедуры, связанные с попаданием товаров на общий рынок ЕАЭС. Благодаря кодексу время выпуска товаров в свободное обращение сократилось в шесть раз, а регистрации таможенной декларации — в два раза. Таможенный кодекс ЕАЭС отчасти перевел таможенные технологии на цифровые рельсы и устранил немало проблем, накопившихся в правоприменительной практике. Это напрямую касается многих граждан и предпринимателей. Можно сказать, что Таможенный кодекс ЕАЭС по своей важности является вторым документом после Договора о Союзе.

Сегодня мир меняется стремительно, как следствие, трансформируются потребности бизнеса, населения, государств. Удается ли своевременно реагировать , быть в тренде глобальных преобразований?

Тигран Саркисян: Наш Союз должен стать одним из полюсов будущей глобальной архитектуры. ЕАЭС успешно развивает сотрудничество с третьими странами и интеграционными объединениями, формируя единое экономическое пространство с предсказуемыми и понятными правилами игры. За пять лет заключены меморандумы с Сингапуром, Камбоджей, Республикой Корея, Чили, Монголией, Грецией, Перу, Иорданией, Марокко, Кубой, Эквадором и рядом других стран. А также с крупнейшими мировыми интеграционными объединениями, включая АСЕАН, МЕРКОСУР, Латиноамериканскую экономическую систему, Андское сообщество, СНГ.

С 2016 года функционирует в полноформатном режиме зона свободной торговли с Вьетнамом.

ЕЭК приняла все необходимые акты для обеспечения функционирования единого рынка лекарств Евразийского Экономического союза

В мае 2018 года заключено два важнейших торговых соглашения — Временное соглашение, ведущее к образованию ЗСТ с Ираном, и Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем. На очереди — Сербия, Сингапур, Египет, Израиль, Индия.

ЕАЭС создается как центр притяжения инвестиций и развития конкурентоспособности экономик региона. В какой мере эти ожидания удалось реализовать?

Тигран Саркисян: В Союзе создаются условия для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности. Сокращение изъятий, ограничений и барьеров оказывает положительное влияние на инвестиционный и деловой климат государств-членов и ЕАЭС в целом. Сейчас еще трудно количественно оценить, как создание Союза повлияло на объем привлеченных инвестиций, поскольку на его инвестиционную привлекательность повлияло введение ограничительных мер в отношении РФ и падение цен на нефть в 2014 году. Однако создание Союза помогает сгладить отрицательные последствия и способствует росту инвестиционной привлекательности экономик наших государств как для инвесторов из третьих стран, так и из ЕАЭС. По итогам 2018 года инвестиции ЕАЭС в основной капитал увеличились на 5,6 процента по сравнению с предыдущим годом. Запасы взаимных прямых инвестиций на начало 2018 года в целом по Союзу увеличились за год на 7,3 процента и составили около 23 миллиардов долларов. Развитие нашей международной повестки также способствует привлечению инвестиций в регион.

Как складываются взаимоотношения с другими региональными объединениями?

Тигран Саркисян: За пять лет мы достигли значительных результатов на внешнем треке в работе с другими региональными объединениями. Сегодня активно развиваем сотрудничество с АСЕАН — подписан Меморандум о взаимопонимании. Остается одним из основных торговых партнеров ЕАЭС и Евросоюз. В 2018 году товарооборот с ЕС вырос на 20,1 процента, а экспорт в ЕС — на 28,5 процента. У нас есть большой потенциал для усиления сотрудничества. В 2017 году представитель Европейской комиссии на заседании постоянного совета ОБСЕ в Вене впервые признал готовность к взаимодействию с ЕАЭС по таким направлениям, как техническое регулирование и взаимная торговля. Кроме того, мы продолжаем выстраивать взаимодействие с европейскими странами в двустороннем формате. Оно выгодно обеим сторонам, в первую очередь бизнесу наших стран.

Тигран Саркисян: В 2018 году товарооборот ЕАЭС с Евросоюзом вырос на 20,1 процента. Фото: Пресс-служба Департамента протокола и организационного обеспечения Евразийской экономической комиссии

Единый рынок лекарств можно считать пилотным для региональной интеграции. Что приходилось преодолевать, выстраивая его? Какие механизмы уже полностью заработали?

Тигран Саркисян: Создавая общий рынок лекарственных средств, мы понимали, что сфера их обращения с точки зрения регулирования — мультикомплексная, включающая нормы различных отраслей. Нам было необходимо решать непростые задачи, связанные с координацией разных нормативно-правовых актов, учитывать мнения экспертов. Для нас важно и то, что лекарственные средства являются социально значимой продукцией. Это та сфера, в которой каждый наш шаг, каждый документ должен быть особенно выверен, проработан со всеми участниками рынка. Мы изначально понимали, что речь идет о безопасности, качестве и эффективности лекарств, а значит, о здоровье миллионов людей — граждан наших стран.

При построении модели общего рынка лекарств было сложно разделить национальное и наднациональное регулирование. Нам необходимо было определить вопросы, требующие введения единых норм, которые обеспечат единые правила вывода на рынок ЕАЭС качественных, эффективных и безопасных препаратов, и при этом позволят учитывать особенности национальных систем лекарственного обеспечения. В регулировании вопросов ценообразования, рекламы лекарственных средств, розничной торговли сохранен национальный уровень законодательства, хотя эти вопросы связаны с регистрацией лекарственных препаратов. В результате сложности преодолены. Комиссия приняла все необходимые акты для обеспечения его функционирования, уполномоченные органы государств-членов действуют по единым правилам регистрации лекарственных препаратов, запущена единая информационная система. Уже проведены первые инспекции, выданы первые сертификаты по правилам надлежащей производственной практики ЕАЭС.

Какие меры предпринимаются для повышения инвестиционной привлекательности и повышения экспортного потенциала Союза?

Тигран Саркисян: Евразийская региональная интеграция стала одним из важных факторов повышения инвестиционной привлекательности и сотрудничества. Союзный договор, по сути, предоставляет условия для поощрения и защиты взаимных инвестиций. Сегодня страны обеспечивают на своей территории равноправный режим в отношении инвестиций и деятельности, которые осуществляют инвесторы других государств-членов. Они распространены на все без исключения формы инвестиций. В отношении инвесторов и всех инвестиций за последние 25 лет применена обратная сила правового положения, зафиксированы положения о переходе прав инвесторов, определен порядок разрешения инвестиционных споров. Особой правовой защитой и режимом пользуются прямые инвестиции. Установлена гарантия по защите инвестиций при изменении способов их осуществления и форм их вложения и реинвестирования; гарантировано право инвестора на беспрепятственное осуществление переводов денежных средств и платежей, связанных с инвестициями, в любое государство Союза. Предусмотрена обязанность государств-членов — получателей инвестиций — гарантировать инвесторам других стран Союза право свободно использовать и распоряжаться доходами. Положения Договора позволяют инвестору чувствовать себя уверенным в развитии своего бизнеса в странах ЕАЭС.

Один из инструментов обеспечения инвестиционной привлекательности — гарантии прав инвесторов по защите интеллектуальной собственности. Какие шаги предприняты ЕЭК в этом направлении?

Тигран Саркисян: В 2016 году вступил в силу Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Этот документ создает правовые основы для осуществления информационного взаимодействия и содействия в пресечении нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности в Союзе. В 2018 году утвержден Регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств ЕАЭС. Он описывает порядок оформления и подачи правообладателями заявления о включении объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр, а также сроки и порядок рассмотрения ЕЭК этих заявлений, включения и исключения объектов из единого таможенного реестра.

Процедура регистрации будет осуществляться с использованием сервиса личного кабинета на официальном сайте Союза, а с установлением трансграничного пространства доверия — полностью в электронном виде. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами по всему периметру границы Союза позволит предпринимателям быстрее вводить в оборот товары и услуги без дополнительных рисков, а также повысит эффективность борьбы с распространением контрафактной продукции на территории ЕАЭС.

Кроме того, сейчас находится на подписании Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС. Его реализация позволит обеспечить единую правовую охрану товарных знаков и наименований мест происхождения товаров на всей территории ЕАЭС. Заявители получат возможность регистрировать эти объекты, признаваемые всеми государствами.

Какова цифровая повестка Евразии применительно к фармрынку, какие проекты она охватывает? Что приносит странам-участницам?

Тигран Саркисян: Мы начали формировать систему регулирования общего рынка лекарств в 2014 году, когда цифровая повестка нашего Союза еще не была сформирована. Но в последующем, конечно, учли один из важнейших принципов цифровой трансформации интеграционных процессов — обеспечение свободы обмена информацией. Для информационного обеспечения общего рынка лекарств Соглашением о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС предусмотрена реализация шести общих процессов. Созданы и ведутся шесть реестров и информационных баз, включая единый реестр зарегистрированных в Союзе лекарственных средств с включенными в него информационными базами инструкций по медицинскому применению, дизайну упаковок и нормативными документами по качеству.

Данные единого реестра размещены на информационном портале ЕАЭС в открытом доступе. Любой пользователь может получить информацию о зарегистрированных препаратах, в том числе скачать актуальную инструкцию по медицинскому применению. Комиссия реализует проекты по цифровой промышленной кооперации, и представители фармацевтического бизнеса могут также принимать в них участие. Речь идет, например, о Евразийской сети трансфера технологий, цель создания которой — реализация интеграционного потенциала стран ЕАЭС. Она позволит сформировать на наднациональном уровне условия для расширения инновационной активности предприятий, стимулировать развитие межгосударственной инновационной инфраструктуры, а также объединить национальные системы и региональные площадки по трансферу технологий в единое целое. В рамках реализации цифровой повестки представители национальных уполномоченных органов обсуждают ряд инициатив. В частности, при подготовке нормативно-правовых актов третьего уровня рассматриваются проекты по проведению клинических исследований. Если будет принято решение о создании единой базы по клиническим исследованиям в рамках ЕАЭС, в ней возможно использование технологии блокчейн. Мы совместно со странами также рассматриваем предложения по созданию условий для формирования двух цифровых платформ: для компьютерного конструирования лекарств (QSAR-модуля) и моделирования промышленной технологии и масштабирования лабораторных технологий при их трансфере.

Создание Общего рынка

О Соединенных Штатах Европы писал еще В.И. Ленин. Прообразом их стало Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г. В настоящее время речь идет о формировании «единого экономического пространства», в котором решаются проблемы свободного передвижения товаров, услуг и рабочей силы.

Американо-канадское соглашение о свободе торговли, подписанное в 1989 г., содержит ряд положений, являющихся реальными шагами к созданию североамериканского общего экономического пространства. Общие рынки созданы в Юго-Восточной Азии, арабском мире, Африке и Центральной Америке.

Общий рынок – концепция экономической интеграции государств – членов Европейского союза в рамках Европейского сообщества (до 1992 г. Европейского экономического сообщества – ЕЭС). Основные положения концепции Общего рынка отражены в Римском договоре о Европейском сообществе 1957 г.

Флаг Европейского союза

Общий рынок включает три основных элемента. Первый элемент – это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот внутри Общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействию экономик государств-членов. Условия, устраняющие эти ограничения, получили название «принципы Общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.

Третьим элементом Общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» (в отличие от «негативной интеграции», направленной на разрушение экономических барьеров) – проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной, антимонопольной, торговой и т. д.

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции Общего рынка в течение первых 12 лет после вступления Договора в силу (1958 г.). Этот период в свою очередь подразделялся на три стадии, по четыре года каждая. В течение этого времени, в соответствии с подробным расписанием, осуществлялось снижение, вплоть до полного устранения, тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, унификация таможенных правил и введение общего таможенного тарифа, постепенная отмена, устранение ограничений на свободу жительства и экономической деятельности, на движение капиталов внутри сообщества. Устанавливались также сроки поэтапного введения общих политик.

В целом процесс создания Общего рынка завершился к концу 1960?х гг.

Концепция Общего рынка послужила основой для реализации концепции внутреннего рынка, заложенной в Едином европейском акте 1986 г. и сегодня являющейся составной частью экономического и валютного союза государств-членов. Общий рынок частично распространяется также на государства – члены ЕАСТ (Швейцарию, Лихтенштейн, Исландию, Норвегию) на основе механизма Европейского экономического пространства, соглашение о котором было заключено в 1992 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Решению этих задач способствует концепция внутренних рынков.

Идея теории: перенесение закономерностей и принципов рыночного общества во внутреннюю деятельность организации.

Условия:

1. Объединение всех подразделений налоговых органов одними налоговыми сетями;

2. Обоснование перехода от иерархической к горизонтальной структуре управления в рамках организационного построения налоговых органов;

3. Создание экономической инфраструктуры;

4. Предоставление горизонтальных структур звеньям оказания профильных услуг налогоплательщикам.

На этой основе +ИТ могут быть сформированы сетевые организации с распределенными автономными звеньями (виртуальные корпорации).

В плане реализации последнее условие наиболее сложно, т.к. оно сопряжено с решением задач не только организационного характера, но и нравственностью. Следует отметить, что консалтинговые услуги, предоставляемые различными службами имеют место быть. В этой связи жизнеспособной может оказаться и теория рынка, в контексте ее применения к налоговой системе.

Теория альянса

Теория альянса, применительно к налоговой системе, применяет свои действия объединения различных структур для решения стоящих перед системой задач. Интеграционные процессы в системе, ориентирующие на более эффективное применение ресурсов приводят к появлению различных горизонтальных объединений. При этом образуются плоские организационные иерархии вокруг важнейших структурных звеньев, в рамках которых появляется решение специфических задач.

Лекция № 4.

Участники налоговых отношений.

План.

1. Структурный состав УНО.

2. Налогоплательщики их сущность и структура.

3. Права налогоплательщиков.

4. Обязанности налогоплательщиков.

5. Права и обязанности налоговых агентов.

Налоговые отношения это…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Налоговые отношения, возникающие между государством и налогоплательщиком по поводу перераспределения части доходов последних для формирования государственного бюджета.

Налоговые отношения формируются между тремя участниками: государством, налоговыми органами и налогоплательщиками.

Лидирующая роль у государства, которое вырабатывает стратегию и тактику поведения налоговых органов в отношении налогоплательщиков. Налогоплательщик посредством применения налогового законодательства играет важную роль в пополнении государственного бюджета.

налоговые отношения

Реализация налоговых отношений накладывает определенные права и обязанности на их участников. Понимание сути налоговых отношений делает необходимым рассмотрение каждого из участников налоговых отношений.

НП, их сущность и структура.

Права НП.

Налогоплательщики имеют право:

1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях НП, полномочия налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2. получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4. получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1 на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6. представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10. требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

12. обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13. на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14. на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15. на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ;

Налогоплательщики также имеют иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и НП.

Обязанности НП.

1. НП обязаны:

1. уплачивать законно установленные налоги;

2. встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4. представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговой декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5. представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от его ведения;

6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов;

9. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Арабей Елизавета

Данная статья содержит объяснение общей концепции Внутреннего рынка ЕС, концепции построения и функционирования права Внутреннего рынка ЕС, а также основные положения отчета Европейской Комиссии о процессе гармонизации в сфере права Внутреннего рынка ЕС на современном этапе.

Внутренний рынок – пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов (ст. 26 Договора о Функционировании ЕС (бывшая ст. 14). Концепция Внутреннего рынка появилась относительно недавно и была впервые отражена в Едином Европейском Акте 1986 года (далее – ЕЕА). Согласно ЕЕА построение Внутреннего рынка должно было завершиться к 31 декабря 1992 года. Ранее существовал более распространенный термин «Общий рынок», который был заложен еще в Римском договоре. Общий рынок включает в себя следующие составляющие: 1. Четыре экономические свободы (передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов); 2. Общие политики и направления деятельности, обеспечивающие функционирование четырех свобод (антимонопольная, транспортная, аграрная, социальная и т.д.); 3. наличие достижений двух предшествующих стадий экономической интеграции — зоны свободной торговли и таможенного союза (общий таможенный тариф, общую торговую политику по отношению к третьим странам). На данном этапе понятия «Внутренний рынок» и «Общий рынок» в праве ЕС используются в одном значении, изложенном выше. Создание и обеспечение деятельности Внутреннего рынка входит в исключительную компетенцию ЕС.

Право Внутреннего рынка – отрасль права ЕС, нормы которой регулируют создание и функционирование внутреннего экономического пространства в рамках ЕС и обеспечивают полную реализацию свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.

Основным методом права Внутреннего рынка является гармонизация, то есть сближение норм права ЕС и национальных норм права государств-членов ЕС. Правовым инструментом гармонизации служит директива, как вид нормативно-правового акта, не имеющий прямого применения в государствах-членах ЕС и требующий имплементации положений в правовую систему государств-членов ЕС. Государства-члены ЕС вправе сами выбирать формы и методы имплементации, то есть директивы могут трансформироваться в праве государства-члена ЕС в любой нормативно-правовой акт, который обычно принимается в государстве-члене по данному вопросу. Иными словами, это может быть как закон, так и подзаконный акт.

В текстах документов институтов ЕС встречается также термин «трансформация», употребляющийся в значении, аналогичном термину «гармонизация». Таким образом, понятие «имплементация», то есть внедрение норм директив ЕС в правовые системы государств-членов ЕС, употребляется относительно директив (имплементация директивы – внедрение норм директивы в правовую систему), а понятия «гармонизация» и «трансформация» употребляются в отношении законодательств ЕС и государств-членов ЕС, так как сближение происходит именно между соответствующими законодательствами.

В каждой директиве устанавливается определенный срок для проведения имплементации. Нарушение данного срока влечет наложение санкций на государство-член ЕС. Существует только один вариант, при котором правовые нормы директивы действуют без имплементации: при нарушении срока имплементации правовые нормы директивы наделяются прямым действием, если они создают права для частных субъектов (граждан, юридических лиц) и корреспондирующие им обязанности государственных органов и публичных институтов.

После проведения имплементации директивы, государство-член ЕС направляет текст правового акта, гармонизирующего правовые системы, в Европейскую Комиссию. Европейская Комиссия, как главный исполнительный орган ЕС строго следит за процессом гармонизации права Внутреннего рынка ЕС и национального права государств-членов. Это связано с наличием частного интереса граждан и юридических лиц в наличии единообразных правил, касающихся свободы передвижения лиц, товаров, услуг и капиталов на территории ЕС.

«Акт подсчета»

Отчетность государств-членов ЕС корреспондируется отчетности Европейской Комиссии. Каждые полгода Европейская Комиссия издает «Акт подсчета» («scoreboard» можно перевести как «табло», «доска счета»), в котором содержатся сведения об имплементации директив, касающихся функционирования Внутреннего рынка. В таких «Актах подсчета» Комиссия излагает данные сравнительного анализа того, как государства-члены ЕС приводят в соответствие с правом ЕС свои национальные законодательные акты. Такое обнародование сведений необходимо для того, чтобы государства, их граждане и юридические лица находились в курсе ситуации с имплементацией норм, которые имеют к ним прямое отношение. Такие «Акты подсчета» издаются Комиссией с 1997 года и отслеживают ситуацию по всем государствам-членам ЕС.

23 сентября 2010 года был опубликован новый «Акт подсчета» Европейской Комиссии (далее – Акт), который называется «Государствам-членам ЕС следует приложить усилия для реализации идей Внутреннего рынка». Название, прямо скажем, ничего хорошего в отчете не сулит. Внутренний рынок уже давно создан и функционирует, а проблем, как следует из названия, так и не убавилось.

Структура Акта

Вступительная часть Акта называется «Основные выводы». В ней изложено краткое содержание всех частей Акта. Первая часть называется «Состояние трансформации законодательства о Внутреннем рынке в национальные законодательства». Здесь Европейская Комиссия наглядно демонстрирует ситуацию с гармонизацией европейского законодательства и национального в сфере Внутреннего рынка ЕС. Текст дополняется соответствующими диаграммами и графиками, из которых можно понять, какова сегодняшняя ситуация с трансформацией законодательства в каждом государстве-члене ЕС. Следующая часть Акта называется «Судебные разбирательства по делам о нарушении правил трансформации или норм о Внутреннем рынке». В этой части, также как и в предыдущей, Европейская Комиссия наглядно демонстрирует ситуацию в сфере нарушений правил трансформации и правил Внутреннего рынка на основании данных по каждому государству-члену ЕС. Большое количество графиков и диаграмм облегчают восприятие числовой информации, а пояснения делают возможным сопоставить сегодняшнюю ситуацию той, которая имела место полгода назад, и сделать выводы об улучшении или ухудшении общей картины соблюдения государствами-членами ЕС европейского законодательства в сфере Внутреннего рынка. Третья часть Акта называется «Сводная таблица по Внутреннему рынку ЕС», в которой приводятся данные по всем государствам-членам ЕС по следующим вопросам: 1. Недостаточность трансформации в процентном соотношении; 2. Изменение в количестве не трансформированных директив за последние 6 месяцев; 3. Количество директив, которые не были трансформированы спустя два года или более после истечения срока трансформации; 4. Опоздание по трансформации директив, выраженное в месяцах задержания трансформации; 5. Количество директив, которые были трансформированы не в срок или некорректно; 6. Количество дел о нарушении правил трансформации или правил Внутреннего рынка в процентном соотношении к данным ноября 2007 года; 7. Количество дел о нарушении, по которым не вынесено решение; 8. Средний срок рассмотрения и вынесения решения по делу в месяцах; 9. Количество дел, по которым вынесено решение в краткий срок в процентном соотношении к общему количеству дел. В заключительной части Акта трансформация законодательства рассматривается на примере отдельно взятой сферы функционирования Внутреннего рынка. В данном Акте для примера взята свобода передвижения работников, а именно Директива о профессиональных квалификациях 2005/36/EC.

Трансформация

На сегодняшний день средний показатель недостаточности трансформации европейского законодательства о Внутреннем рынке превышает 0,2% и составляет 0,9%. Такой дефицит трансформации все еще в пределах, но уже очень близок от уровня в 1%, который является предельной величиной, установленной Советом. Государства-члены должны приложить максимум усилий, для того, чтобы избежать дальнейшего возрастания уровня недостаточности трансформации в последующих месяцах. Результатом возрастающей недостаточности стало то, что уже 20 государств-членов (а в прошлом периоде их было 18) достигли предельно допустимого 1% недостаточности. 7 государств-членов ЕС достигли или остались на уровне своих лучших результатов. К ним относятся: Бельгия, Дания, Италия, Мальта, Словакия, Финляндия и Великобритания.

Кроме того, если добавить к нетрансформированному законодательству то законодательство, которое было трансформировано с нарушением условий о сроках имплементации, то средний показатель недостаточности трансформации достигнет 1,7%. В предыдущем «Акте подсчета» (опубликованном в марте 2010 года) Европейская Комиссия призывала государства-члены ЕС обратить повышенное внимание на необходимость понизить количество случаев нарушения условий о сроках трансформации. Многие государства-члены ЕС последовали рекомендации Европейской Комиссии, и средний уровень просрочки трансформации законодательства по ЕС в целом сократился с 9 месяцев до 7 месяцев.

Нарушения

Среднее количество судебных разбирательств о нарушении правил имплементации и норм Внутреннего рынка ЕС сократилось до 2,1% по отношению ко всем судебным разбирательствам в ЕС против 8% в ноябре 2007 года. Большую часть судебных разбирательств в сфере Внутреннего рынка ЕС составляют дела, касающиеся налогов и сборов ЕС, а также окружающей среды.

На сегодняшний день государством-рекордсменом по числу судебных разбирательств в сфере Внутреннего рынка ЕС является Бельгия, за ней следует Греция. В пятнадцати государствах-членах ЕС суды стали затрачивать меньше времени на вынесение решений по соответствующим делам, а в оставшихся двенадцати – наоборот.

Процесс Имплементации Директивы о профессиональных квалификациях 2005/36/ЕС как пример трансформации законодательства ЕС в национальные законодательства.

Директива о профессиональных квалификациях способствует осуществлению свободы передвижения граждан ЕС по территории государств-членов ЕС, для тех граждан, которые сталкиваются с национальными нормами права относительно профессиональных квалификаций. Европейская Комиссия в своем Акте предоставляет информацию о том, как на практике применяются эти правила.

Последний срок трансформации Директивы 2005/36/ЕС (далее – Директива) истек в октябре 2007 года. В настоящий момент Директива не имплементирована в законодательства всех 27 государств-членов ЕС. Такое нарушение сроков имплементации объясняется тем, что государства-члены ЕС недооценили сложность её имплементации.

Чего ждут граждане ЕС от этой Директивы? В соответствии с проведенными исследованиями только 4% граждан ЕС высказывают опасения по поводу затруднений в признании их профессиональной квалификации в другом государстве-члене ЕС. Таким образом большинство граждан ЕС считают, что признание профессиональных квалификаций должно происходить автоматически, то есть, при наличии профессиональной квалификации, полученной в одном государстве-члене ЕС, эта квалификация признается другим государством-членом ЕС без каких-либо изменений.

Однако, на практике все не так безоблачно. Большинство профессий, которые мобильны в пределах ЕС, от случая к случаю подвергаются проверке государств-членов ЕС. В отличие от представлений граждан о непроблемном процессе признания профессиональной квалификации, быстро этот процесс проходит в 70% случаев, а вот в остальных 30% граждане сталкиваются с серьезными проблемами. В настоящий момент Европейская Комиссия решила провести переоценку норм Директивы. При необходимости Европейская Комиссия предложит ряд реформ к 2012 году.

Таким образом, Внутренний рынок ЕС считается сформированным, так как соблюдены все необходимые критерии интеграции. Однако, право Внутреннего рынка ЕС находится в процессе создания. Этот процесс отягчается тем фактом, что в составе ЕС находятся 27 государств-членов, каждое из которых имеет свою правовую систему. Гармонизация права ЕС и национальных правовых систем в области Внутреннего рынка не всегда проходит так, как запланировано. В этой связи главная задача Европейской Комиссии – выявить нарушения, понять их причины и попытаться повлиять на их устранение. Европейская Комиссия должна действовать сообща с государствами-членами ЕС, для того, чтобы соблюдать их интересы в ходе своей деятельности по контролю за гармонизацией права Внутреннего рынка ЕС. При необходимости Европейская Комиссия должна применять меры ответственности к государствам-членам, нарушающим правила имплементации директив, которые должны являться не только способом пресечения нарушений, но также фактором, стимулирующим государства-члены ЕС к соблюдению правовых норм, касающихся гармонизации права Внутреннего рынка, а также выполнения требований уже гармонизированных норм Внутреннего рынка.

На данном этапе остается большой массив нетрансформированного законодательства. В этом можно удостовериться, посмотрев таблицу № 6 Акта, в которой отражены 13 директив, срок имплементации которых истек два года назад (или даже более двух лет назад), и отмечены государства-члены, которые так и не имплементировали соответствующие директивы.

Европейская Комиссия призывает государства-члены более внимательно относиться к имплементации директив, касающихся права Внутреннего рынка и напоминает о наступлении ответственности за нарушение правил имплементации и норм права Внутреннего рынка. На данный момент Европейская Комиссия не считает ситуацию критичной, почти все критерии остаются на необходимом уровне, но предостерегает государства-члены ЕС от наступления возможных неблагоприятных последствий.

Добавить комментарий