Экологические функции государства

Функции государства — это носящие объективный, системный и взаимообсловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.

Главное назначение экологической функции государства выража­ется в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотно­шение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на благоприятную для его жизни природную среду.

Основной формой реализации экологической функ­ции государства является осуществление правового регули­рования отношений в области охраны окружающей среды. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы.

К правовым методам относятся законотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды относятся:

  • принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.);
  • нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды;
  • планирование охраны окружающей среды;
  • проведение экологической экспертизы, сертификации, мониторинга, экологического контроля и др.

Хотя организационные методы не являются правовыми, но важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Совокупность установленных уполномоченными органа­ми государственной власти правовых актов, призванных регулировать общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования ее компонентов, образует самостоятельную отрасль российского права — экологическое право.

Проблема охраны окружающей среды, экологической безопасности является, пожалуй, центральной среди всех проблем, с которыми столкнулось человечество в XX в. и которые признаны глобальными. Это обусловлено тем, что все остальные проблемы, от которых зависит само существование человека, так или иначе связаны с экологией.

На современном этапе развития общества, в период экономических реформ и бурного индустриального роста, произошло резкое ухудшение качества окружающей природной среды, что заставило большинство стран, в том числе и Российскую Федерацию, задуматься о проблемах экологии и важности их незамедлительного решения.

Деятельностью государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы жизни человеческого общества является их правовое регулирование, стержнем и основой которого служит законодательство.

Общественные отношения в области взаимодействия общества и природы регулируются экологическим законодательством, в связи с чем представляется интересным анализ структуры экологического законодательства, определение места каждого нормативно-правового акта в ней.

Практика многих демократических стран показывает, что любое государство обладает реальными возможностями обеспечивать необходимый уровень охраны окружающей среды, экологических прав и свобод граждан.

В настоящее время экологическая функция наполняется новым содержанием, теперь в нее по праву включается охрана природы, рациональное природопользование, экологическая безопасность, защита экологических прав граждан

Целью данной работы является анализ взаимосвязи государства, права и экологии.

Основными задачами являются:

1. Изучение экологической функции государства;

2. Анализ структуры экологического законодательства;

3. Анализ перспектив развития российского экологического законодательства.

В курсовой работе использовался такой метод научного исследования, как анализ, состоящий в разложении целого на его составные части, элементы. Применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических, политических и социальных процессов.

Понятие и содержание экологической функции

Экологическая функция это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу.

Функции государства обусловливаются объективными потребностями общества на конкретном этапе его развития. В Российской Федерации эта потребность связана с необходимостью поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Такая потребность была осознана еще во второй половине прошлого столетия в связи с резким ухудшением природной среды, деградацией на огромных пространствах естественных экологических систем. С учетом тенденции ухудшения состояния природы в мире и в России еще в большей степени такая потребность имеется сейчас.

Объективным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является научно-техническая революция и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем, неизбежно, связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема охраны окружающей среды вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества. Экологическая функция должна быть не только одной из приоритетных функций, но и основополагающей, так как она призвана оказывать влияние на другие функции государства и в конечном итоге сохранить окружающую природную среду для настоящих и будущих поколений.

Изучение развития правового регулирования природопользования и охраны природы в историческом аспекте показывает, что экологическая функция не является функцией лишь современного государства. Функции государства — категория объективная как по содержанию, так и по методам осуществления. Чтобы существовать и эффективно развиваться в соответствии с целями и задачами этого развития, государство должно осуществлять общественно значимую деятельность в конкретных направлениях. Потребность в осуществлении экологической функции государства появляется тогда, когда возникает общественная потребность или потребность классов, отдельных социальных групп в решении задач природопользования и охраны окружающей среды. При этом важно иметь ввиду динамику ее содержания, правовых и организационных форм и методов осуществления. Содержание функции определяется практическими интересами и задачами государства на разных этапах его развития. Вплоть до XX в. функция охраны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Она была второстепенной и несамостоятельной функцией.

Однако на современном этапе экологическая функция становится основополагающей, она находится в тесном контакте со всеми иными функциями государства.

Экологическая функция государства — это деятельность государства, направленная на охрану, воспроизводство и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, охрану и защиту экологических прав человека.

Экологическая функция государства реализуется на двух уровнях: внутреннем и внешнем. Осуществление функции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенных общих задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могут решаться эффективно и менее эффективно либо не решаться вовсе. Хотя природоохранительная функция Российского государства характеризуется как основная и постоянная, но, судя по состоянию окружающей среды в стране, она чрезвычайно мало эффективна. Поэтому, наряду с выделением экологической функции в качестве самостоятельной и основной, для ее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использовать соответствующие критерии. Наиболее приемлемым представляется критерий обеспечения государством соблюдения, охраны и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» под благоприятной окружающей средой понимает такую окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Право каждого на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, что предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важных общественных отношений по поводу природы регулируется правом окружающей среды или экологическим правом.

Следовательно, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от загрязнения, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли права окружающей среды в системе российского права.

Экологическая функция государства.

Экологическая функция государства требует своего рассмотрения в системе всех функций, выполняемых государством как политической организацией общества. Экологическая функция возникла недавно, вместе с обострением проблемы охраны природной среды. До этого времени вопросы использования и охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства и рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних функций государства самостоятельной экологической функции.

Главное назначение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.

Под природопользованием понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных, культурных интересов человека. Регулируя природопользование, государство стремится придать ему рациональный (разумный) характер. Рациональность природопользования означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растительного и животного мира во имя живущих и будущих поколений.

Обеспечение экологической безопасности нацелено на охрану жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности и окружающей природной среды.

Экологическая функция права.

Экологическая функция государства выполняется через соответствующие экономические, организационные, правовые (юридические) механизмы. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Экологическая функция права является новой, ранее не известной правовой функцией. Она осуществляется наряду с традиционными для права политическими, экономическими и культурно-воспитательными функциями и иными функциями, свойственными праву как инструменту управления обществом. Возникновение и развитие экологической функции права — результат развития и углубления общественных противоречий между обществом и природой, результат осознания потребности и необходимости значительного расширения юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

В отличие от иных функций, выполняемых системой права, экологическая функция имеет свои особенности. Эти особенности проистекают из специфики предмета правового регулирования, т.е. из сферы взаимодействия общества и природы как особой сферы общественных отношений. Данная особенность обусловлена тем, что экологическая функция по своей форме относится к системе права, а по содержанию — к системе экологии.

Вся система экологических наук подразделяется условно на две крупные части .Это — общая экология и социальная экология. В социальной экологии наряду с экономикой, урбанистикой и тому подобными отраслями выделяется правовая экология как совокупность норм, регулирующих общественные отношения в области взаимоотношений человека и природной среды. Правовая экология как совокупность норм, в свою очередь, состоит из нескольких частей. Во-первых, экологические отрасли права: природно-ресурсовые права и природоохранительное право. Во-вторых, сюда относятся и те нормы советского права, которые регулируют земельные, хозяйственные, финансовые, административные и т.п. отношения с учетом конкретных экологических требований. Такие «экологизированные» нормы, размещенные в других отраслях права, входят в состав правовой экологии.

Нормы права, служащие средством реализации экологического права, независимо от того, где они размещены,— в экологических отраслях права или других отраслях системы права, называются эколого-правовыми нормами. Если эти нормы размещены в экологических отраслях права — природоохранительных, природно-ресурсовых — то они имеют первичное значение, их следует считать базовыми нормами. И в этом качестве они определяют содержание других отраслях

Особенностью эколого-правовых норм и прежде всего норм первичного права является то, что они призваны отражать не только социальные закономерности общественного развития (как и все нормы права), но и экологические закономерности, лежащие в основе системы «общество — природа». Таким образом, эколого-правовая норма в отличие от иных норм права является органическим или согласованным единством социальных и экологических закономерностей.

Степень такой согласованности зависит от субъективных начал, которые лежат в основе проявления воли государства. Иначе говоря, здесь сказывается опыт и квалификация специалистов, экспертов, юристов, представителей других отраслей знаний, которые участвуют в подготовке тех или иных проектов. Эколого-правовая норма, выражающая согласованное сочетание экологии и экономики, имеет в своей основе заряд для эффективного применения. Эколого-правовая норма, лишенная этого признака, построенная на случайном, искусственном сочетании экономики и экологии, тем более на господстве экономики над экологией, лишена перспективы, успешного и эффективного применения с точки зрения охраны окружающей природной среды.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Миронов, Владимир Сергеевич, 2007 год

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

8. Ст. 3009; 2001. № 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 19. Ст. 1752.

12. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о министерстве природных ресурсов РФ» от 22.07.2004 № 370 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №31. Ст. 3260.

13. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04.02.1994 № 236 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6. Ст. 436.

14. Нормативно-правовые акты Федеративной Республики Германии

15. Основной закон Федеративной Республики Германии 1949 года // http://de.wikipedia.org/wiki/Grundgesetz

16. Umweltinformationsgesetz, Fassung von 22 Dezember 2004 (BGBl. I Nr. 73 von 28.12.2004. S. 3704).

21. Tierschutzgesetz Fassung von 18 Mai 2006 (BGB1. I Nr. 25 von 31.05.2006. S. 1206; ber. von 07.06.2006. S. 1313) Gl.-Nr.: 7833-3.

23. Gesetz tiber Naturschutz und Landschaftspflege (Bundesnaturschutzgesetz BNatSchG) von 25 Marz 2002 (BGB1.1. S. 1193).

24. Kraftfahrzeugsteuergesetz 2002 von 26 September 2002 (BGB1. I Nr. 71 von 4.10.2002. S. 3818; 9.12.2004. S. 3310).

25. Mineralolsteuergesetz MinoStG — von 21 Dezember 1992 (BGB1. I. S. 2150,2185; 1993. S. 169. 2000. S. 147).

26. Gesetz zum Einstieg in die okologische Steuerreform von 3 Marz 1999.

30. Gesetz tiber Naturschutz und Landschaftspflege (Bundesnaturschutzgesetz -BNatSchG) von 25 Marz 2002 (BGB1.1. S. 1193).

31. UmweltHG Umwelthaftungsgesetz von 10 Dezember 1990 (BGB1. I. S. 2634; 19.07.2002; S. 2674; 19.04.2006. S. 866).

40. Бабаев B.K. Теория государства и права. М.: ЮРИСТЪ, 2002.

41. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1979.

42. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2006.

43. Бринчук М.М. Экологическое право. М.: ЮРИСТЪ, 2003.

44. Васильев А.В. Теория права и государства: Курс лекций. М.: РАГС,2001.

45. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Новый Юрист, 1998.

46. Винокуров Ю.Е. Экологическое право: Курс лекций и практикум. М.: Экзамен, 2003.

47. Винтер Г. Модель экологического менеджмента: Разработка собственного экологического плана действий вашей компании: Пер. с англ. / Предисловие Т. Петерса. Минск: ТЕХНОПРИНТ, 2002.

48. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: Учебное пособие. Минск: Амалфея, 2002.

49. Власов В.Н. Теория государства и права. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

50. Голиченков А.К. Концепция Экологического кодекса РФ: основные положения // Современное экологическое право в России и за рубежом: Сборник научных трудов. М.: ИНИОН, 2001.

52. Гучков В.В. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

53. Гучков В.В., Курочкина В.В. Экологическое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

54. Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2002.

55. Денисов А.И., Раджабов С.А. Теория Советского государства. Душанбе: ДОНИШ, 1978.

56. Дубовик O.JL Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2003.

57. Дубовик O.JL, Креер JL, Любе-Вольф Г. Экологическое право: Учебник. М.: Эксмо, 2005.

58. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2004.

59. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1999.

60. Иванников И.А. Теория государства и права. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2001.

61. Искоян А.Б. Правовое регулирование охраны и использования растительного мира. Ереван, 1987.

62. Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Савич Н.Е. Экологическое право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР-Пресс, 2004.

63. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969.

64. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

65. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Норма, 2002.

66. Крассов О.И. Экологическое право. М.: Дело, 2001.

67. Кузнецов И.А. Теория государства и права. Волгоград: ВАГС, 2004.

68. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000.

69. Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Новый Юрист, 1997.

70. Любашиц В .Я. Эволюция государства как политического института общества. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2004.

72. Малахов В.П., Казаков В.Н. Теория государства и права. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

73. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2003.

74. Марченко М.Н., Синякин М.И., Байтин М.С. Общая теория государства и права. Академический курс. М.: Зерцало, 1998.

75. Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М.: Городец, 2004.

76. Мухамет-Ирекле А. Юридические аспекты природопользования. М.: НИА-Природа, 2002.

77. Окуньков Л.А. Конституции государств Европы: В 3-х т. М.: НОРМА, 2001. Т. 1.

78. Окуньков JI.A. Конституции государств Европы: В 3-х т. М.: НОРМА, 2001. Т. 2.

79. Петров В.В. Экология и право. М.: Юридическая литература, 1981.

80. Ракитская И.Ф. Теория государства. СПб.: Альфа, 1999.

81. Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9-ти т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М.: Юридическая литература, 1987.

82. Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9-ти т. Т. 3. Акты Земских соборов. М.: Юридическая литература, 1987.

83. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Проспект, 1996.

84. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998.

85. Тютекин Ю.И. Природа. Общество. Закон. Руководство рациональным природопользованием как функция Советского государств. Кишинев: ШТИИНЦА, 1976.

86. Федцов В.Г., Федцова А.В., Ежов Ю.А. Экологическое право: Курс лекций. М.: Торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

87. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль,1997.

88. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 1999.

89. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: ЮРИСТЪ, 1999.

91. Аваков О. Правовое обеспечение экологических прав граждан // Законность. 2001. № 2.

92. Аверченков А. Экологическая политика в переходный период: проблемы и решения // Вопросы экономики. 1995. № 2.

93. Баглай М.В. Социальная деятельность и функции империалистического государства // Советское государство и право. 1966. № 6.

94. Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. № 9.

95. Бринчук М.М. Теоретические основы экологических прав человека // Государство и право. 2004. № 5.

96. Бринчук М.М. Правовой механизм подготовки и принятия экологически значимых решений // Государство и право. 2000. № 9.

97. Васильева М.И. Управление в сфере охраны окружающей природной среды: экологическая политика и право // Экологическое право. 2001. №3.

98. Веденин Н.Н. Экологическая безопасность как институт экологического права // Журнал российского права. 2001. № 12.

99. Гиряева В.Н. Экологические платежи Германии // Экологическое право. 2002. № 5.

100. Гиряева В.Н. Торговля сертификатами на эмиссии парниковых газов // Экологическое право. 2004. № 3.

101. Голиченков А.К. Основные подходы к разработке концепции проекта Экологического кодекса РФ // Право и политика. 2000. № 10.

103. Гулиев В.Е. О функциях буржуазного государства // Правоведение. 1966. №3.

104. Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства // Правоведение. 1996. № 3.

105. Дорнер М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика. 1997. №5.

106. Дубовик O.JI., Написанова Я.В. Р. Штайнберг. Экологическое конституционное государство // Государство и право. 2000. JVb 1.

107. Жаворонкова Н.Г. Правовое обеспечение охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики // Государство и право. 1993. №11.

108. Иванова A.JI. Оценка правового института ответственности в сфере экологического права в европейском и немецком праве // Право и политика. 2004. № 10.

109. Исмаилова Г.М. Правовое регулирование экологических прав граждан по российскому и зарубежному законодательству // Основы государства и права. 2003. № 2.

110. Казанцев В.Р. Право граждан на информацию об окружающей среде // Российская юстиция. 2000. № 1.

111. Казанцев Н.Д. К вопросу о научных основах кодификации законодательства об охране природы // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1962. № 1.

112. Казанцев Н.Д. О некоторых вопросах кодификации природоохранительного законодательства // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1971. № 6.

113. Каск Л.И. О функциях буржуазного государства // Правоведение. 1968. №6.

115. Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. № 10.

116. Колбасов О.С. Правовое обеспечение охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики // Государство и право. 1993. № 11.

117. Колбасов О.С. Проблемы охраны окружающей среды в новой Конституции СССР // Советское государство и право. 1978. № 5.

118. Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность» // Известия вуза. Серия «Правоведение». 2001. № 1.

120. Лукьянцев В.П. Экологическая функция Российского государства в X начале XX века // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2002. № 4.

121. Лысухо П.И. Значение экологической функции Российского государства в современных условиях // Экологическое право. 2000. № 1.

122. Любашиц В.Я. Современное государство в глобализирующемся мире: проблемы теории // Правоведение. 2004. № 4.

123. Любе-Вольф Г. Основные характеристики права окружающей среды Германии // Государство и право. 2000. №11.

124. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6.

125. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 10.

126. Новикова Е.В., Петрова Т.В. Об изменениях в законодательстве по вопросам лицензирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности // Экологическое право. 2003. №3.

127. Петров В.В. Экологический кодекс России // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1992. № 3.

128. Пискотин М.И. К вопросу о функциях Советского государства в современный период // Советское государство и право. 1958. № 1.

130. Рахилин В.К., Благосклонов Н.К. Охрана природы и экология // Философские науки. 2000. № 1.

131. Ренгелинг Ганс-Вернер. Европейский кодекс окружающей среды: утопия или действительность? // Экологическое право. 2003. № 3.

132. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. № 3.

133. Седельникова М.Г. Умение реализовывать экологические права // Журнал российского права. 2003. № 4.

134. Серов Г.П. Правовое обеспечение экологической безопасности в РФ (материалы «круглого стола») // Государство и право. 1998. № 6.

135. Скромникова К.С. Экологические обязанности и права граждан России // Экологическое право. 2000. № 1.

136. Тимошенко А.С. О понятии и содержании права окружающей среды // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1987. № 5.

137. Чопорняк А.Б. Правовое обеспечение охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики // Государство и право. 1993. № 11.

138. Черноголовкин Н.В. Социалистическое государство: сущность и функции // Советское государство и право. 1968. № 6.

139. Шунеман Б. Уголовное законодательство в постмодернистском обществе, принципы, касающиеся экологического права (на примере ФРГ и США) // Экологическое право. 2003. № 2.

140. Диссертации и авторефераты диссертаций

141. Анцупов В.В. Экономическая функция государства: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.

142. Бояркина Ю.А. Формирование готовности учащихся старших классов к осуществлению экологически обоснованной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. Тюмень, 2006.

143. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.

145. Кадомцева А.Е. Развитие экологической функции современного Российского государства и правовые формы ее осуществления: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.

146. Кравченко Ю.Б. Охрана окружающей природной среды как функция Советского государства: Дис. канд. юрид. наук. М., 1978.

148. Осорын Амархуу. Охрана окружающей среды в системе функций социалистического государства: Дис. канд. юрид. наук. М., 1976.

149. Попов А.А. Правовое регулирование экологической информации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2005.

151. Третьякова А.А. Экологические права граждан в государствах -членах Европейского союза: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.

153. Халимов А. Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов: Дис. канд. пед. наук. М., 2005.

Добавить комментарий