Экологический аудит результат

Экологический аудит, в случае заинтересованного отношения со стороны хозяйствующего субъекта, служит высокоэффективным средством, повышающим качество работы компании при решении природоохранных проблем. Проведение экологического аудита – современный подход, способствующий более высокой ответственности компаний за последствия своего хозяйствования в плане влияния на природную среду.

Содержание

Что такое экологический аудит

Термин экологический аудит предприятия раскрыт в Законодательном акте «Об охране окружающей среды». Здесь он определен как комплексное исследование выполнения компанией мировых нормативов, направленных на защиту экологии, которое сопровождается документальным оформлением и рекомендательными разработками по устранению выявленных недоработок.

Применительно к субъектам хозяйствования экологический аудит проводится специализированными организациями либо физлицами эколог-аудиторами. Задача такого мероприятия включает анализ соответствия производственно-технологических и других процессов и существующей отчетности природоохранным законам, действующих в рамках национальных законодательных актов и нормах природоохранных организаций. Процесс проведения таких мероприятий должен включать консультирование предприятий и формирование рекомендательных мер, направленных на преодоление проблемных ситуаций по защите экологии.

Цели экологического аудита включают также оценку воздействия деятельности компаний на экологическую обстановку с последующим составлением прогнозов относительно возможного ущерба для природной среды.

Кто и для чего придумал экологический аудит

Первоначально система экологического аудита действовала в Соединенных Штатах и использовалась в качестве контролирующей функции в отношении корпораций, работающих в промышленно-производственных отраслях. Понимая важность природоохранных мероприятий, такие корпорации проводили внутренний экологический аудит для оценки угрозы, которую несет их производственная деятельность для природы. В то время экологический менеджмент и аудит решал задачи предоставления объективной информации акционерам и правлениям о потенциальных рисках аварий, а также о мероприятиях, которые позволят предотвратить негативные ситуации.

Основы внутреннего экоаудита были заложены Международной торговой палатой (МТП) в 1989 год при разработке международного документа, определяющего экологический аудит окружающей среды в качестве важного элемента самоконтроля хозяйствующих субъектов. Он является неотъемлемой составляющей природоохранных систем предприятий. Процедура экологического аудита включает регулярные исследования, тестирование и анализ влияния производственной деятельности на экологию. Документ МТП определяет аудит систем экологического менеджмента как добровольное мероприятие. Такой подход получил положительные оценки промышленников и производственников, так они получали эффективный инструмент, обеспечивающий контроль экологической обстановки с соблюдением природоохранных нормативов на предприятии.
Комиссия европейских сообществ (КЭС) годом позже после появления документа МТП предложила первый проектный сборник экологических правил обязательного характера. Данный проект был раскритикован МТП, некоторыми государствами ЕС, а также межнациональными организациями.
Основная критика проекта звучала по вопросу потенциальной угрозы вмешательства в производственные процессы, а также тот факт, что заключение экологического аудита может быть открыто для общественности. С учетом критики в 1991 году КЭС выдвинула обновленные предложения, которые позволили сформировать итоговый вариант документа. Отредактированные правила указывают, что экологический аудит организации должен способствовать формированию системности мероприятий по охране экологии.
К 1993 году вышла директива ЕС (1836), а также были утверждены правила и стандарты экологического аудита. Компании, которые реализуют такие правила в своей хозяйственной деятельности, получают возможность использовать для маркировки своих продуктов экологическую эмблему. Параллельно с экологическими Правилами в Великобритании был внедрен Стандарт систем экологического управления BS 7750. Кроме того, были разработаны нормативы управления компаниями ISO 14000.

Какие цели и задачи экологического аудита можно выделить

Эффективность и полезность экоменеджмента и системного аудита очевидна, поскольку эта процедура позволяет:
— Рационально распределить материальные издержки организаций на основании определенных экологических факторов;
— Предотвратить вероятность финансовых потерь, связанных с нерациональным использованием ресурсов природы и загрязнением экологии;
— Установить доверительные взаимоотношения с местным населением и органами природоохранной сферы;
— Получить возможность пользоваться определенными льготами и субсидиями для компаний, вносящих значительный вклад в охрану природы;
— Выйти на международные стандарты управления по вопросам экологии, связанных с вкладом отечественных предприятий в систему международной экономики и экологической безопасности.
Правила и порядок ведения документации по экоаудиту, внедрение новаторских аудиторских программ и применение полученных данных поможет существенно изменить ситуацию экологии в стране. В основном это касается предприятий промышленности, организаций и субъектов, которые могут нести угрозу загрязнения природной среды.
В комплексе экоаудит представляет собой независимую документальную проверку с оценкой хозяйствования и выполнения всех нормативов в области экологии с последующими рекомендациями, направленными на корректировку природоохранной политики.

Что дает экологический аудит для бизнеса

Программа экологического аудита дает возможность владельцам предприятий:
— Определить экологическую стратегию и политику руководства предприятия;
— Выгодно использовать льготы по налогообложению с использованием инновационных ресурсосберегающих технологий;
— Минимизировать негативные последствия, связанные с остановкой производства;
— Уменьшить вероятность чрезвычайных ситуаций по загрязнению окружающей среды;
— Установить благоприятные отношения с местными властями, органами надзора и населением;
— Повысить спрос на производимые товары и услуги на внешнем и внутреннем рынке;
— Сделать предприятие привлекательным для инвесторов;
— Вывести предприятие на международный уровень по мировым стандартам экологии.

  • Руководящие бизнес-принципы ICC France в сфере климата

Примеры экологического аудита

Большую заинтересованность в осуществлении экоаудита и во внедрении экоменеджмента проявляют владельцы нефтегазовых предприятий таких, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Юкос», Лукойл, «Сибур», где создаются специальные отраслевые экологические управленческие системы на уровне международной стандартизации ISO 14000.
Программа по развитию экоаудита была принята еще в 1997 году. Она включает в себя создание методической и нормативной документации в соответствии с мировыми нормативами, а также разработку обучающей программы по подготовке кадров для проведения экоаудита и научных исследований.
Анализируя экологический аудит, примеры которого приведены выше, можно утверждать, что еще в девяностых годах велись попытки его внедрения, и только в конце девяностых была создана система подготовки и аттестации соответствующих кадров.
Отечественные компании относятся ответственно и серьезно к сохранению природной среды и эко-безопасности, поэтому соблюдают ряд установленных нормативов и стараются использовать опыт зарубежных предприятий. Как правило, для работы формируется команда собственных аудиторов либо оплачиваются услуги сертифицированных экоаудиторов. Благодаря этому аудиторские экологические проверки можно проводить регулярно, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы и дает возможность избежать лишних затрат.

Какие различают типы экоаудита

На практике существует такие виды экологического аудита:
1. Аудит соблюдения стандартов. Осуществляется методом сравнения качества состояния экологии и положений из международных и национальных стандартов. Целью методики сопоставления является выработка мероприятий по приведению эко-ситуации к соответствующим стандартам и повышение эффективности деятельности компании.
2. Аудит ответственности. Задачи экологического аудита этого типа включают исследования по установлению ответственности за нанесенный урон окружающей среде.
3. Аудит при экологическом страховании. Проводится на этапе подготовки страхового договора, основанного на разработке превентивных мер с целью уменьшения экологических рисков. Проводится при определении степени ущерба, при страховых случаях, при поступлении исков о загрязнении предприятием природы.
4. Аудит в системе экологической сертификации. Применяется для установления соответствия сертифицируемой компании, установленным эко-стандартам.
5. Аудит территории. Производится для оценки реальной экологической обстановки на территории компании.
6. Аудит при подготовке соглашений о разделе продукции. Применим для детального изучения ситуации с экологией на предприятии как объекта для предполагаемых инвестиций. Аудиторская проверка включает анализ грунта, растительности, животных. Также экоаудиторы оценивают ранее причиненный данным предприятием экологический ущерб, стоимость поврежденных экологических объектов и затраты на их восстановление.
Также существуют и другие виды экологического аудита, которые применяются на всех предприятиях, несущих угрозу природе и непосредственно воздействующих на нее. Это касается строительных программ, работ по реконструкции, ликвидации и консервации хозяйственных сооружений и проектов освоения новых территорий.

Какие виды экологического аудита нужно знать

Согласно существующим положениям, экоаудит включает две категории мероприятий – обязательные и инициированные.
Обязательный экологический аудит осуществляется:
— При выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;
— По инициативе госорганов для определения степени экосанации промышленной компании или производства;
— Для анализа эко-факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;
— При оформлении банкротства предприятия;
— Для получения предприятием страхового эко-полиса;
— В процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.
Обязательный экоаудит инициируется национальным органом эко-экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.
Инициативное аудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.
Следует отметить, что инициативный экоаудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экоаудит:
— внешний (проводимый в обязательном порядке);
— внутренний (по решению руководства самого предприятия).

Объекты экологического аудита

Выделяют следующие объекты экологического аудита:
1) Материалы и сырьё;
2) Продукты питания, пищеблок;
3) Технологические процессы;
4) Продукция;
5) Выбросы в атмосферу;
6) Сточные воды;
7) Отходы;
8) Средства индивидуальной и коллективной защиты;
9) Техника безопасности;
10) Положение о политике Компании по охране труда и природной среды;
11) Экопаспорт предприятия и др.

Стандарты экологического аудита

На основании международного стандарта ИСО 14012 был принят стандарт на экологический аудит в России ГОСТ Р ИСО 14012-98. Стандарты международного значения из раздела ИСО 14000, а также мировой опыт и другая международная документация — это основы экологического аудита для создания и внедрения нормативных стандартов и правил в российском законодательстве и определения сферы деятельности менеджмента экоаудита.
Экоаудиторские проверки осуществляются на основании требований ISO, внедряемых в работу компании. Всю ответственность за соблюдение нормативов предприятие берет на себя, их соответствие определяется аудиторской проверкой. Категория стандартов ISO 1400 является международной и относится к системе экоменеджмента. Нормативы ISO 1400 относятся к экологическим вопросам и существуют для оказания помощи производственным организациям. В категорию стандартов ISO 1400 входят:
— ISO 1401 Система экоменеджмента;
— Основные принципы руководства ISO 14004, входящего в систему экоменеджмента;
— Нормативы для обеспечения функционирования экоменеджмента ISO 14015 «Экоменеджмент»;
— Уровень состояния экологии на территориях и предприятиях оценивается ISO 14020 «Экологические декларации и этикетки»;
— Главные стандарты ISO 14031 «Управление экологией»;
— Эффективность экоменеджмента ISO 14040 «Управление окружающей средой»;
— Определение жизненного цикла. Структура и принципы. ISO 14050 «Управление окружающей средой»;
— Словарь. ISO 14062 «Менеджмент окружающей среды;
— Внедрение экологических факторов в разработку и создание продукции ISO 14063 «Экологический менеджмент»;
— Обмен информационными сведениями о состоянии окружающей среды. Рекомендации и практические советы ISO 14064 «Количественное определение и снижение выбросов в атмосферу парниковых газов».
Необходимо учитывать тот факт, что еще до конца девяностых годов в России процедура экологического аудита проводилась специалистами зарубежных компаний. В настоящее время в РФ состояние экоаудита находится в новой фазе своего развития благодаря потребностям многих предприятий. В основном это касается предприятий, стремящихся выйти на международный рынок и вынужденных проводить стандартную процедуру международного экоаудита, на основании которой выдается сертификат о безопасной для экологии работе предприятия и выпускаемой им продукции. При соответствии предприятия установленным требованиям ISO 14000 его продукция автоматически приобретает конкурентоспособность на мировом рынке.
На российском рынке к категории таких предприятий можно отнести нижегородское производство «РУМО», изготавливающее дизельные моторы, мотостроительный завод в Ярославской области, завод алюминиевых конструкций в Красноярске, завод «Сокол» и ряд других машиностроительных предприятий.

Как проходит процедура экологического аудита

Проведение экоаудита должно решать задачу по оценке соответствия исследуемого предприятия установленным для объектов такого типа нормативам. Процедура проведения экологического аудита отличается понятностью, простотой и доступностью.
На подготовительном этапе к процедуре следует:
— Провести идентификацию процессов хозяйственной и производственной деятельности;
— Объективно определить цели хозяйственной политики и задачи компании;
— Установить компетенцию анализа, его этапы и масштаб;
— Определить процедурный порядок экоаудита.

Этапы экологического аудита:

Этап 1. Проверка первичной документации, регистрационных книг и других документальных актов, отражающих текущие показатели природоохранных мероприятий;
Этап 2. Получение объективной информации из нескольких источников, включая интервьюирование сотрудников;
Этап 3. Визуальный осмотр объекта с анализом его состояния;
Этап 4. Исследование состояния природной среды с применением необходимых приборов;
Этап 5. Формирование предложений рекомендательного характера, направленных на улучшение природоохранных процессов и рачительное расходование экоресурсов.
Проведение экоаудита включает предоставление итогов анализа в форме заключения, которое передается руководителю предприятия. Такой акт является официальным и заверяется печатью компании или подписью экоаудитора. Этот документ содержит экспертные выводы о соответствии проверенной документации и принципов деятельности организации законодательным положениям в области экологии.

Как составляется заключение экологического аудита

Заключение экоаудита оформляется в стандартной форме, включающей:
1. Вывод по итогам проверки относительно соответствия природоохранной политики компании действующим законам, нормативам и требованиям;
2. Анализ состояния финансовых и хозяйственных отчетных документов, точность предусмотренных экологических выплат, целесообразность использования финансовых ресурсов, выделяемых на природоохранные мероприятия;
3. Оценку влияния исследуемого объекта на окружающую среду, экологическую ситуацию в регионе, на здоровье сотрудников. Анализ сведений о размере и наличии выбросов вредных веществ, ограничение которых предусмотрено международными соглашениями;
4. Итоги проверки роста объемов выпуска товаров с учетом изменения выброса загрязняющих веществ в окружающую среду, потребления природных и энергоресурсов;
5. Данные анализа при сравнении важнейших показателей экологической деятельности проверяемого предприятия с аналогичными отечественными и зарубежными объектами;
6. Оценка возможной угрозы в случае создания аварийной ситуации, правильность составленных планов предотвращения негативных последствий и ликвидации аварийных очагов, а также достаточность имеющихся для этого материальных ресурсов;
7. Выводы относительно квалификации и компетенции специалистов, ответственных за природоохранные мероприятия, наличие у них техсредств для контроля состояния объекта;
8. Заключение об уровне информированности руководства предприятия о размере загрязнения экологии в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Выводы о наличии мотивационных и стимулирующих программ, направленных на защиту окружающей среды и снижение энергозатратности и материалоемкости производимых товаров.

  • CIP Инкотермс 2010 – самый сложный базис поставки

В настоящее время рядом специалистов рассматриваются два понятия: экологическое аудирование и экологический аудит.

Экологическое аудирование – это вид предпринимательской деятельности, составная часть общего аудита в системе экологического менеджмента; организационно-управленческий инструмент обеспечения национальной безопасности в экологической сфере.

Экоаудит рассматривается как элемент экологического менеджмента и организационно-управленческого механизма обеспечения национальной безопасности в экологической сфере как инструмент гарантии экологических прав граждан на техногенно безопасную и экологически чистую окружающую среду .

В процессе аудиторской проверки выделяется достоверная информация о состоянии финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, соблюдении налогового режима и т.п.

Необходимость экоаудита определяется требованиями законодательства, в частности:

– об охране окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, самой эксплуатации, модернизации, реконструкции, консервации, утилизации предприятий;

– о защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера при различных видах деятельности;

– о безопасности при использовании атомной энергии, при осуществлении оборонной деятельности;

– при финансовой отчетности, ведении платежно-расчетных операций, выплате налогов и т.п.

Экологический аудит включает проверку следующих видов деятельности:

– выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

– определение уровня экологичности компании (проводится в случае, если данная компания не имеет официально принятых планов или программ в области окружающей среды);

– функционирование системы экологического управления;

– получение экологического сертификата;

– выполнение финансовых обязательств и выплата долгов, правильность определения уровня рисков при слиянии и приобретении компаний;

– составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах. Международные стандарты ИСО по экологическому аудиту включают методические материалы по принципам экологического аудита, процедуре аудита систем экологического управления и квалификационные требования к специалистам по экологическому аудиту.

Основные принципы экологического аудита:

– объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при ее проведении;

– профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

– достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

– планирование работ по его проведению;

– комплексность (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

– конфиденциальность информации, полученной в результате проведения аудита;

– ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Проведение экологического аудирования в России регулируется Указами Президента РФ от 22 декабря 1993г. и от 24 декабря 1994 г., приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и включает проверку системы внутреннего финансового контроля объекта, соблюдение законодательства и соответствия ему документации, проверку бухгалтерского учета и отчетности.

Экологический аудит проводится:

– в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;

– при реализации процедуры банкротства;

– при проведении обязательного экологического страхования;

– при подготовке инвестиционных проектов и программ;

– когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Задачами экологического аудита являются:

– обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

– определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

– проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

– повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

– снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Очевидные успехи в защите окружающей среды за рубежом связаны в значительной мере с широким развитием такого механизма управления и регулирования воздействием на окружающую среду, как экологический аудит.

Экологический аудит как механизм управления окружающей средой получил развитие в экономически развитых странах – США, Канаде, Великобритании, Германии, Нидерландах и др. – в 70-е годы. В это же время экологический аудит стал развиваться как отрасль предпринимательской деятельности экологической индустрии.

Основные принципы и положения экологического аудита реализованы в Руководстве Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту, принятом в 1993 г.

Понятие, цели и задачи экологического аудита.

Экологический аудит – это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности.

При проведении аудита проверяется степень соответствия характера деятельности, продукции, системы управления и др. экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, действующим на территории РФ.

Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:

— виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

— состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;

— системы управления окружающей средой;

— соблюдение природоохранного законодательства и установленных экологических требований;

— использование ресурсов;

— процессы обращения с отходами;

— финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Целью экоаудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов в осуществлении природоохранных мероприятий, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

Задачами экоаудита являются:

— обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

— определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

— проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

— повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

— снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Экологический аудит проводится физическими лицами – экоаудиторами – специалистами, имеющими соответствующее квалификационное свидетельство (аттестат), и юридическими лицами – экоаудиторскими фирмами, имеющими в своем штате экоаудиторов и получившими от полномочного органа разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.

Экологический аудит систем экологического менеджмента может быть внутренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприятия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской «команды», куда могут входить и специалисты со стороны. В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистом, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую «команду», в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае, специалисты, осуществляющие экологический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными.

Для оценки эффективности систем производственного экологического управления и менеджмента возможно использование следующей методики, разработанной с учетом требований и рекомендаций Международного стандарта ISO 14001. Методика включает в себя следующие этапы:

— Оценка соответствия требованиям экологического законодательства Российской Федерации

— Оценка соответствия общим формальным требованиям стандарта ISO 14001

— Качественная оценка соответствия расширенным требованиям стандарта ISO 14001

— Оценка динамики изменения основных количественных показателей экологической деятельности предприятия

— Качественная оценка деятельности предприятия в области экологического управления и менеджмента

Оценка эффективности производственного экологического управления и менеджмента на первом этапе может носить формальный характер и проводиться несколькими способами:

— Получение подтверждений от всех государственных контролирующих организаций о том, что деятельность данного предприятия соответствует требованиям законодательства.

— Получение общего заключения о выполнении государственных экологических требований.

— Подтверждение соответствия всем законодательным требованиям может проводиться методом от противного, т.е. путем получения соответствующих данных, характеризующих:

— отсутствие сверхлимитных сбросов и выбросов, правильность хранения отходов на промплощадке;

— наличие всей необходимой документации по воздействию на окружающую среду;

— наличие всех необходимых лицензий на комплексное природопользование, наличие разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ;

— наличие справок о платежах, наличие разработанной и утвержденной документации такой как, например: Проекты нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, Проекты лимитов размещения отходов и другой;

— наличие порядка на промышленной площадке.

Если выполнение требований экологического законодательства подтверждено одним из выше перечисленных способов, то по первому этапу оценки эффективности системы экологического менеджмента делается положительное заключение.

На втором этапе оценивается соответствие деятельности предприятия в области экологического менеджмента формальным требованиям стандарта ISO 14001, таким как:

— наличие экологической политики, которая доведена до сведения населения и общественности;

— наличие экологических целей и задач;

— наличие руководства и программы по системе экологического менеджмента;

— четкое распределение обязанностей персонала, включая его обучение;

— проведение предварительного аудита (обзора) для определения экологических аспектов существующей деятельности предприятия;

— ведение необходимой документации;

— осуществление систематического аудита для подтверждения работоспособности системы экологического менеджмента.

При положительных ответах на все поставленные вопросы дается итоговое положительное заключение по второму этапу оценки.

На третьем этапе проводится оценка соответствия системы экологического управления и менеджмента на предприятии расширенным требованиям стандарта ISO 14001 по следующим направлениям:

— экологическая политика и планирование деятельности в области экологического менеджмента;

— организация деятельности в области экологического менеджмента;

— оценка результатов и последовательное совершенствование деятельности в области экологического менеджмента.

Для оценки используются анкеты вида:

Объекты оценки Критерии оценки Требования стандарта ISO 14001 Фактическое положение

Необходимо последовательно ответить на все вопросы анкет. При соответствии реальной ситуации на предприятии требованиям стандарта ISO 14001 делается итоговое положительное заключение по третьему этапу оценки.

На четвертом этапе оценки используются разнообразные количественные критерии и показатели, как уже применяемые предприятием, так и дополнительно предлагаемые в рамках проводимой программы аудита. При этом важно показать динамику изменения показателей как минимум за 3 последних года.

В основу оценки при анализе динамики изменения количественных показателей закладывается принцип их последовательного улучшения за анализируемый период. Система экологического менеджмента на предприятии считается достаточно эффективной (при условии, что соблюдены все вышеперечисленные требования и критерии), если подтверждается тенденция непрерывного улучшения во всех аспектах экологической деятельности предприятия, где это практически достижимо.

На последнем пятом этапе качественно оценивается разнообразная, преимущественно инициативная деятельность предприятия в области экологического менеджмента, включая намерения к осуществлению подобной деятельности и полученные промежуточные результаты.

Основные принципы, обеспечивающие эффективность экологического аудита, можно подразделить на профессионально-этические (1) и методологические (2):

1) объективность экоаудиторов:

— независимость от руководства аудируемого объекта, заказчика, а также руководства организации, осуществляющей аудит;

— компетентность в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также специфики аудируемого объекта, что подтверждается наличием соответствующих документов;

— сохранение конфиденциальности получаемой в процессе аудита информации, ее неразглашение;

— ответственность за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

2) планирование процедуры аудита:

— целесообразность выбора методики и технологии аудита;

— определение критериев существенности и достоверности;

— анализ информации и формирование выводов;

— взаимодействие аудиторов;

— информирование руководства аудируемого предприятия о результатах и др.

Количественная и качественная оценка

Результатами экоаудита является количественная и качественная оценка эффективности систем экологического менеджмента

Количественная оценка эффективности систем экологического менеджмента осуществляется на основе системы разнообразных критериев и показателей. В задачи экологического аудита может входить не только анализ представленной предприятием динамики изменения показателей, но и обоснование использования дополнительных критериев и показателей, позволяющих более полно оценивать эффективности деятельности в области экологического управления и экологического менеджмента.

Качественная оценка эффективности систем экологического менеджмента – это оценка экологической состоятельности промышленных предприятий. Экологическая состоятельность промышленных предприятий качественно оценивается по намерениям, предпринимаемым действиям и достигнутым результатам, в первую очередь по инициативным добровольным видам деятельности в области экологического управления и менеджмента.

Оценка производится по результатам ответов на вопросы по следующим критериям:

— Обоснование и публичное декларирование предприятием основных принципов экологической деятельности (декларирование экологической политики)

— Наличие и обоснование предприятием целей, направленных на развитие процессов непрерывного улучшения достигнутых результатов экологической деятельности

— Использование предприятием программ и методов экологического аудирования для оценки достигнутых результатов и дальнейшего развития деятельности

— Формирование и распространение предприятием «зеленой отчетности»

— Экологическая открытость предприятия

— Объединение задач управления качеством продукции и услуг и экологического управления

— Стимулирование вовлечения персонала в экологическую деятельность предприятия

— Осуществление мониторинга состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия:

По каждому из перечисленных критериев имеется серия вопросов, в зависимости от ответов на которые аудиторы выставляют ту или иную оценку по каждому критерию.

Возможны следующие варианты общей оценки:

«0» — не более одного положительного ответа;

«1/2» – 2-3 положительных ответа;

«1» 4-5 положительных ответов.

Сумма полученных результатов по всем критериям позволяет получить итоговую качественную оценку эффективности существующей системы производственного экологического управления и менеджмента (экологической состоятельности предприятия), например:

— менее 30% от максимально возможной величины — «осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению и менеджменту фрагментарна и в целом не эффективна»; предприятие нельзя относить к экологически состоятельным;

— 30-50% — осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению и менеджменту в целом удовлетворительна, но требует дальнейшего развития и совершенствования; экологическая состоятельность предприятия в целом недостаточна;

— 50-70% — осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению и менеджменту в целом достаточно эффективна, но при этом имеются неиспользованные возможности для ее дальнейшего улучшения; экологическая состоятельность предприятия в целом удовлетворительна;

— более 70% — осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению высокоэффективна; само предприятие может рассматриваться как лидер в области экологического управления и менеджмента; экологическая состоятельность предприятия бесспорна.

Предлагаемые критерии могут использоваться при проведении программ как внешнего, так и внутреннего экологического аудирования предприятия с разработкой по результатам оценки широкого спектра рекомендаций и предложений по повышению эффективности экологического управления и менеджмента.

Общая высокая оценка экологической состоятельности промышленного предприятия (например, более 50%), в случае соблюдения обязательных требований природоохранительного законодательства, может рассматриваться в качестве одного из условий льготного инвестирования, налогообложения, страхования, а также как обязательное условие сертификации системы экологического управления и менеджмента.

Принципиальное отличие российского опыта в организации экологического аудита от европейского заключается в том, что за рубежом такие проверки воспринимаются не только заинтересованными предприятиями, банками и общественными организациями, но востребованы и самим государством. В России экологический аудит применяется с 1993 года, его внедрение было обусловлено желанием крупных предприятий выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к поставщику по соблюдению экологических требований, а также с целью получения предприятиями кредитов международных финансовых структур. При этом, изначально экологический аудит осуществляли в основном западные фирмы по методикам международных банков.

Основные положения аудита в Российской Федерации определяют его как предпринимательскую деятельность. Правовые аспекты взаимодействия участников этой деятельности, в том числе экоаудиторов и экоаудиторских организаций, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В России экоаудиторская деятельность впервые официально отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий». Программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприродой России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 26 февраля 1996 года №168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» экологический аудит отнесен к лицензируемым видам деятельности, а функция органа по лицензированию закрепляется за Минприроды России и его территориальными органами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года № 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей природной среды» лицензирование экоаудиторской деятельности поручается Госкомэкологии России. С целью формированию нормативной базы экологического аудита приказом Госкомэкологии России от 16 октября 1997 года №453 принят «План первоочередных мероприятий по введению экоаудита в Российской Федерации», в рамках которого подготовлены и введены в действие следующие документы:

  • Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации.
  • Временные правила аттестации экологических аудиторов.
  • Временное положение о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов.

Основополагающим документом, регулирующим это направление деятельности, является приказ Госкомэкологии России от 30.03.98 г. №181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России». Этим приказом, в частности, предусмотрено ведение Реестра аттестованных экоаудиторов, организаций по экологическому аудиту, центров обучения по экологическому аудиту и фактически создана база нормативно-правовая база для широкого развертывания рынка услуг по экоаудированию.

Указанные документы легли в основу деятельности по подготовке экоаудиторов и их аттестации. Порядок аттестации и регистрации экоаудиторов представлены в приказе Государственного комитета по охране окружающей среды №436 от 16.07.98 г. «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». Этим приказом введены формы документации, квалифицирующей специальность «экологическое аудирование».

Всего Госкомэкологией и Минприродой были выпущены следующие документы, ориентированные на регулирование деятельности в области экологического аудита на территории Российской Федерации:

  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» — №436 от 16.07.98 г.
  • Приказ Минприроды России «Об экологическом аудировании» — №412 от 11 октября 1995г.
  • Приказ Минприроды России «Об организации экологического аудита» — №540 от 29 декабря 1995г.
  • Приказ Минприроды России «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» — №282 от 18 июня 1996г.
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды — «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» — №181 от 30 марта 1998г.
  • Приказ Госкомэкологии России «О Системе экологического аудирования» — №453 от 16 октября 1998г.
  • Приказ Госкомэкологии России «Об эксперименте по проведению экологического аудита на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» — №94 от 17 февраля 1997г.

Госстандарт России утвердил Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации:

  • ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;
  • ГОСТ Р ИСО 14004 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;
  • ГОСТ Р ИСО 14010-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;
  • ГОСТ Р ИСО 14011-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;
  • ГОСТ Р ИСО 14012-98 — Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».
  • ГОСТ Р ИСО 14041:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 14042:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 14043:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 140050:98. «Управление окружающей средой. Словарь». М., Госстандарт России, 1998г.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься экологическим аудитом.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Как деятельность экологический аудит отмечен в Федеральном законе от 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности (ст.27). Кроме того, в классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. предусмотрено определение экологического аудита под кодом 110.010.100.

19 декабря 1997 г. решением Общего собрания учредителей создан Национальный комитет экологической безопасности (НКЭБ). Национальный комитет экологической безопасности как организация в форме некоммерческого партнерства государственных учреждений, предприятий и хозяйствующих субъектов Российской Федерации создана для содействия органам государственной власти и управления Российской Федерации, хозяйствующим субъектам и общественности в области экологии и обеспечения экологической безопасности, в том числе в сфере экологического аудирования, для чего создан профильный Департамент НКЭБ.

Важной задачей Национального комитета является вступление Российской Федерации в Европейскую систему аккредитации органов по сертификации (ЕАС) систем управления окружающей средой. Это даст возможность взаимного признания сертификатов экоаудиторов Европейского Союза и Российской Федерации.

Перечисленные в данном разделе документы по экологическому аудированию, позволяют осуществлять экоаудиторскую деятельность на достаточно высоком уровне. В то же время процесс формирования нормативной базы, регулирующей деятельность в области экологического аудита, нельзя считать завершенным. Необходимо создание системы взаимодействия субъектов этой деятельности с местными органами власти и объектами аудиторской проверки, а также создание блока документов, решающих вопросы координации экоаудиторской деятельности, а также методического обеспечения как отдельных процедур, так и конкретных направлений аудита. В результате объединения Госкомэкологии с Минприродой некоторые нормативные документы были отменены.

Сегодня в Российской Федерации функцию аттестации экоаудиторов выполняют несколько организаций, а именно: некоммерческое партнерство «Национальная Экологическая Аудиторская палата» и некоммерческое партнерство «Экологическое Международное Аудиторское Сообщество. Сертификация» (НП «ЭМАССерт»)

Наиболее актуальные причины экологических загрязнений недвижимости

Наиболее распространенные экологические проблемы могут быть вызваны:

  • Ветхостью зданий: разрушение асбестосодержащих материалов (доказано, что асбест относится к наиболее активным канцерогенным веществам), нарушение влажностного режима (вследствие этого в помещениях возникают плесневые грибы, которые могут вызывать заболевания воздушно-дыхательных путей), устаревшая система водоснабжения (в воду попадают металлы, вызывающие тяжелейшие заболевания);
  • Несоблюдением санитарных норм при постройке зданий: неправильное конструирование систем вентиляции, кондиционирования, использование некачественных строительных и отделочных материалов;
  • Расположением офисных помещений в бывших промышленных и производственных предприятиях, в лабораториях, НИИ. Данная проблема чрезвычайно актуальна для современных мегаполисов. Экологическая опасность здесь объясняется по крайней мере двумя основными причинами. Во-первых, подобные помещения, как правило, не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим нормам (по освещенности, уровню шума, вибрации и другим параметрам), а значит, рабочие места в них не должны располагаться вообще. Во-вторых, от прошлой деятельности промышленных предприятий и исследовательских подразделений в зданиях, естественно, остаются вредные вещества, концентрация которых во много раз превышает допустимые экологические стандарты;
  • Местонахождением здания в неблагоприятных промышленных частях города;
  • Превышением уровня шума, вибрации. Данная причина тесна связана с предыдущими. Более того, в промышленных районах в воздухе сконцентрированы опасные для жизни химические вещества;
  • Превышением электромагнитного поля. Это одна из самых распространенных причин экологического неблагополучия. Источником электромагнитных полей может быть неправильно проведенная или старая электропроводка, отсутствие заземления, морально устаревшая или неправильно эксплуатируемая оргтехника;
  • Повышенной влажностью, недостаточной вентиляцией, плохой гигиенической уборкой. В этом случае в помещении накапливается огромное число бактерий, создаются идеальные условия для размножения плесневых грибов. Многие строительные и отделочные материалы, а также мебель, которая не прошла контроль качества (однако имеет сертификат), выделяют в воздух помещений вредные вещества в высоких концентрациях (фенол, формальдегид, ароматические углеводороды, асбест и др).

Источники информации

Добрый день, уважаемые подписчики! Сегодня хочется поднять актуальную и современную тему — экологический аудит! Пока свежи мои впечатления от данного процесса, я готова поделиться ими с вами. Надеюсь, информация вам поможет в работе и расширит ваше восприятие экологии в целом.

Понятие экологического аудита

Термин «экологический аудит предприятия» раскрыт в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Здесь он определён как «комплексное исследование выполнения компанией мировых нормативов, направленных на защиту экологии, которое сопровождается документальным оформлением и рекомендательными разработками по устранению выявленных недоработок».

Согласно ГОСТу Р ИСО 14050-99, экологический аудит — это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определённых видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Задачи и цели экологического аудита

Задача экологического аудита — поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель экологического аудита — способствование своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результат экологического аудита – предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

Экологический аудит и законодательство

Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 24.12.1993 г.

Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:

  • Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»;
  • Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»;
  • Приказ Минприроды России от 02.04.1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования».

Экологический аудит в Российской Федерации регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Указ Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»;
  3. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»;
  4. Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»;
  5. Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»;
  6. Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».

Содержание экологического аудита

В экологический аудит входит:

  1. Оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и её соответствия требованиям законодательства РФ;
  2. Выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  3. Определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  4. Выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  5. Оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  6. Выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Кто проводит экологический аудит

Проверяющие профессиональные аудиторы (да-да, именно те, которые с сертификатом) руководствуются основными принципами проверки:

  1. Объективности и независимости экологический аудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  2. Профессионализма и компетентности аудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  3. Достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  4. Планирования работ по проведению экологического аудита;
  5. Комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  6. Конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  7. Ответственности аудиторов за результаты проводимых исследований.

На основании международного стандарта ИСО 14012 был принят стандарт на экологический аудит в России ГОСТ Р ИСО 14012-98. Стандарты международного значения из раздела ИСО 14000, а также мировой опыт и другая международная документация — это основы экологического аудита для создания и внедрения нормативных стандартов и правил в российском законодательстве и определения сферы деятельности менеджмента экологический аудита.

Экологические аудиторские проверки осуществляются на основании требований ISO, внедряемых в работу компании. Всю ответственность за соблюдение нормативов предприятие берёт на себя, их соответствие определяется аудиторской проверкой. Категория стандартов ISO 1400 является международной и относится к системе экологического менеджмента. Нормативы ISO 1400 относятся к экологическим вопросам и существуют для оказания помощи производственным организациям. В категорию стандартов ISO 1400 входят:

  • ISO 1401 Система экологического менеджмента;
  • Основные принципы руководства ISO 14004, входящего в систему экологического менеджмента;
  • Нормативы для обеспечения функционирования экологического менеджмента ISO 14015 «Экологический менеджмент»;
  • Уровень состояния экологии на территориях и предприятиях оценивается ISO 14020 «Экологические декларации и этикетки»;
  • Главные стандарты ISO 14031 «Управление экологией»;
  • Эффективность экологического менеджмента ISO 14040 «Управление окружающей средой»;
  • Определение жизненного цикла. Структура и принципы. ISO 14050 «Управление окружающей средой»;
  • Словарь. ISO 14062 «Менеджмент окружающей среды»;
  • Внедрение экологических факторов в разработку и создание продукции ISO 14063 «Экологический менеджмент»;
  • Обмен информационными сведениями о состоянии окружающей среды. Рекомендации и практические советы ISO 14064 «Количественное определение и снижение выбросов в атмосферу парниковых газов».

Категории экологического аудита

Согласно всем существующим положениям экологический аудит включает две категории мероприятий: обязательные и инициированные.

Обязательный экологический аудит осуществляется:

  • при выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;
  • по инициативе госорганов для определения степени экологической санации промышленной компании или производства;
  • для анализа экологических факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;
  • при оформлении банкротства предприятия;
  • для получения предприятием страхового экологического полиса;
  • в процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.

Обязательный экологический аудит инициируется национальным органом экологической экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.

Инициативное экоаудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.

Следует отметить, что инициативный экологический аудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экологический аудит на:

  • внешний (проводимый в обязательном порядке);
  • внутренний (по решению руководства самого предприятия).

Аудиторские организации. Требования

Для аудиторской организации законодательно установлены некоторые требования, а именно:

  1. В штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов;
  2. Организация должна быть включена в Реестр экологический аудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдаётся на 5 лет;
  3. Организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

К экологам-аудиторам также устанавливаются дополнительные требования. Они должны:

  • быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений;
  • владеть методологией экологического аудита и уметь применять её на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования;
  • иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экологический аудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экологический аудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого им объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях;
  • получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке;
  • обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003;
  • каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждённым уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

Процедуры экологического аудита

Экологический аудит включает в себя нижеперечисленные процедуры:

  1. Осмотр экологами-аудиторами или аудиторскими организациями в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности, проверку достоверности предоставленной документации и отчётности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  2. Оценку соответствия технологического процесса экологическим требованиям;
  3. Оценку производственного контроля в области охраны окружающей среды требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  4. Выявление возможностей для повышения эффективности управления, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  5. Определение издержек и выгод при реализации рекомендаций аудиторов по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Порядок проведения экологического аудита

Порядок проведения экологического аудита можно представить поэтапно.

I этап. Подготовительный этап

1.1. Инвестиционное обоснование проведения экологический аудита, определение источника финансирования.

1.2. Определение цели и задач экологического аудита выбор критериев экологический аудита.

1.3. Заключение договора на оказание услуг в области экологического аудита (при инициированном экологическом аудите).

Смотрите заметку про проверки Росприроднадзора.

II этап. Выездная проверка по месту нахождения субъекта аудита

2.1. Выезд рабочей группы непосредственно на предприятие, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений.

2.2. Осуществление аудиторских мероприятий в соответствии с согласованным планом-графиком выполнения работ на территории предприятия.

III этап. Оформление результатов аудиторской проверки

3.1. Формирование проекта аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения по результатам проведения аудита.

3.2. Оформление аудитором рабочих документов и архивирование.

IV этап. Контроль качества материалов аудиторской проверки

4.1. Осуществление аудиторской компанией внутрифирменного контроля качества аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения.

V этап. Завершающий этап

5.1. Предоставление проекта аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения руководству субъекта для ознакомления.

5.2. Устранение аргументированных возражений.

5.3. Окончательное формирование аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения в соответствии с правилами документооборота.

5.4. Предоставление оригинала аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения руководству субъекта аудита.

Результаты экологического аудита

Результаты проведения экологического аудита содержат выводы о соответствии осуществляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Результаты экологического аудита оформляются в виде следующих документов:

  • аудиторский отчёт — документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;
  • аудиторское заключение — документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.

В дополнение к информации скажу, я ещё не разобралась до конца, что страшнее для специалиста-эколога на предприятии: экологический аудит внешний или внутренний, обязательный или по договору или всё-таки традиционная «всеми любимая» проверка Росприроднадзора. Но подготовиться необходимо ко всему! В этом ваш помощник — блог-инженера.рф.

Обучение по экологии

Напоминаем, что у нас можно пройти обучение по экологии дистанционно (по двум программам — общая и отходы).

Подписывайтесь, ставьте рейтинговые звёздочки.

Всем удачных аудитов!

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Добавить комментарий