Экологический стандарт

32. Экологическая стандартизация и сертификация

Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Целями стандартизации, в частности, является повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, а также объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экологические стандарты – это нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс обязательных к исполнению требований, правил, норм по охране окружающей среды и природопользования.

Хотя стандарты закрепляют преимущественно технические правила, они обладают всеми чертами правовых актов, входят в систему права, занимают свое собственное место в иерархии правовых актов.

Комплекс документов по стандартизации, кроме национальных стандартов, составляют правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, а также иные документы, определяющие в соответствии с законодательством обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг.

По субъекту принятия (утверждения) среди экологических стандартов в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» выделены следующие виды:

– государственные стандарты (ГОСТы);

– международные (региональные);

– отраслевые (ОСТы);

– стандарты предприятий.

Они, в свою очередь, разделяются на международные и национальные, т. е. принятые международной организацией; утвержденные национальным органом РФ по стандартизации.

Государственные стандарты по своему значению разделяются на основные и вспомогательные. Основные подразделяются на собственно экологические и производственно-хозяйственные.

Экологическая сертификация представляет собой специализированную деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции или иного сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, в том числе в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды. Она является средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем, содействует потребителям в правильном выборе продукции, выполняет функцию контроля за безопасностью продукции для окружающей среды, здоровья и имущества, защиты потребителя от недобросовестного изготовителя продукции.

Экологическая сертификация бывает обязательной и добровольной.

Обязательной сертификации подлежат древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы; продукция оборонных отраслей промышленности; ввозимые на территорию РФ товары и технологии, отходы; технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах; определенные виды пищевых продуктов, материалов, изделий, услуг, систем качества по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Экологическое страхование и экологический аудит выступают как инструменты системы природоохранного менеджмента /48, 79/, за которыми признается все больше возможностей реально улучшить экологическую обстановку, не делая предприятия убыточным. Система экоменеджмента сейчас практически неразрывно связывается в цивилизованных странах с качеством продукции. Для получения сертификата соответствия качества продукции экологическим стандартам, экологическим требованиям должна соответствовать вся технологическая цепочка ее получения, начиная от подготовки сырья и заканчивая последней технологической операцией. А для этого должна эффективно работать система экологического менеджмента.

Экологические стандарты — эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ), в отношении новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

Экологические стандарты и сертификаты следует отличать от экологических деклараций и экологических паспортов.

Стандарты подразделяются на экологические и производственно-хозяйственные. Экологические стандарты регламентируют предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на природную среду, превышение которых угрожает здоровью человека, пагубно для растительности и животных. Такие нормы устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и предельно допустимых уровней (ПДУ) вредного физического воздействия (шум, электромагнитные излучения и т.п.). Производственно-хозяйственные стандарты качества природной среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственного, коммунальнобытового и любого другого объекта, устанавливают предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ в природную среду.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ — см. Стандарты экологические.

Экологические стандарты относятся к подзаконным правовым актам.

Экологическая политика компании. Повышенное внимание к проблемам охраны окружающей среды в ОАО «Татнефть” выразилось в том, что компания одной из первых приступила к разработке экологической политики и формированию экологических программных документов. Еще в начале 90-х гг. была разработана одна из первых экологических программ в СССР. Экологические программные документы принимались и реализовывались в последующие годы. Сейчас в компании действует третья долгосрочная «Экологическая программа ОАО «Татнефть» на 2000-2015 годы”, включающая природоохранные мероприятия по 34 приоритетным направлениям деятельности компании. Основной целью этой программы является поэтапное улучшение экологического управления компании и подтверждение соответствия экологической деятельности международным и российским экологическим стандартам по экоменеджменту.

Экологические стандарты в общесоюзной системе стандартизации выделены в специальную группу, имеющую порядковый номер «17». Экологические стандарты подразделяются на комплексы. Организационно-методические ГОСТы образуют нулевой комплекс, например ГОСТ 17.0.0.01 и др. Остальные комплексы стандартов формируются по природно-ресурсному принципу. ГОСТы в области охраны и рационального использования вод образуют комплекс «1», например ГОСТ 17.1.1.01—77 «Основные термины и определения», ГОСТ 17.1.3.07—82 «Правила контроля качества воды водоемов и водостоков» и т. д. ГОСТы, регламентирующие охрану атмосферы, объединены во второй комплекс, например ГОСТ 17.2.3.01—77 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» и др. Стандарты, определяющие требования по охране и рациональному использованию почв, сведены в четвертый комплекс, по использованию земель — в пятый комплекс, по охране флоры — в шестой комплекс природоохранительных ГОСТов. Принятие новых ГОСТов способствует дальнейшему упорядочению дела охраны природы.

Экологическая проблема, как и многие другие проблемы торговли, стала одним из направлений противоборства развитых и развивающихся государств в рамках ВТО. Развитые страны выдвинули предложение о возможном использовании дополнительных (экологических) пошлин на товары, ввозимые из стран с более низкими экологическими стандартами, с тем, чтобы нейтрализовать конкурентные преимущества таких товаров. Развивающиеся страны, в свою очередь, охарактеризовали это направление как новую разновидность протекционизма, нацеленную против развивающихся стран. Они перевели эту проблему в иную плоскость, заявив, что перемещение «экологически грязных производств» из развитых в развивающиеся страны должно сопровождаться переводом ресурсов из развитых в развивающиеся страны с целью финансирования: создания: более чистых в экологическом плане технологий. В США Администрация Клинтона заявила о том, что экологические стандарты будут частью программ всех будущих торговых переговоров. Европейский парламент, в свою очередь, принял в начале 90-х годов резолюцию, потребовавшую запретить «экологический демпинг». Данная проблема получила и конкретное наполнение. Например, в Западной Европе с начала 90-х годов стала использоваться так называемая экологическая маркировка товаров. Специальный значок обозначал, что товар является экологически безопасным, включая его упаковку. Развивающиеся страны охарактеризовали экологическую маркировку как новый нетарифный барьер, а позже потребовали, чтобы этот вопрос стал предметом рассмотрения: в ВТО.

Ряд экологических стандартов имеет иную, принятую для большинства российских стандартов систему обозначений. К ним, например, относится ГОСТ 23023-85 «Самолеты винтовые легкой весовой категории. Допустимые уровни шума, методы определения уровней шума, создаваемого на местности».

Целью экологической сертификации является создание механизма оценки лесоводственных систем. Она предполагает разработку критериев и индикаторов, ио которым можно судить, насколько проведение лесоводственных мероприятий соответствует правилам ведения лесного хозяйства и экологических стандартов. Для многих стран Европы и Северной Америки (Германии, Австрии, Финляндии, Канады и др.) критерием экологичности считаются лесоводственные системы, которые гарантируют лесовосстановление в естественной среде. Конференция ООН по окружающей среде и развития в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Хельсинкская (1993 г.) и Монреальская (1994 г.), по существу , явились началом преобразований, связанных с введением экологической сертификации систем управления лесами (в том числе и лесоводственных систем) и лесной продукцией на рынке путем ее экологической маркировки.

Понятие «экологические стандарты» имеет в экологическом праве широкое значение. Прежде всего оно включает собственно стандарты как формы нормативных документов, в которых определяются отдельные экологические требования. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде (воде, атмосферном воздухе, почве) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее также иногда рассматриваются в качестве разновидности экологических стандартов. Аналогами таких нормативов в ряде зарубежных государств (США, Японии и др.) являются именно стандарты — стандарты качества воздуха (air quality standards), стандарты качества воды (water quality standards), стандарты шума (noise standards) и др.

Экспертиза (экологическая экспертиза) проводится для установления соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим стандартам и нормативам в целях предупреждения возможных негативных воздействий на окружающую среду. Она, как правило, предшествует принятию решения о возможном осуществлении этой деятельности в данной экосистеме.

В зарубежной экологической литературе, опирающейся на систему международных экологических стандартов серии ИСО 14000 исключительное внимание уделяется управлению охраной окружающей среды — главной функции экологического менеджмента предприятия. В качестве модели системы управления охраной окружающей среды рассматривают разомкнутый цикл мероприятий, последовательность выполнения которых характеризует так называемый принцип непрерывного улучшения. Эту последовательность представляют следующим образом: экологическая политика, планирование, внедрение и функционирование, проведение проверок и корректирующих действий, анализ со стороны руководства, постоянное улучшение. Этот цикл конкретизирован рекомендациями стандартов серии ИСО 14000.

По требованиям экологических стандартов ИСО серии 14 ООО экологический аудит должен быть направлен на четко определенный и документально оформленный объект. Юридическое лицо, ответственное за этот объект, должно быть известно (идентифицировано) и официально оформлено в установленном порядке. Отношения между аудиторами и клиентом должны быть конфиденциальными и разумными. Если этого не требует закон, члены аудиторской группы не должны разглашать информацию или документы, полученные при аудите.

Слишком «хорошие” экологические нормативы не могут соблюдаться в условиях экономической нестабильности и тем более коллапсирования. При низком уровне доходов населения завышенные экологические стандарты не стимулируют, а парализуют экологизацию хозяйственной деятельности. Поэтому нормативно-правовая база должна развиваться в сторону устрожения только по мере роста благосостояния населения. Представляется, что баланс в этой сфере является индикатором успешности национальной политики в целом.

Чтобы достичь западных экологических стандартов, как свидетельствуют расчеты зарубежных аналитиков, природоохранные затраты всех стран ЦВЕ, включая Россию, могут составить по меньшей мере 30-35% млрд.ам.долл.

Введение более строгих экологических стандартов на Западе, а также противодействие общественности привели к тому, что многие компании направились в страны Восточной Европы в поисках новых рынков для размещения отходов. Эти компании обычно предлагают бесплатно построить заводы по обработке или сжиганию отходов при условии, что на этих заводах будет перерабатываться определенное количество отходов с Запада.

Призыв к спасению Отечества от экологической катастрофы особенно актуален в наше время. По свидетельству прессы, начальный период перехода к рынку приводит в ряде случаев к непредсказуемым формам эксплуатации природных ресурсов в условиях отсутствия удовлетворительного экологического законодательства. Необходима, в частности, организация независимой общественной экологической экспертизы совместных и зарубежных проектов и контроля над тем, чтобы их экологические стандарты соответствовали таковым в странах-экспортерах технологии.

По такой же схеме составляются экологические стандарты для атмосферы и почвы. Существует также группа стандартов, регулирующих вопросы землепользования и рекультивации земель. Малоразработанными остаются стандарты для флоры, и практически нет стандартов, в которых бы были отражены природные комплексы и комплексное природопользование.

В 1997 г. принята программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др. В качестве основных нормативных документов используются экологические стандарты 150 14000.

В задачи этой группы органов входит разработка экологической политики; разработка и координация программ по охране окружающей среды; разработка экологических стандартов; координация в области оказания технической и финансовой помощи регионам и местным органам; обеспечение выполнения законодательства об окружающей среде.

Таким образом, достаточно сложно в ряде случаев отделить экологические нормативы от экологических стандартов. Видимо, целесообразно использовать формальный критерий — форму акта утверждения. Для экологических стандартов это должны быть ГОСТы, ОСТы, для экологических нормативов — акты, имеющие соответствующее название.

Принятие концепции абсолютной связи социальных, экономических и экологических процессов привело к развитию систем оценок состояния изменений окружающей среды и их причинно-следственных связей как юридического инструмента управления. Логичным продолжением этого процесса стали разработка и последующее внедрение в промышленную и хозяйственную практику системы международных экологических стандартов и нормативов ISO 14000.

Решение многих банков о выделении кредита принимается при условии экологического аудита проекта, представленного для финансирования. Обеспечение финансовой поддержки Европейского банка реконструкции и развития предполагает жесткое соответствие проекта международным экологическим стандартам. Группа экспертов Банка осуществляет экологический аудит любого проекта, которому оказывается поддержка на протяжении всех стадий — от проектирования до эксплуатации. Цель таких проверок — убедиться, что проект осуществляется в соответствии с разработанной природоохранной политикой.

Различные категории действия среды и ответные реакции насекомых, Географические и экологические популяции. Экологический стандарт и экологическая пластичность видов и жизненность популяций. Комплексность влияния факторов среды. Факторы ведущие и второстепенные.

Госстандартом РФ в настоящее время разработано и утверждено более 50 отечественных экологических стандартов. Центральным является ГОСТ 17.0.0.01—76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», введенный в действие еще в 1977 г.

Приоритетность профилактических мер. Следует обратить особое внимание на разработку экологических стандартов (ГОСТов) с тем, чтобы охватить ими все виды и типы природопользования, а также деятельность по подготовке к природопользованию (проектировочная). Экологическая экспертиза, используемая в основном как инструмент экологического прогноза, должна превратиться в проверку соответствия проектов экологическим стандартам. В каждом регионе необходимо создать научно-исследовательский институт или центр, специально ориентированный на разработку экологических стандартов и проведение экологических экспертиз. Институт (центр) может действовать под эгидой Минприроды России, либо Академии экологии и природопользования, которая недавно была создана в России. На этот институт может быть также возложена функция по подготовке экологических кадров для служб управления природопользованием и пропаганда экологических ( в частности, эко-лого-правовых) знаний.

Упорядочение деятельности по охране природной среды осуществляется с помощью единых стандартов по экологии. Стандартизация экологической деятельности обеспечивает применение единых и обязательных методов и правил охраны природной среды, терминологии. Все экологические стандарты выделены в специальную группу под номером 17.

Исходя из такого ранжирования, некоторые монополии США ныне проводят самую настоящую политику «экологического колониализма». Ее важный элемент — практика т.н. «двойных стандартов»: более дорогая и совершенная с экологической точки зрения технология внедряется на территории развитых капиталистических стран, а более дешевая и «грязная» — развивающихся. К чему это может привести, наглядно демонстрирует пример индийского города Бхопал, где по вине американской химической корпорации «Юнион Карбайд» в 1984 г. произошла экологическая катастрофа, которая унесла, по меньшей мере, 3 тысячи человеческих жизней. Жертвами политики «двойных стандартов» в экологии в развивающихся странах каждый год становятся тысячи и тысячи людей. В частности, американский специалист в области международной экономики Б. Каслмен пришел к выводу, что в результате различий экологических стандартов уровень профессиональных заболеваний на предприятиях ТНК, размещенных в странах «третьего мира», существенно выше, чем в промышленно развитых.

Эксперты вынуждены проводить комплекс оригинальных научных исследований, решающих задачу долгосрочного экологического прогноза, вместо того, чтобы соотнести проект с системой действующих экологических стандартов. Но в таком случае разработка стандартов должна ориентироваться не только и не столько на различные элементы ОС, сколько на виды и типы природопользования. С экологической точки зрения любой хозяйственный проект — это в первую очередь проект природопользования, причем чаще всего комплексного.

Система производственного экологаческого управления и менеджмента, которая предусматривает включение в экологическую политику предприятия принципов и обязательств, связанных с минимизацией; публичное декларирование своей экологической политики; постановку предприятием экологических целей, связанных с минимизацией; организацию и контроль практической деятельности предприятия в области минимизации, включая разработку и использование процедур принятия экологически значимых решений; разработку и использование внутренних экологических стандартов и экологического аудирования для оценки результатов деятельности предприятия по минимизации воздействия на окружающую среду.

Институт стандартизации исключительно важная часть правовой системы природопользования. Само фиксирование экологического правонарушения было бы невозможно при отсутствии стандартов, ибо правонарушение это и есть нарушение тех или иных стандартов. При наличии развитой системы экологических стандартов весь правовой кодекс охраны природы можно было бы представить таблицей с двумя графами: в левой проставляется номер ГОСТа, в правой — предусмотренная санкция в случае его нарушения. Естественно, что стандартизации подлежат только выполнимые требования, иначе правовая система перестает адекватно отражать реальные возможности социального поведения, становится юридической утопией.

Для регулирования воздействий на окружающую среду необходима соответствующая система управления. Международные экологические стандарты предполагают параллельное управление качеством продукции и управление экологической безопасностью продукции. Например, стандарт ИСО 9001 рекомендует систему обеспечения качества продукции, а стандарт ИСО 14001 — систему управления окружающей средой. В этих стандартах содержатся принципы и процедуры планирования, организационные структуры систем управления, мониторинга, контроля, измерения и испытания. Отличительная особенность стандартов серии ИСО 14000 заключается в том, что они имеют специфические требования необходимости проведения диагностики возникновения аварийных ситуаций и катастроф, предусматривают действия по их предотвращению, по снижению вредного воздействия на окружающую среду, а также рекомендуют вести учет аварийных выбросов в атмосферу, в воду и почву на территории предприятия, включая санитарно-защитную зону.

Вышеприведенные примеры доказывают, что существующие ареалы многих насекомых могут в дальнейшем стать более обширными, и на основе изучения экологических стандартов видов и экологической характеристики различных местностей можно установить не только существующие теперь, но и потенциальные ареалы видов. Понятие о потенциальном ареале вида было обосновано (Гуд, 1931) в ботанической географии, а позднее принято и в экологической -зоогеографии (Зенкевич, 3947—1951). Установление не только существующего, но и возможного распространения насекомых имеет большое значение для практики, в частности для определения возможных мест акклиматизации полезных видов (например, паразитов и хищников вредителей), для службы карантина в отношении вредных насекомых, для медицинской и ветеринарной паразитологии и т. д.

Среди водных насекомых имеется значительное число эврибионтных видов, а некоторые из них, как, например, жук плавунец (Dytiscus marginalis L.), являются убиквистами, но очень многие водные насекомые принадлежат к стенобионтам, обладая более или менее узким экологическим стандартом и малой экологической пластичностью. Есть среди водных насекомых такие виды, потребности к характеру водной среды у которых настолько определенны, что они могут быть использованы даже как биологические показатели типа и зональ-. ного расположения водоемов.

Реформирование экономики приведет к новым капиталовложениям. Замена старых предприятий и оборудования на новые, использующие современные технологии, влечет за собой «бесплатные выгоды» для окружающей среды. В ответ на необходимость соблюдения более строгих экологических стандартов на Западе проектировщики предприятий и производители основного оборудования разработали новые технологии и технику, которые производят значительно меньше выбросов, чем в прошлом. Даже в тех случаях, когда нет необходимости ужесточать нормы выбросов, таким отраслям промышленности, как НГП, экономически выгодно осуществлять инвестиции в основное оборудование, которое позволит существенно снизить средние уровни выбросов на единицу продукции.

Задачами международного сотрудничества в области природоохранной деятельности являются решения проблем соотношения правового регулирования экономики разных стран, воздействия человеческого общества па окружающую среду в целом и взаимовлияния экологии, права и экономики, а также вопросы организации рационального природопользования с применением рыночных рычагов воздействия и приведения экологических стандартов разных стран к единообразию.

Неопределенность многих современных условий препятствует выполнению перечисленных принципов и требований. Даже на начальной стадии движения к экоразвитию многое остается неясным. Неясно, в какой мере существующая система власти и управления способна воспринять идею экоразвития и принять решения по ее реализации. Неясно, на какие жертвы готово пойти население ради достижения целей экоразвития, особенно в условиях экономического кризиса. Неясно с международной системой квот на загрязнение и изъятие ресурсов. Не завершена система национальных экологических стандартов и регламентов. Уровень неопределенности увеличивается из-за отсутствия в стране развитой системы мониторинга; еще не приступили к созданию единой информационной системы, без которой невозможно достигнуть необходимого современного уровня оперативного управления экоразвитием и экологизацией.

Критерий один — все недропользователи должны работать на мировом уровне технологий и эффективности. Округ заинтересован, чтобы компании вели оптимальную добычу при экономном, рачительном хозяйствовании с максимальной заботой о сохранности природной среды (в НАО около 1200 эксплуатируемых, ликвидированных и законсервированных скважин, которые представляют потенциальную опасность). В пределах НАО есть примеры для подражания по отдельным параметрам. Но даже самое лучшее по показателям нефтедобывающее предприятие в НАО имеет численность в 1,5…1,7 раза больше, чем на аналогичных предприятиях в Норвегии. По экологическим стандартам лучшие скважины в округе уступают подобным объектам на Аляске. Только начинаются работы по ресурсосбережению, не решена проблема использования попутных газов.

Известно, что безотходная технология в принципе невозможна в силу действия объективных фундаментальных законов физики. При любом производстве образуются побочные продукты (отходы), большая или меньшая часть которых поступает в качестве примесей в воду, почву и атмосферу. Многие из них чужды живой материи, токсичны (их и называют ксенобиотиками) для человека, животных, растений. Поэтому в целях их профилактики необходимо стремиться к ограничению их поступления в окружающую среду, причем не вообще, а в совершенно конкретные зоны, где живут, работают или отдыхают люди. Такие зоны и определяют границы охраняемой окружающей среды. Присутствие примесей здесь не должно превышать некоторых пределов, которые не угрожают здоровью человека. Эти пределы известны для сотен веществ и установлены органами здравоохранения. Их называют предельно допустимыми концентрациями (ПДК) и рассматривают в качестве экологических стандартов состояния окружающей среды.

Природоохранная норма

Cтраница 1

Природоохранные нормы и правила следует рассматривать как систему стандартизированных регламентов, соблюдение которых должно обеспечить охрану природных комплексов, воды, воздуха, почвы, растительного и животного мира с целью их сохранения и создания благоприятных условий среды обитания живого организма, а также рациональное использование природных ресурсов на основе достижений научно-технического прогресса.  

Природоохранные нормы и правила проектирования: Справочник / Сост.  

Разработка проектных материалов ведется в соответствии с природоохранными нормами и правилами ( ПНиП) проектирования и строительства, представляющими собой систему унифицированных регламентов, соблюдение которых природопользователем, при осуществлении им своей хозяйственной деятельности предотвращает разрушение и деградацию природных территориальных комплексов ( ландшафтов) и природных компонентов ( воды, воздуха, земель, недр, растительного и животного мира), их средообразую-щих и воспроизводящих функций. В настоящее время в наибольшей степени разработаны ПНиП проектирования мероприятий по предотвращению загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха, земель, недр, по борьбе с шумом, в меньшей степени — по охране животного и растительного мира.  

Среди множества отмеченных документов этой категории следует отметить природоохранные нормы и правила ( ПНиП), утверждаемые Минприроды, санитарные правила и нормы ( СанПиН), утвержденные Комитетом РФ Госсанэпиднадзора, которые носят наиболее общий характер и имеют большое практическое значение.  

Сторонам-участникам немеждународного вооруженного конфликта следует применять те же природоохранные нормы, которые применяются в международном вооруженном конфликте. Соответственно международному сообществу следует настоятельно призывать государства вводить такие нормы в их военные уставы и инструкции.  

Доля капитальных вложений в природоохранные мероприятия.| Возврат земель на Ямбургском ГКМ.  

Технология снижения затрат предприятия начинается со своевременного выполнения природоохранных норм, включения природоохранных мероприятий в договорные экономические отношения с субподрядными организациями и жесткого экологического контроля на всех этапах — от качества предпроектных решений до полной реализации проектов охраны окружающей среды.  

Основным содержанием экологического аудита является проверка соответствия деятельности организаций природоохранным нормам и правилам, выработка комплекса мер для разработки стратегии их эколого-экономической политики.  

В Российской Федерации управление качеством окружающей среды основано на системе природоохранных норм и правил, которая является средством соорганизации хозяйственной деятельности природопользователей с учетом требований охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.  

Аудирование экологическое — проверка соответствия деятельности предприятий ( природопользова-телей) природоохранным нормам и правилам, выработка комплекса необходимых корректирующих мер для формирования стратегии их социально-эколого-экономического развития.  

Функционирование экономического механизма рационального природопользования должно быть основано на прогрессивной системе природоохранных норм, стандартов и создания информационной базы.  

В связи с ростом экологической опасности техносферных продуктов намечается тенденция к ужесточению природоохранных норм в большинстве развитых стран. В число экологоопасных веществ попадает все большее число соединений, которые ранее таковыми не считались. Однако эти тенденции требуют научного обоснования. Названные ужесточения приводят к значительным экономическим трудностям, не всегда обоснованны, ограничивают возможности выбора рецептуры смазочных материалов, препятствуют увеличению сроков их эксплуатации, затрудняют утилизацию отработанных продуктов.  

Так или иначе, в той или иной юридической форме эти лица должны обеспечивать исполнение природоохранных норм в плане как соблюдения охраняемого порядка деятельности, так и создания условий для их реализации и для самой реализации. Для них обязанность знания норм дополняется освоением ( в разной, разумеется, степени) механизма их применения, в особенности побуждения к исполнению правовых предписаний. Сколь обширна эта группа субъектов экологического права, можно судить хотя бы по перечню органов, их должностных лиц; составляющих протоколы об административных правонарушениях и рассматривающих дела о них. Это ( в соответствии со ст. 23.3, 23.10, 23.13 — 23.29, 23.31 — 23.34, 23.36 — 42, 23.49, 23.52, 23.53, 23.56 — 23.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) органы внутренних дел, пограничной службы, государственного экологического контроля, органы рыбоохраны, государственные семенные инспекции, органы государственного энергетического надзора и многие другие. Некоторые из названных структур ограничены по штатной численности несколькими сотнями человек, некоторые ( как лесная служба) насчитывают сотню и более тысяч сотрудников, реализующих в пределах своей компетенции контрольно-надзорные полномочия в области охраны окружающей среды.  

Экологическая политика на государственном, региональном и локальном уровнях направлена на выполнение уже законодательно сформулированных природоохранных норм и правил с учетом интеграции России в глобальную экономику и сферу международного экологического права. Это важнейший для развития страны этап. К сожалению, не обозначена особенная значимость для роста экономики страны необходимость развития эколого-экономических взаимодействий, создающих экологизированную экономику с положительным экономическим эффектом в сфере охраны окружающей среды и природопользования.  

Экологическая экспертиза носит предупредительный характер, а повседневный контроль за качеством природной среды и за выполнением природоохранных норм осуществляется в виде текущего санитарного надзора и наблюдения за качеством атмосферного воздуха, воды водоемов, состояния почвы. Эту большую и чрезвычайно важную работу выполняет санитарно-эпидемиологическая служба через систему санитарно-эпидемиологических станций, расположенных в населенных пунктах. На предприятиях эта работа возложена на лаборатории по охране природной среды Кроме того, существует разветвленная сеть специальных ведомственных контрольных лабораторий.  

К методам обеспечения природоохранной деятельности относятся процедуры экологической стандартизации и оценка влияния хозяйствующего субъекта на природную среду для определения и выявления уровня негативного воздействия.

Цель эк. ст. – установление предельно допустимых норм воздействия на о.с.

Виды эк. ст.

1)нормативы качества окруж .прир. среды

2)нормативы предельно-допустимого вредного воздействия

3)нормативы использования изъятия природных ресурсов

4)экологические стандарты

1)Нормативы качества определяют предельный уровень загрязнения элементов природной среды, при котором негативное воздействие не сказывается на здоровье человека и стабильности экосистем. ПДК

2)Нормативы ПДВВ. – величина предельно допустимого вредного воздействия, при которой значение концентрации вредного вещества на границе санитарно-защитной зоны не превышает нормативы качества природной среды. ПДВ (предельно допустимый выброс) и ПДС рассчитывается для каждого предприятия по каждому загрязнённому веществу, либо собственными силами, либо с привлечением сторонних организаций. При экологической нецелесообразности закрытия предприятия в случи невозможности соблюдения им требований по вредным выбросам(сбросам) в пределах ПДВ(ПДС) устанавливаются лимиты по загрязнениям или временно согласованные сбросы(выбросы) при условии постепенного сокращения загрязнения до нормативов ПДВ(ПДС).

3)Нормативы использования ( изъятие природных ресурсов ) – лимиты на природопользование, предупреждающее истощение природных ресурсов с учётом их самовосстановления.

4)Экологические стандарты – эколого-правовые требования параметрам новой техники, технологии материалов для обеспечения соблюдения нормативов предельно допустимого вредного воздействия на природные системы в процессе производства, эксплуатации и утилизации продукции.

Билет 16

Плата за пользование водными ресурсами

Взимается водный налог на восстановление и охрану природных объектов. Объектом налогообложения является пользование водными объектами для:

1) осуществления забора воды из водных объектов

2) удовлетворение потребностей гидроэнергетики без забора воды

3) использование акваторий водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги, для добычи полезных ископаемых, для проведения буровых, строительных и иных работ.

В зависимости от видов использования водных объектов налоговая база определяется как:


а) объём забранной воды

б) объём продукции

в) использование в акватории

Налог на пользование водными объектами для водоснабжения населения взимается по минимальным ставкам. Плата за воду в пределах лимитов включается в себестоимость; сверхлимитное использование оплачивается из прибыли. Оставляется в распоряжении предприятия.

Платежи, связанные с использованием водных объектов поступают в федер бюджет.

Структура энергетических ресурсов, их группы по ряду признаков

При изучении структуры энергетические ресурсы группируются по ряду признаков:

1) по источникам получения:

— первичные (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф, дрова, ядерное топливо, гидроэнергия, энергия Солнца и т.д.).

— вторичные (энергетические ресурсы, полученные при переработке или преобразовании первичных энергоресурсов (нефть, бензин).
2) по признаку сохранения запасов

— возобновляемые (энергия воды, рек, морских приливов, энергия Солнца, ветра и т.д.)

— невозобновляемые (нефть, газ, уголь и т.д.)

По масштабу и давности использования

— традиционные или классические (нефть, газ, уголь)

— нетрадиционные или новые (энергия Солнца и геотермальных вод)

По характеру получения энергии

— топливные (дают тепло при сжигании: уголь, нефть и т.д.)

— нетопливные (гидроэнергия, энергия ветра, энергия Солнца).

Билет №17.

Объекты и виды экологической сертификации.

Экологическая сертификация.

На основании закона РФ «О сертификации продукции и услуг» обеспечиваются гос. подтверждения качества и безопасности продукции.

Сертификация –деятельность независимых лиц по подтверждению соответствия объекта сертификации установленным требованиям.

Экологическая сертификация –разновидность сертификации качества продукции и технологии. Она выявляет соответствие характеристик объекта сертификации экологическим требованиям.


Объектами экологической сертификации являются:

1)готовая продукция;

2)технологии производства;

3)отходы производства и потребления;

4)услуги по обеспечению экологической безопасности;

5)объекты окружающей природной среды.

Виды экологической сертификации:

1. обязательная(с 1996 года в отношении сертификации экологической безопасности промышленных предприятий и организаций оборонного комплекса (использующих вредные технологии));

2. добровольная:

-осуществляется по инициативе заявителя;

-экологическую сертификацию проводят органы, окредитованные в системе экологической сертификации;

-за реализацию гос. политики в области сертификации отвечает Министерство природных ресурсов.

При положительном заключении экспертов выдаются экологические сертификаты сроком на 5 лет.

Изготовителям продукции, на которую выдан экологический сертификат, предоставляется право маркировать продукцию знаком соответствия. Он ставится на изделия или тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию.

Транскрипт

1 ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» Отдел патентно-технической и экономической литературы Информационно-ресурсный центр по экологическому просвещению ГОСТы в области экологии, охраны окружающей среды, природопользования Справочно-библиографический материал Сыктывкар, 2011

2 ББК 78.8 Г 72 Составитель: Л. А. Южакова Электронный вариант в формате PDF находится на портале Национальной библиотеки Республики Коми в сети Internet: страничка Информационно-ресурсного центра по экологическому просвещению ГОСТы в области экологии, охраны окружающей среды, природопользования: справ.-библиогр. материал / ГУ «Национальная библиотека Республики Коми», отд. пат.-техн. и эконом. лит., информ.-ресурс. центр по эколог. просвещению ; сост. Л. А. Южакова. Сыктывкар, с. Перепечатка издания полностью или частично, а так же распространение его любым способом, включая публикацию в компьютерных сетях, запрещена ГУ «Национальная библиотека Республики Коми», 2011 Южакова Л. А., составитель,

3 Содержание 1. Система стандартов качества природной среды Международные стандарты по охране окружающей среды Перечень ГОСТов по экологии, охране природы, природопользованию Порталы и сайты Список литературы по стандартизации

4 1. Система стандартов качества природной среды Государственный стандарт (ГОСТ) — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований по охране окружающей среды и природопользования, обязательных для исполнения. Стандартизация применительно к охране окружающей среды это разработка и внедрение в практику научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде. Целью стандартизации является повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, а также объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Экологические стандарты едины и обязательны для всех объектов данного вида и уровня системы норм и требований относительно отношения к окружающей природной среде. Существуют стандарты международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий. Стандарты качества природной среды — единые, соответствующие достигнутому уровню научно-технического прогресса нормативы, правила или другие документы, доступные широкой общественности и разработанные с учетом требований или с одобрения всех заинтересованных сторон на основании достижений науки, техники и практики, которые способствуют повышению общественного благосостояния. Стандарты качества окружающей среды представляют собой установленные компетентными органами государства (Госстандарт, Министерство здравоохранения и другие министерства и ведомства) научно обоснованные предельно допустимые нормативы состояния окружающей среды, превышение которых создает угрозу для человека и окружающей его природной среды. По субъекту принятия (утверждения) среди экологических стандартов в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» выделены следующие виды: государственные стандарты (ГОСТы); международные (региональные); отраслевые (ОСТы); стандарты предприятий. Они, в свою очередь, разделяются на международные и национальные, т. е. принятые международной организацией; утвержденные национальным органом РФ по стандартизации. Государственные стандарты по своему значению разделяются на основные и вспомогательные. Основные подразделяются на собственно экологические и производственнохозяйственные. Стандарты представляют собой предельно допустимые уровни содержания основных загрязнителей среды воздушной, среды водной и среды почвенной и подразделяются на первичные и вторичные стандарты. Первые — это предельные уровни, обеспечивающие с определенным запасом надежности сохранение здоровья населения; они должны соблюдаться в 4

5 течение оговоренного времени. Вторые — необходимые для предупреждения других известных или предполагаемых эффектов помимо воздействия их на здоровье человека. Стандарты качества природной среды используются для оценки состояния природной среды и ее компонентов, регламентируют деятельность производственно-хозяйственных объектов в целях охраны природы, рационального использования природных ресурсов, обеспечения оптимального качества окружающей природной среды на основе правильного сочетания экологических и экономических интересов общества в условиях хозяйственной или рекреационной деятельности. Требования по охране окружающей среды регламентируются в общетехнических стандартах, в стандартах на группу однородной продукции и на конкретные виды продукции. К общетехническим стандартам относятся в первую очередь стандарты группы «Охрана природы». В них закрепляются требования государства по рациональному использованию природных объектов и обеспечению таких технических параметров деятельности, при которых бы исключалось или сводилось к минимуму негативное воздействие человеческой деятельности на природу. По мере внедрения в производство научно-технических достижений действующие стандарты пересматриваются и разрабатываются новые на обеспечение экологической безопасности природы, продукции, работ, услуг. Для природоохранной деятельности генеральным стандартом является ГОСТ «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», согласно которому система стандартов в области охраны природы (ССОП) состоит из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Основной задачей ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на: обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов; содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды; совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества. ССОП разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований. Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ), номера системы по классификатору стандартов и технических условий, точки, номера (табл. 1), точки, номера вида (табл. 2), точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. В данном примере ГОСТ — категория стандарта (государственный стандарт), номер системы (ССОП — система стандартов в области охраны природы), 1 — номер группы (гидросфера), 3 — номер вида (правила 5

6 охраны и рационального использования природного объекта), 05 — порядковый номер стандарта (стандарт номер 5) и 82 — год регистрации стандарта (1982 год). Классификация групп стандартов Таблица 1 Номер группы Наименование Кодовое наименование 0 Организационно-методические стандарты ССОП Основные положения 1 Стандарты в области охраны и рационального Гидросфера использования вод 2 Стандарты в области защиты атмосферы Атмосфера 3 Стандарты в области охраны и рационального использования почв Почвы 4 Стандарты в области улучшения использования земель 5 Стандарты в области охраны флоры Флора 6 Стандарты в области охраны фауны Фауна 8 Стандарты в области охраны и рационального использования недр Недра Земли Классификация видов стандартов Таблица 2 Номер вида Наименование вида 0 Основные положения 1 Термины, определения, классификации 2 Нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования природных ресурсов 3 Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов 4 Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий 5 Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды 6 Требования к устройствам, аппаратам, и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений 7 Прочие стандарты По материалам Интернет-сайтов 6

7 2. Международные стандарты по охране окружающей среды Важную роль в экостандартизации играют международные стандарты по охране окружающей среды. Международная организация по стандартизации (ИСО), учитывая тенденции мирового развития, в частности необходимость перехода к концепции устойчивого развития, приняла решение о создании Технического комитета ИСО по тематическому направлению «Управление окружающей средой», или «Экологическое управление», который и разработал комплекс международных стандартов ИСО Международные стандарты по созданию системы экологического менеджмента на предприятиях различных отраслей экономики входят во всем мире в число важнейших инициатив по охране природы. Применение данных стандартов при построении общей системы менеджмента предприятия делает возможным эффективное управление окружающей средой в контексте общей экономической деятельности компании. Серия международных стандартов Системы экологического менеджмента на предприятиях ISO одна из наиболее значимых международных инициатив по охране природных ресурсов. Система экологического менеджмента — часть всей системы менеджмента организации, призванная помочь организации сформулировать экологическую политику. Главная цель построения Системы Экологического Менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO (ГОСТ Р ИСО ) — защита окружающей среды от воздействия внешних хозяйственных факторов и улучшение экологической обстановки при одновременном увеличении объемов производства, снижении расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, улучшении качества продукции. Общие положения этих стандартов состоят в том, что в компании должны быть подготовлены специальные документы, проведены конкретные процедуры и назначены ответственные за определенную область, напрямую связанную с природоохранной деятельностью. Серия содержит как основополагающие, так и нормативные стандарты. Основополагающий стандарт ИСО «Системы управления в области охраны окружающей среды. Руководство по применению» и стандарт ИСО «Системы управления в области охраны окружающей среды». В России стандарт ISO 14001:2004 принят за основу национального стандарта ГОСТ Р ИСО и полностью ему соответствует. Нормативные стандарты определяют требования к системе управления мерами по охране окружающей среды. Ключевым понятием серии ISO есть система экологического менеджмента (СЕМ) в организации. Поэтому, центральным документом этой серии считается стандарт ISO

8 «Спецификации и пособия с использованием системы экологического менеджмента». Особенностью этой серии стандартов есть то, что она ориентирована не на количественные параметры и технологии, а на требование использовать «наилучшую из доступных технологий». Официально стандарты серии ISO являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду, и как выполняются требования действующего законодательства. Создание такой системы дает организации инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих влияний на окружающую среду и приводить собственную деятельность в соответствии с разнообразными требованиями. Область применения стандарта — те аспекты охраны окружающей среды или экологические системы деятельности организации, которые можно контролировать и влияние на которые нужно оказывать (но это не означает установление государством конкретных параметров окружающей среды). Стандарт может использовать любая организация, которая преследует цели: удостовериться в соответствии своей деятельности государственной политике по охране окружающей среды; провести сертификацию системы; провести самооценку и сделать заявлениедекларацию о соответствии системы настоящему стандарту. В рамках комплекса стандартов ИСО разрабатываются также стандарты по экологической маркировке продукции, призванные создать единую нормативную базу в этой области, способствующую преодолению торговых барьеров. Таким образом, система стандартов в области экологии призвана обеспечить выполнение системы экологического законодательства, на их основе определяются основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и контроля экологической безопасности, разрабатываются природоохранные программы для экологически неблагополучных районов. 3. Перечень ГОСТов по экологии, охране природы, природопользованию ГОСТ Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Классификация водных объектов 8

9 ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Классификация водопользовании. ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Критерии и показатели качества воды для орошения ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов (стандарт действует только на территории Российской Федерации) ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны водных объектов при лесосплаве ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны вод от загрязнения при бурении и освоении морских скважин на нефть и газ ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения пестицидами ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков (стандарт действует только на территории Российской Федерации) ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества морских вод ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами при транспортировании по трубопроводу ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Общие правила охраны вод от загрязнения при бурении и добыче нефти и газа на суше ГОСТ

10 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб донных отложений водных объектов для анализа на загрязненность ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод. Общие технические условия ГОСТ Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Двигатели газотурбинные самолетов гражданской авиации. Нормы и методы определения выбросов загрязняющих веществ ГОСТ

11 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Метод определения величины каплеуноса после мокрых пылегазоочистных аппаратов ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Индофенольный метод определения аммиака ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик судов внутреннего и прибрежного плавания пыли ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Гравиметрический метод определения взвешенных частиц ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Методы определения давления и температуры газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Метод определения влажности газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования ГОСТ Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния ГОСТ Охрана природы. Почвы. Паспорт почв ГОСТ Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб ГОСТ

12 Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ ГОСТ Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ ГОСТ Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения (стандарт действует только на территории Российской Федерации) ГОСТ Охрана природы. Почвы. Метод отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа ГОСТ Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения. ГОСТ Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации. ГОСТ Охрана природы. Земли. Состав и размер зеленых зон городов ГОСТ Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог. ГОСТ Охрана природы. Земли. Общие требования к гидролесомелиорации ГОСТ Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель ГОСТ Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землеванию ГОСТ Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ ГОСТ Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения ГОСТ Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование лесов зеленых зон городов. Общие требования ГОСТ Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения. ГОСТ Охрана природы. Ландшафты. Классификация 12

13 ГОСТ Транспортирование радиоактивных веществ. Термины и определения. ГОСТ Комплекты упаковочные транспортные для радиоактивных веществ. Общие технические условия. ГОСТ Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности. ГОСТ Загрязнение радиоактивное и дезактивация. Термины и определения. ГОСТ Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности ГОСТ Вода хозяйственно-питьевого назначения. Общие требования к полевым методам анализа ГОСТ Качество вод. Термины и определения ГОСТ Промышленная чистота. Гидропривод. Общие требования и нормы ГОСТ Вода для хозяйственно-питьевого обеспечения судов. Требования к качеству ГОСТ Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях ГОСТ Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения ГОСТ Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения ГОСТ Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования ГОСТ Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения ГОСТ Вода и водоподготовка. Термины и определения ГОСТ Р

14 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы ГОСТ Р Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей ГОСТ Р Охрана природы. Атмосфера. Поршневые двигатели внутреннего сгорания для малогабаритных тракторов и средств малой механизации. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов ГОСТ Р Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения (содержит полный аутентичный текст ГОСТР ) ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения (принят в качестве межгосударственного стандарта) ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения (принят в качестве межгосударственного стандарта) ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Взрывы. Термины и определения ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных гидрологических явлений и процессов. Общие требования ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования (принят в качестве межгосударственного стандарта) 14

15 ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Захоронение радиоактивных отходов агропромышленного производства. Общие требования (содержит полный аутентичный текст ГОСТР ) ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования ГОСТ Р Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах. Общие требования ГОСТ Р Промышленная чистота. Материалы фильтрующие. Общие технические требования ГОСТ Р Промышленная чистота. Фильтры и фильтроэлементы. Общие технические требования ГОСТ Р Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газопылевых потоков ГОСТ Р Радиоэкологический паспорт специализированного предприятия по обращению с радиоактивными отходами. Основные положения ГОСТ Р Отходы высокоактивные отвержденные. Общие технические требования ГОСТ Р Отходы радиоактивные битумированные. Общие технические требования ГОСТ Р Тепловозы. Экологические требования. Основные положения ГОСТ Р Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы определения ГОСТ Р Сбор, хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов. Термины и определения ГОСТ Р Промышленная чистота. Термины и определения ГОСТ Р

16 Вода. Общие требования к отбору проб ГОСТ Р Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования ГОСТ Р Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения ГОСТ Р Отходы радиоактивные цементированные. Общие технические требования ГОСТ Р Экологические этикетки и декларации. Экологические декларации типа III ГОСТ Р Радиоактивное загрязнение. Технические средства дезактивации. Общие технические требования ГОСТ Р Ресурсосбережение. Термины и определения ГОСТ Р Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения ГОСТ Р Ресурсосбережение. Общие положения ГОСТ Р Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей ГОСТ Р Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения ГОСТ Р ИСО Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению ГОСТ Р ИСО Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования ГОСТ Р ИСО Экологические этикетки и декларации. Основные принципы ГОСТ Р ИСО Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II) ГОСТ Р ИСО

17 Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры ГОСТ Р ИСО Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования ГОСТ Р ИСО Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура ГОСТ Р ИСО Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ ГОСТ Р ИСО Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла цикла ГОСТ Р ИСО Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного ГОСТ Р ИСО Управление окружающей средой. Словарь 4. Порталы и сайты Адрес сайта Название сайта 1 Госты. Охрана природы 2 SK.INFO-ru. Строительный портал. Госты по охране природы 3 StroySSS.ru. Интернет-портал о строительных и инженерных технологиях. Cиcтeмa cтaндapтoв в oблacти oxpaны пpиpoды и улучшeния иcпoльзoвaния пpиpoдныx pecуpcoв 4 Предпринимательство и экология 5 Охрана природы и ресурсосбережение. Госты 6 Ассоциация «Чистый город» Госты по охране природы 7 lderid_50.html Охрана труда. Система Гостов по охране природы, экологическому менеджменту 8 ТехЛит.ру. Бесплатная электронная интернет библиотека (Техническая литература). Госты по охране природы 9 библиотека Гостов и нормативных документов 10 Complexdoc.ru 11 Технорматив. Документация для профессионалов 12 магазин стандартов Технорматив. ЭБ «Экологический менеджмент» 13 Техэксперт. Online-доступ. Госты 14 Ecocub. Вся экология и не только 17

18 15 Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр 16 Проект «Экология-23» 17 Стандарты по экологии 18 Охрана окружающей среды. Госты 19 Нестандартный подход к охране окружающей среды. Экологические стандарты 20 Викитека. Госты по охране природы 21 lderid_50.html Охрана труда. Охрана природы. Госты 22 I-Story.ru. Строительный журнал. Госты по охране природы 23 Национальные стандарты по системе экологического менеджмента 24 Бесплатная библиотека документов. Госты. Технические нормативы 5. Список литературы по стандартизации ГОСТ Р Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. — Введ. с Москва : Стандартинформ, IV, 19 с. Инв (т) ГОСТ Р ИСО Экологический менеджмент . Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации. — Введ. с Москва : Стандартинформ, IV, 38 с. Инв (т) ГОСТ Р ИСО/ТС Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла . Формат документирования данных. — Введ. с Москва : Стандартинформ, IV, 37 с. Инв (т) 18

20 Информационно-ресурсный центр по экологическому просвещению Координатор — Южакова Лидия Александровна Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д.13 Национальная библиотека Республики Коми Отдел патентно-технической и экономической литературы, Информационно-ресурсный центр по экологическому просвещению Контактный телефон: , доб портал НБ РК: Страничка ИРЦ 20

Добавить комментарий