Экологическое планирование

Экологическое планирование заключается в принятии различных программ, в том числе федеральных целевых программ. Есть также муниципальные и межмуниципальные программы.

Экологическое планирование – это расчет по принципу составления межотраслевого баланса потенциально возможного изъятия (или иной эксплуатации) природных ресурсов или территорий без заметного нарушения существующего экологического равновесия и без нанесения ущерба одной хозяйственной отраслью другими~ в случае совместного использования ими естественных благ.

В основе экологического планирования лежит определение вариантов возможного использования природных благ (природных ресурсов и условий) путем сопоставления природных предпосылок развития хозяйства и его ограничений на данной территории для каждого вида хозяйственной деятельности (промышленный, транспортный, рекреационный, сельскохозяйственный и др.).

Основные принципы экологического планирования заключаются в следующем:

  • Плановое использование отдельных ресурсов не должно превышать возможностей воспроизводства возобновимых ресурсов региона в том же количестве и качестве (например, годичного прироста древесины в случае использования лесных ресурсов).
  • Эксплуатация отдельного ресурса не должна приводить к значительному уменьшению количества и ухудшению качества других ресурсов, взаимосвязанных с первым (например, изменение стока под влиянием вырубки, рекреационных свойств местности и т.п.). С точки зрения пользователей ресурсов необходимо согласование хозяйственных интересов (антимонопольные требования).
  • Общая антропогенная нагрузка на ресурсы не должна превышать предела устойчивости природной среды (восстановительных способностей), таким образом общая ресурсная эффективность региона не должна снижаться.
  • Должна быть обоснована целесообразность в соотношении краткосрочных и потенциальных выгод использования ресурсов региона (например, увеличение доли пашни в сельскохозяйственных угодьях может дать кратковременный эффект, последствия которого приведут к снижению урожайности, усилению эрозии почвы, что, в конечном счете, приведет к значительному экономическому ущербу и долговременному нарушению экологического равновесия в регионе).
  • Формы природопользования наряду с отражением социально-экономических потребностей общества должны учитывать природную специфику региона, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие в условиях имеющихся экологических ограничений.

Экологическое планирование основано на точном учете природно-ресурсного потенциала и слагается из следующих этапов:

  • инвентаризация естественных ресурсов;
  • моделирование природно-ресурсного потенциала региона;
  • территориально-экологическое планирование;
  • социально-экономические оценки и расчеты.

Таким образом, экологическое планирование – это этап в развитии взаимоотношений Природы и Общества, который сменил период неконтролируемого взаимодействия биосферы и человека.

В управлении природопользованием и охраной окружающей среды серьезное место принадлежит эколого-экономическому прогнозированию и планированию.

Экологическое планирование– это расчет потенциально возможной эксплуатации природных ресурсов и объектов окружающей среды без заметного ухудшения существующих экологических параметров и без нанесения ущерба одной отраслью экономики другим отраслям. В основе экологического планирования лежит определение вариантов возможного использования природных ресурсов и экологических благ путем сопоставления возможностей и ограничений развития того или иного вида экономической деятельности.

В настоящее время экологическое планирование является обязательным компонентом долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, разрабатываемых на государственном, региональном и отраслевом уровне.

Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза в сфере природопользования состоит в том, что объектом планирования

являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Известно, что изменения в природе происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. Поэтому, принимая хозяйственные решения, важно заранее предвидеть возможные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду. Этому способствует составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия экономического развития. Такой прогноз предполагает, прежде всего, определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды как важнейшего условия жизни людей и устойчивого развития.

На первый взгляд, эколого-экономическое планирование противоречит парадигмам и принципам современной экологической политики, однако большинство экономистов сходится во мнении, что и в рыночной экономике природоохранная деятельность нуждается в определенном согласовании, в постановке и достижении текущих и долгосрочных целей. Так, в 1995 г. на третьей конференции для министров «Окружающая среда для Европы» была одобрена «Экологическая программа для Европы» (Environmental Programme for Europe), подготовленная Комитетом по экологической политике Европейской экономической комиссии ООН, которая представляет собой не что иное, как долгосрочный общеевропейский план по окружающей среде и устойчивому развитию.

Однако необходимо учитывать, что, в отличие от системы централизованного планирования, характерного для плановой экономики, где планы носили директивный характер и были обязательны для исполнения, современное экологическое планирование является индикативным, то есть рекомендательным, координирующим действия и интересы государства и других экономических субъектов.

В настоящее время ведущим инструментом планирования и координации природоохранных мероприятий становится целевая экологическая программа – комплекс производственных, социально- экономических, научно-исследовательских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение задач в области рационального природопользования и охраны окружающей среды. Каждая из таких программ направлена на решение конкретной, приоритетной для данного региона, отрасли или экономики в целом проблемы.

Экологическое планирование на региональном уровне осуществляется с учетом следующих основных принципов:

Ø Плановое использование отдельных ресурсов не должно превышать возможностей восстановления ресурсов региона в том же количестве и того же качества (например, годичного прироста древесины в случае лесных ресурсов).

Ø Эксплуатация одного ресурса не должна приводить к значительному уменьшению количества и ухудшению качества других, взаимосвязанных с ним ресурсов (например, вырубка леса может привести к изменению рекреационных характеристик местности).

Ø Общая антропогенная нагрузка на окружающую среду не должна превышать порога устойчивости.

Ø Приоритет краткосрочных целей по сравнению с долгосрочными должен быть обоснован путем сопоставления текущих выигрышей с потенциальными потерями (например, увеличение доли пахотных земель в структуре сельскохозяйственных угодий может дать принести краткосрочную выгоду, но в отдаленной перспективе привести к экологическому ущербу вследствие усиления эрозии почвы).

Ø Формы природопользования должны выбираться с учетом как социально-экономических потребностей общества в целом, так и особенностей природной среды конкретного региона.

В Республике Беларусь порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию закреплен в Законе «Об охране окружающей среды». Экологическое планирование осуществляется на основе прогнозных показателей, государственных программ социально — экономического развития страны, государственных и отраслевых программ об охране окружающей среде и рациональному природопользованию и других документов, которые разрабатываются и реализуются в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998 г.). Согласно этому закону, система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

ü на долгосрочную перспективу – национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на

15 лет и основные направления социально-экономического развития

Республики Беларусь на 10 лет;

ü на среднесрочную перспективу – программу социально-

экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

ü на краткосрочный период – годовой прогноз социально-

экономического развития Республики Беларусь.

Основные стратегические цели и задачи, принципы, приоритеты экологической политики изложены в национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь. Кроме того, все перечисленные выше документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с разной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз – лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема

природоохранных инвестиций, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.

Объектами экологического прогнозирования и планирования могут быть и отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, а также систему мер, необходимых для стабилизации и улучшения состояния окружающей среды. С их помощью можно определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и создания условий для достижения экологического равновесия на территории природного комплекса.

Экологическое прогнозирование и планирование осуществляется также на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование призвано обеспечить экологически обоснованное экономическое развитие с учетом экологической емкости территории.

Отраслевое экологическое планирование осуществляется министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером такого планирования является Государственная программа охраны и рационального использования земель.

На локальном уровне экологическое планирование представлено программами природоохранной деятельности отдельных предприятий, которые разрабатываются в тесной увязке с их бизнес-планами. Обычно они включают такие аспекты природоохранной деятельности, как: 1) разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; 2) строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; 3) содержание и эксплуатация очистных сооружений и установок для утилизации отходов; 4) планируемое изменение объема эмиссий загрязняющих веществ по сравнению с предыдущим годом и др. Определяется общая сумма природоохранных затрат, источники финансирования, ожидаемый природоохранный эффект. Вся эта информация находит отражение в экологическом паспорте предприятия – комплексном документе, характеризующем взаимосвязь между данным предприятием и окружающей средой.

В настоящее время в Беларуси долгосрочное экологическое планирование осуществляется на базе Основных направлений политики в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 г. В этом документе отражены наиболее важные вопросы охраны

окружающей среды, обеспечивающие реализацию экологических интересов личности, общества и государства.

Стратегической целью охраны окружающей среды на период до 2025 г. является достижение нового, более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, содействие решению глобальных и региональных экологических проблем, устойчивому социальному и экономическому развитию Республики Беларусь.

Достижение поставленной цели предполагается обеспечить путем снижения негативных воздействий на окружающую среду, восстановления природных комплексов, кардинального улучшения в области обращения с отходами; обеспечения устойчивого территориального развития, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, минимизации воздействия на климат и адаптации к его изменениям.

Экологический менеджмент– специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные процессы и объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы. Важнейшая задача экологического менеджмента состоит в предотвращении угрозы для окружающей среды, в возможности роста предприятия.

Экологический менеджмент предприятия охватывает все аспекты управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Это означает, что экоменеджмент касается всего работающего персонала и практически всех видов производственно-хозяйственной деятельности.

Целями экологического менеджмента являются разработка собственной экологической политики, направленной на достижение максимальной экологической безопасности процессов производства и потребления выпускаемой продукции. Основную ответственность за систему менеджмента несет руководство предприятия, которое разрабатывает экологическую политику предприятия.

Важнейшим условием успешного ведения системы экоменеджмента является рационализация организационной структуры предприятия с четким определением ответственности и распределением обязанностей. Должны быть документально оформлены ответственность и полномочия персонала и обеспечен обмен информацией для эффективного управления окружающей средой.

Внедрение и функционирование экоменеджмента должно осуществляться по следующим основным направлениям: • организационная структура и ответственность; • обучение персонала; • установление связей; • документирование системы управления охраной окружающей среды; • обеспечение подготовленности к аварийным ситуациям.

При обеспечении функционирования системы экоменеджмента организация должна учитывать отношение сторонних организаций к своей деятельности, воздействующей на окружающую среду, и быстро реагировать на их сигналы, принимая соответствующее решение.

16. Система эколого-экономического планирования и прогнозирования

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Огромное значение имеет заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. ЭЭ прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Беларусь.

Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансовый, нормативный, программно-целевой, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию.

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях.

Территориальноепрогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций.

Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.

На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства.

17. Особенности текущего, среднесрочного и долгосрочного планирования

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения.

В природопользовании к краткосрочным программам относятся программы до одного года включительно. К среднесрочным программам – программы от года до 5-10 лет. К долгосрочным – свыше 10 лет.

В долгосрочном плане определяется стратегия развития предприятия, и содержаться решения относительно сфер деятельности и выбора направления деятельности. На уровне государства разрабатывается Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на 15-летний период.

В среднесрочном плане показатели даются более детально с учетом выбора средств, необходимых для выполнения поставленных в долгосрочном плане задач. Он является более конкретным и детализированным. Среднесрочный план связан с реализацией в рамках долгосрочного плана конкретных комплексных программ. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу формируется на 5-летний срок.

Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз – лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно.

Планирование природоохранной деятельности на предприятии

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения.

Планирование природоохранной деятельности предприятия начинается с всестороннего ее анализа в базовом периоде. Определяется степень выполнения плана по всем разделам и подразделам, выявляются причины отклонений от плановых заданий, анализируется полученный природоохранный эффект.

Аспекты природоохранной деятельности: • разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; • строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; • содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; • планируемое снижение выбросов (сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году; • разработка экологического паспорта предприятия; • контроль за работой природоохранных объектов, • экологический аудит и др.

План предприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов чаще всего состоит из следующих разделов: • охрана атмосферного воздуха; • охрана и рациональное использование водных ресурсов; • охрана и рациональное использование земель; • охрана и рациональное использование минеральных ресурсов; • обращение с отходами производства и потребления.

Мероприятия, включаемые в план по охране окружающей среды, должны быть обоснованы расчетами экономической эффективности с учетом материально-технического и финансового обеспечения. Определяется также социальная значимость проводимых на предприятии природоохранных мероприятий.

Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых в планировании природопользования наибольшее распространение получили директивная и индикативная.

Директивным планирование называется потому, что поставленные в нем цели и задачи подлежат обязательному исполнению конкретными исполнителями. Такие планы разрабатываются государственными учреждениями на основе общегосударственных интересов, утверждаются правительством и носят силу законов.

Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние развития экономики страны или какой-то ее сферы. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние природопользования и охрану окружающей среды, состояние финансов, рынка товаров и ценных бумаг, занятости, уровня жизни населения, внешнеэкономических связей и т.д. Роль индикаторов планов состоит в том, чтобы определить, где и когда должно вмешаться государство, если рынок не справляется со своими задачами.

На рисунке 5.1 представлены виды планов и прогнозов в зависимости от критериев их классификаций.

Стратегическое, тактическое и оперативное планирование отличаются друг от друга по содержанию плановых решений.

Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических и эколого-экономических показателей и формирование механизма по их реализации по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны на длительную перспективу.

Процесс создания предпосылок для реализации целей и задач, поставленных в стратегическом плане, называется тактическим планированием. Тактические планы позволяют обосновывать и реализовывать резервы повышения эффективности общественного производства и природопользования и разрабатываются в основном на среднесрочный период.

Завершающий этап системы планирования, который конкретизирует показатели тактического плана с целью организации повседневной плановой работы объекта планирования, называется оперативным планированием. Оперативные планы носят краткосрочный характер. В зависимости от срока, на который составляется план или прогноз и степени детализации плановых или прогнозных расчетов различают долгосрочное (от пяти и выше), среднесрочное (от одного года до пяти) и краткосрочное (до одного года) планирование.

Планы и прогнозы

Директивное

Индикативное

Макроэкономическое

Мезоэкономическое

Стратегическое

Тактическое

Микроэкономическое

Долгосрочное

Среднесрочное

Краткосрочное

Оперативное

Рис. 5.1 – Общая классификация форм планирования и видов планов и прогнозов

По масштабу действия выделяют прогнозы и планы международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые и предприятия. По степени охвата прогнозы и планы делятся на частные, охватывающие только определенные области деятельности и комплексные, охватывающие все аспекты развития экономических и эколого-экономических систем. В свою очередь по назначению частные прогнозы и планы можно подразделить на научно-технические, демографические, прогнозы природных ресурсов, экологические, социальные, экономические.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды предусмотрено статьей 79 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992 г. в редакции Закона 2002 г.)

Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической и экологической политики государства.

Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, а также общий порядок их разработки. В соответствии с законом система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

1) на долгосрочную перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет;

2) основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

3) на среднесрочную перспективу – программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

4) на краткосрочный период – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

В области рационального природопользования и охраны окружающей среды разрабатываются также территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (ТЕРКСООС).

В соответствии со статьей 80 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» территориальные комплексные схемы определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы. Разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в целом по стране, в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целях обеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно-обоснованного сочетания экономических, экологических и социальных интересов, выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности, и сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

В БелНИЦ «Экология» разработаны территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды Бреста, Витебска, Полоцка, Новополоцка, Полоцкого района, Гомеля, Речицы, Гомельского, Речицкого и Жлобинского районов, Могилева и Могилевской области, а также схемы размещения полигонов твердых коммунальных отходов для всех областей Республики Беларусь.

ТЕРКСОСС разрабатываются с целью определения комплекса эколого-ориентированных мероприятий, предотвращения и ликвидации негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранения и увеличения природно-ресурсного потенциала территории. Данные схемы составляются для территорий, выделяемых по административно-территориальному (область, район, город), природно-географическому (курорт, зона отдыха) и экономическому (территориальный промышленный комплекс, промышленный узел) признакам.

Основные задачи, связанные с рассмотрением наиболее важных проблем в ТЕРКСООС, определяются территориальным уровнем и техническим заданием с учетом предварительной оценки исходной информации по территории.

ТЕРКСООС содержит:

1) характеристику природных ресурсов территории, их использование и социально-экономических факторы;

2) оценку экологического состояния природных сред с учетом хозяйственной деятельности;

3) комплексную оценку экологического состояния территории;

4) предложения и мероприятия по обеспечению экологического равновесия в условиях хозяйственной деятельности, включая экстренные, необходимые, предупредительные;

5) прогноз возможных изменений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности;

6) предложения по развитию научных исследований и опытно-конструкторских работ для реализации системы природоохранных мероприятий;

7) предложения по совершенствованию системы управления природопользованием и охраны окружающей среды.

Разработка отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется соответствующими республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь по согласованию с Минприроды Республики Беларусь. Разработка мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется на основе утвержденных государственных программ социально-экономического развития страны, государственных и отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды. Указанные программы и схемы согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами.

Разработка программы мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в пределах административных территориальных единиц осуществляется соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Схема взаимосвязи основных элементов прогнозирования и планирования природопользования и охраны окружающей среды с системой государственных прогнозов и планов социально-экономического развития страны показана на рисунке 5.2.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес-кого развития Республики Беларусь на период 2005 – 2020 гг. (15 лет)

Основное направление социально-экономического развития республики (10 лет)

Программа социально-эко-номического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (5 лет)

Государственная программа Республики Беларусь по минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС

Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь

Прогноз социально-эконо-мического развития Республики Беларусь на краткосрочный период (1 год)

Территориальные прогнозы (планы, программы) охраны окружающей среды (области, района, территориально-производственных комплексов)

Планы (схе-мы) охраны отдельных природных комплексов и экосистем*

Отраслевые прогнозы (планы, программы, концепции**) природопользования и охраны окружающей среды (отдельных министерств, ведомств, хозяйственных субъектов)

Национальный план действий по гигиене окружающей среды

* Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы.

** Концепция устойчивого развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015 года.

Рис 5.2 – Схема организации прогнозирования и планирования природопользования и природоохранной деятельности в Республике Беларусь

В масштабах республики Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в нашей стране впервые была принята в 1995 г. на 1996-2000 годы.

В соответствии с международными требованиями на 2001-2005 годы была разработана не программа, а Национальный план действий по охране окружающей среды (НПДООС), который не только логически продолжил реализацию природоохранных мер, предусмотренных предыдущей национальной программой, но и наметил новые, более амбициозные планы. В стране реализована НПДООС, разработанная на 2006-2010 годы, в результате выполнения которой достигнуто снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической обстановки – первого из факторов, обеспечивающих физическое, психологическое и социальное благополучие населения страны, а также приведена последовательная экологизация всех звеньев общественного производства, как неотъемлемой части процесса достижения устойчивого развития и жизнедеятельности общества и защита наиболее уязвимых и ценных экосистем и биологических видов.

В НПДООС дается оценка современного состояния природной среды, определяются приоритеты в использовании природных ресурсов и природоохранной деятельности, отмечаются первоочередные задачи по обеспечению контроля и управления за выполнением требований и мероприятий, нормативно-правовому и информационному обеспечению, совершенствованию экономического механизма природопользования. Кроме того в плане выделены неотложные природоохранные меры в отдельных отраслях народнохозяйственного комплекса страны: в промышленности, на транспорте, энергетике, сельском и лесном хозяйстве.

Таким образом, прогнозирование и планирование рационального природопользования – это необходимый элемент системы управления процессами взаимодействия общества и природы и обмена веществом и энергией между человеком и природой. Основная форма экологического планирования – разработка территориальной комплексной программы рационального использования природных ресурсов и природоохранной деятельности на перспективный период (республики, области, города, района, территориально-производственного комплекса). Назначение планов и программ – обоснование увязанных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям природоохранных, экономических, технико-технологических и других мероприятий, обеспечивающих достижение необходимого качества окружающей среды, способной во взаимодействии с человеком в течение неограниченно долгого времени выполнять функции:

а) среды обитания и жизнедеятельности;

б) пространственного базиса расселения людей и размещения производительных сил;

в) «поставщика» природных ресурсов;

г) «хранилища» генофонда и растений.

Литература

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения.

Планирование природоохранной деятельности предприятия начинается с всестороннего ее анализа в базовом периоде. Определяется степень выполнения плана по всем разделам и подразделам, выявляются причины отклонений от плановых заданий, анализируется полученный природоохранный эффект.

Аспекты природоохранной деятельности: • разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; • строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; • содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; • планируемое снижение выбросов (сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году; • разработка экологического паспорта предприятия; • контроль за работой природоохранных объектов, • экологический аудит и др.

План предприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов чаще всего состоит из следующих разделов: • охрана атмосферного воздуха; • охрана и рациональное использование водных ресурсов; • охрана и рациональное использование земель; • охрана и рациональное использование минеральных ресурсов; • обращение с отходами производства и потребления.

Мероприятия, включаемые в план по охране окружающей среды, должны быть обоснованы расчетами экономической эффективности с учетом материально-технического и финансового обеспечения. Определяется также социальная значимость проводимых на предприятии природоохранных мероприятий.

Добавить комментарий