Экологическое право публичное или частное?

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Экологическое право как отрасль права

В настоящей статье раскрываются предмет и методы экологического права, история становления и развития в российском законодательстве, а также рассматриваются вопросы соотношения с другими отраслями права.

Понятие, предмет и методы экологического права

Для того, чтобы раскрыть понятие «экологическое право», нужно определить, что такое экология вообще. Термин «экология» возникает от двух латинских слов – «экос» – жилище, имущество и «логос» — наука. Таким образом, под экологией подразумевается наука о взаимодействии живых организмов и их групп друг с другом и с природной средой. Соответственно, под экологическим правом понимается самостоятельная правовая отрасль, представляющая совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в области взаимоотношения общества и природы с целью сохранения природной среды и ее совершенствования.

Предметом, рассматриваемой отрасли права, являются правоотношения, которые возникают в сфере охраны и эксплуатации природных ресурсов в области взаимодействия человеческого общества и окружающей природной среды. Такие отношения называются экологическими.

Выделяются следующие главные черты таких отношений:

  • 1. Соответствуют конкретной исторической обстановке, сложившейся в настоящее время, в связи с использованием природных ресурсов.
  • 2. Связаны с деятельностью общества по производству материальных благ с потреблением природных ресурсов.
  • 3. Присущ особый субъектный состав.

Одной из сторон правоотношений всегда будет являться государство, контролирующее и регулирующее надлежащее применение ресурсов природы, выступая от имени РФ.

Методы экологического права представляют собой систему приемов и способов регулирования общественных отношений охраняющих окружающую среду, а также по надлежащему применению и использованию природных ресурсов. В науке выделены несколько методов.

  • 1. Экологизация. Данный метод заключается в общеэкологическом подходе ко всем явлениям общественного устройства. Охрана окружающей среды – это главное предназначение экологического права и она проникает во все институты правоотношений общества и человека.
  • 2. Гражданско- и административно-правовые методы. Первый основан на равенстве сторон, свободе договора, неприкосновенности частной собственности, судебной защите нарушенных прав. Административно-правовой метод базируется на властных началах для обеспечения порядка управления, поэтому исходит из принципа власти-подчинения. Одна сторона здесь представлена органом власти, которая изъявляет свою волю в виде предписания, дозволения или запрета.
  • 3. Общенаучные методы: прогностический – позволяет получить истинные научно обоснованные знания об охраняемых экологическим правом отношениях и будущего совершенствования экологического права; историко-правовой метод опирается на исторические сведения об экологическом праве, о его происхождении и формировании.

Возникновение и развитие экологического права

Становление и развитие российского экологического права условно делится на несколько этапов.

Первый этап: со времен Киевской Руси до 1917 года. В XI веке в «Русскую Правду» был включен указ, согласно которому гарантировалась охрана собственности общины — леса. Указом были предусмотрены штрафы за различные нарушения, например, воровство дров, за порчу пчелиного дупла с медом, за охоту на соболя. Размер штрафа был равен 12 гривнам, что равнялось штрафу, который взимали с виновного при убийстве холопа. В 1486 году Иван III издал охранный указ для Троице-Сергиевского монастыря, согласно которого было строго запрещено вырубать прилегающие к монастырю леса. Соборное Уложение 1648 года включало в себя природоохранные нормы. Так, рыбная ловля или охота на бобров и выдру в чужом водоеме была приравнена к краже имущества. В 1703 году, при правлении Петра I, было запрещено вырубать лес на берегах реки Волги. Заповедная зона равнялась 50 километрам от берегов. Все эти акты носили лишь местный характер и до революции 1917 года, так и не был издан ни один полноценный природоохранный нормативный акт.

Второй этап — с 1917 по 1991 год. В 1917 году был разработан и утвержден декрет «О земле», суть его заключалась в том, что частная собственность на землю отменялась, а также собственность на иные природные ресурсы. Этот декрет положил начало череде новых законов, охраняющих от незаконного посягательства окружающую среду и животный мир. Так, в последующие годы был принят ряд актов, которые регулировали смежные правоотношения, среди них земельные, лесные, водные и другие. В шестидесятых годах прошлого века был принят первый природоохранный закон «Об охране природы в СССР», содержащий в себе нормы по охране земельных правоотношений, охране вод, лесов и иной растительности, недр. Однако, данный нормативный акт не предусматривал никаких санкций за нарушение положений закона, поэтому важной роли в становлении экологического права он не сыграл.

Третий этап: с 1991 года по настоящее время. В современной России, экологическое право, как самостоятельная и полноценная отрасль права, начинает развиваться после вступления в силу ФЗ «Об охране окружающей природной среды». Первый всесторонний законодательный акт, который полноценно закреплял функции и задачи природоохранного комплекса, регулировал земельные вопросы в области соотношения общества и природы с целью укрепления и сохранения природных ресурсов, а так же вопросы, связанные с ликвидацией экологически опасного воздействия, улучшения и очищения природной среды, установление правопорядка в данной сфере для блага нынешнего и последующих поколений. Данный ФЗ утратил силу в начале 2002 года в связи со вступлением в силу нового ФЗ «Об охране окружающей среды», в коем были учтены рыночные отношения и международные обязательства РФ в экологической сфере.

Соотношение экологического права с другими отраслями права

Стоит отметить, что положения экологического права являются базовыми, с учетом этих норм проходит экологизация положений других отраслей права, которые каким-либо образом влияют на общество и природу. Несмотря на то, что рассматриваемая отрасль права относится к гражданско-правовым отраслям, для нее большую роль играют и публично-правовые отрасли.

Экологическое право тесно соотносится с конституционным в вопросах разграничения полномочий государственных органов власти и власти субъектов РФ, а также установления основ правового статуса человека и гражданина в области природоохраны и надлежащего пользования природными ресурсами.

По вопросам, которые относятся к сфере деятельности местного самоуправления, экологическое право граничит с муниципальным.

Административная ответственность за нарушение природоохранных правил устанавливается административным правом.

Положения трудового законодательства устанавливают дисциплинарную и материальную ответственность за совершение правонарушений в сфере экологических правоотношений, а основания наступления ответственности за экологические преступления, в свою очередь, закреплены в уголовном праве.

Гражданское право соотносятся с экологическим в вопросах возникновения, изменения и прекращения прав собственности и иных вещных прав объекты окружающей среды и ее ресурсы. Также сюда относятся вопросы, которые связаны с гражданско-правовой ответственностью за причинение ущерба природной среде и человеческому здоровью.

Следующей смежной отраслью является земельное право. Экологическое право регулирует отношения, связанные с охраной и надлежащей эксплуатацией земель, отнесенных к ведению самостоятельной отрасли — земельное право.

Наконец, международное право граничит с экологическим по вопросам международного сотрудничества стран по решению глобальных экологических проблем.

?Экологическое право — это отрасль … права.
!гражданского
!конституционного
!частного
*публичного
?Особенная часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:
*охрану земель и недр
*правовой режим лесопользования
!экологический контроль
!экологическую экспертизу
*правовой режим особо охраняемых природных территорий
?Напишите пропущенное слово0
*Основной источник экологического права — это … .:вариант = конституция рф
?Основанием возникновения, изменения и прекращения эколого-правового отношения является:
!решение трудового коллектива
!собрание политической партии
*юридический факт (действие, событие)
!материальные ценности, вещи, предметы
!решение научно-практических конференций
?Субъектами права собственности на природные ресурсы могут быть:
*Российская Федерация, субъекты РФ
*муниципальные образования
!иностранные граждане
!совокупность должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации
!орган исполнительной власти в Российской Федерации
?Обязательным условием специального водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов является:
!регистрация в качестве юридического лица
*наличие договора водопользования
!сертификация водопользования
!недопустимость использования технических средств в ходе деятельности
!лицензия на право водопользования
?Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды разрабатывается и распространяется:
!ежеквартально
!по мере необходимости, в зависимости от изменения состояния окружающей природной среды
!ежемесячно
*ежегодно
?Система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений — это:
*мониторинг
!регистр
!кадастр
!аудит
?Виды экологической экспертизы в соответствии с законом:
*государственная
*общественная
!муниципальная
!производственная
!предварительная
?Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится:
*федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы
!общественными организациями
!предприятиями и учреждениями
*органами государственной власти субъектов Российской Федерации
?Требование к эксперту при производстве экологической экспертизы должно исходить из того, что реализация деятельности может повлечь вредные воздействия на окружающую природную среду — это содержание принципа:
*презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности
!обязательности учета требований экологической безопасности
!ответственности за достоверные результаты проведения экологической экспертизы
!обязательности проведения государственной экологической экспертизы
?Общественная экологическая экспертиза в соответствии с законодательством может проводиться:
!одновременно с проведением государственной экологической экспертизы или после нее
!только после проведения государственной экологической экспертизы
!после разрешения специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы
*до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней
?Предельный срок действия лицензии на комплексное природопользование составляет:
!3 года
!10 лет
*5 лет
!1 год
?Закон запрещает включать в лицензии право деятельности на территории:
!участков недр в виде геологического отвода
!участков недр в виде горного отвода
!населенных пунктов
*заповедников, заказников
?Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется:
!фирменным наименованием
!товарным знаком
!знаком экологической безопасности
*знаком соответствия
?Независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по ее улучшению — это:
*экологический аудит
!экологическая экспертиза
!экологический контроль
!экологический мониторинг
?Субъектом государственного специального (надведомственного) экологического контроля является:
!Президент РФ
!Правительство РФ
!Федеральное собрание
*Министерство природных ресурсов и экологии РФ
?Дисциплинарным взысканием за экологические проступки является:
*замечание
!штраф
!лишение специального права, предоставленного физическому лицу
!дисквалификация
!арест имущества
?Вина правонарушителя — признак … экологического правонарушения.
!объективной стороны
*субъективной стороны
!объекта
!предмета
?Обязанность работника возместить имущественный ущерб называется … ответственностью.
!эколого-правовой
!административной
*материальной
!гражданско-правовой
?Условная единица оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного называется:
!штрафом
*таксой
!неустойкой
!размером упущенной выгоды
?Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются:
!федеральной собственностью
!совместной собственностью государства и лиц, добывающих полезные ископаемые
*государственной собственностью
!государственной и муниципальной собственностью
?Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на … водные объекты.
!чистые и сточные
*поверхностные и подземные
!замкнутые и открытые
!ледники и жидкие
?Водные объекты по общим правилам находятся в собственности:
!совместной собственности РФ и ее субъектов
!любых субъектов водных правоотношений
*Российской Федерации (федеральной собственности)
!в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
?Напишите пропущенное слово0
*Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более, чем … лет.:вариант = двадцать
?Систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, их использовании, речных бассейнах, бассейновых округах — это:
*государственный водный реестр
!водный кадастр
!государственный водный регистр
!водный мониторинг
?Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется на … водопользование.
*обособленное
!приватизированное
!общественное
!частное
*совместное
?Территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, — это:
!водоохранная зона
!округ санитарной охраны
*санитарно-защитная зона
!зона экологического благополучия
?Систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов называется:
*государственным учетом поверхностных и подземных вод
!нормированием в области использования и охраны водных объектов
!мониторингом водных объектов
!экологическим контролем
?Совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа, называется:
*растительным миром
!памятниками природы
!лесной растительностью
!деревьями и кустарниками
?Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на … леса.
!второй группы
*эксплуатационные
*резервные
*защитные
!первой группы
?Недра предоставляются для добычи подземных вод:
!на неопределенный срок
*на срок до 25 лет
!на один год
!на пять лет
!до пятидесяти лет
?Объект животного мира — это:
!дикие и домашние животные
*организм животного происхождения
!все живые организмы, обитающие на Земле
*популяция диких животных
*дикое животное
?Виды лицензий, связанные с использованием и охраной объектов животного мира:
!бессрочная
!краткосрочная
*именная разовая
*долгосрочная
*распорядительная
?Животный мир в пределах территории Российской Федерации является … собственностью.
!государственной и муниципальной
!исключительно федеральной
*государственной
!как федеральной, так и муниципальной
!государственной, муниципальной и частной
?Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в:
*Красные книги субъектов Российской Федерации
!Государственный кадастр животного мира
!Государственный регистр исчезающих животных
!Государственный реестр диких животных
*Красную книгу Российской Федерации
?Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти юридическим лицам в … пользование на основании лицензии.
!краткосрочное
!разовое
!бессрочное
*долгосрочное
?Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти гражданам в … пользование на основании лицензии.
!бессрочное
*краткосрочное
!долгосрочное
!разовое
?Национальные парки:
!находятся только в собственности субъектов РФ
*находятся исключительно в федеральной собственности
!могут находиться как в собственности субъектов РФ, так и в федеральной
!могут принадлежать субъектам РФ и муниципальным образованиям
!могут находиться в государственной и муниципальной собственности
?Природные парки создаются в форме:
!государственных унитарных предприятий
!государственных корпораций
!товариществ
*государственных учреждений
?Наиболее строгий правовой режим охраны установлен законодательством для:
!ботанических садов
*заповедников
!национальных парков
!заказников
?Функциональная зона национального парка, в которой запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, называется:
!рекреационной зоной
*заповедной зоной
!особо охраняемой зоной
!зоной хозяйственного назначения
!зоной познавательного туризма
?Участки территории РФ, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, признаются зонами:
!чрезвычайной экологической ситуации
*экологического бедствия
!экологической опасности
!отчуждения
?Решение об учреждении государственного природного заповедника принимается:
*Правительством РФ
!Федеральным Собранием РФ
!специально уполномоченным органом исполнительной власти
!Президентом РФ
!законом субъекта РФ
?Установите соответствие между названиями программ и организаций ООН в области международного экологического сотрудничества.
*ПРООН:вариант = Программа развития ООН
*МАГАТЭ:вариант = Международное агентство по атомной энергии
*ЮНЕП:вариант = Программа ООН по окружающей среде
*ЮНИДО:вариант = Организация ООН по промышленному развитию
?Если правила, установленные международным договором РФ в области охраны окружающей среды, противоречат правилам Федерального закона «Об охране окружающей среды», то в этом случае применяются правила и нормы:
!Федерального закона
!Конституции РФ
!в зависимости от территории, на которой они применяются
*международного договора
?Напишите пропущенное слово0
*Естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела, — это … .:вариант = континентальный шельф
?Наиболее авторитетной международной организацией в области охраны окружающей среды является:
!Всемирная организация охраны дикой природы и фауны
!Организация всемирного культурного наследия
!Международный валютный фонд
*Организация Объединенных Наций
!Гринпис
?Региональными договорами в области международной охраны окружающей среды являются:
*Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969 г.)
!Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.)
*Африканская конвенция по охране природы и природных ресурсов (1968 г.)
*Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.)
!Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.)
?Напишите пропущенное слово0
*Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, — это … .:вариант = экоцид

Проблемы соотношения административных и гражданских способов регулирования экологических отношений имеют более широкий аспект и выводят на принципиальную проблему соотношений публичного и частного в области правового регулирования охраны окружающей среды. Она имеет как практическое, прикладное, так и теоретическое, концептуальное значение. Много публичного в примыкающем к экологическому аграрном праве – государственное управление агропромышленным комплексом, законодательное регулирование трудовых и финансовых отношений в сельском хозяйстве. Не меньше в аграрном праве и частноправовых институтов – правовое положение коммерческих и иных сельскохозяйственных организаций и их имущества, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, договорные отношения и защита прав сельскохозяйственных кооперативов и предпринимателей.

Можно полагать, что аграрное право, примыкающее к экологическому, имеет частно-публичный характер. При этом общественность, в том числе аграрная, требует усиления вмешательства и поддержки государства путем государственного заказа на сельскохозяйственную продукцию, установления таможенных пошлин на ее импорт, искусственного снижения цен на промышленные товары для сельского хозяйства, государственных вложений в закупки продовольствия. Поддержку публичным факторам аграрного права придал импульс Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», которым определяются направления, методы и способы государственной поддержки агропромышленного комплекса, иные конкретные публичные средства оказания помощи социальному развитию села, правовые рычаги устранения глубоких различий в образе жизни горожан и селян.

Природоресурсное право включает земельное, горное, лесное, водное, фаунистическое право. Здесь соотношение публичного и частного не однозначно и требует некоторой конкретизации. В земельно-правовых отношениях превалируют гражданско-правовые нормы, поскольку земельный участок признается специфическим объектом имущественного оборота со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Однако по ЗК земля, прежде всего, часть природы, окружающей среды. Кроме того, земельному праву присущи такие публично-правовые институты, как установление государством целевого назначения и категорий земель, государственный земельный контроль, кадастр, мониторинг.

В водных, лесных, фаунистических отношениях преобладает государственная, в основном федеральная, собственность с присутствием регионального и муниципального управленческого компонента. Недра, кроме общераспространенных полезных ископаемых, находятся в исключительной собственности государства. Таким образом, природоресурсное право имеет публично-частный характер. Проблема соотношения публичного и частного проецируется на проблему применения административных либо частноправовых методов к регулированию экологических отношений.

Если охрана природы, окружающей среды признается обязанностью каждого, право на благоприятную среду закрепляется за каждым, а природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, согласно ст. 9, 42 и 58 Конституции, то налицо потребность в публично-правовых средствах обеспечения конституционных предписаний. С другой стороны, нахождение земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, свободное владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами (если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц), на что указывает ст. 36 Конституции, включает в регулирование общественных экологических отношений частноправовые методы.

Можно полагать, что охрана окружающей среды как общего блага, имеющая социальную направленность, тяготеет к публичным формам воздействия, а потребление и использование природных ресурсов и объектов, включенных в гражданский оборот, предполагает частноправовые методы. Обоснование и понимание предмета, методов, системы экологического права и законодательства, как и отграничение их от других отраслей российского права и законодательства, служат отправными моментами дальнейших размышлений об актуальных проблемах теории и практики экологического права.

В области общественных отношений, связанных с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, полезным методом познания является прогностический метод, включающий предсказание, суждение о состоянии экологических отношений в будущем. Прогнозирование природоохранных процессов предполагает их планирование, программирование, проектирование, управление, использует экстраполяцию, моделирование, опрос экспертов, что немаловажно для осуществления законопроектной деятельности, где необходимы анализ правоприменения, принятие решения о разработке акта, уяснение его места в системе права и законодательства, подготовка и обсуждение проектов, получение и учет замечаний на них и т.д.

Потребность в таких прогнозных знаниях остро ощущается в экологическом праве, ибо знание будущих состояний, процессов и явлений представляет собой необходимое условие компетентного и целенаправленного управления природоохранными процессами, предупреждения деградации природных ресурсов от ветровой и водной эрозии, загрязнения, захламления, опустынивания, засоления, подтопления. Здесь подвижность и динамика состояния природных ресурсов и всей окружающей среды (постоянно ранимой, все больше вызывающей озабоченность) во многом зависят от антропогенной, человеческой деятельности, подвергаемой законодательному и иному правовому регулированию и поэтому требующей особого внимания и осторожности.

Эффективное и постоянное использование прогностического метода в сфере экологического права открывает действенный канал взаимодействия общества и природы, науки и практики, позволяет не отставать от природных явлений и катаклизмов, пытаться опередить и предупредить их вредное воздействие, быстрее ликвидировать их отрицательные последствия. Прогнозирование позволяет принимать своевременные меры по совершенствованию государственного, юридического и общественного механизмов реализации требований экологического права, укреплению соответственно экологического правопорядка, обосновывать надежность принимаемых организационных, воспитательных, правовых и экономических мер с учетом социальных и иных возможных изменений.

Для прогностического метода характерны и используются обобщение эмпирики, статистические, конкретно-социологические, психологические, сравнительно-правовые материалы и методы (они применяются и в других различных науках, отраслях права и учебно-правовых дисциплинах в разной степени). В прогностическом методе в экологическом праве они приобретают непреходящий характер, так как законы природы во многом, будучи не до конца познаны человеком, не поняты им, представляются стихийными, и без прогнозирования их действия невозможно проектирование и обсуждение будущих публичных и частных экологических норм и институтов.

Для осуществления верного прогноза, для получения истинных знаний о сущности, развитии и закономерностях модернизации экологического права большое значение имеет историко-правовой метод. Анализ поступательного, поэтапного развития регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, исторических источников, сопоставление прежних и нынешних официальных документов позволяют оценить происхождение и динамику решения экологических проблем, понять современное место экологического права в общей системе российского права, уяснить причины, следствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения и охраны окружающей среды, исправить ошибки прошлого, спроецировать их на будущее, чтобы учесть и не допустить в дальнейшем.

Прогностический метод при разработке экологических законопроектов тесно связан с историческим анализом подготовки, принятия и действия (бездействия) предыдущих нормативных правовых актов в области экологии позволяет избегать и не повторять прошлых просчетов, нейтрализовать негативные обстоятельства. «Кто не знает или игнорирует прошлое – тот не имеет будущего» – говорили древние. В то же время прошлое учит тому, что оно ничему не учит. Именно поэтому для надежного прогнозирования будущего экологического права представляется необходимым исторический экскурс в его развитие в предыдущие десятилетия.

Первый закон об охране природы был принят в нашей стране в 1960 г. В США закон об охране окружающей среды был принят в 1970 г., коренным образом изменив отношение общества к природе. Он был подкреплен актами об административных процедурах, о создании специализированного органа природоохранного управления с разветвленными и авторитетными федеральными службами, усилении ответственности и увеличении штрафов за экологические правонарушения, об открытости экологической и иной информации, судебными исками граждан и их объединений о возмещении экологического вреда. Серьезными недостатками российских актов в экологической и иных сферах являлось и продолжает являться неполное исполнение либо неисполнение предусмотренных в них национальных требований и международных рекомендаций, отсутствие прогнозов и неподготовленность условий их реализации. Ряд намеченных российским правом целей типа создания городов-садов, агрогородов остались на уровне утопий и мифов.

Прогностический метод, используемый при создании и реализации норм экологического права, соединенный со сравнительно-правовым, историческим и другими описанными выше методами экологического права служит необходимым условием его дальнейшего надлежащего функционирования и обеспечения природоохранных целей, как локального характера, так и регионального, государственного, планетарного масштаба.

Некоторыми авторами обосновывается необходимость и самостоятельность науки сравнительного экологического правоведения – его значения как метода, науки, учебной дисциплины, подвергающего изучению и сопоставлению набор функций, приемов, целей, круга изучаемых вопросов, критериев регулирования в различных странах и системах. По этой логике должны появиться новые отрасли науки и права, занимающиеся сравнительным анализом, полностью адекватные и соответствующие основным отраслям права и законодательства. Это означало бы по крайней мере удвоение изучаемых правовых отраслей, в чем при всей значимости сравнительного правоведения нет особой необходимости – достаточно такой новой и весьма актуальной области знаний, как сравнительное правоведение, являющееся целью и находящееся в обозначениях журналов, кафедр, заголовках ведущих юридических научных центров и институтов. 1

Добавить комментарий