Экологическое право рк

1.Общие положения экологического права.

2.Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов.

3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

4.Основы земельного права.

1. Общие положения экологического права. Экологическое право – самостоятельная отрасль казахстанского права, которая призвана изучать направление деятельности государства в области правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Предметом экологического права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и правового статуса субъектов права.

Система экологического права включает в себя Общую и Особенную части.

Источники экологического права. Конституция Республики Казахстан и Гражданский кодекс Республики Казахстан; Экологический кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О радиационной безопасности населения»; Лесной кодекс Республики Казахстан; Водный кодекс Республики Казахстан; Земельный кодекс Республики Казахстан Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы.

Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются:

1) обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан;

2) обеспечение экологической безопасности;

3) экосистемный подход при регулировании экологических отношений;

4) государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов;

5) обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах;

6) неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан;

7) обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;

8) платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;

9) применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;

10) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды и т.д.

2. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в
области использования природных ресурсов.

Государственное регулирование в области охраны окружающей среды включает в себя:

1) лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды;

2) экологическое нормирование;

3) техническое регулирование в области охраны окружающей среды;

4) государственную экологическую экспертизу;

5) выдачу экологических разрешений и т.д.

Государственное управление в области использования природных ресурсов включает в себя:

1) государственное планирование в области использования природных ресурсов;

2) государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;

3) выдачу лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами;

4) организацию восстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий и т.д.

Объекты охраны окружающей среды. Охране от уничтожения, деградации, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия подлежат земля, недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир, генофонд живых организмов; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли. Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории и объекты государственного природно-заповедного фонда.

К видам природопользования относятся:

1) землепользование;

2) водопользование;

3) лесопользование;

4) недропользование;

5) пользование животным миром;

6) пользование растительным миром;

7) эмиссии в окружающую среду;

8) иные виды природопользования.

Природопользователями могут быть физические и юридические лица, постоянно или временно находящиеся на территории Республики Казахстан.

Природопользователи могут быть:

1) постоянными (право природопользования носит бессрочный характер) и временными (право природопользования ограничено определенным сроком);

2) первичными (право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права или универсального правопреемства) и вторичными (право временного природопользования получено на основании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус).

Право специального природопользования возникает на основании:

1) лицензий и (или) разрешений на использование и изъятие природных ресурсов и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

2) решений Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

3) договоров (контрактов) на природопользование.

Осуществление права специального природопользования природопользователями, осуществляющими эмиссии в окружающую среду, допускается при наличии экологических разрешений.

Право пользования природными ресурсами предоставляется физическим и (или) юридическим лицам.

3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения – отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившими экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего взыскания.

К видам экологических правонарушений относятся:

1) нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, влекущие имущественную ответственность;

2) административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов;

3) экологические преступления.

Согласно ст. 321 Эклогического кодекса РК, возмещению подлежит ущерб, причиненный окружающей среде, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государству вследствие:

1) уничтожения и повреждения природных ресурсов;

2) самовольного и нерационального использования природных ресурсов;

3) самовольного загрязнения окружающей среды, в том числе аварийных, несогласованных залповых выбросов и сбросов, размещения отходов производства и потребления;

4) сверхнормативного загрязнения окружающей среды.

Возмещение вреда здоровью физических лиц, ущерба имуществу физических и юридических лиц, государства лицами, совершившими экологические правонарушения, производится добровольно или по решению суда в соответствии с ГК РК. Вред подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление здоровья, затрат по уходу за больным, иных расходов и потерь.

Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, производится добровольно или по решению суда на основании экономической оценки ущерба, порядок проведения которой определяется в соответствии с Экологическим кодексом РК

Физические и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Моральный вред, причиненный в результате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

4. Основы земельного права. Земельное право Республики Казахстан –это комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, имеющие своим объектом землю и возникающие в связи с её использованием и охраной, управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за определенными субъектами, осуществлением права собственности на землю и иных прав на землю.

Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание. В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве главным средством и условием производства.

Система земельного права состоит из Общей и Особенной части.

Метод земельного права выражает сочетание юридических приёмов и способов воздействия на эти общественные отношения – юридический режим земельно-правового регулирования. В земельном праве существует два метода регулирования: императивный и диспозитивный.

Система принципов земельного права составляют: принцип собственности на землю; принцип равенства и равной защиты государственной и частной собственности в сфере земельных отношений; принцип предоставления и использования земель на праве землепользования; принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равной защиты прав субъектов земельных правоотношений; принцип комплексности использования земель; принцип государственного управления земельным фондом; принцип судебной защиты земельных прав; принцип целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории РК; принцип сохранения земли как природного объекта, основы жизни, деятельности народа РК; принцип рационального использования земель; принцип целевого использования земель; принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения; принцип государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель; принцип предотвращения ущерба земле; принцип устранения последствий ущерба земле; принцип плотности использования земли; принцип устойчивости земельных прав; принцип доступности информации о состоянии земель.

Государственное регулирование земельных отношений. Государственное управление земельным фондом представляет собой важнейшее направление в системе государственного управления, выступает необходимым организационным условием обеспечения рациональности использования и эффективности охраны земель.

К основным функциям государственного управления земельным фондом относится: осуществление земельного мониторинга; весенние землеустройства; ведение государственного земельного кадастра; определение функционально-целевой структуры земельного фонда; планирование использования и охраны земель; распоряжение земельным фондом; контроль за использованием и охраной земель; обеспечение исполнения земельного законодательства.

К основным органам государственного управления специальной компетенции относятся: Агентство РК по управлению земельными ресурсами, органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, включающее специализированные природоресурсные и экологические ведомства – Комитет охраны окружающей среды, Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, комитет по водным ресурсам, Министерство сельского хозяйства РК. Их деятельность распространяется на всю территорию страны и охватывает различные аспекты регулирования отношений по поводу всего земельного

Список рекомендуемой литературы:13

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Введение

Экологическое право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Характеризуя экологическое право как отрасль права, необходимо прежде всего подчеркнуть его единство со всеми другими отраслями права. Экологическое право обладает всеми теми признаками, которые присущи праву в целом. Эти признаки относятся к сущности права, свойствам позитивности и т.д.

Особенности экологического права вытекают из предмета его регулирования, иначе говоря, из регулируемых им общественных отношений.

Отношения в области взаимодействия общества и природы имеют своеобразный характер. Своеобразие этих отношений определяется тем, что природные ресурсы не созданы трудом человека, даются ему в готовом виде; при правильном и эффективном их использовании они способны умножать богатства человеческого общества. Правовой режим природных ресурсов всецело определяется их экономическим значением как основных средств производства.

Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу владения, пользования, распоряжения и охраны природных ресурсов как основных средств производства во всех сферах хозяйственной жизни. В основе развития экологических отношений лежит требование эффективного использования и охраны природных ресурсов. Все это не может не учитываться при решении вопроса о правовом режиме природных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.

Экологическое право Республики Казахстан — сравнительно новое и молодое право. Оно быстро развивается, всесторонне совершенствуется и углубляется. Появляются все новые и новые нормативно-правовые акты и документы, содержащие общие и конкретные, прямые и непосредственные нормы и требования чисто экологического, природоохранного направления и характера. Созданы специально уполномоченные-органы, службы-механизмы обеспечения экологического оздоровления, рационального использования и надлежащей охраны природных ресурсов.

Экологическое право Республики Казахстан, как и любое другое право в нашей Республике, имеет свои собственные источники, благодаря которым обеспечивается правовое регулирование общественных, экологических, природоохранных отношений.

Устанавливая правила должного поведения людей в окружающей природной среде, они призваны содействовать экологическому оздоровлению и обеспечению экологического равновесия и гармонии в мире растений и животных. В них определяются порядок и условия предоставления в пользование природных ресурсов и изъятия их в случае необходимости из использования с указанием оснований возникновения, изменения и прекращения права природопользования. Они содержат меры ограничений, запретов и поощрений при сочетании их с дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовно-правовой ответственностью.

Отсюда следует такой вывод — источниками экологического права Республики Казахстан могут быть лишь такие нормативно-правовые акты, которые содержат эколого-правовые нормы и требования или имеют чисто экологическую, природоохранную направленность и характер. Но это не исключает, а напротив, предполагает возможность и даже целесообразность использования и международно-правовых средств-механизмов.

Источники экологического права РК

К источникам экологического права Республики Казахстан относятся нормативно-правовые акты и документы и в первую очередь Конституция Республики Казахстан 1995 г. Эколого-правовой характер имеют ст.ст. 6, 31 и 38. В них впервые утверждена и введена в действие новая экологическая, природоохранная концепция, суть которой состоит в том, что «государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека», что «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом» (статья31). Вней есть и такая основополагающая норма: «Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам» (статья 38).

В новой Конституции по-новому поставлен вопрос о праве собственности на землю и другие природные ресурсы. Так, в статье 6 (пункт 3) записано: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Отсюда логически вытекает, что недра земли, воды, растительный и животный мир, а также другие природные ресурсы составляют объекты права государственной собственности.

Это на сегодня является единственно правильным, оптимально приемлемым вариантом решения вопроса о праве собственности на землю и др. объекты природы. Здесь нельзя не привести слова Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, высказанные им на 2-й сессии Ассамблеи народов Казахстана 30 июня 1995 г. при обсуждении проекта будущего главного закона страны: «Земля — начало всех начал в любом государстве. В процессе работы над Конституцией изучена практика многих стран. Да, земля у них продается и перепродается, но эти процессы заключены в такие рамки и процедуры, которые не позволяют ущемлять жизненно важные национальные интересы. Наше общество, его управляющие органы и хозяйствующие субъекты еще не вышли на такой уровень знания и понимания проблемы, а потому мы рискуем в один миг растранжирить наше главное богатство, принадлежащее не только нам, но и будущим поколениям граждан страны.

Именно поэтому Конституция «идет» по принципу: «поспешай медленно» и предусматривает решение этих вопросов в будущем, а сейчас допускает возможность нахождения ее в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. Опираясь на это положение, будет введена частная собственность на садово-огородные и приусадебные участки, а также на землю, которая нужна для технологической деятельности предприятия. Последнее открывает отечественному и иностранному инвестору возможность смело строить у нас собственные предприятия. Право собственности на производственную территорию ограждает его от произвола местных властей и всевозможных вымогателей».

Надо сказать, что эти слова целиком и полностью выражают волю абсолютного большинства народа — единственного источника государственной власти, отвечая интересам не только нынешнего, но и будущих поколений нашего многомиллионного народа. Потому они должны лечь в основу не только нового Земельного кодекса, но и всей системы экологического, природоохранного законодательства, в частности, Закона «Об охране окружающей природной среды». Уже его проект резко отличается от ныне действующего одноименного закона своей зрелостью, большей сбалансированностью и научной обоснованностью. В нем учтены достаточно полно новейшие направления и тенденции экологической, природоохранной деятельности государства и всего нашего общества.

экологический право казахстан охрана

Разработчики проекта закона воспользовались тем, что было наработано в самой Республике, и за рубежом, и в странах СНГ, прежде всего в Российской Федерации.

Будучи вполне зрелым и солидным государственно-правовым документом, до своего окончательного рассмотрения и принятия проект Закона «Об охране окружающей природной среды» в обязательном порядке должен быть сверен с новой эколого-правовой концепцией, провозглашенной Конституцией Республики.

Пока действует Закон «Об охране окружающей природной среды» от 18 июня 1991 г. С помощью его норм и требований обеспечивается правовое регулирование тех общественных отношений, которые сегодня возникают в Республике в области экологии, природопользования и охраны окружающей природной среды. Велико значение его в деле правовой регламентации экологических, природоохранных отношений, в укреплении правопорядка в этой области и ведении борьбы с экологическими правонарушениями.

Закон «Об охране окружающей природной среды»

В системе природоохранного законодательства, включающей Закон «Об охране окружающей природной среды» и отраслевые акты — Земельный, Водный, Лесной кодексы, первенство принадлежит первому, ибо Закон «Об охране окружающей природной среды» есть комплексный нормативный акт, призванный широко охватить вопросы пользования и охраны всех видов природных ресурсов: земель, недр, лесов, вод и животного мира. Его основные положения должны найти отражение в законодательных актах по использованию и охране отдельных видов природных ресурсов.

В нем впервые в правотворческой практике в области охраны природы в качестве главной идеи закреплено положение о том, что он прежде всего призван обеспечить защиту прав человека и благоприятную для его жизни и здоровья окружающую природную среду. Это положение получило отражение в Конституции Республики Казахстан 1995 г.

В прежней системе природоохранного законодательства характерным являлся принцип подчинения интересов человека и гражданина интересам государства и его органов, ведающих вопросами освоения природных богатств. Соответственно в эколого-экономической системе пользования природа и ее ресурсы рассматриваются как главный, а их охрана — как второстепенный элемент. В этих условиях проблема приоритета охраны жизни и здоровья человека над другими видами деятельности, обеспечения реальных гарантий прав граждан на благоприятную для труда и отдыха окружающую природную среду не могла не ото



Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3

1. Понятие и роль экологического права в жизни общества и государства…………………4

2. Экологические правоотношения, их участники и объекты………………………………..5

3. Понятие экологического правонарушения и его виды…………………………………….6

4. Понятие собственности и виды юридической ответственности по экологическому праву………………………………………………………………………………………………7

5. Понятие экологической безопасности………………………………………………………..9

6. Общественная опасность экоцида…………………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………………………11

Список использованной литературы………………………………………………………….12

Введение

Актуальность. Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные элементы знаний, охватываемых этой наукой, содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее развитие этот раздел человеческих знаний об окружающей природной среде получил в биологической науке, особенно в последарвинский период (вторая половина XIX века и последующее время). Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные обоснования, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества. Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Складывающиеся в Республике рыночные отношения вызывают необходимость в правовом регулировании права природопользования в контексте с концепцией экологической безопасности в целях сохранения окружающей среды во благо настоящего и будущего поколения граждан нашей Республики, так как только путем рационального природопользования возложено сохранение окружающей природной среды.

30 апреля 1996 года по указанию Президента Республики Казахстан была разработана «Концепция экологической безопасности Республики Казахстан», которая дала новые импульсы в развитии законотворческого процесса в сфере экологического права Республики Казахстан, на базе которой произошла коренная перестройка решений касающихся проблем рационального и охранительного природопользования.

Только радикальное развитие институтов лицензирования и договорных норм природопользования может привести к искомому результату.

Правовое положение договорных форм природопользования, сегодня вызванное складывающимся рынком занимает все большее и большее значение и приобретает комплексный характер.

Цель данной самостоятельной работы — рассмотреть экологическое право Республики Казахстан, как отрасль права.

1. Понятие и роль экологического права в жизни общества и государства

Экологическое право — это отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Система экологического права имеет три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина. Центральным понятием отрасли экологического права является экологическая норма, представляющая собой правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Элементами эколого-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в институты, которые в свою очередь объединены в отрасль права — экологическое право, подразделенное на Общую, Особенную и Специальную части.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей систему экологического права как отрасли права, включаются следующие темы:

1) методы научных исследований

2) правоприменительная и правотворческая практика

3) история развития экологического права

4) источники экологического права

5) международно-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира.

6) источники научно-правовой информации

7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

Экологическое право Республики Казахстан, как и любое другое право в нашей республике, имеет свои собственные источники, благодаря, которым обеспечивается правовое регулирование общественных экологических природоохранных отношений. Устанавливая меры должного поведения людей в окружающей природной среде, они призваны содействовать экологическому оздоровлению и обеспечению экологического равновесия и гармонии в мире растений и животных. Источниками экологического права Республики Казахстан могут быть лишь такие нормативно-правовые акты, которые содержат эколого-правовые нормы и требования или носят чисто экологическую природоохранную направленность и характер. Но это не исключает, а напротив, предполагает возможность и даже целесообразность использования и международно-правовых средств механизмов.

Одним из источников экологического права в первую очередь является Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Эколого-правовой характер имеют ст.ст.6, 31 и 38, они впервые утвердили и ввели в действие новую экологическую, природоохранную концепцию, суть которой состоит в том, что » государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека», что » сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом (ст. 31). В ней есть и такая основополагающая норма: «Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относится в природным богатствам» (ст. 38).

2. Экологические правоотношения, их участники и объекты

Экологические правоотношения — общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

Основанием возникновения правоотношений служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделения их на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары, извержения вулканов, и т.п.) Они не всегда выступают как чисто природные как чисто природные явления, а часто как следствие непродуманной деятельности человека. Действующее законодательство учитывает наличие таких факторов в двух аспектах: в виде возложения обязанностей на полномочные органы государства, хозяйствующих субъектов по предупреждению и устранению вредных последствий природных факторов. Действие — наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Так как антропогенная деятельность является основным источником причинения вреда природной среде, а через нее и человеку, действия можно подразделить на позитивные и негативные. Позитивное поведение человека как участника правоотношений означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Такие действия можно подразделить на:

— использование природных ресурсов;

— охрану окружающей природной среды.

То есть на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду и на экологические — нейтрализующие вредные последствия указанной деятельности.

Негативное экологическое правоотношение — когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся Экологическими правонарушениями. Негативные экологические правоотношения формируют механизм эколого-правовой ответственности.

Непременным участником экологических правоотношений является государство, как субъект в лице своего компетентного органа. Государство остается субъектом и тогда, когда природные ресурсы становятся собственностью юридических или физических лиц, либо передаются им во владение, постоянное или временное пользование, аренду. С другой стороны, субъектом экологических отношений становится юридическое или физическое лицо, оказывающее воздействие на окружающую среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства или охраны. Под Хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, воздействующие на окружающую природную среду. Государственные органы выступают в качестве носителей экологических полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды.

Объектами экологических правоотношений являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты — леса, недра, и т.д. Кроме того, объектами правоотношений могут выступать природные комплексы: заповедники, национальные природные парки, заказники и т.д.

От вида объекта правоотношения зависят те права и обязанности, которые возникают у субъектов. Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношений по использованию и охране окружающей природной среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты подразделяются на четыре категории:

1) природопользователи — носители прав и обязанностей по рациональному использованию природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов;

3) общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний;

4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений. Наряду с отраслевыми полномочиями существуют также комплексные полномочия. Носителями таких полномочий выступают специально уполномоченные государственные органы.

3. Понятие экологического правонарушения и его виды

Законодательное определение понятия экологического правонарушения считает таковыми виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную; а предприятия, учреждения и организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Позднее было выработано более точное понятие экологических правонарушений — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право дееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Предложено и определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда в сфере, экологии.

Таким образом, в приведенных выше определениях, несмотря на имеющиеся между ними, расхождения, выделяются следующие признаки данного вида правонарушений:

1) противоправность (общая и специальная), т. е., наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

2) виновность (хотя международное законодательство и законодаельство РК устанавливают и безвиновную ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности);

3) наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц) уполномоченных от имени государства на их применение;

4) экологичность, что проявляется в характеристиках объекта посягательства (окружающая среда и иные с ней связанные элементы и объекты), причиняемого вреда;

5) субъектность как указание на статус, качества либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

6) общественная опасность, отражаемая, прежде всего указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия);

7) наконец; в имеющихся определениях указывается и тип составов правонарушений (материальных, формальных, проставления в опасность).

Экологические правонарушения являются разновидностью противоправного поведения. Их можно классифицировать на несколько, видов по различным критериям:

а) по виду юридической ответственности — экологические преступления; административные и дисциплинарные экологические проступки гражданско-правовые нарушения;

Добавить комментарий