Экологическое право учебник РБ

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие и особенности источников экологического права

1.1 Понятие и система источников экологического права

1.2 Конституция и закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» — ключевые источники экологического права

2. Основные периоды становления и развития экологического законодательства

Заключение

Список использованных источников

Введение

право экологический беларусь

Охрана окружающей среды является важнейшим направлением государственной политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологического права, которое является самостоятельной отраслью в правовой системе Республики Беларусь. Ее предмет составляют общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Законодательство в области охраны окружающей среды регулирует общественные отношения, возникающие по поводу использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Названные отношения, имея выраженный экологический характер, по своей правовой форме могут принадлежать практически к любой области правового регулирования: быть конституционно-, гражданско-, административно-, уголовно-правовыми и т.д., что свидетельствует о комплексном характере экологического права как правовой отрасли. Это определяет особенности эколого-правового регулирования.

Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму.

Объект исследования: правоотношения в сфере применения и реализации источников экологического права.

Предмет исследования — источники экологического права.

Цель исследования: рассмотреть понятие и особенности источников экологического права, выделить основные периоды становления и развития экологического законодательства.

Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи: рассмотреть понятие и выделить особенности источников экологического права; охарактеризовать основные периоды становления и развития экологического законодательства.

Методологической базой исследования при написании курсовой работы явился общий диалектический метод, частные методы: метод сравнительного правоведения, системного анализа, обобщение правоприменительной практики, статистический, логический и другие.

1. Понятие и особенности источников экологического права

1.1 Понятие и система источников экологического права

В теории права понятие «источники права» трактуется: во-первых, как «сила, создающая право», т. е. власть государства, которая реагирует на потребности развития общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения; во-вторых, как форма выражения государственной воли, в которой содержится правовое решение государства. Ведущим источником права в современных условиях признается нормативный правовой акт.

В наибольшей степени характерным для Беларуси способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения.

Источниками экологического права признаются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют экологические отношения. Они обладают признаками, характеризующими особенности нормативного правового массива, регламентирующего экологические отношения:

— во-первых, значительная часть экологических норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована;

— во-вторых, нормы, на основании которых регулируются экологические отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые «экологизированные нормы»;

— в третьих, в числе источников экологического права значительное место занимают международно-правовые акты.

В целом можно выделить три основные группы признаков, по которым правовые нормы не совпадают с их носителями — источниками экологического права:

1) по форме выражения. Источник права может быть выражен только нормативным текстом, и поэтому устных источников экологического права не существует. Источник существует только в виде каких-либо нормативно-правовых актов: закон, кодекс, устав, положение, инструкция и т.п. Правовая же норма может быть выражена и отсутствием того или иного нормативно-правового акта или его молчанием;

2) по структуре отраслей. Если эколого-правовые нормы составляют экологическое право как отрасль права, то нормативно-правовые акты составляют отрасль законодательства. Отрасль права имеет только вертикальную структуру, а отрасль законодательства может иметь наряду с вертикальной и горизонтальную структуру;

3) по структуре первичных элементов, составляющих норму права и нормативный акт. Если норма права имеет постоянную структуру (гипотезу, диспозицию, санкцию), то нормативно-правовой акт может содержать бесконечное многообразие внутренних элементов: статьи, пункты, абзацы и т.п. Соответственно в одном пункте, статье закона и другом элементе нормативно-правового акта может содержаться несколько правовых норм либо одна правовая норма может содержаться в нескольких нормативно-правовых актах.

Система законодательства есть правовое явление, корреляционно связанное с системой права как внутренней структурой права, в которой отражены объединение и дифференциация объективно обусловленных юридических норм. В то же время в правовой системе Республики Беларусь отрасль права, регулирующая отношения в области окружающей среды, называется экологическое право, а отрасль законодательства в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь определена как «законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов». В юридической литературе в качестве синонима при определении названной отрасли законодательства используется термин «экологическое законодательство», а применительно к части законодательства о рациональном использовании природных ресурсов — «природоресурсное законодательство».

В силу особенностей экологического права, построение системы его источников только на основе критерия юридической силы нормативных правовых актов не позволяет отразить специфику взаимодействия источников между собой, а также применение их к экологическим правоотношениям. Необходимо учитывать как факторы, влияющие на формирование системы экологического законодательства: а) наличие в его структуре блока природоресурсных подотраслей (земельное, водное, горное лесное и т. д. законодательство); б) включение в число источников так называемых «экологизированных» норм; в) регулирование отношений в области окружающей среды нормами международного права окружающей среды. Сказанное диктует выделение в системе экологического законодательства нескольких уровней и групп.

Первый уровень источников, регулирующих отношения в области окружающей среды, составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания, т. е. принятые с целью:

1) регулирования отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природоресурсное законодательство);

2) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Природоресурсное законодательство сложилось в процессе использования природных ресурсов и основано на естественных особенностях отдельных компонентов природной среды (земли, недр, вод и т. д.). Таким образом, в эту группу входят самостоятельные по сути подотрасли, объединенные в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде:

— земельное право или правовой режим использования и охраны земель;

— горное право или правовой режим использования и охраны недр;

— водное право или правовой режим использования и охраны вод;

— лесное право или правовой режим использования и охраны лесов;

— правовой режим использования и охраны растительного мира вне лесов;

— фаунистическое право или правовой режим охраны и использования животного мира;

— правовая охрана атмосферного воздуха;

— правовая охрана озонового слоя.

Каждую из названных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь и Лесной кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О растительном мире», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя».

Нормативные правовые акты, принятые с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, устанавливают специальные механизмы, которые в общем виде закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Необходимость разработки и принятия целого ряда нормативных правовых актов, входящих в эту группу, обусловлена особенностями окружающей среды, выступающей в качестве объекта правоотношений. Экологическое законодательство рассматривает охрану окружающей среды в качестве неотъемлемого условия устойчивого экономического и социального развития государства и предусматривает целый ряд требований в этой области, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности в качестве обязательных условий и ограничений.

Сказанное позволяет выделить в системе экологического законодательства группу, объединяющую как законы, так и принятые в их развитие иные акты законодательства, включая технические нормативные правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие параметры качества окружающей среды, и эколого-правовые механизмы, посредством которых оно обеспечивается. В этой группе представлены следующие Законы: «Об особо охраняемых природных территориях»; «О государственной экологической экспертизе», «Об обращении с отходами». Нормы, содержащиеся в названных выше законах и принятых в их развитие нормативных правовых актах, образуют соответствующий институт или подинститут экологического права. Обращает на себя внимание, что те или иные правоотношения, закрепленные в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в дальнейшем получают развитие в законах или иных актах законодательства (например, система особо охраняемых природных территорий закреплена на уровне закона, а Национальная система мониторинга окружающей среды определена актом Правительства).

В юридической литературе, в частности В.И. Андрейцевым, в качестве самостоятельной группы источников экологического законодательства выделяют также законодательство в сфере экологической безопасности.

Второй уровень в системе экологического законодательства составляют так называемые «экологизированные» нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. Этот уровень является как бы внешним для собственно экологического законодательства. Если группы источников, входящие в собственно экологическое законодательство, представляют внутреннее деление экологического права, то этот уровень позволяет расширить границы правового регулирования сферы взаимодействия общества с окружающей средой.

Понятие «экологизированные нормы» введено профессором В.В.Петровым. Под «экологизацией нормативно-правовых актов» он понимает «внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта». Пример сочетания собственно экологического законодательства с нормами иных правовых отраслей представляет институт ответственности за нарушение экологического законодательства: деяния, нарушающие экологическое законодательство, определены в источниках экологического права, например, Законе «Об охране окружающей среды», и др., а меры ответственности — в административном, уголовном, гражданском законодательстве. При этом основой для применения мер административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности все же являются положения экологического законодательства, поскольку квалификация правонарушения возможна только с использованием специальных экологических норм, устанавливающих характер правонарушения, его квалифицирующие признаки (например, причинение вреда особо охраняемым природным территориям или животным и растениям, занесенным в Красную книгу), определяющих при помощи специальных такс или методик размер причиненного окружающей среде вреда.

К социальным нормам, в частности, относится законодательство, обеспечивающее санитарно-эпидемическое благополучие населения, градостроительное законодательство. Важнейшей составляющей названных отраслей являются технические нормативные правовые акты, устанавливающие нормативы (стандарты, правила, регламенты) хозяйственной деятельности с целью обеспечения безопасности человека. Санитарно-эпидемическое законодательство регулирует качество окружающей среды в аспекте сохранения ее как среды обитания человека. Консолидирует систему санитарно-эпидемических норм Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».

Таким образом, расширяя границы правового регулирования сферы взаимодействия общества с окружающей средой, «экологизация» законодательства позволяет эффективно использовать все имеющиеся в законодательстве правовые формы и механизмы с целью достижения благоприятной для человека окружающей среды.

Третий уровень составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, признаются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Таким образом, консолидирует систему экологического законодательства Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

1.2 Конституция и закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»

Конституция Республики Беларусь в соответствии с ее юридической силой является первым источником права. На основе конституционных норм формируется вся система текущего законодательства. Основные положения экологической доктрины Республики Беларусь также определены в Конституции.

Исходя из общего духа Основного закона, меры по охране окружающей среды носят общегосударственный характер. Конституция устанавливает права граждан в области охраны окружающей среды, закладывает экономическую основу экологических отношений, в частности, право собственности на природные ресурсы; определяет конституционные гарантии в экологической сфере.

Конституционные основы эколого-правового статуса гражданина Республики Беларусь закреплены в главе 2 «Личность, общество, государство», согласно ст. 21 которой обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Гражданам гарантируются права и свободы, закрепленные в Конституции, законах, и предусмотренные международными обязательствами государства.

Экологическое содержание могут иметь следующие права, гарантируемые Конституцией: право на жизнь (ст. 24); право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34); право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок, и права других граждан (ст. 35); право на свободу объединений (ст. 36); право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37); право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40); право на охрану здоровья, которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды (ст. 45). Центральную часть эколого-правового статуса граждан составляет право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, закрепленное ст. 46 Конституции. Этой норме корреспондирует ст. 55, устанавливающая обязанность охранять природную среду.

Конституция Республики Беларусь устанавливает экономические основы экологических правоотношений. В силу того, что для их реализации необходим определенный природоресурсный потенциал, весьма значима для экологических отношений норма ст. 9 Конституции, которая провозглашает, что территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния. В Конституции декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Гарантируется равная защита и условия развития всех форм собственности (ст.13).

Конституция определяет основополагающие принципы в экологической сфере. Так, конституционную основу института ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды составляет ст. 46, которая декларирует право каждого на возмещение вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду. Статья 60 декларирует право на возмещение в судебном порядке имущественного вреда и материального возмещения морального вреда. Осуществление права собственности в соответствии со ст. 44 не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

Наличие большого объема нормативных правовых актов эколого-правового содержания, распределяющихся по нескольким уровням, подводит к мысли о необходимости единого акта, устанавливающего общие принципы и подходы в регулировании экологических правоотношений. Роль такого нормативного акта, называемого иначе головным или базовым, традиционно отводится Закону «Об охране окружающей среды».

Для признания за Законом «Об охране окружающей среды» характера головного закона важно видеть, что он своим правовым воздействием охватывает весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды. В этом законе как институты экологического права закрепляются все возможные правовые формы, в которых осуществляется взаимодействие общества с окружающей средой, и механизмы, посредством которых осуществляется охрана окружающей среды.

В условиях формирования системы эколого-правового регулирования признание того или иного механизма охраны окружающей среды первоначально только на уровне нормы головного закона достаточно для последующего развития правового института. По такому сценарию получили нормативно-правовое закрепление институты мониторинга окружающей среды, платного природопользования, экологической экспертизы, учета природных ресурсов и ведения государственных кадастров природных ресурсов, экологического контроля и др.

Главной целью Закона «Об охране окружающей среды» является отражение общего уровня правового воздействия на сферу, определяемую как «отношения в области окружающей среды».

2. Основные периоды становления и развития экологического законодательства

Формирование экологического права прошло три основных этапа:

— возникновение, становление и развитие в рамках «земельного права»;

— развитие в рамках природно — ресурсового права;

— современный период развития — выход за рамки природно — ресурсовых отраслей права.

Первый этап охватил 1917 — 1968 гг. Это было до принятия Основ законодательства о земле, которые отделили иные природно — ресурсовые отрасли (горное, водное, лесное) от земельного права.

Второй этап — период с 1969 по 1988 гг. Это были годы создания многочисленных законодательных актов, вовлекающих в сферу регулирования природопользования и охраны различных природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об охране и использовании животного мира и др.).

Третий период начался в 1989 г., когда было издано первое пособие по экологическому праву.

Первым нормативно-правовым актом нового пролетарского государства по регулированию внутренних отношений явился Декрет от 26 октября (9 ноября) 1917 г. «О земле», который хотя и носил экономический характер.

В первые годы Советской власти была заложена основа эколого — правового регулирования отношений природопользования, хотя она не имела целостного характера, поскольку основное внимание уделялось правовому обеспечению использования отдельных разрозненных объектов. Так, были приняты Декреты: от 27 мая 1918 г. «О лесах»; от 27 мая 1919 г. «О сроках охоты и праве на охотничье оружие»; от 30 апреля 1919 г. «О недрах земли»; и др.

В принимаемых нормативно-правовых актах осуществлялся курс на исключение объектов природы из системы товарных отношений, разграничение их статуса, отграничение от объектов имущественного характера. Так, в Гражданском кодексе 1922 г. в ст.21 говорилось, что владение землей допускается только на праве пользования.

В 1920 — х годах появляется тенденция к комплексному правотворчеству в сфере природопользования, учитывающему единую, неделимую взаимосвязь природных объектов. Например, в постановлении ВЦИК от 30 октября 1922 г. «О введении в действие Земельного кодекса» указывалось, что Лесной кодекс, проект которого в это время разрабатывался, следует рассматривать как продолжение Земельного кодекса.

Комплексному подходу в правовом регулировании природопользования способствовало и придание статуса единого государственного фонда природным объектам, который постепенно занял прочное место в основных нормативных документах.

Основное внимание в природно — ресурсовом законодательстве уделяли регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением закона «Об охране атмосферного воздуха», отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались фрагментарно, в общем виде.

Правда, в начале 1960 — х годов в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны в период «развернутого строительства коммунизма» на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР».

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде Постановлений Правительства СССР и РСФСР, которые требовали наличие массы ведомственных правил и инструкций. В то время именно правительственные постановления, а не законы определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

Таким образом, в сфере правового регулирования природопользования наметился переход от пообъектного регулирования к комплексному.

На втором этапе развития источников экологического права, забота об охране природы была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. одной из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов поручали разработать Правительству СССР. Эти мероприятия впоследствии были предусмотрены не в законах, а в Совместном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» от 29 декабря 1972 г. Наряду с требованиями о развитии экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, с другими мерами это Постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим органом представительной власти, становился юридически обязательным.

Позже, 1 декабря 1978 г., было принято другое совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР — «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов».

С учетом роли, которая отводилась планированию как одному из главных инструментов регулирования общественных отношений в сфере природопользования, с целью его совершенствования Постановление предусматривало новую форму предпланового документа — территориальную комплексную схему охраны природы.

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природноресурсового законодательства и правительственных постановлений, не давали, однако, ощутимого результата.

7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совета Министров в СССР приняли Постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

Новый этап в развитии экологического законодательства связан с обретением Республикой Беларусь суверенитета. В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. признается право собственности республики на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах ее территории.

С начала 90-х гг. ХХ в. экологическое право развивается в русле общепринятых мировых направлений охраны окружающей среды, что связано с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», которым впервые в законодательство нашего государства введено понятие «окружающая среда» и установлены правовые основы ее охраны.

Заключение

Подводя итог проделанной работе необходимо отметить, что источники экологического права — это официальная форма выражения и закрепления правовых норм, действующая в соответствующем государстве.

Говоря о развитии источников экологического права, необходимо выделить ряд этапов.

Первый этап охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений.

Второй этап — от середины XX века до восьмидесятых годов — характеризуется значительным расширением самого понимания охраны природы, под которым в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. В данный период (1957-1963 гг.) в союз¬ных республиках, в том числе и в Беларуси, были приняты законы об охране природы.

Третий этап — примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время — характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только непременным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», актов законодательства об особо охраняемых природных территориях, о государственной экологической экспертизе, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране и защите лесов, о недрах, об охране и использовании животного мира, о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.

Первый уровень источников, регулирующих отношения в области окружающей среды, составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания.

Второй уровень представляют так называемые «экологизированные» нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся.

Третий уровень в системе источников экологического законодательства составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды.

Список использованных источников

4. Балашенко, С.А, Демичев, Д.М. Экологическое право. Мн., «Ураджай», 2000. — 398 c.

5. Балашенко, С.А. Государственное управление в области охраны окружающей среды/С.А. Балашенко. — Минск: БГУ, 2000. — 341 с.

7. Боголюбов, С. А. Экологическое право: учеб. для вузов. / С. А. Боголюбов. — М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА, 1999. — 448 с.

8. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. М.: МНСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 624 с.

9. Демичев Д.М. Экологическое право. Особенная часть: Учебное пособие. — Минск: Ураджай, 2002. — 563 c.

11. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 584 с.

13. Карпович, Н.А. Экологическая функция государства: в 2-х ч. Ч. 1/ Н.А.Карпович. — Минск: РИВШ, 2011 — 345 с.

14. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко ; под ред. Т.Н. Макаровой, В.Е. Лизгаро. — Минск: Изд. Центр БГУ, 2008. — 495 с.

Размещено на Allbest.ru

Страница 31

Глава 12. Основы экологического права Республики Беларусь

§1. Понятие и предмет экологического права

Государство в со­ответствии со своими внутренними политическими задачами выпол­няет разнообразные функции: хозяйственно-организаторскую, куль­турно-воспитательную, социальную и другие. Вместе с тем ряд авто­ров, в том числе зарубежных стран, признают, что самостоятельной функцией государства является и функция охраны окружающей сре­ды. В современных условиях наблюдается тенденция усиления экологической функции, что приводит к расширению роли права в регулировании экологических отношений.

Экологическое право, как отрасль права, представляет собой комплексное правовое образование, совокупность юридических норм и возникающих на их базе отношений в области пользования, вос­производства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов, в сфере взаимодействия общества и природы.

Экологическое право — специфическая отрасль права, которая включает общие нормы и шесть самостоятельных отраслей (земель­ное, водное, лесное, недр, или горное право, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха).

Специфическим является и то, что экологические отношения регулируются не только вышеперечисленными отраслями, но и норма­ми гражданского, административного, уголовного, материальных и процессуальных прав. В современном понимании экологическое пра­во — новая, наиболее молодая и развивающаяся отрасль.

Предметом экологического права являются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, по поводу пользования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» определяются задачи законодательства в дан­ной сфере. К ним относятся:

-обеспечение благоприятного состоя­ния окружающей среды;

-регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов;

-предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;

-улучшение качества окружающей среды;

-обеспечение рационального использования природных ресурсов.

В соответствии с положениями Конституции Республики Бела­русь каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль над рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и вос­становления окружающей среды.

В Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в ст.12 характеризуется право граждан на благоприятную окружающую среду, однако оговорены и их обязанности. Это право раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, который включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую среду, на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране окружающей среды.

Права граждан неразрывно связаны с обязанностями. Граждане Республики Беларусь и иные лица, проживающие на ее территории, обязаны беречь и охранять природу, рационально использовать ее богатства, соблюдать требования природоохранного законодатель­ства, повышать экологическую культуру, содействовать экологичес­кому воспитанию подрастающего поколения, выполнять другие обя­занности в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В нашем государстве большое внимание уделяется охране окружающей среды, что стало частью государственной политики. Так ст.7 Закона «Об охране окружающей среды» описывает основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, которыми являются:

-обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

-совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды;

-научное обеспечение охраны окружающей среды;

-создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов;

-рациональное использование природных ресурсов;

-создание сети особоохраняемых природных территорий;

-привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды;

-международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды изложены в Главе 3 Закона «Об охране окружающей среды».

§2. Понятие права природопользования

Право при­родопользования как правовой институт (объективное право) пред­ставляет собой совокупность правовых норм и возникающих на их базе отношений, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов и объ­ектов природы.Институт права природопользования является важнейшим правовым институтом экологического права, который призван обеспечить рациональное использование всех природных бо­гатств.

Глава 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» предусматривает регулирование использования природных ресурсов. Гражданам гарантируется право общего пользования при­родными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмез­дно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предос­тавления соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В зависимости от использования тех или иных природных ресур­сов различают следующие виды природопользования:

-землепользование;

-водопользование;

-лесопользование;

-пользование недрами, животным миром, атмосферным воздухом.

В свою очередь каждый вид природопользования подразделяется на составные части. К примеру, землепользование классифицируется на: сельскохозяйственное; пользование землями населенных пунктов; пользование землями промышленности, транспорта, связи; пользование землями природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и другие.

Перечень основных видов права лесопользования дается в лесном законодательстве и включает в себя: использование древесных ресурсов леса (заготовка древесины, живицы и второстепенных лесных материалов); использование иных растительных ресурсов леса (побочные лесные пользования); исполь­зование лесной среды для воспроизводства ресурсов животного про­исхождения (пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства); использование ресурсов невещественного происхождения (пользование лесом в научно-исследовательских и культурно-оздоровительных целях).

Видами водопользования можно назвать хозяйственно-пить­евое, лечебно-оздоровительное, спортивно-культурное, промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое, рыбохозяйственное и иное водопользование и т.д.

Помимо данной классификации права природопользования раз­личают также общее природопользование, которое осуществляется без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние объекта. Оно осуществляется без разрешения в каждом отдельном случае со стороны компетентных органов и предприятий, организаций, за которыми закреплены природные объекты. Это пра­во возникает из законов или иных нормативных актов, регулирую­щих природопользование. Специальное природопользование реали­зуется с применением сооружений или технических устройств, вли­яющих на состояние природного объекта, а также без применения таких сооружений и устройств, но при этом оказывается влияние на состояние природного ресурса. Специальное природопользование осуществляется по разрешению компетентных органов или первич­ных природопользователей.

При закреплении природных объектов и природных ресурсов или их частей за конкретными природопользователями у них возникает определенная совокупность прав и обязанностей, предусмотренных законодательством, т.е. право природопользования в субъективном смысле.

Право природопользования характеризуется общими чертами.

1.Целевое использование природных ресурсов. Все природопользователи обя­заны использовать предоставленные природные ресурсы в соответ­ствии с целевым назначением

Добавить комментарий