Экономическая основа первобытного общества и государства

Все предметы → Теория государства и права

Первобытное общество является исторически первой формой организации человеческого общества. Общепринято считать, что человек разумный возник 2-3 млн. лет назад, хотя по этому вопросу в науке существуют споры.

Существует насколько подходов к происхождению первобытного общества:

  • 1. Антропологический: матриархат → патриархат;
  • 2. Исторический: раннее (зарождение) → средний (рассвет) → поздний (период разделения общин);
  • 3. Археологическое: присваивающая → производительная.

Для первобытного общества характерна присваивающая экономика, т.е. человек не производил ничего принципиально нового, он лишь заимствует, присваивает лишь то, что дано природой. Основные способы производства — охота и собирательство, при этом производительность труда крайне низкая. Человек потребляет все, что производит, излишков нет, поэтому отсутствует частная собственность и имущественное расслоение. Отсутствует разделение труда.

В основе социального устройства лежит род — это союз людей (20-30 человек), основанный на кровном или предполагаемом родстве, совместном потреблении, труде общей собственности. Социальная дифференциация происходит только по половозрастному признаку, богатых и бедных нет.

Рода в фратрии — временный союз людей для достижения определенной цели, по достижению цели фратрия распадается; в племена, союзы племен (постоянный характер).

Власть была потестарной:

  • 1. Не выделена из общества, не возвышается над ним и выражает интересы всего общества;
  • 2. Власть осуществляется не профессиональными управленцами, которые заняты при этом в общей деятельности, т.е. власть сама себя содержит;
  • 3. Власть основана на авторитете, а не на принуждении. Аппарат принуждения отсутствует;
  • 4. Органы власти различны, каждый из них обладал своими полномочиями. Властью обладают: старейшины, вождь, жрец, совет вождей, родовое собрание. Все наиболее важные вопросы решаются советом общины, т.е. всеми взрослыми членами племени.

Неолитическая революция — это переход от присваивающей к производительной экономике, который сопровождается тремя крупными разделениями труда:

  • 1. Выделение пастушьих племен;
  • 2. Отделение ремесла от земледелия (первое кузнечество);
  • 3. Появление купечества.

В результате возник избыточный продукт. Потребность в роде отпала, возникает семья, собственность семьи — частная собственность; происходит разделение общества на классы и как следствие появляется государство.

Истории известны различные типы и виды собственности на средства и продукты производства. Рассмотрим все это разнообразие в его логической последовательности.

Первый тип присвоения — частная собственность. Она означает, что отдельный человек относится к данному имуществу как к личному источнику богатства. Этот тип присвоения выступает в двух видах: трудовой частной собственности и нетрудовой.

Трудовую частную собственность имеют единоличные крестьяне ремесленники и другие люди, которые в одном лице соединяют собственника и работника, живут своим трудом.

Нетрудовую частную собственность имеют лица, которые владеют сравнительно большими предприятиями, где применяется труд многих работников. Неимущие люди попадают во внеэкономическую и экономическую зависимость от собственников и работают на их пользу.

Поскольку во втором виде хозяйств существует отчуждение работников от средств производства, то здесь применяются два рода «социально-экономических способов» соединения факторов производства: а) внеэкономическое (насильственное) принуждение и б) экономическое привлечение работников к труду.

Второй тип присвоения — общая долевая собственность. Качественно отличаясь от единоличной собственности, и вместе с тем имеет с ней некоторые общие элементы.

Общему долевому присвоению присущи следующие отличительные черты: а) образуется путем объединения частных вкладов (долей), которые вносят нее участники в общее имущество; б) собственность используется в совместных интересах и под единым контролем и управлением; в) конечные результаты экономической реализации данного типа имущества распределяются между участникам хозяйства с учетом доли собственности каждого.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, становится обшей долевой собственностью, если определяется часть каждого из них в праве долевой собственности Соглашением всех участников такой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества (п. 1, 2 ст. 244, п. 2 ст. 245).

Общая долевая собственность выступает в нескольких основных:

1. Хозяйственное товарищество — коммерческая организация (юридическое лицо, стремящееся получать прибыль) с уставным (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады), участников полных товариществах установлена ответственность его участников за все понесенные убытки. В товариществах с ограниченной ответственностью их учредители несут риск потерь, связанных с деятельностью общества, и пределах стоимости внесенных ими вкладов.

2. Акционерное общество имеет уставный капитал, который разделен на определенное число акций. Акции — ценные бумаги, удостоверяющие вложение имущества в акционерное общество и гарантирующие части его прибыли в виде дивиденда (дохода). Учредители общества имеют по закону ограниченную имущественную ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Онинесут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

3. Производственный кооператив — добровольное объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности. Такая деятельность основана на льготном трудовом и ином участии членов кооператива, а также объединении имущественных паевых взносов. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

4. Хозяйственные объединения — добровольные объединения юридических лиц — товариществ и обществ, производственных коопе­ративов, государственных и иных предприятий. Они могут создаваться в виде ассоциаций (объединений) и союзов, которые являются некоммерческими организациями (не стремятся к получению выгоды). Эти организации согласовывают предпринимательскую деятельность учредителей, представляют и защищают их общие имущественные интересы.

5. Совместное предприятие, создастся, как правили, на основе вло­жения имущества отечественных и иностранных партнеров. Они совместно осуществляют хозяйственную деятельность, управление распределение прибылей.

Единой чертой всех рассмотренных форм присвоения является то, что они расширили поле взаимодействия физических и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению коллективным имуществом. Таким путем органически соединяются личные и общие экономические интересы.

Третий тип присвоения — общая совместная собственность, которая имеет следующие характерные черты. Все объединившиеся физические и юридические лица относятся к производственным и иным средствам как к совместно и нераздельно им принадлежащим. Изначально не определяется доля имущества, принадлежащая каждому собственнику. Общий доход от имущества распределяется между участниками хозяйства или в равных долях или в зависимости от трудового вклада каждого в их коллективные результаты.

В Гражданском кодексе РФ признается, что участники o6щей совместной собственности сообща владеют и пользуются объединенным имуществом. Распоряжение этим имуществом осуществляет, по соглашению всех участников (п. 1, 2 ст. 253).

Общее совместное присвоение имущества выступает в конкретных формах, существенно различающихся по масштабам и историческим особенностям. Выясним эти особенности.

Первобытнообщинная собственность — это первоначальный вид совместного присвоения, зародившийся на заре человечеств. В тот отдаленный исторический период человек испытывал полную зависимость от окружающей среды. Он мог выжить только благодаря коллективистским связям. Поэтому люди стихийно объединились в общины.

Постепенно на смену первобытному человеческому пришла родовая община, которая состояла из родичей, ведущих свое происхождение от одного предка, и свойственников — вступивших в род по браку. Впоследствии из совокупности таких общин сформировались племена.

Согласно Гражданскому кодексу РФ обшей совместной собственностью является имущество крестьянского (фермерского) хозяйства. В этой собственности находятся земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы коллективного производства являются общим имуществом членов крестьянского хозяйства и используются по соглашению между ними (ст. 257).

Общая семейная собственность — это имущество, нажитое супругами во время брака. Оно является данной формой присвоения, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Вмести с тем вещи индивидуального пользования, принадлежащие каждому из супругов до вступления и брак, а также полученные одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, являются его собственностью.

Государственной собственностью в нашей стране являете имущество, принадлежащее: а) Российской Федерации (федераль­ная собственность) и б) субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

После рассмотрения всех типов собственности сделаем выводы:

1. Реальная экономика и право знают три типа присвоения и множество его конкретных форм.

2. Личные экономические свободы людей наиболее развиты у частных, относительно не зависимых друг от друга собственников.

В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.

Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.

В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.

С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.

Общая характеристика первобытно-общинного строя.

Первобытно-общинный строй — это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм.
Основой экономических отношений первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе, что вело к очень низкой производительности труда. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.

Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие «первобытным стадом», под воздействием труда все более приобретали черты «общественного человека».
Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.
Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода — свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.
Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родоначальницы.
Весь род являлся носителем власти, которая не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода — мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.
Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.

Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела.
Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения — социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам.
Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).

Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом.

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

1) преобладание коллективного характера труда;

2) половозрастное разделение труда;

3) безусловная коллективная собственность на угодья и на получаемый с них продукт;

4) равнообеспечивающий принцип распределения продукта;

5) принцип коллективизма в решении общинных вопросов;

6) отсутствие каких-либо иных видов неравенства за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;

7) мифологическое восприятие мира, основанного на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).

Протогосударства.

Важным этапом в предыстории государства стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являвшихся по своей сути и предгосударственными. Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами, привела к выделению специального слоя организаторов производства, управленческая деятельность которых постепенно становится профессиональной. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства.
Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка стремится к постепенному закреплению своей власти. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная знать, как слой, становилась закрытой для большинства соплеменников, носила сословный или кастовый характер.

Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию. Таким образом, протогосударство складывается и формируется не как внешняя сила по отношению к родоплеменной структуре, а как логическое и нормальное развитие общинного строя.

Протогосударство скреплялось и цементировалось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной системы административной иерархии. Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер.

Факторы, способствующие складыванию протогосударства:

  • экологический (теплый климат, способствующий увеличению прибавочного продукта);
  • военный (ведет к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударства).

Таким образом, ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, а складываются спонтанно в ходе естественной эволюции самого общинного строя. Образование протогосударства — это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию.
На различных континентах и у разных народов, в силу неравномерностей самого исторического процесса, такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сложились на Востоке еще в III—IV вв. до н.э. Несколько позднее переход к государственности и цивилизации происходил в Средиземноморском бассейне — античном мире. У большинства народов Европы падение первобытнообщинных порядков и становление государственности завершается лишь в средние века. В Африке и в некоторых других регионах земного шара догосударственные семейно-клановые отношения просуществовали вплоть до XIX—XX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе европейской колонизации.
Формы догосударственной организации человечества:

  • человеческое стадо;
  • родовая община;
  • племя;
  • союзы и суперсоюзы племен (протогосударство).

Генезис государства периода родового строя (последствия неолитической революции, этапы формирования протогосударства):

  1. Появление оседлых земледельческих обществ.
  2. Разделение труда внутри общины и между общинами (скотоводческий, земледельческий, ремесленный и т.д.).
  3. Появление прибавочного продукта (излишков) приводит к социальному и имущественному расслоению внутри родовой группы и между родовыми группами.
  4. Усложнение функций вождя: добавляется функция перераспределения прибавочного продукта, т.е. зарождаются элементы будущей эксплуатации, присущей государству.
  5. Изменение в осуществлении власти внутри общины — власть вождя приобретает все большую степень силы и большую обязанность для членов общины.
  6. Развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур, появление племени, имевшего свою территорию, название, язык (или диалект), религиозные и бытовые обряды.
  7. Складывание органов племенного самоуправления — племенного совета, в который входили вожди и старейшины.
  8. Выделение социального слоя управленцев, деятельность которых становится профессиональной, а социальный слой закрытым, что приводит к разделении людей на две неравные группы — управляющих и управляемых.
  9. Власть вождя в формирующемся протогосударстве все больше опирается на административную иерархию.
  10. Союзы и суперсоюзы племен — это и есть протогосударство.

Добавить комментарий