Элементы состава налога

Юридический состав налога — система существенных элементов налога, которые минимально необходимы для его однозначного исчисления и уплаты.

В НК РФ перечислены элементы налога, которые федеральный законодатель устанавливает как существенные. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1. Объект налогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог (например, операции по реализации товаров (работ, услуг); имущество; прибыль, доход; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); либо иной объект, с наличием которого законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога);

2. Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. В налоговом законодательстве Российской Федерации порядок исчисления налоговой базы по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц) вызывает необходимость определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Общие принципы определения цены товаров, работ, услуг, изложенные в ст. 40 части первой НК РФ, определяют, что для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен;

3. Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

4. Налоговая ставка — величина налоговых начислений, приходящаяся на единицу измерения налоговой базы В случаях, указанных в Налоговом кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Установление налоговых ставок по региональным и местным налогам должно производиться соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом.;

5. Порядок исчисления налога.Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

При исчислении налога налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляется налоговое уведомление, содержащее размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. При исчислении налога налоговым агентом кроме обязанности по исчислению налога на данное лицо возлагается обязанность по его удержанию и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд).;

6. Порядок и сроки уплаты налога.Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных налоговым законодательством

Статьей 58 части первой НК РФ установлено, что уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Основания для изменения срока уплаты налога:

— причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия;

— задержка налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты госзаказа;

— угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты налога;

— если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

— если производство или реализация товаров, работ, услуг налогоплательщиком носит сезонный характер.

И.И. Кучеров справедливо полагает, что формулировка ст. 17 НК РФ, исключившая налогоплательщика из состава элементов налога, является некорректной. Без субъекта юридическая конструкция налогового платежа фактически теряет смысл, поскольку налог есть форма возложения на него соответствующей обязанности

Необходимо отметить, что в ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу) было предусмотрено, что в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют:

— налогоплательщика (субъект налога);

— объект и источник налога;

— единицу налогообложения;

— налоговую ставку (норму налогового обложения);

— сроки уплаты налога;

— бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Налоговые льготы является необязательным элементом — преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации можно выделить следующие виды льгот:

— уменьшение размеров налогооблагаемой базы;

— уменьшение ставок налогов;

— уменьшение сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;

— перенос срока уплаты налога на более поздний срок и др.

Совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Выделяют существенные элементы ифакультативные элементы.

Существенные (или сущностные) элементы — элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

Ст. 17 НК РФ закрепляет следующее:

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения

  • налоговая база

  • налоговый период

  • налоговая ставка

  • порядок исчисления налога

  • порядок и сроки уплаты налога

Факультативные элементы — элементы, отсутствие которых не влияет на определённость налога. К факультативным п. 2 ст. 17 НК РФ относит:

  • налоговые льготы

  • основания для их использования

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.

Налогоплательщикам и налоговым агентам предоставлено право обжаловать акты ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если это по мнению налогоплательщика нарушает их права.

Акты налоговых органов или деяния их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Обращение в вышестоящий орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

В судебном порядке возможно обжаловать нормативные или ненормативные акты налоговых органов путем подачи искового заявления в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции в соответствии с процессуальным законодательством.

Порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу заключается в том, что жалоба подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. При наличии уважительных причин возможно восстановление пропущенного срока.

До принятия решения по жалобе лицо, ее подавшее, может ее отозвать на основании письменного заявления. Вместе с тем отзыв жалобы лишает данное лицо возможности повторной подачи жалобы по тем же основаниям, в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Поданная жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом в течение одного месяца со дня ее получения.

В течение данного срока должно быть принято одно из следующих решений:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

— изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы выносится решение по существу в течение одного месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящие налоговые органы или вышестоящему должностному лицу, как правило, не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Если есть достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствуют Российскому законодательству, названный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить его исполнение. Аналогичное решение может быть принято руководителем налогового органа, принявшего такой акт.

Исковые заявления, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке,, установленном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

Страница 1 из 2

Обязательные (основные) элементы

Обязательность фор­мализации всех элементов налога закреплена в Налоговом ко­дексе РФ. В ст. 3 НК сказано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога.

Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов нало­гообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога мо­жет считаться установленной. В противном случае при неопределе­нии хотя бы одного обязательного элемента налог не может счи­таться установленным, следовательно, у налогоплательщика не воз­никает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно ус­тановленные налоги.

Группу обязательных элементов налогообложения отличает их универсальность и императивность.

Налогоплательщик (субъект налога) — обязательный элемент на­логообложения, характеризующий организации и физические лица, на которые по закону воз­лагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собст­венных средств (точная трактовка в ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязан­ность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы).

Объект налогообложения — обязательный элемент, реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, а также те юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При этом объект следует отличать от предмета налогообложения (например, объект — право собственности на земельный участок, предмет — собственно земельный участок).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Налоговая база — обязательный элемент, характе­ризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку имен­но к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, напри­мер, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частно­сти, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложе­ния на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК дается определение: «Налоговая база пред­ставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристи­ку объекта налогообложения».

Налоговая ставка — обязательный элемент, ха­рактеризующий размер или величину налога на единицу измерения налоговой базы. Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждо­му налогу:

  • по федеральным — Налоговым кодексом РФ;
  • по региональным — законами субъектов РФ;
  • по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Налоговый период — обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налого­вая база и определяется конечный размер налогового обязатель­ства. В ст. 55 НК дается трактовка это­го понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характери­зующий методику исчисления налогового оклада. Есть две основ­ные методики исчисления, встречающиеся в российской практике:

  • некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);
  • кумулятивная (исчисление налога производится нарас­тающим итогом с начала налогового периода с определением ито­говой суммы по его окончанию).

В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.

Подробнее о приемах и способах расчета налогового оклада

Прием — это формализованное действие (формула), связываю­щее определенным законом образом налоговую базу, налоговую ставку и налоговые льготы с результатом исчисления (налоговым окладом). Кто и каким образом реализует установленные приемы, устанавливается в соответствующем способе исчисления: «по декла­рации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространен способ самостоятельного исчисления налогового оклада — по дек­ларации. Его превалирование подтверждается ст. 52 НК, где дается законодательное определение порядка исчисления налога: «Налого­плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот».

Порядок и сроки уплаты налога — обязательный элемент, харак­теризующий законодательно установленные способы и сроки вне­сения налога его получателю.

К возможным способам внесения на­лога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безна­личной формах.

Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:

  • конкретной календарной датой;
  • истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями;
  • указанием на событие, которое должно произойти;
  • указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уве­домления (с учетом п. 6 ст. 69 НК РФ). В настоящее время налоговые органы рассчитывают базу самостоятельно по следующим налогам:

  • транспортному (для физи­ческих лиц);
  • земельному;
  • на имущество физических лиц.

Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются приме­нительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодек­сом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Со срочностью налоговых платежей тесно связано понятие не­доимки — суммы налога или сбора, не внесенной их получателю в установленные сроки. В этом случае на налогоплательщика налага­ются штрафные санкции в виде пени. К самостоятельным элементам их относить не следует, так как они раскрывают не внутреннее строение налога, а внешние аспекты его проявления, в частности призванные побуждать налогоплательщика к полной и своевременной реализации налогового обязательства.

Факультативные элементы

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязатель­но, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неуста­новленным.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих фа­культативных элементов, которые дополняют обязательные элемен­ты, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.

Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категори­ям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора). Налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.

Отчетный период — факультативный элемент, характеризую­щий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачива­ются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответст­вующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых — раз­личаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).

Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произ­вольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Получатель налога — факультативный элемент, характеризую­щий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть уста­новлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджет­ным законодательством.

Налог считается установленным, если закреплены обязательные элементы налогообложения. Конституционный Суд РФ, рассматривая вопросы, связанные с налогообложением, назвал данные элементы «существенными».

С точки зрения М. Ю. Березина, «императивными признаются те элементы налога, состав которых образует такую структуру налоговой модели, которая объективно необходима для признания налога законно установленным».

В науке совокупность элементов, законодательно установленных для целей обложения налогом, принято называть юридической конструкцией налога.

Η. П. Кучерявенко предлагает обозначить их как «элементы правового налогового механизма». В состав конструкции налога обычно включают обязательные и факультативные элементы.

Обязательные элементы – те, без которых невозможно налогообложение, при их отсутствии налог не может быть определенным и понятным для налогоплательщика.

В соответствии со ст. 17 Н К РФ к обязательным элементам конструкции налога относятся: налогоплательщик (субъект налогообложения), объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – лицо, на которое возложена обязанность платить налоги и (или) сборы. Субъектами являются как организации, так и физические лица (ст. 19 НК РФ).

Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Анализируя положения ст. 38 НК РФ, можно прийти к выводу о том, что объектом выступает юридический факт или же их совокупность. Указанные факты определяют наличие (отсутствие) обязанности (-ей) по уплате налога (выполнение иных обязанностей и реализации прав в рамках налоговых правоотношений).

Кроме того, можно выделить также предмет налогообложения, т.е. то, что может повлечь обязанность по уплате налога, в случае если по отношению к нему у субъекта есть определенная юридическая связь (наличие или отсутствие права, например).

При этом стоит учитывать, что отсутствие или же наличие взаимосвязи субъекта и предмета напрямую определяет порядок правового регулирования налоговых правоотношений.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ).

Порядок определения налоговой базы зависит от субъекта, который ее определяет (налогоплательщик, налоговый орган, налоговый агент), от того, откуда получена информация (данные налогового учета, данные, предоставляемые налоговыми органами или иными органами власти), возможности определения налоговой базы в целом или по частям, (невозможность применения налоговых льгот (вычетов), момента определения налоговой базы и иных условий.

Источником данных, на основании которых определяется налоговая база, могут являться как документы, которые составляются в процессе ведения налогового учета, так и бухгалтерские документы (первичные, регистры, отчетность).

С учетом источников данных различают несколько способов определения налоговой базы: условный, прямой, косвенный (расчетный), паушальный.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ).

Ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам – соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, предусмотренных НК РФ (ст. 53).

Выделяют следующие виды налоговых ставок:

  • 1) маргинальные – предусмотренные законодателем;
  • 2) фактические – являющиеся соотношением суммы уплаченного налога и налоговой базы.

По способу определения суммы налога разграничивают ставки:

  • 1) адвалорные – исчисляются в процентах к стоимости облагаемых товаров (например, налог на прибыль организаций);
  • 2) специфические (твердые) – начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (акцизы);
  • 3) комбинированные – сочетают адвалорные и специфические ставки.

По методу налогообложения (изменению суммы налога в зависимости от величины налоговой базы) различают ставки:

  • 1) равные – предполагают взимание фиксированной суммы налога с каждого плательщика без учета размера налоговой базы;
  • 2) пропорциональные – подразумевают взимание сумм налога пропорционально натоговой базе;
  • 3) прогрессивные – увеличиваются в случае изменения в большую сторону размера налогооблагаемой базы (налог на имущество);
  • 4) регрессивные – предполагают уменьшение по мере роста налогооблагаемой базы.

Кроме того, существуют следующие виды прогрессивных (регрессивных) ставок: простые поразрядные (если налоговая база разделена на несколько разрядов); простые относительные (включают адвалорные и специфические ставки, с учетом разрядов), сложные.

В зависимости от того, преследуется ли цель (де)стимулировать налогоплательщика выделяют стимулирующие, ограничивающие либо запрещающие ставки.

Стимулирующие налоговые ставки устанавливаются для упрощения (улучшения) условий деятельности отдельных групп налогоплательщиков (видов деятельности) (например, единый сельскохозяйственный налог).

Ограничивающее налоговые ставки создают условия, при которых существенно ограничивают определенную деятельность.

Порядок исчисления налога, закрепленный в налоговом законодательстве, предполагает, что в большинстве случаев налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Иногда обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

При исчислении суммы налога применяется либо кумулятивная система (налоговая база определяется нарастающим итогом в целом), либо некумулятивная (обложение налоговой базы по частям), что зависит от особенностей конструкции налога.

Порядок уплаты налога – это способы осуществления расчетов при уплате налога (сбора) в бюджет (направление платежа, механизм платежа). Порядок уплаты конкретного налога зависит от таких особенностей, как: срок уплаты, место, направление, вид, основание, форма, валюта платежа, метод уплаты налога.

Налоговый период – период времени (календарный или иной), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоги могут взиматься несколькими способами:

  • 1) декларационным – после получения дохода и лицом, получающим доход;
  • 2) у источника – под источником для целей налогообложения понимается субъект, выплачивающий доход;
  • 3) кадастровым – объекты разграничены на группы по определенному критерию, отнесение к той или иной группе напрямую влияет на налоговую ставку.

Обязательным элементом юридического состава налога является также срок уплаты налога, который устанавливается применительно к каждому конкретному налогу.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это так называемые факультативные элементы юридического состава налога. Их отсутствие не влияет на наличие и исполнение обязанности налогоплательщиком.

Налоговые льготы – это определенные преимущества, предоставляемые некоторым налогоплательщикам или же плательщикам сборов (возможность не уплачивать налог (сбор), его частичная уплата).

В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлена льгота (объект, субъект), можно выделить:

  • 1) освобождение от уплаты налога;
  • 2) налоговые изъятия;
  • 3) налоговые скидки.

Освобождение от уплаты налога может быть полным (частичным) и выражается в освобождении от исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Полное освобождение от уплаты налогов, производится за счет предоставления налоговых привилегий и иммунитетов.

Освобождение производится за смет предоставления налогоплательщику (плательщику сбора) налоговых изъятий, скидок, пониженных налоговых ставок.

Налоговые изъятия дают налогоплательщику право исключать из круга объектов или налоговой базы отдельные составляющие.

Налоговые скидки – предоставление права уменьшать налоговую базу на сумму определенных расходов. Их разновидностью являются лимитированные и нелимитированные скидки.

Кроме того, может применяться понижение налоговой ставки – льгота, позволяющая уплачивать налог с учетом наличия более низкой ставки по сравнению с общей.

Изменение срока уплаты налога дает возможность исполнить обязанность по уплате налога в более поздний срок.

Отмечая целесообразность применения налоговых льгот, И. С. Морозова указывает на то обстоятельство, что «введение различного рода налоговых вычетов, снижение ставок по отдельным видам налогов, расширение перечня доходов, не облагаемых налогом на доходы физических лиц, послужат в целом стабилизации социально-политической ситуации в стране».

  • См. подробнее: Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта I статьи 374 НК РФ» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3.
  • Березин М. Ю. Императивные и диспозитивные элементы налога // Государство и право. № 11. С. 56.
  • Кучерявенко Η. П. Правовая природа налога // Финансовое право. 2002. № 2.
  • Морозова И. С. Тенденции совершенствования льгот в современном российском законодательстве// Государство и право. 2008. № 2. С. 82.

Добавить комментарий