Эмпирическая база: что это?

Во введении рекомендуется охарактеризовать эмпирическую базу дипломной работы, которую могут составлять официальные документы и др. материалы организации, включая корпоративные издания; статистические данные; материалы социологических, маркетинговых, культурологических и др. исследований; материалы СМИ, в т.ч. периодической печати, радио и телевидения, сети Интернет; результаты экспертных опросов и т.п.

Важно отразить вклад автора в формирование эмпирической базы своего исследования, напр., участие в опросах, проведение интервью, разработка анкеты, регистрационных документов для наблюдения и т.п.

Научная новизна работы состоит, прежде всего, в открытии новых законов, закономерностей, зависимостей, свойств, явлений, методов исследований, новых технологий, их обосновании и т.п. Даже если это присутствует хотя бы частично, можно говорить о научной новизне работы. Новизна может быть связана и с уже сформулированными, старыми идеями, теориями, концепциями, методами, если имеет место их углубление, конкретизация, дополнительная аргументация, показ возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики.

Элементы новизны исследования могут заключаться в самых простых формах: впервые поставленная и рассмотренная задача или новая постановка известной задачи; новая постановка известных проблем или задач; новые результаты теории и эксперимента, их следствия и т.п.

Практическая ценность или практическое значение дипломной работы определяется тем, каким образом, где и для кого будут иметь интерес полученные теоретические и практические результаты, собранная информация, подготовленные предложения и рекомендации; в деятельности каких организаций, предприятий, учреждений могут быть найти практическое применение дипломные материалы.

Оценку практического значения дипломной работы, как правило, должен дать руководитель или специалист организации, на базе которой выполнялась данная работа, или официальный рецензент в своем заключении.

Заключительным элементом введения является описаниеструктуры дипломной работы: название глав (разделов), количество параграфов в главах, указание на наличие в работе списка использованной литературы и приложений. Это описание дается в соответствии с разделом «содержание» дипломной работы.


Основная часть ВКР

Первая глава дипломной работы традиционно посвящается методологическим и теоретическим вопросам избранной темы. Здесь важно сформулировать или уточнить ключевые понятия и термины, базовые для работы идеи, теории и концепции; описать имеющиеся различные подходы или точки зрения на проблему, заявленную в исследовании, соответствующие аргументы и т.д. Важно высказать и обосновать собственный научный подход, свое видение и оценку. Только таким образом автор дипломной работы может продемонстрировать свое собственное исследовательское «Я», свой вклад в изучение и раскрытие изучаемой проблемы.

В дипломном исследовании надо стремиться выявить причинно-следственные и иные закономерные связи и отношения, чтобы понять, объяснить и предсказать развитие исследуемого объекта.

Типичной ошибкой теоретической части работы является желание автора по максимуму включить в нее все интересное, что он нашел в литературе. Это совершенно не нужно. Более того, это говорит о том, что автор не разобрался в специфике своей темы и проблемной ситуации, плохо поставил или не уяснил цель и задачи исследования. Надо учесть, что работа оценивается не по количеству страниц, а по принципу логической структурированности мысли и необходимой достаточности материала.


Особой формой фактического материала являются заимствованные утверждения – цитаты, содержащиеся в различных источниках, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики и презентации изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы. Во всех случаях число используемых цитат должно определяться потребностями разработки темы. Цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.

Теоретическая глава (главы) должна содержать выводы, которые являются логическим переходом к следующим частям вашей дипломной работы. Так, например, выводы по теоретической главе дают представление о том, какую точку зрения вы избираете в качестве основной для применения ее к исследовательским главам.

Вторая глава дипломнойработы – «практическая» (прикладная, проектная). Здесь, как правило, рассматриваются практические вопросы, связанные с деятельностью некоей реальной организации (компании, предприятия, учреждения, общественной структуры и т.д.) или реального процесса, явления общественной жизни.

Эта часть работы содержит, главным образом, собранный студентом материал. Данная глава показывает, как дипломник умеет самостоятельно собирать, описывать, классифицировать, интерпретировать эмпирический материал и делать выводы; насколько он умеет проектировать, планировать, консультировать, рекомендовать, творчески решать практические задачи в сфере связей с общественностью.

Данная глава должна содержать и наглядно представлять качественные и количественные показатели, напр., в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.п. Эта часть работы позволяет оценить креативность при решении проблемы и умение подачи материала. Поэтому здесь уместны и даже порой необходимы таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы и т.п. Правда, их количеством не стоит злоупотреблять, и все, что не является крайне необходимым в основном тексте дипломной работы, можно перенести в приложение.

Все главы дипломной работы завершаются краткими выводами.

Заключение ВКР

Текст заключения должен поэтапно, в краткой форме констатировать решение задач и достижение цели дипломной работы, заявленных во введении. Заключение не должно быть формальным и столь же кратким, как выводы по главам; оно должно быть развернутым, содержать выводы по основным направлениям или аспектам исследования и общие результаты дипломной работы.

Готовя текст заключения, надо абстрагироваться от мелочей, от второстепенных вопросов и промежуточных результатов. Напротив, надо увидеть и выразить главное, сущностное, принципиальное, что было сделано; а также показать, то новое, оригинальное, что отличает данную работу от других подобных.

Приложение ВКР

Приложение является желательным компонентом дипломной работы, поскольку содержит вспомогательные или дополнительные материалы, которые иллюстрируют и дополняют основной текст работы.

Приложениями могут быть различные материалы: опросные анкеты, данные социологических опросов, ксерокопии статей, таблицы, схемы, графики, диаграммы, копии документов, договоров и т.д. В качестве приложений могут выступать анализируемые или упоминаемые в тексте курсовой работы сценарии радио- и телепрограмм, распечатки интернет-материалов, расшифровка радио- и телетекста.

Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 5») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4. Приложения не засчитываются в заданный объем дипломной работы.

Язык и стиль ВКР

Дипломная работа относится к научно-исследовательскому жанру. Поэтому она должна быть написана в научном стиле, от третьего лица.

Необходимо активно использовать общенаучную терминологию и понятийный аппарат, соответствующей дисциплины.

Текст работы должен быть логичен, а последовательность повествования оправдана авторским замыслом. Другими словами, логика изложения материала курсовой работы должна соответствовать определенному стандарту.

Рекомендуется избегать неопределённых выражений, т.е. оборотов речи, которые вроде бы подтверждают высказывания, но при этом не ссылаются на проверяемые источники, напр., таких фраз: «существует распространенное мнение, что…»; «многие считают, что …»; «учёные доказали, что…», «по словам критиков, …».

Главное требование к стилю изложения материалов дипломной работы – беспристрастность и непредвзятость, объективность. Речь идет о том, что описывать и анализировать явления следует без субъективных предпочтений с позиций «нравится — не нравится». Если на объект и предмет исследования существует несколько различных взглядов, то их надо упомянуть, или же кратко изложить их, сославшись на источники.

Научный стиль проявляется также и в следовании принятым стандартам написания буквенных аббревиатур, оформления таблиц, рисунков, графиков и всей работы, в целом.

Требования к оформлению ВКР

Требования к оформлению дипломной работы, в том числе правила сокращений, оформления таблиц излагаются в Приложении 3.

База эмпирического исследования – это та организация (учреждение), где проводилось эмпирическое исследование. В качестве таковой может выступать какое-либо учреждение или организация (образования, здравоохранения, социальной сферы, производственная, коммерческая, структуры МЧС, МВД, Минобороны и др.), профиль деятельности которых соответствует типу данных, искомых в проводимом студентом психологическом исследовании, а условия деятельности позволяют студенту организовать эмпирическое (в том числе экспериментальное) исследование по теме курсовой или выпускной квалификационной работы и собрать необходимый эмпирический материал. Базой эмпирического исследования может служить и ВГУ (его конкретные факультеты или иные подразделения) либо другие вузы.

В отдельных работах невозможно указать точную базу эмпирического исследования. Например, когда изучаются семьи с определенным стажем супружеской жизни, и студент формирует выборку по этому признаку из брачных пар, принадлежащих к разным слоям населения, работающих в различных учреждениях, проживающих в разнообразных районах города или области. Или: исследуются особенности самоопределения лиц пожилого возраста, и с этой целью в эмпирическом исследовании принимают участие пожилые испытуемые, набранные случайным образом, у каждого из которых свое место проживания.

Но в любом случае в этой части Введения требуется указать, что представляла собой выборка эмпирического исследования и каков был ее общий объем.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7

  1. A) оформление текста в соответствии с определенными правилами
  2. D-триггеры. Реализация. Режим работы.
  3. D. работы без схемы строповки
  4. I. Коллективный анализ и целеполагание воспитатель­ной работы с привлечением родителей, учащихся, учите­лей класса.
  5. I. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ РАБОТЫ
  6. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
  7. I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ
  8. II. Выполнение дипломной работы
  9. II. Выполнение дипломной работы
  10. II. Выполнение дипломной работы

Текст работы должен удовлетворять следующим основным требованиям: отражать умение работать с литературой, выделять проблему и определять ме­тоды её решения, последовательно излагать сущность рассматриваемых вопро­сов, показывать владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом; иметь приемлемый уровень языковой грамотности, включая владе­ние функциональным стилем научного изложения.

Работа выполняется печатным способом на одной стороне стандартного листа белой бумаги форматом А4 (210´297 мм) с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 20 мм. Шрифт Times New Roman 14, межстрочный интервал – 1,5. Цвет шрифта должен быть черным. Полужирный шрифт не применяется. Текст должен быть отформатирован по ширине страницы с применением автоматического переноса слов, первая строка с абзацным отступом 1,25 мм.

Заголовки структурных элементов («Содержание», «Заключение», «Список использованных источников») располагаются в середине строки без точки в конце, печатаются прописными буквами, выделяя полужирным шрифтом без подчеркивания.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В работе должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Все страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляется после текста в центре нижней части листа без точки, начиная с третьей страницы. Титульный лист, а так же иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Оформление титульного листа должно соответствовать образцу (прил. Б).

Далее следует , образец которого приведен в прил. Г.

Введение должно отражать актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, приведены цели и задачи, методология исследования, теоретическая, нормативная и эмпирическая база.

В качестве подтверждения актуальности темы можно упомянуть, например, существующие законопроекты в соответствующей области, привести статистические данные или выдержки из выступлений известных государственных или общественных деятелей и т.д.

И объект, и предмет – это то, на что направлено внимание студента, предмет выступает конкретизацией объекта.

Например:

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу охраны права человека на жизнь. Предметом исследования выступают общественные отношения, возникающие при совершении простого убийства.

Целью исследования выступает то, к чему стремится в итоге исследователь. В свою очередь, достижение цели возможно посредством выполнения ряда более мелких задач.

Например:

Целью настоящей работы является исследование уголовного законодательства об ответственности за убийство и практики его применения. Указанная цель исследования определила круг взаимосвязанных задач, решение которых составляет содержание работы.

К ним относятся:

1) историко-правовой анализ становления уголовных норм об ответственности за убийство;

2) анализ понятия убийства, их видов, определения места убийства в структуре уголовного права Российской Федерации;

3) анализ состава преступления по объективным и субъективным признакам.

Методология исследования – это система приемов и способов, используемых для познания предмета исследования.

Например:

В основу проведенного исследования положен диалектический метод познания социальных явлений и процессов, который позволил выбрать общенаучные методы познания (в первую очередь анализ и синтез). Системный подход к изучению объекта и предмета исследования позволил определить понятие убийства.

При решении поставленных задач использовались также частнонаучные методы познания, такие как сравнительно-исторический, социологический, сравнительно-правовой (метод сравнительного правоведения).

Во введении коротко обозначается, труды каких исследователей легли в основу исследования. В качестве теоретической базы исследования могут выступать работы по общей теории права, работы представителей той или иной отраслевой юридической, работы философского, исторического или социологического характера.

Например:

Курсовая работа юридического характера должна строиться на анализе нормативных актов, поэтому во введении целесообразно указать и нормативно-правовую базу исследования.

Например:

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; зарубежное и отечественное уголовное законодательство, регламентирующее ответственность за убийство; Постановления Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, относящиеся к рассматриваемой проблематике.

Как известно, любая теория должна подтверждаться практикой. Эмпирические данные должны исследоваться при подготовке курсовой работы практически по любой тематике. В качестве эмпирической основы курсовой работы могут выступать различные тексты договоров, писем, жалоб, заявлений; правоприменительная практика судов и иных государственных органов, статистические сведения, социологические опросы.

Например:

Эмпирическая база исследования включает в себя материалы уголовных дел об убийствах, рассмотренных Верховным Судом Республики Мордовия за период с 2007 по 2012 год; материалы судебной практики по конкретным уголовным делам судов иных субъектов РФ, с сайтов этих судов в Интернете; постановления Пленума Верховного Суда РФ по делам об убийствах и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, вынесенные по конкретным уголовным делам, а также собранные автором материалы о таких преступлениях в периодических изданиях. Кроме того, в работе использованы статистические отчеты УВД по г. Саранску за период с 2007 по 2012 год, статистические и иные материалы, опубликованные в открытой печати.

Каждая глава курсовой работы начинается с новой страницы. Все главы и параграфы должны иметь заголовки и номера. Номера глав и параграфов обозначаются цифрами. Название главы и параграфа печатается полужирным шрифтом с абзацного отступа с прописной буквы, точка в конце названия не ставится. Если название состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Курсовая работа как правило состоит их двух глав. Отдельные главы включают, как правило, не более 3 параграфов. Классической структурой считается деление главы на 2-3 параграфа.

Список использованных источников в объем работы не входит.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Рисунок 1 – Схема дорожно-транспортного происшествия.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2».

Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения – заглавной буквы русского алфавита начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Цифровой материал в работе, как правило, оформляют в виде таблиц. Их применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников. Каждая таблица должна иметь номер и название. Название таблицы должно быть точным и кратким, его следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Пример оформления таблицы:

Таблица 1 – Общие сведения о состоянии преступности за 2013 год

Таблица располагается после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте с указанием слова «таблица» и ее номер.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). В этом случае слово «Таблица», ее номер и наименование указывается один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишутся слова «Продолжение таблицы» и приводится ее номер.

При наличии нескольких таблиц, их нумерация сквозная.

Формулы выносятся в отдельную строку. Формулы, на которые делаются ссылки в тексте, нумеруются цифрами в круглых скобках, размещаемыми справа от формулы.

При использовании в работе опубликованных или неопубликован­ных (рукописей) источников обязательна ссылка на авторов в виде сносок. Оформление сносок долж­но соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5–2008.

Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя короткой горизонтальной линией слева. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложе­ния, к которому дается пояснение. Текст сноски печатается 10-м шрифтом через одинарный интервал. Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

В сносках, предназначенных только для поиска документа, допускается использование формы краткого описания:

Например:

Альберт Ю. В. Библиографическая ссылка : справочник. Киев, 1983. 247 с.

Или:

Альберт Ю. В. Библиографическая ссылка : справочник. Киев, 1983. С. 21.

Заголовок записи в ссылке может содержать имена одного, двух или трех авторов документа.

Например:

Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса. СПб., 2001. 160 с.

Если документ содержит имена более трех авторов, в заголовке их не указывают:

Например:

Криминалистика: учебник / Т.А. Аверьянова . 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 944 с.

Ссылке на незаконченные цитаты (при свободном изложении мысли автора) предшествует сокращенное слово «См.:»:

Например:

См.: Данелян Л. В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (по материалам Тюменской области) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. С. 3.

Цитаты, точно соответствующие источнику, оформляются кавычками, при этом слово «См.:» в сноске перед названием не пишется.

Если в работе приводится несколько ссылок на работу одного автора, то название сочинения и выходные данные указываются только один раз, в других случаях даются фамилия, инициалы и сокращенное обозначение работы. Последнее можно заменить сокращением «Указ. соч.»:

Например:

Данелян Л. В. Указ. соч. С. 3.

При последовательном расположении первичной и повторной ссылки, текст повторной сноски заменяется словами «Там же». В повторной ссылке на другую страницу к словам «Там же» добавляют номер страницы:

Например:

Там же. С. 4

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по), «Приводится по:», с указанием источника заимствования:

Например:

Цит. по: Данелян Л. В. Указ. соч. С. 8.

Если в комплексную ссылку включено несколько приведенных подряд ссылок, содержащих записи с идентичными заголовками (работы одних и тех же авторов), то заголовки во второй и последующих ссылках могут быть заменены их словесными эквивалентами «Его же», «Ее же», «Их же»:

Например:

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы. Для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру «URL» (Uni-form Resource Locator – унифицированный указатель ресурса). После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу:

Например:

Заключение является той частью курсовой работы, в которой автор подводит общие итого работы по всем ее главам. Обычно заключение содержит от 2 до 3 страниц работы.

Список использованных источников является органической частью любой научно-исследовательской работы и помещается после основного текста работы; позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность цитируемых материалов (таблиц, иллюстраций, фактов, текстов памятников и документов); характеризует степень изученности конкретной проблемы автором; представляет самостоятельную ценность, как справочный аппарат для других исследователей.

Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в документальных потоках; список должен иметь сквозную порядковую нумерацию включенных в него документов; сведения об источниках нумеруются арабскими цифрами; в список литературы включаются все материалы, на которые имеются ссылки в тексте.

Список структурируется по видам использованных в работе источников и структурно состоит из шести разделов:

I Нормативные правовые акты.

II Книги (монографии, учебники, учебные пособия).

III Статьи.

IV Словари, справочники, энциклопедии.

V Диссертации и авторефераты диссертаций.

VI Иные источники.

Названия разделов списка выделяются от основного текста двойным междустрочным интервалом.

Нормативные правовые акты располагаются в следующем порядке:

– международные договоры;

– Конституция РФ;

– федеральные конституционные законы;

– федеральные законы;

– указы Президента РФ;

– постановления Правительства РФ;

– законы субъектов РФ;

– ведомственные нормативные правовые акты;

– нормативные правовые акты местного самоуправления.

Библиографическое описание нормативных правовых актов, судебных решений, международных источников подчиняется общим требованиям библиографического описания документов с учетом следующих особенностей.

Официальные источники публикации определяет действующее законодательство. Так, для федеральных законов, указов Президента РФ и Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ таким источником является Собрание законодательства РФ, для нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и т.д. Только в том случае, если документ не был официально опубликован, допускается указание на другие источники издания, в том числе электронные ресурсы. В описании рекомендуется указывать официальный источник публикации первоначальной редакции документа.

Если официальные материалы опубликованы под тематическим или типовым заглавием, его приводят в описании в качестве основного заглавия:

Например:

При внесении изменений в нормативный правовой акт в библиографическом описании документа необходимо указать дату внесения последних изменений или дату последней редакции документа. При описании нормативного акта с изменениями на определенную дату в названии источника (за знаком //) приводится источник первого официального издания, а следом через знак ; приводится источник официального издания последних изменений.

Например:

При оформлении литературных источников следует учитывать следующие особенности. Фамилии автора издания или иной публикации отделяется от его инициалов запятой. Если в издании содержатся данные об одном, двух или трех авторах, то вначале указывается фамилия первого автора, а за знаком / перечисляются все авторы с инициалами перед фамилией, независимо от того, приводились они в заголовке издания или нет.

Например:

Благов, Е. В. Квалификация при совершении преступления : монография / Е. В. Благов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрлитинформ, 2010. – 200 с.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. Азбуковник, 1997. – 944 с.

Если издание опубликовано четырьмя и более авторами, то после косой черты указывается первый автор и добавляется в квадратных скобках сокращение .

Например:

Криминалистика : учебник для вузов / Т. В. Аверьянова ; под ред. Р. С. Белкина. – М. : НОРМА, 2001. – 990 с.

Таким образом (по заглавию) описываются коллективные учебники, монографии, сборники статей и т. п.

Например:

Для описания статей из сборников, журналов и газет указываются следующие сведения:

– фамилия автора, инициалы;

– название статьи;

– сведения об ответственности (авторы);

– источник (газета, журнал, сборник статей, в котором помещена статья);

– место, год, номер или выпуск, страницы, на которых размещена статья.

Статья из сборника:

Ежков, А. В. Особенности характеристики составов преступлений, посягающих на жизнь человека / А. В. Ежков // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии : сборник научных трудов. – Калининград : Калининградский ун-т, 2003. – Вып. 1. – С. 54–70.

Статья из журнала:

Статья из газеты:

Шереметьевский, Н. Банк сильнее и губернатора, и прокурора /
Н. Шереметьевский // Парламентская газета. – 2001. – 13 нояб.

Статья из собрания сочинений:

Опыт о веротерпимости /Дж. Локк // Собрание сочинений : в 3 т. – М., 1985. – Т. 3. – С. 66–90.

К электронным ресурсам относятся электронные книги на электронных оптических дисках (CD-ROM, DVD-ROM), документы, взятые из полнотекстовых баз данных (например, «Гарант», «КонсультантПлюс»), сайтов, электронных журналов и газет и т. п.

Если электронные ресурсы включаются в общий список источников, необходимо после заглавия документа указывать в квадратных скобках обозначение материала: .

Для электронных ресурсов локального доступа указывается носитель ресурса, (например, 1 CD-ROM).

Например:

Свод законов Российской империи . – СПб., 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD).

При описании электронных ресурсов удаленного доступа после заглавия необходимо привести сведения, поясняющие вид электронного ресурса (например, сайт, электронный журнал, электронная версия газеты и т. п.), электронный адрес документа, дату обращения к ресурсу (число, месяц, год).

Для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру «URL».

При использовании документов, взятых из локальных сетей, а также из полнотекстовых баз данных, доступ к которым осуществляется на договорной основе или по подписке (например, «Гарант», «КонсультантПлюс») приводят сведения об ограничении доступности.

Например:

Приведем примеры описания объекта и предмета в курсовых работах по экономике.

  1. Тема: Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Объектом исследования выступает предприятие г. Новосибирска ОАО «НЗХК»

Предметом исследования в данной работе выступает хозяйственная деятельность предприятия.

  1. Тема: Финансовая устойчивость предприятия

Объект исследования – ОАО «Сиблитмаш».

Предмет исследования – финансовое состояние предприятия в аспекте финансовой устойчивости.

  1. Тема: Оценка финансового состояния коммерческого предприятия

Объектом курсовой работы является организация ООО «Мир доступных путевок».

Предметом курсовой работы является финансовое состояние организации ООО «Мир доступных путевок».

  1. Тема: Рентабельность деятельности предприятия

Объект исследования – финансово-хозяйственная деятельность ООО «Полет».

Предмет исследования – система экономических отношений, возникающих в процессе анализа и управления рентабельностью организации.

  1. Тема: Анализ дебиторской задолженности организации

Объект исследования – ОАО «Спутник».

Предмет исследования – анализ дебиторской задолженности ОАО «Спутник».

Далее представим примеры описания объекта и предмета исследования в курсовых работах по юриспруденции.

  1. Тема: Амнистия и помилование

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с реализацией актов амнистии и помилования.

Предмет исследования – амнистия и помилование как освобождение от наказания.

  1. Тема: Вещно-правовые способы защиты права собственности

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере защиты права собственности.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в области защиты права собственности, труды российских ученых в этой сфере, а также существующая договорная и правоприменительная практика.

  1. Тема: Договор хранения

Объектом исследования в настоящей работе являются правоотношения, складывающиеся по поводу договора хранения.

Предметом исследования являются нормы права (прежде всего, гражданского), регулирующие такое правовое явление как договор хранения, теоретические воззрения на разрабатываемую проблему, практический материал.

  1. Тема: Источники муниципального права РФ

Объект исследования включает в себя систему и практику применения отечественного законодательства в целом, а также отдельные его отрасли: гражданское, хозяйственное, финансовое, муниципальное в области регулирования правоотношений, возникающих в сфере деятельности органов местного самоуправления.

Предмет исследования составляет комплекс экономических, административно-правовых проблем, связанных с характером настоящего исследования.

Другие примеры объекта и предмета курсовой работы смотрите .

Эмпирическое исследование подразумевает под собой изучение и обоснование какого-либо способа или методики с помощью достоверных данных. Иными словами, данные исследования имеют под собой фактическое основание, а в процессе их изучения применяется достоверный опыт и доказанные утверждения.

Эмпирические исследования проводятся с помощью различных социологических опросов, анкетирования, сведенных архивных данных. Из-за этого эмпирический метод иногда еще называют социально-психологическим.

Дословно эмпирический метод исследований называют «методом железных неопровержимых фактов». Зачастую имеется ввиду, что главными факторами в изучение того или иного явления должны быть только те аспекты, которые человек может испытать на себе физически.

Внутренняя структура эмпирического уровня. Его образуют два подуровня: а) непосредственные наблюдения и эксперименты, результатом которых являются данные наблюдения; б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.

Базой для проведения эмпирического исследования могут быть непосредственно «практические площадки» (реальная организация, школа, группа людей по интересам и т.п.) и «искусственная площадка» (лаборатория, специальные помещения, где производится исследование и т.п.).

База эмпирического исследования – это та организация (учреждение), где проводилось эмпирическое исследование. В качестве таковой может выступать какое-либо учреждение или организация (образования, здравоохранения, социальной сферы, производственная, коммерческая, структуры МЧС, МВД, Минобороны и др.), профиль деятельности которых соответствует типу данных, искомых в проводимом исследовании, а условия деятельности позволяют организовать эмпирическое (в том числе экспериментальное) исследование и собрать необходимый эмпирический материал.

Важной составляющей эмпирического исследования является определение и обоснование выборки исследования.

Выборка – это испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в исследовании. Основное ее качество – репрезентативность, которая определяет валидность (достоверность) исследования и достигается адекватными методами отбора испытуемых.

Подбор и обоснование методов исследования

Выбирая методику исследования, нужно учитывать целый ряд факторов: цели и задачи исследования, уровень аппаратного оснащения методики, трудоемкость применения и обработки данных, условия проведения исследования.

Источники эмпирической информации и методы работы с ними.

В журналистике существует две основные группы методов исследования действительности: рационально-познавательные (эмпирические и теоретические) методы и художественный метод.

К эмпирическим методам, основанным на получении знания в результате прямого контакта с действительностью, относятся наблюдение, работа с документами, интервью и эксперимент.

Журналистское наблюдение целенаправленно, последовательно, систематично. Тем самым оно отличается от обыденного наблюдения, которое носит спонтанный характер. Журналистское наблюдение характеризуют

· по способу организации: открытое (журналист представляется) и скрытое (журналист не представляется);

· по степени участи журналиста: включенное (журналист непосредственный участник) и невключенное (журналист только наблюдатель);

· по условиям изучения предмета: прямое (непосредственное наблюдение) и косвенное (опосредованное наблюдение в силу ряда причин – удаленность, скрытость объекта);

· по временному признаку: кратковременное и длительное.

Работа с документами. Под документами в данном случае подразумеваются не только официальные бумаги, а любые свидетельства, которые могут различаться

·по типу фиксации (печатные, рукописные, магнитные пленки и т. д.)

· по типу авторства (официальные и личные);

· по степени предназначенности для печати (предназначенные и нет);

· по сфере деятельности, породившей документ (бытовые, производственные, научные, справочно-информационные и др.).

Существуют два основных метода работы с документами. Традиционный (качественный), предполагающий знакомство с документом и его интерпретацию. Формализованный метод, строящийся на контент-анализе, т. е. исследовании большого массива однотипных документов по определенным параметрам.

Метод интервью включает любую работу, построенную по принципу опроса: традиционное интервью, беседу, опрос, анкетирование.

Метод эксперимента имеет две формы. Первая из них давно известна под названием «журналист меняет профессию». Вторая, собственно, и являет собой эксперимент: журналист специально моделирует ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает.

Добавить комментарий