Естественные права человека

Понятие Гражданское общество – обладает двумя специфическими представлениями: теоретико-аналитический и нормативный. Первое значение используется как научная категория для анализа и объяснения явлений социальной реальности. В этом смысле гражданское общество — агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными субъектами которой являются гражданин со своими правами и гражданские (не государственные) организации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты. Историческое поражение революционной социальной утопии в конце XX века закономерно обострило научный интерес к проблематике гражданского общества и правового государства. Он связан с поиском новой гуманистической модели социальной органи­зации общества, основанной на органической взаимосвязи процесса де­мократизации политической системы и процесса развития гражданских институтов и социальных движений. Понятие «гражданское общество» занимает видное место в струк­турах современного социологического и политического дискурса, выступая в них в трех взаимосвязанных аспектах: во-первых, как философско-социологическая нормативная кон­цепция, определяющая не только современный этический идеал соци­ального порядка, но и отношение гражданина к нему. В этом аспекте концепция призвана способствовать мобилизации граждан и их доб­ровольных ассоциаций к социальной и гражданской активности; во-вторых, как теоретико-аналитическая концепция, объясняющая закономерности происхождения и развития социальной реальности. В этом смысле гражданское общество выступает как «агрегированное по­нятие, обозначающее специфическую совокупность общественных ком­муникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главным субъектом которых являются: гражданин со своими правами и гражданские (не политические и не государственные) органи­зации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты». в-третьих, как политический концепт или политический инстру­мент различных общественных и политических движений, партий, способствующий политической мобилизации масс либо в целях кри­тики определенных направлений политики правительства Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к понятиям полиса у Аристотеля, Цицерона и идеям так называемого естественного права. Согласно этой традиции, данное понятие обоз­начает не некое догосударственное состояние, а скорее «политическое общество». В традиции древнегреческих мыслителей понятие «поли­тическое» включало в себя все важнейшие сферы жизнедеятельности общества: семью, религию, образование, воспитание, защиту полиса и т. д. Мир человека был неразрывно слит с миром гражданской об­щины и государства. Вся жизнь в обществе, по существу, была прони­зана государственным, политическим началом. Экономическая свобода индивида — Свобода личности есть понятие многоплановое: Экономическая свобода принятия экономических решений, свобода экономического действия (индивид и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, в какой отрасли он проявит свою активность). Политическая такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида (современное цивилизованное общество немыслимо без всеобщего равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства). Духовная свобода выбора мировоззрения, идеологии, свобода их пропаганды, свобода исповедовать любую религию, либо быть атеистом. Гносеологическая способность человека всё более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира. Свобода и ответственность личности. Если брать более высокий аспект проблемы, то свобода всегда связана с необходимостью и возможностью. Люди невольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения. Свобода-атрибут личности. Но свобода без ответственности — это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным. И чем значительнее и выше личность, тем выше и ответственность её перед собой и перед людьми. Свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид не Робинзон: он живёт в обществе подобных ему, а посему его свобода должна быть соотнесена со свободой других индивидов. Таким образом, свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, в Декларации ООН о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Относительный характер свободы находит своё отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы даёт человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами. Ущемляя чужую свободу, человек сам рискует оказаться «в зоне дефицита свободы». В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: «Обвиняемый виновен, так как свобода одного человека размахивать руками кончается там, где начинается нос другого человека». Так что в обществе всегда надо согласовывать свои действия с интересами других людей, с интересами окружающего сообщества. Абстрактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда конкретна. Свобода личности составляет единый комплекс с правами членов общества. Нельзя отрывать политико-юридические права-свободу совести, убеждений и пр. от прав социально-экономических-на труд, на отдых, бесплатное образование, медицинскую помощь. Личность-это общественно развитый человек, между обществом и личностью существует неразрывная связь.

Естественные и неотъемлемые права человека

Реализация своего назначения считает Фихте — есть долг и неотъемлемое право человека. Традиционно понимаемая система естественных прав человека (право на жизнь, свободу, собственность и достоинство) в концепции Фихте имеет иную структуру и опосредованность. Это связано прежде всего с тем, что Фихте исходит из рефлексивного обоснования принципов естественного права. Это, как отмечают исследователи, сообщает всей системе естественных прав более высокий ранг общности. Неотъемлемые естественные права человека Фихте выводит, во-первых, из коренных условий самосознания, во-вторых — из идеи назначения человека, высшей цели и смысла его существования.

Первое неотъемлемое, заложенное в «природном замысле» человека право — это право на жизнь в обществе, на участие в жизни рода. Именно отсюда Фихте выводит более конкретное право человека — на сохранение и поддержание жизни в индивидуальном смысле. Никто не может быть лишен жизни, поскольку «в каждой личности надо признавать и уважать человеческий род» . Государство же должно прибегать к лишению преступника жизни только «в случаях крайней необходимости и только тогда, когда не остается никаких других средств; ибо преступник все же всегда остается членом рода и как таковой имеет право на возможно более долгую жизнь для самоисправление».

Второе неотъемлемое право человека — право на свободу. В идеально-реальном плане взаимодействия Я и не-Я оно разворачивается в пределах разумного взаимного самоограничения на основании закона.

Третье право, заложенное в назначении человека,- право на достойную жизнь: «Не только благочестивое пожелание человечеству, а неустранимое требование его права и назначения, чтобы оно жило на земле так легко, так свободно, так господствуя над природою, так истинно по-человечески, как только ему это позволяет природа… Это его право уже потому, что он человек» Отсюда Фихте выводит понятие об ответственности государства перед гражданами за условия их жизни: «Я не мог бы назвать иначе как антиправовым, такое правительство которому были бы известны лучшие порядки, а оно … исходило бы из того же расчета, не делая ничего, чтобы выйти самому из такого состояния и вывести из него нацию».

Четвертое неотъемлемое, заложенное в назначении и условиях самосознания человека право — это право суверенности личности. «Человек может пользоваться неразумными вещами как средствами для своих целей, но не разумными существами; он не смеет даже пользоваться ими как средством для их собственных целей; он не смеет на них действовать как на мертвую материю или на животное, чтобы только при помощи их достигнуть своей цели, не считаясь с их свободой». Однако этим негативным аспектом Фихте не исчерпывает понятие суверенности. Каждый человек, отмечает Фихте, есть уникальное, неповторимое воплощение «замысла природы». Он несет в себе высшее назначение, которое, собственно, и делает его человеком, а значит, существом, обладающим соответствующими правами. Личность независима от воли других людей, которая не может быть ей навязана даже из благих побуждений, однако эта независимость не есть право индивидуума на обособление от своего человеческого назначения. «Общее совершенствование, совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ — вот наше назначение в обществе» . Отсюда как конкретизация этого общего права проистекают права человека на уважение и охрану его достоинства, личной неприкосновенности и собственности, т. е. всех форм объективации суверенности.

Пятым неотъемлемым правом каждого человека выступает право на культуру как на универсальный способ самосовершенствования, снимающий противоположность Я и не-Я. Культуру Фихте определяет как «способность давать или действовать на других как на свободных существ и способность брать или извлекать наибольшую выгоду из воздействия других на нас». (Речь в данном случае идет о духовной выгоде). Человек имеет право (и обязанность) реализовать свое «стремление развить кого-нибудь в той области, в какой мы особенно развиты, стремление, насколько возможно, уравнять всякого другого с нами самими, с лучшей самостью в нас, и затем стремление к восприятию, т. е. стремление приобресть от каждого культуру в той области, в какой он особенно развит, а мы не развиты». Только с помощью культуры человек способен реализовать свои права. Только культура делает их неотъемлемыми, действительно принадлежащими человеку, а не «пожалованными» ему от милостей властно установленного порядка. Только в культуре достигается соответствие внешней меры свободы внутренней обеспеченности ее в самой личности. Именно поэтому право на культуру выступает у Фихте, как отмечают исследователи, «суперправом» на саму правоспособность в высшем смысле этого слова.

Исходя из своего назначения, утверждает Фихте, человек обладает рядом естественных прав, которые присущи ему по праву рождения. Это право на жизнь в обществе, право на свободу, право на суверенность личности и, наконец, право на культуру, как самое главное и определяющее.

Система естественных прав, предложенная Фихте интересна хотя бы потому, что все права выводятся им из самого понятия человека и смысла его существования (деятельности), то есть не являются надуманными и навязанными.

Народный суверенитет- обусловленная волей граждан, неограниченная власть народа, которая реализуется во всех сферах общественной жизни в установленных Конституцией и законом организационных и правовых формах.

Элементы:

  1. субъект- народ, нация

— единственный источник власти народ- суверенный, свободный народ как совокупность граждан

— верховенство воли народа- путем принятия Конституции и других актов определяет весь строй конституционных отношений, форму государства

— полнота власти народа- через формы прямой и представительной демократии осуществляет весь объем принадлежащей ему власти. О полноте власти народа свидетельствует тот факт, что народ-носитель народного и государственного суверенитета.

-неограниченность власти народа- воля народа охватывает все сферы общественной жизни. Воля народа универсальна.

— неотчуждаемость власти народа- никому не передает свою суверенную власть по управлению обществом и государством (право не временное осуществление власти, не не передача суверенной власти)

3) формы осуществления

— институт прямой демократии

— институт представительной демократии

С учетом того, что Конституция РФ признает «человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3).

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:

1) Президент Российской Федерации;

2) Парламент РФ — Федеральное Собрание РФ;

3) законодательные органы субъектов РФ;

4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;

5) народные заседатели и присяжные заседатели в судах;

6) представительные органы местного самоуправления.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган — Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.

Таким образом, суверенитет народа — право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется

не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь я различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразии форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни.

Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Компоненты политического плюрализма:

— многообразие политических идей и организационных форм;

— отрицание моноцентризма;

— свобода объединения людей в партии и иные законные организации;

— уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию;

— наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;

— ограничение центральной власти, разделение властей;

— возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции Российской Федерации закреплены следующие характерные черты политического плюрализма:

— идеологическое многообразие;

— запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

— светский характер государства (в связи с чем никакая религия не может выступать в качестве государственной или обязательной);

— признание политического многообразия и многопартийности;

— равенство всех общественных объединений перед законом.

Гражданская культура и гражданский менталитет- Рассмотрим отличительные особенности гражданской культуры. Прежде всего, она гармонизирована со структурами существующей политической системы, т.е. гражданская культура должна подходить для этих структур с точки зрения содержания присущих ей политических знаний и убеждений, общих позитивных оценок и направленности политических эмоций. Когда политические установки, поведение граждан и институты находятся во взаимном соответствии, мы приближаемся к ситуации гражданской лояльности.

Гражданская культура должна быть совместимой с демократической системой. Отличительной чертой демократии является способность граждан осуществлять контроль над политическими элитами. Последние принимают политические решения, но различные группы и индивиды оказывают на них политическое влияние, с которым представители власти вынуждены считаться. Это влияние тем существеннее, чем выше у населения способность к сотрудничеству и кооперации. Культура демократического типа содержит нормы и установки, поддерживающие активное участие граждан в общественных делах, высокий уровень информированности и гражданской ответственности. Но одной активности, вовлеченности и рациональности недостаточно для демократической стабильности. Ей благоприятствует культура, объединяющая роли участника, законопослушного подданного и члена местных сообществ.

Г. Алмонд и С. Верба выделили политические качества и установки из общих культурных характеристик рассматриваемых ими стран. При этом они отмечают, что данные установки не автономны и соотносятся с другими социальными установками и широким социальным контекстом. Социальные взаимоотношения людей влияют на их политические взгляды и поведение. Они переносят свой социальный опыт на политическую жизнь. В то же время связь между социальными отношениями и политикой не является однозначной. Эти сферы различаются по своей природе и моделям власти. Поэтому важную роль в политической социализации граждан играют массовые общественные ассоциации и политические институты, обеспечивающие прямой доступ к политическому участию и контролю. Членство в ассоциациях предоставляет людям более дифференцированный набор политических ресурсов, удовлетворяющих их разнообразные интересы.

Главным свойством гражданской культуры объявлялся ее смешанный характер. Собственно все политические культуры, за исключением простых традиционных, по мнению авторов, являются смешанными.

Поэтому ими используется термин «системно смешанные» политические культуры для обозначения тех из них, в которых имеются существенные доли как более простых, так и более сложных моделей ориентаций. У этого культурного сплавления есть несколько особенностей. Во-первых, новые, более дифференцированные политические ориентации и роли не заменяют традиционные, а вполне рационально сосуществуют и дополняют их. Во-вторых, все активные ориентации, вступая во взаимодействие, не остаются неизменными, а вынуждены меняться и адаптироваться друг к другу. В-третьих, соотношение данных компонентов политической культуры в разных странах различно, доминирование любого из них преобразует содержательную картину.

Под менталитетом понимается определенный исторический опыт нации, своеобразная народная память, которая определяет поступки граждан, действующих в соответствии со сложившимся «генетическим» кодом поведения в каких-либо ситуациях, в том числе и в правовой деятельности. Менталитет человека, будучи устойчивой основой общественного существования, становится активным фактором его правовой деятельности. С одной стороны, он подвигает субъекта на определенные действия, следование определенным нравственным ценностям, предпочтение определенной субкультуры, образа правовых мыслей и чувств. С другой — он же выступает основой отторжения всего того, что чуждо, критерием определения стандартов правового поведения и отбора юридических идей для воплощения в правовой реальности и т. д.

Менталитет не основывается на логических категориях и понятиях. Он базируется на двойственных, «вживленных» образах, либо на шаблонах мнений, поступков, предрасполагающих индивида к определенным разновидностям реакций.

Менталитетом можно назвать неординарный механизм, обуславливающий характер продолжительных форм поведения и взглядов человека в границах определенной общности.

Особенности менталитета заключаются в отсутствии противостояния культурного и природного аспекта, эмоционального фактора и рассудочного, рационального компонента и иррационального, коллективной и индивидуальной составляющей в человеческой природе.

Посредством рассматриваемого понятия можно охарактеризовать широкий круг культурных явлений, начиная от традиций, стадий духовного становления культуры до взглядов, типа мыслительной деятельности различных общностей.

Менталитет общества выступает в качестве показателя состояния направленности и уровня сознания (коллективного и индивидуального), его умения усваивать нормы и жизненные ценности, уровня адаптации к социальной среде, способности к воспроизведению опыта прошлых поколений.

Теория естественного права — право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. При обозначении указанных прав нередко наряду с термином «естественные» используются определения «неотчуждаемые», «универсальные», «фундаментальные», «элементарные», «основные».

В числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это «первейшее право» (Ф.М. Рудинский) находится на вершине естественно-правовой пирамиды, что вполне понятно — при лишении жизни все другие права теряют смысл. Право человека на жизнь зафиксировано в ст. 19 Конституции России, причем это сделано впервые в истории нашей страны.

Наряду с правом на жизнь наиболее значимыми естественными правами являются право на свободу, право на достоинство личности, право наличную неприкосновенность, зафиксированные в межлународно-правовых документах по правам человека, а также в Конституции РФ (ст. 20, 21).

Все другие естественные права представляют собой так называемые вторичные естественные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве составляющих их частей. Например, право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) — составляющие обобщенного понятия свободы.

Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные права человека на жизнь, свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей и поставить их в один иерархический ряд.

Данные социальные блага, являющиеся объектами естественных прав, в контексте рассматриваемых вопросов можно обозначить следующим образом.

Жизнь — это биологическое существование человека как живого существа, а также процесс его социальной деятельности.

Свобода — это деятельность, поведение, действия человека, совершаемые им по желанному выбору, исходя из собственных убеждений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим наиболее важным для человека ценностям, в соответствии с установленными нормами права.

Достоинство личности — это ее состояние в социальной среде, которое характеризуется самоуважением личности и нарушение которого порождает негативные моральные переживания, а в определенных нормами права случаях влечет юридическую ответственность.

Личная неприкосновенность — это недопущение без согласия человека действий, связанных с прикосновением к его телу, а также направленных на проникновение в его жилище, просмотр личных вещей, записей, вторжение в другие аспекты личной жизни.

Спорные моменты теории естественного права:

  • преувеличение роли неписаного права приводит к умалению роли позитивного права;
  • отождествление права и морали уменьшает его формально- юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного. Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Положительное:

  1. доктрина признает за человеком его права и свободы в качестве неотъемлемых;
  2. прогрессивно положение о том, что законы могут быть неправовыми. Чтобы стать правовыми, они должны приводиться в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. д.;
  3. естественно-правовая теория являлась революционной, прогрессивной. Под ее «флагом» на смену феодальному пришел новый строй.

После того как в средневековье сформировалось противоречивое понимание естественного права, современной исторической эпохе понадобилось новое видение всех теорий. Поэтому, после того как философы начали подробно изучать основы естественного права и его влияние в современном обществе, появились новые взгляды и домыслы. Таким образом, стало распространяться мнение, что естественное право — это все права человека, которые он фактически приобретает с момента появления на свет. К ним можно отнести право на жизнь, счастье и прочее. При этом подобные права являются неотъемлемыми, и их невозможно оспорить, отменить или ограничить. И именно эти прирожденные права являются обязательными, и их выполнение является первоочередным. По сути, это означает, что человеческие законы должны выполняться только после врожденных, и только в том случае, когда они не нарушают и не ограничивают личностные свободы человека.

Права человека и гражданина сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от различных критериев. Мы остановимся на естественных и позитивных правах человека.

Естественные права

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга.

Во-первых, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Впервые такое разграничение ввела упомянутая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Такое разграничение вытекает из теории правового государства и гражданского общества. Человеку отводится отдельное поле деятельности, независимое от государства, и движущей силой выступают его личные интересы. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы, то, ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 Конституции РФ сформулированы права, принадлежащие только гражданам Российской Федерации. Это преимущественно политические права — право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями. Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства — двойное гражданство (ст. 62). Конституция и государственная символика Российской федерации. М.. изд-во Эксмо 2009 г. С.17.

В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах:

«каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Шестаков Л.Н Указ.соч. С.58.

Во-вторых, в науке права человека традиционно делятся на три группы:

  • 1. личные;
  • 2. политические;
  • 3. экономические, социальные и культурные права. В действующей Конституции Российской Федерации данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна сгруппированность по указанным критериям.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.

Личные права и свободы.

Эти права и свободы, также именуемы гражданскими, составляют основу, базу правового статуса человека. Большинство из них носит абсолютный характер, т.е. являются не только, неотъемлемы, но и не подлежащие ограничению. Перечислим основные личные права и свободы.

Право на жизнь.

Данное право закреплено всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Конституция Российской Федерации закрепляет данное право в ст. 20: «Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

Достоинство личности.

Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст.21). Конституция и государственная символика Российской федерации. М.. изд-во Эксмо 2009 г. С.9.

Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение государства.

Право на свободу и личную неприкосновенность.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые не противоречащие закону поступки. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, охватывающая его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь.

Право на частную жизнь.

В статье 23 и 24 Конституции РФ говорится о том, что, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Конституция и государственная символика Российской федерации. М.. изд-во Эксмо 2009 г. С.9.

Частная жизнь представляет собой совокупность тех сторон личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Частная жизнь отражает стремление каждого человека иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от посторонних глаз.

Неприкосновенность жилища.

В принципе, неприкосновенность жилища является составной частью частной жизни. Никто не праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или на основании судебного решения. Правом на охрану жилища являются лица, являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающих по договору найма.

Национальная принадлежность.

Так как Россия является многонациональной страной, то до недавнего времени национальность являлась основанием дискриминации и в тоже время рассматривалась как гордость каждого человека. Право определять свою национальную принадлежность зафиксировано в ст.26 Конституции РФ: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Конституция и государственная символика Российской федерации. М.. изд-во Эксмо 2009 г. С.10.

Свобода передвижений и места жительства.

Данное право принадлежит каждому, кто законно находится на территории страны. Следовательно, этого права лишены все те лица, которые проникли в страну с нарушением визового режима или законодательства о въезде. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Свобода совести и вероисповедания.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях 1997 г. В тоже время законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых несет вред здоровью граждан.

Свобода мысли и слова.

Мысль — неотъемлемое свойство каждого человека. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Человека можно заставить говорить не то, о чем он думает, но заставить человека думать или не думать по желанию невозможно. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Конституция и государственная символика Российской федерации. М.. изд-во Эксмо 2009 г. С.11.

Конституцией РФ гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается.

Признание свободы слова требует и признания ее ограничения. Конституция гарантирует свободу слова, но и сразу, же закрепляет невозможность пропаганды или агитации, возбуждающие разного рода вражду и ненависть.

Государственная защита прав человека.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Судебная защита.

Закреплению права на судебную защиту посвящены несколько статей Основного Закона Российской Федерации.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 49 Конституции РФ закрепляет презумпцию невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Конституция и государственная символика Российской федерации. М.. изд-во Эксмо 2009 г. С.15.

Право на получение квалифицированной юридической помощи.

В Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Право на возмещение вреда.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Конституция и государственная символика Российской федерации. М.. изд-во Эксмо 2009 г. С.16.

Теория естественных прав стара как мир. Она была известна как минимум в Древней Греции, хотя у меня нет сомнений, что и месопотамские цивилизации, и Китай, и Индия знали о ней еще 4-5 тысяч лет назад. В Библии мы также находим достаточно оснований для юснатуралистских позиций. Вместе с этим, в современном мире наблюдается удручающая картина, когда многие люди едва ли понимают, что собой представляет юснатурализм. Данная статья написана как краткий гайд к теории естественных прав и я рекомендую прочитать дополнительно еще и эту статью.

Суть: Есть некие права, которые даны человеку без государства, до государства и независимо от государства и общества. В этой статье мы не будем рассматривать вопрос происхождения этих прав: от Бога или от природы, главное, что здесь общее — это данность. Человек не приобретает эти права, не вступает в них, не получает в качестве привилегии от кого-либо. Независимо от того, каким будет список естественных прав — сейчас это не имеет значения, — сама суть заключается именно в неких данных правах, которые не отделены от природы человека.

Право как данность и право как возможность различны. Когда вы имеете гражданские права, то вы можете решать, воспользоваться ими или нет в данный момент времени. Например, право голоса — оно сегодня есть у всех взрослых граждан, но далеко не все ходят на выборы, а значит, имея на то право, они им не пользуются. Право на свободное передвижение внутри страны также гарантируется конституциями, но многие люди могут почти всю жизнь прожить в одной деревне, хотя государство вам это право гарантирует. В то же время, в определенных обстоятельствах государство может временно лишать людей этих и других прав, например если идет война или эпидемия, то право на передвижение может быть ограничено. В сущности, государство, будучи гарантом безопасности на определенной территории, имеет, в свою очередь, на то право (законные основания).

Есть права, которые даются определенным людям в силу обычаев. Эти права поддерживаются обществом без особых усилий, в силу традиций и легитимности в глазах всех. Например право занимать престол у представителя определенной династии или право на совершение религиозных обрядов для потомственных священнослужителей (как брахманы в Индии и коэны в Древнем Израиле). Теоретически и здесь остается возможным отказаться от такого права, освященного обычаями, если обладающий таким правом человек соизволит это сделать (хотя едва ли без последствий).

А вот естественное право у каждого человека дано по-умолчанию и без всяких условий. Нельзя заранее выбрать его, как нельзя и дискреционно отнять это право у другого человека. Наиболее ясно это видно в естественном праве на жизнь. Каждый человек начинает свое существование, будучи живым. Эта жизнь не заработана им, не дана ему другими людьми (когда мы говорим, что мать дает жизнь ребенку — это метафора); человек входит в мир бесплатно и безальтернативно. Никто из людей не может отнять жизнь у себе подобных по-произволу (лишь в рамках закона, в случае смертной казни, применяемой в отношении опасного преступника или при нападении — тогда это будет самообороной, т.е. защитой жизни). В сущности, забрать жизнь человека может только Бог — и чаще всего Он и пользуется этим правом (кто не верит в Бога, может ограничиться тем, что законы природы дали — законы природы и взяли обратно).

В естественное право не входит право на жилье или еду, так как есть данное, а есть приобретаемое или выбираемое. Современная концепция прав человека включает в себя как естественные права, так и права позитивного происхождения, которые возникают у человека по тем или иным причинам в силу деятельности государства. Дом и еда представляют собой ресурсы, которые необходимо произвести с помощью труда, либо собственного, либо чужого. Поэтому люди не могут по-умолчанию иметь право на дом и еду, ибо их надо откуда-то взять. В этом случае получилось бы, что люди имели бы право на продукты труда друг друга. Однако человек испытывает голод и холод, ему надо спать и где-то жить, чтобы естественное право на жизнь не прекратилось самым трагичным образом. Что же делать? Всё просто — человек имеет право вести хозяйственную деятельность, которая позволит ему накормить себя, согреть, обеспечить кровом и т.д. Для этой цели ему, в т.ч., нужна собственность (дом, орудия труда) и возможность реализовать данные от природы таланты. При этом каждый человек имеет такие права, а значит, его хозяйственная деятельность не должна ограничивать другого человека, подрывая его право на жизнь. Интересно заметить, что право собственности у средневековых авторов не входит в естественные права (т.к. человек изначально жил в Эдеме, где ресурсы не были ограничены), но поскольку оно необходимо для обеспечения права на жизнь в условиях ограниченных ресурсов, его можно считать естественным — с христианской точки зрения оно стало таковым, когда смерть, голод и холод стали частью человеческого бытия.

Кстати, право на размножение можно считать естественным. Оно тесно связано с правом на жизнь, кроме того, наследники нужны для того, чтобы плоды трудов человека можно было передать своим потомкам и они не были утеряны.

Отсюда следует, что гипотетические разные списки прав не аргумент против естественного права. Можно отчетливо выделить то, что к естественному праву относится может, то, что для сохранения его необходимо, и то, что относится к особенностям современного общества. Хотя исторически, если проследить развитие теории юснатурализма, мы не встретим базовых разночтений. Теоретики всегда связывали естественное право с разумом. Цицерон (I век до Р.Х.) говорил: «Конечно, существует истинный закон: это верный разум; он соответствует природе, присутствует во всех людях; он неизменен и вечен; его предписания взывают к долгу, его запреты удерживают от ошибки…Преступление — заменять его противоположным законом; недопустимо не исполнить хотя бы одно его распоряжение, и никто не может полностью его упразднить”. Фома Аквинат (XIII век) писал: «Естественный закон — участие вечного закона в разумном творении…человеческий закон в той мере является таковым, в какой он соответствует здравому разуму, а значит, проистекает из вечного закона. Если же закон противоречит разуму, то он называется несправедливым законом; однако в этом случае он перестаёт быть законом и становится актом насилия”. Гуго Гроций в XVII веке писал: «Право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым”.

Бесспорно, что теория юснатурализма сталкивалась за свою многотысячелетнюю историю с рядом возражений и теоретических сложностей. В основном они касаются не позиции о данных человеку неотчуждаемых правах, а о проблемах их исполнения в обществе. Можно и нужно дискутировать на тему — какие права естественные и неотчуждаемые. Но главное — отталкиваться от того, что у каждого человека есть что-то такое, что никто другой из людей не вправе произвольно отнять и исполнение обществом чего и есть справедливость. Представим, если такой установки нет — тогда любой политический режим или отдельный человек может делать с другими людьми что угодно, но никаких оснований, кроме силы, запретить им это делать или наказать их у нас не будет.

Люди на протяжении тысячелетий понимали и продолжают понимать, что обман, убийство и присвоение чужого — это то, что достойно осуждения и не имеет отношения к справедливости и разуму.

Последний вопрос этой статьи: существуют ли естественные права без гаранта? Да. Гарант не может предшествовать тому, что он должен гарантировать. Человек изначально жив, это его право обеспечено Богом и природой. Мы можем насыщать себя, можем согреть себя, можем вылечить себя и т.д. — это первичная гарантия нашего самого базового права. До государства с его судами и полицией, до появления монополии на силу, люди не занимались истреблением друг друга, только если не находились по тем или иным причинам во враждебных отношениях (что происходит и при государствах). Едва ли люди начнут убивать друг друга на острове, где нет государства. Общество предшествует государству, кроме того, обычаи и религиозные предписания вкупе с социальным контролем могут действовать на правопорядок в обществе равных и близких культурно людей ничуть не менее действенно, чем самая эффективная государственная правоохранительная система.

***

Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History, моей страницы на Medium и Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий