Этапы развития государства

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Выполнил
Студент 2 курса
Юридического факультета
Группы № 202
Шаповалов Роман Юрьевич
Проверил:
Гончаров Александр Алексеевич
Санкт-Петербург
2001
Содержание
Введение ……………………………………………………………Стр. 3
Основы периодизации развития государства и права………..Стр.3
Характеристика государства и права Древнего времени ……Стр. 6
Характеристика государства и права Средневековья ………Стр. 10
Характеристика государства и права Нового времени …….Стр. 13
Заключение……………………………………………………….Стр. 18
Список литературы ………………………………………………Стр. 19
Введение.
Рассмотрение темы «Основные этапы развития государства и права» позволит
дать характеристику каждому из таких периодов, определить причины, пути
и способы возникновения государства, закономерности смены одного типа
права и государства другим. Все эти вопросы будут раскрыты в данной
работе.
Основы периодизации развития государства и права.
Периодизация – это один из старейших методов познания исторических
процессов, который позволяет определить главные направления в развитии
общества в целом или его отдельных сфер, например государства и права.
Современной наукой не выработана универсальная концепция исторического
процесса, но существуют два основных подхода к периодизации государства
и права. Это – цивилизационная (культурологическая) и формационная
теории.
Основоположниками цивилизационного критерия периодизации были О.
Шпенглер и А. Тойнби. Цивилизация – относительно замкнутое и локальное
состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических,
географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая
цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим
в ее рамках, при этом сама она проходит четыре этапа развития:
зарождение, становление, расцвет и гибель. С точки зрения Шпенглера,
цивилизации не могут сосуществовать, т.к. вступают в антагонистические
противоречия. Они могут соприкасаться на периферии, но столкновение ядер
влечет за собой «взрыв».
Цивилизационный подход к истории обладает рядом несомненных преимуществ,
так он позволяет понять, что общественные процессы (в том числе и
развитие государства и права) проходят асинхронно в различных странах и
регионах. Но в тоже время культурологический критерий не обладает в
достаточной степени определенностью и однозначностью, до настоящего
времени сторонниками данного подхода не выработано общепризнанной
трактовки развития человечества. Сторонники теории локальных
цивилизаций, исходя из несовместимости систем социальных ценностей,
абсолютизируют уникальность развития отдельных народов. В такой
трактовке история разбивается на фрагменты, изолированные в пространстве
и во времени, что исключает возможность всемирной периодизации
исторического развития. Однако значительная часть ученых склоняется к
мнению о стадиальном развитии цивилизаций и выделяет три типа общества:
доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Таким образом, цивилизационная теория рассматривает в основном общество
в целом, а не государство и право в частности. Несмотря на это, данная
концепция в настоящее становится более популярной и получает все
большее признание в отечественной науке.
Другим, единственным признаваемым до последнего времени в нашей стране,
подходом к типологии государства и права является формационный,
предложенный К. Марксом и Ф. Энгельсом. Она базируется на категории
общественно-экономической формации. Формация – это исторический тип
общества, основанный на определенном способе производства. Уровень
развития производительных сил определяет материально-техническую базу
общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной
форме собственности на средства производства, которому соответствуют
определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные
явления. По данной теории общество в своем развитии проходит пять
формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный,
буржуазный, прогнозируемый коммунистический (в двух фазах). «При
изучении истории государства и права последовательно рассматривались
рабовладельческий тип государства и права (в первобытнообщинном строе их
не было), феодальный, буржуазный и социалистический типы (при
коммунизме государства и права не будет)».
За пределами этой концепции остается множество исторических явлений,
составляющих особенности общества и государственной организации, что
влечет за собой ряд недостатков.
Во-первых, это абсолютизация зависимости государства и права от
классовой структуры общества и господствующей формы собственности, что
упускает факт многоукладности, которая сопровождает практически всю
историю общества с момента перехода его к цивилизации.
Во-вторых, — обусловленная детерминизмом, фатальная неизбежность
развития государства и права от одного исторического типа к другому.
Если в отношении истории данное положение вполне приемлемо, то
прогнозирование социалистического государства необоснованно. Для этого
необходимо, чтобы прямое направление развития (базис-надстройка)
сменилось обратным (надстройка-базис), что противоречит самой теории.
В-третьих, — необоснованное превосходство социалистического типа
государства и права над всеми другими. Это унифицирует общественное
развитие, не оставляет возможности для многообразия.
В-четвертых, — неоправданное утверждение о неизбежности отмирания
государства и права в исторически обозримый период. В независимости от
постоянного изменения формы государства его сущность остается
неизменной, и в отсутствии государства функция поддержания социальной
стабильности не будет выполняться.
В настоящее время наиболее распространенные отечественные периодизации
истории государства и права по-прежнему – завуалировано или открыто –
исходят из формационных критериев. Они включают в себя три основных
этапа: государство и право Древнего времени, Средневековья и Нового
времени. Характеристики данных типов будут даны в соответствующих
разделах работы.
Характеристика государства и права Древнего времени.
В условиях первобытного строя экономическое состояние общества
характеризовалось крайней неразвитостью производительных сил, экономика
носила потребляющий характер. В соответствии с этим были простые и
производственные отношения: люди добывали только столько средств,
сколько хватало для непосредственного поддержания жизни, распределение
было уравнительным. Простой социальной организации соответствовала
простая организация управления и социального регулирования. Управление
происходило путем решения наиболее важных дел на «общем собрании»,
«сходе». Выделялась деятельность старейшин, совета старейшин, военного
предводителя, совета военных предводителей, жрецов (колдунов, шаманов и
т.п.), но она не была отделена от основной задачи – добывания пищи.
«Таким образом, управление в первобытном обществе основывалось на
мужской иерархии, причем это касается любых социальных образований». А
социальное регулирование осуществлялось с помощью древних обычаев –
таких правил, которые внедрялись в сознание людей в результате их
многократного повторения в качестве полезных эталонов поведения.
Таким образом, в первобытный период общество не нуждалось в государстве
и праве и не могло создать таких институтов, т.к. не могло их
обеспечить.
Государство и право возникают в силу закономерного, объективного
процесса развития первобытного общества в нескольких направлениях. В
первую очередь это совершенствование экономики, связанное с ростом
производительности труда и появлением избыточного продукта, укрепление
организационных структур общества, специализация управления, изменения в
нормативном регулировании. Происходит процесс разделения труда: из
земледелия выделяется скотоводство, появляется ремесло, позднее
возникает торговля, необходимой становится военная профессия. Бывшие
вожди со своими приближенными заняли особую область профессиональной
деятельности – управление.
В.В. Лазарев выделяет следующие признаки государства, отличающие его от
органов управления первобытного общества:
Наличие отделенной от общества публичной власти. В отличие от
первобытного общества, где власть осуществлялась всеми членами, в
государстве она осуществляется государственным аппаратом, который
отделен от остального общества. «Во-первых, он представляет собой особую
группу людей, которая занимается исключительно управлением и не
участвует в непосредственном общественном производстве. Во-вторых, этот
аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества,
а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и
самого себя».
Взимание налогов и сборов. Такая необходимость возникает в силу того,
что сам аппарат власти ничего не производит, а его содержание
необходимо.
Разделение населения на территории. Такая организация позволяет
упростить сбор налогов и обеспечить оптимальные условия управления.
В этот период происходит разделение путей развития человечества на
«восточный» и «западный». Основной причиной такого деления стала
господствующая форма собственности на средства производства и в основном
на землю.
Азиатский путь возникновения государств характерен для территорий,
экономика которых основана на поливном земледелии. Здесь необходимость
создания ирригационных сооружений обусловила объединение общин под
единым началом и централизацию управления. Происходил процесс узурпации
не самих средств производства, а власти над ними. Эта власть приобрела
деспотический характер, имела идеологическую окраску.
Примером такой государственности может быть Древний Египет. Во главе его
стоял фараон, считавшийся «сыном бога» и поэтому являлся верховным
жрецом. Власть фараона была неограниченной и осуществлялась через
огромный строго централизованный бюрократический аппарат, центральное
управление которым возлагалось на визиря (джати), ему принадлежала
высшая судебная власть. Помимо визиря были должности казначея,
начальника работ, управляющего «домом оружия». Органами государственного
подавления были армия и полиция. «Господствующий класс древнеегипетского
общества составляли рабовладельческая знать и жречество. Положение
знатного человека определялось тремя условиями древностью рода,
величиной землевладения, занимаемой должностью».
В отличие от универсального восточного пути, западный путь был скорее
исключением из общего правила. Здесь на стадии протогосударства
происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а
также иные средства производства. Ведущим государствообразующим фактором
на территории Европы стало классовое разделение общества. С развитием
частной собственности растет влияние экономически сильной группы,
которая стремится ослабить народную власть и передать власть своим
представителям. «Неразвитость экономических связей восполнялась
установлением связей политических, выступавших как закрепленные
юридически господство и подчинение, и поэтому классы античности с самого
начала формировались посредствам права в качестве сословий». Ф. Энгельс
считал Древние Афины классическим примером такого рода возникновения
государства. Верховным органом города-государства было народное
собрание, выполнявшее законодательную функцию. Но его деятельность
существенно ограничивалось системой сдержек: автор законопроекта нес
уголовную ответственность, если его предложение противоречило
действующему закону; законопроекты подлежали предварительному
рассмотрению в Совете пятисот; окончательное решение принадлежало гелиэе
– суду присяжных, – игравшей в таких случаях роль второй палаты. Совет
пятисот являлся органом непосредственного управления, исполнительную
власть с ним делили коллегии стратегов и архонтов. Таким образом, в
управлении государством должен был быть задействован каждый гражданин.
Проанализировав предпосылки и пути образования государства и права,
можно сделать вывод, что данные институты возникают тогда, когда
появляется необходимость поддержания стабильности в
социально-неоднородном обществе. «Возникающее государство не может не
быть властью, поскольку после распада родового строя потребность в
решении общих дел не имела иных механизмов самообеспечения. Государство
не могло не стать силой, стоящей над населением».
Характеристика государства и права средневековья.
Период европейского средневековья является следующей после эпохи
античности ступенью развития Запада. Средневековая цивилизация
зародилась как результат синтеза римского и варварских начал.
Соотношение этих этнокультурных элементов в разных областях культуры
было своеобразным, поэтому процесс становления данного типа общества, а,
следовательно, государства и права, имел региональные особенности и
протекал асинхронно. Социально-экономический и политический строй,
утвердившийся в Средние века в Европе, в исторической науке принято
называть феодализмом. Феодальные государства проходили ряд стадий
развития. Они возникали как централизованные монархии, затем происходило
раздробление единых государств, связанное с тем, что монарх раздавал
землю феодальной знати за ее службу. Возникающие части (герцогства,
графства, княжества и пр.), формально входя в состав прежнего
государства, фактически, а часто и юридически приобретали полную
независимость. Затем вновь происходило объединение земель, возникали
сословно-представительские и абсолютные монархии.
На основе феодальных отношений складывается сословный строй
средневековья. Для сословной организации западноевропейского
Средневековья характерна четкая иерархия, выраженная в неравенстве
правового положения сословий. Первоначально особенности правового
статуса сословий, как правило, фиксировались юридическим обычаем, а
впоследствии все больше норм о сословных преимуществах закреплялось в
законе. Классическим образцом подобной социальной организации является
французское феодальное общество, которое с XIV-XV вв. четко разделялось
на два привилегированных сословия (дворянство и духовенство) и два
податных – не привилегированное третье сословие (горожане) и
феодально-зависимое крестьянство, которое официально было не принято
обозначать термином «сословие».
Дворянство и духовенство представляют два высших сословия феодального
общества. Основой их экономического и политического влияния являлась
монопольная собственность на главное средство производства аграрного
общества – землю. Характерной чертой феодализма является отчуждение
права собственности на землю от основного производителя – крестьянина и
соединение ее с политической властью. Отчуждение проявлялось в том, что
обрабатываемый крестьянином земельный участок находился в собственности
феодала, и за пользование его землей зависимый крестьянин был обязан
работать на господском поле (барщина) или платить оброк. В свою очередь
соединение феодальной собственности с политической властью
обнаруживалось в том, что высшей государственной властью обладали
только представители класса крупных земельных собственников – светских и
духовных феодалов. Крестьяне никакого участия в управлении государством
не принимали. «Государство было орудием диктатуры господствующего класса
и защищало его интересы».
Монархия является оптимальной формой правления средневекового
государства, которая наиболее адекватна его социально-экономическим
условиям, уровню культуры всех слоев населения, жесткой иерархии
сословной структуры. Известные разновидности этой формы правления
последовательно сменяли друг друга в течение Средневековья. В период
раннего Средневековья роль королевской власти была весьма значительной,
но становление феодального строя привело к сеньориальной или
сюзерениальной монархии. Рост собственных королевских владений и
усиление королевской власти вызвали появление сословно-представительской
монархии – формы правления, при которой власть монарха сочеталась с
органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Но
значение таких органов практически было сведено к нулю в период
абсолютной монархии – формально неограниченной феодальной монархии, при
которой верховная власть в полном объеме принадлежит монарху.
Право Средневековья сохранило черту древних правовых систем – раскол на
две основные государственно-правовые модели: западную и восточную. Если
восточная сохраняла консерватизм, сдерживалась в своем развитии нормами
религии и этики, то западная пережила рождение новой цивилизации, что
дало сильный толчок развитию юриспруденции и права в целом. В данный
период происходит оформление континентальной (романо-германской),
основанной на рецепции римского права кодификации законодательства, и
островной (англосаксонской), основанной на судебном прецеденте, систем
права.
Таким образом, развитие государства и права в период Средневековья шло
по направлению к более адекватному выражению их сущности: расширился
круг лиц (сословно-предствавительные органы), влияющих на решения
государственных дел, и в большей степени стала воплощаться
согласованная воля.
Характеристика государства и права Нового времени.
Средние века сменились эпохой формирования и развития современного
государства и права. В нее входят период Нового времени (буржуазное
государство и право домонополистической и раннемонополистической эпохи –
от начала Великой Английской буржуазной революции в 1640г. до окончания
Первой мировой войны в 1918г.) и период Новейшего времени (буржуазное
государственно-монополистическое и социалистической право – с 1918г. до
наших дней). Их общей чертой можно считать преодоление политической
несвободы, стремление к юридической раскрепощенности людей, становление
демократических тенденций и структур.
На первой стадии Нового времени (период свободной конкуренции) класс
буржуазии состоит из множества собственников, обладающих более или менее
равным объемом собственности, что определяет необходимость механизма
выявления их общеклассовых интересов и воли. Этим механизмом становиться
буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии,
парламентаризме и законности. «Демократия в данный период носит ярко
выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения
рабочих, в том числе профсоюзы, вводится специальное средство,
ограничивающее участие трудящихся в управлении государством,
отстраняющее их от власти, в виде избирательных цензов – имущественного,
образовательного, ценза оседлости и др.». Таким образом, всеобщее
равенство было лишь декларативным, законодательство утверждало
политическое неравенство.
Конец XIX – начало XX вв. являлись этапом монополистического
капитализма, он характеризуется тем, что наряду с большим числом
разрозненных мелких предпринимателей происходит монополизация некоторых
видов производства и распределения, возникают мощные объединения –
тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Индустриализация общества влечет за
собой усиление власти крупной буржуазии. Функции государства
осуществляются главным образом в интересах этой части господствующего
класса. «И вместе с тем, было бы безосновательным упущением утверждать,
что буржуазное государство XIX в. подменяло общие интересы интересами
господствующего класса буржуазии, выдавая эти интересы за интересы всего
общества». Развитие демократических форм заставило большее внимание
уделять общесоциальным задачам, иначе не удавалось привлечь голоса
избирателей, интересы буржуазии служили интересам всего общества.
На современном этапе развития общество пережило ряд значительных
изменений, которые были вызваны различными обстоятельствами: мощный рост
революционного рабочего движения в 20 гг. прошлого столетия, начало
научно-технической революции, приведшей к необходимости повышения
квалификации большинства работников. И то и другое приводило к повышению
оплаты труда и уровня жизни большинства населения. По существу начал
исчезать класс пролетариата, большинство рабочих образуют с другими
слоями «средний» класс. И хотя государственная власть находится в руках
буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части
общества, поскольку всеобщее государство и право дает возможность отдать
предпочтение той или иной политической партии, тому или иному
политическому деятелю. Все большее значение приобретают право и
законность: идет определенное продвижение к реальному формированию
социального и правового государства.
В современном мире каждое государство или даже какая-либо его часть
имеет свое право. Свое право имеют и негосударственные общности:
каноническое право, мусульманское, иудейское и пр. Существует также и
международное право, призванное регулировать во всемирном или
межрегиональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.
Нормы права могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выражения,
систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов. На
основании этих параметров Р. Давид выделил ряд правовых систем
современности, которые он назвал «правовыми семьями». К ним относятся:
романо-германская правовая система, семья общего права и семья
социалистического права.
Романо-германская правовая система включает в себя страны, в которых
юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый
план выдвинуты кодифицированные нормы права, которые рассматриваются как
нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.
Семья общего права (common-law) включает в себя право Англии и стран,
последовавших ее образцу. Норма общего права менее абстрактна, чем норма
континентальная, она создана судьями и направлена на разрешение
конкретной проблемы, а не на формулировку общего правила поведения на
будущее. Эта семья почти не знает кодексов, но придает огромное значение
судебной практике, ставя ее на один уровень с законом.
Социалистическое право основывалось на романо-германской системе, но
отошло от нее и образовало собственную семью. Это произошло в силу того,
что здесь законодатель имеет перед собой иные задачи – он использует
право как орудие и средство революционного преобразования общества,
создания нового порядка.
Наравне с названными системами права Р. Давид выделяет семьи
религиозного права. Самая крупная из них – мусульманское право, меньшее
распространение имеет индусское право. По мнению автора, техническое
превосходство запада не означает превосходства западной цивилизации в
целом. Страны с религиозной системой права признают большую его
ценность, но само право понимают иначе.
В целом все современные страны стремятся к созданию правового и
социального государства (в данном случае речь идет только о тех
государствах, в которых не осталось феодальных пережитков и не
существует тоталитарный режим). Характеристика правового государства
традиционно включает в себя принцип разделения властей, господство
правового закона, приоритет прав и свобод человека перед всеми иными
социальными ценностями, равенство всех перед законом и включение норм
международного в систему национального права и их приоритет. Понятие
«социальное» государство характеризуется в основном не формой, как
«правовое», а содержанием его деятельности. Социальное государство
должно обеспечить своих граждан/подданных всеми условиями нормальной
жизнедеятельности.
История Нового времени связана с развитием конституционализма. Вопросы
прав человека и разделения властей, так или иначе, решались во всех
основных законах. Конституция США – старейшая из ныне действующих –
была принята в 1787 г. Она закрепила фундаментальные начала систему
правового государства: механизм разделения властей (первоначальный текст
конституции) и права граждан (Билль о правах 1789 г.). Возможно, именно
ее лаконичность и обращенность к самым главным проблемам
государственно-правового устройства объясняют долговечность этого
документа. А стабильность конституции является одним из признаков
стабильности в обществе.
Таким образом, в период Нового и Новейшего времени право и государство
в наибольшей степени стали выражать собственную сущность. Право
всеобщего равного голосования позволил обеспечить существенное
расширение круга лиц, непосредственно влияющих на осуществление
государственной власти. Государство же стало подконтрольно праву,
которое все в большей степени начинало воплощать согласованные интересы
значительной части населения.
Заключение.
Анализ причин появления, развития и функционирования государства и
права, характеристика государства и права каждого периода их
существования позволяют сделать выводы, что:
Государство и право возникают на определенном этапе развития общества в
силу объективной необходимости – поддержания стабильности в социально
неоднородном обществе;
По мере смены исторических типов государства оно шло к все более
адекватному выражению своей сущности – расширялось число людей,
участвующих в осуществлении государственной власти;
По мере развития право так же, как и государство, все в большей степени
начинало воплощать согласованные интересы значительной части населения.
Список литературы.
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.,

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и
новые подходы. М., 1999.
Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы правовой теории. М.,

Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.
Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. Л., 1973.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1997.
Теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1997.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1973.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в
теорию. М., 1993.
Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 38.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки
и новые подходы. М., 1999. С. 27.
Теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1997. С. 50.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1973. С.

Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. Л., 1973. С.95.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1997. С. 19.
Теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1997. С. 295.
Теория государства и права. Под ред. Лазарева В.В. М., 1997. С. 297.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в
теорию. М., 1993. С. 37.
ШАПОВАЛОВ РОМАН

История государства — сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (греко-римской, древневосточных, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и другими факторами. Тем не менее возможна обобщенная генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящий из нескольких основных этапов.

I этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе)республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т. е. на свободных граждан — членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства — скульпторы, художники, поэты) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчиненные низы (в Риме деление на патрициев и плебеев) и рабов, а также различные категории полусвободных. Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав.

Две функции государства четко различаются — устройство общих дел в сообществе свободных и господство- подавление по отношению к порабощенным.

Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития государства.

II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и поданные (народ) — собственность монарха («государевы люди”). Разрушенные, но еще сохраняющиеся по типу отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньореального вида, связывающую сеньора и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления.

На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения. Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха. Начиная с XIII в. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства Нового времени. Ведущим процессом развития государства стала концентрация власти на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс опирался на овладение государством властью принадлежащей ему территории (устранение полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединение земель) вместе с централизацией и концентрацией власти и её прогрессирующей деперсонализацией, т. е. замену отношений личной вассальной преданности монарху и, в целом, отношений вассалитета организованным государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные отношения и функции, т. е. политическая организация власти. Более ранняя инициатива церкви — организовать политическое единство Запада и отдельных стран на религиозной основе после длительной борьбы светской и церковной власти была преодолена государственным строительством на экономической и социально-политической основе. Отсюда и возникает государственно- территориальная пространственная организация общества с институциональной, а не личной дисциплиной.

III этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства, стабилизировались архаические общественные структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими структурами власти и на значительных пространствах и у многих народов еще не существовало никаких развитых форм государственности, в Европе завершался процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII в. стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса — формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн — одно из основных — образование равной государству, уравновешивающей его власть, стороны политических отношений — общества суверенного народа, которое высвобождается из-под гнета государства и способно стать равным ему партнером, участником политического прогресса и вступать в договорные (конституционные) отношений с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование общества и государства. Активизируется идея гражданского развития общества и преобразования власти государства: абсолютизма как одной из его форм правом, разумом, превращая его в правовое государство. Полного развития гражданские отношения достигли много позже. Но становление государства Нового времени гражданская, культурная, экономическая консолидация и унификация общества оставались господствующей, но не единственной тенденцией, как и создание унитарного (единообразного)государства. Не менее древней традицией было создание многонациональных империй из главенствующего, центрального государства — метрополии и нескольких или многих присоединенных, присоединившихся или завоеванных стран или народов, не успевших построить собственную государственность либо утративших её. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществовать достаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи). Причины их распада многообразны (внешние завоевания, внутреннее социальное разложение), но в этих процессах неизменно обнаруживается тенденция к образованию национального государства, т. е. к выделению из имперского целого (союза, конгломерата, колониальной структуры). Самостоятельное государство наиболее пригодно для развития этнической общности, консолидирующейся в нацию. Эта закономерность особенно отчетливо сказалась в XX в. — Эпохе общемировой интенсификации общественного, экономического и национального развития, разрушившего последние империи.

Если имперское государство — отвергнутая историей альтернатива унитарному государству, то федеративное или конфедеративное устройство государства оказалось жизнеспособным и отвечающим требованиям общественного, политического, экономического и культурного развития.

Федеративное государство — наилучший выход их конфликта между унитарностью, господством центра и подчинением окраины, неравномерностью процессов развития и стремлением к национально-государственному обособлению частей уже сложившегося государства. Федерация в этом смысле — это реализация свободы и взаимодействия одновременно. Она становится прообразом следующей стадии общественного и политического развития — интеграции государства — экономической, политической, культурной, союза социально однородных и равноправных государств, объединения нового, неимперского типа, такого, как европейская интеграция.

IV (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов, борьбой за и против таких объединений и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграций. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой материальной основе; формирование динамических, способных на быстрые и адекватные ответные реакции на изменение условий и окружения механизмов стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в обществе; стабильность государства благодаря равновесию власти и общества, возможность политического единства государства.

Признаки и функции

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций. К ним относятся: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе;

наличие характерной политической организации — политической системы,структур центральной и периферийной власти и отношений между ними;

обязательное расширение государственной территории в связи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом:

поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия неэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право определять и взымать налоги и сборы, выпускать займы и т. д.

«Государство – основной институт политической системы общества,
организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и
отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство
представляет собой центральный институт власти в обществе и
концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в
теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три
явления – государство, власть и политика вполне естественно
отождествляются.

Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени
или союза племён, шамана, жреца вместе с образованием общества, то есть
упорядоченной совокупности людей, объединённых неприродными связями и
отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным
разделением труда, появлением частной собственности, социальной
дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно,
возникновением политики, организующей и регулирующей общественные
отношения и её новой институциональной формы – власти с органами
управления и контроля.

Таким образом, государство – результат и фактор общественного развития,
одновременного формирования политической и социальной организации
общества.

История государства – сложный и многообразный процесс, опосредованный
многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи,
спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской,
средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических
формаций и другими факторами. Тем не менее возможна обобщённая
генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из
нескольких основных этапов.

1-й этап. На ранней стадии становления государства сохраняются
остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе)
республиканские и монархические режимы и формы правления. В неполно
сформированном обществе резко дифференциипуются не классовые структуры,
а существуют членения на свободных и несвободных, т.е. на свободных
граждан – членов общества, которые делятся в свою очередь на классы
(родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины,
представители мира искусства – скульпторы, художники, поэты т.п.) с
очевидным делением на правящую верхушку общества и подчинённые низы (в
Риме – патриции и плебеи) и рабов, а также различные категории
полусвободных. Это ещё не сложившееся общество, поскольку экономическая
деятельность была уделом несвободных, не входивших в общество, не
имевших ни гражданских ни политических прав. Две функции государства
чётко различаются – устройство «общих дел” в сообществе свободных и
господство – подавление по отношению к порабощённым в буквальном смысле
слова. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется
в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап
развития.

2-й этап. Средние века и начало нового времени (XVI в.).
Сохраняется сильная деспотия, монархическая власть с преобладающими
отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) –
собственность монарха. Разрушенные (в Европе), но ещё сохраняющиеся по
типу отношений кровнородственные связи порождают власть сеньориального
вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная
деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует
абсолютистская, монархическая форма правления. На Востоке и на Западе
сохраняются формы неэкономического принуждения (теория Н. Макиавелли).
Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха (Т. Гоббс).

3-й этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и
имперские формы государства, в Европе завершается
процесс образования наций,

формирования общенационального рынка, языковой и культурной
консолидации большинства стран. XVII век стал периодом подготовки
гражданского общества со сформированными социальными классовыми
структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изжившимися
остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических
изменений этого процесса – формирование личности нового типа, выход из
хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т.д. – одно из
основных – образование общества суверенного народа, которое
высвобождается из под гнёта государства и способно стать равным ему
партнёром, участником политического процесса и вступать в договорные
(конституционные) отношения с центральной властью. Начавшаяся за много
столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и
равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и
общества и государства. Активизируется идея гражданского развития
общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, в XVIII в. – Ж.Ж. Руссо, И. Кант и другие)
и преобразования власти государства: абсолютизма, как одной из его форм,
правом, разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И. Кант и
другие) и ограничения правом самого государства, превращая его в
правовое государство. Однако полного развития гражданские отношения и
правовая государственность достигли много позже.

4-й этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и
конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение
Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой «за» и «против» таких
объединений (Югославия, бывший СССР) и появлением условий для новой,
современной государственности и первых интеграций. Эти условия включают:
углубление демократического процесса, создание основ гражданского
общества и правового государства, нового, динамического типа социального
и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся
материальной основе; формирование динамичных, способных на быстрые и
адекватные ответные реакции на изменение условий окружения механизмов
стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в
обществе (динамический тип политической стабилизации); стабильность
государства благодаря равновесию власти и общества, возможность
политического единства государства.”

Общество и общественные отношения.

Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность людей и отношений между ними.

Общественные отношения –отношения между социальными группами и внутри них.

Общество – открытая, динамически развивающаяся система.

Сферы общественной жизни:

Экономическая – отношения в сфере производственной деятельности.

Политическая – отношения по поводу осуществления власти.

Социальная – деятельность направленная на создание благоприятных условий жизни населения, взаимодействие между слоями общества.

Духовная – отношения в сфере создания духовных ценностей.

Этапы развития общества

Традиционное общество основное занятие – земледелие, отношения регулируются на основе традиций и обычаев, передаваемых из поколения в поколение. Характерен коллективный образ жизни, сословная структура общества, единоличное осуществление власти. Консервативные черты т.е. отказ от нового, передового. Тесная связь с природой.

Индустриальное обществоосновано на массовом производстве товаров и услуг. В политической жизни – ограничение власти монарха представительными органами. Появилась социальная мобильность. Классовая структура общества. Приоритет прав и свобод личности.

Постиндустриальное общество (информационное)основной ценностью является информация и все виды деятельности с ней связанные: накопление, обработка, передача. Бурное развитие науки, проникновение её достижений в различные области общественной жизни. Доминирование сферы услуг. Изменение социальной структуры общества.

Общественный прогресс– совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитее от простого к сложному. Прогресс — это направленное развитие для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Особенности прогресса: противоречивость, неравномерность, относительность.

Критерии прогресса: совершенствование нравственности людей, развитие человеческого разума, развитие производительных сил, прогресс науки и техники, возрастание степени свободы человека.

Пути общественных преобразований:

Реформа – изменения в отдельной сфере общественной жизни.

Революция – коренные, качественные изменения, затрагивающие все сферы общества.

Модернизация – переход от одного этапа развития общества к другому, более совершенному.

Глобализация — процесс интеграции государств и народов в различных областях деятельности: экономической, политической и т.д.

Основные направления глобализации: создание транснациональных корпораций, международное разделение труда, создание международных организаций.

Глобальные проблемы современного мира –комплекс взаимосвязанных противоречий развития современного мира, требующий для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.

Особенности:планетарный характер, представляет угрозу человечеству, для их решения необходимы усилия всего мирового сообщества.

Примеры глобальных проблем:экологическая, демографическая, терроризм, угроза третьей мировой войны, диспропорция экономического развития (проблема «север — юг”), ограниченность ресурсов.

Добавить комментарий