Этапы развития российской конституции

В Российском государстве основы конституционного строя и первые законодательные акты конституционного характера возникли в начале XX в. Только революция 1905 г. привела к необходимости превращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.

Первым законодательным актом конституционного значения стал Манифест от 17 октября 1905 г., который провозгласил введение гражданских свобод и создание законодательного органа в виде Государственной Думы, ограничившей самодержавную власть монарха. В апреле 1906 г. были приняты Основные государственные законы, определившие двухпалатную парламентскую систему и установившие, что вместе с Думой и Государственным Советом законодательную власть осуществляет император, без утверждения которым ни один закон не приобретал юридической силы. В октябре 1905 г. актом «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений» была осуществлена реорганизация Совета Министров, превращенного в постоянно действующий орган. С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного Совета. Указом от 11 декабря 1905 г. «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу» значительно расширен круг избирателей.

О конституционном характере Основных государственных законов свидетельствует то, что они могли изменяться только по инициативе императора. По мнению некоторых ученых-конституционалистов, в совокупности перечисленные законодательные акты являются первой конституцией Российского государства.

До 1917 г. был принят ряд актов, развивающих положения Основных государственных законов: Закон «О военно-полевых судах»; Указ «Об уравнении крестьян в правах с другими сословиями»; Указ «О праве крестьян закреплять за собой их наделы»; новое Положение о выборах; Закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений», а позже Указ от 25 февраля 1917 г. «О роспуске Государственной Думы» и др.

Ряд актов конституционного значения был принят в период между Февральской и Октябрьской революциями. Они издавались Временным правительством, способствовали демократизации общественной жизни, однако в большинстве своем нс были реализованы.

Победа Октябрьской революции в России привела к смене общественноэкономической формации, приходу к государственной власти новой политической силы. Это обусловило необходимость принятия конституции социалистического типа. Первая советская Конституция была принята 10 июля 1918 г. Пятым Всероссийским съездом Советов. Эта Конституция закрепляла:

  • — диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;
  • — установление социалистической собственности на средства и орудия производства и ликвидацию эксплуатации человека человеком;
  • — установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение;
  • — создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности;
  • — равноправие трудящихся.

Конституция РСФСР 1918 г. носила четко выраженный классовый характер, юридически закрепляла диктатуру пролетариата. Она явилась образцом для конституций других советских республик: Белорусской (1919), Украинской (1919), Азербайджанской (1921), Армянской (1922), Грузинской (1922).

После образования СССР в 1922 г. на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая Конституция СССР 1924 г., а на ее основе — Конституция РСФСР 1925 г. Дальнейшее развитие российской Конституции шло на основе общесоюзной Конституции и в строгом соответствии с ней.

В середине 1930-х гг. в СССР было провозглашено построение основ социализма. Социалистические общественные отношения стали господствующими в экономике, политике, социально-культурной области. Эти изменения потребовали конституционного закрепления.

В декабре 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую общесоюзную Конституцию СССР, на основе которой в 1937 г. была принята новая Конституция РСФСР. Эта Конституция отразила факт победы социализма в стране; закрепила господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство; установила конституционный принцип равенства граждан; отменила все ограничения избирательных прав; ввела новую систему представительных органов государственной власти; формально расширила конституционно закрепленный круг прав и свобод граждан.

В 1977 г. в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Конституция СССР, в 1978 г. — Конституция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 г. со значительными изменениями и дополнениями, принятыми в 1991 — 1993 гг.

В декабре 1993 г. путем всенародного голосования была принята Конституция РФ, которая явилась началом нового этапа конституционного развития страны.

Необходимость принятия этой Конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни российского общества: переходом от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от всевластия Советов к разделению властей, к построению демократического правового государства. Многочисленные изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 г. не могли адекватно отразить все изменения в характере общественных отношений.

В 1993 г. после острого политического кризиса между законодательной и исполнительной властью Президент РФ издал Указ от 20 марта 1993 г. № 379 «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти», которым назначил на 25 апреля референдума о доверии Президенту и одновременно но проекту новой Конституции и проекту закона о выборах в федеральный парламент. По итогам референдума 60% голосующих выразили доверие Президенту и высказались за досрочное переизбрание депутатов. Указом Президента от 12 мая 1993 г. № 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» было созвано Конституционное совещание для завершения подготовки проекта новой Конституции России. Для работы в этом органе были приглашены представители органов государственной власти (как федеральных, так и субъектов), органов местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, религиозных организаций, товаропроизводителей, предпринимателей. В состав Конституционного совещания были также приглашены члены Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, представители от депутатских фракций, Президента РФ, Правительства РФ, высших судебных органов и Генеральной прокуратуры РФ. Это Совещание работало более месяца и изучило около 50 тысяч замечаний и предложений к проекту Конституции, было внесено свыше 500 поправок и разработано около 40 принципиально новых норм. 12 июля 1993 г. Конституционное совещание одобрило проект Конституции РФ.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой Конституции РФ. В нем приняло участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8% от общего числа). За принятие Конституции проголосовало свыше 54%.

Как отмечалось ранее, конституция любого государства с точки зрения ее сущности и предназначения является отражением объективных процессов общественного развития, сложившегося в обществе соотношения политических сил. Любые крупные изменения этого соотношения неизбежно влекут изменения в содержании основного закона.

В Конституции РФ по-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в гл. 1 «Основы конституционного строя». Нормы эти практически полностью деидео- логизированы в отличие от ранее действовавших конституций социалистического типа.

Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод — к обязанностям государства.

В Конституции последовательно проведен классический принцип государственности — разделение законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10).

Важной новеллой является положение об особой защите системы государственной власти. Как подчеркивается в ст. 3 Конституции, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

В отличие от Конституции РСФСР 1978 г., в Конституции нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы закреплены в институте частной собственности, в том числе на землю. В частности, признаются и равно защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8,9,35, 36 Конституции).

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе Конституция РФ устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, равенства общественных объединений перед законом.

Впервые в конституционном законодательстве Конституция РФ устанавливает светский характер нашего государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Российская Федерация провозглашена правовым государством. В связи с этим к основам конституционного строя отнесены положения: о высшей юридической силе Конституции и се прямом действии на всей территории государства; о соответствии Конституции законов и иных правовых актов; об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. В Конституции 1993 г. впервые законодательно устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

Впервые в Конституции РФ закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Все положения, включенные в гл. 1 Конституции, составляют основы конституционного строя РФ и находятся под повышенной правовой охраной даже по сравнению с другими нормами Конституции. В частности, установлено, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Кроме того, предусмотрен особый порядок изменения этих положений, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если такие предложения будут поддержаны тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое и будет решать данный вопрос (ст. 135).

Конституция 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Оценивая характер этих изменений в целом, следует отметить, что в нормах гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в обобщенном виде использованы все действующие международные правовые акты в этой области. Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Установлены новые для нашего конституционного законодательства права и свободы: право на жизнь; запрет пыток, насилия, жестокого или унижающего достоинство обращения или наказания; защита частной жизни; право определения и указания национальной принадлежности; право свободного передвижения и выбора места пребывания и жительства; право на частную собственность и предпринимательскую деятельность; запрет принудительного труда; право на альтернативную службу и др.

Несмотря на то, что конституционный круг прав и свобод весьма широк, их перечисление в Конституции не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод.

Впервые закреплен в Конституции принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В ней содержится ряд положений, направленных на укрепление и сохранение России как единого федеративного государства. Большинство этих положений включено в содержание основ конституционного строя, которые, как отмечалось выше, находятся под повышенной правовой защитой. В этом отношении принципиальный характер носят положения ст. 4 и 5 Конституции, в которых закреплено, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию; Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории; федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Для сохранения целостности, да и самого существования России принципиальный характер имеет ликвидация в Конституции 1993 г. понятия «суверенитет республик», входящих в Российскую Федерацию, а также права республик на выход из состава Федерации. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты РФ равноправны. В отличие от ранее действовавших, Конституция 1993 г. более четко разграничивает предмет ведения Российской Федерации и ее субъектов.

После внесения этих положений Конституционный Суд РФ принял ряд решений, направленных на проверку конституционности норм ряда конституций субъектов РФ. Эти решения были направлены на сохранение территориальной целостности России, на борьбу с «парадом суверенитетов», так как в этих конституциях был провозглашен суверенитет республик. Конституционный Суд РФ установил, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ. Суверенитет РФ, в силу Конституции, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ.

Конституция 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти.

Закрепив принцип разделения властей, Конституция РФ выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и ставит на особое самостоятельное место в системе высших органов. По существу, Президент РФ как глава государства, гарант конституционного строя, стоит над ветвями власти. Это проявляется также в возложении на него определения основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти РФ и ее субъектов и др.

Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 г. внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего представительного органа. Парламентом РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В отличие от ранее действовавших конституций, предусматривавших равенство палат Верховного Совета, Конституция РФ 1993 г. устанавливает различный порядок формирования, численность, статус, сферу полномочий, порядок работы каждой из палат Федерального Собрания. По существу, в Конституции проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству двухпалатных парламентов.

Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Конституция РФ 1993 г. вводит ранее неизвестный вид законодательного акта — Федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.

К числу важных изменений в конституционном закреплении системы государственных органов относится прекращение деятельности местных органов государственной власти в лице Советов народных депутатов и введение системы органов местного самоуправления.

Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. К числу 1 конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования” Сперанского. Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”.

(Далее можно просто почитать, вдруг спросят).

Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде” Пестеля и конституционном проекте Муравьёва. Согласно конституционному проекту Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная — наследственному монарху; судебная — Верховному судилищу.

Россия становилась федерацией, закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 2-й, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

1 шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил ГД — 1 русский парламент с совещательными функциями. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. ГД наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган — Совет Министров. Конституционное значение имели Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета”, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось формированием основ новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: «О мире”, «О земле”, «О полноте власти Советов”, «Об учреждении Совета Народных Комиссаров”, Декларация прав народов России 1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г., и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов. Начиная от 1 декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918 до КРФ 1993 года.

(Дальше снова важное!) Все Конституции России:

1) Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов в 1918 г, 10 июля. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму Носила открыто классовый, идеализированный характер. В ней были законодательно закреплены: диктатура пролетариата, государственная власть Советов, руководящая роль рабочего класса, система и порядок деятельности государственных органов в центре и на местах, в соответствии с принципами демократического централизма. Была закреплена экономическая основа государства – земля, недра, леса, ликвидация частной собственности, закрепление принципов избирательного права. Устанавливались основные демократические права и свободы, а также обязанности советских граждан. Это Конституция революционного типа, принятого в результате насильственного изменения общественного и государственного строя РФ.

2) 1924 – СССР. Это первая Конституция единого советского государства. В его основу положены «Декларация об учреждении союза ССР», «Договор об образовании союза ССР». Конституция законодательно закрепила образование СССР, формой государственного устройства являлась федерация республик с правом свободного выхода и самостоятельного принятия решении. Устанавливалась структура и объем полномочии высших органов власти и управления (Всесоюзный съезд Советов – верховный законодательный орган, в период между съездами – ЦИК СССР), исполнительная власть – Совет народных комиссаров (СНК). Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик, столица – Москва. Избирательно право схоже с Конституцией 1918 года.

3) Конституция РСФСР 1925 г. Регламентация компетенции Всероссийского съезда советов, и Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). Система органов РСФСР состояла из съезда ВЦИК, Президиума ВЦИК, СНК, народных комиссариатов. Новшеством Конституции РСФСР стала гл. 4 в автономных советских социалистических республиках и областях.

4) 1936 – СССР. Принята 05 декабря1936 г. В Конституции были отражены перемены в государственном устройстве СССР, появление новых союзов и автономных республик и областей. Политическую основу страны составляли Советы депутатов трудящихся, изменилась структура государственной власти, высшим законодательным органом становился Верховный Совет СССР (Совет союза и Совет национальностей). Социальная основа – союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата, социалистическая система хозяйств и социалистическая собственность (государственная и колхозно-кооперативная) объявлялись экономической основой государства. Отмена ограничения избирательного права для сельского населения, упразднение системы многоступенчатых выборов и открытое голосование. Конституция законодательно зафиксировала всеобщие прямые и тайные выборы. Провозглашение прав и свобод граждан.

5) Конституция РСФСР 1937 года. Более развернуты главы о компетенции высших органов государственной власти и управления, появились главы об органах государственного управления автономных республик и областей, глав местных регионов государственной власти.

6) 1977 – СССР. Принята в октябре 1977 г. Основа – концепция развитого социализма. Впервые было введено понятие народ. Провозглашалось полновластие народа. Закреплялась политическая основа государства – Советы народных депутатов. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет: Совет союза и совет национальностей. Ядро политической системы – коммунистическая партия советского союза. Отдельные вопросы посвящены социальному развитию и внешней политике.

7) 1978 – РСФСР. По структуре и содержанию соответствовала Конституции СССР 1977 года. Поправки 1989 и 1992 года: провозглашён отказ от социалистической модели общественного развития, отказ от монопольного положения КПСС в политической системе, концепция разделения властей.

8) 12 декабря 1993 г. – принята Конституция РФ. Отличается сложной процедурой внесения изменений.

Основные черты и функции Конституции РФ:

1) легитимность (признанная народом);

2) стабильность (незыблемость);

3) реальность;

4) верховенство закона.

Признаки Конституции РФ:

1) политический документ;

2) идеологический документ;

3) прямое действие;

4) незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Функции Конституции РФ:

1) юридическая функция;

2) политическая функция;

3) учредительная функция;

4) охранительная функция;

5) идеологическая функция.

Свойства Конституции РФ:

1) Конституция – НПА;

2) Базируется на государственной воли общества;

3) Является базой текущего законодательства, и служит источником его норм;

4) Действие Конституции РФ на всей территории РФ.

5) Особая правовая охрана Конституции РФ (комплекс мер по устранению препятствии в реализации Конституции и предотвращению конституционных нарушении, а защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушении Конституционных норм).

6) Особый порядок принятия и внесения изменений. (Могут спросить – глава 1, 2 и 9 КРФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием). Ст. 134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. В прежней Конституции такой вопрос не рассматривался.

Стадии принятия новой Конституции:

а) поддержка предложения о пересмотре положения гл. 1,2,9. Согласно ст. 134 изменения могут вносить: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы власти субъектов РФ, группа, численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы. Предложения считаются поддержанными, если за них выскажутся 3/5 общего числа членов Совета Федерации и 3/5 общего числа депутатов Государственной Думы.

б) созыв конституционного собрания.

в) принятие новой Конституции путем голосования конституционного собрания или путем референдума (ст. 135).

Порядок внесения поправок к гл. 3-8 (на всякий случай, можно не заучивать)

а) внесения предложения о поправке в Государственную Думу (ч.2 ст. 104, инициатива в соответствии со ст. 134)

б) рассмотрение и принятие проекта палатами Федерального собрания. Государственная Дума рассматривает поправки в 3 чтениях, решение принимается не менее 2/3 от общего числа депутатов.

в) рассмотрение в Совете Федерации, принятие большинством голосов не менее 3 / 4.

г) одобрение закона органами законодательной власти субъектов РФ, рассмотрение в течение года, одобрение не менее чем 2/3 субъектов.

д) подписания закона Президентом РФ. Подписание в течение 14 дней, официальное опубликование, и обнародование (промульгация).

Изменения в ст.65 (состав субъектов РФ) – возможны преобразования или слияния, вносится на основании ФКЗ. Вопрос о наименовании субъекта – исключительно предмет ведения субъекта РФ. Конституционный суд РФ 28.11.1995 г. постановил, что новое наименование субъекта РФ включается в текст ст. 65 Указом Президента РФ.

Конституция РФ достаточно хорошо защищена от произвольного изменения какой-либо властью. Такой порядок внесения изменении в Конституцию РФ имеет цель обеспечение ее стабильности и всей правовой системы РФ.

Содержание и структура Конституции РФ.

1) преамбула (задачи, цели, принципы Конституции. Не обладает юридической силой, но имеет большое политическое и идеологическое значение).

2) разделы 1: 1-9 главы, 2: заключительные и переходные положения.

Глава 1. Основы конституционного строя

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Глава 3. Федеративное устройство

Глава 4. Президент Российской Федерации

Глава 5. Федеральное Собрание

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Глава 7. Судебная власть

Глава 8. Местное самоуправление

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Первый конституционные проекты — «План государственного преобразования» Сперанского (1809) и «Государственная уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов между собой».

В конституционном проекте Н.М. Муравьева (декабрист) формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная — наследственному монарху; судебная — Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.

Первая конституция — 10 июля 1918 года

— это конституция революционного типа.

— принята постановлением V Всероссийского съезда Советов.

— не опиралась на принцип преемственности конституционного развития.

— открыто классовый характер. Установление диктатуры пролетариата (власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах — ст.10). Лишение отдельных лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции.

— закрепляла власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах (ст.10).

— провозгласила и некоторые обязанности — трудится, защищать социалистическое Отечество.

— были формулировки ориентированные на все мировое сообщество. — статья 3: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической ориентации общества и победы социализма во всех странах…».

— лишение политических прав нетрудящихся классов и групп.

— открытое признание применения насилия для уверждения принципов социалистического строя

— верховный орган власти — Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комисаров (СНК).

— закрепила федеративное устройство России. Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). устанавливалась взаимосвязанная единая система центральных и местных органов государственной власти.

Вторая конституция — 1925

Причина принятия Конституцией СССР 1924 — объединение РСФСР с другими независимыми республиками в СССР. Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года стал затем составной частью Конституции СССР 1924 года.

Конституция РСФСР 1925:

— преемственность положений К. 1918 года (ссылки на статьи предыдущей К.)

— в отличие от предыдущей не включает текст Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако исходит из основных ее принципов и воспроизводит некоторые.

— оставаясь открыто классовой, смягчает формулировки норм о подавлении «паразитических» слоев общества

— исключает положения о мировой революции и интересах всего человечества.

— отражается факт вхождения РСФСР в СССР (ст..3)

— никакие органы кроме Всероссийского съезда советов, ВЦИК, его президиума и СНК не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на терр-ии РСФСР.

— косвенное подтверждение суверенных прав РСФСР вне пределов прав Союза

— не закреплено право выхода РСФСР из состава СССР( хотя это было в К. СССР)

— установлены принципы формирования органов государственной власти, порядок принятия основных законов. Окончательное утверждение конституций АССР — Всероссийский съезд советов. Границы, утверждение К., споры между АССР, отмена постановлений съездов – совместное ведение Съезда и ВЦИК.

Третья конституция РСФСР – 21 января 1937 года ( СССР – 1936)

По инициативе ЦК ВКП (б) VII Всесоюзный съезд Советов принял решение внести в Конституцию Советского государства изменения и дополнения, однако Конституционная комиссия не ограничилась внесением изменений, а выработала новый проект основного Закона.

— было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, в связи с ликвидацией эксплуататорских классов.

— введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

— впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде — «независимо от их национальности и расы».

— впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан (н., право на труд). Но они были классово, идеологически ориентированы.

— закрепление руководящей роли коммунистической партии. ( тенденция превращения партии в гос. структуру)

— эти конституции впервые утверждались как К. построенного социализма. Уже закрепляли главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия труда и средства производства, установление государственного плана, которым определялась вся хозяйственная жизнь государства.

— В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя ; избирательная система, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.

— Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией.

— включена норма о том, что вне пределов Союза РСФСР сохраняет суверенные права.

— Значительно полнее отражено собственное федеративное устройство. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР. Об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах.

Четвертая конституция – 1978

принятие новой Конституции СССР в 1977 году. На ее основе в была принята Конституция 1978 года.

-была самой нестабильной, часто изменялась, причем самым радикальным образом

В первые 10 лет:

— воплощала теоретически несостоятельную концепцию «развитого социализма» — переход от государства диктатуры пролетариата к общенародному социалистическому государству.

— впервые введено понятие «народ», который был объявлен субъектом, которому принадлежала вся власть

— но при этом не утрачивала классового характера (ведущая роль рабочего класса)

— коммунистическая партия — руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций(ст.6) – появляется отдельная статья о партии.

— Господствующая идеология — научный коммунизм; конечная цель общественного развития — построение бесклассового коммунистического общества.

-Частная собственность не допускалась.

— Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации.

-классовая ориентированность демократии — «социалистической демократией».Однако рамки значительно расширены. Утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Конституция закрепила более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и т.д.

— впервые утверждала в преамбуле, что К. принимает и провозглашает народ РСФСР.

— впервые закреплялось, что наиболее важные вопросы выносятся на всенародное обсуждение.

— в К. появились 11 разделов, делившихся на 22 главы. Стала более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку.

— К. не предусматривает утверждение органами РСФСР Конституций АССР; преобразовала национальные округа в автономные, впервые перечислила их поименно в Конституции; повысила уровень актов об автономных областях и автономных округах, указав, что их статус определяется Законом РСФСР (ранее предусматривалось Положение).

— К. впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР.

В период перестройки депутаты поправили К., внеся в 1989 году сразу 25 поправок. А с мая 1990 по октябрь 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял 8 законов об изменениях и дополнениях Основного Закона, внеся более трехсот поправок.

— учреждался Совет народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распределительный и контрольный орган РСФСР. Впервые Верховный Совет стал двухпалатным органом.

— открывалась возможность альтернативных выборов.

— определеннее государства, как суверенного, федеративного

— устранение положений о коммунистической партии как ядре политической системы.

— признание прав человека и гражданина

— признание частной собственности, допущение свободы экономической деятельности.

— отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему, признание принципа разделения властей, введение института президентства, установление местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Все республики приняли Декларации о своем государственном суверенитете. В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР, была образована Конституционная комиссия Съезда, которая начала эту работу. Это все протекало в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и президента.

Проектов новой конституции в предшествующие годы было подготовлено много. Основными из них являлись Проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Последний вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп.

Голосование проводилось на основе Положения о все народном голосовании по проекту К. РФ 12.12.93. вступила в действие 25 декабря 1993.

1 период– дореволюционное конституционное (государственное) право.

Формируется с момента провозглашения Манифеста 17 октября «незыблемые основы гражданской свобо-

ды на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

Это период ознаменован переходом от абсолютной монархии к конституционной. Организован парламент

с 2 палатами, верхняя – совет федерации, нижняя – государственная дума.

2 период– тоталитарное конституционное право с 1917 – 1986 гг., начинается с провозглашения на II

съезде, где был принят Декрет о власти.

С 1917 г. – переход к парламентской республике (5–6 января созыв Учредительного собрания).

Приняты 4 конституции: 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г.

3 период– демократическое конституционное право – начался процесс реформ и создание 5 конституции,

которая была принята 12 декабря 1993 г. путём референдума.

До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом РСФСР в соответст-

вии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закреплялись

в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Государст-

во объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Оно рассматривалось как «основное ору-

дие строительства социализма и коммунизма». Этому соответствовал и механизм государственной власти, ко-

торый игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое

правосудие. Закреплённая в Конституции руководящая роль КПСС служила базисом и оправданием однопар-

тийного диктата во всех общественных и государственных делах.

Конституция с таким содержанием сразу стала входить в острое противоречие с процессами перестройки,

начавшимися в 1985 г. В 1989 г. законом был учреждён новый высший орган государственной власти – Съезд

народных депутатов РСФСР в составе 1068 депутатов. К исключительному ведению Съезда был отнесён широ-

кий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в неё изменений и дополнений. За этим

последовала серия изменений и поправок, в частности, государство стало называться Российской Федерацией –

Россией, был введён пост Президента.

В текст Конституции была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской

Федерации, принятая 22 ноября 1991 г.

Проанализируйте правовые институты российского конституционного права и исторические этапы разви-

тия конституционного права в России. Конституция (от латинского установление) – это основной закон, уста-

навливающий основы правового статуса личности, основы общественного строя, систему органов государст-

венной власти, местного самоуправления и федеративное устройство. Охарактеризуйте виды конституции: по

форме, по времени действия, по способу принятия или изменения, а также структуру содержания конституции.

Добавить комментарий