Этапы стандартизации

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 8

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

К объектамстандартизации относятся продукция, работы, процессы, услуги.

Областьюстандартизации называется совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Деятельность в области стандартизации осуществляется на основании ФЗ «О техническом регулировании». Национальным органом по стандартизации в РФ является Государственный комитет по техническому регулированию и метрологии.

Стандартизация осуществляется в целях:

— повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

— повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— обеспечения научно-технического прогресса;

— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

— рационального использования ресурсов;

— технической и информационной совместимости;

— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

— взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

— добровольного применения стандартов;

— максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

— применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

— недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

— недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

— обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Документы в области стандартизации

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

— национальные стандарты;

— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

— применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

— стандарты организаций.

Национальный стандарт (государственный стандарт – ГОСТ, ГОСТ Р)– стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Государственные стандарты устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходимы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др.

Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации (ПР, ПМГ, РД, Р, РМГ) – документы, разрабатываемые с целью уточнения и конкретизации требований государственных стандартов.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Стандарты организаций (СТО) (стандарты предприятий (СТП)) – разрабатывают и утверждают предприятия и объединения, в том числе союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональ­ные и другие объединения, на создаваемые и применяемые толь­ко на данном предприятии продукцию, процессы и услуги. СТО (СТП) распространяются на нормы, правила, методы, состав­ные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и уп­равления производством; на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент, услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д. СТП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и отраслевых стан­дартов и особенностей данного предприятия, если это не нару­шает и не снижает качественных показателей и требований, уста­новленных ГОСТами.

Еще одним важным документом в области стандартизации являются технические условия.

Технические условия (ТУ) – разрабатывают предприятия, орга­низации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный стандарт создавать нецелесооб­разно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах. Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований катего­рий стандартов или противоречат им.

Виды стандартов

В РФ действуют несколь­ко видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации:

— основополагающие стандарты;

— стандарты на продукцию, услуги;

— стандарты на процессы, работы;

— стандарты на методы контроля, измерений, испытаний и ана­лиза.

Основополагающие стандарты разрабатывают с целью содействия взаимопонимания, технического единства и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства. Этот вид стандартов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства.

Стандарты на продукцию, услуги устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной про­дукции (услугам).

Стандарты на процессы, работы устанавливают требования к конкрет­ным процессам, которые осуществляются на разных стадиях жиз­ненного цикла продукции (проектирования, производства, по­требления (эксплуатации), хранения, транспортирования, ремон­та, утилизации).

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают порядок отбора проб (образцов) для испытаний, методы испытаний (контроля, анализа, измерения) потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции с целью обеспечения единства оценки показателе качества. Стандарты на методы контроля рекомендуют применять методы контроля, испытаний, измерений, анализа, в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных требований стандартов.

Методы стандартизации

Методы стандартизации представляются в виде комплексной и опережающей стандартизации.

Комплексная стандартизация – это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту стандартизации в целом, так и к факторам, влияющим на объект. Сущность комплексной стандартизации следует понимать как систематизацию, оптимизацию и увязку всех взаимодействующих факторов.

Опережающая стандартизация – это стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее планируемое время.

Деятельность в области стандартизации осуществляется с использованием различных методологий. К основным можно отнести:

— систематизация объектов, явлений или понятий;

— кодирование и классификация технико-экономической информации;

— унификация и симплификация деталей, сборочных единиц, узлов, агрегатов, машин, приборов;

— типизация конструкций, изделий и технологических процессов;

— агрегатирование машин и других изделий.

Систематизация объектов, явлений или понятийпреследует цель расположить их в определенном порядке и последовательности, образующей четкую систему, удобную для пользования, в соответствии с каким-либо систематизационным признаком. Наиболее удобной формой систематизации является алфавитная система расположения объектов.

Кодирование представляет собой образование по определенным правилам и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющее заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов. С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов максимально быстрым способом.

Классификация – это разделение множества объектов на классификационные группировки по сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами.

Унификация – приведение объектов одинакового функционального назначения к единообразию по установленному признаку и рациональное сокращение числа этих объектов на основе данных об их эффективной применяемости.

Ограничительное направление унификации в мировой прак­тике получило название симплификации – форма стандартизации, цель которой умень­шить число типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей.

Типизация конструкций изделий – разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, сборочных единиц и деталей.

Агрегатирование – принцип создания машин, оборудования, приборов и других изделий из унифицированных стандартных аг­регатов (автономных сборочных единиц), устанавливаемых в из­делии в различном числе и комбинациях. Эти агрегаты должны обладать полной взаимозаменяемостью по всем эксплуатацион­ным показателям и присоединительным размерам.

  • 1. Выбор продукции, работ или услуг, для которых будет проводиться стандартизация.
  • 2. Создание модели для стандартизируемой продукции, работ или услуг.
  • 3. Утверждение оптимального качества созданной модели.
  • 4. Утверждение стандартов для созданной модели, стандартизация.

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации «О стандартизации». Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

  • * ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;
  • * ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) — единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ «О стандартизации» ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона «О стандартизации», приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден «Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией».

В каких направлениях идет развитие стандартизации?

Стандартизация в Российской Федерации развивается в следующих направлениях:

  • классическая (регламентируемая конституцией РФ, федеральным законом «О стандартизации»);
  • образовательная (регулируется конституцией и законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
  • медицинская (деятельность осуществляется федеральным законом «О государственной системе здравоохранения»);
  • социальная (регулируется указом президента РФ «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).

Что можно стандартизировать на предприятии?

Объекты, которые стандартизируют:

  • продукция;
  • работа;
  • процесс;
  • услуги.

Стандартизация работы включает последовательность действий для достижения результата.

Стандартизация деятельности организации включает разработку стандартов для выпускаемой продукции, выполняемых процессов, организационной и управленческой работы. Каждые 5 лет оптимизируют. В бизнесе приводят в нормированный вид и операции по технологии, и коммуникации (с клиентами, с коллегами, с подчиненными).

Внимание! Стандартизация процессов повышается, например, за счет применения следующих мер:

  • сотрудники завода снова изучили инструкции по технике безопасности;
  • работники, задействованные в работе со сложным оборудованием, прошли курсы повышения квалификации, тем самым повысили производительность труда;
  • руководители отделов прошли переаттестацию, чтобы выявить профессиональную пригодность;
  • начальники некоторых подразделений тоже отправлены на повышение квалификации.

Услуга является результатом взаимодействия двух заинтересованных сторон и подразделяется на:

  • материальную, результат которой – измененная продукция (отремонтированная машина, сшитая кофта, проданная коробка конфет);
  • нематериальную, направленную на потребителя (пациент поликлиники, турист, пассажир, посетитель ресторана, преподавание);
  • производственную, удовлетворяющую требованиям предприятий (научно-исследовательская, конструкторская, технологическая работы, поступление в учебное заведение, профессия врача).

Производственная услуга – это процесс, применяемый для создания продукции и оказания услуги. Стандартизация производства характеризуется союзом объектов. Один из примеров – машиностроение. Объекты – технологические процессы, виды редукторов, безопасность агрегатов.

Привести к единому эталону на предприятии следует следующие объекты:

  • время, которое работник затрачивает на работу;
  • документы, регламентирующие деятельность организации;
  • процессы и услуги, с которыми сталкиваются сотрудники каждый день.

Важно! При стандартизации деятельность предприятия становиться «прозрачной», и ею легче управлять. Введение стандартов обеспечивает качество и скорость работы.

Какие виды стандартных документов используют в организации?

На предприятии должны присутствовать следующие типы документов, которые обязательно проверяются во время аудита:

  1. Рабочие стандарты или work standards, которые являются самой большой группой фиксированных документов. В основном они связаны с технологией и являются техническими документами (ведомость контроля качества, инструкции по применению, рабочий чертеж). Алгоритм меняется крайне редко, так как они не связаны со временем такта.
  2. Документы, связанные с производственным инструктажем при приеме на работу и начальной подготовке сотрудников (должностные инструкции, инструкции по технике безопасности).
  3. Стандартные документы и инструменты по технике Кайдзен, которая практикует совершенствование всех уровней деятельности (статистические данные по процессам, трудовому движению, карты, аналитические таблицы analysis sheets).
  4. Стандартизированные работы, описывающие процесс, который ведет к конкретным результатам. Относятся следующие документы:
    • стандартную операционную процедуру (СОП);
    • карту распределения времени (Standardized Work Combination Table);
    • карту распределения процессов (Standardized Process Chart);
    • ведомость работ (Work Capacity Chart).

Стандартизация более высокого уровня регламентируется стандартами:

Стандартизированный документ, обеспечивающий качественную продукцию и эффективную работу – это ГОСТ. Содержательная сторона стандартных документов подразделяет их на:

  • основополагающие, включающие документацию по управлению, организации, методике и общетехническую;
  • стандарты на создаваемую продукцию;
  • стандарты на методики испытаний и анализа.

Внимание! В Федеральном законе «О стандартизации» прописаны документы, которые позволяют стандартизировать работу, продукты и услуги в Российской Федерации.

К каким изменениям приведет внедрение стандартов?

Стандартизированные объекты в бизнесе:

  • повышают эффективность и результативность работы;
  • помогают планировать кадры;
  • снижают недоверие и повышают профессиональные качества команды, за счет внедрения профстандартов;
  • упрощают приспособление сотрудников к рабочему месту.

Основные условия к оформлению стандартизированного документа

Стандарт следует оформлять, придерживаясь следующих требований:

  1. содержание документа должно быть лаконичным, не стоит долго расписывать процесс, а привести конкретные действия;
  2. стилистика текста должна быть такой, чтобы любой сотрудник мог понять, о чем идет речь;
  3. сложные понятия подкреплять указанием на инструмент или рабочее место, например, в виде изображений или схем.

Как автоматизировать стандартизацию бизнес-процессов?

Чтобы автоматизировать стандартизацию бизнес-процессов и повысить контроль за работниками, можно воспользоваться некоторыми средствами формализации (компьютерными программными пакетами). Подобное решение в разы экономит время сотрудников для выполнения процессов, и в электронной форме содержит всю информацию в виде базы данных.

Автоматизация моделированием позволяет:

  • сохранять всю информацию об операциях в стандартной форме;
  • выгружать в MS Word или MS Excel готовые документы;
  • получать доступ посредством web-интерфейса.

Какое место занимает и какую играет роль стандартизация в устройстве общества?

Стандартизация – это процесс по введению и применению определенных правил и ограничений, чтобы внести упорядоченность в деятельность конкретной сферы жизни. В дальнейшем упорядочивание приведет к установлению оптимальной экономии, но только при условии соблюдения условий эксплуатации и требований безопасности. Соединение стандартизированных документов, сформированных на базе научных, технических новинок и многолетнего опыта, создают основу для настоящей и будущей эволюции промышленности.

Примеры применения стандартизации

В бизнес-процессе при составлении двух одинаковых отчетов, но с разными реквизитами два сотрудника его выполнили за неодинаковое время. Первый справился за минимальные 20 минут, и выполнил отчет без ошибок. Второй потратил на заполнение формы 50 минут и допустил 3 ошибки. Разница во времени составлении отчетности зависит от подхода. Применение СОПов изменит существующую разницу и значительно повысит эффективное использование рабочего времени.

В учебных заведениях стандартизированный документ, обеспечивающий качественное преподавание, повысил уровень знаний студентов. Если ранее образование регламентировалось учебными планами, обеспечивающими нормативно-правовое регулирование содержания, результатов получения образования. Как называется новый стандартизированный документ, обеспечивающий сохранение единого образовательного пространства? ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), который уделяет особое внимание обеспечению условий образования.

В крупной производственной фирме ввели среду Business Studio. В течение года работникам департамента организационного развития разработано более 300 регламентов, по сравнению с годом, не использующим среду моделирования – около 100. Внедрение обеспечило «прозрачность» деятельности фирмы.

Для повышения эффективной работы на производстве, которая хочет достичь наивысшего уровня развития процессов в бизнесе, необходимо проводить стандартизацию деятельности. Требования стандартов основывать на научных, технических и технологических достижениях и не противоречить нормам трудового законодательства.

Введение стандартизированных документов и ежедневное применение в бизнес-процессах, сформирует актуальную, качественную, информационную и используемую на практике базу регламентированных пакетов, которые просто и легко исправлять.

Стандартизация бизнес-процессов: основы построения системы Стандартизация и оптимизация бизнес процессов. ISO 9001 & Lean- Бережливое производство

Содержание и структура административного регламента

В связи с объективной ограниченностью применения механизмов НГУ в практике государственных организаций получил развитие альтернативный подход к оценке и контролю деятельности ОИВ, основанный на модернизированных бюрократических инструментах. Этот путь связан с разработкой административных регламентов и стандартов. Вместе с тем стандарты и регламенты не следует рассматривать как самоцель, они представляют собой необходимое звено перехода к управлению, ориентированному на результат. Конечные цели регламентации и стандартизации состоят в повышении качества государственных услуг, обеспечении их доступности для граждан и организаций, ориентации деятельности ОИВ па интересы пользователей, повышение качества и эффективности административно-управленческих процессов в ОИВ.

Административный регламент — нормативный правовой акт ОИВ, определяющий сроки и последовательность действий ОИВ (административные процедуры), порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также с другими ОИВ и организациями. Если связать административный регламент лишь с предоставлением услуг, то можно определить его короче: нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Особенность административных регламентов состоит в детализации административно-управленческих процессов на основе подробных описаний их форматов, которые связывают воедино цели и задачи с ресурсами, определяют порядок исполнения полномочий и предоставления государственных услуг, а также порядок контроля исполнения, устанавливают режим открытости информации. Значимость административных регламентов обусловлена и возможностью измерения эффективности функционирования органов власти, что особенно важно при отсутствии рыночных механизмов измерения эффективности.

Административный регламент может рассматриваться в качестве правовой формы административно-публичной деятельности наряду с такими административными правовыми актами, как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, правила, инструкции. Основное отличие административных регламентов от других нормативных правовых актов состоит в том, что административные регламенты содержат сроки и последовательность действий (административных процедур) ОИВ, порядок взаимодействия его структурных подразделений и должностных лиц, а также его взаимодействия с другими ОИВ и организациями при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг ФОИВ и региональными ОИВ.

Административные, по сути, процедурные регламенты являются дополнением к системе контрактов и заменяют их в тех сферах, где контракты применены быть не могут. Если на контрактной основе в принципе могут быть построены отношения министерства с находящимися в его ведении агентствами и службами, а служб и агентств, в свою очередь, с подведомственными им бюджетными учреждениями и предприятиями, то отношения внутри ведомств, между различными министерствами, агентствами и службами могут быть лишь регламентированы и стандартизированы в соответствии с законодательством.

Разработанные регламенты ОИВ должны утверждаться только министрами или руководителями тех служб и агентств, руководство которыми осуществляет непосредственно Президент РФ или Правительство РФ. Таким образом, базовой проблемой является то, что разработка административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг должна осуществляться фактически самими ОИВ, которые потом будут выполнять эти функции и оказывать услуги. Отсюда сомнения в том, что разработчики таких регламентов и стандартов захотят значительно изменить сложившиеся правила организации своей работы. Правовые же механизмы воздействия на них не предусмотрены.

Первыми нормативными актами в сфере регламентации стали постановления Правительства РФ «О Типовом регламенте взаимодействия ФОИВ» и «О Типовом регламенте внутренней организации ФОИВ». Эти документы определяют систему регламентов, которые призваны упорядочить иерархические взаимодействия, специфицировать права и обязанности ОИВ.

Одновременно, началась разработка административных регламентов в ОИВ, перечня и стандартов государственных услуг, оказываемых па федеральном уровне. Была поставлена задача сформировать в итоге единую функционально-процессную модель организации деятельности ОИВ с учетом возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Вслед за этими правовыми установлениями многие субъекты РФ также установили обязанность своих органов разрабатывать и утверждать собственные административные регламенты.

Результатом явилось массовое принятие административных регламентов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. За период с 2006 по 2010 г. федеральными ОИВ было утверждено в установленном порядке свыше 450 административных регламентов, свыше 6000 административных регламентов утверждено на региональном, более 4000 — на местном уровне.

В постановлении Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» определено, что «административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) федерального органов исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти». Таким образом, как отмечалось выше, регламент содержит последовательность действий по осуществлению функции. В основе такого понимания лежат подходы частного сектора при описании и регламентации деловых процессов, при которых описывается каждая операция.

Различия между двумя типами регламентов (исполнения функций и предоставления услуг) согласно Порядку разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 К? 679, состоят только в одном разделе: регламент предоставления государственных услуг содержит дополнительный раздел «Требования к порядку предоставления государственной услуги», в котором описаны требования к порядку информирования о государственной услуге; срокам предоставления услуги; перечню оснований для отказа в предоставлении государственной услуги; другие положения, характеризующие требования к предоставлению государственной услуги, установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Ключевая идея данного раздела — сформировать требования к качеству государственной услуги.

В принципе представляется крайне продуктивным соединение, по сути, регламента и стандарта в одном документе. Второй раздел названного Порядка «Требования к административным регламентам исполнения государственных функций и административным регламентам предоставления государственных услуг» описывает стандарт предоставления услуги, и, как показала практика, федеральные ОИВ существенно расширяют перечень параметров, входящих в этот раздел, по сравнению с требованиями Порядка. Тем самым достигаются обе цели — регламентация действий государственных служащих и стандартизация процедуры взаимодействия заявителя с органами власти. Процедура утверждения регламента позволяет существенно повысить уровень требований к оптимизации административных процедур и порядку взаимодействия с заявителем, при этом она не является излишне громоздкой.

Крайне важными являются требования к оптимизации административных процедур, указанные в Порядке. Приведенные в Порядке критерии (устранение избыточных административных процедур; упрощение действий и административных процедур, включая уменьшение сроков исполнения действий и административных процедур; предоставление информации о действиях и об административных процедурах гражданам и организациям; возможность установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов по каждому действию или административной процедуре), а также требования к описанию в регламенте отдельных действий служащих позволяют не только существенно усовершенствовать процедуры, но и обеспечить полноценную антикоррупционную экспертизу. Кроме того, как показала практика, сам факт публикации текста регламента в сети Интернет вызывает значительный интерес участников рынка и общественных организаций, однако процедуры привлечения заинтересованных лиц, в том числе на уровне общественного обсуждения, в том числе с использованием сети Интернет, еще не отработаны, хотя обладают значительным потенциалом.

Регламент должен отвечать своему назначению и выполнять те функции, которые на него возложены, т.е., с одной стороны, упорядочивать деятельность ОИВ по реализации его отдельных полномочий, посредством четкой регламентации последовательности и порядка административных процедур, с другой — оптимизировать эти процедуры. Кроме того, в тексте регламента должны быть предусмотрены механизмы, обеспечивающие действие положений регламента, а именно:

порядок и формы контроля исполнения государственной функции (предоставления государственных услуг);

— порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции.

Соответственно, установлена следующая структура административного регламента, состоящая из пяти разделов:

  • 1) общие положения;
  • 2) требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
  • 3) административные процедуры;
  • 4) порядок и формы контроля исполнения государственной функции (предоставлением государственной услуги);
  • 5) порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

Все административные регламенты содержат не только описание управленческих процедур и действий, но и требования к оформлению и обработке документов, срокам их подготовки и выдачи, схемы прохождения потоков документации, формы документов, регистрационных журналов и т.д. Разрабатываемые регламенты должны представлять собой своеобразные интегральные документы, содержащие, с одной стороны, обязывающие требования законодательства к тому или иному процессу; с другой стороны, содержащие рекомендации по исполнению процесса и обеспечению его непрерывности. Унификация регламентирующих документов должна способствовать упрощению административных процедур.

Административный регламент ФОИВ состоит из регламента органа власти; административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг; должностных регламентов государственных служащих. Таким образом, выделяется несколько типов регламентов, каждый из которых обладает определенной спецификой.

Добавить комментарий