Этические проблемы эвтаназии

Для людей этика является совокупностью жизненных норм и правил поведения, основой системы определения собственных моральных ценностей. Вполне логично, что с этической точки зрения неприемлема возможности отнимать жизнь у человека искусственным путём, даже по его собственному согласию.

Эвтаназия является процедурой, прямое назначение которой – останавливать процесс жизнедеятельности в организме неизлечимо больного человека. Тот факт, что её осуществление напрямую связано с лишением жизни, безусловно, рождает многочисленные споры. Поэтому правовые и этические проблемы эвтаназии обсуждаются во всем мире.

Содержание

Проблемы эвтаназии в мире

Из множества стран мира процедура искусственного лишения жизни легализована лишь в некоторых:

  1. Швейцария;
  2. Бельгии;
  3. Голландия;
  4. Албания;
  5. Колумбия;
  6. Люксембург;
  7. Даже в демократических США лишь в 5 из штатов (Орегон, Вермонт, Вашингтон, Джорджия, Калифорния) эвтаназия узаконена, этико-правовая проблема разрешена.

Пассивная эвтаназия (отказ от лечения и отключение от аппаратов жизнеобеспечения) возможна в Германии, Израиле, Швеции, Нидерландах, Японии, Канаде и Мексике.

В России искусственное прерывание жизни попадает под статью уголовного кодекса и приравнивается к убийству, поэтому несет за собой соответствующие последствия.

Кратко перечислим проблемы, связанных с эвтаназией в Европе и по всему Миру:

  1. уголовно-правовые проблемы эвтаназии – в большинстве стран мира она приравнивается к убийству и несет соответствующие санкции со стороны государства за её выполнение;
  2. проблема эвтаназии в контексте прав человека: затрагивает права на жизнь и на самоопределение. Не утихают дебаты по поводу того, насколько она соответствует этим правам;
  3. возможность врачебной ошибки: бывали случаи, когда, казалось, неизлечимо больной человек вдруг выздоравливал, несмотря на все прогнозы;
  4. возможные злоупотребления процедурой: взятки, чтобы легально убрать «ненужного» человека.
  5. религиозные противоречия – непризнание и активное отрицание представителями религиозных сообществ подобной процедуры;
  6. проблема суицида и эвтаназии: многие воспринимают эту процедуру как суицид (для верующего человека это неприемлемо);
  7. проблема эвтаназии в этике, как противоречие в моральных устоях человека. Многие врачи не готовы взять на себя функцию «ангела смерти», считая процедуру убийством;
  8. проблемы, связанные с технологией эвтаназии: до сих пор ходят споры о том, чувствует человек что-то после введения смертельной инъекции или нет. Однозначного ответа нет.

Таковы основные актуальные проблемы эвтаназии. На фоне не утихающих споров проводятся различные социологические исследования на эту тему, и большинство опрошенных остается на стороне легализации искусственного прерывания жизни в безвыходной ситуации. Многие полагаю, что воспользовались бы такой услугой при неизлечимой болезни.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: «Этические проблемы эвтаназии»

План

  • 1. Введение
  • 2. Определение эвтаназии
  • 3. В каком случае можно говорить об эвтаназии?
  • 4. Моральные аспекты
  • 5. Официальное разрешение эвтаназии
  • 6. Доводы за и против эвтаназии
  • 7. Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Своеобразие сложившейся правовой ситуации, а также объективные процессы в сфере социально-экономического развития вызывают необходимость нового осмысления проблемы эвтаназии.

эвтаназия моральный этический правовой

В науке существуют различные классификации видов эвтаназии. Различают добровольную, принудительную, пассивную и активную эвтаназию. Рассмотрим последние два ее вида. «Пассивная эвтаназия просто означает недопустимость использования для сохранения жизни больного экстраординарных и чрезвычайных средств, если он не хочет их применения. Она также предполагает прекращение дальнейшего лечения, за исключением того, которое уменьшает боль. В этих случаях по желанию пациента должны быть прекращены даже внутривенные вливания и искусственное питание, при этом нельзя предпринимать попыток воскрешения человека, если его сердце или легкие перестали работать. Если пациент может выписаться из больнице для того, чтобы умереть дома, то ему нельзя препятствовать в этом». Активной эвтаназия называется в тех случаях, когда пациент требует специальных средств для ускорения смерти.

Прежде всего, следует уточнить, что под эвтаназией понимается не просто легкая, безболезненная смерть, которая соответствует желанию самого умирающего (либо его родственников и близких, если умирающий безвозвратно потерял сознание) и происходит при содействии (активном или пассивном) медика. Именно этим определяется как контекст медицинской практики, в котором можно осмысленно обсуждать проблемы эвтаназии, так и круг непосредственно причастных к ней лиц. Вместе с тем здесь затрагиваются и глубинные слои человеческого существования, и фундаментальные ценности общества, чем и объясняется острота и сложность дискуссий. Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этической точек зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления.

В каком случае можно говорить об эвтаназии?

Говоря об эвтаназии, возникает два вопроса — моральный («Что можно сказать о характере человека, совершающего подобные действия?») и юридический («Должны ли подобные действия быть запрещены законом?»).

Например, в Голландии после длительной дискуссии в законодательство официально внесено разрешение пассивной эвтаназии, конечно, с определенными оговорками, предусматривающими исключение каких-либо злоупотреблений.

Вместе с тем, под предлогом обеспечения прав человека во многих странах в той или иной мере свободно применяется эвтаназия даже вопреки существующим нормам закона.

Несмотря на противоречивость мнений во многих странах пассивная эвтаназия постепенно легализуется морально общественным мнением, а в некоторых странах законом.

В 1990 году в Австралии в штате Виктория были приняты дополнения к Закону 1988 года по вопросу о назначении специального агента для решения вопроса от имени терминального больного о прекращении поддержания его жизни.

В литературе описан ряд судебных процессов над медицинскими работниками врачами в Бельгии, Нидерландах, Германии, США, Австрии, которые применили эвтаназию по отношению к своим пациентам.

Естественно, в каждой стране есть свой вариант процессуальных охран против злоупотребления этим правом.

Рассмотрим наиболее типичные аргументы, высказываемые в оправдание эвтаназии.

Этот аргумент является очень сильным, в области, когда невыносимая мучительная жизнь очевидна и нежелание человека находиться в таком состоянии удостоверено его недвусмысленно выраженной волей. И тем не менее он уязвим в двух пунктах.

Предлагаемое исключение из общего запрета на умерщвление, допускающее добровольную эвтаназию, действительно отличается от исключений смертной казни и защиты.

Защитники эвтаназии часто задаются вопросом, не является случай эвтаназии тем случаем, когда приходится выбирать из двух зол? Если одно хуже другого, что же плохого в выборе меньшего зла?

Можно привести три возражения в пользу эвтаназии и против ее запрета:

В основе общепринятого разрешения эвтаназии лежит принцип самоуправления — утверждение, что каждый человек имеет право принимать свои собственные решения о действиях, которые влияют исключительно на его самого.

Эвтаназия в безнадежной ситуации. Двумя путями можно подвести человека к добровольной, и, возможно, даже к принудительной эвтаназии.

Говоря об эвтаназии, неизбежно приходится сталкиваться с понятием неизлечимости. Когда можно с уверенностью говорить, что больной является неизлечимым?

Двусмысленность понятия «жалости».

Церковь полностью осуждает эвтаназию. Осуждение касается всякого посягательства на человеческую жизнь — как аборта, так и эвтаназии.

Искусственное поддержание жизни при полном отсутствии мозговой деятельности, прямой ЭЭГ, отсутствии рефлексов, дыхания и сердцебиения было бы надругательством над умершим и его смертью и тяжелым ударом для родственников покойного.

Первое: эвтаназия (как пример умерщвления невинного) является моральным злом и не должна быть допустима законом, даже в случаях, указанных в общепринятом разрешении.

Список используемой литературы

1. Быкова С.Ю. «Этико-философские аспекты и проблемы эвтаназии».

2. Сальников В.П., Кузнецов Э.В., Старовойтова О.Э. «Правовая танатология». СПб., 2002 г.

3. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. «Новый словарь иностранных слов». М. 2003 Г.

4. Большая медицинская энциклопедия. М. 1986 г.

5. Большой юридический словарь / Под. ред. А.Я. Сухарева., В.Е. Крутских. М. 2002 г.

6. Зилбер А.П. Указ. соч.

7. Куртц П. «Запретный плод. Этика гуманизма / Пер. с англ. И.В. Кувакина; Под ред. В.А. Кувакина. 2002 г.

8. Судо Жак «Эвтаназия». М. 1987 г.

9. Миллард Д.У. «Проблема эвтаназии» // Социальная и клиническая психиатрия». №4, 1996 г.

10. Акопов В.И., Бова А.А. Сборник докладов первой международной конференции «Общество, медицина, закон». 1999 г.

11. Уранов В.Н. Врачебные ассоциации. Сборник официальных документов. М. 1995 г.

12. Яровинский М.Я. «Хорошая смерть» // Медицинская помощь. №9, 1996 г.

Размещено на Allbest.ru

Эвтаназия – одна из наиболее обсуждаемых проблем в современной биоэтике. Слово «эвтаназия» означает «легкая», или «благая», смерть (от греч. ей – благой, благородный и thanatos – смерть). Термин был предложен известным английским философом Ф. Бэконом. Сам Бэкон понимал эвтаназию в смысле обеспечения адекватного ухода за умирающим, ближе к современному понятию паллиативной помощи (см. далее).

Эвтаназия связана со сложнейшей моральной проблемой: как должны относиться врачи (медработники) к ситуациям, когда медицинская помощь в обычном смысле уже не принесет пользы, а пациент находится в тяжелом неизлечимом состоянии и испытывает значительные страдания.

В широком смысле под эвтаназией в настоящее время понимают различного рода действия (или бездействия) медицинских работников, способствующие уходу из жизни неизлечимого пациента, испытывающего глубокие страдания. Существенно важно, что эти действия (бездействия) соответствуют желанию самого пациента либо его родственников (при его невозможности выразить свою волю).

Различают активную и пассивную эвтаназию. Активная эвтаназия – это какие-либо преднамеренные действия с целью ускорить наступление смерти пациента. Пассивная – это отказ от жизнеподдерживающего лечения, после чего уход из жизни происходит естественным путем.

Существуют и более детальные классификации разновидностей действий, подпадающих под понятие эвтаназии.

Имеются аргументы как в защиту, так и против эвтаназии. Среди основных аргументов в защиту эвтаназии можно назвать следующие.

  • 1. Человеку должно быть предоставлено право на самоопределение, в том числе он должен иметь право сам выбирать, продолжать ли ему жизнь или прекратить ее. Если человек страдает от неизлечимого заболевания и не хочет больше жить, медики не вправе препятствовать ему.
  • 2. Право страдающего человека избавить от страданий близких. Неизлечимое состояние и страдания пациента влекут также страдания его родственников и близких, ухаживающих за ним и сочувствующих ему. Желание уйти из жизни в таком случае может рассматриваться как стремление избавить от тягот своих окружающих.
  • 3. Аргумент качества жизни. Возможны такие ситуации, связанные с неизлечимым заболеванием и мучительными страданиями, что сама жизнь утрачивает ценность для пациента: качество жизни снижается до критического уровня, за которым наступает желание уйти из жизни. Соответственно, медицина (одна из главных целей которой – обеспечение качества жизни пациента) оказывается бессильна и вправе допустить эвтаназию в такой ситуации. В таких экстраординарных обстоятельствах эвтаназия рассматривается не как жестокость или преступление, а, наоборот, как сострадание.

Некоторые аргументы против эвтаназии.

  • 1. Недопустимость с точки зрения фундаментальных ценностей врачевания. Практика эвтаназии – это искажение и разрушение самой сущности медицинской профессии. Врачи не должны убивать: сохранение человеческой жизни – высшая ценность врачебного дела.
  • 2. Аргумент скользкого склона (англ, slippery slope) – означает возможность злоупотребления какой-либо легализованной медицинской практикой (например, эвтаназией, стерилизацией и т.п.), необоснованного применения ее ко все большему кругу людей, в том числе в корыстных целях. Иными словами, достаточно один раз узаконить какую-то сомнительную практику, то, даже при строгом регулировании, она будет применяться все чаще и чаще, что приведет к ее массовому характеру.
  • 3. Эвтаназия как антистимул для развития медицинской науки и практики. Легализация эвтаназии отрицательно повлияет на дальнейшее развитие медицины, так как может существенно ослабить стремления медиков искать новые средства лечения или помощи для неизлечимых заболеваний и состояний.

В подавляющем большинстве стран эвтаназия запрещена (в том числе в России – ст. 45 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В нескольких, очень немногих странах она разрешена (например, в Нидерландах), но ее применение строго регламентируется законом с целью исключения ошибок и злоупотреблений.

Проблема, однако, состоит в том, что запрет на эвтаназию не учитывает сложность тех ситуаций, которые встречаются в медицинской практике. Имеются данные (хотя точной статистики нет), что добровольный уход пациентов из жизни с участием медработников – очень частое явление практически во всех развитых странах. То есть на самом деле эвтаназия негласно проводится, несмотря на юридические запреты.

Таким образом, проблема эвтаназии остается открытой. В этой сложнейшей проблеме затрагиваются фундаментальные ценности общества, медицинской профессии, понимания жизни и смерти, человеческого достоинства, смысла страданий и сострадания.

В человеческом обществе этика выступает в качестве совокупности норм и правил жизни: повседневного поведения, общения c другими людьми, построения взаимоотношений. Закономерным является факт непринятия с позиции морали возможности отнимать жизнь искусственным путём, пусть и по согласию его самого.

Тем не менее, именно такой процедурой является искусственное прекращение жизни, где этические и правовые аспекты эвтаназии не дают покоя во многих странах мира. Противоречивость самой процедуры рождает многочисленные споры вокруг неё. Фактически, человеку даётся возможность сделать важнейший в жизни выбор — право на жизнь и смерть эвтаназией.

Эвтаназия в конституционном праве

Когда специалисты медучреждений констатируют неизлечимо больному человеку, что лечение не помогает и в итоге его ожидает смерть, в тех странах, где это разрешено, ему предлагается два варианта на выбор:

  1. продолжение поддержания основных функций организма до их остановки в результате естественной смерти;
  2. применение процедуры искусственной остановки таких функций.

Предоставление человеку такого права выбора напрямую затрагивает его конституционное право – правовой статус эвтаназии. С одной стороны, человек вправе распорядиться своей жизнью так, как ему угодно, вплоть до её прекращения, несмотря на любое стороннее мнение по этому поводу. С другой – немногие даже из числа опытных специалистов-медиков возьмут на себя такую колоссальную ответственность, как лишение человека его главного богатства — его жизни, пусть даже сам человек на этом настаивает.

Именно потому, что эвтаназия идёт вразрез с конституционными правами людей в большинстве стран, их руководители предпочитают держать её под запретом. Но и тут возникает самопротиворечие – не давая человеку право на лишение жизни самого себя, государство вмешивается на самоопределение такого человека, что тоже нарушает его права.

В таких случаях представители верховной власти, инициирующие запрет на эвтаназию, ссылаются на многочисленные регламентирующие нормативно-правовые акты, забывая о том, что Конституция всегда имеет высшую юридическую силу, и права, данные ей, непоколебимы.

Философия

По указанным причинам философско-правовые вопросы эвтаназии, в силу обладания каждым человеком права на распоряжение своей жизнью самостоятельно, так и остаются одними из наиболее актуальных в большинстве стран, где эта процедура не проводится по причине запрета со стороны власти.

В международном праве

Юридический аспект эвтаназии заключается в том, что согласно уголовному законодательству тех стран, в которых она запрещена, такая процедура приравнивается к убийству – умышленному лишению жизни человека. Соответственно, в уголовном праве эвтаназия будет указана в комментариях к соответствующему кодексу, как один из способов убийства.

Несмотря на имеющиеся инциденты, в целом правоприменительная практика предусматривает наказание в виде лишение свободы за несанкционированное применение эвтаназии.

В странах, где эвтаназия в международном праве не под запретом, эта процедура никак не соприкасается с уголовным правом, поскольку полностью находится в компетенции медицинских учреждений, наделённых правом её проведения.

Добавить комментарий