Эволюция функций государства

Функции государства подвергаются влиянию не только собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешней среды, в которой живет и действует государство.

Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает изменение функций под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, а также развивающейся внешней среды.

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой формой государства.

Функции государства в некоторых своих аспектах подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т.п. Поэтому новый тип государства, возникший в результате развития конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции.

Переходя к обсуждению второго процесса эволюции функций государства, а именно к развитию и изменению функций под воздействием развивающейся внешней среды на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений XX в. Но это воздействие двоякое. Потому что, с одной стороны, государство поддерживает науку, использует ее результаты, развивает и обогащает интеллектуальный потенциал общества. А с другой стороны, видна опасность от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений, в частности разработки ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.

Важной деятельностью государства является ограничение вредных последствий научно-технического прогресса в этих областях. Новые технологии порождают новые проблемы и трансформируют понимание традиционных ценностей. Современные виды технологий, применяемые, например, в области медицины, позволяют врачам делать то, что далеко выходит за рамки традиционного воздействия на организм человека (трансплантация органов человека, изменение полов, искусственное оплодотворение, клонирование, возникновение проблем эвтаназии).

Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Воздействие на природу современного индустриального производства достигло глобальных размеров. Хотя большая часть загрязняющих веществ и тепловой энергии вырабатывается на ограниченной площади, вследствие особенностей циркуляции атмосферы и перемещений в водной оболочке Земли значительная часть некоторых, относительно долго живущих загрязняющих веществ рассеивается на огромных пространствах и даже по всей Земле, приводя к региональному и глобальному загрязнению.

Государственная деятельность в этом направлении — безусловное требование современности. Эволюция функций в данной области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.

Интернационализация мировой экономики, всеобщее «Переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, другие экономические факторы планетного значения оказывают влияние на эволюцию функций. Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходят большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности.

К новой эволюции функций государств подталкивают и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетного информационного пространства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и иных технологий.

Эволюция функций затрагивает в той или иной степени все без исключения современные государства. Вместе с тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистических, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов — к либерально-демократическим.

В сфере науки для государства появляется новая область деятельности — поддержка и защита интеллектуальной собственности, т.е. создание условий для успешной научной и иной творческой деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда их создателям, обеспечение справедливой оценки этого труда и достойного вознаграждения за использование полученных результатов. В XX в. цивилизация подвергалась испытаниям, вызванным социальной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной собственности. Но XXI в. будет характеризоваться социальными столкновениями в сфере вещной и интеллектуальной собственности, а не только в сфере частной и государственной, как это было ранее.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

  • 1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;
  • 2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;
  • 3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;
  • 4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

Подводя итог второй главы, следует отметить, что функции государства классифицируются на внутренние и внешние, к тому же постоянно изменяются и развиваются, т.е. эволюционируют.

Внутренние функции направлены на обеспечение деятельности внутри самого государства и подразделяются на экономическую, социальную, политико-охранительную, финансово-контрольную, правоохранительную, экологическую, культурно-просветительскую, идеологическую.

Внешние функции представляют собой основные направления его деятельности на международной арене.

Выделяют следующие внешние функции: интеграции в мировую экономику; функция обороны; поддержания мирового порядка; функция сотрудничества.

Но внешние и внутренние функции часто тесно переплетаются между собой, перерастая из внутренней во внешнюю и наоборот, а также видоизменяются, следуя велению того или иного этапа развития государства.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФУНКЦИЯХ ГОСУДАРСТВА

З.А. НОВАК,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история политических и правовых учений

E-mail: abasick@mail.ru Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Лизикова И.И.

Аннотация. В данной статье рассматривается история становления представлений о функциях государства. Ключевые слова: функции государства, сущность государства, цели и задачи государства, направления деятельности государства.

EVOLUTION OF IDEAS ABOUT THE FUNCTIONS OF THE STATE

Z.A. NOVAK,

adjunct faculty of preparation of teaching and research staff of the Moscow University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Одной из актуальных проблем теории государства на любом этапе становления и развития общества является проблема его функциональной характеристики, которая позволяет установить динамические особенности государства, понять его роль в жизни общества.

Теория функций государства необходима для успешного решения экономических, политических, социальных, духовных задач, стоящих перед обществом и государством, поскольку именно функции государства являются реальными путями реализации государственной идеи, законодательных положений, в которых фиксируются статика и динамика государства и гражданского общества. В них проявляется сущность и социальное назначение государства, а также роль, которую играет государство в решении вопросов общественного развития и блага народонаселения. Проблема исследования функций государства всегда привлекала внимание многих теоретиков государственно-правовой мысли, в связи с чем, существует разнообразное множество взглядов на сущность государства, его функции.

Еще со времен становления рабовладельческого общества, в период зарождения представлений о государстве, мыслителей занимал вопрос о предназначении государства, его роли и целях. Самого понятия «функция государства» как правовой категории в

эпоху Древнего Мира не существовало. Античные теоретики подразумевали и выделяли цели государства. Так, Платон считал, что целью идеального государства является обеспечение для всех граждан условий для добродетельной жизни, т.е. он определял, что цель государства — благо народа. Аристотель связывает функции и предназначение государства с высшей целью человеческого общества — общением. Именно «в государстве реализуются заложенные в людях потребности к совместной жизни, возрастает количество благ, получаемых человеком от общения»1. Цель государства — есть благо людей, т.е. обеспечение защиты народа, условий его труда, поддержание его жизнеспособности, жизнедеятельности. На наш взгляд, такое определение цели государства может послужить прототипом ныне выделяемой и присущей государству его социальной функции, которая, как мы знаем, направлена на обеспечение солидарных отношений в обществе, защиту интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержку жилищного строительства, здравоохранения, системы

1 Утченко С.Л. Политические учения Древнего Мира. М., 1972.

общественного транспорта. Главное назначение социальной функции, как определяла Л.А. Морозова, — обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении2. Однако, понятия «социальная функция государства» в ту пору не существовало, речь шла о роли государства в обеспечении условий для жизни граждан.

В период между античностью и средневековьем в эпоху раннего христианства под целью государства подразумевалось служение церкви, поддержание социального порядка, насильственное приобщение к христианской церкви, искоренение ересей. Согласно мнению Августина Блаженного, государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага, как ранее считали Платон, Аристотель, Цицерон, а только для выживания в существующем грешном мире. Наряду с такими задачами государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское государство должно помогать церкви бороться с ересью. Опять же, речь шла не о функциях государства как таковых, но о его задачах, его предназначении.

В эпоху Возрождения в Западной Европе продолжали развиваться разнообразные теории происхождения государства, его роли в обеспечении жизни общества. Так, Макиавелли целью государства и основой его прочности считал незыблемость собственности и безопасность личности3. Но уже тогда им было определено, что функции государства содержат политические, социальные направления, каждое из которых защищает интересы населения, т.е. они ориентированы не на само государство, как в период античности, а на отдельного человека. В эпоху Средневековья цель государства определялась, главным образом, как обеспечение безопасности, издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, разрешение вопросов войны и мира, заключение международных договоров. В указанный исторический период уже сформировались представления о тех направлениях деятельности, которые обязано реализовывать государство, в которых, к тому, же заключается его природа, его предназначение.

В указанных выше временных периодах авторы и теоретики государственной мысли, говоря о деятельности государства, вели речь о его целях и задачах, подразумевая под ними его функции. Но как понятие и категория слово «функция» оформилось гораздо

позднее. Начиная с XVII—XVIII вв. впервые появляется понятие «функция», прежде всего фигурирующее в математических науках. Введено в научный оборот Г.В. Лейбницем4. Однако, с этого момента оно стало широко употребляться и в других научных сферах, например, о функциях в социологическом аспекте в середине XIX в. уже упоминают О. Конт, Г. Спенсер5. Сейчас трудно точно установить, когда именно данный термин начал использоваться в юриспруденции, однако, благодаря обзору научной литературы, мы можем установить, что Г. Еллинек в своей работе «Общее учение о государстве», рассматривал вопрос о функциях государства в юридическом смысле6.

Вопрос о функциях государства в западной юридической науке практически не рассматривался, речь обычно шла о целях и задачах государства. В русской дореволюционной юридической литературе также рассматривались цели и задачи государства, но наряду с ними уже употреблялись термины «функция государства», «функции верховной власти», «задачи государства». Согласно российской государственно-правовой мысли конца XIX в. — начала XX в., среди дореволюционных авторов проблемой исследования теории функций государства занимались Н.М. Кор-кунов, Г.Ф. Шершеневич, Н.Н. Алексеев, Е.Н. Трубецкой7.

Проблема функций государства стала особым предметом научных исследований в отечественной науке после выступления И.В. Сталина на XVIII съезде партии, где он выдвинул вопрос о функциях государства как об одном из главных вопросов теории государства8.

Наибольшее развитие теория функций государства получила именно в советской юридической науке. В это время были заложены основы теории функций

2 Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 104.

3 МакиавеллиН. Государь. М., 1990.

4 Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т.: Т. 3. М., 1984.

5 Конт О. Дух позитивной философии. Тексты по истории социологии XIX—XX вв. М., 1997; Спенсер Г. Основания социологии. М., 1998.

6 Еллинек Г. Общее учение о государстве. Право современного государства; 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. СПб., 1908.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день понятие «функция государства» является одним из фундаментальных в теории государства; характеризующих деятельностную сторону государства, оно неотрывно от понимания его природы, его сущности. Функциональная характеристика государства включает в себя реализацию тех вопросов, осуществлением которых призвано заниматься государство в определенных исторических условиях исходя от его первоначального назначения. Однако, единого подхода к пониманию вопроса о функциях государства до сих пор не выработано. В научной литературе существует множество разнообразных взглядов ученых-теоретиков на сущность государства, его функции.

В ряде работ ученых-теоретиков понятие функций государства рассматривается через характеристику сущности (содержания) его деятельности во внутренней и внешней сферах10. Именно это определение функций государства как направлений (сторон) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития, получило наиболее широкое распространение в теории государства.

Другие авторы определяют «функции государства как его конечные цели, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государства определенного исторического типа»11, т.е. указывают на неразрывность понятий функций государства, целей государства и конкретного исторического этапа его развития.

Некоторые ученые, например, Л.А. Морозова, предлагают рассматривать функции государства «не только через направления его деятельности, но как механизм целенаправленного государственного воздействия на общественные процессы (объекты функций), говоря о том, что государство, выполняя определенные функции, одновременно посредством проводимых реформ и преобразований, воздействует на состояние общественных процессов»12.

Не стоит также забывать о том, что сама по себе категория «функция» по своей природе многозначна. По нашему мнению, при определении понятия функций государства на сегодняшний день целесообразно выделить два момента характеристики данной категории, а именно: сознательно сформулированные цели, преследуемые в рамках функционирования государства (функция как задача), — с одной стороны, и объективные последствия его деятельности (функция как реальный результат), — с другой.

На наш взгляд, обобщение существующих точек зрения на функции государства позволит всесторонне и объективно рассмотреть данную категорию и вывести наиболее полное ее понятие; поскольку нельзя не согласиться с каждым из существующих подходов. Все эти точки зрения имеют право на существование, так как их анализ позволит нам обогатить представления о развитии категории «функция государства». Необходимо учитывать все аспекты рассмотрения данной категории в научных источниках. Действительно, для того, чтобы наиболее полно раскрыть понятие функций государства, нужно рассматривать их в связи с другими государственно-правовыми явлениями. В таком случае соотношение функций и сущности государства представляет первостепенное значение, поскольку именно через функции государства его сущность реализуется и конкретизируется в его деятельности. Функции государства соответствуют

9 Байтин М.И. К вопросу об определении социалистического государства: Мат-лы конф. по итогам науч.-исслед. работы за 1963—1964 гг. Саратов, 1965 г.; Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992; Денисов А.И. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции; Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства; Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969; Лепешкин А.А. Фазы развития и функции Советского государства. М., 1958; Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6; Пискотин М.И. К вопросу о функциях государства в современный период. Советское государство и право. 1958. № 1; Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. № 3; Хван Д.А. Проблема определения и дифференциации функций государства // История государства и права. 2011. № 24; Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970.

10 Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 190, 191.

11 Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функций государства // Вест. Ленингр. ун-та. Вып. 2. Л., 1974. С. 105, 107, 108.

12 Морозова Л.А. Указ. соч. С. 98; Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства. Воронеж. 1974. С. 12.

историческим задачам, стоящим перед государством, социальному назначению, самой его природе. Об этом говорили такие исследователи теоретической мысли, как В.П. Малахов, А.С. Палазян, Н.В. Черно-головкин13. В.П. Малахов называет функции государства «категорией, определяющей характер (способ) связи природы и сущности государства со стоящими перед ним задачами»14. Функциональная характеристика государства, таким образом, отражает его природу и сущность.

Длительный процесс становления понятия «функции государства» обусловлен изменением целевых установок и, соответственно, задач, стоящих перед государством в конкретный исторический момент15. В зависимости от разнообразия теорий происхождения государства, от определения авторами его природы и сущности, и того, как каждый из них отвечал на вопрос «Для чего же изначально предназначено государство?», получалось, что под функциями государства понимались несколько отличные категории. Одни теоретики понимали под функциями государства лишь направления его деятельности, другие — непосредственно его задачи и цели, третьи — механизм государственного воздействия. Однако, так или иначе, на протяжении всех времен функции государства сводились к определенной его деятельности по обеспечению тех или иных направлений жизни общества, выполнению поставленных перед ним задач, исходя из самой природы его существования. Но и сегодня, в связи с множественностью подходов к определению функций государства, данный вопрос не потерял своей актуальности и дискуссионности. В этой связи, обращение к функциям государства позволит нам более детально подойти к теоретическим исследованиям проблем государства, разграничить понятия функций и дисфунк-

ций государства, выделить новые подходы и особенности типологии и классификации функций государства, по-новому взглянуть на критерии их классификации. Так, одним из таких критериев можно назвать разделение функций государства по характеру их выражения (по видимости) на явные и латентные. Это новый, недостаточно разработанный в литературе, дискуссионный подход.

Не нужно также забывать о том, что определение понятия «функции государства» имеет и практическую направленность, так как это позволяет рассматривать государство со стороны всех аспектов его существования и функционирования, определить особенности, характер и приоритеты его деятельности в зависимости от его назначения и конкретного этапа развития. Известно, что в разные периоды времени функции государства изменяются, некоторые из них отпадают, а новые появляются. К примеру, в социалистическом государстве одной из функций государства выступала функция подавления свергнутых эксплуататорских классов. В настоящее время необходимость осуществления государством такой функции исчезла. Поэтому обращение к функциям государства имеет немаловажное значение для изучения этапов развития государства, что, в свою очередь, определяет механизм развития функций современного государства и обусловливает эффективность государственной политики.

14 Малахов В.П. Актуальные проблемы правовой теории государства: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Малахова, А.И. Клименко. М., 2013. С. 60.

15 Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. 2012. № 9. С. 6—9.

Функции государства подвижны и изменчивы, их возникновение и изменение зависит от очередности задач, встающих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функции — виды деятельности, направленные на такое решение. В различные исторические периоды первостепенное значение приобретают то одни, то другие задачи и цели государства, следовательно, изменяются функции. Полное выполнение задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых задач — к возникновению других функций Туманов С.Н. Исторический аспект формирования теории функций государства в России // История государства и права. — 2013. — N 2. — С. 12 — 19..

Функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой «живет”, действует государство.

Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функции государства, которое включает развитие и изменение функций как под воздействием сущностных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды. При этом, следует учитывать, что оба процесса не оторваны друг от друга, хотя и характеризуются относительной самостоятельностью.

На различных исторических этапах функции российского государства изменялись. На функции государства решающее влияние оказывает сущность государства. Сущность государства противоречива, но имеет две основные стороны, два начала — общесоциальное и классовое, подверженные постепенным изменениям. Общесоциальное начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое — его классовыми противоречиями. В советское время преувеличивалась роль классового начала. Утверждалось, что все функции государства порождаются классовыми противоречиями, что нет и быть не может внеклассовых и надклассовых функций. Это не соответствовало действительности, так как общество, даже разделенное на классы, представляет единый организм, в котором различные классы существуют и взаимодействуют. В классовом обществе, где классы и другие слои общества противостоят друг другу по экономическому признаку, где коренные интересы непримиримы, государство по большей части становится политической организацией экономически господствующего класса, обслуживает в первую очередь его интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление сопротивления эксплуатируемых классов путем использования карательных органов принуждения. Данная функция применялась для подавления восстания рабов и крепостных крестьян, революционных выступлений. В XX веке в самих классах происходили значительные изменения, появился средний класс, и это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, изменились формы и методы их осуществления. Научно — технический и социальный прогресс, развитие цивилизации и демократии открывают большие возможности для общесоциальной деятельности. В наше время общесоциальные функции (экономическая, социальная, обеспечение демократического порядка) являются первостепенными и востребованными. Эти функции обеспечивают стабильность в обществе, так как государство обращается к демократическим, гуманистическим идеям и институтам.

Рассмотрим, какие изменения произошли в функциях российского государства. Известно, что Советское государство осуществляло следующие функции:

  • 1. Хозяйственно — организаторскую функцию
  • 2. Функция регулирования меры труда и потребления
  • 3. Культурно-воспитательную
  • 4. Охрана правопорядка

На основе этих функций можно сформировать представлении о государстве как главном инструменте социалистического строительства. В этот период в государстве существовало централизованное руководство всеми сторонами жизни общества. Государство являлось собственником основных средств производства и имело приоритет перед любыми общественными и личными интересами. Рассмотрим функций государства советского периода. Содержание хозяйственно-организаторской функции составляли руководство экономикой, государственное планирование, организация и регулирование производства в масштабах всей страны.

Функция регулирования меры труда и потребления, была ориентирована на организацию и регулирование социальных отношений, возникающих в связи с трудовой деятельностью в общественном производстве. Распределение предметов потребления (заработная плата, фонды общественного потребления и др.), а также регулирование торгового и бытового обслуживания населения и др.

Культурно-воспитательная функция была нацелена на решение задач в идеологической сфере. В условиях, когда в стране существовала единая государственная идеология, эта функция приобрела особую значимость для организации и руководства образованием, развитием культуры, искусства и т.д. Как отмечает Л.А. Морозова, «задача внедрения официальной идеологии в сознание и поведении граждан обусловила принятие советским государством на себя обязанности проводить постоянную и целеустремленную воспитательную работу среди населения» Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. — 1993. — № 6. — с. 98-108.

Функция охраны правопорядка была предназначена для охраны социалистического общественного строя, социалистической собственности, укрепления государства. Защита прав и свобод граждан, личной собственности занимала в деятельности государства подчиненное положение по сравнению с государственными интересами. В научной и учебной юридической литературе к внешним функциям Советского государства относились: оборона страны; взаимопомощь и братское сотрудничество государств мировой системы социализма; борьба за мир и мирное существование с капиталистическими странами; поддержка национально-освободительного движения и сотрудничество с развивающимися странами. Названные функции, отвечают на вопросы: какую деятельность осуществляло государство в советский период, какие цели преследовало, какие задачи решало. В связи с переходом страны в конце 80-х годов к рыночным отношениям, свободному предпринимательству и конкуренции, признанием права каждого человека быть собственником, а также проведением политической реформы произошла эволюция в содержании как внутренних, так и внешних функций государства.

Современному Российскому государству присущи обновленные внутренние и внешние функции. К внутренним функциям отнесены следующие: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности; правопорядка. Появляются новые функции, например, информационная. Информационная функция является результатом информатизации общества, создания баз данных, всемирных информационных систем, формирования общемирового информационного пространства. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование, а иногда, манипулирование населением. В стране произошла эволюция в содержании функций Российского государства. В юридической литературе, как правило, называются следующие внешние функции: функция обороны страны; функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка; функция борьбы с международной преступностью; функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. государство охрана правопорядок

В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство «Зерцало-М», 2011.-516с.. В чем это проявляется?

Во-первых, в том, что с разрушением «мировой системы социализма», естественно, отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впрочем, как и самих функций), касающихся взаимоотношений России с составлявшими эту систему «социалистическими» странами. Теперь они именуются иначе. Функции «братской» помощи им постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.

Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. В связи с этим, естественно, исчезла и функция поддержки этого движения.

И, в-третьих, начиная с «перестройки» середины 80-х годов и вплоть до последнего времени резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам. Многолетняя политика идеологического противостояния резко сменилась противоположной политикой — соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов унизительного самобичевания и политического заискивания. Из одной крайности политика и идеология России, а вместе с ней и бывших соцстран, отразившиеся на их внешних функциях, перешли в другую крайность. Это было характерно особенно в конце XX века.

Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете для нас российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений могут устанавливаться и осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; обороны; поддержания мирового порядка; внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что функции государства подвержены эволюции. Изменения происходили, и будут происходить в связи с изменением государственных режимов и задач государственной власти. Эти изменения неизбежны, так как общественная и политическая жизнь не стоит на месте, общество развивается, а это связанно с изменениями во всех сферах деятельности.

Добавить комментарий