Европейский совет состав

Основы правового статуса этого института ЕС в целом закрепляется в ст. 15 ДЕС.

Согласно ДЕС «в состав Европейского совета входят главы государств или правительств государств-членов, а также его Председатель и Председатель Комиссии» (пар. 2 ст. 15). Таким образом, Европейский совет включает 30 членов. В его работе также участвует Верховный представитель ЕС по ИДПБ.

Кроме высших должностных лиц Союза и государств-членов в заседаниях Европейского совета, когда это обусловлено повесткой дня, принимают участие их министры иностранных дел и один из членов Комиссии, которые, как предусматривает ДЕС, «оказывают им содействие». Заседания Европейского совета нередко проходят в расширенном составе.

Первоначально заседания (сессии) Европейского совета должны были созываться не реже трех раз в год, однако ЕЕА это число было «урезано» до двух. Действующая редакция ДЕС устанавливает, что заседания Европейского совета созываются два раза в полугодие. При этом возможны внеочередные созывы Европейского совета.

Лиссабонский договор 2007 г. ввел пост Председателя Европейского совета, который избирается Европейским советом на основе квалифицированного большинства из собственного состава на срок два с половиной года при возможности однократного переизбрания. Это позволяет синхронизировать деятельность этого высокопоставленного руководителя Союза с пятилетним мандатом Комиссии и со сроком легислатуры парламента.

Председатель Европейского совета не может осуществлять национальный мандат. Европейский совет может прекратить его полномочия согласно аналогичной процедуре в случае возникновения препятствий к исполнению обязанностей или серьезного проступка.

Председатель Европейского совета:

  • — возглавляет и активизирует работу Европейского совета;
  • — обеспечивает подготовку и преемственность работы Европейского совета в сотрудничестве с Председателем Комиссии и на основе работы Совета по общим вопросам;
  • — старается облегчить достижение сплоченности и консенсуса внутри Европейского совета;
  • — представляет Европарламенту доклад но итогам каждого заседания Европейского совета.

Председатель Европейского совета на своем уровне и в своем качестве обеспечивает представительство Союза на международной арене по вопросам, относящимся к общей внешней политике и политике безопасности, без ущерба полномочиям Верховного представителя Союза но ИДПБ.

Политику в реальной жизни делают конкретные личности. Поэтому большая персонализация ЕС в лице Председателя Европейского совета может придать ему более «человеческое» лицо, которое понятнее и ближе населению и подчас удобнее для представления Союза на международной арене. Предполагается, что роль постоянного Председателя Европейского совета может быть сопоставима с позицией главы государства при парламентарной форме правления. Но со временем она может дрейфовать и в направлении президентской формы правления.

Первым Председателем Европейского совета стал бывший премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей, который, будучи не харизматичной личностью, весьма «мягко» и осторожно использовал широкие полномочия, представляемые этой высокой должностью. Будучи мастером компромисса и искусным переговорщиком, он стремился по возможности укрепить внутреннее единство ЕС и был переизбран на второй срок, пробыв в должности с 19 ноября 2009 г. по 1 декабря 2014 г. С 1 декабря 2014 г. его сменил бывший премьер-министр Полыни Дональд Туск.

Европейский совет принимает свои решения консенсусом, если иное не предусмотрено учредительными договорами ЕС (пар. 4 ст. 15 ДЕС). Порядок работы Европейского совета кроме положений ст. 15 ДЕС и ст. 235—236 ДФЕС во многом определяется достигнутыми еще в 1970-е гг. неформальными договоренностями, прежде всего закрепленными Лондонской декларацией 1977 г. «Организационными правилами проведения заседаний Европейского совета». Большую роль также играют обычаи и обыкновения.

Заседания Европейского совета первоначально проходили на территории государства — члена ЕС, которое в конкретное полугодие председательствовало в Совете ЕС. С 2005 г. все заседания Европейского совета стали проводиться в Брюсселе, что подтверждает общую тенденцию к централизации «европейской власти».

Сессия Европейского совета обычно завершается в течение двух дней. За это время проходят два пленарных заседания в полном составе, неформальные встречи глав государств и председателя Комиссии в узком кругу и параллельно им совещания министров иностранных дел и соответствующего комиссара ЕС. С 1988 г. сложилась практика выступления с речью в начале сессии Председателя Европарламента.

Сессия Европейского совета завершается пресс-конференцией, проводимой совместно председателями Совета и Комиссии, где общественности сообщается о принятых решениях. Все решения Европейского совета принимаются на основе консенсуса участвующих руководителей государств-членов и Комиссии.

Задача Европейского совета — «обеспечивать Союзу необходимый импульс для его развития и определять для этого общие политические ориентиры и приоритеты» (пар. 1 ст. 15 ДЕС). Именно она определяет положение Европейского совета в организационном механизме ЕС как института политической координации государств-членов между собой и с Союзом в целом, так как Европейский совет не осуществляет законодательных функций.

Европейский совет не обладает полномочиями принимать нормативные акты и иные юридически обязательные решения. Лишь в некоторых случаях (в основном в рамках общей внешней политики и политики безопасности) его решения могут иметь определенные правовые последствия. Акты Европейского совета выступают источником не правовых, а политических норм и политических обязательств.

Выводы, сделанные Европейским советом по итогам каждой его сессии, оформляются в «заключениях», а также в декларациях, посвященных отдельным кардинальным проблемам внутренней ситуации в Союзе и вопросам международных отношений. В некоторых случаях ДФЕС ставит перед Европейским советом установление таких «ориентиров» в отдельных сферах компетенции Союза: обсуждение и принятие заключений об общих ориентирах экономической политики государств-членов и ЕС (ст. 121 ДФЕС) и аналогичных заключений по вопросам ситуации в области занятости (ст. 148 ДФЕС).

В ходе заседаний Европейского совета также решаются вопросы о назначении высших должностных лиц ЕС, которые должны

утверждаться «общим согласием» правительств государств-членов (председателей Комиссии и ЕЦБ), а также о реформе учредительных договоров Союза (в этих случаях соответствующее решение оформляется, однако, не как акт Европейского совета, а как совместное решение правительств государств-членов или заключительный акт межправительственной конференции).

Говоря о месте Европейского совета среди других институтов Союза, нельзя не учитывать установленную ДЕС подотчетность Европейского совета представительному органу Союза — Европарламенту. Председатель Европейского совета обязан предоставлять Европарламенту отчет по итогам каждого его заседания, а также ежегодный письменный отчет о прогрессе, достигнутом Союзом.

Европейскому совету в его работе оказывает содействие Генеральный секретариат Совета.

Согласно ст. 15 Договора о ЕС: «2. В состав Европейского совета входят главы государств или правительств государств-членов, а также его Председатель и Председатель Комиссии. В его работе участвует Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности.

3. Европейский совет созывается на заседания его Председателем два раза в полугодие. Когда это обусловлено повесткой дня, члены Европейского совета могут принять решение о том, что каждого из них будет сопровождать министр (любой), а Председателя Комиссии — один из членов Комиссии (любой). Когда это обусловлено ситуацией, Председатель созывает внеочередное заседание Европейского совета».

При этом Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности избирается квалифицированным большинство самим Евросоветом с согласия Председателя Комиссии (п. 1 Ст. 18 Договора о ЕС).

Как показывает практика, «чрезвычайные» или внеочередные заседания Европейского совета собираются довольно часто. Их много больше, чем регулярных, плановых заседаний. В то же время в официальных сообщениях, в частности в СМИ, они именуются просто встречами в верхах — «саммитами» Европейского союза. Возможно, это делает формат подобных встреч более понятным широкой публике, которая в большинстве своем из-за большого количества «советов», существующих на европейском континенте, в результате довольно слабо в них ориентируется.

При этом саммитами называют не только очередные заседания Европейского совета, но и встречи между Президентом России и Председателем Евросовета. Такие саммиты играют ключевую роль в институциональной системе взаимодействия России и Европейского союза и определяют стратегические направления развития отношений. Они проходят дважды в год: традиционно в первом полугодии в России, во втором – согласно практике, установившейся после вступления 1 декабря 2009 года в силу Лиссабонского договора – в Брюсселе (ранее – в стране, председательствовавшей в Совете ЕС). На подобных встречах с российской стороны участвуют Президент России и министры, отвечающие за те или иные сферы сотрудничества с Евросоюзом. Европейский союз представлен Председателями Европейского совета и Еврокомиссии, а также Высоким представителем по иностранным делам и политике безопасности.

Со времени вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (1 декабря 1997 г.) Россия и ЕС провели 32 саммита. Последний из них состоялся в Брюсселе 28 января 2014 г.

Организация работы и полномочия Европейского Совета.

Ст. 15 Договора о ЕС: «1. Европейский совет дает Союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет его общие политические ориентиры и приоритеты. Европейский совет не осуществляет законодательную функцию.

Энтин: Подобную краткость формулировки, описывающей компетенцию Европейского совета, можно объяснить целым рядом причин. Пожалуй, главное состоит в том, что руководители государств, входящих в состав Евросовета, явно не хотели связывать себя рассмотрением мелких рутинных вопросов. Это не их компетенция. За Евросоветом оставлено решение глобальных проблем, жизненно важных для Союза. Решения, принимаемые Советом в ходе его заседаний, напоминают, скорее, своеобразную дорожную карту, в которой указываются задачи и цели и определяется вектор движения, необходимый для их достижения или решения. Они могут охватывать практически любую сферу деятельности, относящуюся к компетенции ЕС.

Так, посредством решений Евросовета были определены условия и принципиальные устои построения Экономического и валютного союза и, в частности, еврозоны. Евросовет рассмотрел и одобрил Лиссабонскую стратегию, направленную на превращение ЕС в самую конкурентоспособную экономику в мире.

Как правило, именно Евросовет определяет возможность, необходимость и содержание реформ, влекущих за собой пересмотр и ревизию учредительных договоров, включая и Лиссабонский договор о реформе. Поправки в экономическую стратегию, связанные с кризисными явлениями, внесены на саммите, состоявшемся в декабре 2008 года. Там же приняты решения, направленные на реализацию новой экологической программы. Практически на уровне Евросовета решаются все более или менее важные вопросы общей внешней политики и политики безопасности, оборонной политики и акций, предпринимаемых ЕС на международной арене. Таким образом, пункт 1 ст. 15 ДЕС носит, скорее, бланкетный характер, оставляя за самим Евросоветом наполнение его конкретным содержанием.

4. Европейский совет принимает свои решения консенсусом, если иное не предусмотрено Договорами».

Энтин: Квалифицированным большинством избирается Председатель Европейского совета (ст. 15 ДЕС), определяется список формаций Совета ЕС (ст. 236 ДФЕС), утверждается кандидатура Председателя Европейской комиссии (ст. 17 ДЕС). Тем же большинством Евросовет выдвигает Высокого представителя по ОИПБ (ст. 18 ДЕС). Таким же образом выдвигаются Председатель и члены Правления ЕЦБ (ст. 283 ДФЕС). Простым большинством принимается решение об отказе от созыва МПК в целях пересмотра учредительных договоров (ст. 48 ДЕС), решаются процедурные вопросы, утверждается внутренний регламент Евросовета (ст. 235 ДФЕС).

Ст. 235 Договора о функционировании ЕС: «1. В случае голосования каждому члену Европейского Совета может делегироваться право голоса со стороны не более одного из других членов. Когда Европейский Совет принимает свои акты путем голосования, в голосовании не принимают участия его Председатель и Председатель Комиссии.

2. Председатель Европейского парламента может приглашаться для заслушивания Европейским Советом.

3. Европейский Совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента.

4. Европейскому Совету оказывает содействие Генеральный секретариат Совета».

В том, что касается положения об участии Министров в Европейском совете, мы видим, что это становится по новому договору, скорее, исключением, чем правилом. Объясняется это, очевидно, тем, что в расширившемся Европейском союзе Европейский совет в составе около 60 представителей, если иметь в виду участие 27 министров иностранных дел, а также представителей Комиссии, может увязнуть в дискуссиях и будет не в силах принимать оперативные решения.

Касательно практике делегирования голоса: На практике на заседании Европейского совета в октябре 2003 г. тогдашний президент Франции Ж. Ширак уже представлял и своего германского коллегу канцлера Г. Шредера, которого важные дела задержали в Берлине. То есть можно сказать, что и здесь право лишь подтвердило то, что уже делалось на практике.

Решения Европейского совета по общему правилу принимаются консенсусом. Примечательно, что ДР употребляет именно термин «консенсус», а не «единогласие». Это вносит некоторый весьма важный нюанс в процедуру. Единогласие считается достигнутым, если все выступают за. Консенсус предполагает, что никто не голосует против. Воздерживающиеся не учитываются.

При этом (Глотов) решения принимаются в виде итогового коммюнике и деклараций. Они не носят характер юридически обязательных актов, но содержащиеся в них положения направляют деятельность институтов государств – членов в последующий период (носят политический характер, это директивные указания).

Помимо общего определения предназначения Европейского совета ДР указывает иногда и на отнесение к его компетенции некоторых конкретных вопросов. Так, согласно ст. 48 ДФЕС в случае, если государство — член ЕС выражает серьезные опасения в связи с принятием на основе общей законодательной процедуры акта, относящегося к социальным вопросам, оно может обратиться с запросом в Евросовет. Законодательная процедура приостанавливается, и Евросовет в течение четырех месяцев должен либо вернуть проект для дальнейшего прохождения, либо поручить Комиссии представить новое предложение, что равнозначно отклонению ранее внесенного законопроекта

Ст. 48 ДФЕС интересна не только по своим сущностным параметрам. Она, вопреки указанию ДЕС на запрет осуществления Евросоветом законодательных функций, явно говорит о том, что такой запрет не является абсолютным. Примерно схожие постановления процедурного характера предусмотрены ст. 82 и 83 ДФЕС применительно к организации сотрудничества государств — членов ЕС в уголовно-правовой сфере. Несколько схожие положения относятся также к сфере продвинутого сотрудничества.

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что Европейский совет, не будучи официально субъектом законодательного процесса, может активно влиять на процесс принятия законодательных актов. Во всяком случае, если применяется общая законодательная процедура.

Под «европейским советом» понимается встреча между государственными лидерами и главами правительств стран-участниц ЕС Кроме того, такие встречи назвают саммитами Евросоюза и на них проходят важнейшие обсуждения о том, в каком направлении будет идти вся политика Европейского союза. Европейский совет на практике — высший политический орган, уполномоченный принимать решения. На встречах совета главы государств и правительств Евросоюза приходят, например, к соглашениям о том, какие новые страны присоединятся к ним или какие антикризисные меры лучше принять. Когда лиссабонский договор вступит в силу, Европейский совет получит официальный статус и будет избран постоянный председатель совета.
Европейский совет не стоит путать с международной организацией «Совет Европы», которая была учреждена в 1949 году во французском городе Страсбурге. Совет Европы известен по большей части своей деятельностью по защите прав человека и он не является органом власти в Евросоюзе.
Саммиты ЕС начали проходить с 1974 года по инициативе президента Франции Валери Жискар д’Эстена. Неформальная дискуссия быстро переросла во встречи на самом высоком уровне. Изначально лидеры стран собирались два раза в год, сейчас же встречи проходят чаще: четыре раза в год, как правило в марте, июне, октябре и декабре. На весенних саммитах как правило обсуждаются поставленные цели и экономика, но на повестке дня возникают и другие вопросы. Помимо этого иногда собираются внеплановые встречи. Так, например, был созван совет в Греции во время обострения иракского конфликта в 2003 году и в 2008 году из-за военного конфликта между Грузией и Россией.
На саммите большинство стран-участников представлено премьер-министрами, однако представители некоторых стран, таких как Франция – президенты. Комиссия встречи и председатель выбираются прямо на собрании. Задачи европейского совета прописаны в Маастрихтском договоре. Официально саммит разрабатывает генеральную политическую линию и дает импульс для ее развития в Евросоюзе. Тут так же могут быть внесены предложения касательно определенных положений в законе, например, комиссии могут призывать к подготовке закона об ограничении автомобильных выхлопов.
Конференция правительства которая принимает решение об изменении основных законов Евросоюза обычно походит вместе в саммитом Евросоюза. Последняя такая конференция закончилась подписанием Лиссабонского договора в 2007 году. Она проходит между главами государств и правительств, но сначала между собой ведут переговоры премьер-министры, статс-секретари и служащие, занимающее высокие посты. Например, в Ницце в декабре 2000 года было достигнуто соглашение об основном законе, который сделал возможным расширить Евросоюз. Решение было принято после примерно трехсот семидесяти часов обсуждения, десяти совещаний министров и трех встреч между премьер министрами и главами правительства.
Европейский совет так же решает споры, которые не смогли разрешиться на других встречах. Это может быть обсуждение назначения на высокий пост (например, на пост председателя комиссии), месторасположение каких-либо управляющих органов Евросоюза или окончательная дата вступления для стран-новичков. Так же главы стран и правительств устанавливают основную линию развития экономических отношений для Евросоюза и так же общую внутреннюю политику и политику безопасности. Кроме того совет занимается долгосрочным планированием бюджета.
Раньше встречи европейского совета проходили по очереди в каждой из стран-участниц, но начиная с 2000 года европейский совет постепенно переехал в Брюссель, где он собирается теперь в здании имени Юстиса Липсиуса, известного бельгийского философа 16го века. Но города где раньше проходили встречи так и остались в речи политиков: Маастрихтский, Амстердамский, Ниццкий договора, Лиссабонский процесс и многое другое.
На встречах европейского совета принимаются положения, с помощью которых координируются деятельность европейского союза. Эти положения имеют официальный статус и публикуются на сайте Европейского совета. В этих положениях может быть выражено общее отношение всех участников саммита к, например, ситуации на среднем востоке или в Ираке. Иногда эти положения подвергаются критике, потому что они не достаточно амбициозны и повторяют и без того очевидные факты. Но всегда это результат большого количества компромисса одобренные всеми странами.
Председательствующие страны иногда организовывают и неформальные встречи. На таких встречах не принимается никаких решений, их идея в том, чтобы главы государств могли обсудить свои проблемы в неформальной дискуссии за закрытыми дверям. Иногда на такие встречи приглашают иностранных гостей, например, в 2006 на саммит в Лахти был приглашен президент РФ Владимир Путин.

Членами Совета Европы являются 47 государств, в том числе 21 государство Центральной и Восточной Европы. Заявку на вступление в Организацию подала Белоруссия. Статус наблюдателя при Комитете министров СЕ предоставлен США, Канаде, Японии, Мексике и Ватикану. Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ.

Российская Федерация стала 39‑м государством‑членом Совета Европы 28 февраля 1996 года.

Согласно Уставу организации, «целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод».

Нынешние политические полномочия Советы Европы были определены на Третьей встрече глав государств и правительств в мае 2005 года в Варшаве, где были приняты Политическая декларация, а также План действий, в котором государства‑члены наметили основные задачи Совета Европы на ближайшие годы. Это: продвижение общих основополагающих ценностей: права человека, верховенство закона и демократия; укрепление мер, направленных на обеспечение безопасности европейских граждан, в частности, в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми; развитие сотрудничества с другими международными и европейскими организациями.

В рамках СЕ принято более 210 многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним. Некоторые из этих договорно‑правовых актов открыты для присоединения неевропейских государств. Россия является участником (подписала и ратифицировала) 56‑ти правовых документов Совета Европы, в т.ч. Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Структура Совета Европы:

В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ, до мая 2007 года — КМРВЕ.) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров (КМСЕ) — директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств‑членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге (Франция).

Сессии Комитета министров на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в Страсбурге. Между сессиями еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран‑участниц при Совете Европы.

Наиболее важные решения Совета Европы по отдельным вопросам принимаются Комитетом министров по согласованию с другими основными органами СЕ в виде соответствующих европейских конвенций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам‑членам СЕ являются для них не юридически, а политически обязательными. Наиболее важные из них принимаются консенсусом, однако формальное требование консенсуса в КМСЕ отсутствует.

КМСЕ контролирует и координирует весьма разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества — специализированных комитетов и групп различного уровня (более 100).

Председательство в КМСЕ осуществляется государствами — членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение 6 месяцев.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) объединяет 636 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Наделена консультативными функциями. В Ассамблее действует пять политических групп (фракций). Ежегодная сессия ПАСЕ разбита на четыре части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство. Ассамблея формирует Постоянную комиссию, Бюро, 10 функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. КМРВСЕ, как и ПАСЕ, наделен консультативными функциями. Пленарные заседания проходят два раза в год. Главные цели ‑ развитие демократии на местах, укрепление приграничного и межрегионального сотрудничества в Европе.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге является контрольным механизмом Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Состоит из судей, число которых соответствует количеству государств‑участников ЕКПЧ. Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве и не выступают от имени государств.

Генеральный секретариат, состоящий из примерно 1800 сотрудников. В сентябре 2009 года генеральным секретарем СЕ на пять лет избран Турбьёрн Ягланд (Норвегия).

В 1999 году был утвержден пост Комиссара СЕ по правам человека. Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах ‑ членах СЕ. Комиссар не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.

Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций‑спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. «Частичные соглашения». В настоящее время Россия участвует в семи из них.

Бюджет организации формируется из взносов стран‑участниц. Регулярный бюджет Совета Европы на 2012 год составляет 240 миллионов евро. Взносы государств — 233,5 миллионов евро.

Штаб‑квартира Организации находится в Страсбурге, Франция. Официальные языки организации — английский и французский, во время сессий как рабочие языки также используются немецкий, итальянский и русский.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Добавить комментарий