Федерализм в США

Федеративная форма политико-территориального устройства сложилась в США в результате сознательной целенаправленной деятельности. Изначально отцы-основатели государственности в Северной Америке исходили из необходимости обеспечить децентрализацию власти, чтобы предотвратить ее узурпацию и авторитарность. Одним из способов такой децентрализации и был избран федерализм.

На первом этапе взаимоотношения носили конфедеративный характер. Считается, что Конфедерация Североамериканских штатов возникла в 1781 г., когда вступили в силу одобренные конгрессом «Статьи Конфедерации и Вечного Союза”. Во второй половине XVIII в. оформились конфедеративные отношения между 13 существовавшими тогда колониями. 15 ноября 1777 г. Континентальный конгресс принял Статьи Конфедерации. Согласно этим Статьям штаты оставались суверенными государствами. Центральное управление осуществлялось Конгрессом, который состоял из представителей штатов в количестве от двух до семи, но каждая делегация имела один голос. Конгресс решал вопросы внешней политики (войны и мира, направления войск, заключения договоров).

Окончательно федерация сформировалась с момента вступления в силу Конституции США. Сначала эта федерация состояла из 13 штатов. В настоящий момент США насчитывают 50 штатов плюс федеральный округ Колумбия. Есть еще самоуправляемые территории, являющиеся ассоциированными членами США.

Федерация Соединенных Штатов относится к дуалистическим. Дуализм проявляется в том, что предметы ведения и полномочия достаточно четко разграничены между федеральной властью и властью субъектов федерации. В силу этого на территории каждого штата действует двойная юрисдикция – федеральная и юрисдикция штата.

Конституционно-правовой статус федерации. США как федерация обладают практически всеми признаками федеративного устройства.

  • Территория государства состоит из территорий штатов и федеральной территории.
  • Население распределено по штатам, имеющим свое гражданство, хотя существует свободное передвижение и свободный выбор места жительства граждан по территории всей страны.
  • Есть федеральная Конституция, система федеральных органов власти: Конгресс, федеральный Президент и Верховный суд, возглавляющий всю систему федеральных судов.

Конституционно-правовой статус субъектов федерации характеризуется следующими чертами.

  • Каждый штат имеет свою конституцию, которая принимается им самостоятельно и не требует одобрения на федеральном уровне.
  • Устройство системы органов власти на уровне штатов закреплено в конституциях штатов, и оно соответствует федеральной модели. Законодательную власть осуществляют легислатуры, которые имеют двухпалатную структуру, за исключением штата Небраска. Исполнительную власть в штатах возглавляют губернаторы, которые избираются в четырех штатах (Арканзас, Вермонт, Нью-Хэмпшир и Род-Айленд) на два года, в 46 штатах – на четыре года. Судебные органы в штатах выполняют те же функции, что и федеральные суды, но устройство судебной власти в каждом штате имеет весьма значительные отличия.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. Необходимо сказать, что изначально концепция создания федерации базировалась на идее так называемого дуалистического федерализма, который предусматривает четкое разделение предметов ведения и полномочий между федеральной властью и властью субъектов федерации, которые разграничены непосредственно в федеральной Конституции, причем весьма своеобразно. Здесь нет типичного для многих зарубежных конституций детального перечня предметов ведения и полномочий федеральной власти. Компетенция штатов определяется по принципу остаточной компетенции.

В то же время своеобразие модели федерализма Соединенных Штатов проявляется в том, что штаты обладают достаточно большой степенью самостоятельности.

Зависимые территории. Для территориальной организации США характерно наличие так называемых свободных ассоциаций. Ассоциированное государство (или свободно присоединившееся государство) – это особая форма межгосударственных отношений, которая содержит и отдельные элементы внутригосударственных отношений. На основании соглашений о «Свободной ассоциации” эти права предоставлены островам Пуэрто-Рико (Пуэрто-Рико – остров в Карибском море (административный центр – Сан-Хосе). Площадь 8,9 тыс. кв. км, население около 4 млн чел. Официальный язык – испанский. Денежной единицей является доллар США

Статус острова Гуам определяется Органическим законом, принятым Конгрессом США в 1950 г. Остров обладает правом местного самоуправления, а его жители признаются гражданами США без права участия в национальных выборах США. Население Гуама избирает законодательный орган и губернатора. На территории этих островов распространяется федеральное законодательство США, имеющее приоритет по тем вопросам, которые отнесены к ведению федерации в целом.

Следует отметить, что некоторые территории находятся под прямым управлением США. Прямое управление – это режим властвования, устанавливаемый в соответствии с решением ООН в отношении отдельных территорий. Под прямым управлением США находятся Виргинские острова и Восточное Самоа.

КОНЦЕПЦИЯ АМЕРИКАНСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Харатян Г.Э.

1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ АМЕРИКАНСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Харатян Гурген Эдуардович, аспирант. Место учебы: Российская академия правосудия. E-mail: Gurgen055@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблемам теории и реализации концепции американского федерализма. В ней раскрываются историко-теоретические предпосылки зарождения идеи федерализма и их развитие непосредственно в Америке. Выявлены основные научные доктрины американского федерализма и особенности их реализации на практике. Установлена связь теории американского федерализма с практическими нуждами государства, в разное время отражающей как потребности развития самой американской федерации, так и представления о разрешении возникавших в ходе ее эволюции проблем. Сделан вывод о наличии в США практической возможности ограничения любой власти путем создания ее реальной альтернативы, обязательно связанной с жизнью и интересами граждан.

Ключевые слова: американский федерализм, федерация, государство, конституционная модель демократии, самоуправляющееся общество, баланс публичных и частных интересов, дуалистический федерализм, американская модель федерации, разграничение компетенции, уровень государственной власти.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF AMERICAN FEDERALISM

Kharatyan Gurgen Edurdovich, postgraduate student. Place of study: Russian Academy of justice. E-mail: Gurgen055@mail.ru

Своеобразным фундаментом государственной и правовой систем США выступает общественнополитическая идея федерализма. Прежде чем перейти к рассмотрению теоретико-концептуальных основ американского федерализма, следует обратиться к краткому анализу самого феномена федерализма. Для последующей выработки выводов и категориального различения понятий необходимо определиться с употребляемыми научными терминами, так, как «точное

определение терминов представляет первую предпосылку всякого научного исследования»1.

Федерализм является одним из наиболее трудных, если не самым трудным, для определения социальнополитическим феноменом. По общему мнению целого ряда отечественных авторов, несмотря на возможность выделения основных принципов, единого определения федерализма не существует и сам термин «федерализм» имеет различные толкования1 2. Федерализм как социально-политическая категория является многоаспектным, отсюда и различные точки зрения на его определение, вплоть до отрицания возможности дать его общее концептуальное определение3.

Исторически термин федерализм происходит от латинского «foedus» — договор, союз. В качестве одного из институтов римского права «foedus» представлял собой правовое установление jus gentium — «права народов», предтечи международного права. Отсюда можно сделать вывод о том, что федерация в своем изначальном смысле прежде всего межгосударственное объединение. Иными словами, выражением изначального смысла федерализма выступают принципы договора (соглашения), а также родственным лат. «foedus» слово «fides» — доверие, партнерство, добровольное согласие4. Сам термин «федерализм» является широко распространенным в рамках теории и истории государства и права и относится как к форме государственного устройства (федерация), так и в широком смысле к концептуальному политическому движению за федеративное устройство5. Отсюда и традиционное рассмотрение федерализма как системы основных принципов устройства и функционирования государства, отличных от принципов конфедерации и унитаризма. В основе данной формы государственности прежде всего отмечены следующие принципы:

— формирования геополитического пространства государства как единого целого из территориальных субъектов;

— субъекты федерации обладают лишь ограниченным суверенитетом, обычно наделяются учредительной властью, могут принимать собственную конституцию;

— разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в союзной (федеральной) конституции;

— субъекты федерации имеют свои правовые и судебные системы;

1 Джини К. Логика в статистике. М.: Статистика, 1973. С. 11.

4 См.: Трусин С.В. Методологические основания феномена федерализма // Основы экономики, управления и права. 2012. № 4 (4). С. 29.

5 См.: Новицкая А.А. Полисемантичность термина pactum в римском праве // Бизнес в законе. — 2013. — № 6. — С. 26-32.

4’2014

Пробелы в российском законодательстве

— существует и единое союзное (федеративное) гражданство и гражданство субъекта6;

— наличие конституционной гарантии прав и свобод человека, т.к. распределенная государственная власть способствует недопущению ее узурпации какой-либо структурой7.

Так, одним из распространенных определений федерации является утверждение, что федерация — это форма организации правительства, которая стремится примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства, и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль во взаимоотношениях с центральным правительством8. Являясь многомерным явлением, федерализм имеет не только статический, но и динамический характер, по-разному проявляет себя в конкретный исторический период развития государства. Федерализму присущи исторические, политические, правовые, социальные, фискальные, культурные, идеологические и иные особенности. Существует даже пример попытки создать отдельную научную дисциплину «Федералогию», в рамках которой выпускаются учебные пособия, специально посвященные проблемам теории и практики данного социально-политического явления9. За рубежом еще с 1971 г. издается ежеквартальный журнал «Паблиус: журнал по проблемам федерализма», специализированный на данном феномене (под ред. Дж. Элейзера и Дж. Кинсайда) и многие другие издания. Наличие такого повышенного интереса к федерализму, а также большое количество дефиниций данного феномена объясняется прежде всего тем, что теория и практика федерализма насчитывает в мировой истории несколько веков, на протяжении которых он постоянно эволюционировал и претерпевал различные изменения: от федеральной теологии до современного политико-правового способа распределения властных полномочий10 11.

В рамках эволюции концепции собственно американского федерализма сложился ряд научных доктрин, активно используемых в судебной и политической практике США и всего мира. Среди них концепции, в разное время отражающие как потребности развития самой американской федерации, так и представления о разрешении возникавших в ходе ее эволюции проблем.

Общепризнанными на сегодняшний день являются: «дуалистический федерализм», «кооперативный федерализм», «новый федерализм», «конкурентный федерализм». Термин «дуалистический федерализм» был введен в научный оборот в 30-х годах XX в. и относится к периоду перехода от колоний к федерации штатов. Данная концепция предполагает двойственность суверенитета в государстве: суверенитет федерации и суверенитет ее субъектов11. Согласно теории дуалистического федерализма, структурообразующей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 См., например: Федерализм: энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 228.

7 Эбзеев Б.С., Айбазов Р.У., Краснорядцев С.Л. Глобализация и государственное единство России. М.: Формула права, 2006. С. 136.

8 Натан Р., Хоффманн Э. Современный федерализм: сравнительные перспективы // Международная жизнь. 1991. № 4. С. 35.

9 См.: Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб., 2004. 320 с.

10 См.: Гоптарева И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма // Credo. 2002. №1. С. 49-64.

11 См.: Фадеева Т.М. Европейский федерализм: современные

тенденции / РАН ИНИОН. Центр соц. науч.-инф. исслед. Отд. ист.

наук; отв. ред. А.А. Твердохлеб. М., 2000. С. 7.

моделью политического взаимодействия в государстве и обществе выступают договорные отношения, поэтому данная теория позволяет раскрыть сущностные черты федеративной системы и отвечает логике построения федерации в качестве договорного образования. Однако важно помнить, что при вхождении государства в состав другого государства, потеря, а не только ограничение суверенитета, неизбежна. Это обусловлено тем, что суверенитет — не просто относительная независимость государства, но его полная не подчиненность другому. Следовательно, даже обладающие широкими полномочиями субъекты федерации не являются суверенными образованиями12.

Внутри концепции дуалистического федерализма центральное место занимает принцип жесткого горизонтального разделения уровней управления: то, что в 50-е годы получило в американской политологии образное определение layer-cake federalism («федерализм, подобный слоеному пирогу»). Эта концепция относится современными авторами к классу равновесных систем, где центр тяжести не смещается ни в сторону федерального правительства, ни к субъектам федерации, на ее основе они разрабатывают идею о возможности разрешения коллизий, возникающих между центром и регионами, при помощи участия нейтрального арбитра — судебной власти. Последняя, путем беспристрастного толкования текста конституции и руководствуясь ее принципами, призвана разграничивать суверенитет регионов и федерации. Позднее большее распространение получила концепция кооперативного федерализма, которая исходила из необходимости партнерства двух уровней власти (федерального центра и субъектов федерации), в связи с чем в конституциях стала специально выделяться сфера совместного ведения федерации и ее субъектов. Помимо сотрудничества между всеми уровнями власти данная концепция предполагает и солидарную ответственность при осуществлении определенных государственных полномочий.

В США она стала доминировать в качестве основы внутригосударственных отношений в связи с проведением Президентом Ф. Рузвельтом «Нового курса», исходя из необходимости кооперации13. Особенностью этого периода развития американского федерализма стала необходимость объединения усилий федерации и штатов для решения целого ряда социальноэкономических задач14. Американский кооперативный федерализм базируется на особенностях политической системы и системы правосудия США, в основе которых, в свою очередь, лежат принципы кооперации, состязательности и конкуренции. Согласно Д. Элазару, «определение кооперативный» в выражении «кооперативный федерализм» не означает, что отношения строятся исключительно на мире и дружбе… Не во всех ситуациях власти работают друг с другом охотно и в дружеском духе, так как зачастую они преследуют различные и даже противоположные цели. Однако «кооперативный» означает обязательность фактического поведения — работать и взаимодействовать

12 См.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права М., 1982. С. 50.

14 См.: Сидоров О. А. Утверждение кооперативного федерализма в США (судебно-правовой аспект) // Регионология. 2006. № 4. С. 17.

КОНЦЕПЦИЯ АМЕРИКАНСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Харатян Г.Э.

вместе»15. Замена концепции дуалистического федерализма кооперативным отразила собой переход американского общества на иной уровень централизации экономики, власти и всех процессов социального регулирования. Политика децентрализации, начатая Президентом Р. Никсоном как расширение прерогатив органов местного самоуправления и правительств штатов за счет существующих полномочий федерального правительства, получила при Президенте Р. Рейгане название «нового федерализма» и ознаменовала собой масштабное сужение роли федерального центра. Сегодня данная тенденция сформировалась и окончательно оформилась в так называемую концепцию «конкурентного федерализма».

Это было обусловлено тем, что предыдущий опыт имел своим следствием нарушение равновесия федеративной системы Соединенных Штатов, а именно: чрезмерное сосредоточение политической инициативы, ответственности, финансовых ресурсов в федеральном центре, т.е. в руках федеральной бюрократии. Все данные явления во многом определи главные положения «нового федерализма» и стали лейтмотивом для научно обоснованного «конкурентного федерализма». Были восстановлены живительные для США идеи свободной конкуренции исходя из идеи о том, что: «Главной чертой конституций федеративных государств является сдерживание возможностей федеральных правительств по использованию принуждения в собственных интересах. Но федеральные правительства должны удерживаться как конституционно очерченными рамками их статуса и полномочий, так и самим фактом действительной конкуренции с правительствами субъектов федераций»16. Исходя из конкурентного начала, присущего федеративным системам и являющегося преимуществом федерации, был выведен тезис о способности поддержания постоянного соперничества как между национальным и субнациональным уровнями управления, так и между органами власти одного уровня, что и придает федеративной системе ее особый динамизм. В практическом плане реализация данного положения ускорит темпы хозяйственного роста, ограничит не подкрепленный экономическими возможностями рост социальных расходов, будет препятствовать увеличению налоговой нагрузки и, как результат, поспособствует повышению эффективности всей управленческой системы государства. Федеральный центр и регионы, согласно концепции конкурирующего федерализма, подчинены общим «правилам игры», а их «конкуренция» не выходит за пределы соперничества из-за голосов избирателей, финансовых ресурсов налогоплательщиков и средства инвесторов.

На практике федеративная система США обеспечивает существование нескольких уравновешенных между собой центров власти: Верховного Суда, Конгресса и Президента США. Все эти государственные органы олицетворяют собой соответствующие ветви власти и призваны обеспечивать защиту от проблем присущих централизованной власти в унитарном государстве, которые делают нежизнеспособными формальные федерации. В таких странах центральная власть обладает такой властью над «субъектами», которая прежде всего проявляется в способности заставлять вышеупомянутые «субъекты» делать то, что

15 Элазар Д. Сравнительный федерализм // Полит. исслед. 1995. № 5. С. 112.

16 Walsh С, An Economic Perspective // Galligan В., (ed.), Australian Federalism, Melbourne, 1989, P. 219.

последние не желают, и по своей воле не стали бы делать. Следовательно, правовые формы нового федеративного государства Америки должны были быть отличными от унитарных форм старого света, то есть привлечь совершенно иные принципы всей правовой и административной системы государства, а не ограничиваться одним лишь четким разделением компетенций между федеральным центром и штатами.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что выявленная в статье глубокая концептуальная основа американского федерализма обосновывает практику нахождение власти в штатах США «ближе к дому», иными словами, на традиционном со времен первых колоний уровне общины, муниципалитета, города и, наконец, штата. Данная традиция закрепляет принцип ограничения любой власти только путем создания ее реальной альтернативы, обязательно связанной с жизнью и интересами граждан — в общине, деревне или городе. По такому же принципу правительства штатов уравновешивают федеральную власть, а она контролируют деятельность администраций штатов США. В рамках американского федерализма эта система работает по конституционному принципу системы «сдержек и противовесов», согласно которому исполнительная, законодательная и судебная ветви власти уравновешивают и контролируют друг друга. Федерализм выступает в качестве своего рода основы взаимоотношений между множеством отдельных сообществ и не является просто шаблонной схемой. На практике федерализм оказался бы пустым и бессмысленным, если бы его рассматривали отдельно от культуры и истории конкретного государства. Так, для Соединенных Штатов Америки федерализм стал не только традицией, но и важной чертой американского образа жизни.

Список литературы:

1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб., 2004. 320 с.

3. Гоптарева И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма // Credo. 2002. №1. С. 4964.

4. Гоптарева И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма // Credo. 2002. №1. С. 4964.

5. Джини К. Логика в статистике. М.: Статистика, 1973. С. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Добрынин Н.М. Федерализм: историко-

8. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права М., 1982. С. 50.

9. Натан Р., Хоффманн Э. Современный федерализм: сравнительные перспективы // Международная жизнь. 1991. № 4. С. 35.

10. Новицкая А.А. Полисемантичность термина pactum в римском праве // Бизнес в законе. — 2013. — № 6. — С. 26-32.

4’2014

Пробелы в российском законодательстве

11. Сидоров О.А. Утверждение кооперативного федерализма в США (судебно-правовой аспект) // Регионология. 2006. № 4. С. 17.

12. Трусин С. В. Методологические основания феномена федерализма // Основы экономики, управления и права. 2012. № 4 (4). С. 29.

14. Федерализм: энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 228.

15. Хабирова А.В. Категориальный статус и проблемно-теоретическое поле понятия «федерализм» // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. Кн. 3. С. 6070.

17. Эбзеев Б.С., Айбазов Р.У., Краснорядцев С.Л. Глобализация и государственное единство России. М.: Формула права, 2006. С. 136.

18. Элазар Д. Сравнительный федерализм // Полит. исслед. 1995. № 5. С. 112.

19. Walsh С, An Economic Perspective // Galligan В., (ed.), Australian Federalism, Melbourne, 1989, P. 219.

Рецензия

на статью Харатяна Гургена Эдуардовича «Теоретические и практические аспекты концепции американского федерализма»

Подготовленная Харатяном Г.Э. научная статья на тему «Теоретические и практические аспекты концепции американского федерализма» посвящена актуальным историко-правовым аспектам утверждения концепции американского федерализма.

Актуальность темы представленной для рецензирования научной статьи заключается в необходимости исторического и сравнительно-правового анализа концепции федерализма, особенностей формирования на основе общих принципов построения федеративного государства одной из наиболее жизнеспособных моделей такого государства, созданной в США. В этих целях автором предпринята попытка обоснования общих положений концепции федеративного государства, а также исследование исторических особенностей формирования независимого федеративного государства в США.

Статья написана на основе российских и иностранных источников, что способствует увеличению широты авторского кругозора, анализу различных научных позиций, сформулированных в российской и американской юриспруденции.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что исследуя обозначенную проблему, автором предпринята попытка внести определенный вклад в развитие общей теории государства и права, сравнительного правоведения.

Вызывают интерес авторские выводы, главный из которых состоит в следующем. Подчеркивая незыблемость сложившейся в США в конце XVIII в. системы организации федеративного государства, автор обосновывает роль судебной власти как арбитра, на которого возложено разрешение возможных противоречий, возникающих между федеральным центром и регионами. Именно это, на взгляд автора, способствует особому положению судебной власти в созданной в

США системе «сдержек и противовесов», что обеспечивает транспарентность деятельности двух остальных ветвей власти и учет региональных интересов при федеративной организации государства.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рецензируемая работа достаточно актуальна, соответствует предъявляемым требованиям, представляет интерес с научной и практической точек зрения и может быть рекомендована для издания в журнале, рекомендованном ВАК, как научная статья.

Зав. кафедрой конституционного права им. Н.В. Витрука и кафедрой истории права и государства Российской академии правосудия, д-р юрид. наук, профессор В.Е. Сафонов

США – федеративное государство. Конституция 1787 г. преобразовала СШ из Конфедерации в федерацию. Составные части федерации –штаты – обладают многими признаками государства (в переводе с английского state – государство), поскольку имеют свою конституцию; свои законы; собственную судебную систему во главе с Верховным судом штата; гражданство штата; свои органы государственной власти; символику.

Однако штаты в полном смысле этого слова государствами не являются. Они не имеют права выходить из состава федерации; вводить внутреннюю таможню; вводить на своей территории собственную валюту; самостоятельно вести международную политику; иметь свои вооруженные силы. В остальном штатам предоставлена полная свобода.

Каждый штат имеет свое законодательное собрание (легислатуру). Законодательное собрание (легислатура) во всех штатах (кроме Небраски) имеет двухпалатную структуру и, как Конгресс США, состоит из Палаты представителей штата и Сената штата.

Исполнительную власть осуществляет избираемый населением губернатор. Срок полномочий легислатуры и губернатора штата обычно составляет 2 или 4 года (чаще 4).

В каждом штате имеетсясистема местного самоуправления. Наиболее распространенными муниципальными единицами, на которые делится штат, являются графства и города. Местное самоуправление обычно осуществляется по одной из трех схем. Либо управляющим, которого нанимает муниципальный совет; возможно мэром (муниципальным главой) совместно с муниципальным советом; либо специальной комиссией, избираемой жителями.

Первоначально в США входило 13 штатов (нынешний Северо-Восток США). Территория США постоянно расширялась (мирным или военным путем). В настоящее время в состав США входят 50 штатов; федеральный округ Колумбия (столица – г. Вашингтон); 2 свободно присоединившихся государства (обладают ограниченным суверенитетом, не избирают своих депутатов в Конгресс, но имеют с США общую экономику и валюту) – Пуэрто-Рико и Гуам. Острова Микронезии являются ассоциированными государствами с США. Большинство из них – члены ООН, у них есть избираемые парламенты и президенты. Пуэрто-Рико считается «свободно присоединившимся государством», этот остров – не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство, но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в Сенате, а в Палату представителей они посылают только по одному делегату с правом совещательного голоса. Их жители не платят федеральных налогов.

В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа и Виргинские острова, имеющие статус территорий США. Там существует назначаемая администрация.

Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. Его жители избирают трех выборщиков для участия в выборах Президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату Конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат Конгрессу. Вашингтон – столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра.

Конгресс может принимать в Союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгрессе и законодательных собраний штатов (разд. 3 ст. IV).

Федерация США – относительно централизованная. Конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и штатов. Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападения извне, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти — и от внутренних насилий (разд. 4 ст. IV).

Первым государством, заложившим основы современного феде­ративного устройства, стали в 1789 г. Соединенные Штаты Америки. В течение первого века своего существования Соединенные Штаты перенесли опустошительную Гражданскую войну в 1861 — 1865 гг., но до сих пор принятая в 1789 г. Федеральная конституция сохраня­ется в неизменном виде. Первоначально США состояли из 13 штатов, с течением времени государство превратилось в федерацию 50 штатов.

На сегодняшний день система органов государственной власти Соединенных Штатов Америки состоит из федерального правитель­ства, органов власти 50 штатов, двух союзных административно-тер­риториальных образований (federacies), трех автономных территорий, трех особых (неинкорпорированных) территорий, более 130 особых административно-территориальных образований, где проживают коренные народности, и большого числа муниципальных образований . Все органы власти федерального уровня и уровней штатов

созданы с учетом принципа разделения исполнительной и законода­тельной властей.

Отцы-основатели Конституции решили, что местопребывание федеральных органов не должно находиться в пределах какого-либо штата, чтобы не зависеть от властей последнего (разд. 8, ст. 1). Разви­тие американской федерации проходит в непрерывном противо­стоянии двух тенденций — централизации и децентрализации.

Государственно-территориальное устройство США обладает все­ми признаками федерации:

— население распределено по государственным образованиям — штатам, являющимися субъектами Федерации;

— полномочия федеральных органов власти определяет союзная конституция;

— субъекты Федерации имеют свои конституции, на основе кото­рых создаются законодательные и исполнительные органы штатов;

— субъекты Федерации обладают своей системой права и судеб­ной системой;

— легислатуры штатов принимают законы;

— союзный парламент состоит из двух палат, одна из которых пред­ставляет интересы штатов;

— провозглашается двойное гражданство (союзное и штатов).

Соединенные Штаты являются относительно умеренным децен­трализованным государством. Главной особенностью системы распре­деления властных полномочий, которые распространяется в равной степени на все 50 штатов, является рассредоточение указанных пол­номочий между уровнями государственного управления. При этом Конституцией устанавливаются предметы ведения, относящиеся к федеральному уровню власти, а также определяется сфера компе­тенции штатов. Полномочия, относящиеся к федеральному уровню власти, по большей части представляют собой предметы совместного ведения, причем в случае, когда федеральный закон противоречит зако­нам штата, то приоритет имеет федеральное законодательство. Орга­нам власти отдельных штатов запрещено законотворчество в некото­рых сферах, что передает полномочия по принятию решений в данных сферах исключительно в ведение федеральной администрации.

Основным принципом институционального устройства федераль­ного и субфедеральных уровней власти является разделение власти между ее исполнительной, законодательной и судебной ветвями. Это подразумевает использование принципов взаимозависимости и взаим­ных ограничений в деятельности данных институтов.

Главный орган законодательной власти США — федеральный Конгресс — состоит из Палаты представителей, формируемой путем

прямых выборов, причем количество депутатов в ней пропорциональ­но населению каждого штата, и Сената, избираемого также на прямых выборах, а каждый штат представлен двумя сенаторами.

Президент избирается на прямых выборах, поданные за того или иного кандидата голоса от населения распределяются в соответствии с числом представителей от того или иного штата в Коллегии выбор­щиков. Отсутствие партийной дисциплины позволяет штатам и отдель­ным муниципалитетам выдвигать и отстаивать свою точку зрения в ходе дебатов в Конгрессе. Соблюдение этого принципа на обоих уров­нях государственной власти вкупе с большим количеством штатов при­вели также к установлению в США рассредоточенной, сложной и отно­сительно не скоординированной системы отношений между уровнями государственной власти.

Несмотря на то что требование об обязательном сотрудничестве федерального правительства с органами власти штатов в вопросах про­ведения политики в областях, в которых федеральное правительство имеет исключительное право законодательной юрисдикции, не явля­ется закрепленным в Конституции; на практике федеральные органы власти зачастую предпочитают использовать органы власти штатов и муниципалитетов как представителей административной власти в отношении исполнения федеральных законодательных решений, под­час оставляя последним значительную свободу действий в админист­рировании федерального законодательства.

Чтобы повлиять на эффективность проведения своей политики на местах, федеральное правительство широко использует практику субсидий, выделение которых предусматривает выполнение исполни­тельной властью штатов и муниципалитетов определенных условий. Это придает отношениям между правительствами в федерации Соеди­ненных Штатов высокую степень зависимости одного уровня государ­ственной власти от другого.

Законодательно установленное разделение исполнительной и законодательной ветвей власти на уровне федерации и штатов вку­пе с фиксированными сроками полномочий соответствующих властей позволяет законодательной ветви сохранять свою независимость от исполнительной ветви власти.

Сенат является верхней палатой органа законодательной власти на федеральном уровне. В Сенат входят по два сенатора от каждо­го штата, которые избираются прямым голосованием всех избира­телей штата на шесть лет, причем каждые два года происходят довы­боры одной трети сенаторов. Сенат имеет равные полномочия с Палатой представителей Конгресса США, а также располагает дополнитель­ными полномочиями в отношении ратификации международных

договоров и некоторых назначений на посты в органах исполни­тельной и судебной власти. Престижность сенаторского поста в глазах американского общества сравнима с престижностью поста Прези­дента США.

Палата представителей Конгресса США, или Нижняя палата, избирается в соответствии с мажоритарной системой, когда в палату проходит кандидат, набравший простое большинство голосов, причем места в Палате представителей распределяются между штатами (изби­рательными округами) пропорционально численности населения в данном округе. Срок полномочий конгрессменов относительно небольшой — два года, а их число — 435 человек.

Принцип разделения законодательной и исполнительной ветвей власти поддерживает характерный для всей политической системы США режим слабой партийной дисциплины. В результате члены как Палаты представителей, так и Сената, основываясь на текущей ситуа­ции, могут свободно образовывать межпартийные законодательные коалиции от случая к случаю {ad hoc). В соответствии со сложившей­ся традицией «взаимовыручки» члены обеих палат Конгресса США «торгуют» своей поддержкой законодательных актов, в которых у них .нет принципиальных интересов, за что получают ответную поддерж­ку других членов палаты по тем законодательным актам, которые для них могут оказаться критически важными.

Принцип разделения законодательной и исполнительной ветвей власти создает реальную возможность для ситуации, когда партийная принадлежность парламентского большинства в двух ветвях власти не совпадает, такая модель носит название «разделенное правитель­ство» {dividedgovernment). Схожая ситуация может сложиться и в обеих палатах федеральной законодательной власти, когда становится воз­можным, что в каждой из палат парламентское большинство принад­лежит разным партиям. Безусловно, такого рода ситуация в принципе может привести к законодательным тупикам, но на деле две ветви власти и две палаты Конгресса США действуют по принципу взаимо­зависимости и взаимного ограничения действий друг друга.

На уровне органов власти штатов наблюдается аналогичная привер­женность принципу разделения власти. Законодательные собрания всех штатов, за исключением Небраски с ее однопалатным парламентом, состо­ят из двух палат . Губернаторы штатов избираются прямым голосованием всех избирателей на территории штата, в то время как сена­торы и члены Палаты представителей штата избираются прямым голосо­ванием по избирательным округам, из которых состоит штат.

Система местного самоуправления и управления в штатах строит­ся на основе административно-территориального деления, а последнее

входит в компетенцию штатов. Поэтому системы местного самоуправ­ления в разных штатах различны.

Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3000 графств. Их население избирает советы графств и многих долж­ностных лиц — шерифа, отвечающего за общественный порядок, про­курора или атторнея — представителя штата, казначея и др. Под руко­водством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального исполнительно­го органа совет не образует. Он решает главным образом вопросы мест­ного бюджета, определяет программы развития.

Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправле­ния. В США существуют три системы городского управления.

1. Система «Совет — Управляющий». Существует в большинстве городов. Население избирает совет, а тот, в свою очередь, мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист — чиновник-менеджер. Он отвечает за исполнение бюд­жета, нанимает чиновников для управления конкретными сферами, руководит их работой.

2. Система «Совет — Мэр». Существует приблизительно в 40% городов. Население отдельно избирает городской совет и мэра, кото­рый управляет городом. Он имеет право отлагательного вето по отно­шению к решениям совета, назначает чиновников, исполняет бюджет и решения совета.

3. Комиссионная система. Существует в очень немногих городах. Население избирает комиссию в составе обычно 3—7 человек, кото­рые одновременно выполняют функции городского совета и ведают поделенными между ними отраслями управления.

Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипа-ми — группу примерно однородных поселков. В этих мелких админист­ративно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (3—5 человек). Собрания выбирают также казначея, констебля, ответственного за общественный порядок.

Компетенция органов местного самоуправления определяется конституциями и законами штатов. Она соответствует общим прин­ципам местного самоуправления: принятие и исполнение местного бюджета, вопросы общественного порядка, оказание социальных услуг (муниципальное жилье, больницы, местные дороги, помощь нужда­ющимся), хозяйственная деятельность (муниципальные предприятия

и др.), контроль за местными управленческими органами, информа­ция населения об актах федерации и штата и исполнение этих актов. Кроме административно-территориальных единиц, в США созда­но множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причина­ми и природными факторами. Эти органы ведают только вопросами, относящимися к профилю округа.

Добавить комментарий