Федеральная комиссия

Добрый день, уважаемые читатели!

Комиссия по ценным бумагам и биржам США – известный и влиятельный регулятор с широким спектром полномочий. Эмитенты, желающие выйти на рынки в США, регистрируются в SEC и регулярно предоставляют развернутую открытую отчетность.

Поскольку все корпорации международного масштаба выпускают ценные бумаги и выводят их на биржи США, то Комиссия получает возможность контролировать все мировые финансовые потоки.

Что такое SEC и чем она занимается

Комиссия по ценным бумагам – агентство при правительстве, которое регулирует и контролирует рынки ценных бумаг, устанавливает правила для всех участников (профессиональных и частных инвесторов, брокеров и пр.).

Помимо определения правил игры Комиссия много внимания уделяет защите инвесторов. Результаты деятельности можно оценивать по капитализации ведущих фондовых бирж: у NYSE $33 трлн (большее ВВП Китая), у NASDAQ – $17,2 трлн.

Функции и полномочия Securities and Exchange Commission

Базовые функции Комиссии по ценным бумагам:

  1. Внедрение принципов справедливости, упорядоченности и эффективности на фондовый рынок.
  2. Контроль соблюдения основополагающих нормативов и законов.
  3. Информирование и защита держателей ценных бумаг от манипуляций и действий мошенников. Комиссия регулярно публикует специальные информационные бюллетени. Общедоступные данные о предприятиях и брокерах предоставляют в системе EDGAR на sec.gov. Работает омбудсмен, обеспечивающий связь между розничными инвесторами и SEC. Он принимает информацию, вопросы, жалобы, способствует решению проблем. Контролируется легкость доступ инвесторов к значимой информации.
  4. Разработка и применение норм и правил для участников фондовых рынков.
  5. Контроль над эмитентами, брокерами, инвестконсультантами и рейтинговыми агентствами. Комиссия стремится улучшить раскрытие информации и максимально его контролировать. Эмитентов бесплатно консультируют касательно предоставляемой отчетности.
  6. Надзор за частными регулирующими организациями в области ценных бумаг, бухучета и аудита.
  7. Проведение конференций с действующими и бывшими чиновниками, экспертами из разных областей частного сектора для обсуждения постоянно меняющихся экономических условий и рисков.
  8. Проведение регулярных открытых заседаний, доступных для СМИ и общественности, если не обсуждаются конфиденциальные вопросы (принудительные штрафы и пр.).
  9. Способствование формированию капитала компаний (на американских фондовых биржах торгуются акции стартапов). Специальный проект FinHub обеспечивает взаимодействие с разработчиками, новаторами, предпринимателями в области краудфандинга. Отдельный сайт Small Biz предназначен для поддержки малых предприятий, желающих привлечь частное или государственное финансирование. Комиссия по ценным бумагам помогает криптовалютным проектам провести IPO при готовности эмитента взять на себя обязательства по соблюдению базовых законов.
  10. Образовательная программа на сайте Комиссии (экономике важны осторожные и образованные инвесторы).
  11. Контроль корпоративных поглощений.

SEC не может запретить эмиссию и выпуск ценных бумаг эмитента или гарантировать их ценность, но может приостановить торговлю ими при подозрении на мошенничество или ценовые манипуляции.

Законы, регулирующие деятельность US SEC

Комиссия по ценным бумагам ведет деятельность в соответствии с законами:

Краткая история создания Комиссии по ценным бумагам и биржам

SEC появилась во время американской Великой депрессии. Нерегулируемый рынок ценных бумаг просел на 90 %. Последствия имели катастрофические последствия. Пришедший к власти Ф. Рузвельт предложил антикризисную программу («Новый курс Рузвельта»). Одна из заявленных целей – упорядочить рынок ценных бумаг и установить контроль над участниками.

С целью повышения доверия людей к фондовому рынку приняли несколько важных законов, действующих до сих пор. Для их применения на практике в 1934 начала работать Комиссия по ценным бумагам, ставшая главным инструментом доверия инвесторов к США.

Удалось обеспечить стабильное привлечение инвестиций в экономику США благодаря абсолютной защите прав инвесторов со стороны федерального агентства.

Сначала Комиссия отвечала за все рынки. С 1974 сырьевые биржи и финансовые институты, участвующие в торговле, контролирует CFTC, а SEC сейчас занимается только фондовыми рынками и всеми разновидностями ценных бумаг. Часто компания может попасть под контроль двух регуляторов разом.

Локализация SEC

Адрес штаб-квартиры Комиссии: 100F Street Northeast, Washington, District of Columbia, 20549. Функционируют офисы в 11 штатах.

Аналог SEC в России

В РФ с 9.03.1993 работала Федеральная комиссия по ценным бумагам, дублировавшая функционал SEC. В 9.03.2004 ее преобразовали в Федеральную службу по финансовым рынкам. В сентябре 2013, когда обновлялась модель регулирования финансовых рынков, ведомство упразднили. Контролирующие функции перешли к мегарегулятору – ЦБ РФ.

В чем разница между работой обеих структур

Исторически ранг Комиссии по ценным бумагам был выше, чем у ФКЦБ и ФСФР, которые всегда были на уровне ниже министерств. В РФ недостаточно развито взаимодействие между организациями и ведомствами, имеющими отношение к финансовому рынку. В РФ главная задача регулятора – надзор, контроль и карательные меры при выявлении недочетов.

Спектр функций SEC шире: ведется работа по облегчению доступа эмитентов к частному и государственному финансированию путем публичного размещения акций и облигаций. Все остаются в выигрыше.

Предприятия получают приток капитала, держатели бумаг – дивиденды или процентный доход, зарабатывают на росте котировок. Экономика развивается, создаются новые рабочие места, улучшается уровень жизни. Американская Комиссия по ценным бумагам выплачивает вознаграждение помогающим раскрывать мошенничества, в России такая практика не внедрена.

Состав

Структура SEC следующая:

  • председатель;
  • 5 комиссаров, назначаемых президентом Комиссии (максимум 3 от одной партии для обеспечения беспристрастности, каждый год один из них меняется);
  • отдел корпоративных финансов;
  • аналитический отдел;
  • отдел исполнения и контроля соблюдения законов;
  • отдел управления инвестиционными вложениями;
  • торговый отдел;
  • международный отдел;
  • международный юридический отдел;
  • 24 профильных управления.

Сфера регулирования

SEC регулирует рынки ценных бумаг со всеми участниками. Под регулирование Комиссией попадают:

  • акции всех категорий;
  • облигации с процентным доходом;
  • деривативы;
  • долговые обязательства;
  • опционы;
  • варранты;
  • свопы;
  • векселя;
  • токены криптовалютных проектов при ICO (фьючерсами на Bitcoin и Ethereum занимается CME).

Под контролем Комиссии по ценным бумагам находятся все эмиссионные инструменты, при вложении собственного капитала в которые можно получить доход. Доступ к управлению или его отсутствие и страна проживания инвестора значения не имеют.

Дивиденды

SEC в обязательном порядке отслеживает порядок начисления и регулярность выплат квартальных и годовых дивидендов (части прибыли, распределяемой между держателями ценных бумаг) подотчетных компаний.

Любые виды периодических выплат

Комиссия по ценным бумагам контролирует правильность расчета и выплат процентного дохода по облигациям. Начисление процентов идет ежедневно, выплаты – в определенную дату.

Рост стоимости приобретенного инструмента, курсовая разница

При проведении IPO на американских биржах Комиссия оценивает стоимость компании. На основании рыночной капитализации определяется цена акций, которая со временем меняется. Благодаря курсовой разнице держатели ценных бумаг получают доход или фиксируют убыток.

Подконтрольные субъекты US Exchange Commission

SEC контролирует:

  • эмитентов;
  • брокеров (комиссионных и непосредственно в зале);
  • зарегистрированных трейдеров;
  • институциональных инвесторов;
  • биржи (NASDAQ с высокотехнологичными компаниями, NYSE с компаниями мирового значения с высокой капитализацией, AMEX с компаниями с низкой капитализацией);
  • внебиржевые рынки;
  • маркетмейкеров;
  • хедж-фонды;
  • консультантов по инвестиционным вложениям;
  • рейтинговые агентства;
  • ETF-фонды;
  • негосударственные регулирующие организации;
  • операторов (депозитарии и пр.);
  • инвесторов, приобретающих более 5 % акций эмитента.

Информация, предоставляемая в SEC компаниями

К публичным компаниям выдвигается ряд требований по раскрытию значимой информации, чтобы инвесторы принимали объективные решения.

Работа Комиссии по ценным бумагам основана на следующих принципах:

  1. Эмитенты, публично предлагающие активы, обязаны рассказывать общественности правду о финансово-хозяйственной деятельности, эмиссионных инструментах и о рисках. Огласке подвергается положительная и негативная информация, помогающая принять грамотное решение относительно ценных бумаг (покупать, продавать, держать).
  2. Профессиональные игроки, спекулирующие ценными бумагами, обязаны относиться к держателям справедливо, ставить их интересы превыше всего.

Публичные компании предоставляют в Комиссию следующие документы:

  • регистрационные выписки по вновь размещаемым бумагам;
  • годовые и квартальные заявки;
  • доверенности, отправленные акционерам до годового собрания;
  • годовые отчеты;
  • тендерные предложения (покупка большого количества акций компании по цене выше рыночной);
  • информация о слияниях и поглощениях;
  • объяснение решений при осуществлении крупных инвестиций.

Способы надзора за рынком

Применяется несколько способов:

  1. Анализ периодической отчетности подотчетных SEC компаний.
  2. Анализ данных, предоставляемых инвесторами на добровольной основе (о счетах, работе брокеров и трейдеров, инвестконсультантов).
  3. Тесное информационное сотрудничество с другими финансовыми регуляторами (FINRA, Конгресс, федеральные департаменты и агентства, госрегуляторы и пр.) и биржами, являющимися саморегулируемыми организациями. SEC является членом Совета по надзору за финансовой стабильностью (FSOC).
  4. Информационный обмен Комиссии по ценным бумагам с правоохранительными органами (прокуратура, FBI, налоговая служба, полиция).
  5. Взаимодействие с иностранными регуляторами. Самое тесное сотрудничество установлено с CSRC (КНР): обмениваются не только информацией, но и опытом.

Причины для проведения расследования SEC

Периодически проводятся проверки по собственной инициативе и по поступившим в Комиссию гражданским искам от физических и юридических лиц. Типичные нарушения:

  • инсайдерская торговля;
  • кража ценных бумаг или средств клиентов;
  • мошенничество с бухгалтерской отчетностью;
  • неполные или недостоверные данные о компании и эмиссионных инструментах;
  • недостатки в регулярно предоставляемой отчетности;
  • реализация незарегистрированных ценных бумаг;
  • взаимодействие с контрагентами из запрещенных стран (Иран, Судан, КНДР, Сомали) и Крыма;
  • манипуляции с рыночной ценой биржевых инструментов.

Штрафы Комиссии по ценным бумагам бывают двух видов:

  • гражданские (за вред, причиненный государству);
  • выплаты за неправомерно полученный доход (возмещение потерь пострадавшим).

С 2012 помогающим SEC в разоблачении мошенничеств вручают награды. 70 физическим лицам выплачены $387 млн. Платежи идут из Фонда защиты инвесторов, который финансируется за счет полученных штрафов. Обеспечивается конфиденциальность выплат. Выплачивают 10–30 % от суммы свыше 1$ млн.

Кого и за что штрафует

SEC постоянно фиксирует нарушения. В кризисные годы их становится больше. Например, в 2002 был выписан всего 1 штраф в размере $10 млн за мошенничество. А в 2014 санкциям подверглись более 100 компаний на общую сумму $4 млрд. В 2018 Комиссия по ценным бумагам открыла 490 дел. Наказанию подвергаются юридические и физические лица.

Скандальные проверки SEC по подозрению в мошенничестве инициированы в отношении Goldman Sachs, JP Morgan, GSC Group. Банку Goldman Sachs выставили рекордный за историю Уолл Стрит штраф – $500 млн, который не был опротестован.

Причина – введение в заблуждение клиентов при выпуске облигаций. В 2015 российского брокера Exante заподозрили в мошенничестве, но после разбирательств Комиссия по ценным бумагам сняла обвинение.

Чемпион по трейдингу Ларри Вильямс дважды попадал под аудит SEC с заморозкой счетов на время разбирательств. Илону Маску вменили штраф $20 млн за сообщение в Твиттере с заявлением о выкупе всех акций Tesla. Котировки на фоне новости выросли в 2 раза.

Комиссия разобралась, что у Маска не было финансовой возможности и даже намерений выкупить бумаги. Флой Мэйвейзер (чемпион мира по боксу) заплатил штраф $614,7 тыс. за скрытую рекламу ICO криптовалютного проекта Central Tech: SEC выяснила, что спортсмен получал деньги за продвижение.

SEC проводила расследование, чтобы выявить заказчиков терактов 11.09.2001. Проверяли всех открывших крупные ордера на продажу бумаг авиакомпаний накануне катастроф (сначала котировки сильно взлетели, а после просели на 40 %). Однако полученные Комиссией результаты не подвергались общественной огласке.

Процедура регистрации в US Exchange Commission

Сами компании не регистрируются в SEC. Но необходимо регистрировать ряд операций согласно закону «О ценных бумагах»:

  • первичное публичное размещение ценных бумаг с определением их класса;
  • эмиссия;
  • транзакции (крупные размещения и продажи).

При публичном размещении регистрация обязательна, при приватном можно обойтись без нее.

Закон «О биржах» обязывает иностранных частных эмитентов зарегистрироваться в Комиссии по ценным бумагам при желании пройти листинг на NASDAQ, NYSE, Amex. Но только при условии, что активы превышают $10 млн, а количество держателей от 500 (минимум 300 – резиденты США).

Частным зарубежным эмитентам, проходящим первичную регистрацию, разрешено предоставить информацию для SEC в конфиденциальном порядке. Однако перед Road Show (практическая подготовка компании к IPO) и/или продажей ценных бумаг она должна стать общедоступной.

Для первичной регистрации через Комиссию по ценным бумагам необходимо подготовить:

  • проспект со всей информацией;
  • краткое описание важнейших заключенных контрактов;
  • бизнес-план;
  • данных о величине и формах выплат руководству;
  • отчетность по стандартам GAAP для независимой аудиторской проверки.

Освобождение сделок от регистрации в SEC

Нерегистрируемые транзакции несложные и менее затратные по времени. Зарубежные эмитенты избегают обязательной регистрации в SEC. Компания в этом случае не обязана приводить отчетность к стандартам GAAP с последующим аудитом.

Комиссия по ценным бумагам освобождает от регистрации следующие сделки:

  1. Транзакции в офшорах без публичного раскрытия информации. Часто это первый шаг перед выходом на американские рынки. Офшорными территориями стали Андорра, Белиз, Бермуды, Вануату, Кипр, Мальта, Панама и др.
  2. Размещение ценных бумаг аккредитованными инвесторами (банками, инвестиционными и страховыми компаниями, корпорациями, управляющими крупными активами и пр., физлицами с капиталом от $1 млн или доходом более $200 тыс. в год).
  3. Перепродажа ценных бумаг, упомянутых в пункте 2, другим институциональным инвесторам (при суммах сделки свыше $10 млн), которые самостоятельно, без помощи Комиссии в состоянии принять объективное решение о вложении капитала. Брокеры и дилеры в данном случае должны оперировать суммами свыше $10 млн. От компаний требуют предоставить только краткую информацию о финансово-хозяйственной деятельности и базовую финансовую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и нераспределенной прибыли прошлых лет за 2 предыдущих года). Предоставленная SEC отчетность проходит аудит, приведение к стандартам GAAP необязательно.

Ежегодная отчетность зарегистрированных компаний в SEC

После прохождения процедуры регистрации эмитент становится обязательно отчитывающимся перед SEC. В Комиссию предоставляются:

  • отчет Form20F (детализированные нефинансовые и финансовые данные);
  • отчет Form6K (сведения, раскрываемые эмитентом согласно законодательству родной страны, требованиям биржевого листинга и предоставляемые владельцам ценных бумаг).

Топ российских компаний, проходивших регистрацию в SEC

Регистрацию в Комиссии по ценным бумагам для выхода на NASDAQ проходили:

  • QIWI, Plc. в 2013;
  • Yandex в 2011;
  • СТС Media, Inc. в 2006.

На NYSE после регистрации в SEC вышли:

  • ПАО «Мечел» (2004 и 2010);
  • ПАО «МТС» (2000);
  • ПАО «Ростелеком» (1998);
  • ПАО «Татнефть» (1996);
  • АО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» (2002).

Последние три компании ушли с американских бирж.

Процесс нормотворчества в Комиссии США (SEC)

SEC разрабатывает и принимает правила, приказы, решения по текущим административным вопросам, регламентирующие поведение участников фондовых рынков.

Принятие любых норм выглядит следующим образом:

  • раскрытие концепции;
  • предложения;
  • принятие.

Комиссия по ценным бумагам помимо базовых функций выполняет важную роль в экономическом росте страны: поддерживает малый бизнес, способствует развитию краудфандинга, предлагает образовательные программы для частных инвесторов.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) — федеральный орган исполнительной власти, руководит которым правительство РФ. Служба осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере рынка ценных бумаг, товарного рынка и коллективных инвестиций, в том числе в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. ФСФР является также уполномоченным органом в области государственного регулирования и контроля за деятельностью бюро кредитных историй.

На официальном сайте ФСФР опубликованы списки лицензированных участников этих финансовых рынков, например государственный реестр бюро кредитных историй, список организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, реестр паевых инвестиционных фондов, список действующих негосударственных пенсионных фондов и т. д.

С 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена (указ президента Российской Федерации от 25 июля 2013 № 645).

С 1 сентября 2013 года Банку России переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

3 марта 2014 года Центральный банк РФ ликвидировал службу по финансовым рынкам (СФР), вместо нее создано девять новых подразделений, отвечающих за развитие и функционирование финансовых рынков. Их возглавит ранее управлявший СФР первый заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов.

В Банке России создано шесть департаментов: департамент развития финансовых рынков; департамент допуска на финансовые рынки; департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций; департамент страхового рынка; департамент коллективных инвестиций и доверительного управления; департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, а также Главное управление рынка микрофинансирования, Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках и служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ (ФКЦБ) — федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Руководитель ФКЦБ является по должности федеральным министром. Должности пяти членов ФКЦБ (первого заместителя председателя, заместителей председателя ФКЦБ, секретаря ФКЦБ) являются государственными должностями государственной службы и замещаются в установленном порядке. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ (ст. 40 Закона № 39-ФЗ). Основные функции и полномочия ФКЦБ определяются в ст. 42 Законом № 39-ФЗ. Федеральная комиссия:

1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности (правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются ФКЦБ совместно с Минфином);

5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах;

7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии (аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг);

8) устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства РФ о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ;

9) определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ;

11) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

12) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;

14) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

15) разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства РФ о ценных бумагах;

16) осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ;

17) ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

18) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ;

19) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством РФ;

20) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

21) устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала. ФКЦБ вправе (ст. 44 Закона № 39-ФЗ):

1) выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);

2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством РФ;

3) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

4) в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения ФКЦБ о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

5) по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

6) организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

7) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции ФКЦБ;

8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений ФКЦБ;

10) применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства РФ;

11) устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения. Региональные отделения ФКЦБ образуются решением ФКЦБ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для обеспечения выполнения установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Региональное отделение ФКЦБ действует на основании положения, утверждаемого Федеральной комиссией. Председатель регионального отделения утверждается ФКЦБ на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта РФ и председателя ФКЦБ (ст. 47 Закона № 39-ФЗ). Ответственность за нарушения законодательства РФ о ценных бумагах — установлена в ст. 51 Закона № 39-ФЗ. 1. За нарушения Закона «О рынке ценных бумаг» и других законодательных актов РФ о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством РФ. Вред, причиненный в результате нарушения законодательства РФ о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе. Совершение указанных действий профессиональными участниками рынка ценных бумаг является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкций, предусмотренных для членов саморегулируемых организаций. Факт манипулирования ценами на рынке ценных бумаг признается в судебном порядке. 3. В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, ФКЦБ:

— принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;

— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;

— письменно извещает о необходимости устранения нарушений, внесения изменений в проспект эмиссии и другие условия выпуска, а также устанавливает сроки устранения нарушений;

— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента в соответствии с законодательством РФ;

— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;

— выдает письменное предписание о разрешении дальнейшего размещения ценных бумаг в случае устранения эмитентом нарушений, связанных с недобросовестной эмиссией ценных бумаг;

— обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности. 4. Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. 5. Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску ФКЦБ, региональных отделений ФКЦБ, государственного регистрирующего органа, налогового органа, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ. Признание выпуска ценных бумаг недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушением установленного порядка регистрации или эмиссии ценных бумаг, и возвращение владельцам денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг. 6. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФКЦБ:

— принимает меры к приостановлению безлицензионной деятельности;

— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг;

— письменно извещает о необходимости получения лицензии, а также устанавливает для этого сроки;

— направляет материалы проверки по фактам безлицензионной деятельности в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам участника рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

— обращается с иском в арбитражный суд о взыскании в доход государства доходов, полученных в результате безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг;

— обращается с иском в арбитражный суд о принудительной ликвидации участника рынка ценных бумаг в случае неполучения им лицензии в установленные сроки. 7. В случае обнаружения фактов недобросовестной рекламы ФКЦБ:

— принимает меры к приостановлению недобросовестной рекламы;

— письменно извещает рекламодателя о необходимости прекращения недобросовестной рекламы, а также устанавливает для этого сроки;

— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о фактах недобросовестной рекламы и недобросовестных рекламодателях;

— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной рекламы в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам участника рынка ценных бумаг — рекламодателя в соответствии с законодательством РФ;

— приостанавливает действие лицензии на осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих недобросовестную рекламу ценных бумаг;

— обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная реклама повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение. 8. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и эмитенты ценных бумаг, а также их должностные лица имеют право на обжалование действий ФКЦБ по пресечению нарушений законодательства РФ о ценных бумагах и применению мер ответственности в порядке, предусмотренном законодательством РФ. 9. В случаях, предусмотренных Законом о рынке ценных бумаг и другими законодательными актами РФ о ценных бумагах, участники рынка ценных бумаг обязаны обеспечивать имущественные интересы владельцев залогом, гарантией и другими способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ, а также страховать имущество и риски, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг (ст. 51 Закона № 39-ФЗ). Размеры штрафов за нарушение законодательства РФ о ценных бумагах установлены в Федеральном законе от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Порядок рассмотрения случаев нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг и применении мер ответственности и иных мер воздействия за такие нарушения установлен положением ЦБ РФ от 19 августа 1998 г.№49-П и указанием ЦБР от 19 августа 1998 г.№319-У.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

Добавить комментарий