Федеральные органы управления образованием в российской федерации

Органы управления образованием в Российской Федерации

К государственным органам исполнительной власти, осуществляющим непосредственно управление образованием, относятся:
1) Министерство образования и науки РФ;
2) федеральные министерства и ведомства и их структурные органы.
3) органы государственного управления образованием субъектов Федерации.
Рассмотрим полномочия Министерства образования и науки РФ.
Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280,230 оно осуществляет следующие полномочия:
1) вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
2) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
— порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях;
— перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
— положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
— формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Так, приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 65 утверждена Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов;231
— федеральные компоненты ГОС, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;
— положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
— положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;
— порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников;
— порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое. Например, Порядок перевода студентов из одного среднего специального учебного заведения в другое среднее специальное учебное заведение и из высшего учебного заведения в среднее специальное учебное заведение утвержден приказом Министерства от 20 декабря 1999 г. № 1239;
— порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;
— нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств;
3) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
4) обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
5) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Например, Министерство разрабатывает и утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования. Примером тому служит приказ Министерства от 14 октября 1997 г. № 2033, утвердивший Положение об экстернате в государственных и муниципальных высших учебных заведениях и приказ от 23 июня 2000 г. № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната»;
Кроме того, приказом Министерства от 26 июня 2000 г. № 1908 утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
Основными задачами аттестации являются:
— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;
— обеспечение педагогическими и руководящими работниками образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.
Основными принципами аттестации являются:
— добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационную категории для педагогических работников и на высшую категорию для руководящих работников:
— обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию;
— открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.
Квалификационные категории указанным работникам присваиваются сроком на пять лет. Своеобразием данной аттестации является то, что она проводится по заявлению педагога или руководителя и что решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист.
На уровне субъектов Федерации образованы соответствующие органы управления образованием.
Например, в Санкт-Петербурге образованы комитеты по культуре, науке и высшей школе, по образованию. Так, предметами ведения Комитета по науке и высшей школе являются проведение государственной политики в области науки, высшего послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования, разработка и реализация политики Санкт-Петербурга для решения проблем и развития научно-образовательной сферы с учетом потребностей и долгосрочных приоритетов социальноэкономического развития и решение других вопросов.
К предметам ведения Комитета по образованию отнесены:
— подготовка предложений об особенностях порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования;
— осуществление федеральной политики в указанных видах образования;
— создание, реорганизация и ликвидация находящихся в собственности Санкт-Петербурга учреждений перечисленных видов образования;
— подготовка предложений о национально-религиозных компонентах государственных образовательных стандартов;
— информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов дисциплин;
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;
— лицензирование и аттестация государственных и негосударственных образовательных учреждений за исключением тех, которые находятся в ведении Комитета по культуре и осуществление иных функций Администрации Санкт-Петербурга в области образования.
Основы управления конкретным образовательным учреждением определены Законом об образовании, а высшим учебным заведением, кроме того, Федеральным законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании (ст. 12). Дополнительно управление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируются Типовыми положениями и их уставами.
Непосредственное управление образовательными учреждениями осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор, начальник или другой руководитель.
Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения определяется Правительством РФ.
Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет. Он является выборным представительным органом. В его состав входит ректор — председатель ученого совета и проректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.
Порядок выбора первого состава ученого совета определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций.
В вузе могут создаваться другие советы по различным направлениям. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятельности советов определяются уставом вуза.
Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.
Кафедру возглавляет заведующий (начальник). Положения о кафедре и других подразделениях разрабатывает и утверждает вуз в порядке, предусмотренном его уставом.

Вся электронная библиотека >>>

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО >>

Юриспруденция

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Раздел: Экономика

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием (см. схему 30):

1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему об­разования;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреж­дениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);

3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуп­равления.

К компетенции государственных органов управления образованием относятся:

разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

разработка государственных образовательных стандартов и уста­новление эквивалентности (нострификация) документов об образо­вании;

государственная аккредитация образовательных учреждений, со­действие их общественной аккредитации;

установление порядка аттестации педагогических работников обра­зовательных учреждений различных типов и видов;

формирование структуры системы образования;

Схема 30. Организация управления образованием

разработка перечня профессий и специальностей, по которым ве­дутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

прямое финансирование деятельности учрежденных ими образова­тельных учреждений;

разработка государственных нормативов финансирования образо­вательных учреждений, а также материально-технической обеспечен­ности и оснащенности образовательного процесса;

контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности уч­реждений высшего и среднего профессионального образования, науч­ных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке дея­тельность иных федеральных органов исполнительной власти.

* СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6348.

Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и про­фессионального образования РФ и Высшей аттестационной комис­сии РФ.


Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г.*, являются:

* СЗ РФ. 1997. № 15. Ст. 1796.

осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации кон­ституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

разработка и реализация системы управления сферой научной дея­тельности, координация научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ в учреждениях и организациях сферы образования;

реализация кадровой политики в сфере образования и сфере науч­ной деятельности;

совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

разрабатывает и реализует концепцию развития образования;

координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее вы­полнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования;

разрабатывает целевые федеральные, межгосударственные и меж­ведомственные программы и проекты в сфере образования;

организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образо­вательных учреждений;

формирует программы научно-исследовательских работ в этой об­ласти и обеспечивает их реализацию.

Министерство обеспечивает контроль за реализацией законода­тельства в сфере образования и сфере научной деятельности; разраба­тывает типовые положения об образовательных учреждениях; опреде­ляет с участием заинтересованных федеральных органов исполнитель­ной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в об­разовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государ­ственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры под­готовки специалистов; устанавливает для подведомственных образова­тельных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех кате­горий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государ­ственные учреждения среднего и профессионального образования; оп­ределяет перечень учебной и учебно-методической литературы для об­разовательных учреждений.

После того как Указом Президента от 15 октября 1999 г.* Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных орга­нов исполнительной власти, ее задачи возложены на Минобразование России: проведение единой государственной политики, осуществле­ние контроля и координация деятельности в области аттестации науч­ных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.

* СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5010.

Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами:

создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), утверждает персональный состав советов и устанавливает перечень на­учных специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций;

присуждает на основании ходатайства соответствующего диссерта­ционного совета ученую степень доктора наук;

присваивает по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученое звание профессора по специальности;

проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соиска­телей ученой степени кандидата наук;

оформляет в установленном порядке дипломы доктора наук и кан­дидата наук и аттестаты профессора по специальности;

осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию науч­ных и научно-педагогических работников — граждан России, имею­щих ученые степени (ученые звания), присужденные (присвоенные) им в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степе­ней и ученых званий.

Для научной экспертизы представленных диссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий создаются экс­пертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.

Постановлением Правительства от 24 октября 1994 г.* утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогичес­ким работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий. Учеными степенями являются степени доктора наук и кандидата наук, а учеными званиями — звания профессора по специ­альности и старшего научного сотрудника по специальности. Положе­нием определены требования к диссертациям, порядок представления и защиты диссертации т.д.

* СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2898.

Минобразование России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образователь­ные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Федера­ции, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; инспектировать любые образовательные учреж­дения и любой орган управления образованием.

Ведомственными органами управления образованием являются раз­личные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осущест­влять такие функции наряду с другими функциями.

В субъектах Федерации управление образованием осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах Федерации — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразова­ния России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.

К содержанию книги: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей …

В таких случаях органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, с согласия родителей обеспечивают …
bibliotekar.ru/semeynoe-pravo-4/49.htm

Обязанность опекунов и попечителей вос¬питывать ребенка …

Обязанностью опекунов и попечителей является извещение органов опеки и попечительства о ….. местные органы управления образованием выплачивают опекунам …
bibliotekar.ru/semeynoe-pravo-4/85.htm

Льготы для работников, обучающихся в образовательных учреждениях …

и ведомственными государственными органами управления образованием или по. их доверенности иными государственными органами управления образованием на …

Организация частной народной школы. Признание прав на образование …

Организация частной народной школы допускается лишь в том случае, если орган управления образованием признает наличие особого педагогического интереса, …

Усыновление является одним из самых старейших право¬вых институтов …

Правовое сотрудничество в области образования.

договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами …

Приемная семья образуется на основании договора о пере¬даче …

Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на …

412 «О серьезных недостатках в деятельности органов образования по защите …. комиссий по делам несовершеннолетних и органов управления образованием. …
bibliotekar.ru/semeynoe-pravo-4/84.htm

Страница 1

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

В соответствии со ст. 37 Закона «Об образовании» Российская Федерация самостоятельно формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием, а именно:

-федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

-федеральные ведомственные органы управления образованием.

Федеральные органы РФ формируются на основании соответствующих актов Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

К основным функциям Минобрнауки России относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки. Минобрнауки России утверждает, в частности:

— перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

— положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

— формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

— федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

— положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

— федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;

— положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

— положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей;

— номенклатуру должностей научных работников;

— порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников;

— порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое;

— порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;

— порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также ряд других нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Министерство также учреждает знаки отличия в сфере образования и науки и награждает ими работников в указанных областях.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий