Феодализм в Китае

Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.

Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладельческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти императора наследник престола был малолетним, устанавливалось регентство.

Личность императора обожествлялась, он по-прежнему считался «Сыном Неба». В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в истории феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.

Центральные органы власти и управления строились следующим образом.

Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лица-цзайсяна. Но в период Тан (618906 гг.) на первое место выдвигаются, превращаясь в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща управляли делами государства. Причем особая роль принадлежала главе Палаты государственных дел. Он ведал всеми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника. При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (13681644гг.) была проведена определенная реорганизация. Власть сосредоточивается в руках императора, и все назначения на должности исходят отныне только от него. Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжуры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела проходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел государственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение собственная канцелярия императора, которая ведает назначением и смещением чиновников. Ее работой руководил сам император.

В центральный государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство общественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ведомств был приставлен особый чиновник, докладывавший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием пользовались наставники, советники императора и наследника престола.

Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюдением дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую инспекцию. В ее составе было множество чиновников, цензоров, инспекторов.

В раннефеодальный период местное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно территориального деления: область, уезд, волость и селение

Разложение надельной системы землепользования вызвало ослабление централизации. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. Вначале такие наместники, на должность которых обычно назначались чиновники высшего ранга, были облечены лишь военной властью. В подведомственных им округах и уездах сохранялась гражданская администрация, назначенная императорским двором. Однако влияние военных наместников быстро росло. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях, сами назначали чиновников, взимали налоги и подати, вступали в столкновения друг с другом, заключали союзы. Власть их, как правило, передавалась по наследству. По мере усиления своего могущества военные наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него.

В связи с этим императоры вынуждены принимать меры к укреплению централизации. В Х веке было проведено разделение военной и гражданской власти, что привело к ослаблению военных наместников. Следующим шагом в этом направлении явилась ликвидация должности военного наместника. Все местные чиновники назначались и смещались теперь только центральным правительством. Особые должностные лица осуществляли контроль за деятельностью местной администрации и сообщали о результатах в столицу. Без их санкции распоряжения местных чиновников не подлежали исполнению.

Монголы не внесли никаких принципиальных изменений в структуру местного управления. Однако аппарат управления был в значительной мере изъят из рук китайцев, все военные должности монголы оставили за собой. В административном отношении страна была поделена на 10 обширных областей («дорог»), во главе которых стояли монголы. Минская династия упразднила должности начальников областей. Отныне в область (провинцию) назначаются подчиненные непосредственно двору три уполномоченных: правительственный уполномоченный, ведавший гражданской администрацией и финансами, судебный уполномоченный и военный.

Это же административное деление сохранилось и во времена Цинской династии. Империя делилась на провинции, округа, уезды, волости.

Низовая администрация феодального Китая строилась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выполняли определенные административные функции, отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.

Особое внимание было уделено общинной администрации во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился выборный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддержание порядка в общине. Подобная система сохранялась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой делилась на десятидворки, члены которых были связаны круговой порукой.

Китайские империи включали в свой состав окраинные территории с многочисленным иноплеменным населением. На насильственно присоединенных к Китаю территориях создавались особые наместничества.

Разветвленный государственный аппарат китайских монархий нуждался в огромной массе разнообразных чиновников. Все они подразделялись на два разряда: гражданских и военных. Кроме того, в 220 году была введена система «чинов девяти рангов», воспринятая всеми последующими династиями. Чиновники были разделены на 9 рангов, каждый из которых подразделялся еще на классы. Деление чиновничества на ранги и классы находило проявление и в повседневной жизни. Рангу должны были соответствовать дома, посуда, одежда и т. д. Нарушители этой регламентации подлежали суровому наказанию.

Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная система отбора на государственные должности, введение которой относится еще к рабовладельческому периоду. Расцвет ее падает на ХXIII вв. Экзамены для желающих стать чиновниками проводились один раз в три года в провинции и в столице. Особое значение придавалось экзамену, который принимал лично император. Претенденты, успешно сдавшие экзамен, получали ученые степени.

Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены.

Система комплектования китайской армии была различной на отдельных этапах феодального развития.

С введением государственной надельной системы в основу военной организации была положена воинская повинность крестьянства, получавшего за службу земельные наделы. Вся территория подразделялась на военные округа, каждый из которых выставлял определенное количество воинов. Набор в войска проводился среди местного населения. Воинов освобождали от земельного налога и промысловой подати. Воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. В мирное время солдаты трудились в своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвращался в столицу, а солдаты в свои деревни. Имелись в это время и другие воинские формирования: создается дворцовая гвардия, появляется наемная тюркская конница.

С разрушением надельной системы землепользования и вступлением Китая в период развитого феодализма система воинской повинности уступает место наемной армии. Ядром армии становятся гвардейские части. Они располагались в столице. Местные войска состояли из гарнизонов, размещенных в округах, в пограничные части вербовались представители покоренных племен.

При основателе Минской династии военная система Китая подверглась очередной реорганизации. Основной частью армии были столичные войска. Вся страна делилась на 5 военных округов. Начальник округа ведал солдатами военных поселений, каждый из которых получал земельный надел. Общее командование войсками, назначение главнокомандующего было сосредоточено в руках императора.

При маньчжурской династии Цин (XVII в.) вооруженные силы состояли из крупных военных соединений регулярной армии, так называемых «восьми знамен». «Восьмизнаменные войска» были сформированы главным образом из маньчжуров. Служба в них была наследственной. Эти войска были поставлены в привилегированное положение по сравнению с войсками «зеленого знамени», которые состояли из навербованных в провинциях китайцев.

В феодальном Китае не было четкого отделения суда от администрации, хотя и имелись чисто судебные должности и учреждения.

Например, при правлении Сун (9601 126 гг.) существовало уже довольно четкое деление судебных инстанций: уездный суд, окружной, провинциальный, затем столичный и, наконец, сам император. Причем с целью централизации судебной власти местным чиновникам запрещалось рассматривать дела о серьезных преступлениях. Это право принадлежало центру или же императору.

Минская и Цинская династии располагали довольно значительным судебным аппаратом. К числу центральных учреждений относились: ведомство наказаний, уголовная палата, кассационная палата. Высшая судебная власть принадлежала императору. Судебными функциями располагали также Государственный совет, центральные ведомства и т. д. На местах имелись судебные чиновники провинций, областные, окружные, уездные судьи. В деревнях земельные споры, дела о браках, обидах рассматривали староста и старейшины. В то же время наместники, начальники областей, округов и т. д. были одновременно и судьями, из центра часто посылались с судебными функциями различные инспектора. Характерно, что во времена Юань дела о преступлениях монголов рассматривались особыми судами. В XVII веке ведению специальных судебных учреждений подлежали все дела маньчжуров.

Ваш комментарий о книге

Экономика средневекового Китая

17.1. Экономика в эпоху раздробленности

В истории Китая рубеж Древности и Средневековья приходится на I—III вв. Ранний феодализм вошел в историю как время Троецарствия (220—280). В это время здесь сложилось три государства: на севере — Вэй, в центральной части — Шу и на юге — У. Это были государства военной диктатуры. Но в IV в. Китай захлестнули набеги кочевников, на какое-то время поставивших своим жестоким истреблением коренного населения, разрушением традиционных форм экономики и общественной жизни под вопрос само существование великой китайской цивилизации. Однако, как считают специалисты-китаеведы, все волны варваризации были «погашены мощью китайской конфуцианской цивилизации».

Очевидно, что набегам кочевников в IV в. подверглись северные районы Китая, и потому следующие два века китайской истории (V и VI) прошли под знаком двух процессов: переселения этнических северных китайцев на юг и китаизации наводнивших Северный Китай кочевников. Документы и китаеведы отмечают, что к концу VI в. эти кочевники стали обычными китайцами. Этот процесс хорошо подмечен в китайской пословице: «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне». Одной из причин быстрой ассимиляции было то, что пришельцы, как правило, были по сравнению с китайцами отсталыми народами.

В конце IV в. на севере Китая была основана империя Северная Вэй во главе с Тобой Гуем, известным в истории Китая энергичным реформатором во внешней и внутренней политике. Тоба Гун — вождь одного из сяньбийских племен, завоевывая одну южную провинцию за другой после утверждения своей власти на Севере, повсеместно осуществлял китаизацию администрации. Для обеспечения столицы зерном он образовал вокруг нее поселения переселенных земледельцев, которые наделялись землей за счет государства.

Миграция китайцев на юг. Особенности социально-экономического развития

На юг страны было переселено свыше миллиона самых богатых и образованных конфуцианцев. Места переселения представляли собой почти не освоенные плодородные долины, на которых новые хозяева стали выращивать рис, с тех пор ставший одной из главных культур страны, а рисовый пояс со временем стал основной житницей империи. Уже с V в. на этих территориях стали собирать по два урожая риса в год. Наряду с развитием земледелия на южных землях начинают строиться города, развиваться ремесла, торговля и товарно-денежные отношения. Это был период расцвета культуры, особенно на юге, и укрепления в Китае новой религии — буддизма. Быстрый рост буддийских храмов и монастырей приводил к разрастанию особой группы земледельцев — монастырских крестьян.

Надельной системе противостоял процесс роста частного земледелия — так называемых сильных домов, который сопровождался разорением и закабалением крестьянства. Происходили разложение и перерождение общины. В целях налоговой выгоды крестьянские хозяйства объединялись в пятидворки и двадцатипятидворки.

Дифференциация населения вела к росту численности неполноправных слоев, которых называли «подлым людом». Социальные сдвиги выразились и в росте аристократии. Закреплялись списки знатных фамилий. На этом этапе в общественной жизни Китая усилились личностные отношения. Среди моральных ценностей важное место отводилось принципу личного долга младшего перед старшим.

17.2. Экономика Китая в Имперский период (конец VI-XIII вв.)

В конце VI в. полководец одного из северных царств Ян Цзянь, объединив под своей властью весь Северный Китай, провозгласил новую династию Суй, а затем восстановил политическое единство страны и стал правителем всего Китая.

Реформа землепользования

Этим правителем, принявшим имя Вэнь-ди, были проведены реформы, направленные прежде всего нa разрешение острых вопросов землепользования. Вэнь-ди продолжил политику своих предшественников, направленную на ослабление сильных домов. Принципом его политики было обеспечение каждого пахаря земельным наделом. В среднем каждая семья получала 120 му земли (80 — на мужчину и 40 — на женщину). С такого надела взимался налог около 3 центнеров зерна. Другими формами платы за надел были: трудовая повинность для мужчин, которая составляла 20 дней в году, и промысловая подать для женщин, сдавших в казну шелк или пряжу.

За время правления Вэнь-ди в связи с увеличением размеров наделов существенно возросли количество и размеры возделываемых земель. Сохранились количественные показатели земледелия этого периода. Так, впервые произведенная перепись населения выявила 1,5 млн. крестьян, не входивших ранее в списки податного населения. Наделение их землей значительно пополнило казну, хотя и не все полученные от государства земли возделывались крестьянами. Значительная часть крестьян по-прежнему обрабатывала земли чиновников и сильных домов, хотя эпоха их процветания уходила, власть предельно централизованного государства все возрастала.

Развитие производительных сил

Начатая политика усиления централизованной власти продолжалась и при преемнике Вэнь-ди — Ян-ди, продолжавшим ее силовыми методами. Была выстроена новая пышная столица Лоян, в роскошные дворцы которой были переселены из разных провинций страны 10 тысяч самых знатных и богатых семей. Для снабжения их продовольствием вокруг столицы были выстроены огромные зернохранилища, а для доставки продовольствия и зерна с юга, ставшего к тому времени главной житницей страны, проведен Великий канал, соединивший Янцзы с Хуанхэ. Данные свидетельствуют, что на обслуживании этого сооружения было занято свыше 80 тысяч человек. Вообще этот канал, соединивший Лоян и Ханчжоу, был предшественником другого Великого канала, соединившего Пекин с Ханчжоу, и сыграл важную роль в развитии общественной экономики Китая. Сама же политика Ян-ди была направлена на то, чтобы, переселяя самые влиятельные семейства на новое место, тем самым оторвать их от родных мест и поставить под контроль власти.

Первый в мире колесный китайский военный корабль. XI в.

Одновременно император в целях укрепления престижа центральной власти вел несколько масштабных строек, таких например, как реконструкция Великой стены. Такие стройки требовали огромных средств и труда сотен тысяч строителей. Страна не выдержала экономического и человеческого напряжения. Разразился очередной династический кризис, приведший к власти династию Тан.

Китайские авторы называют Танский период «золотым веком китайского феодализма», увязывая это с человеческими достоинствами императоров Танской династии. Так, в Китайской энциклопедии 1987 г. отмечается, что второй император этой династии Ли Ши-минь (Тай-цзун), будучи самым великим из императоров Китая (поскольку обладал двумя положительными качествами: умением выбирать для службы хороших людей и способностью воспринимать критику), заложил фундамент процветания китайской империи. Установленные им мир и порядок в стране сделали возможным сосредоточить усилия на сфере производства. Начинается расцвет в сельском хозяйстве, развиваются ремесла и торговля. Особенно быстро при Ли Ши-мине развивались текстильное производство, красильное дело, гончарное ремесло, обработка металлов, строительство кораблей. Развивались пути сообщения, внешняя торговля. Усовершенствовалась технология металлургического производства. Но в первую очередь для изыскания средств новый император прекратил траты на дорогостоящие престижные стройки.

Изменения в землепользовании

Претерпела некоторые изменения надельная система: декретом 624 г. были отменены наделы для женщин, если в семье был мужчина; вдовы получали по 30 му. Определены были также льготы для некоторых категорий семей.

Следует помнить о том, что вся земля в Китае была государственной и наделы считались временными, предоставленными земледельцу только на период трудоспособности, затем они перераспределялись, для чего велись строгие реестры. Восстановлены были круговая порука, ответственность каждого за выплату налогов и других повинностей. Аграрная система была сложной, зависящей от конкретных условий проживания земледельцев: наделы уменьшались там, где земли было мало, а если же свободных земель было много, их получали с расчетом на трехпольный севооборот. Более того, при распределении земли учитывали престарелых и нетрудоспособных. Среди китайских земледельцев были и такие категории людей, как беглые и пришлые. Беглых не преследовали, пришлым предоставляли дом и землю беглых, но в случае возвращения беглым возвращали их землю и имущество.

Регламентация землепользования

Сложность землепользования в Китае компенсировалась жесткой его регламентацией, надзор за осуществлением которой возлагался на огромную армию хорошо обученных чиновников, назначавшихся из центра. Государственные земли либо раздавались в наследственное пользование титулованной знати, либо предоставлялись в пользование чиновникам на срок их службы. Но так как по китайским правовым нормам степень знатности уменьшалась с каждым поколением и через пять поколений сходила на нет и земли возвращались в казну — чиновники обязаны были этот процесс отслеживать.

Города

Успехи землепользования, все возрастающие налоговые поступления в казну способствовали развитию и усложнению инфраструктуры: прежде всего развивались города, где процветали торговля, ремесла, строительство. Развивалось также казенное ремесло, где в основном работали в порядке трудовой повинности. В связи с ростом городов быстро развивается разделение труда. При всей своей сложности жизнь города жестко контролировалась и в принципе город по своим правам был приравнен к деревне: как и деревня, он был всего лишь податной административной единицей.

Участок укрепленной городской стены китайского города XI в.

Аппарат управления

Четкая специализация существовала также в труде чиновников, и она соответствовала административной структуре государства. Эта структура была многоступенчатой, но весьма логичной. На верху всей пирамиды был император, при котором существовал государственный совет. Исполнительная власть была представлена двумя канцлерами, левым и правым, каждый из которых ведал тремя ведомствами. Это были ведомства (типа министерств) общественных работ, налогов, военных дел, судов и тюрем, охраны общественного порядка, кадров. Для контроля за исполнительной властью существовала палата цензоров-прокуроров. Главным двигателем такой системы был институт чиновничества, бюрократический аппарат. Его эффективному функционированию в Китае всегда уделялось огромное значение. Забота об этом институте дала жизнь многим ценностям и явлениям. Так, с древних времен в Китае сложилось несколько методов подготовки и отбора чиновников, главными из которых были конфуцианские система и концепция. В основе этой концепции лежал принцип меритократии т. е. отбор по критериям мудрости, справедливости, добродетели. Конфуцизм смог утвердиться в качестве закона китайской государственности и общественной жизни благодаря тому, что в нем нашли свое выражение китайские традиции с их культом этической нормы, принципом сыновней почтительности. Выдвинув тезис о тождестве государства и семьи, различающихся только размерами, Конфуций экстраполировал на административную систему принципы семейной морали: гуманность, высокий долг, почитание мудрости старших и др.

Разумное управление государством, по мнению Конфуция, должно способствовать созданию этически безупречного и социально гармоничного общества. А для этого нужны мудрые и справедливые чиновники. Для их отбора в Китае впервые стал применяться метод конкурса претендентов на должность, который проходил в форме экзамена, понятию которого весь мир также обязан китайцам. Такие экзамены проводились в провинциальных и столичных центрах. Экзамены были трехступенчатыми, сложными. Получившие первую научную степень допускались к участию в экзамене на вторую и т. д. Проводились они комиссиями со стороны, в закрытом помещении, в письменной форме. Претендент на ученую степень должен был знать концепцию Конфуция, уметь творчески толковать исторические сюжеты, обладать способностью к умозрительному рассуждению на философские темы, уметь сочинять стихи и обладать литературным вкусом. Получившие третью ученую степень назначались на ответственные должности; при этом социальное происхождение не учитывалось, учитывалось то обстоятельство, что человек, с таким трудом получивший свою должность (первую степень обычно получали 3—5% из числа абитуриентов), будет ее ценить и высокопрофессионально трудиться.

Складывалась такая ситуация, когда надстроечный фактор (меритократизм, образованность, приверженность принципам конфуцианской доктрины) оказывал решающее воздействие на состояние экономики, а не наоборот.

В государственной жизни Китая статус чиновника был очень высоким и престижным, а путем к нему было получение хорошего образования. Такое положение формировало определенную систему ценностей и ее приоритеты.

Чиновничество подобно земледельцам было очень многочисленным классом, и в танском обществе был составлен свод законов, состоявший из 500 статей, в которых излагалась система организации всех подданных империи, включая чиновников и землевладельцев. В этом документе были изложены их права и обязанности перед властью. Из этого ценного документа можно, например, видеть, что при всей сложности экономической, социальной и политической структуры суть ее была проста — государственная власть и собственность. Одно это в Китае было непререкаемым и вечным, все остальное (землевладение и чиновничество и их власть) было временным: статус чиновника и земля земледельца не переходили к их детям, детям следовало начинать все сначала.

Специалисты считают, что периодом самого большого развития экономики Китая в Средневековье был VIII в. Это было время повторного открытия Великого шелкового пути, время восстановления мощи Китая как великой азиатской державы.

Пик развития приходится на правление императора Суаньцзуна (713—756), при котором государство получало высокие доходы в казну от добычи олова, железа, меди, серебра. Развивались горное дело, ремесла и торговля. Богатели города, росли слои зажиточных мастеров и купцов. По переписи 754 г. в стране было 9610 тыс. дворов, 52 880 тыс. человек облагались налогом.

Однако во второй половине VIII в. появляются признаки наступающего кризиса: ослабевает власть императора и в окраинных районах приобретают большую власть военные наместники.

Главным же признаком кризиса стало ухудшение положения в сельском хозяйстве. Начинает отмирать государственная надельная система и укрепляться поместная форма хозяйства. Распространяется практика купли-продажи наделов, приобретаемых чиновниками, ростовщиками, городскими торговцами. Эти процессы начались еще при императоре (правителе) Суаньцзуне, который своими указами пытался их остановить, запрещая чиновникам скупать крестьянские наделы и устанавливая за это наказания. После его смерти они усилились.

Реформа налогового обложения

Число надельных дворов, находившихся под контролем правительства, за несколько лет уменьшилось более чем в пять раз, реальная власть в государстве начала переходить к владельцам крупных поместий. Реформа налогового обложения узаконила ликвидацию надельной системы. Закон 763 г. заменил все прежние повинности, исчислявшиеся с человека, единым налогом с имущества. По предложению канцлера Ян Яня государство в 780 г. отменило систему наделов и окончательно отказалось от контроля за перераспределением земли. Была произведена имущественная классификация населения, разделившая на девять разрядов всех владельцев земли в зависимости от ее количества у каждого.

Отныне налог с имущества взимался два раза в год: летом и поздней осенью. Отсюда и название самого закона — закон о двух налогах. Налог взимался со всех, кто располагал землей, в том числе и с крупных помещиков.

Налог распространялся на все население, включая ту его часть, которая прежде налогом не облагалась — гостевые дворы, В деревне было две категории дворов: хозяйские — дворы на землях, полученных в надел, гостевые — либо на землях беглых, либо полученных иными путями. Хотя гостевые дворы раньше не включались в дворовые реестры и не платили налоги, но по переписи 780 г. их число (1300 тыс.) уже приближалось к числу хозяйских (1800 тыс.). Размер налога был одинаковым для всех категорий землевладельцев и зависел только от качества земли. В неурожайные годы только самые бедные категории землевладельцев получали льготы либо совсем освобождались от налога. Реформа 780 г. сделала крестьянские земли предметом купли-продажи, хотя контроль государства за этими процессами продолжал существовать.

В этот период возросло число поместий, земли на которых обрабатывались крестьянами. Большей частью это были крестьяне из гостей. У них было самостоятельное хозяйство, но не менее 50% урожая они отдавали владельцу земли. Все средства производства и орудия труда гости получали от владельца земли: скот, семена, мололи зерно на господской мельнице. Поместья по своим размерам были разными, но иногда они имели свыше 200 дворов.

Происходят противоречивые процессы: земля относительно свободно (по сравнению с прежними временами) продается и темпы, которыми помещики ее скупают, все возрастают. Однако государство было не заинтересовано в этом. Интерес государства состоял в том, чтобы каждый пахарь имел свой надел, с которого легко можно было получить налог, а имеющий землю и работающий на ней крестьянин не встанет в ряды мятежников. Кроме того, владельцы богатых поместий легко находили способы избежать уплаты налогов, от чего страдала казна. Так, в 846 г. для пополнения оскудевшей казны было конфисковано свыше 60 млн. га земель буддийских монастырей.

Реформы затронули и другие экономические области: развивается торговый кредит, появляются векселя, активизируются ростовщические операции, вводятся государственные монополии на чай, соль и водку. Особенно большими оказались доходы от монополии на соль, составившие 50% поступлений в казну.

Однако в конце IX в. кризис все-таки разразился и после периода «пяти династий и десяти царств» появилась династия Сун.

Экономика в эпоху династии Сун

Этот период в области экономики был также успешным, как и предыдущий, хотя значительные средства Сунская империя вынуждена была платить в виде дани племени киданей, захватившему на севере часть китайских земель и угрожавшему столице китайской империи. В XI в. размеры этой дани несколько раз увеличивались: например, по договору 1042 г. они составляли ежегодно 300 тыс. штук шелка и 200 тыс. лянов серебра. Одновременно Китай выплачивал дань своим северо-западным соседям тангутам — 100 тыс. штук шелка и 30 тыс. цзыней чая ежегодно.

Однако процесс экономического развития продолжался. Процветала торговля. В Китай приезжало много иностранных купцов и путешественников, оставивших ценнейшие записи наблюдений о китайском обществе, о процветании китайской экономики.

Развивается торговля — растут города, они становятся богаче и многолюднее, строятся новые города. Развиваются ремесла. Изделия китайских ремесленников по сей день составляют национальную гордость. Это знаменитый сунский фарфор, изделия из лака и слоновой кости, изысканные тонкие шелка. Особое развитие получает горнодобывающий промысел, увеличивается добыча серебра и железа. Серебром, серебряными изделиями откупались от завоевателей, а железо шло на производство оружия.

В результате развития товарно-денежных отношений возросла потребность в деньгах, но недостаточная добыча меди препятствовала выпуску в нужном количестве медной монеты. Увеличение добычи железа позволило расширить выпуск железных денег. В конце X в. появились бумажные деньги.

Развитие промыслов увеличило количество казенных мастерских. Историки отмечают, что в металлургических плавильнях работало до 100 человек, в мастерских по выделке тканей — по 60— 70 человек. Число рабочих в кораблестроительных мастерских достигало 600 — 700.

На предприятиях по производству оружия, чеканке железной монеты практиковалось использование наемной рабочей силы. Заработная плата была частично натуральной, частично — денежной. Некоторыми историками это оценивается как зарождение элементов капитализма, другие склонны в этом видеть лишь расширение традиционного цехового ремесленного производства.

Значительные успехи отмечаются в это время в сельском хозяйстве. Написанная двумя специалистами Чэнь Фу и Ван Джэном «Книга о земледелии» отразила современные им достижения в этой отрасли. Например, стали выращиваться хлопок и развиваться хлопкоткачество. Были выведены урожайные сорта зерна.

Достижения в аграрном секторе, как и другие достижения культуры этого периода (изобретение пороха, компаса, книгопечатания), происходили одновременно с нарастанием кризиса (снижалось число крестьян-землевладельцев и увеличивалось число безземельных арендаторов), что приводило к крестьянским восстаниям, а в сочетании с неудачами во внешней политике ставило империю на грань очередного кризиса. Конфуцианская чиновничья элита, считая себя ответственной за ситуацию, выдвигает ряд мер по его преодолению.

С 1068 г. эти реформы осуществляет канцлер Ань-ши. Целью его реформ было решение трех главных задач: укрепление централизованной власти, рост доходов казны, ограничение частной собственности. Улучшается ирригационная сеть, упорядочивается налогообложение. Специальное управление ведает централизованными закупками зерна с тем, чтобы выбрасывать его на рынок, когда вырастут цены. Это был серьезный удар по спекулянтам.

Эти меры хотя и создали большую оппозицию, но способствовали преодолению кризисной ситуации в стране. Благодаря этим реформам сунская династия просуществовала еще два века.

17.3. Закат Китайской империи

Монгольское завоевание Китая

Почти 70 лет монголы пытались завоевать Китай. В 1280 г. Китай полностью оказался под властью монголов, хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань.

В первые же годы правления монголов экономика страны пришла в упадок, урон был нанесен земледелию и ремеслам. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы все это восстановить. При Хубилае было создано главное управление сельским хозяйством с филиалами в провинциях и издано Положение о сельскохозяйственных общинах, по которому каждые 50 дворов составляли общину с выборным старостой во главе. Староста должен был наблюдать за порядком в общине и руководить сельскохозяйственными работами. Монголы думали не о развитии Китая, а о получении как можно больших налогов.

Значительно возросли налоги с крестьян: к поземельному налогу прибавился налог с каждого взрослого мужчины, появилась конная повинность.

Большинство земель сосредоточилось в руках монгольской знати, владевшей огромным количеством дворов крестьян, которые утратили полностью личную свободу. Сначала монголы не облагали налогами только земли буддийских храмов и монастырей, владения которых со временем стали столь велики, что монгольское правительство было вынуждено в 1327 г. запретить монастырям покупать у населения землю.

С созданием рисового пояса на юге Китая большую роль в экономике страны стало играть ирригационное хозяйство, служившее также защитой от рек (особенно Хуанхэ), периодически выходивших из берегов и затоплявших территорию страны. Все китайские правительства всегда заботились о водном строительстве, расчистке русел, ремонте каналов. Монголы этим не занимались, и результаты не замедлили сказаться. В 1334 г. в водах Хуанхэ, прорвавшей дамбы, погибли сотни тысяч людей. Это вызвало новый взрыв недовольства населения, вылившийся в восстание, которое закончилось поражением монголов и провозглашением новой династии Мин (1368—1644).

Минский Китай

Первый император этой династии Чжу Юань-чжан взял под строгий контроль центральной власти всю систему аграрных отношений. Все крестьяне получили землю, безземельные были переселены на пустующие земли, были созданы всекитайские налогово-земельные реестры. Налоги были умеренные, а многие дворы от них были вообще освобождены. Частных владений в начале правления династии Мин было немного, богачам трудно было сдать земли в аренду, потому что для этого нужно было установить очень невысокие арендные цены, иначе крестьяне предпочли бы наделы на хороших условиях.

Такая аграрная политика способствовала созданию сильного государства. В целом экономика при Минах достигла высокого развития. Однако с конца XV в. Китай вступил в период затяжного кризиса. Он начался с аграрного сектора, где возросло количество безземельных крестьян, земли которых поглощали богатые помещики. У власти все чаще оказывались временщики, не заинтересованные или просто неспособные к проведению реформ.

В 1628 г. власть временщиков была свергнута, но кризис остановить было уже невозможно.

Вопросы для повторения

1. Сравните особенности развития в период Средневековья экономики Китая и экономики стран Европы.

2. Охарактеризуйте надельную систему в Китае и ее эволюцию.

3. Как повлияло на состояние китайской экономики деление страны в IV в. на Северный и Южный Китай?

4. Расскажите о развитии в средневековом Китае городов, торговли, ремесел.

Развитие феодальных отношений началось в Ки-

тае до нашей эры. Процесс этот был заторможен

существованием так называемой надельной систе-

мы. Законом о государственных наделах, изданным

во второй половине III в. н. э., вся земля была

объявлена государственной. Крестьянам предостав-

лялось два надела: один обрабатывался ими для

себя, другой — для государства.

Государственность конфуцианского Китая осталась

примером долголетия и устойчивости государ-

ственной модели.Средневековому Китаю свойствен-

на система тотального контроля государства.

Рабство в Китае просуществовало до революции,

ликвидированное в это время законодательным путем.

Сильная централизованная государственная

властьв Китае имела прочные традиции. Ее важнейшая

ее черта — право верховной собственности на зем-

лю. ≪Земледелие, торговля и управления — три

основные функции государства≫.В Китае сформи-

ровался государственный феодализм.

Правительство делало ставку на мелкое крестьян-

ское хозяйство, которому отводились наделы при

условии выплаты налогов.

Надельная системаспособствовала распрост-

ранению фактического прикрепления крестьян

к земле через сельскую общину с ее круговой по-

рукой, коллективной налоговой ответственностью

перед государственной казной.

Существование надельной системы сдерживало,

но не могло остановить развития частного феодаль-

ного землевладения. Законами 763 и 780 гг. она

была отменена. Земельные приобретения феодалов

б фктически легализованы.__ Китайское феодальное правобыло устойчивым.

Его основные нормы сохранялись в течение веков.

Огромную роль в формировании и применении ки-

тайского права сыграло учение Конфуция,ставшее

официальным мировоззрением китайского народа.

Отступление от конфуцианских правил признавалось

преступлением. В соединении с культом предков,

привязывавшим крестьянина к земле, учение Конфу-

ция закрепляло наличные общественные отношения.

В Китае не раз предпринимались большие работы

по кодификации права (среди них можно выделить

большой свод законов Танской империи (VII в.)).

В Китае важными источниками правабыли за-

кон, императорский указ,но основой самого ука-

за являлась конфуцианская традиция.

Все средневековые правовые системы стран

Востока утверждали неравенство:сословное, ка-

стовое, в семье, по признакам пола, регламенти-

руя людей во всех сферах общественной жизни.

Во времена правления династии Тан военнообя-

занными мужчины считались до достижения 60 лет.

С VII! в. императоры все чаще стали прибегать к ус-

лугам наемной армии.

В Минской империи сохранялась старая система

≪войск округов≫и пограничных гарнизонов, основной

состав которых формировался из поселенцев-военных,

имевших надел, несущих службу до глубокой старости.

Постоянного главнокомандующегов армии не

было. В случае начала военных действий один из

высших военных чинов или сановников, назначался

генераломили даже генералиссимусом.

Местные командующие войсками в минском Ки-

тае контролировались чиновниками, назначаемыми

на определенный срок из центра. В XV в. была

создана должность ≪главного военного коорди-

натора≫,осуществляющего контроль над всеми

местными тактическими военными службами.__

1.1 История феодального государства Китая

Формирование феодальных отношений началось в Китае еще до новой эры.

История Китая в средние века была весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности.

Хотя Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.

Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладельческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти императора наследник престола был малолетним, устанавливалось регентство.

Личность императора обожествлялась, он по-прежнему считался «Сыном Неба». В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в истории феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.

Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние и прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности на землю. Государство, осуществляющее жесткий контроль над обществом (как и во всех восточных деспотиях), издавна взяло на себя функцию управления экономикой. «Земледелие, торговля и управление — три основные функции государства» — так реформатор легист Шан Ян (390—338 гг. до н. э.) сформулировал концепцию, которой правительство руководствовалось в своей деятельности на протяжении практически всей истории Китая.

Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную собственность (прежде всего на землю), сохранить свою монополию в использовании природных богатств, пыталась поставить под контроль торговлю и ремесло. Главным, разумеется, был вопрос о земле и положении земледельцев. Крестьяне, составлявшие 90% населения страны, всегда были объектом внимания и заботы. Их благополучие являлось условием существования крепкой централизованной власти, ибо все они были для государства в первую очередь налогоплательщиками.

В Китае, конечно, существовало крупное частное землевладение (так называемые «сильные дома»), относительно независимое от центральной власти, но именно по этой причине и невыгодное для правительства. Как только начинало расти крупное землевладение, доходы казны резко падали: обезземеленные, разорившиеся крестьяне становились арендаторами у богатых землевладельцев, которые всеми возможными способами старались сократить сумму налогов, выплачиваемых государству. В результате возрастали сила и влияние (в том числе и политическое) местной знати, в провинциях усиливался произвол администрации, авторитет центральной власти падал. А в ответ начинался протест снизу — в виде восстаний, участники которых требовали возврата земли и восстановления принципа уравнительности. Выступления против «недобродетельных» правителей, допускающих беззаконие, освящались конфуцианством.

Вновь созданная династия обычно начинала свое правление с реформ, призванных установить социальную гармонию. При этом в вопросе о частной собственности правительство, казалось бы, не слишком расходилось с требованиями восставших масс: оно тоже отстаивало принцип уравнительности, разумеется, преследуя свои цели и интересы.

Поэтому реформы обычно сводились к гигантскому, в рамках всей Поднебесной империи, переделу земли — с тем, чтобы каждый трудоспособный крестьянин получил свой участок. Иногда правительство даже шло на конфискацию земель у богатых землевладельцев. Использовались и другие средства: на некоторое время запрещалась продажа земли. Крупные владения облагали повышенными налогами.

Еще в древности китайские историки заметили, что в чередовании этих периодов есть определенный ритм, действующий с четкостью часового механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл и действовала весьма успешно. Но спустя некоторое время в стране все сильнее и сильнее проявлялись признаки упадка: разорялось крестьянство, среди чиновников росла коррупция, крупные земельные собственники отстаивали свою независимость от центральной власти. Под конец всеобщий развал завершался народным восстанием, участники которого требовали смены правящей «плохой» династии.

Именно в таких условиях — жесточайшего экономического и социального кризиса, голода и распада административной системы, восстаний — в 206 г. до н. э. начала свое существование первая конфуцианская империя, которой правила династия Ханъ. Ее основателем был крестьянин, один из вождей восставших. Новая династия вновь объединила страну, отменила многие казарменные законы прежних времен, снизила налоги. В систему управления стали вводиться конфуцианские нормы; ставка была сделана не столько на насилие, сколько на моральные принципы и древние почитаемые традиции. Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую полосу упадка.

В III в. Китай распался на три самостоятельных государства. Правда, в конце III в. была предпринята попытка вернуться к централизации, но новой династии Цзинъ удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий..

В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды кочевников, в том числе гуннов. Население бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на севере страны возникло множество мелких государств, созданных захватчиками. Они довольно быстро китаизировались, перенимая местную культуру, обычаи и систему управления.

Следующий этап централизации был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VIIв

Эпоха истинного расцвета Китая связана с династией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало X в.) и династией Сун (X—XIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города, необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, все изящные искусства и особенно поэзия. Правление Сунской династии закончилось трагически для Китая, пережившего новую волну вторжения кочевых племен. В течение XIIIв. империя была завоевана монголами, и великий хан Хубилай основал новую монгольскую династию Юань (1280—1368). Экономика страны в ходе долгих войн (Китай сопротивлялся монголам около 40 лет) была разрушена, ирригационные сооружения, от которых зависело сельское хозяйство, не ремонтировались, огромное число китайцев было обращено в рабство.

Хотя монголы довольно быстро стали ассимилироваться, недовольство их правлением возрастало. Древняя буддийская секта Белый Лотос, которая к XIV в. превратилась в тайное общество, объединила восставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, бывший послушник буддийского монастыря, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-конфуцианцев, разгромил монголов и в 1368г. объявил себя императором династии, получившей символическое название Мин (Свет).

Минское правительство сумело восстановить экономику страны; было отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие возможности продвигаться вверх по иерархической лестнице. Но в конце XVI в. последовал очередной кризис, закончившийся весьма драматично: в начале XVII в. небольшое племя маньчжуров стало набирать силу и, объединившись с соседними племенами, повело вооруженную борьбу с Китаем, и во второй половине XVII в. в стране снова воцарилась иноземная династия Цин. Маньчжуры со временем удивительно органично вписались в структуру китайской империи и конфуцианскую культуру. Очевидно, именно в этом была причина долголетия династии, которая просуществовала вплоть до начала XX в.

1.2 Центральное и местное управление

Центральные органы власти и управления строились следующим образом.

Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лица-цзайсяна. Но в период Тан (618-906 гг.) на первое место выдвигаются, превращаясь в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща управляли делами государства. Причем, особая роль принадлежала главе Палаты государственных дел. Он ведал всеми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника.

При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (1368-1644гг.) была проведена определенная реорганизация. Власть сосредоточивается в руках императора, и все назначения на должности исходят отныне только от него.

Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжуры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела проходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые — члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел государственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение — собственная канцелярия императора, которая ведает назначением и смещением чиновников. Ее работой руководил сам император.

В центральный государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство общественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ведомств был приставлен особый чиновник, докладывавший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием пользовались наставники, советники императора и наследника престола.

Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюдением дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую инспекцию. В ее составе было множество чиновников, цензоров, инспекторов.

В раннефеодальный период местное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно — территориального деления: область, уезд, волость и селение.

Разложение надельной системы землепользования вызвало ослабление централизации. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. Вначале такие наместники, на должность которых обычно назначались чиновники высшего ранга, были облечены лишь военной властью. В подведомственных им округах и уездах сохранялась гражданская администрация, назначенная императорским двором. Однако влияние военных наместников быстро росло. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях, сами назначали чиновников, взимали налоги и подати, вступали в столкновения друг с другом, заключали союзы. Власть их, как правило, передавалась по наследству. По мере усиления своего могущества военные наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него.

В связи с этим императоры вынуждены принимать меры к укреплению централизации. В Х веке было проведено разделение военной и гражданской власти, что привело к ослаблению военных наместников. Следующим шагом в этом направлении явилась ликвидация должности военного наместника. Все местные чиновники назначались и смещались теперь только центральным правительством. Особые должностные лица осуществляли контроль над деятельностью местной администрации и сообщали о результатах в столицу. Без их санкции распоряжения местных чиновников не подлежали исполнению.

Монголы не внесли никаких принципиальных изменений в структуру местного управления. Однако аппарат управления был в значительной мере изъят из рук китайцев, все военные должности монголы оставили за собой.

В административном отношении страна была поделена на 10 обширных областей («дорог»), во главе которых стояли монголы. Минская династия упразднила должности начальников областей. Отныне в область (провинцию) назначаются подчиненные непосредственно двору три уполномоченных: правительственный уполномоченный, ведавший гражданской администрацией и финансами, судебный уполномоченный и военный.

Это же административное деление сохранилось и во времена Цинской династии. Империя делилась на провинции, округа, уезды, волости.

Низовая администрация феодального Китая строилась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выполняли определенные административные функции, отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.

Особое внимание было уделено общинной администрации во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился выборный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддержание порядка в общине. Подобная система сохранялась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой делилась на десятидворки, члены которых были связаны круговой порукой.

Китайские империи включали в свой состав окраинные территории с многочисленным иноплеменным населением. На насильственно присоединенных к Китаю территориях создавались особые наместничества.

Разветвленный государственный аппарат китайских монархий нуждался в огромной массе разнообразных чиновников. Все они подразделялись на два разряда: гражданских и военных. Кроме того, в 220 году была введена система «чинов девяти рангов», воспринятая всеми последующими династиями. Чиновники были разделены на 9 рангов, каждый из которых подразделялся еще на классы. Деление чиновничества на ранги и классы находило проявление и в повседневной жизни. Рангу должны были соответствовать дома, посуда, одежда и т. д. Нарушители этой регламентации подлежали суровому наказанию.

Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная система отбора на государственные должности, введение которой относится еще к рабовладельческому периоду. Расцвет ее падает на Х-XIII вв. Экзамены для желающих стать чиновниками проводились один раз в три года в провинции и в столице. Особое значение придавалось экзамену, который принимал лично император. Претенденты, успешно сдавшие экзамен, получали ученые степени.

Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены.

Система комплектования китайской армии была различной на отдельных этапах феодального развития.

С введением государственной надельной системы в основу военной организации была положена воинская повинность крестьянства, получавшего за службу земельные наделы. Вся территория подразделялась на военные округа, каждый из которых выставлял определенное количество воинов. Набор в войска проводился среди местного населения. Воинов освобождали от земельного налога и промысловой подати. Воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. В мирное время солдаты трудились в своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвращался в столицу, а солдаты — в свои деревни. Имелись в это время и другие воинские формирования: создается дворцовая гвардия, появляется наемная тюркская конница.

С разрушением надельной системы землепользования и вступлением Китая в период развитого феодализма система воинской повинности уступает место наемной армии. Ядром армии становятся гвардейские части. Они располагались в столице. Местные войска состояли из гарнизонов, размещенных в округах, в пограничные части вербовались представители покоренных племен.

При основателе Минской династии военная система Китая подверглась очередной реорганизации. Основной частью армии были столичные войска. Вся страна делилась на 5 военных округов. Начальник округа ведал солдатами военных поселений, каждый из которых получал земельный надел. Общее командование войсками, назначение главнокомандующего было сосредоточено в руках императора.

При маньчжурской династии Цин (XVII в.) вооруженные силы состояли из крупных военных соединений регулярной армии, так называемых «восьми знамен». «Восьмизнаменные войска» были сформированы главным образом из маньчжуров. Служба в них была наследственной. Эти войска были поставлены в привилегированное положение по сравнению с войсками «зеленого знамени», которые состояли из навербованных в провинциях китайцев.

Китай вступил в период развитого феодализма в VIII веке.

Положение империи Тан к середине VIII в.

Замечание 1

Правление императора Сюаньцзуна (713—756) стало временем расцвета империи Тан. Перепись 754 года показала наличие в стране 52 880 тысяч человек облагаемого налогом населения.

Помимо прямых налогов с надельных крестьян, государство имело доходы в виде различных сборов от продажи чая и соли, от добычи меди, серебра, железа и олова. Развитие ремесла, горного дела и торговли создало слой богатых ремесленников и купцов. Росли обе столицы и другие города. Высокого уровня достигло искусство.

Но в то же время проявился кризис экономического и политического порядка, на котором выросла Танская империя. Его сущность состояла в отмирании государственной надельной системы и развитии поместного феодального хозяйства.

На это указывает правительственный указ 752 года. Накопление земель он объяснял так: богачи сначала заставляют вспахивать целину крестьян, а затем прибирают ее себе; нарушая закон они скупают промысловые и подушные наделы, подделывая подворные списки для того, чтобы утаить от государства крестьянские дворы и потом захватить их. Они же захватывают участки путём выдачи ссуд под заклад земли. Участки заново возделанной земли отходили в собственность обрабатывавшим ее. Такой способ приобретения земли был доступен «крепким» в хозяйственном отношении крестьянским дворам. Но еще больше он был доступен представителям господствующего класса.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Феодализм в Китае 450 руб.
  • Реферат Феодализм в Китае 250 руб.
  • Контрольная работа Феодализм в Китае 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Так как земля являлась государственной собственностью, ее было нельзя ни продавать, ни закладывать. Но поскольку следить за соблюдением закона должны были местные чиновники, стремившиеся к обратному, такие запреты не действовали. Так широкое распространение в Китае получил тип феодального землевладения, представленного категорией земель, «присвоенных по титулу». Феодальное землевладение, раннее характерное для высшей знати, получило распространение среди средних и мелких феодалов. Возрастало число крестьян, которые обрабатывали землю, принадлежавшую отдельному феодалу, и находившихся от него в зависимости.

Но поскольку основным источником доходов казны были налоги с надельного крестьянства, то уменьшение числа облагаемых налогом дворов привело к сокращению поступлений. Стремясь возместить убыль, правительство увеличивало обложение. Кроме обычных налогов, государство стало еще взимать особые земельные и подворные налоги. Крестьяне отдавались под покровительство феодала, чтобы избавиться от бремени государственных налогов, но лишь попадали в зависимость от него.

Одни крестьяне становились держателями земли феодала или работниками, получавшими содержание от феодала и не имевшими своей земли. Другие оставались на своих участках и были вынуждены молоть зерно на мельницах владельцев поместий и отдавать за это часть произведённого продукта.

Для надельной системы характерны господство натурального хозяйства и соединение земледелия и ремесла. Но в Китае общественное разделение труда постоянно прогрессировало. Многие из городов возникали сразу как ремесленные и торговые центры, что свидетельствовало о росте товарного производства и торговли. Данный процесс захватил и деревню, в которой усилилось имущественное расслоение. Это подрывало надельную систему.

Также разложение государственной надельной системы шло другим путём. Развитие товарно-денежных отношений давало феодалу возможности превращения части прибавочного продукта в товар. Сама такая возможность повышала ценность земли. Увеличение числа разорённых крестьян, вынужденных покидать надельные земли, облегчало захват феодалами этих земель.

Упадок государственной собственности, которая являлась экономической основой централизованного управления страной, привёл к ослаблению централизации. Это доказывается установлением в 733 году должности областных правителей дао с широкими правами. Предполагалось, что местные власти получат возможность удерживать крестьян на наделах, ловить беглых крестьян и возвращать их. Кроме того, императоры допустили наличие у феодалов воинских сил.

Ещё во второй половине VII века на западных границах возобновились набеги тангутских племён. В конце VII века начали вспыхивать волнения тюркских племён, обитавших у северо-западной границы империи. К востоку стали нападать кидани. На северо-востоке в 700 г. появилось государство Бохай, включившее обитавших по нижнему течению Амура и реке Сунгари тунгусские племена. В середине VIII века на юго-западе возникло государство местных племен, одни из которых были этнически близки к тангутам, а другие — к племенам Индо-Китая.

Командующие пограничными армиями пользовались всей полнотой военной и гражданской власти. Тем самым опиравшаяся на поместное землевладение часть правящего класса уже добилась победы. Необходимо учитывать также неравномерность экономического развития Танской империи. В пограничных частях империи формы наследственного землевладения были прочнее, чем в центральных районах, а это содействовало более раннему обособлению. Так образовывались обширные пограничные наместничества. Именно с их стороны был нанесён первый удар по старым порядкам в империи.

Конец надельной системы. Феодальные поместья

В 755 г. наместник Внутренней Монголии Ань Лу-шань поднял мятеж и скоро захватил обе столицы – Лоян и Чанъань. После бегства Сюаньцзуна Ань Лу-шань провозгласил себя императором.

Однако танскую династию спасли раздоры победителей. Против Ань Лу-шаня выступили другие наместники, не желавшие ему подчиняться. В 757 г. Ань Лу-шань убили, а мятеж был окончательно подавлен в 763 году. Но несмотря на то, что династия уцелела, империя в её старом виде понесла сокрушительный удар. В 5 раз сократилось количество надельных дворов, контролируемых правительством, а реальная власть переходила в руки владельцев феодальных поместий. Ликвидация надельной системы нашла отражение в реформе налогового обложения.

По закону 763 года все прежние повинности и налоги, начисляемые на душу, заменялись единым налогом с имущества. Такой принцип обложения требовал имущественной классификации населения. Все землевладельцы были поделены на девять разрядов по количеству имевшейся земли.

Замечание 2

Таким образом, находившаяся в руках феодалов земельная собственность получила официальное признание.

Обложение стало распространяться и на ту часть крестьян, которые до того не облагались, ибо надельная система учитывала только постоянное население.

Ремесло и торговля

Появление значительного слоя потребителей городских ремесленных товаров в лице феодалов способствовало развитию ремесла и торговли. В Китае возникали и росли новые города: в пунктах окраинных наместничеств, рядом с местами органов управления, в местах постоянного расположения войск, рядом с крупными поместьями.

Рост торговли привел к развитию торгового кредита. Возникли векселя. Большое значение имели ростовщические операции. Правительство в стремлении получить как можно большие доходы, ввело государственную монополию на чай, соль и водку.

Добавить комментарий