Феодальная страна

Первоначально феодальное государство возникает в Китае еще в II—I в. до н.э. В Европе феодальный строй укоренился в VI—IX вв. в результате развития новых производственных отношений, основанных на крупной земельной собственности. На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей рабовладельческой эпохе. Это государства в Англии, Германии, Франции и России, Чехии и Полыни, Скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Феодальное государство исторически является вторым типом государства, который отражает качественный скачок в поступательном развитии человеческого общества, так как перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество. «Отличие феодальной эксплуатации от рабовладельческой… заключалось, во-первых, в неполной собственности феодала на работника производства — крепостного крестьянина, и во-вторых, в том, что крепостной крестьянин был единоличным собственником орудий производства и всего частного хозяйства, основанного на личном труде».

Основной отраслью производства в феодальном государстве являлось земледелие, поэтому «главной формой собственности в феодальную эпоху была… земельная собственность, вместе с прикованным к ней трудом крепостных». Соответственно, вся деятельность государства сводилась в основном к одному — удержать власть помещиков над земельными наделами (феодами) и закрепленными за ними крепостными крестьянами.

Феодальный тип государства возникает двумя основными путями:

  • 1) путем разложения рабовладельческого строя;
  • 2) путем разложения первобытнообщинного строя.

Первый путь — это путь постепенного разложения рабовладельческого, экономического и социального строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя. Этот процесс происходил во всех рабовладельческих государствах и общественно-политических системах. Второй путь — это путь постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального строя. По этому пути, в частности, шло развитие государства и права у восточных и западных славян. Оно было связано с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупнейших собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельную аристократию, а эксплуатируемые соплеменники — в полностью зависимых от них крестьян.

Феодальное государство в своем развитии прошло ряд этапов {стадий):

  • 1) децентрализованной феодальной раздробленности;
  • 2) усиления централизации и установления сословио-представителыюй монархии;
  • 3) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

В отличие от рабовладельческого феодальное государство функционировало на принципах:

  • 1) сословной иерархии, т.е. отношений сюзеренитета и вассалитета, господства и подчинения низших сословий высшим;
  • 2) зависимости властных полномочий сословий от размера феодальной собственности на землю;
  • 3) юридического прикрепления крестьян к земле;
  • 4) преобладания монархической формы правления.

Характерной чертой феодального государства было соединение в одних руках земельной собственности и политической власти, аппарата управления хозяйством и отправления административных, фискальных, полицейских и судебных функций.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как бояре, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословное неравенство и привилегии.

Особое место в феодальном государстве занимала церковь, являющаяся главным орудием идеологического воздействия на массы в руках господствующего феодального класса. Хотя взаимоотношения церкви и государства в разных странах складывались неодинаково, во всех феодальных государствах (и всех религиях) духовенство осуществляло ряд важных государственных функций: ведение актов гражданского состояния (регистрация рождений, смертей, браков); суд по брачно-семейным делам; суд но делам о ересях и преступлениях против религии и т.д.

В ряде стран управление церковью являлось одной из отраслей государственного управления (в России). Но даже там, где церковь непосредственно не была связана с государственным аппаратом (например, в странах с католической религией), она имела свои судебные репрессивные органы (инквизицию) и, по существу, представляла собой важный составной элемент феодального государственного механизма. В мусульманских странах глава государства (в большинстве случаев) одновременно был религиозным главой, а сборники религиозных правил (Коран) являлись основным источником права.

Формы феодальных государств были преимущественно монархическими. Однако в эпоху феодализма существовали и городские аристократические республики, завоевавшие или откупившие у королей и герцогов самостоятельность (самоуправление). Это Венеция, Генуя, Флоренция, Магдебург, Новгород, немецкие города Ганзейского союза. В них также господствовала своя феодальная иерархия — цеховой строй, в котором богатые мастера эксплуатировали учеников и подмастерьев. Купеческое сословие объединялось в гильдии по своей внутренней иерархии.

Выполняя волю и защищая интересы господствующего класса феодалов, феодальное государство выполняло следующие основные внутренние функции:

  • 1) закрепление и охрана феодальной собственности на землю и другие средства производства;
  • 2) удержание крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов, создание необходимых благоприятных условий для осуществления эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоев населения;
  • 3) идеологическая обработка и духовное подавление эксплуатируемого класса;
  • 4) организация и консолидация сил класса феодалов и регулирование отношений внутри господствующего класса.

Буржуазное (капиталистическое) государство. Буржуазные государства первоначально возникли в результате буржуазных революций, потрясших Западную Европу и Северную Америку в XVI—XVIII вв.

В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, капиталистический способ производства требовал независимого (в юридическом понимании) работника, свободно продающего свой труд. Поэтому буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». В Декларации независимости США 1776 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., других подобных документах провозглашалось, что все люди рождаются равными и наделены равными правами. Сословное неравенство, повсеместно существующее до этого, заменялось неравенством социально-экономическим, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу.

Возникновение буржуазных государств имело разные предпосылки своего возникновения. Формы, темпы смены социально-экономической формации не были одинаковы в разных странах и имели заметные различия в зависимости от конкретных исторических условий. Соответственно различны были и пути образования буржуазных государств, основными из которых были следующие:

  • 1) путь буржуазных революций;
  • 2) путь буржуазных реформ;
  • 3) путь колонизации.

Образование буржуазного государства в результате буржуажой революции в виде вооруженного восстания — основной путь. Классический пример — Великая французская революция конца XVIII в. Это путь решительной ликвидации феодально-крепостнических порядков и попытки наиболее последовательно провести в жизнь принципы буржуазной демократии. Гегемоном буржуазной революции выступала буржуазия, игравшая в тот период объективно прогрессивную роль, хотя основной движущей силой революции являлись широкие народные массы (крестьянство, городские низы).

Другой путь — буржуазные реформы, представляющие собой компромисс буржуазии с феодальной земельной аристократией. В конечном счете он вел к постепенному оттеснению феодальной аристократии и приходу к власти буржуазии. Соответственно на смену феодальному государству приходило буржуазное, следовательно, возникал новый тип государства. Он характерен для стран (Россия, Германия, Испания, Япония), где буржуазия была недостаточно сильна, чтобы открыто с оружием в руках бороться за власть. Но и здесь реформы проводились под давлением революционного движения народных масс, иначе говоря, в качестве решающей силы, двигающей исторический прогресс, опять-таки выступали народные массы.

Колонизация — третий путь — образование буржуазной государственности на «новых» колонизированных землях (США, Канада, Австралия). Образование этих государств происходило в XVIII—XIX вв., в то время когда феодально-крепостнический строй исчерпал возможности своего развития и ведущее положение в мире занимал буржуазный строй. Территории этих государств ранее составляли колонии Англии, в которой буржуазная революция произошла еще в XVII в. Буржуазия, выделившаяся из среды европейских переселенцев, консолидировавшаяся как господствующий класс, использовала механизм своего государства и для «очищения» жизненного пространства путем уничтожения живших родовым строем аборигенов (например, индейцев в США).

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов’.

  • 1) этап становления и развития капиталистического государства;
  • 2) этан монополистического капитализма;
  • 3) современный этап развития.

В 1930-с гг. буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. За капитализмом и его государственными формами наступает фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а национализированный сектор экономики, ее регулирование и программирование, государственная система социального страхования есть свидетельство конвергенции двух социально противоположных систем.

Капиталистические государства отличает ряд особенностей’.

  • 1) отсутствие сословий, каст;
  • 2) признание всеобщего правового равенства людей;
  • 3) преобладание структурных горизонтальных отношений в обществе (гражданское общество);
  • 4) формирование национальных централизованных государств (централизованный государственный аппарат, государственная казна, постоянная армия и т.д.);
  • 5) утверждение представительного государства;
  • 6) широкое распространение деления права на частное и публичное (начало положено в Древнем Риме);
  • 7) развитие конституционного законодательства (конституции).

К числу специфических черт, свойственных капиталистическому государству, некоторые авторы относят: наличие разветвленных, совершенных средств властвования (армия, полиция, тюрьмы, жандармерия, разведка и контрразведка); обладание мощными рычагами воздействия на систему общественных отношений: экономическими, политическими, идеологическими и правовыми; способность выступать по отношению к различным фракциям господствующего класса и их организациям в качестве так называемого совокупного капитала.

Известны две основные формы правления буржуазного государства: конституционная монархия и республика.

Выбор монархических форм зависел от того исторического пути, по которому шло формирование каждого конкретного буржуазного государства. В тех странах, где буржуазная революция принимала форму вооруженного восстания, как правило, создавались республики. Там, где буржуазная государственность формировалась путем компромиссов буржуазии с дворянством и реформ, в большинстве случаев возникала конституционная монархия.

Наиболее распространенной формой буржуазного государства является республика в двух ее разновидностях: парламентской и президентской. В парламентских республиках (например, ФРГ, Италия) вся полнота власти формально принадлежит парламенту, который назначает ответственное перед ним правительство. Глава государства — президент — тоже избирается парламентом, может быть им смещен и играет главным образом представительную роль. В президентских республиках (например, США) президент избирается населением или выборщиками и независимо от парламента, обладающего законодательной властью. Президент возглавляет правительство, ответственное лишь перед ним, и является главнокомандующим вооруженными силами.

Социалистическое государство. В соответствии с законом поступательного социального развития любая промежуточная формация (а буржуазная формация имеет именно промежуточный характер), в своем генезисе последовательно минует стадии зарождения, расцвета, стабилизации и, наконец, угасания и гибели. Исходя из данного тезиса марксизма, кризис буржуазной экономической формации приводит к вызреванию в ее недрах экономических и политических предпосылок наиболее прогрессивной общественной формации — коммунистической. При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет свое основополагающее значение. Постепенно трансформируется и механизм государственной власти, уступая властные полномочия органам общественного самоуправления. Таким образом, коммунистическая формация характеризуется постепенным отмиранием государства, передачей государственных полномочий мировому бесклассовому сообществу — «свободному человечеству». Одиако, предполагая, что процесс формирования коммунистической формации требует определенного времени, в течение которого государство еще будет функционировать, сторонники данного подхода в типологии выделяли промежу точный период между капитализмом и коммунизмом — социализм. В этот период возникает и функционирует социалистическое государство, в значительной степени отличающееся от предшествующих типов государств (рабовладельческого, феодального, капиталистического), поскольку выступает в качестве организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, главным орудием строительства социализма и коммунизма, защиты революционных завоеваний народа.

Социалистическое государство, оставаясь классовым, вместе с тем меняет свою социальную сущность. Если в государствах эксплуататорских типов выделялись классы эксплуататоров и эксплуатируемых, отношения между которыми носили антагонистический характер, то в социалистическом государстве — это дружественные классы трудящихся (рабочих и крестьян), между которыми находится «прослойка» трудовой интеллигенции. Государство продолжает выполнять принудительные функции. Однако меняются их целевые установки. Теперь государственное принуждение обращено преимущественно на борьбу с внутренним врагом — преступностью и внешним — враждебным окружением, представленным империалистическими государствами.

Теоретическая модель социалистического государства была заложена работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивающими идею построения единого общепланетарного государства трудящихся, первыми шагами которого были свержение власти буржуазии и установление диктатуры пролетариата — власти трудящихся.

В зависимости от идеологии, программных положений различают следующие модели социализма:

  • 1) тоталитарный (марксистский, левацкий, радикальный);
  • 2) демократический (ревизионистский, либерально-демократический).

Тоталитарное социалистическое государство отличает:

  • 1) революционный путь возникновения (социалистическая революция);
  • 2) слом старой государственной машины;
  • 3) диктатура пролетариата;
  • 4) этапность развития;
  • 5) форма правления (социалистическая республика);
  • 6) ликвидация частной собственности;
  • 7) временный характер существования.

Социалистическая революция. Согласно марксистской теории социалистическое государство возникает не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. В ранних работах К. Маркса и Ф. Энгельса говорилось о том, что для становления социалистического государства необходимо «сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти». В более поздних работах проводилась мысль о необходимости использования в процессе социалистической революции различных — мирной и немирной — форм. Восстание было бы безумием там, доказывал, в частности Ф. Энгельс, «где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем».

Используя тезис о непрерывности революции, Ленин разработал доктрину о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. «От революции демократической, — писал он, — мы сейчас же начнем переходить … к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию».

Ленин убеждал, что «революция должна состоять не в том, чтобы новый класс командовал, управлял при помощи старой государственной машины, а в том, чтобы он разбил эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины».

Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму. Социалистическое государство возникает именно как диктатура одного класса — пролетариата, и это роднит его с государствами других исторических типов, возникающих из классовых противоречий. Но в начале своего существования оно обеспечивало господство подавляющего большинства общества (рабочих и крестьян) над меньшинством (свергнутыми эксплуататорским классами). Диктатура пролетариата выступает в качестве сущности нового государства того периода, который К. Маркс называл переходом от капитализма к социализму.

В литературе длительное время велись споры о количестве проходимых социалистическим государством этапов развития. Возобладала точка зрения, согласно которой социалистическое государство проходит в своем развитии следующие этапы: этап существования диктатуры пролетариата, этан функционирования собственно социалистического государства, этап развития общенародного государства. Данное положение получило свое отражение в конституционных актах социалистических стран и в текущем законодательстве. Так, в преамбуле Конституции СССР 1977 г. утверждалось о том, что «выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным».

Формой правления социалистического государства является республика, но лишь та, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием. Что же касается всех иных, несоциалистических форм, в частности республиканской формы буржуазного государства, то она, по словам Энгельса, «также враждебная нам, как и любая монархия (если отвлечься от форм проявления этой враждебности)». Социалистическая республика — особая форма правления, которая по марксистской теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. Особенностями данной формы правления являются:

  • 1) соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
  • 2) ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;
  • 3) сочетание экономического, социально-политического и культурно- воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме;
  • 4) создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;
  • 5) отрицание идеи разделения властей.

Марксистский социализм имеет три разновидности: Парижскую Коммуну; Советскую республику; народно-демократическую республику. Все они выступают государственной формой диктатуры пролетариата.

Социалистическое государство предполагает ликвидацию частной собственности на средства производства, во всяком случае, той, при которой используется наемный труд, следовательно, экспроприацию собственников.

Соответствующие средства производства перешли в собственность государства, которая представляется как достояние «всего народа». В результате в обществе оказываются ликвидированными «эксплуатация» и «эксплуататоры», остаются только ассоциированные работники, получающие свои доли от производственного богатства в соответствии с количеством и качеством труда. Управляет общественным производством и регулирует распределение продукта государство, которое представляет собой орудие власти самих рабочих, трудящихся.

Государство согласно марксистскому пониманию не является вечным. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые инструменты и явления отмирают. Для отмирания государства необходимы условия: создание соответствующих материальных, социальных и иных условий, ведущих к стиранию классовых различий, а также — к формированию высокого уровня общественного сознания. Весьма важным является, в частности, научить людей работать на общество «без всяких норм права», без всяких принуждений; создать все необходимые условия для того, чтобы «основные правила человеческого общежития» со временем стали для всех людей привычкой.

Назначение социалистического государства — не сохранение классового господства, а построение негосударственной общественной системы — бесклассового коммунистического общества. Классовая сущность социалистического государства и права заключается в выражении интересов большинства общества, которое составляют трудящиеся интеллектуального труда.

Хотя тоталитарный социализм отвергнут человечеством и осужден историей, опыт тоталитарных социалистических стран не исчез бесследно. С одной стороны, он на практике показал, как не надо строить современное государство, но с другой стороны, некоторые идеи социалистической государственности, которые чаще всего оставались лишь лозунгами, были восприняты передовой мыслью демократических стран и в измененном, переработанном виде были включены в конституции. Достаточно сослаться на идею социального государства, родившуюся на базе концепций социалистической государственности, положения о социально-экономических правах, статьи об обязанностях граждан по отношению к обществу и государству, идею планирования, роль трудящихся в обществе и др.

Уже в XIX в. в европейском марксизме возникает так называемый ревизионизм, воплотившийся в идейных и программных установках Э. Берштейна и его единомышленников из II Интернационала, подвергнутых ожесточенным нападкам радикалов. Они сформировали идеологию демократического социализма. Это другой социализм (не тоталитарный) как путь развития, еще нигде не осуществленный в полном объеме на планете (может быть, ближе к нему находятся Швеция и некоторые другие страны). Тоталитарный социализм был реализован в первой половине XX в., демократический — во второй.

Основные положения идеологии демократического социализма предполагают следующее:

  • 1) эволюционное становление и развитие государства, отказ от насильственной революции;
  • 2) отказ от идеи «диктатуры пролетариата»;
  • 3) отказ от радикального преобразования капиталистической экономики при курсе на придание ей все большей социальной ориентации;
  • 4) последовательное развитие начал, лежащих в основе западной модели гражданского общества.

Сама по себе социалистическая идея привлекает к себе все больше сторонников, о чем можно судить по расширению политического представительства социалистических партий в парламентах и правительствах развитых стран мира. Однако существенное отличие описанного выше социально ориентированного государства от государства социалистического, «советского» типа состоит именно в наличии либерально-демократического вектора развития.

Отмечая положительные черты формационного подхода к типологии государств, следует, прежде всего, отметить его конкретность, позволяющую достаточно четко, исторически верно и научно аргументированно обозначить основные исторические типы государственно-правовых систем. В качестве негативного момента следует отметить догматичность (учение Маркса всесильно, потому что верно) и односторонность, определяемую тем, что за основу взят единственный критерий — экономический, а также утопичность данной теории в части возможности отмирания государства исключительно по социально-экономическим причинам.

Раннефеодальное общество Западной Европы — очень интересный образец государственно-правового развития. Специфика этого общества состояла в том, что монархи постоянно стремились к укреплению своей власти. При этом — сознательно или бессознательно — короли Англии, Франции, Германии (с X в.- императоры) применяли одни и те же приемы: укрепление государственного управленческого аппарата: привлечение людей незнатного происхождения; замена феодального ополчения, насколько это возможно, наемным армией; введение единого королевского суда и единых, общих для всей страны норм права; введение единой общей денежной единицы и т. Эти усилия, как правило, имели лишь временный успех. Любое ослабление власти монарха (например, вследствие наследования престола молодым неопытным наследником или в результате внешней агрессии или вмешательства римского папского престола) ознаменовывалось своеобразным реваншем крупных феодалов, которые быстро отвоевывали утраченные позиции в области государственного строительства, судопроизводства и собственных привилегий.

На примере немецкой «рейхскирхе» еще раз убеждаемся в том, что любая успешная реформа обычно имеет и свою оборотную сторону, и часто приводит к непредсказуемым последствиям.

Династия Капетингов во Франции

Правопреемниками империи франков согласно Верденским договору 843 г.., Заключенным внуками Карла Великого, стали три королевства. Людовик Немецкий (Восточнофранкским), Карл Лысый (захиднофранкське) и Лотар (срединное) начали историческое становление будущих Германии, Франции и — частично — Италии. На последних монархов из династии Каролингов герцоги, графы и епископы почти не обращали внимания. В условиях господства натурального хозяйства и почти полного отсутствия товарно-денежных отношений королевская власть могла обеспечивать себе поддержку феодалов только за счет земельных пожалований. Получив земельный надел на условиях несения службы (бенефиций), герцог или граф немедленно начинал добиваться его превращения в наследственную, свободно отчуждаемую собственность (аллод), а впоследствии — изъятие этой собственности из-под королевской юрисдикции. В этом противостоянии королевской власти феодальная слой выступала сплоченно, как единое целое. Предоставляя иммунитетные грамоты тем или иным феодалам, король резко суживал свои прерогативы и, соответственно, возможности взять под контроль своих бывших слуг.

В 987 г.. На съезде духовных и светских феодалов Франции королем был избран феодала Гуго Капета, чьи владения ограничивались небольшой областью с центром в Париже. Ему же принадлежало и город Орлеан. Остальная территория страны вполне самостоятельно управлялась своими сеньорами — баронами, графами, маркизами. Граф Анжу, например, имел шесть раз больше владение, чем король. Королей во Франции еще долго выбирали, поэтому наследники престола спешили короноваться еще при жизни своих предшественников. Нужно было более ста лет, чтобы новая династия сумела навести относительный порядок даже в королевском домене. Организация власти и государственного управления капетингською монархией сначала строилась на принципах вотчинной системы, то есть личные слуги короля выступали должностными лицами королевства. Власть монарха ограничивала совет знати (курия).

Королевская власть распространялась за счет новых земельных приобретений. Она укреплялась внутренне благодаря усовершенствованию аппарата управления. Да, королевской Совета дальнейшем стали включаться только преданные вассалы, с непокорными король разговаривал с позиции силы. Входили в Совет также высшие чиновники — коннетабль (командующий армией), сенешаль (начальник королевской канцелярии), дворцовый граф (руководитель королевского суда). Включили в этот орган и т. Н. легистов — людей незнатного происхождения, но хороших знатоков права и обычаев. Управление округами в королевском домене было передано от графов и их заместителей, викариев, в руки прево. Подобно легистов, прево набирались королями из числа незнатных, но талантливых людей. Прево собирали налоги для короля, командовали рыцарскими ополчениями и гарнизонами. Со временем округа были объединены в т. Н. бальяжи, во главе которых были поставлены балы. Тем самым, пока только в пределах королевского домена, феодалы были лишены основных управленческих функций при сохранении прежних земельных владений . Понятно, что эти изменения укрепляли королевскую власть и в перспективе должны были обернуться увеличением королевского домена.

Короля Филиппа II Августа (1180-1223) в королевских владений были присоединены Нормандия, Мэн, Анжу и часть Пуату, которые к тому находились в собственности английской короны. Территория домена выросла аж в пять раз, король стал крупнейшим землевладельцем Франции. Это увеличение было достигнуто не только военной силой, но и удачными браками членов королевской семьи, покупкой земель в разоренных графов и т. Д. Одновременно королевская власть решительно боролась с феодальной раздробленностью. Наведение порядка началось с королевского домена, где в наиболее непокорных графов силой отобрали их владения.

Филипп-Август провел ряд назревших реформ. Он, в частности, ввел подушный налог. Сеньоральных юстиция была заменена судом королевской курии, то есть судопроизводство переходило от феодалов к королевских чиновников. За счет налоговых поступлений была создана наемная армия , в целом более послушная и профессиональная, чем рыцарское ополчение. Были запрещены частные войны между феодалами, отменены судебные поединки.

Важное значение имела административная реформа, по которой владение короля делились на примерно равные округа — бальяжи на севере и сенешальства на юге. Во главе округов стояли королевские чиновники (бальи), в чью компетенцию входили суд, сбор налогов, руководство местными вооруженными силами. Эта реформа лишала феодальную знать ее привычных иммунитетов, бывшие напивгосудари со временем превращались в обычных землевладельцев, лишенных административных или судебных полномочий.

Понятно, что это не устраивало феодальных магнатов. Они пытались отстаивать собственные интересы. Дважды — в 1214 и 1241-1242 pp. дворянские коалиции угрожали самим основам династического правления Капетингов.

В этой борьбе крупные феодалы пользовались поддержкой церкви, чьи высшие эшелоны традиционно формировались из выходцев из дворянства. Приходилось королям учитывать и чрезмерные аппетиты высших чиновников. Так, еще в 1128 французский канцлер и архиепископ Парижский Стефан де Санлиса направил к римскому папе послов с жалобами на неблагочинни действия короля Людовика Толстого, в частности по захвату церковного имущества. Папа Гонорий велел архиепископу подвергнуть короля анафеме и наложить интердикт (то есть временный запрет выполнения всех религиозных обрядов) на Французское королевство. Конфликт удалось замять путем выплаты папскому престолу значительных денежных сумм.

Особенно укрепил королевскую власть Людовик IX Святой (1226- 1270), которому приписывают высказывание: «Во Франции есть только один король». В 1260 он запретил в королевском домене частные войны и судебные поединки. Продолжая политику, начатую Филиппом-Августом, Людовик IX провел три важные реформы: судебную, военную и монетную.

Судебная реформа предусматривала создание верховной судебной палаты, которую стали называть » парламентом «. Членами парламента становились главным образом профессиональные юристы — легисты, люди незнатного происхождения. В исключительное ведение парламента передавались самые тяжелые уголовные дела — убийства, поджоги, разбой, фальшивомонетничество. Допускались апелляции на решения нижестоящих судов в суд парламента. Тем самым в границах Французского королевства королевская юстиция была поставлена на более высокий уровень по сравнению с юстицией сеньоральных там, где последняя еще сохранялась. Сеньоральных юстиции были предоставлены второстепенные уголовные и гражданские дела, его решения могли быть пересмотрены парламентом после апелляции недовольной стороны. Решение судебных конфликтов между феодалами приносило королевской казне значительные судебные пошлины.

Военная реформа фактически запретила частные войны и существенно укрепила королевскую армию. Во-первых, устанавливались т. Н. 40 дней короля. После начала ссоры в течение 40 дней феодалам запрещалось выяснять отношения с помощью оружия. За это время конфликт должен был быть урегулирован королевским судом. Во-вторых, рыцарям разрешалось откупаться от службы в королевском ополчении. Тем самым возможности развития наемной армии значительно возросли. Именно на нее королевская власть не жалела времени и средств. Людовик IX начал даже практиковать продажу грамот свободы городам с целью изыскать дополнительные средства на аппарат управления и наемную армию.

Денежная реформа заключалась в введении единой, общей для всей страны монеты. До этого в каждой сеньории была своя весовая и денежная системы, стояло преградой развития товарно-денежных отношений в стране и экономики в целом. Герцоги и даже графы чеканили свои денежные единицы из билонная сплавов, выставляя высокие номиналы этих денежных единиц. Поэтому ехать с такими деньгами во владение другого сеньора было рискованно — там их принимали не по номиналу, а по содержанию ценного металла. Королевская казна начала чеканить высококачественную золотую монету, которая быстро вытеснила неполноценные деньги предыдущей эпохи. Выигрыш заключался не только в прибылях от чеканки (золото в монете всегда ценится выше, чем такая же масса в слитке). Главная выгода заключалась в другом — резко оживились торговые контакты между некогда изолированными частями королевства, поскольку новую денежную единицу радушно принимали на всей территории страны. Начал формироваться общий для всей страны рынок, а с ним и рыночные отношения. Окрепла экономическое единство страны, способствовало утверждению политического единства и положило начало формированию французской буржуазной нации.

Для сравнения, в Германии введение единой монеты — «имперского пфеннига» — произошло только в 1495 Такое отставание во времени стало одной из причин сохранения феодальной раздробленности в этой стране и задержки формирования единого централизованного государства.

Деятельность Людовика IX не ограничивалось только покоями королевского замка. Начатые ранее Альбигойские войны (1209-1229) против еретического движения в Южной Франции при нем были окончательно завершены. В Лангедоке, Тулузе, Монпелье, Нарбонне, Немые, Безье были истреблены тысячи еретиков-альбигойцев. В 1273 король подарил папе Венсенского графство в знак благодарности за помощь в подавлении еретиков-сепаратистов. Всего же владения папы во Франции на середину XIV в. достигали 3,5 тыс. кв. километров.

Людовик IX был канонизирован папой вскоре после своей смерти. Тем самым папство отметил королевскую щедрость по римского престола. Но именно при Людовике IX высшие должности в управленческом аппарате государства и судебной системе были незаметно и постепенно переданы от клириков (представителей церкви) к легистов. Король особенно заботился о подготовке высокопрофессиональных юристов, справедливо видя в них надежную опору монархической власти. Духовник короля Роберт Сорбон даже основал в Париже университет, где ведущую роль играл юридический факультет (Сорбонна). Людовик IX начал вмешиваться в назначения на вакантные церковные должности, тем самым ставя церковь под государственный контроль. Дела клириков, кроме чисто религиозных, начали рассматриваться исключительно королевским судом (ранее церковь пользовалась судебным иммунитетом). Денежные поступления из Франции в папской казны значительно выросли, но влияние Рима на французские дела ощутимо ослаб. Со стороны короля это была хорошо продуманная политика.

К концу XIII в. королевская власть во Франции окрепла, королевский домен занимал большую часть ее территории. Вместе с тем сохранялись отдельные самостоятельные герцогства и графства. Не сложилась и единая система права. На юге имущественные споры решались на основе норм римского права, на севере — обычного.

Феодализм наложил свой отпечаток на применение многих норм частного права. За большими магнатами признавалась полная неограниченная собственность на землю, ниже держатели считались зависимыми с разного рода повинностями в отношении своих сеньоров. Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность — земля могла быть собственностью исключительно дворянина (или церкви), но тот же закон запрещал дворянину заниматься ростовщичеством, торговлей, физическим трудом.

К началу XIV в. хранились судебные поединки — ордалии. По церковным правилам разрешалось проводить ордалии вином и хлебом, считалось, что виновный обязательно подавится освященной пищей.

В системе наказаний композиция (выкуп за совершенное преступление) исчезла. Сам преступление начал рассматриваться как нарушение королевского мира, наказание преступника стало правом и обязанностью государства. Если по Салической правдой для возбуждения дела всегда требовалась жалоба и иск обиженного, то теперь государство оказывала суд, независимо от того, была жалоба или нет.

Перечень преступлений и наказаний XIII в. частично находим в сборнике известного Легисты Ф. Бомануара (1247-1295) «Кутюмы Бовези».

Наказание за преступления делятся на: смертную казнь, длительное заключение с конфискацией имущества, конфискации имущества «без смертной казни, без увечья и без тюремного заключения», штраф. Так, поджог дома влечет за собой повешение и конфискации имущества (ст. 831), та же ответственность — за кражу (ст. 832). Ересь, атеизм наказываются сожжением на костре с конфискацией имущества (ст. 833). Кстати, первую в Европе ведьму сожгли именно во Франции в конце XIII в. Несчастную обвинили в разврате с дьяволом.

Статья 1043 выводит короля из-под юрисдикции любого суда, он неподсуден в силу своего общественного положения — «и нет у ним никого настолько велика, чтобы мог прийти в его двор (делать суд) при правонарушениях или по жалобам на неправильное решение и по всех делах, касающихся короля «. Не подлежит сомнению антипапские направленность этого положения (в то время церковь претендовала на высшую судебную власть, включая суд над императорами и королями).

§ 22. Раннефеодальные государства в Западной Европе

Предгосударственный строй германских племен

В первой половине I тыс. на территории Западной Европы исторически заявили о себе германские племена. Они постепенно распространились из своей прародины (междуречья Рейна и Одера) по территории северных провинций Римской империи. Германские племена стали той внешней силой, которая ускорила распад западно-римской государственности. На основе новой политико-правовой общности выросла новая, феодальная государственность в Европе.

Германские племена вошли в активное соприкосновение с Римской империей и народами Галлии в I в. Тогда они находились на стадии родового быта и формирования надобщинной администрации. Соприкосновение с более развитой империей, необходимость вести с нею постоянные войны, а затем сотрудничать на военной основе ускорили становление у германских народов (не составлявших единого народа, а распадавшихся на союзы племен) протогосударственной организации. Эта организация сложилась без всякой опоры на города, что стало важнейшей исторической особенностью германского пути к государственности.

Основой социальных отношений у германцев была родовая община с коллективным владением основными средствами аграрного производства. Индивидуальная собственность была неизвестна, хотя использование родовых владений и имуществ было уже посемейным. В семейных хозяйствах применялся труд рабов (захваченных в плен иноплеменников или разорившихся соплеменников — не отдавших долг чести). Особую прослойку составляли вольноотпущенники, которых ни в коем cлучае не приравнивали к членам общины. Выделялась родовая знать, общественный вес которой основывался уже не только на военных заслугах, но и на традиционных преимуществах в землепользовании, в накоплении богатств.

Своеобразие исторической ситуации сказалось на двойственности протогосударственной структуры у германцев: правление родовой знати переплеталось с военно-дружинным правлением, а нередко даже отступало перед ним. Во главе большинства племен и объединений стояли цари и, рядом сними, военные вожди: «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей — из наиболее доблестных». Царская (королевская) власть была властью старейшины племени. Вождиже командовали ополчением племени или объединения и избирались по принципу наилучшей пригодности и личных заслуг на войне. Основное влияние в текущем управлении общественными делами оставалось за общинными институтами: «О делах, менее важных, совещаютсяих старейшины, о более значительных — все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу» (Тацит. О происхождении германцев. 7-13). Народное собрание решало вопросы о войне и мире, избрании вождей и старейшин; на нем предъявлялись тяжкие обвинения и выносились смертные приговоры. Судебная власть в значительной степени принадлежала жрецам, которые от имени богов могли карать смертью, бичеванием, заключением в оковы. Жрецы руководили народными собраниями.

Общественные собрания были у германцев своеобразными: «Любые дела — и частные, и общественные — они рассматривают не иначе как вооруженные». На них могли присутствовать только воины племени (союза племен). Надобщинная власть обладала тем самым особым свойством военной демократии. Это явление в целом нехарактерно для формирования протогосударства, но у германцев оформилось благодаря соприкосновению с Римом и особой роли войны на этой исторической стадии.

Строй военной демократии вызвал к жизни еще одно явление: большое значение дружин, группировавшихся вокруг военных вождей. Эти дружины складывались по принципу личной преданности и были важнейшим элементом превращения власти родовых вождей в военных королей, закреплявших влияние на дружины раздачами добычи, особыми пиршествами и пожалованиями. Из военно-дружинных отношений развился у германцев принцип личной службы королю — важный для последующей государственности.

Усиление военно-дружинного начала в протогосударстве, обособление ранней королевской власти (вплоть до превращения ее в наследственную) произошли к II–III вв., когда под влиянием глобальных этнических перемещений в Европе германцы усилили натиск на провинции Римской империи. В IV в. в большинстве германских племен распространилось христианство, хотя и в особой форме арианства. Это способствовало этническому сплочению и перерастанию военного единства племен в политическое.

В IV–V вв. крупные перемещения варварских племен в Европе (стимулированные начавшимся из Азии т. н. Великим переселением народов) (согласно общеисторической концепции известного историка и этнолога Л. Н. Гумилева, Великое переселение народов было вызвано природно-географическими изменениями в Восточной Азии и всплеском особого состояния «пассионарности» у тамошних кочевых народов) стали внешней причиной разгрома и затем распада Римской империи. На территории бывшей империи образовались новые варварские королевства. Их организация и отношения власти в них строились на переплетении традиций военно-родового строя германцев и институтов римской государственности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

§5. Буржуазное (капиталистическое) государство

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной — огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производбтва. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для- выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в.— первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т. п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г.—исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в.— это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и. вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс— основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества—экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных — побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – один из исторических типов эксплуататорского государства; организация политического господства экономически господствующего класса землевладельцев-крепостников для подавления и эксплуатации крепостных крестьян. «Для удержания своего господства, для сохранения своей власти помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинении ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам,–и все эти законы сводились в основном к одному – удержать власть помещика: над крепостным крестьянином. Это и было крепостническое государство…» (Ленин В. И., Соч., т. 29, стр. 445).

Ф. г. есть политическая надстройка в феодальном обществе, при котором основой производственных отношений является собственность феодала на средства производства и неполная собственность на работника производства – крепостного, которого феодал не может убить, но которого он может продать, купить.

Феодальное общество и государство в разных странах возникли в различных исторических условиях. В одних случаях феодальное общество образовалось в результате разложения рабовладельческого строя и революции рабов (Древний Рим, Византия), в других – при разложении первобытно-общинного строя (у древних славян, германцев, кельтов в у многих народов Азии).

При феодальной системе общественных отношений создаётся соответствующий ей тип Ф. г., которое сохраняет свою сущность на различных стадиях развития феодализма. На всех этапах своего существования Ф. г. имело своим служебным назначением, как и вся феодальная надстройка, в целом, обслуживание своего базиса, его охрану и укрепление. Выполняя это своё назначение, Ф. г. жесток» подавляло многочисленные восстания крестьян и ремесленников. Типичной чертой Ф. г. является связь между владением землёй и политической властью, выражающаяся в том, что землевладельцы-феодалы обладают в большей ищи меньшей степени политической властью над населением принадлежащей им земли.

В качестве важнейших особенностей феодального общества и государства классики марксизма-ленинизма отмечают иерархическую структуру земельной собственности, в связи с которой складывается феодальная лестница внутри господствующего класса, и сословный строй, при котором господствующий класс в целом и каждая его часть в отдельности (духовенство, дворянство) представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наследственно наделённые закреплёнными в законе привилегиями. Феодальная иерархия, связывающая членов господствующего класса более или менее прочными узами вассалитета и сюзеренитета (см.), облегчала задачу подавления крестьян, поскольку с ней была связана вся система феодального ополчения и феодальных дружин. Сословный строй означал для господствующего класса!, помимо исключительных прав на владение землёй и крепостными, монополию на участие в политической жизни, из которой были безусловно исключены крестьяне и к которой лишь отчасти, и то после упорной борьбы, были допущены горожане. Сословное деление, будучи, таким образом, выражением фактического и формального неравенства, царившего в феодальном обществе, сопровождашось, по словам В. И. Ленина, «…установлением особого юридического места в государстве для каждого класса» (Соч., т. 6, стр. 97).

Две функции характеризуют Ф. г.: внутренняя (главная) и внешняя (неглавная), которые, будучи порождены в конечном итоге экономическим строем феодального общества, определялись сущностью и задачами Ф. г.

Главной функцией Ф. г. являлась внутренняя функция – функция подавления эксплуатируемого большинства., так как сущностью Ф. г. было господство феодалов-землевладельцев различных рангов над крепостными крестьянами и другими трудящимися. Эта функция была направлена на то, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство крестьян, находящихся в крепостной зависимости, и ремесленников. Хотя феодальная эксплуатация и отличается от рабовладельческой тем, что феодал имеет неполную собственность на работника производства, всё же последний не имеет экономической заинтересованности в работе на феодала. Это обстоятельство обусловливает необходимость внеэкономического принуждения и при феодализме для того, чтобы заставить работника производства трудиться на феодала и отбывать в его пользу всякие повинности. Таким образом, само внеэкономическое принуждение было обусловлено экономическими причинами, собственностью помещиков на землю, являющейся основой феодализма.

Осуществление внутренней функция Ф. г. неоднократно встречайте противодействие трудящихся масс, принимавшее самые острые формы. В истории Ф. г. известны крупные крестьянские восстания (Жакерия– во Франции в 1358 г.; Уота Тайлера – в Англии в 1381 г.; крестьянская война в Германии – в 1525 г.; восстание Степана Разина в 1670–71 гг. и Емельяиа Пугачёва в 1773–75 гг. в России и др.). Эти восстания жестоко подавлялись феодалами.

В истории Ф. г. известны также факты острой борьбы городов против феодалов, в результате которой в ряде случаев возникали самостоятельные городские республики.

Внешняя (не главная) функция Ф. г., будучи функцией грабежа и захвата чужих земель и народов, имела значительное своеобразие и особенности в период наивысшего расцвета феодальных отношений (10–13 вв.) в странах Западной и Восточной Европы. Это своеобразие было вызвано чрезвычайной слабостью центральной власти1 и, наоборот, усилением и независимостью отдельных феодалов, разрешавших себе войиы не только против низших и равных, но даже против самого короля, а также отчасти неопределённостью гос. границ, сложностью и запутанностью вассальных отношений (при которых, напр., король Англии был вассалом короля Франции по землям, находившимся в пределах последней, или существовали сеньоры Германии, имевшие вассалов Германии по землям, лежавшим во Франции, и т. д.). Всё это вполне соответствует Ф. г. этого периода как конгломерату сеньорий, бывших, каждая в отдельности, полунезависимыми и даже независимыми государствами, роль и значение которых определялись в первую очередь их военной способностью.

Механизм Ф. г. менялся в своей структуре на различных стадиях развития Ф. г., сущность же оставалась той же – обеспечение господства крепостников-помещиков. Его постоянными элементами были: армия, полиция, суд и другие органы власти. Большое значение в механизме Ф. г. играла церковь и различные корпорации (рыцарские ордена, гильдии, цехи и пр.). Изменения в механизме Ф. г. выражаются в том, что с обравованием централизованного государства и абсолютных монархий происходит переход от дворцово-вотчмнной системы управления к бюрократической, а феодальная система ополчения заменяется постоянной армией. Но при всех этих изменениях в механизме Ф. г. остаются неизменными его эксплуататорская сущность и его функции.

Типичной и безусловно преобладающей формой Ф. г. являлась монархия. Феодальная республика характерна для тех средневековых городов, которые сумели освободиться от сеньоров и стать совершенно самостоятельными, для некоторых городских общин Северной Италии (Флоренция, Венеция, Пиза и др.), сложившихся в независимые государства в силу специфических условий итальянской истории, и Герма-кии (Ганза). В России примером феодальной республики могут служить Новгород и Псков. В городах происходила в. свою очередь острая борьба между различными группами городского населения. В зависимости от результатов этой борьбы господство в городах захватывала либо торговая аристократия (Венеция), либо богатые ремесленные цехи (Флоренция).

Выросши и окрепнув в борьбе с феодалами, выражая интересы средневекового сословия горожан, складывавшегося постепенно в класс буржуазии, городские республики подтачивали устои феодализма, но в условиях феодальной системы сохраняли и в своей организации феодальные черты, выступая в качестве коллективных феодалов.

Ф. г. прошло в своём наиболее полном развитии следующие стадии: ранне-феодальная монархия; оо-словно-представительная моадрхмя; абсолютная монархия.

Эти стадии развития Ф. г. были обусловлены состоянием базиса феодального общества.

Ранне-феодальная монархия характеризуется тем, что первоначально эта форма отражает в себе процесс образования феодального общества и наличие в нём пережитков первобытно-общинного строя. Таковы, напр., государство Меровингов и Каролингов у франков, империя Рюриковичей и т. п. Попытка в некоторых случаях создать централизованное государство кончалась неудачей, так как для этого не было необходимой экономической базы (напр., государство Каролиягов). В условиях господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений страна сравнительно скоро распадается на отдельные почти самостоятельные области (герцогства, княжества, уделы и т. п.), которые в свою очередь состоят из более мелких единиц, во главе которых стоят обладающие различной степенью власти феодалы.

Так наступает феодальная раздроблённость. Во главе всего этого пёстрого конгломерата феодальных владений обычно стоят монархи, обладающие номинальной властью и носящие различные титулы (короли, императоры, великие князья, цари, халифы, султаны, магараджи, богдыханы, сегуны и т. п.). Некоторое хотя бы формальное единство Ф. г. под номинальной властью этих монархов необходимо для осуществления внутренней и внешней функций Ф. г.

По мере развития товарно-денежных отношений в феодальном обществе и роста городов, зарождения буржуазных производственных отношений и класса буржуазии возникает необходимость в преодолении феодальной раздроблённости и создании централизованного государства. В этих условиях возникает соеловно-представительная монархия (см.), характерной чертой которой является возникновение сословно-представительных учреждений от всей страны (Генеральные штаты во Франции, парламент б Англии, Земские соборы в России и т. п.). В период сословно-представительной монархии ещё не преодолена феодальная раздроблённость, но представители нарождающейся в городах буржуазии оказывают поддержку монархам в их борьбе с феодалами. В Московской Руси цари опираются в своей борьбе с боярами гл. обр. на средних и мелких феодалов (дворянство).

Последней стадией в развитии Ф. г. является абсолютная монархия (см. Абсолютизм), которая возникает в условиях разложения феодализма, развития в недрах феодального общества капиталистического уклада, формировании буржуазии и пролетаризации ремесленников и крестьян. В этот период в централизации государства заинтересованы как буржуазия, которой необходимо преодоление последних остатков феодальной раздроблённости, так и большинство феодалов, которым для борьбы с буржуазией и крестьянством необходимо крепкое и централизованное государство.

Своеобразный путь развития прошло Ф. г. на Востоке (в Китае, Японии, Арабском халифате, Индии, Турции и др.), где оно обладало многими особенностями, не изменявшими, однако, общих и главных черт, присущих феодализму. Ф. г. и по сей день сохранилось в значительной части Индии и в странах Среднего Востока.

С развитием капиталистического уклада в недрах феодального общества феодальные производственные отношения перестают соответствовать наличным производительным силам, и становится неизбежным их низвержение. Крушение в результате социальной революции феодального экономического строя обусловило крушение всей феодальной надстройки, в том числе и Ф. г.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.

Добавить комментарий