Феодальное государство и право Франции

Общественный и государственный строй Франции в пе-риод феодальной раздробленности (IX-XIII вв.)

1. Периодизация истории средневековой Франции.

2. Общественный строй в период феодальной раздробленно-

сти.

3. Государственный строй в период феодальной раздроблен-ности .

1. Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в.

История средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:

• период феодальной раздробленности — IX -XIIIвв.;

• период сословно-представительной монархии — XIV -XVвв.;

• период абсолютной монархии — XVI -XVIIIвв.

2. В период феодальной раздробленности (IX — XIII вв.) номи-нальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление про-должалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Складывание двух основных классов феодального общества —

сеньоров и зависимого крестьянства — в целом завершилось кXв.К

этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бене-

фиция из пожизненного пожалования в наследственную феодаль-ную собственность — феод. Оформилась феодальная иерархия, воз-главляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета.

Отношения вассалитета покоились на иерархической структу-ре земельной собственности: номинально верховным собственни-ком всей земли в государстве считался король — верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, станови-лись его вассалами. Они , в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следующих ступеней:

• на ее верху стоял король — сюзерен;

• далее — пэры, то есть «равные королю», герцоги и графы;

• вассалы и подвассалы разных ступеней — арьер-вассалы;

• в самом низу — простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие. Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы.

Первоначально положение сервов было еще близко к позднеантич-ному рабству — часть сервов использовалась в качестве безземельных дворовых работников, часть была посажена на мелкие земельные наделы. Сервы наследственно подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйствен-ных правах:

• право перехода из сеньории в сеньорию;

• право отчуждения земельного держания;

• право свободы наследования;

• право выбора брачной партии.

Для вилланов, которые считались лично свободными держате-лями земли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие на-следственных личных повинностей (их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земельного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.

Особым видом феодальной зависимости был баналитет – ус-тановленная феодалами монополия на выварку соли и обмолот муки. Крестьяне вынуждены были за деньги пользоваться мельницами и солеварнями феодалов.

Развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали, начиная с X в., возникновению но-вых и возрождению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отлича-лось от положения остальных феодально-зависимых людей.

3. В период феодальной раздробленности король, номиналь-ный глава государства, избирался крупными землевладельцами — вассалами короля и высшими иерархами церкви.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная систе-

ма уживалась с управлением, основанным на вассальных отноше-ниях:

• дворцовую систему, как и прежде, представляли министе-риалы (сенешаль — глава королевского двора, коннетабль, коро-левский казначей, канцлер);

• управление, основанное на вассальных отношениях, осу-ществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называе-мого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризуется тем,что власть короля

признавалась только в его собственном домене, а в земельных вла-дениях крупных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция — судебную власть между собой делили сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся ступе-нью иерархической лестницы, на которой они находились.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов,испол-нявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.

Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV — XV вв.)

1. Общая характеристика периода.

2. Характеристика сословного общественного строя.

1. Развитие городов и расширение межобластных экономиче-ских связей, а также установление прочных экономических связей между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления феодальной раздробленности, для формирования еди-ного общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны. Возникает специализация сельскохо-зяйственного и ремесленного производства в отдельных районах и городах, что приводит к упрочению торговых связей между различ-ными областями королевства. В этих условиях увеличилась числен-ность населения городов и усилилось их влияние на положение дел

в стране.

С завершением периода феодальной раздробленности госу-дарство приобрело форму сословно-представительной монархии. Это стало возможным ввиду того, что:

• укрепились социально-экономические основы союза коро-левской власти и городов, благодаря росту городской промышлен-ности и торговли города смогли оказывать монархии помощь;

• вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде защитить свое привилеги-рованное положение силами королевской армии, а также ради по-лучения доходных должностей;

• страна нуждалась в сильной королевской власти для борь-бы с внешним врагом.

2. В XIV — XV вв. формирование наследственных сословий завершилось. Французское общество разделилось на три сословия:

• сословие духовенства;

• сословие дворянства;

• третье сословие, к которому относились купцы,ремеслен-ники, свободные крестьяне.

Первые два сословия были привилегированными, освобожда-лись от государственных налогов и повинностей, пользовались пре-имущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений про-изошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменяют часть натуральных повинностей и платежей де-нежным оброком. К XIV в. меняется форма крестьянского земле-пользования — серваж вытесняется цензивой.

Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз — твердо фиксированную денежную, реже нату-ральную ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цензитарий имел право передавать по на-следству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

Крестьянин, нашедший себе замену, т.е. некое лицо, согласное выплачивать установленный феодалом ценз, мог освободиться от зависимости? Таким образом, многие освободившиеся крестьяне уходили в города, пополняя тем самым городское население.

Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии (XIV — XV вв.)

1. Органы государственной власти.

2. Судебное устройство.

3. Регулярная армия.

1. Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV — XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. Генеральных штатов — высшего органа сословного представительства.После их со-зыва во Франции начала формироваться новая политическая сила

– союз трех главных сословий, составлявших население страны – дворянства, духовенства и третьего сословия, куда входили пред-ставители крестьянства и городские буржуа.

Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с привлечением город-ских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, кото-рые положили начало провинциальным штатам. Генеральные шта-ты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало отдельно от других:

• в первой палате — высшее духовенство;

• во второй — депутаты от дворянства;

• в третьей — выборные депутаты от верхушки горожан, «третьего сословия». Каждая палата имела только один голос неза-

висимо от числа представителей. Утверждение решения осуществля-лось всеми палатами простым большинством голосов. Пользуясь раз-ногласиями в отношениях между палатами и незначительным ха-рактером полномочий Генеральных Штатов, королевская власть почти всегда добивалась от сословий нужного ей решения. Однако это не значило бесконфликтного подчинения велениям короля.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Наиболее острый конфликт между Генеральными Штатами и ко-ролевской властью произошел в 1357 году. В момент восстания горожан в Париже и массового восстания французских крестьян – Жакерии, Генеральные Штаты, в работе которых главным образом

приняли участие представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий Мартовский Ордонанс. Была предпринята попытка поставить королевскую власть, особенно в финансовой сфере, под контроль сословий.

Однако эта попытка Генеральных Штатов не увенчалась ус-пехом. Вскоре после подавления в 1358 году крестьянского вос-стания Жакерии и Парижского восстания королевская власть от-вергла все требования, которые содержались в Великом Мартов-ском Ордонансе.

Центральными органами управления в этот период были:

• Государственный совет, осуществлявший по указаниям ко-роля руководство и контроль за отдельными звеньями управления;

• Счетная палата, ведавшая финансами.

К наиболее значимым должностным лицам относились:

• канцлер, в функции которого входили текущее управление

и контроль за деятельностью должностных лиц; во время отсутст-вия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;

• коннетабль — командир конного рыцарского войска,впо-следствии командир королевской армии;

• камерарий — казначей;

• палатины — королевские советники,выполнявшие отдель-ные поручения короля.

2. В системе судебных учреждений произошли следующие из-менения: королевская юстиция потеснила сеньориальную и цер-ковную, значительно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пересмотреть любое решение сеньориального суда, хотя судебные органы по-прежнему не были еще отделены от админи-стративных, наметилось их обособление и соответственно форми-рование судебной системы.

При Людовике IX Святом были проведены финансовая и су-дебная реформы. В рамках первой во Франции была введена золо-тая монета – луидор. В Париже – центре королевского домена – был создан специальный судебный орган – Парламент, в даль-

нейшем ставший высшим апелляционным судом королевства, важ-нейшей апелляционной инстанцией. Парламент рассматривал наи-более важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех

ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя таким образом контроль над местными судами. Пра-восудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел. Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности и образовал инстанцион-ную систему:

• низшая инстанция — суд официалов, специальных уполномо-ченных епископа;

• вторая инстанция — суд архиепископа;

• следующая инстанция — суд кардинала;

• высшая инстанция — суд римской курии, который рассмат-ривал наиболее важные дела.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного пресле-дования и обвинения — прокуратура, члены которой именовались

королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии («интересы короны»).

3. В ходе военных реформ второй половины XIV в. и первой по-ловины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой систе-мой. К этому времени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, кото-рые использовались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотландцев и т.д.). Офицерские должности занимало по преимуществу дворянство.

Общественный строй Франции в период абсолютной мо-

нархии (XVI — XVIII вв.)

1. Особенности абсолютизма во Франции.

2. Общество при абсолютизме во Франции.

1. В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве:

• в промышленности появилась мануфактура, а с ней — наем-ная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремес-ленников, подмастерьев и крестьян;

• выросла внешняя торговля с другими европейскими стра-нами, с Востоком, а через Испанию — и с Америкой;

• капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.

Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их:

• в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремеслен-ники и торговцы существовали во всех отраслях, где не было ма-нуфактур;

• сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как следствие, феодальные платежи, церковная десятина и т.д.

2. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия — духовенство и дворянство — полно-стью сохранили свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI — XVII вв. к духовенству относилось при-мерно 130 тыс. человек, а к дворянству — около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (в состав которого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии,отличалось

большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церкви и приходскими священниками усилились проти-воречия. Дворянство занимало господствующее место в обществен-ной и государственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родови-того «дворянства шпаги» разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из город-ских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым «дво-рянством мантии». Дворянский статус предоставлялся также в ре-зультате пожалования специальным королевским актом.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и иму-щественная дифференциация:

• на нижних его ступенях находились крестьяне, ремеслен-ники, чернорабочие, безработные;

• на верхних — те, из которых формировался класс буржуа-зии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвока-ты.

Государственное устройство Франции в период абсо-лютной монархии (XVI — XVIII вв.)

1. Основные черты государственного строя.

2. Государственная власть и управление.

3. Система судов.

1. При правлении короля Людовика XIII кардиналом Ришелье была проведена административная реформа, в ходе которой с целью усиления королевской власти был создан корпус королевских уполно-моченных на местах – интендантов. Различались интенданты юстиции, полиции и финансов, должности которых не продавались.

Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего разви-тия в период самостоятельного правления Людовика XIV (1661 — 1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что

король — наследный глава государства- обладал всей полнотой законо-дательной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчиня-

лись весь централизованный государственный механизм, админист-ративно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная м о-

нархия играла прогрессивную роль:

• вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития;

• нуждаясь в новых дополнительных средствах, содейство-вала росту капиталистической промышленности и торговли — по-ощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие тамо-женные пошлины на иностранные товары, вела войны против ино-странных держав — конкурентов в торговле, основывала колонии — новые рынки сбыта. Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия ут-ратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты.

Дальнейшему развитию производительных сил препятствовали сохра-нявшиеся абсолютизмом:

• привилегии духовенства и дворянства;

• феодальные порядки в деревне;

• высокие вывозные пошлины на товары и т.д.

2. С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекрати-лась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью.

Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось, цен-тральные органы государственного управления в рассматриваемый пе-риод делились на две категории:

• унаследованные от сословно-представительной монархии уч-

реждения, должности в которых продавались.Они частично контро-лировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

• учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми прави-тельством. Они со временем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высший со-вещательный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и «дворянство шпа-ги», и «дворянство мантии» — представители старого потомственно-го дворянства и «новое дворянство», приобретшее свои титулы и звания за деньги. К старым органам управления, должности в кото-рых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы — тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т.д. Органы, созданные во время абсолютизма, воз-

главляли генеральный контролер финансов (по сути, первый ми-

нистр) и четыре государственных секретаря — по военным делам, иностранным делам, морским делам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откуп-щики косвенных налогов, они же — государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, сосу-ществовали две категории:

• утратившие значительную часть своих реальных правомо-чий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили свои-ми корнями в прошлое и замещались знатью;

• фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов — особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обычно назначались лица незнатного происхожде-ния.

Интендантства делились на округа, реальная власть в кото-рых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и под-чиненным ему.

3. Судебную систему возглавлял король, который мог при-нять к своему личному рассмотрению или поручить своему дове-ренному лицу любое дело любого суда. В судопроизводстве сосуще-ствовали:

• королевские суды;

• сеньориальные суды;

• городские суды;

• церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление коро-левских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.

Сеньориальным судам эдикт1788г.оставил в области уголов-ного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были под-судны только дела, с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.

Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов.

Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость име-ли военные суды.

Источники права: в 1Х-Х1 вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями — кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары — «страна писаного права», так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался «страной обычного права», так как там основным источником были местные обычаи — кутюмы.

Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на «Юге» оно выступало в качестве основного источника права, то на «Севере» оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник «писаного разума».

выделить следующие характерные черты феодального строя. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во- вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т. е. Отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в знаменательной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.

«Рецепция» римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующее: 1) римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства; 2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами; 3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Изучение римского права начинается уже с ХI века. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов-комментаторов римского права.

Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворцового права в города. Специфической системой права в Средние века было каноническое право.

Каноническое право. Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологией Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и своё право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в ХVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нар мотивные акты римских пап, носивших название конституцией, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоежёнство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

Для классического феодального права характерно наличие множества источников. Основным источником феодального права Франции на всем протяжении его истории были кутюмы т.е. обычаи.

Длительное время кутюмы не были записаны и судьи выделяли их содержание, опрашивали наиболее уважаемых представителей местного населения. При этом право носило партикулярный характер, т.е. в каждом регионе и даже небольшой местности существовали свои обычаи. В XV в. по указанию короля обычаи были записаны, изданы 60 сборников «больших кутюмов» и приблизительно 30 сборников «малых кутюмов». Эти сборники сохранили свое действие вплоть до конца ХVIII в. Кутюмы, как источник права преобладал в северной части Франции, которую называли страной обычного права, тогда как на юге Франции преобладали потомки местного галло-римского нас-я, и поэтому сохранили свое действие нормы Римского права. Соответственно юг Франции называли страной «писанного права». Во Франции после возникновения университетов начался принцип рецензии римского права.

По мере усиления королевской власти стала повышаться роль такого источника права, как акты короля. В период сословно-представительной монархии эти акты издавались королем совместно с генеральными штатами, тогда как в теории абсолютизма король издавал акты единолично (ордонансы, эдикты, капитулярии…).

На систему институтов французского феодального права непосредственное влияние оказал сословный строй. Так, выделялось особое каноническое право, которое определяло правовой статус духовенства и регулировало им брачные и некоторые иные отношения. Источниками канонического права выступала библия, акты римского папы и церковных соборов. Также выделялось особое городское право, которое выделяло статус горожан, купеческих объединений, цехов и т.д. Источниками городского права выступали обычаи городов, а также городского самоуправления.

Феодальное право называют «кулачным», т.к. оно открыто провозглашало принцип: «кто сильнее, тот прав». Это выражалось в том, что феодальное право допускало такой способ завершения спора, как поединок и междоусобные войны. Регулирование отдельных институтов права характеризовалось следующими особенностями:

— основной вещью в имущественных спорах выступала земля.

В целом французское феодальное право восприняло римское понятие права собственности, но не распространяло его на землю. В отношении земли использовались понятия «держание» и «владение» при условии военной и иной службы. Историки права отмечали, что в феодальном обществе существовало разделение право собственности на землю, когда невозможно было указать конкретного собственника земли: вассал владел и пользовался землей, если выполнял обязанности и длительное время не мог передать это право владения другому лицу без согласия сеньора. Но и сеньор не имел право отобрать землю у своего вассала, если тот выполняет свои обязанности.

По мере развития товарно-денежных отношений стали распространяться сделки с землей, на при обязанности соблюдения правила субинфеодации, т.е. приобретатель земли одновременно брал на себя вассальные обязанности перед вышестоящим сеньором.

Кроме того монопольное право на землю имело духовенство и дворянство, поэтому приобретение земли горожанином одновременно предполагало и приобретение дворянского титула.

Господство в феодальном обществе натурального хозяйства и слабое развитие торговли предопределило неразвитость обязательств и договор права.

Принцип согласованности проявлялся в том, что монопольное право на занятие торговли имели члены купеческих объединений (гильдии). Нормы регулирующие их д-ть и привели к возникновению в рамках городского права особого торгового права. Это право определило порядок организации купеческих гильдий, порядок и условия банкротства. Большое внимание уделяло таким договорам, как перевозка, товарищество и комиссия.

В ХVII в. впервые в истории европейского права был издан кодифицированный отраслевой акт «Торговый кодекс» (1670)?

На регулирование имущественных отношений большие влияние оказывали Библия; Новый завет строго запрещал взымать % по договору займа, поэтому в Западной Европе ростовщической деятельностью занимались иностранцы (евреи).

Семейно-брачные отношения регулировались нормами кононического права. Так, юридическое значение имел брак, заключенный только в форме церковного обряда – венчания.

Право открыто закрепило верховенство мужа и отца в семье. Церковь допускала рукоприкладство со стороны мужа, но запрещала убивать жену. На юге Франции сказалось влияние римского брака sine manu, поэтому существовал режим раздельного имущества и наследные права признавались и за женщинами, тогда как на севере Франции действовал режим общности имущества мужа и жены, и наследные права женщины были существенно ограничены.

Католическая церковь строго запрещала развод и допускала его только с личного разрешения римского папы.

Существенные изменения по сравнению с Салической правдой произошли в сфере уголовного права. Изменена сама трактовка преступления. Если раньше это был ущерб, нанесенный конкретному лицу или корпорации, то в классическом феодальном праве представление стало пониматься, как «нарушение королевского мира», т.е. как правонарушение против государства, даже в том случае, если непосредственно потерпевшим выступает частное лицо. Соответственно изменилась система преступлений. Условно все преступления стали делиться на 3 группы по их тяжести и объекту посягательства:

1. Преступление против христианской веры – ересь, атеизм, богохульство, колдовство, вероотступничество и др. К этой эе группе относились преступления против нравственности.

2. Государственные преступления – измена, бунт, посягательство на жизнь короля, членов королевской семьи, но королевских чиновников, преступления против суда и порядка управления.

3. Преступления против частных лиц и их имущества – убийство, нанесение телесных повреждений, разбой, грабеж и т.д.

Соответственно изменить цели и виды наказания: если раньше цель наказания – возмещение вреда, то в классическом праве – наказание и устранение.

Поэтому на первый план выдвинулись такие наказания, как смертная казнь, телесные и членовредительские наказания. Тюремное заключение и каторжные работы, как правило на неопределенный срок, конфискация имущества, штрафы.Если раньше основная часть штрафа шла в пользу потерпевшего, то в классическом феодальном праве в государственную казну.

4. Новому понятию преступления стал соответствовать и иной судебный процесс – розыскной (инквизиционный). В отличии от обвинительного, в розыскном действует принцип публичного обвинения, т.е. инициатором возбуждения преступления выступает не сам потерпевший, а государство в лице судебного органа, и потерпевший, и обвинение не стороны, и не участники процесса, а лишь объект расследования. Именно поэтому широкое распространение получает такой способ получения доказательств, как пытка. По требованию церкви в судебном процессе было ограничено применение ордалий.

Клятва на библии. В средневековом христианстве окончательно этот вид судебного процесса был закреплен в ХVII в. специальном ордонансе. В этом акте выделяется 3 этапа судебного процесса:

1. дознание – обнаружение самого факта совершения преступления и определение круга подозреваемых и свидетелей.

2. Расследование – поиск доказательств, опрос свидетелей, обоснование выявления фактов. Допускалась пытка.

3. Судебное заседание и вынесение приговора – этот этап был очень кратким и формальным, т.к. судопроизводство не было отделено от административной власти и расследования и все 3 этапа проводил непосредственно судья.

Таковы основные черты феодального права во Франции.

Источники права. На протяжении всего периода средне­вековья, вплоть до буржуазной революции 1789 – 1794 гг., во Франции отсутствовала единая правовая система. Множествен­ность и партикуляризмфранцузского феодального права про­являлся в двух аспектах:

ü та или иная отдельно взятая правовая система распространялась либо на определенную социальную категорию, независимо от места ее проживания (духовенство, купечество, чиновничество),

ü либо на все социальные группы, проживавшие в пределах одной (иногда весьма ограниченной) административно-территориальной единицы.

Кутюмы: Важнейшим источником права являлся обычай.

С прекра­щением деятельности варварских правд (это произошло в X в.), в условиях феодальной раздробленности основной формой права стали территориальные правовые обычаи отдельных про­винций, округов, городов — так называемые кутюмы, особен­но широко распространенные в северных областях Франции (вследствие этого север Франции обычно именовался «страной обычного права» или «страной неписаного права» — pays de droit coutumier). Сила и авторитет кутюмов определялись их тра­диционностью, их реальным действием «с незапамятных вре­мен» среди многих поколений местного населения. Начиная с XII в. кутюмы стали записываться, причем первоначально на латинском языке, но с последующим переводом на французс­кий.

В середине XIII в. (около 1255 г.) был составлен Большой кутюм Нормандии, который в силу своей полноты и система­тичности мог быть использован к судебной практике. Во вто­рой половине XIII в. получили распространение частные запи­си кутюмов, также преследовавшие практические цели.

Самым ранним примером подобного рода явилась запись кутюмов об­ласти Вермандуа, составленная известным легистом Пьером де Фонтеном в 50-х годах XIII в. под наименованием «Советы другу»; запись сопровождалась параллельными выдержками из норм римского права.

Наиболее знаменитым, популярным и широко применя­емым в судебной практике стал сборник кутюмов, получив­ший наименование «Кутюмы Бовези» («Книги обычаев и обык­новений бовезийцев»), составленный в 1279 — 1283 гг. выдаю­щимся юристом Филиппом де Бомануаром (1247 — 1295 гг.), бывшим королевским бальи судебного округа Бове (в графстве Клермон на северо-западе Франции); до этого он был бальи в Вермандуа, Турени и Санлисе, а также сенешалом в Пуату и Сентоне.

Кутюмы Бовези, состоявшие из пролога и 70 глав, содержали систематизированный обзор самых различных сфер обычного права, определявший, в частности:

ü порядок судо­производства,

ü структуру судебных органов,

ü формы земельной собственности,

ü юридический статус различных категорий на­селения,

ü варианты крепостного состояния,

ü брачно-семейные и имущественные отношения и т. д.

Достоинством сборника являлись ссылки на кутюмы других областей, на нормы кано­нического и римского права, дополненные собственными ав­торскими идеями и обобщениями. Не ограничившись изложе­нием норм кутюмного права, Бомануар уделил значительное внимание характеристике правового положения королевской власти, определению статуса городских коммун, правам и обя­занностям участников правоприменительного процесса — ба­льи, адвокатов, судей. Труд Бомануара, одного из лучших пред­ставителей французской школы легистов, пользовался широ­чайшей популярностью на протяжении нескольких столетий, о чем свидетельствует его распространение в большом количе­стве списков, вплоть до его первого печатного издания в 1690 г.

В конце XIII и в XIV веке стали формироваться аналогич­ные сборники и в других регионах — примерами могут служить Кутюмы Тулузы (1296 г.), Древний кутюм Бретани (1330 г.) и др.

На основе многочисленных местных кутюмов (в том числе, распространенных в королевском домене Иль-де-Франсе) в 1389 г. королевским бальи Ж. Аблежем был составлен Большой ку­тюм Франции. С 1454 г. согласно ордонансу Карла VII всем ко­ролевским бальи предписывалось свести воедино кутюмы, дей­ствовавшие в пределах их бальяжей, и направить эти материа­лы в Парижский парламент; на последний была возложена обя­занность унификации кутюмов. На основании королевского распоряжения было составлено и отредактировано около 60 провинциальных («больших») и не менее 300 местных («ма­лых») кутюмов. Редактирование кутюмов фактически означало их государственное санкционирование. Однако унификации кутюмного права в общегосударственном масштабе так и не произошло, и партикуляризм права продолжал сохраняться. Только Великая буржуазная революция 1789 г. ликвидировала кутюмы в области собственности, брака, семейных имуществен­ных и неимущественных отношений. Окончательная отмена кутюмов произошла лишь на основании Гражданского кодекса Франции 1804 г. («Кодекса Наполеона»).

Рецепция Римского права. На юге Франции (в так называемой «стране писаного пра­ва» — pays de droit ecrit) важнейшим источником права посте­пенно становилось римское право. Оно имело в этом регионе глубокие исторические корни: истоки римской правовой тра­диции восходили еще ко временам галльских походов Юлия Цезаря. До конца XII в. здесь действовало не классическое рим­ское право, систематизированное Юстинианом, а его варваризованный вариант, испытавший сильное влияние местной гал­льской традиции. Однако с начала XIII в. на юге Франции на­чалось подлинное возрождение римского права, причем имен­но в его классическом виде. Впервые преподавание римского права было введено на юридическом факультете университета города Монпелье; впоследствии эта практика была распрост­ранена и на другие университеты (преподавание римского права в Парижском университете было разрешено значительно поз­же, лишь в 1679 г.). С XVI в. Франция стала общепризнанным европейским центром изучения римского права. Одним из ос­нователей французской школы римского права (получившей наименование школы гуманистов) был Гильом Буде (1467 — 1540 гг.), а наиболее видными ее представителями были Жак Куяций (1522 — 1590 гг.), чьи толкования источников римского права сохраняют свое научное значение вплоть до наших дней, и Дени Годфруа (1549 — 1622 гг.), впервые издавший в 1583 г. полный свод юстиниановских законов и предложивший его наименование Corpus iuris civilis, которое впоследствии стало общепризнанным.

Следует, однако, отметить, что римское право в его чис­том виде имело весьма ограниченное применение в судебной практике. Были нередки случаи, когда королевская власть, руководствуясь политическими соображениями, препятствовала изучению и распространению римского права, отдавая явное предпочтение старинным традициям кутюмного права. Поэто­му римское право на протяжении всего средневековья в значи­тельной степени оставалось лишь «правом ученых». Заслуга пос­ледних состояла в том, что они своими научными исследова­ниями закладывали теоретические основы буржуазного права послереволюционной Франции.

Каноническое право. В качестве важных источников права, действовавших бо­лее или менее равномерно на всей территории Франции, выс­тупали нормы и институты канонического права, которые при­менялись церковными судами, но распространялись и на ши­рокие категории мирян.

Помимо рассмотрения чисто религи­озных преступлений (ересь, вероотступничество, магия, кол­довство и т. п.), церковные суды фактически монополизирова­ли право на рассмотрение дел, касающихся сферы брачно-семейных отношений (определение условий и препятствий к зак­лючению и расторжению брака, определение законнорожден­ности детей и др.) и наследственных (особенно завещатель­ных) отношений, ростовщичества и ренты, а также всех со­глашений, скрепленных клятвами. Особенно большого размаха церковная юрисдикция достигла в XII—XIII вв.; после периода так называемого «авиньонского пленения пап» (1309 — 1378 гг.), в ходе которого королевская власть одержала победу над пап­ством, сфера действия церковных судов стала постепенно су­жаться. Королевский ордонанс 1539 г. окончательно запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся мирян; от­ныне юрисдикция этих судов распространялась только на кли­риков.

Нормы старого канонического права, по распоряжению папы систематизированные в виде единого собрания, состояв­шего из шести книг и изданного в 1582 г. под наименованием «Свода канонического права» (Corpus iuris canonici), считались признанными королевской властью.

Новые же нормы, прини­маемые церковью уже после этого времени, могли действовать в пределах Франции только после того, как они получали спе­циальную королевскую санкцию в виде грамоты, прошедшей регистрацию в Парижском парламенте. Вследствие такой ус­ложненной процедуры открывалась возможность вводить в дей­ствие новые церковные установления не в полном объеме, а с определенными изъятиями, если это отвечало интересам ук­репления королевской власти.

Городское право. Особой разновидностью обычного права первоначально являлось городское право. Его основу составляли хартии, полу­ченные в свое время городами от короля или нижестоящего сеньора.В дальнейшем нормы городского права разрабатыва­лись в решениях, принимаемых муниципальными (в том числе судебными) органами по отдельным частным случаям. Эти ре­шения, занесенные в специальные книги, в дальнейшем игра­ли роль прецедентов. Накапливаемые в течение времени, они приобретали вид систематизированных городских законов. Естественно, что эти законы отличались исключительной пест­ротой и разнообразием, хотя им были свойственны и некото­рые общие черты, относившиеся, в частности, к регламента­ции торгово-ростовщической деятельности и организации ре­месленного производства.

По мере дальнейшего развития товарно-денежных отно­шений, вовлечения Франции в международную торговлю на ее территории стали использоваться нормы международного морского и торгового права. Являясь первоначально своеобраз­ным ответвление городского права, эти нормы зародились в практике судебных разбирательств, возникавших между купца­ми различных стран в процессе их профессиональных контак­тов. Первые записи морских обычаев и торговых обыкновений были сделаны в Италии, откуда они через Испанию распрост­ранились на западное побережье Франции. Главной целью этих установлений являлось обеспечение безопасности мореплава­ния; в предусмотренных ими судебных процедурах проявилось стремление сделать процесс разбирательства как можно более коротким. Наибольшей известностью пользовалась частная ко­дификация морского права, составленная в XII в. на острове Олерон, входившем в состав герцогства Гиень. Источником кодификации послужили решения местных судов; ее действие распространялось на атлантическое побережье Франции и Ан­глии. Впоследствии многие ее нормы были усвоены Висбийским морским кодексом (Швеция, 1407 г.), который регулиро­вал мореплавание в Балтийском и Северном морях.

Королевские указы. По мере укрепления королевской власти, особенно на стадиях сословно-представительной и абсолютной монархии, все большее значение в качестве источников права приобрета­ли нормативные акты, издаваемые королевской властью. Выс­шую юридическую силу среди них имели ордонансы – королев­ские акты, составленные с участием сословно-представительных учреждений. Издаваемые в разное время и по различным поводам, акты королевской власти зачастую страдали деклара­тивностью и не обладали систематизацией, которая позволяла бы судебным органам пользоваться ими как актами прямого действия. По мере накопления их общего количества все более настоятельной становилась необходимость их кодификации с целью установления единообразия и устранения имевшихся в них противоречий. Первые попытки кодификаций имели част­ный характер. Их примером может служить так называемый «Кодекс Генриха III», опубликованный видным юристом Б. Бриссоном в 1587 г. и получивший широкую известность среди юристов-практиков.

В годы правления Людовика XIV кодификационные рабо­ты приобрели широкий размах и принесли существенные ре­зультаты. Они проводились под руководством специального координационного Совета по реформе законодательства, воз­главляемого Ж.-Б. Кольбером и работавшего под патронажем самого короля. К работе Совета были привлечены видные пра­воведы, юристы-практики и администраторы. Было издано шесть так называемых Больших ордонансов, которые являлись, по существу, специализированными кодексами. Именно таким способом произошла, в частности, кодификация гражданско­го судопроизводства (1667 г.), а также кодификация уголовно-процессуального права, завершившаяся изданием Большого уголовного ордонанса (1670 г.). В 1673 г. были издан ордонанс о торговле, известный под наименование «Кодекса Савари» (по имени крупнейшего предпринимателя и экономиста Ж. Сава­ри, одного из идеологов меркантилизма). В 1674 г. был издан ордонанс о водных ресурсах и лесном хозяйстве, которые при­знавались находящимися под верховным покровительством короны. В 1683 г. аналогичным образом было кодифицировано морское право.

Наконец, в 1686 г. был опубликован ордонансоб использовании труда рабов-негров в американских колони­ях (т. н. «Черный кодекс»), основным источником которого явились соответствующие нормы Кодекса Юстиниана. В целом, результаты деятельности Совета во главе с Кольбером не усту­пают по своему значению заслугам позднейших кодификато­ров эпохи Первой империи, вдохновляемых Наполеоном. Од­нако основной массив абсолютистского законодательства XVII — XVIII вв. так и остался несистематизированным.

Приведенный обзор свидетельствует, что правовая систе­ма феодальной Франции основывалась на широком круге ис­точников, существенно отличавшихся друг от друга и по со­держанию, и по времени происхождения. Партикуляризм пра­ва, составлявший характернейшее свойство этой системы, был одновременно и причиной, и следствием указанного обстоя­тельства.

Источники феодального права были самыми важными: от территориальных обычаев до указов и ордонансов. Самыми разными были местные обычаи — кутюмы. Единой правовой системы не было в период всего феодального развития Франции. Это было одной из особенностей права Франции. Другая особенность заключалась в территориальном делении права: в южной части государства распространялось адаптированное римское право, в северной — обычное право, т.к. кутюмы были основным источником права. В ХШ в. сложились три направления правовых исследований:

1. Систематизация и интерпретация обычного права (например, Кутюмы, Бовези).

2. Изучение в университетах римского права в традициях глоссаторов и постглоссаторов.

3. Разработка и систематизация канонического права.

Бальи по указанию короля Людовика IX собирали обычаи округов, редактировали их и присылали в парижский парламент. В ХШ в. по собранным материалам был составлен сборник обычаев»Учреждение Людовика Святого», получивший обязательное распространение не только в королевском домене, но и во владениях феодалов. Позже появились сборники кутюмов городов, феодальных сеньорий.

В 1453 г. Карл VII провел аналогичную работу по сбору и обработке кутюмов. В результате проведенной огромной работы были записаны и получили силу закона около 300 кутюмов, распространяющихся на местах, и 60 — на большой территории.

В конце ХШ в. были составлены»Кутюмы Бовези», которые охватили обычаи северо-восточной Франции. Однако при всем этом право сохраняло свой партикулярный характер. В области изучения римского права сформировалась французская школа, которая стремилась восстановить римское право и освободить его от всех наслоений. Видными представителями этой школы были Ж. Кюжас и X. Доно. Уже в ХIV-ХVI вв. изучение обычного права и римского слилось в единое направление, но с сохранением деления налегистов (юристов светского римского права, сторонников королевской власти) идекретистов (юристов канонического права).

Существовали писанные источники права: указы,эдикты и ордонансы,которые с усилением королевской власти распространялись на все государство. Закономерным явлением было то, что роль королевских актов в период абсолютизма значительно возросла. В 1731г. был издан ордонанс о дарениях, в 1735г. — о завещаниях, в 1785 — черный кодекс о положении рабов в колониях. В этот период развивалось и оказывало воздействие каноническое и городское право.

В феодальном праве, как и в рабовладельческом, не было деления на отрасли права, однако условно для удобства анализа можно выделить следующие их виды: право собственности; обязательственное право; брачно-семейное и наследственное право; преступления и наказания; процесс.

Право собственности на землю было основным институтом феодального права и характеризовалось следующими чертами:

1) иерархической структурой;

2) условностью;

3) ограниченным характером.

Аллод и бенефиций были основными формами крупного землевладения. Первоначально право распоряжения землей было ограничено, т.к. владение феодом было связано с несением военной службы. Однако с ХШ в. вассалы получили право отчуждать феоды без согласия сеньоров только при уплатерельефа (исключением было отчуждение феода церкви).

Распространенным явлением стала, так называемая, цензива — наследственное владение земельным участком с обязанностью выполнять повинности в пользу сеньора. Для отчуждения цензивы требовалось согласие сеньора, и уплачивался налог. Правовые взаимоотношения между сеньором и цензитарием регулировались обычным правом, согласно которого следовало:

1) получение сеньором определенных повинностей с цензивы: ежегодные денежные или натуральные подати, неуплата которых вела к потере крестьянином цензивы;

2) право сеньора на десятину;

3) право сеньора на барщину от 3 до 12 дней в году;

4) право сеньора на ренту;

5) право сеньора на баналитеты (право молоть зерно на мельнице сеньора, печь хлеб на его пекарне и т.д.).

Сохранившиеся кутюмы свидетельствовали о явном неравном правовом регулировании отношений между крестьянином и сеньором в пользу последнего.

Во Франции распространялась, так называемая, сейзина — господство лица над вещью, которое в случае его нарушения должно было защищаться в судебном порядке.

Обязательственное право получает широкое распространение только с развитием товарно-денежных отношений. Согласно Ордонанса 1566 г. договоркупли-продажи недвижимых вещей совершался в нотариате и был одним из распространенных видов договоров. Сеньоры имели право выкупа феода, который продавал вассал, в течение 40 дней (если знали об этом), и в течение 30 лет, если не знали.

Широкое распространение получил договор займа, по которому должник обязан, был уплачивать кредитору определенную ежегодную ренту. Залог являлся средством гарантии обязательства и состоял из двух видов: живого и мертвого залогов. Живой залог предполагал погашение обязательства за счет доходов с переданного кредитору земельного участка; доходы с земельного участка согласно мертвого залога не погашали обязательство, а выплачивались лишь как проценты.

В период абсолютизма залог превращался в ипотеку, которая устанавливалась с согласия сеньора. Земельный участок не передавался кредитору, а делалась лишь запись в залоговой книге.

Не менее распространенным был договор дарения, по которому любой совершеннолетний мог подарить свое имущество. В период абсолютизма дарение движимых вещей было без каких-либо ограничений, лишь в ряде провинций имелись ограничения в интересах детей. Дарения между супругами в основном были запрещены (исключением были лишь дарения на случай смерти). Эта процедура оформлялась либо в брачном договоре, либо в завещании.

Договор аренды земли предусматривал предоставление землевладельцем участка земли в полное владение и пользование арендатору за уплату ежегодной ренты. Договор заключался на определенный срок, который, как и размер ренты, оговаривался обеими сторонами. Арендаторами могли быть богатые крестьяне, горожане, дворяне и духовенство.

Брачно-семейное и наследственное право. В ранний период феодализма брачные отношения регулировались лишь обычаями. Брак считался действительным при взаимном согласии сторон. Лишь в 1545 г. Тридентский собор объявил подобные браки (без церковного одобрения) недействительными. Отныне брачные отношения регулировались нормами канонического права. В брак могли вступать мужчины в возрасте от 13 до 15 лет, а женщины с 12 лет, при согласии сторон и их родителей. Эдикт 1556 г. и Ордонанс 1639 г. предусматривали согласие родителей для сыновей до 30 лет, а для дочерей — 25 лет.

Недействительными считались браки:

— между несовершеннолетними;

— между некрещеными лицами;

— между родственниками;

— под влиянием насилия;

— по ошибке;

— между духовенством.

Разводы по каноническому праву не разрешались. Брачно-семейные отношения более всего подвергались регулированию канонического права. Это касалось и имущественных отношений супругов. Жена не имела права забирать свое имуществобез согласиямужа, а также дарить или обменивать, не могла заключать договор и выступать в суде, а также составлять завещание. Эта практика незначительно изменилась в пользу женщины лишь в Кодексе Наполеона 1804 г.

Феодальное право Франции устанавливало общность движимого и недвижимого имущества. На юге Франции, где действовало римское право, общности имущества не было. После смерти жены приданое переходило ее наследникам, а после смерти мужа — к жене. Из наследования исключались лица неспособные вести военную службу.

В ХШ-ХIV вв. было введено правило наследования феода (родовой вотчины) по мужской линии, с правом старшего сына на преимущественную долю. Дочери допускались к наследованию только при условии отсутствия наследников по мужской линии. В случае смерти одного из супругов, переживший супруг имел право на половину движимого и недвижимого имущества.

Брачно-семейные отношения во Франции отражают очевидное неравноправие женщины, ее подчиненное положение.

Для преступлений и наказаний было характерно следующее:

а) в феодальном праве на уголовно-правовые нормы оказывала влияние церковь;

б) окончательно не был установлен принцип ответственности за личную вину, что сохранялообъективное вменение (т. е. наказание без вины). Например, сохранялась ответственность малолетних и невменяемых; ответственность за чужую вину, ответственность животных и т.д.;

в) продолжался процесс замены системы композиций наказаниями, связанными с лишением жизни, имущества и свободы.

В Кутюмах Бовези различались:

— преступления, наказываемые смертью (убийство, поджог, кража, религиозные преступления);

— преступления, за которые следовало долголетнее тюремное заключение с конфискацией имущества;

— преступления, наказываемые только конфискацией имущества.

В период абсолютизма под влиянием королевских ордонансов завершилось созданиесистемы преступлений и наказаний. Можно выделить 3 категории преступлений:

1) против религии (богохульство, колдовство, ересь);

2) против государства (посягательства на личность короля, измена королю, угроза безопасности государства);

3) против частных лиц.

Наказания имели свои особенности:

во-первых, преследовали цель устрашения и были чрезвычайно жестокими;

во-вторых, отсутствовало соответствие между характером преступления и тяжестью наказания;

в-третьих, предусматривалось несколько наказаний за одно и то же преступление;

в-четвертых, зависимость назначения наказания от усмотрения суда.

Виды наказаний можно объединить в следующие группы:

1) тяжкие наказания (смертная казнь: отсечение головы, повешение, колесование, сожжение, вечная ссылка, пожизненные каторжные работы);

2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей, губ, бичевание плетьми;

3) тюремное заключение;

4) позорящие наказания: выставление у позорного столба, вождение в обнаженном виде;

5) штрафы.

Феодальное право Франции отражало все основные черты феодального права Западной Европы в целом, а именно:

— сочетание двух действующих правовых систем (римского права и обычного права);

— закрепление правового неравенства различных социальных групп;

— значительное место в системе феодального права Франции занимали нормы, регулирующие феодальную собственность;

— параллельно с рецепированием римского права складывалась влиятельная система канонического права.

Контрольные вопросы

1. Какие сословия существовали во Франции?

2. Когда впервые были созваны Генеральные штаты? Что это за орган правления?

3. Определите функции Генеральных штатов.

4. Определите значение судебной реформы Людовика IX.

5. Назовите центральные органы государственного управления во Франции в XIV-XV вв.

6. Какое значение имела продажа правительством государственных должностей? Какие были последствия этого?

7. Назовите характерные черты французского абсолютизма.

  1. Сеньориальная монархия. Реформы Людовика IX
  2. Сословно-представительная монархия. Генеральные штаты 1302 г. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
  3. Абсолютная монархия
  4. Право средневековой Франции

Абсолютная монархия на определенном историческом этапе сыграла положительную роль в борьбе против феодальной раздробленности и способствовала складыванию сильного централизованного государства. Однако по мере вызревания в недрах феодализма новых буржуазных отношений французская монархия превратилась в тормоз дальнейшего развития страны.

Сеньориальная монархия. Реформы Людовика IX

В IX-X вв. в условиях политической децентрализации королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам. Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитетата — вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней была разделена между королем и феодалами, которые были связаны сеньориальновассальными отношениями.

Становление сеньориальной монархии в IX-XII вв. означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции, в условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть.

Сеньориальную монархию нельзя рассматривать как проявление политического регресса. Она непосредственно вытекала из отношений, связанных с натуральным хозяйством и феодальной собственности на землю. Когда в XII-XIII вв. постепенно начинают вызревать новые экономические потребности, обусловленные развитием городов и товарно-денежных отношений, политическая децентрализация постепенно прекращается, уступая место противоположной тенденции — неуклонному усилению королевской власти. В XIII в., особенно после реформ Людовика IX, центр политической власти сеньориальной монархии постепенно перемещается к королю, который отныне выступает в качестве сюзерена всех феодалов во Франции.

В IX-X вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов. Будущий преемник правящего короля определялся еще при жизни последнего. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.

Первоначально функции королевской власти были крайне ограничены. Король считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Другие королевские полномочия существовали лишь в теории, а не на практике. На короля возлагались обязанности «защиты королевства и церкви», а также «поддержания мира» в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

Но с XII в. положение короля улучшается. Так, восстанавливается практика издания королем законодательных актов, хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля.

В середине XIII столетия Людовик IX Святой проводит три важные реформы, которые имели цели ослабить полновластие вассалов короля, — судебную, военную и монетную.

1. Военная реформа. Прежде всего она предполагала создание городской милиции и отрядов наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовать вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. Военная реформа установила «40 дней короля». В течение сорока дней после ссоры сеньоры могли требовать королевского суда. Обнажать оружие до истечения данного срока им запрещалось.

2. Судебная реформа предусматривала создание верховной судебной палаты, которую стали называть «парламентом». Парламент собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать. Служащими парламента стали главным образом профессиональные юристы, люди незнатного происхождения.

Введенные вместе с тем новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной.

Судебные поединки — ордалии в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная приговором сторона могла вызвать на поединок самого судью.

3. Монетная реформа. Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. Королевская казна получила новый источник доходов, поскольку на остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами. Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за соблюдением верности королю местных должностных лиц, рассматривали жалобы населения на их действия.

Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, произошедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословнопредставительной монархии.

Сословно-представительная монархия. Генеральные штаты 1302 г. Великий мартовский ордонанс 1357 г.

Образование сословно-представительной монархии. В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства — сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено три четвертых территории страны).

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили сеньоров:

  • права собирать налоги на политические цели;
  • права устанавливать новые косвенные налоги;
  • права чеканить монеты.

Было ограничено сеньориальное законодательство.

Но на пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, было еще одно серьезное политическое препятствие — римско-католическая церковь. Несколько веков существовали разногласия между французской короной и церковью, и тем не менее верх одержала светская власть над духовной.

Победа французской короны над римским папством сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета королевской власти.

Выдвинутая в 1303 г. формула «король является императором в своем королевстве» подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.

Королевская власть постепенно изменяла политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Генеральные штаты 1302 г. Объединение страны могло быть успешно завершено лишь в обновленной государственно-правовой форме, обеспечивающей консолидацию всех сил, выступающих за единое государство. Начинают созываться собрания представителей от сословий. На обсуждения собраний выносились важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и прежде всего вопросы налогов. Регулярные денежные поступления позволяли правительству сформировать профессиональную армию взамен рыцарского ополчения, а также централизованный аппарат управления.

Первые собрания сословного представительства — штаты возникали в отдельных провинциях еще в XIII в. Это были периодически созываемые собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов в соответствующих провинциях. На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля.

В 1302 г. впервые было созвано общее французское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами, в отличие от штатов в отдельных провинциях.

События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские, городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура. Каждое сословие было представлено отдельной палатой: 1-я палата состояла из высшего духовенства, 2-я палата состояла из выбранных из дворянства, 3-я палата состояла из депутатов, которых выбирало «третье сословие».

Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Генеральные штаты созывались по усмотрению короля.

Великий мартовский ордонанс 1357 г. Королевская власть часто добивалась от Генеральных штатов нужного ей решения. Но были моменты, когда «третье сословие» могло добиться больших прав, чем право утверждения новых налогов. В 1357 г., когда страна переживала один из наиболее глубоких политических кризисов в своей истории, был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известным как Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соответствии с этим документом сессии Генеральных штатов должны были проводиться два раза в год. Для их созыва не требовалось предварительной санкции короля. Генеральные штаты не только имели исключительное право на введение новых налогов, но и контролировали расходы правительства. Лишь с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Они назначали специальных советников короля. Однако после победоносного завершения Столетней войны, когда королевская власть укрепилась, значение Генеральных штатов ослабевает.

Абсолютная монархия

Возникновение и развитие абсолютизма. Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв.

Когда внутренняя и внешняя оппозиция короля (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления.

Свое наиболее полное осуществление принципы абсолютной монархии находят во Франции. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются для себя и своей администрации:

а) полного контроля над всеми провинциями;

б) неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства, включая законы о налогах и военной службе.

Приходит конец автономии городов. Перестают созываться Генеральные штаты. Прекращает действие сеньориальная юстиция. В начале XVI в. в полную зависимость от короля попадает и церковь — все назначения на церковные должности осуществляются королем.

Центральные органы государственного управления представляли собой следующее:

  1. Государственный совет. В его состав входили представители придворной аристократии. Государственный совет превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш (сообщения с мест).
  2. Тайный совет рассматривал в кассационном порядке некоторые категории дел, аппарат канцлера назначал почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствии в советах.

Во время абсолютизма были введены должности генерального контролера финансов и государственных секретарей по военным, иностранным, морским делам и делам двора.

Местные органы государственного управления. В местном управлении также существовали две категории государственных органов. В период абсолютизма государственные органы утратили значительную часть своих реальных правомочий и превратились в почетные синекуры. Так произошло с бальи и прево, а также учрежденной несколько позже должностью губернатора, командовавшего войсками в губернаторстве.

Все они были оттеснены на второй план интендантами — особыми уполномоченными королевского правительства на местах. Интенданты юстиции, полиции и финансов фактически руководили местным административным управлением и судом. На этот пост обычно назначались лица незнатного происхождения. В любой момент правительство могло их сместить.

Право средневековой Франции

Источники права. По характеру источников права средневековая Франция распадалась на две большие области — север и юг.

На севере Франции преобладало неписаное обычное право. В основе его лежали варварские правды V-VII вв., так или иначе приспособленные к феодальным отношениям. На юге страны, где экономические отношения были более развиты, чем на севере, утверждалось

видоизмененное римское право. В связи с этим юг называли страной писаного права, а север — страной обычного права.

Ломбардский сборник послужил образцом для Франции. В течение XII столетия во Франции появляется немалое число собственных правовых компиляций. Составлялись они частными лицами и потому имели главным образом справочный характер.

Начиная с XIV в. все большее значение приобретают такие источники права, как закон, королевское распоряжение, решения высших судов.

В более позднее время, в XVII столетии, во Франции издаются систематические собрания законов вроде Торгового или Морского кодексов, а также Большого ордонанса 1670 г., кодифицировавшего процессуальное право.

Имущественные правоотношения. Право земельной собственности было привилегией господствующего класса. Феодальная земельная собственность носила расчлененный характер. Одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в пользование на условиях феодальной службы. Вассал мог распоряжаться землей только с согласия сеньора.

Право верховной собственности давало сеньору многие преимущества. Сеньор выбирал жениха для дочери-наследницы вассала, если у последнего не было сыновей. Он мог вернуть себе землю, если вассал умирал, не оставив наследника, или если вассал нарушал обязательства.

Крестьянин не имел право собственности на землю, а в самое раннее время право собственности помещика распространялось и на личность крестьянина, его детей, имущество.

Огромный размах приобретают ростовщические операции всякого рода. Так, возникают первые банки, появляется вексель. Вексель представляет собой по существу переложенную на бумагу римскую стипуляцию. Для истребования денег по векселю не было преград.

Разнообразие экономических связей усложняет дотоле примитивную область договорных отношений. Договоры найма, подряда, поручения и пр. занимают место рядом со старинными куплей- продажей, меной и дарением. Постепенно отходят в прошлое старинные формы удостоверения сделок. Все большее значение приобретают документы.

Семейное право. Семейное право развивалось под сильнейшим влиянием католической церкви. С IX в. стало утверждаться представление, будто брак является особым таинством, подобным причастию или крещению.

Брак между близкими родственниками не допускался, но ни крестьянину, ни крестьянке не было позволено уходить в другую деревню, и поэтому церковь вынуждена была закрывать глаза на неизбежные кровосмешения.

Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи, и распоряжался им муж. Дарения в пользу жены хотя и не запрещались, но ограничивались.

Там, где поддержание нормальных семейных отношений становилось невозможным, церковь допускала отлучение от стола и ложа: брак не сохранялся, брачные отношения разрывались.

Уголовное право. Кутюмы и законы предписывали наказание за известные действия, но судья не был связан этими предписаниями, особенно в том, что касалось преступлений, квалифицируемых как политические и религиозные.

То же самое следует сказать и о наказаниях. Каждый раз, когда преступление заслуживало особого наказания, судья изобретал казнь, которая должна была поразить воображение, была бы достаточно длительной, довольно мучительной.

Особую группу деяний, квалифицируемых как преступные, составляли те, в которых выражался протест угнетенного народа против эксплуатации. Многочисленные постановления, касающиеся преследования крестьянских «разбоев», указывают на одну из наиболее распространенных, хотя и примитивных, форм сопротивления гнету.

Смертную казнь стремились осуществлять в наиболее изощренных формах. Применялись кипячение в масле, колесование, четвертование, разрывание, распятие на кресте, закапывание живьем, вытягивание внутренностей из живого тела, вливание в горло расплавленного метала и т.д.

Во многих случаях наказание, помимо устрашения, заключало в себе заметный элемент мщения, как бы его не прикрывали «Священным Писанием» или «государственным интересом».

После казни не спешили убирать трупы. Они неделями висели на пиках, на стенах городского вала, на базарной площади, целыми или расчлененными.

Добавить комментарий