Феодальное право

рассказ греческого мальчика

я живу в зажиточной семье. до семи лет я, кроме игр, ничем не занимался. я гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. в семь лет родители передали меня педагогу. ежедневно педагог водит меня в школу, несет мои письменные принадлежности и музыкальные инструменты. дома он обучает меня хорошим манерам — ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать.

в школу мы спешим в рассветный час. диктанты мы пишем на дощечках, натертых воском. буквы выдавливаем острым концом металлической или костяной палочки. эта палочка называется стиль. плоским концом стиля я затираю написанное, если допустил ошибку. мальчики старше нас пользуются папирусом и тростниковым пером.

в школе нас учат читать, писать, считать, рисовать. мы любим стихи гомера. мы учимся играть на флейте и других инструментах, а также искусством хорового пения. нам говорят, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.

помимо каникул весной, мы не посещаем школу в годовщины побед при марафоне и саламине. не учимся в дни праздников, посвященных греческим богам. плата за мое обучение не так велика.

с двенадцати лет мы начали посещать еще одну школу, где занимаемся гимнастикой — борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. эта школа называется палестра. в хорошую погоду мы тренируемся под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье — под крышей портиков, окружавших этот двор.

на уроке гимнастики в палестре мы тренируемся в борьбе. выиграть схватку может тот, кто ловок и силен. перед борьбой мы обильно льём масло на ладони и до блеска растираем им кожу. строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила. после урока веселой гурьбой мы бежим смывать с тела грязь и пот.

  • 1. Источники права
  • 2. Судебники 1497 и 1550 гг.
  • 3. Развитие гражданского права
  • 4. Наследственное право
  • 5. Развитие уголовного права
  • 6. Судебный процесс
  • 1. Основными источниками права в Московском княжестве, а затем в Русском государстве были: Русская Правда (сокращенная редакция), великокняжеское законодательство, нормативные акты Боярской думы, постановления земских соборов, распоряжения приказов.

Хотя Русская Правда и регулировала некоторые общественные отношения, в целом она не отражала нового уровня социального, экономического и политического развития. Поэтому ключевыми документами в XIII—XV вв. были великокняжеские нормативные акты — жалованные, указные, духовные грамоты и указы. В них определялись полномочия местного управления, регламентировалась деятельность наместников, кормленщиков и т. д. Среди них можно отметить Двинскую (1397—1398 гг.) и Белозерскую (1488 г.) уставные грамоты, «Запись о душегубстве» (1456—1462 гг.), Белозерскую таможенную грамоту (1497 г.).

2. Судебник 1497г. — первый общерусский свод законов — был утвержден великим князем Иваном III и Боярской думой в сентябре 1497 г. Судебник основывался на нормах Русской Правды, Псковской судной грамоте, нормах обычного права, уставных грамотах и судебной практике.

Судебник 1497 г. преследовал две главные цели:

  • — распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства;
  • — ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей.

Для содержания Судебника характерны следующие особенности:

  • ? нормы права излагались без четкой системы;
  • ? открыто закреплялись привилегии господствовавшего сословия;
  • ? устанавливалось неравное положение зависимых сословий.

Судебник 1550г. (царский судебник) был принят Земским собором. Он состоял из 100 глав-статей. Более подробную регламентацию получили судебный процесс, уголовно-правовые и имущественные отношения. Усиливались черты розыскного процесса, был расширен круг субъектов преступления, а тяжесть наказания была поставлена в зависимость от социальной принадлежности. Законодатель разработал формы вины, было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы.

3. В XV—XVI вв. нормы гражданского права отражали и регламентировали процесс дальнейшего развития и усложнения социально-экономических отношений. Субъектами этих отношений являлись как частные лица, так и целые коллективы.

К основным способам приобретения вещных прав относились договор, давность, находка, захват и пожалование.

В XV—XVI вв. самым распространенным способом приобретения прав на имущество становится договор. До середины XVI в. доминирующей формой заключения договоров было устное соглашение. К концу века его сменила письменная форма сделок — кабала, которая подписывалась собственноручно обязующимися сторонами, а в случае их неграмотности — их духовными отцами или родственниками. Постепенно возникала и крепостная (нотариальная) форма сделок. Договоры по отчуждению недвижимости приобретали законную силу только после их регистрации.

Обязательственное право XIV—XVI вв. развивалось в направлении постепенной замены личностной ответственности имущественной ответственностью. Однако неопределенность положения физических лиц в законодательстве привела к перенесению ответственности по обязательствам с лиц, их принимавших, на третьих лиц. Так, супруг отвечал по обязательствам другого супруга, родители — по обязательствам детей, слуги и крестьяне — по обязательствам господина и т. п. В законодательстве были определены и случаи добровольной замены в обязательствах одного лица другим.

4. Основным направлением развития наследственного права в XIV—XVI вв. было расширение круга наследников и прав наследователя..

Завещание мог сделать любой член семьи. Оно составлялось в письменной форме, утверждалось «рукоположительст- вом» послухов и дьяка.

В XV—XVI вв. в круг наследников по закону входили дети, переживший супруг, в некоторых случаях и другие родственники (например, при наследовании родовых вотчин). К наследованию призывались только те сыновья, которые оставались на момент смерти отца в его хозяйстве и доме. Братья наследовали в равных долях. При наличии сыновей дочери устранялись от наследования недвижимости.

5. В уголовном праве в рассматриваемый период произошли значительные изменения. Если раньше Русская Правда определяла преступление как обиду, т. е. причинение материального или морального ущерба отдельному лицу или группе лиц, то Судебники 1497 и 1550 гг. стали относить к преступлениям деяния, причинявшим ущерб как частным лицам, так и государству. Преступление — это нарушение установленных норм, предписаний и воли государя.

Система преступлений выглядит следующим образом:

  • • государственные преступления: «крамола» — измена князю, государству; заговор; мятеж и призыв к восстанию;
  • • должностные преступления и преступления против порядка управления и суда: взятка, казнокрадство, фальшивомонетничество, вынесение заведомо несправедливого решения, нарушение установленного порядка судопроизводства, дача ложных показаний;
  • • преступления против личности: убийство, убийство господина, оскорбления действием и словом;
  • • имущественные преступления: грабеж, разбой, кража, похищение людей.

Судебники 1497 и 1550 гг. усложнили систему наказаний и выработали новые цели наказания — устрашение и изоляция преступника.

Высшей мерой наказания являлась смертная казнь, но она могла быть отменена помилованием государя.

Другим тяжким наказанием была торговая казнь — битье кнутом на торгу. Широко применялись членовредительные и телесные наказания.

В качестве дополнительных наказаний применялись штрафы и денежные взыскания. Размер штрафа зависел от тяжести поступка и социального статуса потерпевшего.

6. Судебник 1497 г. вводил две формы судебного процесса. Обвинительно-состязательная форма применялась по делам о мелких преступлениях и гражданским делам. Для этой формы судебного процесса характерны следующие положения: в суде велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись специальными грамотами, существовало понятие исковой давности, судебные решения оформлялись «правой» грамотой.

В качестве доказательств выступали: собственное признание, присяга, свидетельские показания, письменные документы (грамоты, договоры и т. п.).

Развивается система обжалования судебных решений. Решения местных судов можно было обжаловать в приказы, Боярскую думу или великому князю.

За подачу иска в суд, получение судебного решения, розыск ответчика и т. д. Судебником устанавливались высокие судебные пошлины, вследствие этого для низших слоев населения обращение в суд было малодоступным делом.

Вторая форма судебного процесса — розыскная. Розыск применялся по государственным и другим тяжким преступлениям, по делам «лихих людей». Дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица. Главными доказательствами были поимка с поличным, обыск и собственное признание, для получения которого могла применяться пытка. Судоговорение не велось, основными формами розыскного процесса были допросы, очные ставки и пытки.

Средневековый тип права пришел на смену древнему юридическому типу права вследствие необходимости законодательно закрепить сформировавшийся в недрах рабовладельческого строя новый способ производства, обеспечивающий более эффективное использование рабочей силы в сравнении с рабовладением. Рабский труд исчерпал свои возможности, и появилась объективная необходимость в предоставлении определенной, хотя и весьма ограниченной, свободы основному производителю – крестьянину в условиях крепостной зависимости его от хозяина – феодала.

Феодальное право не тождественно тому средневековому законодательству, которое закрепляло резкое сословное неравенство, разделение подданных на привилегированные, обладающие только правами, сословия и податные, на которых возлагались одни лишь обязанности; законодательству, которое устанавливало наказание за грех, узаконило принцип «столько права, сколько силы», «прав тот, кто сильнее», за что и было названо «кулачным».

Как уже отмечалось, при феодализме было рецепировано римское право, действовавшее в городах, достигшее своего расцвета в XIV–XV вв. В рецепции проявляется действие одной из закономерностей развития правовой системы – преемственности в праве. Рецепция римского права началась в Западной Европе с формирования высокого уровня правового сознания на базе изучения юристами первоисточников римского права без наслоившихся на него иных юридических норм. Это правосознание вынашивалось в университетах и получило широкое распространение в движении сторонников римского права – глоссаторов в Италии, комментаторов во Франции, гуманистов в Италии и Германии.

Высокая древнеримская правовая культура имела свое продолжение в Византии. В XII в. в одной из новелл византийского императора Мануила Комнина указывалось: «Если во время нашего самодержавного правления моей царственностью будет предписано устно что-либо, противоречащее праву или смыслу законов, то пусть оно будет недействительным и во всех отношениях бездейственным».

Кардинальным шагом правовой системы феодализма по пути прогресса было законодательное закрепление нового социального статуса основного работника – крепостного крестьянина, которого в отличие от раба уже нельзя было убить, хотя можно было продать и купить. Крепостной крестьянин был уже менее зависим от помещика, чем раб от рабовладельца. Ему, в частности, предоставлялась возможность, например по законодательству России, в так называемый юрьев день уйти от ненавистного помещика к другому. В Англии сформировавшееся право для сословия феодалов приобрело в XIII в. территориальный характер и распространялось на население вне зависимости от сословной принадлежности.

В эпоху средневековья ведется значительная работа по кодификации законодательства. Издаются германские Саксонское зерцало, Швабское зерцало, Каролина, венгерская Золотая Булла, русские Русская правда, Судебники 1497, 1550 гг., Уложение 1649 г., литовские Статуты 1529, 1566, 1588 гг.

Существенный вклад в утверждение правовых устоев внесли литовские статуты. В частности, Статут 1588 г. провозглашал распространение единого права на всех жителей страны. В ст. 1 устанавливалось: «Прежде всего, мы, государь, обещаем и обязуемся под той же присягой, которую учинили всем жителям всех земель государства нашего Великого княжества Литовского, что всех княжат, панов-рад духовных и светских, панов хоруговых, шляхту города и всех подданных наших, и всех сословий в этом государстве нашем Великом княжестве Литовском, и иных всех земель, издавна тому государству принадлежащих, начиная от высшего члена и звания до низшего, этими правилами и артикулами, в этом же статуте ниже писанными и от нас данными, будем судить и действовать. Также чужеземцы и заграничники Великого княжества Литовского, приезжие и каким-либо обычаем прибывшие люди, тем же правом должны быть судимы и в тех врядах, где кто провинился». Статутом ограничивалась власть государя, закреплялись законодательные полномочия за представительным органом – сеймом, исполнительная власть – за великим князем и радой, судебная – за судами. Вся деятельность государственного аппарата ориентировалась на соблюдение права. Ограничивалось своеволие крупных феодалов, провозглашалась свобода вероисповеданий, регламентировались некоторые права и обязанности простых людей, этнических групп населения страны (слуг, крестьян, челяди, мещан, ремесленников, евреев, татар). Смертная казнь не применялась по отношению к беременным женщинам, не привлекались к уголовной ответственности дети и подростки.

Происходит кодификация канонического права. Первый свод норм канонического права осуществил монах Грациан в XII в. Каноническое право объединяло ряд предписаний Библии, решения церковных соборов, извлечения из папских энциклик и булл, отрывки из трудов «отцов церкви», часть норм римского и обычного права. Каноническое право регулировало отношения не только внутри самой церковной организации, но и отношения между церковью и мирянами, упорядочивало некоторые имущественные отношения, например, духовные завещания наследства, брачно-семейные (заключение браков, регистрация рождения, смерти), уголовные, в которых содержались элементы «греха», и другие. Официальное систематизированное собрание норм католического права осуществлено в 1234 г. Оно состояло из пяти частей: общие постановления, о лицах, о вещах, о процессе, о преступлениях и наказаниях. Впервые корпус канонического права был опубликован в 1582 г, включавший послания и декреты пап, постановления соборов, местные епископские статуты и послания, уставы монастырей и церковных братств. Были кодифицированы в Номоканоне и нормы церковного права православной церкви.

В системе феодального права сформировались три подсистемы: обычное право, римское право, каноническое право.

В плане развития феодального права следует отметить вычленение ряда новых отраслей права, а также отраслей законодательства. Неуклонное развитие производства и обмена, усложнение общественных отношений предопределило дальнейшее накопление правовых норм как проявление одной из закономерностей его развития, что в свою очередь обусловило их дифференциацию и, следовательно, выкристаллизовывание новых отраслей права, с одной стороны, а с другой – интеграцию правовых норм, повлекшую формирование соответствующих комплексных отраслей, т. е. отраслей законодательства.

Наряду с выделением отраслей государственного, гражданского права, сформировавшихся еще в рабовладельческой правовой системе, в эпоху феодализма выстраиваются отрасли уголовного, земельного, семейно-брачного, процессуального права. Зарождается отрасль экологического законодательства. В частности, в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г. содержится специальный раздел, который упорядочивает отношения, связанные с использованием и охраной озер, лугов, лесов, находившихся в них зубров, медведей, оленей, диких лошадей, кабанов, свиней, серн, соболей, куниц, соколиных и лебединых гнезд, бобров, пчел, хмельников. Здесь же содержатся нормы по предотвращению лесных пожаров, по возмещению вреда, об уголовной ответственности за нарушение предписываемых норм в экологической сфере.

Прогрессивный характер феодального права верно подчеркнул З. М. Чер­­ниловский: «Наряду с рецепцией римского права, научной его обработкой, распространением общегосударственных правовых кодификаций (Литовский статут, русское Соборное уложение 1649 г. и другие), десятков городских кодификаций, сборников морского права, возникают профессиональные высшие суды и среди них канцлерский суд в Англии».

Основными системообразующими факторами феодального права являлись: а) экономические – собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостного крестьянина, барщина, оброк; б) экологические – охрана природы и ее рачительное использование (пущ, лесов, озер, лугов, животного мира); в) политические – осуществление власти феодалов светских и духовных, особенно демократической власти в городских республиках и конституционных монархиях; г) социальные – деление на феодалов (светских и духовных) и крепостных крестьян; д) идеолого-теоретические – религиозные учения, особенно христианские и мусульманские, конфуцианство, философские воззрения Аристотеля, Ф. Аквинского, М. Падуанского; е) юридические – движение юристов-гуманистов, глоссаторов, комментаторов римского права, воздействие школ суннитского и шиитского направлений мусульманского права, текущее законодательство феодальных государств, их универсальные кодифицированные акты, закрепляющие принципы права, систематизированные сборники канонического права, содержащие правовые устои, рецепированное римское право.

На всех этапах развития феодального государства право выражало прежде всего интересы феодалов и выступало какправо-привилегия. Несмотря на все негативные черты феодальное право было более развитым, чем право рабовладельческого строя, и способствовало развитию более прогрессивных общественных отношений, хотя по своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности, юридической технике оно во многих отношениях уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого права, особенно римскому праву.

В странах Европы феодальное право исторически было первым правом и прошло через все простейшие ступени в процессе своего становления, начиная с т.н.»варварского» права. В последующем его развитие носило замедленный характер, что способствовало консервации правовых обычаев, правового формализма и связанных с ним примитивных юридических процедур.

Феодальное право прежде всего оформляло юридически строй поземельных отношений и будучи своего рода «принадлежностью» земельной собственности было важным средством принуждения крестьян к труду на отдельного сеньора или на феодальное государство в целом. Отсюда оно всегда несло на себе печать грубой силы, выступало как «кулачное» право. Особенность феодального права состояла в том, что оно в ряде случаев открыто признавало прямое и непосредственное насилие отдельных феодалов, в т.ч. и по отношению друг к другу, также правопорядок повсюду и всегда представлял собой организованное и систематическое насилие феодалов над народом, в первую очередь крестьянами.

Специфической чертой феодального права была его раздробленность (партикуляризм). Правовые обычаи, которые в течение всего средневековья сохраняли свое значение одного из важнейших источников права, имели первостепенное значение на уровне общины, отдельной местности, города и придавали феодальному праву весьма пестрый характер. В большинстве стран Европы даже с утверждением абсолютизма и принятием крупных кодифицированных актов правовой партикуляризм до конца не был преодолен.

Феодальное право испытало на себе огромное влияние религии. Т.к. переход к феодализму совпал с оформлением мировых религий — христианства и ислама, то параллельно с ними возникли своеобразные «мировые» системы феодального религиозного права — каноническое право и шариат (мусульманское право). Эти правовые системы не ограничивались рамками одного государства, а носили экстерриториальный и персональный характер. В Европе действие канонического права не исключало параллельного развития светского права, складывающегося и действовавшего в рамках отдельных государств. На Востоке религиозные и персональные правовые системы выступали в качестве всеобъемлющего религиозно-нравственного и правового регулятора всех сторон жизни общества.

Каноническое право.

В эпоху средневековья каноническое право играло большую роль в Европе. Определенное значение оно сохраняло и в последующее время. Большое влияние на каноническое право оказало римское право.

Каноническое право было выработано церковью и называлось так поскольку его руководящие правила и нормы именовались канонами и утверждались на церковных соборах. Источники канонического права: Священное писание, постановления церковных соборов, нормативные акты пап (конституции, буллы, энциклики). Каноническое право регулировало не только внутрицерковные отношения. Церковным судам подлежали дела о браке и семье, лжесвидетельстве, клевете, подделке монеты и т.п., так как эти проступки светских лиц считались связанными с «грехопадением». Таким ообразом, каноническое право являлось совокупностью религиозно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации, а также между церковью и светскими лицами.

Каноническое право преподавалось в университетах, что способствовало его изучению и привело к появлению ряда трактатов : наиболее известный — Кодекс Грациана (XII в.) — частная компиляция, получившая статус официального источника и заменившая все ранее изданные сборники. В нем были приведены осносновные каноны со ссылками на источники. При папе Григории IX в 1234 г. был издан официальный сборник папских постановлений (декреталий), который лег в основу последующих официальных сборников. Поделен на 5 частей: церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. В 1582 г. все источники канонического права были объединены в единый сборник «Свод Канонического права».

Каноническое право играло доминирующую роль в регулировании брачно-семейных отношений: им определялись условия заключения брака, возраст вступления в брак (с 14 лет мужчины и с 12 — женщины), запрещались разводы. Церковь относила к ведению своих судов все дела, связанные с заключением брака, имущественными и личными отношениями супругов, нарушением супружеской верности и т.п. После Реформации протестантские церковные судьи продолжали рассматривать многие светские дела, применяя с частичными изменениями каноническое право. Процесс изъятия светских дел из-под юрисдикции церковных судов завершился в основном только в XIX в.

Каноническое право и судопроизводство в церковных судах оказали большое влияние на теорию и практику гражданского и уголовного процесса в феодальной Европе. Инквизиционный процесс проникал в королевские суды. Его характерными чертами были: соединение следственной и судебной стадий судопроизводства и отсутствие у обвиняемого элементарных процесссуальных прав. Основаниями для возбуждения дела (особенно ереси) являлись доносы, жалобы, слухи и показания подследственных, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Достаточным основанием для ареста было подозрение.

Основной целью следствия было вымогательство признания и раскаяния. Пытка трактовалась как акт «милосердия» к еретикам. Следствие проходило в полной тайне, с преобладанием письменного произодства. Отсутствие четкой регламентации процесса, сроков следствия способствовали свободе действий инквизиторов. Приговоры пракактически всегда обвинительные. В лучшем случае применялась формула «обвинение не доказано», что оставляло человека под подозрением. Смягчающих обстоятельств не существовало. Приговор не подлежал обжалованию. Если обвиняемый не признавал вину — отлучали от церкви и «отпускали на волю», т.е. передавали обвиняемого светским властям для исполнения смертного приговора путем сожжения на костре. В остальных случаях применялась широкая система наказаний от епитимий до ссылки на галеры и пожизненного тюремного заключения. Все наказания сопровождались полной или частичной конфискацией имущества.

Добавить комментарий