Фесмофеты в афинах

Шесть афинских архонтов, добавленных в VII в. до н.э. к трем архонтам: эпониму, басилею, полемарху.

Судопроизводство тогда находилось полностью в руках архонтов, и фесмофеты, видимо, разбирали те дела, которые выходили за сферу компетенции других архонтов. Некоторые исследователи полагают, что их θέσμια – подобие преторского эдикта в Риме – и при определенных условиях (кодификация Солона и Клисфена) они могли выкристаллизовываться в письменные законы – νόμοι. После Солоновой судебной реформы первые примерно сто лет существования гелиэи, пока она была сугубо апелляционным органом, архонты продолжали выносить приговоры, которые могли быть обжалованы в народном суде. Фесмофеты председательствовали на заседаниях Солоновой гелиэи и, по-видимому, созывали этот орган.

После превращения гелиэи в суд первой инстанции и деления на судебные палаты-дикастерии (80-60-ые гг. V в. до н.э.) архонты перестали выносить приговоры, но продолжали играть важную роль в судопроизводстве: принимали иски, определяли их подсудность, проводили предварительное следствие, впоследствии – руководили жеребьевкой судей. Архонт-эпоним вел семейные дела, включая дела по наследствам; басилевс – дела, касающиеся религии, и убийства (непредумышленное убийство, убийство негражданина, поджог), полемарх – частные иски метеков или проксенов. Фесмофеты готовили для дикастов все прочие дела, определяли дни для заседания гелиэи, определяли должностных лиц, которые будут председательствовать в том или ином суде, сами председательствовали в дикастериях. Подробный список исков, подсудных фесмофетам, и перечень дел, которые разбирали суды под их председательством, приводит Аристотель в «Афинской политии» (IV, 59). Это, например, такие серьезные обвинения, как исангелия (чрезвычайное заявление о государственном преступлении), жалоба на противозаконие (γραφὴ παρανόμων), разбирательство в связи с отчетом стратегов (эвтины) и т.д. Заметим, что председательствующий в суде архонт не имел права вмешиваться в ход процесса и каким-либо образом влиять на решение судей.

В самом конце V или начале IV в. до н.э. в Афинском государстве вводится новая процедура принятия и ревизии законов – номотесия, в которой фесмофетам была отведена определенная роль. Если фесмофеты находили, что какой-то закон противоречил другому закону, или был недействительным среди действующих, или по одному и тому же поводу было несколько законов, – то они записывали его текст на досках и выставляли на агоре. Далее пританы по требованию фесмофетов созывали собрание, на котором выбирались номофеты из числа гелиастов и решали на своем заседании голосованием судьбу такого закона.

Исторические источники:

Аристотель. Афинская полития.

Автор статьи: Т.В. Кудрявцева

Государственный строй Афинской республики в 5-4 вв. до н. э.

В период наивысшего расцвета Афин форма государства представляла собой следующее:

1) форма правления — республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);

2) форма государственного устройства — полис (крохотное государство площадью в несколько десятков квадратных метров, в соответствии с современной терминологией — унитарное);

3) политический режим — демократический (все граждане имеют, хотя бы формально, равные права на управление государством и могли принимать активное участие в политической жизни). Демократия окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до 30-х годов IV в. до н.э.

В Афинской республике начала складываться система разделения власти на:

— законодательную,

— исполнительную

— и судебную,

при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга (= система сдержек и противовесов???). Впрочем, в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание — эклессия — являвшиеся и законодательным, и судебными, и контролирующим органом). Тем не менее, система органов власти в республике представляла собой следующую картину.

Основными органами Афинского государства являлись:

— народное собрание,

— Совет пятисот,

— гелиэя.

Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала 10, а позднее — 40 раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения».

Компетенция народного собрания была обширной:

— оно принимало законы,

— издавало постановления по частным вопросам (псефизмы),

— избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности,

— решало вопросы войны и мира,

— обсуждало продовольственное положение страны

и т.д.

— Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства.

Состав. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным:

— оно проверяло деятельность должностных лиц,

— обсуждало продовольственное положение и др.

Главное собрание шестого месяца, кроме того:

— решало вопрос об остракизме,

— обвинениях должностных лиц.

На трех других собраниях месяца рассматривались:

— жалобы граждан,

— религиозные,

— административные

— и другие вопросы.

Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных.

Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В СОВЕТ ПЯТИСОТ (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет.

К компетенции Совета относились вопросы управления:

— осуществление дипломатических сношений с другими государствами,

— управление финансами,

— надзор за арсеналами, доками, флотом,

— регулирование торговли,

— контроль за должностными лицами.

Должностные лица имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения.

Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (ПРИТАНИЙ), состоящих из 50 представителейодной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания).

По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

ГЕЛИЭЯ была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет.

В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Компетенция гелиэи:

1) Гелиэя была:

а) судом первой инстанции по делам:

— о государственных преступлениях

— и о злоупотреблениях должностных лиц

б)и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами.

2)Она также осуществляла некоторые контрольные функции

3) и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

а) вынесение законопроекта на обсуждение в народном собрании в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

в) принятие законопроекта народным собранием;

г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей:

— выборность,

— срочность,

— возмездность,

— подотчетность

— коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно:

— или открытым голосованием в народном собрании,

— или по жребию.

Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке — ДОКИМАСИИ, во время которой выяснялись:

— их право на занятие должности,

— политическая благонадежность

— и необходимые личные качества.

Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были:

— стратеги

— архонты.

Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан.

Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия:

1) Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота,

2) организовывать сбор чрезвычайных военных налогов,

3) руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков).

4) К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений:

— они принимали капитуляцию противника,

— заключали перемирие.

5) Полномочия в области правосудия:

— они вели следствие по делам о воинских преступлениях

— председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях.

6) Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер.

Иногда из стратегов выделялся АВТОКРАТОР

— командовавший армией,

— а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона 9 архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко — при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.

1) Первым архонтом считался АРХОНТ-ЭПОНИМ, за которым с расцветом афинский демократии сохранились лишь судебные функции по семейным долам и делам о наследстве.

2) Вторым архонтом был АРХОНТ-БАЗИЛЕВС. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях.

3)Далее шел АРХОНТ ПОЛЕМАРХ, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами).

Остальные 3 АРХОНТА-ФЕСМОФЕТА руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700)

— управляли государственным имуществом,

— ведали государственной казной,

— наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан,

— за торговлей на рынке,

— воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку

и т.д.

Свои должностные лица были в филах и демах.

В 4 в. до н.э. Афины попадают под власть Македонии, а во 2 в. до н.э. становятся одной из провинций Рима, тем самым республика прекращает свое существование.

I. Верхушку афинского общества составляли граждане (не более 30-35 тысяч). Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами Афин. Смешанные браки (граждане и иностранцы) допускались, но дети от этих браков, за редким исключением, гражданских прав не получали.

Афинское гражданство давало человеку достаточно широкие права:

а) право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление было тотальным — на 35 тысяч граждан приходилось до 20 тысяч одновременно замещаемых и оплачиваемых государственных должностей в сферах законодательной, исполнительной, судебной власти);

б) широкие права в имущественной сфере, особенно в приобретении недвижимости — только граждане могли быть земельными собственниками;

в) право на помощь со стороны государства в случае нужды — неимущие граждане, имеющие 3 и более сыновей, освобождались от государственных налогов и военной службы, им предоставлялись бесплатные продукты питания и «билеты» на разного рода увеселительные мероприятия.

Обязанности граждан были следующими:

1) защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной страже, только воины могли занимать государственные должности);

2) уважение законов и правителей;

3) уплата налогов (на особо богатых граждан возлагались почетные налоги — литургии — строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных;

4) вступление в брак, воспитание детей (право одновременно бывшее и обязанностью — только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные посты).

II. Следующей, весьма много-численной категорией афинского населения были метеки — иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан — до 10 тысяч метеков). Метеки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:

а) запрещено приобретать в собственность землю и прочую недвижимость (развитость договоров аренды);

б) каждый иностранец обязан был иметь покровителя — простата из числа граждан; этот покровитель представлял интересы метека в суде (естественно не бескорыстно);

в) браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными;

г) уплата особого налога — метекиона (иностранец, не уплативший налог мог быть продан в рабство вместе с семьей, и его имущество конфисковывалось;

д) обязанность служить в афинской армии (особенно во время войны) — народное собрание могло пожаловать гражданство иностранцу за заслуги, хотя такие случаи были крайне редки;

е) полное отсутствие политических прав, т.к. они не обладали правом гражданства.

К метекам приравнивались и вольноотпущенники.

При всех этих многочисленных ограничениях метеки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их может быть объяснялось следующими причинами:

1) Афины, будучи мировым центром ремесел. Торговли и культуры открывали для иностранцев широкие возможности в экономической сфере;

2) военная помощь Афин, сильный флот и городские укрепления делали проживание в этом государстве хотя бы относительно безопасным;

3) афиняне весьма терпимо относились к верованиям, к религии метеков — свобода вероисповедания (немыслимое во многих государствах);

4) если иностранец исполнял все обязанности по отношению к Афинам — имел покровителя, платил налоги, служил в армии, он мог рассчитывать на защиту и покровительство со стороны приютившего его государства.

III. Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором большая часть продукта — ремесленного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производились рабами.

Источниками рабства были:

а) военный плен;

б) покупка рабов на международных рынках;

в) естественное воспроизводство (рождение от рабынь;

д) обращение в рабство за неуплату метекиона (для иностранцев).

В Афинах были как частновладельческие, так и государственные рабы, причем последние находились в более привилегированном положении (особенно рабы-полицейские — афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам).

Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме — «Servi res sunt» — «рабы — это вещи», однако жестокое отношение к рабам, а особенно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни бунта).

Граждане, иностранцы и рабы — основные, но не единственные категории афинского населения.

Вопросам истории афинского государства и права посвящено немало исследований как общего характера, так и посвященных отдельным аспектам этой темы. Благодаря усилиям многих поколений исследователей XIX-XX вв. афинская правовая система, а также процесс ее формирования, предстают перед нами в достаточно полно разработанном виде, в то время как греческое право в целом остается еще сравнительно мало изученным. Причины этого вполне очевидны если для большинства полисов мы вынуждены буквально по крупицам собирать немногочисленные, разрозненные факты, то для Афин источниковая база хоть и не полна, но все же более обширна и разнообразна.

Тем не менее и здесь то и дело приходится сталкиваться с трудностями источниковедческого характера. Особенно много проблем возникает при изучении раннего периода становления афинского права, приходящегося на эпоху архаики. С одной стороны, в новейшей историографии достаточно много внимания уделялось крупнейшим афинским законодателям этого времени Драконту и Солону. В то же время многие стороны ранней законодательной деятельности в афинском полисе остаются ещё недостаточно выясненными. Не касаясь здесь множества проблем, связанных с законотворчеством Драконта и Солона, отметим лишь один немаловажный аспект. На фоне этих двух монументальных фигур оказались почти незамеченными их скромные предшественники ранние афинские фесмофеты, деятельность которых, как можно думать, во многом подготовила почву для создания первого кодекса писаных законов в Афинах. На сегодняшний день, насколько нам известно, лишь две работы специально посвящены интересующему нас вопросу. Это статья о фесмофетах в Реальной Энциклопедии, автор которой, К. Латте, по вполне понятным причинам основное внимание уделяет фесмофетам классического периода, а также статья американского исследователя М. Гагарина, который исследует отношение фесмофетов к раннему афинскому закону против тирании. К этому, однако, следует добавить немалое количество кратких высказываний по отдельным аспектам данной темы в трудах, посвященных истории афинского государства и вопросам греческого права.
В классический период, как известно, фесмофеты предстают перед нами прежде всего в роли председателей судебных палат гелиэи (дикастериев). В это время их юрисдикции подлежали важнейшие дела, связанные с преступлениями против государства. При этом следует учесть, что председательство на суде трактовалось довольно широко: эта должность предполагала, в частности, проведение предварительного следствия, а после судебного процесса наблюдение за исполнением вынесенного приговора. К числу обязанностей фесмофетов относился также ежегодный пересмотр действующего законодательства с целью выявления противоречащих друг другу и дублирующих друг друга законов. В этом случае дело передавалось в специальную комиссию номофетов. Но были ли названные полномочия фесмофетов изначальными? Отрицательный ответ на этот вопрос напрашивается уже потому, что другие древнейшие магистраты Афин басилей, полемарх и архонтэпоним пройдя через два этапа реформ к началу классического периода пришли со значительно сокращенными и видоизмененными функциями. Эти изменения неизбежно должны были коснуться и фесмофетов.
О том, когда и с какой целью в Афинах была введена должность фесмофетов, сообщает Аристотель в 3ей главе «Афинской Политии». Появление этой магистратуры Аристотель относит к тому периоду, когда срок полномочий должностных лиц был сокращен до одного года. Отмена десятилетнего архонтства и первое избрание архонта на один год происходит в 682 г. до н. э., следовательно, эта дата может рассматриваться в данном случае в качестве terminus post quem. В качестве terminus ante quem выступает 636 г. до н.э., когда произошла неудачная попытка Килона захватить власть в Афинах. По сообщению Фукидида, осаду Акрополя, захваченного Килоном и его сторонниками, возглавили девять архонтов. Это означает, что фесмофеты в тот момент уже входили в число высших магистратов Афин, и, следовательно, избрание первых фесмофетов приходится на период с 682 по 636 гг. до н.э., т.е., безусловно, предшествует законодательству Драконта. В пределах указанного временного интервала более предпочтительной является, на наш взгляд, максимально ранняя датировка, близкая к той дате, которую Аристотель указал в качестве хронологического ориентира.
сразу отметить, что данное сообщение Аристотеля было весьма неоднозначно оценено современными исследователями. Так, Ч. Хигнетт, автор исследования по истории афинской
конституции, считает, что подобная мотивация избрания фесмофетов не может внушать доверия. Заявление Аристотеля, по его мнению, не более чем предположение, основанное на названии должности. До Ч. Хигнетта подобные скептические суждения высказывали Г. Де Санктис и К. Латте. Можно, однако, усомниться в правомерности столь скептического отношения к источнику в рассматриваемом нами случае. Следуя этой логике, предполагающей, что Аристотель не имел точного представления об изначальных функциях ранних афинских магистратов, можно было бы заявить, что и функции полемарха, описанные в «Афинской политики», выведены лишь на основании названия должности. Между тем очевидно, что и в том, и в другом случае Аристотель исходит не из лингвистического анализа, а из вполне адекватного представления о круге полномочий как полемарха, так и фесмофетов. Конечно, названия обеих магистратур говорят сами за себя; вместе с тем отдельные детали сообщений Аристотеля показывают, что он располагал и какой-то дополнительной информацией о древнейших афинских магистратах. Его сообщение о ранних фесмофетах заслуживает, безусловно, самого пристального внимания.

Всё вышеизложенное позволяет, как нам представляется, сделать следующие выводы. В VII в. до н.э. в Афинах, как и во многих греческих полисах, происходят важные изменения в сфере права и судопроизводства. Можно даже сказать, что в этом отношении Афины были в числе лидеров. Фесмофеты стали первыми в истории Афин должностными лицами, функции которых были связаны исключительно со сферой права и судопроизводства. Записанные фесмофетами включали, наряду с древними установлениями обычного права новые, продиктованные жизненной необходимостью нормативные акты, по существу приближающиеся уже к законам.
Тем не менее первым законодателем, давшим Афинам писаные законы, традиция, как известно, называет Драконта. И это не случайно. Фесмофеты создавали свои для внутреннего, служебного пользования, как подспорье для работы судов, в то время как Драконт не только создал свод законов, но и обнародовал их, сделал их общественным достоянием.
Таким образом, деятельность фесмофетов можно рассматривать как первый, подготовительный этап кодификации права в Афинах. Законодательство Драконта представляет собою уже более зрелую стадию этого процесса. Несомненно, однако, что Драконт, будучи одним из фесмофетов, и имея, следовательно, доступ к их записям, не мог не использовать все то, что было наработано его предшественниками. В определенном смысле можно сказать, что Драконт как бы подвел итог предшествующей деятельности фесмофетов.

Добавить комментарий