Финансирование выборов

В статье автор подчеркивает, что в настоящее время одна из проблем, с которой сталкиваются кандидаты в депутаты и президенты, — это финансирование избирательной кампании, поскольку проведение выборов требует значительных материальных затрат как со стороны государства, так и со стороны кандидата.

Ключевые слова: избирательная кампания, выборы, избирательный фонд, субъект Российской Федерации.

Financing problems of election campaign in the Russian Federation

Key words: election campaign, elections, election fund, subject of the Russian Federation.

Досакаев Алиберди Базарбиевич

преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России _(e-mail: onrio@mvd.stavedu.ru)

Проблемы финансирования избирательной кампании в Российской Федерации

В настоящее время одна из проблем, с которой сталкиваются кандидаты в депутаты и президенты, — это финансирование избирательной кампании, так как проведение выборов требует значительных материальных затрат как со стороны государства, так и со стороны кандидата. Без финансирования избирательной кампании в преддверии выборов не может быть и речи о качественном проведении предвыборной агитации кандидатом. Поэтому составной частью избирательной кампании является сбор средств, т.е. «фаунд рейзинг».

За рубежом финансирование политической жизни, как и финансирование избирательной кампании, служит предметом специального законодательного регулирования — достаточно упомянуть такие ставшие «модельными» для других стран законы, как австрийский Федеральный закон «О задачах финансирования и предвыборной агитации политических партий» (1975 г.).

Опыт по проведению всеобщих выборов свидетельствует об отсутствии в Российской Федерации правовой базы по вопросам финансирования выборов в период перехода от коммунистической идеологии к демократическим ценностям (начало 90-х гг. ХХ столетия).

В настоящее время с принятием отдельных законодательных актов, устанавливающих конституционные права граждан избирать и быть избранными, вопрос финансового обес-

печения выборов стал особым предметом законодательного регулирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. К нормативно-правовым актам, содержащим отдельные главы, посвященные финансированию выборов, относятся:

Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (в ред. от 09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 02.05.2012) «О выборах Президента Российской Федерации»;

Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (в ред. от 02.05.2012) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

Закон Ставропольского края от 02.07.2012 № 67-КЗ (в ред. от 09.10.2012) «О выборах губернатора Ставропольского края»;

Закон Ставропольского края от 27.07.2006 № 68-КЗ (в ред. от 20.10.2011) «О выборах депутатов Думы Ставропольского края»;

Закон Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-КЗ (в ред. от 10.04.2012) «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».

Особое внимание во время проведения выборов в России уделяется вопросам формирования избирательного фонда кандидатов и его расходования. Так, например, в соответствии с пп. 3 и 4 ст. 58 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 млн руб., а предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 500 млн руб.

К тому же избирательные фонды кандидата в Президенты РФ могут формироваться только за счет следующих денежных средств:

собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 10% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, — 15%;

средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией и которые в совокупности не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;

добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 1,5% и 7% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с законодательством, для каждого гражданина, юридического лица.

Для финансирования своей избирательной кампании на выборах в Государственную Думу РФ политические партии при формировании своего избирательного фонда должны учитывать следующие обстоятельства, предусмотренные в ст. 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»:

1. Избирательные фонды политических партий могут создаваться только за счет:

а) собственных средств политической партии, которые в совокупности не могут превышать 50% от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

б) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07% и 3,5% от установленной в соответствии с законодательством предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической

партии не может превышать 700 млн руб., при этом в указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.

3. Избирательные фонды региональных отделений политических партий могут создаваться только за счет:

а) собственных средств политической партии (за исключением средств избирательного фонда политической партии), которые в совокупности не могут превышать 50% от установленной в соответствии с законодательством предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии;

б) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 5% и 50% от установленной в соответствии с законодательством предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии.

4. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии не может превышать:

а) 15 млн руб., если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано не более 100 тыс. избирателей;

б) 20 млн руб., если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 100 тыс., но не более 500 тыс. избирателей;

в) 25 млн руб., если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 500 тыс., но не более 1 млн избирателей;

г) 35 млн руб., если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 1 млн, но не более 2 млн избирателей;

д) 55 млн руб., если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 2 млн избирателей.

Следует отметить, что установленные в избирательном законодательстве предельные размеры расходования средств избирательного фонда кандидатов могут быть недостаточны, так как для более успешной и качественной

«пиар-кампании» с использованием новых «пиар-технологий» может потребоваться большая сумма денежных средств, чем предусмотрено в избирательном законодательстве. Свидетельством тому является заявление зарегистрированного кандидата в Президенты РФ М. Прохорова. В феврале 2012 г. он отметил, что для дальнейшего финансирования своей избирательной кампании в его избирательном фонде денежных средств нет. Немалое количество средств фонда было израсходовано на большое количество поездок в различные города России, на аренду помещений и бронирование гостиничных номеров, без чего не могут решаться организационные вопросы предвыборной агитации кандидата в Президенты РФ.

Напомним, что предельная сумма всех расходов кандидата в Президенты РФ из средств его избирательного фонда не может превышать 400 млн руб., а предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 500 млн руб. Поэтому установленные законом нормативы не всегда достаточны для финансирования избирательной кампании кандидата.

Отсюда широкое распространение так называемого «черного финансирования» выборов, когда кандидаты оплачивают из средств избирательных фондов лишь те расходы, которые легко проверяются избирательными комиссиями. При выполнении работ и оказании услуг кандидатам, избирательным объединениям физическими и юридическими лицами в ходе избирательной кампании их оплата зачастую осуществляется из иных источников. Или же — что также распространено — лишь часть суммы выплачивается из средств избирательного фонда, а остальная — большая часть денег — поступает из других источников. Проследить такие нарушения и привлечь виновных лиц к ответственности довольно трудно.

При проведении федеральных избирательных кампаний большое значение имеет так называемая проблема «мягких денег» (soft money). Они представляют собой денежные средства, которые собираются и тратятся за рамками ограничений и запретов, установленных федеральным избирательным законодательством. Данные средства, как правило, передаются политическим партиям или блокам, создаваемым на уровне субъектов Российской Федерации. Они непосредственно не предназначены для расходования на цели избирательной кампании, однако используются на нужды «партийного строительства» так, что косвенно способны значительно повлиять на избирательную кампанию.

В настоящее время в Российской Федерации актуальна проблема противодействия экстре-

мизму (политическому экстремизму). Проблематичным остается контроль со стороны государства за избирательным процессом на предмет возможных проявлений политического экстремизма — в виде предоставления из-за рубежа финансовой помощи российским общественным организациям для проведения предвыборной агитации избирательной кампании.

Взаимосвязь избирательного процесса с проблемой противодействия политическому экстремизму обусловлена как социально-политическим значением выборов в системе народовластия, так и их важностью для защиты основ конституционного строя и обеспечения безопасности государства .

В период выборов серьезные опасения вызывает использование участниками избирательного процесса и зарубежными государствами средств массовой информации для нанесения ущерба суверенитету и территориальной целостности России, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, инспирирования сепаратистских настроений и межнациональных обострений в субъектах Федерации.

На фоне возрастающей информационной зависимости человека и общества отдельные спецслужбы зарубежных стран в период выборов предпринимают попытки скрытой информационно-пропагандистской, финансовой и иной поддержки тех кандидатов на выборные должности, деятельность которых носит экстремистский характер. Поэтому серьезную опасность для России могут представлять попытки конспиративного целенаправленного вмешательства ряда иностранных государств в организацию и проведение выборов.

Примерами подобного воздействия стали вмешательство США в организацию и проведение выборов Президента Югославии в 2000 г., целенаправленное формирование международного общественного мнения по итогам выборов в Парламент Грузии в 2003 г., поддержка оппозиции на выборах Президента Украины в 2004 г.

К примеру, Президент США Джордж Буш (младший) официально заявил, что для развития демократии в России необходимо выделять средства на финансирование выборов в Российской Федерации и дополнительное обучение российских журналистов.

Исходя из этого, необходимо отметить, что правовое регулирование организации и проведения выборов должно быть направлено на обеспечение законности финансирования избирательных кампаний. Это связано с тем, что в период выборов операции с денежными средствами и иным имуществом отдельных кандидатов и политических партий нередко сопряжены с отмыванием доходов, получен-

ных преступным путем или в результате взносов экстремистских организаций.

В избирательной практике даже появилось понятие «выстраивать очередь». Это один из способов формирования избирательного фонда, при котором практически невозможно установить, а тем более доказать, что вносимое гражданином пожертвование предварительно было вручено ему специально для этих целей.

Общеизвестно, что органы законодательной и исполнительной власти подвергаются влиянию со стороны различных «теневых» олигархических структур. Большинство важных решений в политике (в том числе, при проведении выборов на всех уровнях) и экономике принимается с учетом выдвигаемых ими требований, т.е. в России развита мощная лоббистская деятельность. Лоббизм в нашей стране возник еще в советские времена, но сейчас он превратился в реальный механизм воздействия на власть для выражения интересов определенных структур.

Еще одной проблемой финансирования избирательной кампании является использова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ние «административного ресурса», который до сих пор, к сожалению, является печальной реальностью большинства проводимых в нашей стране избирательных кампаний. Например, неправомерное использование служебного автомобиля в ходе выборов.

Приведенный пример, естественно, является не самым масштабным по незаконному привлечению средств помимо средств избирательного фонда. Некоторые кандидаты получают от физических лиц, юридических лиц либо их филиалов помещения для размещения средств избирательных штабов или общественных приемных, электронно-вычислительную технику, иное оборудование для организации работы «штаба». Для выполнения тех или иных работ, связанных с избирательной кампанией, привлекаются специалисты и работники соответствующих предприятий. Все это так называемые каналы «черного финансирования», полностью пресечь которые, даже установив суровые санкции, на практике, к сожалению, невозможно .

Финансирование выборов регулируется гл. VIII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются ЦИКРФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования.

Отчеты комиссий о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.

Порядок создания избирательных фондов

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.

Кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, обязаны, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.

Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать собственные избирательные фонды.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:

    1. собственных средств кандидата, избирательного объединения;
    2. средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
    3. добровольных пожертвований граждан;
    4. добровольных пожертвований юридических лиц;
    5. средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума:

    • иностранным государствам и иностранным организациям;
    • иностранным гражданам;
    • лицам без гражданства;
    • гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосования (при проведении референдума — на день внесения пожертвования);
    • международным организациям и международным общественным движениям;
    • органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
    • государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
    • и др.

При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.

При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных п. 6 настоящей статьи.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, фонд референдума, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 7 и 8 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата.

Порядок расходования средств избирательных фондов, фондов референдума

Право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.

Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

Средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на:

  • финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;
  • предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
  • оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением выборов.

Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума только через соответствующие избирательные фонды, фонды референдума. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме.

Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.

Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.

Финансирование выборов в РФосуществляется из средств бюджета соответствующего уровня: 1) в федеральные выборные органы – из средств федерального бюджета; 2) в выборные органы субъектов РФ – из средств бюджета субъекта РФ.

Средства на проведение выборов федеральных органов власти и должностных лиц поступают в Центральную избирательную комиссию, которая распределяет эти средства между всеми избирательными округами в соответствии со схемой избирательных округов.

Сумма средств, поступающих из бюджетов на финансирование выборов, рассчитывается исходя из отчета Центральной избирательной комиссии о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов с учетом изменения минимального размера оплаты труда.

Средствами, поступившими из федерального (или субъектов РФ) бюджета в окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии, распоряжаются председатели соответствующих комиссий. Они же представляют отчеты о расходовании этих средств.

Общий объем денежных средств, обеспечивающих выборы в государственные органы власти, включает в себя избирательные фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

Избирательные фондывключают в себя денежные средства: 1) принадлежащие собственно кандидату (они не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда); 2) выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (они не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата); 3) добровольные пожертвования граждан (не более 5 % от предельной суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата) и юридических лиц (не более 50 % от той же суммы).

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн руб.

Избирательные фонды кандидатов обеспечивают проведение предвыборной агитации и иные действия кандидата по участию в выборах.

Политической партии предоставляются средства федерального бюджета на участие в выборах, если: 1) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией либо избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах депутатов Государственной Думы, получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу; 2) по результатам выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией либо избирательным блоком (при условии, что выдвинутый список кандидатов получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании); 3) зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ, выдвинутый политической партией или избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах Президента РФ, получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 5 ст. 33 ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г.)).

Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.

Законодательство Российской Федерации впитало в себя мировой опыт по финансированию выборов. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы и референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом. Отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления.

Для проведения своей избирательной кампании кандидаты (политические партии, выдвигающие списки кандидатов) обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, не вправе создавать собственные (отдельные) избирательные фонды. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом. В целях обеспечения суверенитета страны, а также равенства кандидатов законодательно запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды иностранным государствам и иностранным гражданам и юридическим лицам; лицам без гражданства; гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов; международным организациям и международным общественным движениям; органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов; организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами; воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; анонимным жертвователям; юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, референдуме.

В целях обеспечения относительного равенства возможностей кандидата законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. Для эффективного осуществления контроля за расходованием средств из избирательных фондов все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии — в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.

Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

Кандидат или избирательное объединение обязаны представить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них — не позднее чем за 10 дней до дня голосования на выборах, референдуме, а итоговый — не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов, референдума) о размерах своего избирательного фонда, фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Расходование средств на избирательную кампанию должно быть гласным, поэтому копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации не позднее чем через пять дней со дня их поступления.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий