Финансово правовая форма

В связи с необходимостью обеспечивать себя финансовой базой государство осуществляет финансовую деятельность. В ходе этой деятельности производится планомерное, целенаправленное образование (мобилизация), распределение и использование государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Как отмечает Г.А. Воробей, лучший способ управления государством — это управление при помощи денег.

Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые впоследствии расходуются на нужды общества, государство может стимулировать или сокращать деятельность определенных сфер производства. И такое управление в современный период государство осуществляет через свою финансовую деятельность.

Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления. Естественно, что основная задача по мобилизации и расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные органы всех ветвей власти.

Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.

Рассмотрим субъекты, которые принимают участие в мобилизации денежных средств в доход государства. Это:

1) высшие представительные и исполнительные органы государственной власти. Они руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).

2) органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующих административно-территориальных образованиях. Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией.

3) государственные органы специальной компетенции:

а)систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов. Оно в большей мере принимает участие в расходовании денежных средств.

б)Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Само название говорит о важности организации надлежащего соблюдения норм налогообложения и обеспечения, прежде всего поступлений денежных средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды;

в)Национальный банк Республики Беларусь.

4) все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также могут быть заемщиками по государственному кредиту;

5) граждане как налогоплательщики, а также они могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.

Раскроем правовое положение некоторых государственных органов более подробно.

Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми, опосредующими организационные отношения.

Правовой формой осуществления государственной деятельности является однородное по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) функционирование государственных органов по руководству обществом путем принятия правовых актов.

Финансово-правовые акты — это решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующие вопросы финансовой деятельности.

Нормативный финансово-правовой акт федерального уровня — это письменный документ, принятый федеральным органом государственной власти в пределах своей компетенции, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование финансовой деятельности.

Нормативный финансово-правовой акт субъекта РФ — это письменный документ, принятый органом государственной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование финансовых отношений внутри соответствующего субъекта РФ.

Финансово-правовой акт органа местного самоуправления — это публичный, официально обозначенный документ, принятый управомоченным органом местного самоуправления, имеющий юридическую силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование властных отношений.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые соответствующими субъектами (государственными, муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по аккумулированию, распределению и использованию финансов на определенный период.

Форма финансовой деятельности — это внешние проявления организационно правовых действий. Они делятся на правовую и неправовую формы.

Правовая форма осуществления финансовой деятельности — деятельность, которая влечет правовые последствия и осуществляется на основе юридического оформления. Финансовое право. Учебник. / под ред. В. Т. Батычко. Однотомное издание. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. С. 48.

Пример правовых форм осуществляющих правовую деятельности государства и муниципальных образований:

  • 1. принятие инструкции на основе федерального закона о налоге;
  • 2. издание федерального закона о федеральном бюджете;
  • 3. направление гражданину извещения об уплате налога;
  • 4. издание постановления государственной Думой РФ по отчету об исполнении бюджета.
  • 5. принятие дополнение к нормативно-правовому акту.

Неправовая форма осуществления финансовой деятельности — деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством.

Пример неправовых форм осуществляющих правовую деятельности государства и муниципальных образований:

  • 1. проведение совещания о распределении расходов на предстоящий год;
  • 2. инструктирование финансовым органом гражданина о порядке уплаты налогов;
  • 3. прогнозирование доходов на следующий год;
  • 4. информирование граждан о льготах;
  • 5. проведение собрание с целью доведения до граждан новел в сфере их правомочий.

Решение задачи

Законодательное Собрание г.Санкт-Петербурга приняло Закон города «О резервном фонде бюджета г.Санкт-Петербурга», в котором установило, что направления расходования 2/3 средств резервного фонда определяются Законодательным Собранием во втором чтении проекта бюджета. Объем расходования определялся каждым депутатом путем деления 2/3 средств резервного фонда на число депутатов Собрания. Не противоречит ли это решение бюджетному законодательству?

На основании п.24 ст.5 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» от 20.07.2007 №371-77 Правительство г. Санкт-Петербурга устанавливает порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга, предусмотренных в составе бюджета. Таким образом, действия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не отвечают требованиям городского бюджетного законодательства.

правовой финансовый займ субсидия

Предметом финансового права, как и всякой другой отрасли права, явля­ются определенные общественные отношения, имеющие свои специфичес­кие особенности. Важнейшие черты отношений, составляющих предмет фи­нансового права, заключаются в том, что они:

а) складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с органи­зующей ролью государства по распределению и перераспределению нацио­нального дохода в целях образования необходимых обществу фондов по­требления и фондов накопления (см. схему 8);

б) непосредственным основанием для возникновения этих отношений служит проводимая планомерная деятельность по образованию и использо­ванию денежных фондов в обществе;

в) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обяза­тельства, связанные с образованием и использованием денежных фондов (см. схему 9).

Под системой финансового права следует понимать единство, взаимо­связь и дифференциацию финансово-правовых норм по разделам этой от­расли, институтам с учетом особенностей содержания регулируемых ими общественных отношений. Система финансового права делится на общую и особенную части.

Нормы общей части закрепляют основные начала финансовой деятель­ности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавлива­ют правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

Особенная часть финансового права включает в себя разделы, группы норм, регулирующих отношения в области бюджета, государственных дохо­дов, государственных расходов, государственного кредита, страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валюты.

Названные разделы, в свою очередь, объединяют ряд институтов, обус­ловленных известной спецификой регулируемых отношений. В системе фи­нансового права выделяют также подотрасли налогового, банковского права (см. схему 10).

Юридической формой осуществления финансовой деятельности являют­ся финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то госу­дарственными органами. Финансово-правовые акты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям:

— по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рас­считаны на неоднократное, длительное применение;

— по органам, издающим финансовые акты, они делятся на две группы:

а) акты органов представительной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

Названные акты в области финансов подразделяются на:

1) Указы Президента Российской Федерации;

2) финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Прави­тельство РФ);

3) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредит­ными органами (Министерство финансов, Центральный банк и др.);

4) финансовые акты, издаваемые отраслевыми министерствами, ведом­ствами, отделами и управлениями местных органов (см. схему 11).

Отношения, складывающиеся в процессе планового собирания и распре­деления денежных средств — финансовые отношения, которые обусловлены Необходимостью распределения национального дохода для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированность их финансово-правовыми нормами придает им форму финансовых правоотношений.

Следовательно, общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, представляют собой финансовые правоотношения.

Они имеют ряд особенностей:

1. Одним из субъектов всегда является само государство, которое выступает в них непосредственно или через специально управомоченные органы (финансовые, кредитные), а также органы местного самоуправления, чем обусловлено неравное положение субъектов правоотношений.

2. Объектом финансовых правоотношений являются деньги или денеж­ные обязательства в связи с образованием и использованием общегосударст­венного и других денежных фондов, с формированием доходов и расходов.

3. Права и обязанности субъектов финансовых правоотношений опреде­ляются не договором или другой формой соглашения сторон, а непосредст­венно законом (или подзаконным актом).

Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Функции финансовой деятельности. Стадии и методы финансовой деятельности

Финансовая деятельность представляет собой деятельность по аккумуляции, распределению и использованию денежных фондов, которые необходимы для обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Финансовая деятельность – тоже одна из центральных категорий финансового права, которая связана с формированием, распределением и использованием денежного фонда.

Признаки:

1. Финансовая деятельность связана с фондами денежных средств.

2. Данный вид деятельности осуществляют только уполномоченные субъекты (налогоплательщики, налоговые органы, органы федерального казначейства и т.д.).

3. Финансовая деятельность направлена на обеспечение воспроизводственного процесса.

Финансовая деятельность выражается в фондовой форме. Если это не фондовая форма, то тогда это не финансовые правоотношения, а гражданские.

Денежные формы в зависимости от собственника делятся на:

— централизованные денежные фонды (все, что связано с бюджетными средствами; н-р, соответствующий бюджет). Субъекты: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

— децентрализованные денежные фонды (собственниками выступают ИП, коммерческие организации, граждане и иные субъекты, обладающие подобного рода ресурсами).

От назначения денежного фонда:

— публичные денежные фонды (направлены на решение публично значимых проблем). Связаны непосредственно с денежной системой государства, обеспечиваются мерами принуждения.

— частные денежные фонды (направлены на решение частных проблем, вкладывание в развитие организации сс целью дальнейшего получения прибыли). Меньше публичных фондов.

Методы финансовой деятельности государства:

Метод обязательных платежей. Смысл: государство определяет обязанности субъектов совершить (совершать) определенные действия. Налоговый метод.

Метод добровольных платежей. Специфика: государство определяет (выделяет) некоторые рамки, в пределах которых субъекты осуществляют те или иные действия на добровольной основе.

— эмиссия ценных бумаг;

— займы;

Между методами добровольных и обязательных платежей имеется разница, которая выражается в том, что метод обязательных платежей, как правило, связан с обеспечением публичных потребностей (н-р, формирование бюджета за счет налоговых доходов); а метод добровольных платежей, как правило, направлен на обеспечение частных потребностей/интересов.

Выделяются 3 основные стадии финансовой деятельности:

1. Формирование. За счет соответствующих доходов, ресурсов образуется или создается соответствующий денежный фонд (н-р, бюджет МО). Специфика: 1-я стадия обеспечивается, как правило, принудительным механизмом.

2. Распределение. Уполномоченные субъекты определяют максимальный (возможный) объем расходов, который направляется на достижение целей и решение задач. Н-р, ежегодно при составлении бюджета министерство финансов определяет количество финансов, которые будут направлены на развитие той или иной сферы.

3. Использование (перераспределение). Уполномоченное лицо (н-р, получатель бюджетных средств) расходует ресурсы на предусмотренные цели.

Формы финансовой деятельности государственных и муниципальных образований. Общепризнаны 2 способа осуществления деятельности:

1. Правовая. Государство в лице уполномоченного органа принимает соответствующий финансово-правовой акт. Н-р, бюджетный кодекс.

2. Не правовая. Это соответствующие финансово-технические операции (в банковской практике: осуществление приходных и расходных операций), проведение различных научных мероприятий (н-р, конференций научных, по итогам которых будут определяться, разрабатываться концепции по развитию и совершенствованию действующего финансового законодательства), финансово-правовое прогнозирование и планирование (как правило, это план доходов и расходов на ближайший год), финансово-экономический анализ (позволяет выделить и определить ошибки при осуществлении финансовой деятельности, выдвыгать предложение по их устранению).

Добавить комментарий