Финансовые правоотношения бывают следующих видов

Понятие и элементы финансовых правоотношений

Финансовые правовые отношения представлены общественными отношениями, которые находятся под регулированием норм финансового права.

Замечание 1

Участники подобных отношений являются носителями субъективных прав и обязанностей юридического характера, осуществляющие реализацию находящихся в данных нормах предписания по образованию, которые обеспечивает государство. Здесь включено распределение и использование денежных фондов государства.

Характеристика финансового правоотношения имеет сложный состав и представлена тремя элементами:

  • субъектами;
  • объектом;
  • содержанием.

Определение 1

Субъекты– это участники финансового правоотношения, то есть физические лица, организации.

Объект– это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения. Среди финансово-правовых отношений различают материальные или духовные блага, а также прибыль и доход.

Содержание– субъективные права и юридические обязанности, которые осуществляют определение связи между субъектами (участниками) правового отношения.

Определение 2

Финансовое правоотношение – это разновидность правовых отношений, обладающее общими признаками любого правоотношения.

Характерные черты финансовых правоотношений

Общие черты в финансовых правовых отношениях:

  1. Финансовые правоотношения формируются, модифицируются или прекращаются, основываясь только на правовые нормы.
  2. Подобные отношения в индивидуальном порядке определяются участниками каждого конкретного правового отношения.
  3. Правовое отношение обладает двусторонним характером и представлено связью управомоченной и обязанной сторон.
  4. Связь между участниками правового отношения проявляется благодаря их субъективным правам и обязанностям юридического характера.
  5. Финансовые правоотношения обладают волевым характером.
  6. Правовые отношения охраняются государством.

Отличительные черты финансовых отношений по сравнению с другими правоотношениями:

  1. Финансовые правоотношения формируются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
  2. В подобных правовых отношениях государство выступает как один из субъектов в лице органа государственной власти или управомоченного органа. Это может быть как финансовый орган, так и любое кредитное учреждение.
  3. Финансовые правоотношения представляют собой разновидность имущественных отношений, которые носят публичный характер.
  4. Юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Подобные отличительные черты, представляю собой совокупность, являются неким ограничителем финансовых правовых отношений от иных видов правоотношений.

Пример 1

К примеру, административные штрафы может быть выписаны определенным органом государства и быть представлены в форме денег, тем не менее, они не формируются из финансовой деятельности государства и обладают целью не формирования фондов денежных средств, а наказания правонарушителей. Именно по этой причине подобные отношения регулирует не финансовое, а административное право.

Финансовые правовые отношения зачастую содержат два элемента права, которые представлены:

  • государственно-властным (организационным);
  • имущественным.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований находится под регулированием нормативно-правовых актов.

Замечание 2

К тому же мобилизация и трата государством денежных средств представлены деятельностью материального и имущественного характера. Именно по этой причине финансовые правовые отношения это есть властно-имущественные отношения.

Властно-имущественный характер является типичным для некоторых административных правовых отношений. Он может быть представлен конфискацией и реквизицией, административными денежными штрафами, переходом в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.

Замечание 3

Тем не менее, подобные правовые отношения формируются, модифицируются и заканчиваются, когда происходит процесс управленческой деятельности государства, которая не обладает связью непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Виды финансовых правоотношений

Существуют многообразные финансовые правоотношения, что требует большого разнообразий способов их классификаций.

Материальное содержание финансовых правовых отношений группирует их таким видам, которые представлены:

  • бюджетными;
  • налоговыми;
  • в области страхования;
  • в области кредита (государственного и банковского);
  • в сфере расчетов, регулируемых финансовым правом;
  • финансовыми правоотношениями по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;
  • контрольными.

Если рассматривать способы осуществления финансовых правоотношений, то среди их видов различают регулятивные и охранительные.

Замечание 4

Основанием для регулятивных правовых отношений выступают правомерные действия их участников. Они представлены основой соблюдения финансовой дисциплины и зачастую могут использоваться в практике субъектов финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов.

Подобный вид финансовых правовых отношений обеспечивает осуществление регулирующей правовой функции.

Причиной возникновения охранительных финансовых правоотношений являются совершения правового нарушения. Данная причина представлена связью между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в момент, когда выявляется факт финансового правового нарушения.

Замечание 5

Также здесь важно отметить, применение к нарушителю финансово-правовых санкций. Благодаря действию охранительных финансовых правовых отношений осуществляются реализация охранительной функции права.

Структура финансовой системы Российской Федерации подразделяет финансовые правоотношения на:

  • бюджетные;
  • внебюджетные;
  • кредитные;
  • страховые;
  • складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

Характер финансово-правовых норм оказывает влияние на правоотношения. Он является основой финансовых отношений, поэтому они подразделяются на материальные и процессуальные.

Замечание 6

Основой для возникновения материальных выступают нормы финансового права. Они выражают статус права субъектов, которые принимают участие в государственной финансовой деятельности или деятельности муниципальных образований.

Благодаря процессуальным финансовым правоотношениям отражается форма аккумулирования, а также распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Они выступают как гарантирующие (обеспечивающие) и вторичные в сравнении с материальными правовыми отношениями. Классификация финансовых правоотношений по субъектам:

  • органы государственной власти;
  • органы государственной власти и управления общей компетенции;
  • вышестоящие и нижестоящие органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы;
  • предприятия, учреждения, организации, министерства и ведомства;
  • финансовые органы и предприятия, учреждения, организации;
  • финансовые органы и граждане;
  • сами финансово-кредитные органы.

Структура юридического содержания финансовых правовых отношений представлена простыми и сложными отношениями. Согласно своему объекту, правоотношения могут быть имущественными и неимущественными. Юридический характер правоотношений участников представлен вертикальными и горизонтальными отношениями. Форма проявления подобных отношений делится на двусторонними и многосторонними.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Прежде всего классификация финансовых правоотношений строится на общеправовых началах классификации правоотноше­ний. Вместе с тем в финансовом праве, в силу его отраслевой спе­цифики, могут быть выделены и специфические критерии клас­сификации правоотношений.

1. Исходя из основных функций права, финансовые правоотно­шения классифицируются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию ре­гулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право при­звано регулировать определенную группу экономических отноше­ний, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых от­ношений носит характер регулятивных.

Они (регулятивные)в свою очередь подразделяются в теории права на абсолютные и относитель­ные. Такая классификация правоотношений базируется на осо­бенностях способа индивидуализации субъектов.

Относитель­ные правоотношения (двусторонне индивидуализированные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит не вся­кий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совершать определенные действия.

Основная масса фи­нансовых правоотношений — это относительные правоотноше­ния, что обусловлено методом властных предписаний с опорой на позитивные обязывания, доминирующим в финансовом пра­ве.

Здесь управомоченному лицу противостоит совершенно опре­деленное обязанное лицо. К таковым относятся межбюджетные правоотношения, правоотношения по уплате в бюджет и государ­ственные внебюджетные фонды налогов и неналоговых плате­жей, отношения по формированию финансовых фондов казенного предприятия, отношения по бюджетному процессу и т.д. В боль­шинстве случаев в относительных финансовых правоотношениях управомоченное лицо имеет право требования, которому коррес­пондирует обязанность конкретного субъекта.

Абсолютные финансовые правоотношения также имеют место в финансовом праве. Однако их число значительно меньше в сравнении с относительными финансовыми правоотношениями. Абсо­лютные правоотношения (односторонне индивидуализирован­ные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый. Так, к абсолютным фи­нансовым правоотношениям можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государ­ственных займов.

Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивныхи их удельный вес относительно не­велик. Хотя в последние годы в связи с бурным развитием на­логового права они стали занимать более заметное место в сис­теме финансовых правоотношений.

Финансовое охранительное правоотношение возникает в свя­зи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы.

Его надо отличать от всякого дру­гого, в частности, административного охранительного правоот­ношения, возникающего иногда в связи с нарушением финан­сово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции.

2. По характеру финансово-правовых норм финансовые право­отношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных нормфинансового права, а

процессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм.

«Через материальные финансовые правоотношения реали­зуются права и обязанности субъектовпо получению, распреде­лению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государст­вом в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование»1.

К материальным финансовым правоотношениям относятсяправоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового орга­на — требовать его уплаты; право предприятия обращаться к Пра­вительству РФ за получением бюджетного кредита и обязанность Правительства РФ рассмотреть обращение и принять по нему ре­шение и т.д.

К процессуальным финансовым правоотношениям относятсяправоотношения: по бюджетному процессу; возникаю­щие в ходе производства по делам о налоговых нарушениях; воз­никающие в процессе предоставления налоговых отсрочек и т.д.

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации пос­ледних.

3. Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация акту­альна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права.

По этому критерию финансовые правоотношения подразде­ляются на отношения: а) бюджетные; …

4. Помимо отмеченного, финансовые правоотношения могут быть подразделены на имущественные инеимущественные на основании особенностей их объекта.

Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д.

Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: уплате налогов исборов в бюджет и государствен­ные и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и вне­бюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др.

К неимущественным финансовым правоотношениям относят­сяотношения по: бюджетному процессу; государственному фи­нансовому контролю; установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания.

В связи с этим они подразделяются на простые и сложные.

Простые финансовые пра­воотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности.

В сложных финансовых пра­воотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязан­ных субъективных прав и обязанностей.

Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко.

Например, простым финансовым правоотношением явля­ется правоотношение по установлению налогов. Здесь праву госу­дарства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осу­ществлению.

Сложные финансовые правоотношения преобладают в финан­совом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, право­отношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения.

В каждом структурно сложном финансовом правоотноше­нии может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные.

Основноефинансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. В рамках основного финансового правоотноше­ния в системе сложного прежде всего, осуществляется непосред­ственное движение денежных средств, т.е. собирание, распреде­ление и использование государством и муниципальными образо­ваниями. К ним относятся: в налоговом правоотношении — право­отношение по уплате налоговв бюджет и государственные вне­бюджетные фонды; в межбюджетном правоотношении — право­отношение по выделению трансфертов, дотаций и т.д.

В налоговом правоотношении в качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой от­срочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камераль­ной налоговой проверки и т.д. Ведь весь смысл налогового кон­троля заключается в том, чтобы обеспечить реализацию налоговой обязанности в определенный срок и в причитающихся суммах.

Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на котором строится вся структура (или часть) финансового процесса. Напри­мер, в бюджетно-процессуальном правоотношении в качестве ос­новных могут быть выделены несколько правоотношений на раз­личных стадиях бюджетного процесса, которые дают «завязку» всем остальным правоотношениям, возникающим на этих стади­ях. Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в каче­стве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Госдумой по поводу передачи проекта бюд­жета на рассмотрение в Госдуму.

На основе этого правоотношения как основного строятся про­изводные правоотношения по рассмотрению проекта бюджета в Госдуме в первом чтении и, в частности, правоотношение между Госдумой и Правительством РФ в связи с некачественной подго­товкой проекта бюджета(возврат проекта бюджета в Правитель­ство РФ на доработку, направление в согласительную комис­сию и др).

Финансовые правоотношения, также как и административ­но-правовые, могут классифицироваться по юридическому харак­теру взаимодействия их участниковна вертикальные и гори­зонтальные.

Вертикальные финансово-правовые отношения су­ществует между соподчиненными сторонами финансового право­отношения, а горизонтальные — между несоподчиненными.

Основная масса финансовых правоотношений — вертикаль­ные, Это Обусловлено тем, что финансовое право регулирует от­ношения, возникающие в сфере финансовой деятельности госу­дарства и муниципальных образований, являющиеся по своей природе управленческими, т.е. построенными по принципу «субъект — объект управления».

Соподчиненность сторон в финансо­вом правоотношении имеет различный характер.

Так, она может выражаться:

а) в праве представительного органавласти как одной стороны правоотношения издавать правовые акты, обязательные для исполнения организационно неподчиненной ему другой сто­ронойправоотношения.

Например, представительный органгосу­дарственной власти имеет право принимать закон о налоге(уста­навливать налог), обязательный для исполнения всеми теми субъ­ектами, жизнедеятельность которых он затрагивает;

б) в праве представительного органавласти как одной стороны финансового правоотношения принимать правовые акты, обязательные для ис­полнения исполнительным органом власти как подотчетной ему сторонойфинансового правоотношения.

Например, представи­тельный органвласти принимает закон о бюджетена предстоящий финансовый год, который должно исполнять ПравительствоРФ как подотчетный ему орган;

в) в праве представительных и ис­полнительных органоввласти, а в ряде случаев и коммерческих банков, осуществлять финансовый контроль в отношении орга­низационно неподчиненных объектов.

Например, органы Минис­терства по налогами сборам РФ осуществляют контроль за уп­латой налоговпредприятиями, учреждениями, организациями;

г)в праве субъектов исполнительной властиадресовать свои юри­дически-властные волеизъявлениядругой, организационно-не-подчиненной, сторонефинансового правоотношения.

Например, налоговый органвправе выставить предприятию требование об уп­лате налога;

д) в праве субъекта исполнительной власти адресовать своеюридически-властное волеизъявлениедругой сторонефинан­сового правоотношения, находящейся в организационном подчи­нении.

Например, федеральный исполнительный орган властивправе установить порядок распределения прибыликазенному предприятию, находящемуся в его подчинении.

Возможно, перечень видов соподчиненности сторонв финан­совом правоотношении можно было бы продолжить. Однако, как и в административном праве, главнаяхарактеристика этой сопод­чиненности заключается в юридическом неравенстве сторонфи­нансового правоотношения.

В последние годы, в финансовом праве стало появляться все большеи больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор при предоставлении налогового кредита, ин­вестиционного налогового кредита, при предоставлении бюджет­ного кредитаи т.д.

Однако договорная формафинансовых право­отношений не меняет юридически неравного положения сторонтаких правоотношений.

Правительство РФ, предоставляя бюд­жетные кредиты, а также налоговый орган, предоставляя нало­говый кредит, реализуют свою компетенцию, а предприятия, по­лучающие эти кредиты, реализуют правоспособность иного рода. Как результат этого Правительство РФ, налоговый орган и т.п. всегда принимают управленческое решениео предоставлениисо­ответствующему субъекту бюджетного или налогового кредита. Договор — это лишь своего рода разъяснение к такому решению, где Минфин России или налоговый орган лишь несколько кон­кретизируют обязанностьпредприятия в пределах того, что пред­усмотрено в законе. Отсюда, договорв вышеназванных отноше­ниях является лишь формой реализации властных полномочийналогового органа. Правительства РФ и др. Соответственно, дого­ворные отношения в финансовом праве также являются отноше­ниями вертикальными.

Горизонтальныефинансовые правоотношения— явление до­статочно редкое. Например, это отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного пре­кращения действия договора о инвести­ционном налоговом кредите(п. 7 ст. 68 НК РФ).

Возможна классификация финансовых правоотношений и по форме их проявления на двусторонние и многосторонние.

Двусторонниефинансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторонфинансового правоотно­шения.

В многостороннихфинансовых правоотношениях участ­вуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивиду­альную волю.

Большинствофинансовых правоотношений — дву­сторонние.

К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, ос­вобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д.

Однаков финансовом праве имеют место и многосторонниеправоотноше­ния. Так, двухстороннимифинансовыми правоотношениями яв­ляются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной сторонойэтого правоотношения выступает Федеральное казначей­ство(на уровне федерального бюджета), которое выделяетбюд­жетные ассигнования, а другой стороной является главный рас­порядительбюджетных средств (Министерство, бюджетное уч­реждение и т.д.), которому выделяютсябюджетные средства.

Здесь воля каждой сто­роныправоотношения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоот­ношения. •

Отмечая существование в финансовом праве многосторонних финансовых правоотношений, очень важно различать такие по­нятиякак стороны финансового правоотношения и субъекты фи­нансового правоотношения.

Любая сторонафинансового право­отношения может быть представлена несколькими субъектами.

В финансовом праве возможны ситуации, когда в двустороннемфинансовом правоотношении на одной стороне может быть не­сколько субъектов.

Однако отличительной чертой многосторон­нихфинансовых правоотношений от двусторонних с множеством субъектовявляется то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двусторон­немправоотношении со множеством субъектовэти субъекты на одной стороневыражают единую волю».

К двустороннимфинан­совым правоотношениям со множеством субъектовсегодня могут быть отнесены правоотношения с участием солидарных должни­ков. Так, в соответствии с п. 7 ст. 50 НК РФ допускается несколько преемников при реорганизациипредприятия в качестве должни­ков по налоговому обязательству.

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • знать философско-правовые положения о финансовых правоотношениях и их месте в системе правоотношений; специфические особенности и характерные признаки финансовых правоотношений;
  • • уметь анализировать, толковать и правильно применять нормы финансового права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними финансово-правовые отношения;
  • • владеть навыками применения в практической работе нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения; анализа различных правовых явлений в сфере финансов и финансовой деятельности государства, юридических фактов, финансовоправовых норм и финансово-правовых отношений, являющихся объектами налоговых правоотношений.

Понятие, особенности и элементы финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.

Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекты, объект и содержание.

Субъекты – участники финансового правоотношения (физические лица, организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в финансово- правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т.д.).

– субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что:

  • • они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм;
  • • индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения;
  • • правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной стороны;
  • • связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности;
  • • правоотношения носят волевой характер;
  • • правоотношения находятся под охраной государства.

Отличием финансовых отношений от иных правоотношений является то, что они:

  • • возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
  • • одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);
  • • являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;
  • • юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Эти отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

  • 1) бюджетные;
  • 2) налоговые;
  • 3) в области страхования;
  • 4) в области кредита (государственного и банковского);
  • 5) в сфере расчетов, регулируемых финансовым правом;
  • 6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;
  • 7) контрольные.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях их участников, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов.

С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и представляют правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются:

  • 1) на бюджетные;
  • 2) внебюджетные;
  • 3) кредитные;
  • 4) страховые;
  • 5) складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются гарантирующими (обеспечивающими) и вторичными относительно материальных правоотношений.

По субъектам можно выделить финансовые правоотношения, возникающие между:

  • 1) органами государственной власти;
  • 2) органами государственной власти и управления общей компетенции;
  • 3) вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
  • 4) предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
  • 5) финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
  • 6) финансовыми органами и гражданами;
  • 7) самими финансово-кредитными органами.

По структуре их юридического содержания финансовые правоотношения подразделяются на простые и сложные.

По своему объекту – на имущественные и неимущественные.

По юридическому характеру взаимоотношений участников – на вертикальные и горизонтальные.

По форме проявления – на двусторонние и многосторонние.

Вопросы классификации правовых отношений всегда привлекали внимание ученых. Это не случайно. Классификация помогает научно осмыслить весь массив отношений, охватываемых той или иной отраслью права. Она обеспечивает логическую стройность научного мышления. «Классификация, — пишет О.Э. Лейст, — способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых (качеств) зависят другие, производные от них признаки каждого из элементов подразделения». В практической плоскости классификация обеспечивает научный подход в выборе форм и методов правового регулирования, в построении научного материала и т.д.

Вопросам классификации финансовых правоотношений в советской финансово-правовой науке уделялось весьма незначительное внимание. Сегодня, в новых условиях развития финансового права, такая классификация представляет несомненный интерес.

Финансовое право является одной из отраслей российского права. Поэтому, прежде всего, классификация правоотношений этой отрасли может быть построена на общеправовых началах. Вместе с тем в финансовом праве, в силу его отраслевой специфики, могут быть выделены и особые критерии классификации.

Исходя из основных функций права, финансовые правоотношения могут быть классифицированы на регулятивные и охранительные.

Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых отношений, как уже отмечалось, является регулятивной.

Охранительные правоотношения выполняют в финансовом праве вспомогательную роль. Поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их «удельный вес» относительно невелик. Хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогового права и появлением правового института возвратных бюджетных ссуд они стали занимать более заметное место.

Финансовое охранительное правоотношение возникает: в связи с нарушением финансово-правовой нормы; на основе санкции финансово-правовой нормы. Его надо отличать от всякого другого, в частности административного, охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением финансово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции.

К числу финансовых охранительных правоотношений, на наш взгляд, сегодня могут быть отнесены: отношения, возникающие в связи с нарушением налогового обязательства; отношения, возникающие в связи с нарушением порядка и сроков возврата возвратной бюджетной ссуды; отношения, возникающие в связи с нарушением целевого использования предприятиями, организациями средств бюджета, выделенных на безвозвратной основе; отношения, возникающие в связи с нарушением права ведения кассовых операций и некоторые другие.

Соответственно, все остальные правоотношения являются регулятивными.

Регулятивные финансовые правоотношения, в свою очередь, подразделяются в теории права на абсолютные и относительные. Такая классификация базируется на особенностях способа индивидуализации субъектов. Абсолютные правоотношения (односторонне индивидуализированные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый. Относительные правоотношения (двусторонне индивидуализированные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит вполне жпределенный субъект, который должен совершать или не совершать определенные действия. Основная масса финансовых правоотношений — относительные, что обусловлено методом властных предписаний с опорой на позитивные обязывания, доминирующие в финансовом праве. К их числу относятся межбюджетные правоотношения, правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и неналоговых платежей, отношения по поводу формирования финансовых фондов казенного предприятия, отношения по бюджетному процессу и т.д. В большинстве случаях в относительных финансовых правоотношениях управомоченное лицо имеет право требования, которому корреспондирует обязанность конкретного субъекта.

К абсолютным можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по поводу выпуска государственных и муниципальных займов. Так, в отношениях по поводу установления налогов и сборов согласно Конституции РФ (п.5 ст.71, ч.4 ст.76) управомоченными субъектами являются Российская Федерация и ее субъекты, реализующие свою дееспособность через соответствующие представительные органы государственной власти. В отношениях по поводу выпуска внутренних госзаймов управомоченная сторона на федеральном уровне — «Российская Федерация в лице Правительства РФ либо уполномоченный последним федеральный орган исполнительной власти (ст.103 БК РФ).

Как в случае с установлением налогов и сборов, так и в случае с выпуском госзаймов управомоченной стороне противостоит круг неограниченных субъектов, которые обязаны воздерживаться от действий, нарушающих права управомоченной стороны правоотношения. Надо заметить, что мера возможного поведения управомоченных субъектов в такого рода финансовых правоотношениях очень невелика. Они не могут отказаться от реализации своих прав. Это связано с тем, что установление налогов и сборов, выпуск госзаймов и определение условий их выпуска составляет компетенцию вышеназванных субъектов. А как известно, практически всякое компетенционное право того или иного субъекта есть одновременно и его обязанность. Их свобода в вопросах установления налогов и выпуска займов выражается в том, что они могут решать: устанавливать в данный период те или иные налоги или не устанавливать, выпускать те или иные займы или не выпускать.

В абсолютном финансовом правоотношении, как и в относительном, проявляются особенности метода финансово-правового регулирования. Метод властных предписаний здесь дает о себе знать в том, что позиции сторон не равны и не могут быть равны. Если в гражданском праве собственник имущества, которому противостоит неограниченный круг обязанных лиц, сам является в другом абсолютном правоотношении в числе неограниченного круга обязанных лиц, то в абсолютном финансовом правоотношении такая ситуация объективно невозможна. Российская Федерация и ее субъекты не могут быть на другой стороне абсолютного финансового правоотношения, поскольку никто кроме них не имеет право устанавливать налоги и выпускать госзаймы.

По характеру норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные, на что обращалось внимание Н.И. Химичевой. Она отмечает, что «через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов,их распределение, и использование». Если сказать еще проще, то в материальных финансовых правоотношениях проявляются конкретные права и обязанности субъектов, а в процессуальных — порядок реализации этих прав и обязанностей.

К числу материальных относятся правоотношения, которые содержат: обязанность налогоплательщика уплачивать налог и право налогового органа требовать его уплаты; право предприятия обращаться за получением бюджетного кредита и обязанность уполномоченного органа рассмотреть обращение по существу и т.д. К числу процессуальных финансовых правоотношений сегодня могут быть отнесены: правоотношения по бюджетному процессу; правоотношения, возникающие в ходе налогового контроля; правоотношения, возникающие в ходе предоставления налоговых отсрочек, и т.д.

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией их реализации. Учитывая бурное развитие финансового права, возникновение или возможность возникновения спектра неизвестных ранее материальных финансовых отношений, нельзя забывать о необходимости их процессуального обеспечения. Так, на наш взгляд, сегодня в процессуальной форме нуждаются следующие материальные финансово-правовые отношения:

а) связанные с принятием решения Правительством РФ (администрацией субъекта Федерации) о предоставлении бюджетного кредита государственному или муниципальному унитарному предприятию;

б) по поводу предоставления органами представительной власти субъектов Российской федерации дополнительных льгот по уплате государственной пошлины для отдельных категорий плательщиков;

в) охранительные финансовые правоотношения:

1) возникающие в связи с невозвратом или несвоевременным возвратом бюджетных, средств, полученных на возвратной основе (ст.290 БК РФ);

2) возникающие в связи с неперечислением процентов за пользование бюджетными средствами, полученными на возмездной основе (ст.291 БК РФ).

Следующий классификационный ряд финансовых правоотношений может быть построен по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация актуальна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права. Особенно она интересна сегодня, в условиях существенного. изменения предмета этой отрасли права. Похоже, такая классификация предпринималась в учебнике финансового права, изданном в 1954г., а сегодня очень близка к классификации финансовых правоотношений по структуре финансовой системы Российской Федерации, однако не исчерпывается последней.

Согласно критерию финансово-правовых институтов сегодня финансовые правоотношения могут быть подразделены на:

а) финансово-контрольные;

б) бюджетные;

в) по поводу формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;

г) по поводу финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий;

д) налоговые;

е) по поводу неналоговых платежей;

ж) по поводу государственного и муниципального долга;

з) по поводу сметно-бюджетного финансирования;

и) по поводу государственного страхования;

к) по поводу денежного обращения и расчетов;

л) по поводу валютного регулирования.

Многие виды правоотношений в данной классификации соответствуют традиционным институтам финансового права: государственного и муниципального финансового контроля, институту бюджетного права, институтам налогового права, неналоговых доходов, государственного кредита, сметно-бюджетного финансирования и т.д. Однако в этой классификации нет отношений по банковскому кредитованию, которые традиционно включались в предмет финансового права, охватывались одноименными финансово-правовыми институтами и, соответственно, рассматривались как финансово-правовые. Как отмечалось в первой главе работы, эти отношения не включаются сегодня в предмет финансового права, ибо никак не связаны с финансовой деятельностью государства. Однако существует целый ряд финансово-правовых отношений с участием банков. Они не «замыкаются» в рамках одного финансово-правового института, а «растягиваются» по различным институтам. Так, обязанность Центрального банка РФ направлять 50% своей прибыли в доход федерального бюджета охватывается отношениями по поводу неналоговых платежей, ибо регулируются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Выполнение ЦБ РФ своих обязанностей по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации регулируется нормами института бюджетного права, поэтому они в нашей классификации охватываются бюджетными правоотношениями и правоотношениями по поводу формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Права и обязанности по обслуживанию государственного и муниципального займа в части покрытия затрат, связанных с размещением, рефинансированием, выплатой доходов и погашением долговых обязательств, охватываются финансово-правовым институтом государственного и муниципального кредита, а поэтому включаются в круг отношений по поводу государственного и муниципального долга.

Особое место в этой классификации отводится отношениям по поводу финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Такие отношения тоже охватываются финансово-правовым институтом. Однако, в отличие от других, данный финансово-правовой институт, на наш взгляд, является комплексным. Это значит, что в него включены самые разнообразные нормы, в том числе и те, которые являются составной частью иных финансово-правовых институтов. Исходя из этого некоторые правоотношения, включенные в данную группу, входят одновременно и в другие группы. Так, правоотношения по поводу изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственного и муниципального предприятия охватываются одновременно и неналоговыми правоотношениями, правоотношения по поводу уплаты налогов — налоговыми правоотношениями. В число отношений, являющихся исключительной принадлежностью вышеназванного финансово-правового института, включаются:

а) правоотношения по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли;

б) правоотношения по поводу распределения прибыли государственным и казенным предприятием.

Научно полезной, на наш взгляд, может быть классификация финансовых правоотношений по обязательному субъекту. Как известно, одним из субъектов финансового правоотношения всегда является государство, уполпомоченный им орган или муниципальное образование. В связи с этим разумно выделить правоотношения, где субъектом является непосредственно государство, а где — его уполномоченный орган. Такая классификация в какой-то мере имеет и практическое значение, ибо помогает сориентироваться, в каких случаях ответственным за нарушения «финансового законодательства должно являться государство, а в каких — уполномоченные им органы.

Во второй главе настоящей работы отмечалось, что государство непосредственно является субъектом финансовых правоотношений в тех случаях, когда реализует свой суверенитет в области финансов или статус государства-собственника, т.е. казны. Причем нельзя забывать, что говорить о государстве как субъекте финансового правоотношения нужно, имея в виду Российскую Федерацию в целом и ее субъектов.

Собственно государство является субъектом следующих финансовых правоотношений:

а) по поводу рассмотрения и принятия бюджетов, а также отчетов об их исполнении (на федеральном и региональных уровнях);

б) по поводу установления и взимания налогов и сборов;

в) по поводу денежной эмиссии;

г) по поводу выделения бюджетных средств;

д) по поводу выпуска долговых обязательств Российской Федерации;

е) по поводу финансирования затрат на размещение, рефинансирование, выплату доходов и погашение долговых обязательств Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

ж) по поводу получения кредитов Правительством РФ у Центрального банка РФ, что имело место до 1996г.

В первых трех вышеназванных правоотношениях государство, реализует свои финансовые, в том числе фискальные, суверенные права. В правоотношениях по поводу выделения бюджетных средств — свой статус казны и, одновременно, суверенные права. В трех последних реализует (реализовало до 1996г.) исключительно свой статус собственника, т.е. казны.

Государство, будучи субъектом вышеназванных правоотношений, проявляется в лице определенных государственных органов. Именно через эти органы оно реализует свою финансовую дееспособность в этих правоотношениях. К их числу относятся: Федеральное Собрание РФ и представительные органы власти субъектов Российской Федерации; федеральное казначейство (Министерство финансов РФ) и финансовые управления на уровне субъектов Федерации; Министерство РФ по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет РФ и т.д. Во всех остальных финансовых правоотношениях обязательным субъектом является уполномоченный государством орган. Эти отношения весьма многообразны. Среди них:

а) отношения по поводу составления проекта бюджета и передачи его в представительный орган власти на рассмотрение;

б) отношения по поводу государственного финансового контроля;

в) отношения по поводу взимания госпошлины, предоставления отсрочек и освобождения от ее уплаты;

г) отношения по банковскому контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций;

д) отношения по кассовому и казначейскому исполнению бюджета и т.д.

Соответственно, к числу уполномоченных государством органов как субъектов этих правоотношений должны быть отнесены: Центральный банк РФ, суды, коммерческие банки, Правительство РФ, Минфин России, финансовые управления субъектов Федерации и т.д.

Кроме того, можно выделить правоотношения, где в качестве обязательного субъекта выступает муниципальное образование. Вих числе:

а) правоотношения по поводу формирования и исполнения местного бюджета;

б) правоотношения по поводу установления местных налогов и сборов;

в) правоотношения по поводу организации муниципальных займов и т.д.

Помимо всего отмеченного финансовые правоотношения могут быть подразделены исходя из особенностей их объекта на имущественные и неимущественные. Объектом имущественных правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д. В качестве объекта неимущественных правоотношений выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

Такая классификация не нова. На нее обращалось внимание Е.А. Ровинским в учебнике «Финансовое право», изданном в 1971г. Однако авторы учебника отождествляли эту классификацию правоотношений с их делением на материальные и процессуальные, с чем вряд ли можно согласиться. Во-первых, эти классификации построены по различным критериям: одна — по особенностям финансово-правовых норм, другая — по особенностям объекта финансового правоотношения. Во-вторых, неимущественные правоотношения шире процессуальных. Неимущественные правоотношения, имея (как и процессуальные) нематериальный объект, не являются, в отличие от процессуальных, исключительно той формой, в которой реализуются имущественные финансовые правоотношения. Неимущественные правоотношения не обязательно возникают на основе процессуальных финансово-правовых норм. Например, к неимущественным относится правоотношение’ по установлению представительным органом власти налогов и сборов. Однако оно не является процессуальным.

С учетом всего отмеченного имущественными финансовыми правоотношениями являются: отношения по уплате налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; отношения по бюджетному и внебюджетному финансированию; отношения по уплате неналоговых платежей и др. К неимущественным финансовым правоотношениям причисляются: отношения по бюджетному процессу; отношения по государственному финансовому контроля; отношения по поводу установления налогов и предоставления налоговых льгот и т.д.

Среди имущественных сегодня особо выделяются отношения по уплате налогов и сборов, урегулированные в Налоговом кодексе РФ. Они имеют, на наш взгляд, обязательственный характер, т.е. характеризуются рядом особых признаков, выделяющих их из других видов имущественных правоотношений. В связи с этим они будут рассмотрены специально в следующем параграфе данной главы.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. В этой связи они подразделяются на простые и сложные. Простые финансовые правоотношения характеризуются тем, что состоят из одного права и одной обязанности. В сложных финансовых правоотношениях существует несколько взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. Практическая значимость такой классификации заключается в том, чтобы способствовать процессу финансово-правового регулирования. В.Н. Протасов отмечает, «…что оценка некой совокупности правоотношений как целостности выводит наши представления на качественно иной уровень, предъявляет дополнительные требования к процессу регулирования данной правовой сферы. Издавая ту или иную норму, законодатель в этом случае должен следить за тем, чтобы она вписывалась в общую целостную нормативную основу».

Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях, сравнительно редко. Например, простым является правоотношение по поводу установления налогов. Здесь праву государства (в лице представительного органа власти) на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.

Сложные правоотношения преобладают. Их основные группы, к числу которых относятся межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному процессу, налоговые правоотношения были рассмотрены нами в параграфе об особенностях прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений.

В каждом структурно сложном финансовом правоотношении может быть выделено основное правоотношение и производные. Основное финансовое правоотношение создает, напомним, несущую конструкцию, на которой базируются все остальные (производные). Основное финансовое правоотношение в системе сложного — это, прежде всего, то, в рамках и с помощью которого осуществляется непосредственное движение денежных средств, т.е. собирание, распределение и использование государством. К их числу относятся: правоотношение по уплате налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; правоотношение по выделению трансфертов, дотаций и т.д. Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным может считаться то правоотношение, на котором строится вся структура (или часть) финансового процесса. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении в качестве основных могут быть выделены несколько правоотношений на различных стадиях бюджетного процесса, которые дают «завязку» всем остальным правоотношениям, возникающим на этих стадиях. Так, на стадии рассмотрения проекта бюджета в качестве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по поводу передачи проекта бюджета на рассмотрение в Государственную Думу.

Все остальные финансовые правоотношения в структуре сложных — являются производными, ибо способствуют реализации основных. Например, в налоговом правоотношении в качестве производных могут быть названы правоотношение по поводу предоставления налоговой отсрочки (рассрочки), по осуществлению камеральной налоговой проверки (в ходе реализации налогового правоотношения с длительным налоговым периодом). Ведь смысл налогового контроля заключается в том, чтобы обеспечить реализацию налогового обязательства в определенный срок и в причитающихся суммах. Болгарский ученый С. Кучев, исследуя систему финансового контроля, также подчеркивал, что правоотношения по финансовому контролю являются вторичными, производными от первичных финансово-правовых отношений, т.е. отношений по распределению и использованию общественного продукта и национального дохода. Фактически он также считает возможным деление финансовых правоотношений на основные и производные.

Финансовые правоотношения, так же как и административно-правовые, могут быть классифицированы по юридическому характеру взаимодействия их участников на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные финансово-правовые отношения существует между соподчиненными сторонами, а горизонтальные — между несоподчиненными.

Основная масса финансовых правоотношений — вертикальные. Это обусловлено тем, что финансовое право регулирует отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, являющиеся по своей природе управленческими, т.е. построенными по принципу «субъект — объект управления». Соподчиненность сторон в финансовом правоотношении имеет различный характер. Так, она может выражаться:

а) в праве представительного органа власти издавать акты, обязательные для исполнения организационно неподчиненной ему другой стороной правоотношения. Например, представительный орган государственной власти имеет право принять закон о налоге (устанавливать налог), обязательный для исполнения всеми теми субъектами, жизнедеятельность которых он затрагивает;

б) в праве представительного органа власти принимать правовые акты, обязательные для исполнительных органов власти как подотчетной ему стороны финансового правоотношения. Например, представительный орган власти принимает закон о бюджете, который должно исполнять Правительство РФ как подотчетный ему орган;

в) в праве представительных и исполнительных органов власти, а в ряде случаев и коммерческих банков, осуществлять финансовый контроль в отношении организационно неподчиненных объектов. Например, органы Министерства РФ по налогам и сборам контролируют уплату налогов организациями;

г) в праве субъектов исполнительной власти адресовать свои юридически властные волеизъявления другой организационно неподчиненной стороне финансового правоотношения. Например, налоговый орган вправе выставить предприятию требование об уплате налога;

д) в праве субъекта исполнительной власти адресовать свое юридически властное волеизъявление другой стороне, находящейся в организационном подчинении. Например, федеральный исполнительный орган власти вправе установить порядок распределения прибыли казенному предприятию, находящемуся в его подчинении.

Перечень видов соподчиненности сторон в финансовом правоотношении можно было бы продолжить. Однако, как и в административном праве, главная ее характеристика заключается в юридическом неравенстве сторон финансового правоотношения. Пожалуй, наиболее наглядно эта черта проявляется в том, что одни субъекты финансового правоотношения обладают юридически властными полномочиями в отношении других субъектов. Как уже отмечалось, это имеет место в силу того, в частности, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не одинаковую, а разную правоспособность. Государство, уполномоченный им орган или орган местного самоуправления реализуют в финансовом правоотношении свои суверенные права или компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода (правоспособность физического, юридического лица). Или же она реализует в ряде случаев компетенцию, которая по своему содержанию производна, направлена в определенной части на реализацию суверенитета или компетенции властной стороны финансового правоотношения.

В последние годы, как уже отмечалось, в финансовом праве стало появляться все больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор на предоставление налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Однако договорная форма не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений. Налоговый орган, предоставляя налоговый кредит, реализуют свою компетенцию, а организации, получающие эти кредиты, — правоспособность иного рода. Как результат этого налоговый орган всегда принимает управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту налогового кредита. Договор — это своего рода разъяснение к такому решению, где налоговый орган несколько конкретизирует обязанность предприятия в пределах того, что предусмотрено в законе. Отсюда договор в вышеназванных отношениях является лишь формой реализации властных полномочий налогового органа. Соответственно, договорные отношения в финансовом праве также являются отношениями вертикальными.

Горизонтальные финансовые правоотношения — явление достаточно редкое. Они возникают между юридически равноправными сторонами финансового правоотношения, реализующими одинаковую правоспособность. Например, до принятия Налогового кодекса РФ это были отношения между налоговым и финансовым органом по поводу согласования вопроса о возврате излишне взысканного налога.

Представляет научный интерес и классификация финансовых правоотношений на двусторонние и многосторонние.

Двусторонние финансовые правоотношения — это такие, реализация которых построена на изъявлении воли двумя сторонами правоотношения. Многосторонние реализуют волю более двух сторон правоотношения, каждая из которых выражает индивидуальную волю. Большинство финансовых правоотношений — двусторонние. В их числе правоотношения: по поводу финансового контроля, по поводу предоставления финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и т.д.); по поводу установления налогов и сборов; по поводу рассмотрения проекта бюджета и т.д. Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние отношения. Так, в правоотношении по бюджетному финансированию можно выделить, по крайней мере, четыре стороны: орган, исполняющий бюджет; главный распорядитель бюджетных средств; распорядитель бюджетных средств; бюджетное учреждение. Здесь воля каждой стороны абсолютна индивидуальна и направлена на действия, отличающиеся от действий другой стороны:

Отмечая существование в финансовом праве многосторонних отношений, очень важно различать такие понятия, как стороны финансового правоотношения и субъекты финансового правоотношения. Любая сторона финансового правоотношения может быть представлена несколькими субъектами. Однако отличительной чертой многосторонних финансовых правоотношений от двусторонних правоотношений с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двустороннем правоотношении все субъекты на одной стороне выражают единую волю. Так, ст.50 НК РФ допускает несколько преемников — в качестве должников по налоговому обязательству — при реорганизации предприятия. Однако данное правоотношение является двусторонним, несмотря на возможность участия в нем неограниченного круга субъектов.

Финансы и кредит / Финансовое право / 2.3 Финансовые правоотношения

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализуют содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности необходима правовая урегулированность этих отношений. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями, возникают на основе норм финансового права, а их участники находятся во взаимной связи через юридические права и обязанности. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Юридические права и обязанности обеспечивают получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам. Реализация прав и обязанностей гарантируется мерами государственного принуждения.

Финансовые правоотношения имеют следующие особенности:

1) финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

2) финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений и имеют публичный характер. Они возникают по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, например между государством и организациями в случаях уплаты налогов и сборов в бюджет, между государством и бюджетными учреждениями при получении бюджетных ассигнований, между бюджетами при оказании финансовой помощи бюджетам другого уровня;

3) одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган, муниципальное образование или соответствующий орган местного самоуправления. Это вызвано тем, что государство (муниципальное образование) осуществляет финансовую деятельность как само, так и через государственные (муниципальные) органы, которые наделены различными властными полномочиями в данной области. Они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. При этом государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений;

Для возникновения финансового правоотношения должны присутствовать все признаки, характеризующие финансовые правоотношения, в комплексе. Таким образом, финансовые правоотношения можно охарактеризовать, как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.

Все предписания государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются и уточняются в различных финансовых планах (бюджетах разного уровня, сметах и т.п.) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, финансовые правоотношения отличаются еще и тем, что имеют плановый характер. Договор в финан

совых правоотношениях применяется крайне редко, однако в отдельных случаях он присутствует (например, государственный или муниципальный контракт). Такой же характер имеют финансовые правоотношения на муниципальном уровне.

Финансовые правоотношения обладают следующими признаками:

· имеют публично-правовой характер – предполагают обязательное участие государственных (муниципальных) органов или субъектов, которым делегированы полномочия государственных (муниципальных органов);

· имеют, как правило, имущественный характер и облекаются в денежную форму;

· возникают на основании указания закона, а не по частной инициативе участников;

· являются преимущественно властеотношениями – имеют субординационный характер;

· решение финансово-правовых споров в административном или судебном порядке;

· при нарушении финансово-правовых норм ответственность наступает непосредственно перед государством (а не перед второй стороной правоотношений).

Финансовые правоотношения имеют своих субъектов и объектов, характеризуются особым содержанием (рис 2.5).

Для возникновения, изменения или прекращения финансовых правоотношений необходимо наличие четко определенных условий – юридических фактов.

В финансовых правоотношениях сами участники договариваться о юридических фактах не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными – не соответствующими им. В финансовых правоотношениях возможные действия их участников определены заранее государственными (муниципальными) законодательными и нормативными актами. При этом в рамках своих полномочий государственные и муниципальные органы власти обязаны и одновременно имеют право совершать юридические действия по выполнению указанных актов. Результатом данных действий может быть принятие других законодательных или нормативных актов, уточнение ранее утвержденных планов и программ, составление индивидуальных финансо

во-правовых актов. Все эти действия могут приводить либо к возникновению, либо к прекращению финансовых правоотношений.

Например, в соответствии с налоговым законодательством налоговые органы начисляют налог с имущества физических лиц, посылают извещение налогоплательщику о необходимости уплаты определенной суммы налога, что приводит к возникновению финансовых правоотношений. Другим примером может служить принятие на себя государственной организацией обязательства профинансировать определенные бюджетные расходы в соответствии с бюджетной росписью. Волеизъявление данной организации приводит к возникновению финансовых правоотношений между ней и, например, бюджетным учреждением, однако причиной такого действия являлась сводная бюджетная роспись, составленная вышестоящим органом власти. При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением санкций.

События – это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Финансово-правовые нормы учитывают влияние событий на возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, смерть гражданина, рождение детей, достижение определенного возраста влияют на налоговые правоотношения; стихийные бедствия, террористические акты и другие чрезвычайные ситуации оказывают влияние на налоговые, бюджетные и страховые правоотношения и т.д. При этом волеизъявление участников финансовых правоотношений не может влиять на выполнение ими установленных прав и обязанностей. Для изменения финансовых правоотношений и прекращения их необходимо принятие нормативного акта с указанием фактов и событий, вызвавших такое решение.

Прекращение финансовых правоотношений наступает в случаях:

· погашения финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

· смерти физического лица – налогоплательщика или получателя бюджетных средств;

· выполнения задания по государственным доходам по бюджету;

· использования выданных бюджетных ассигнований;

· осуществления компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

Механизм финансово-правового регулирования можно представить следующим образом (рис. 2.6).

Существует несколько видов классификации финансовых правоотношений (рис. 2.7):

· по содержанию (бюджетные, налоговые, валютные, контрольные, расчетные и т.д.);

· в зависимости от объекта правового регулирования и нормативной основы (материальные, процессуальные);

· в зависимости от выполняемых функций (регулятивные, охранительные).

Добавить комментарий