Фоноскопия

К новым видам специальных исследований, которые объективизируют оперативные данные и расширяют круг вещественных доказательств в уголовном судопроизводстве, относится криминалистическая фоноскопия, изучающая звуковые следы в целях идентификации и диагностики их источника, а также средств фиксации звуковых сигналов, записанных на магнитную или видеопленку либо другой носитель информации.

Термин «фоноскопия» происходит от греч. phone — звук и skopeo — смотрю, предложен польскими криминалистами.

Фонозаписи могут содержать сведения:

— о результатах осмотра места и предметов, связанных с событием преступления, причастных лицах (словесное описание обстановки, положения предметов, следов и вещественных доказательств);

— высказанные свидетелями и очевидцами происшествия предположения, версии и догадки; описание мер, принятых для раскрытия преступления по горячим следам;

— об опросе граждан, могущих дать ценную информацию о подготовке преступления, субъектах, его совершивших, примененных ими способах и т.д.

Данные, записанные на фонограмму и имеющие существенное значение для дела, используются для проверки выдвинутых версий, выбора путей раскрытия преступления и розыска скрывшегося преступника, отождествления источника звука, установления монтажа или изменения записи и др.

С физической точки зрения устная речь представляет собой акустический сигнал, который образуется в результате сложной анатомо-физиологической деятельности человека, включающей функционирование центральной нервной системы и речевого аппарата. Последний выполняет триединую функцию по образованию воздушного потока, голоса (фонация) и звуков речи (артикуляция). В процессе образования воздушного потока участвуют диафрагма, легкие, трахеи и бронхи, в фонации — гортань и голосовые связки, а в артикуляции — глотка, небная занавеска, ротовая и носовая полости, язык, губы и носоглотка.

В число основных биологических факторов человека, влияющих на особенности фонации, включают: строение тела, симметричность голосового аппарата, работу желез внутренней секреции и возраст. Так, железы внутренней секреции играют значительную роль в анатомическом строении гортани и, следовательно, в голосообразовании.

В течение всей жизни, человеческий голос претерпевает резкие превращения, связанные как с закономерностями биологического характера, так и со случайными факторами. При этом с возрастом меняются не только высота и интенсивность голоса, но и его тембр. Уже в детском возрасте, но особенно в период полового созревания изменяется строение гортани, преобразуя мальчишеский дискант или альт в мужской баритон или даже бас. У девочек в это время наблюдается переход детского дисканта или альта в женское сопрано или контральто. В пожилом возрасте, когда завершается процесс окостенения гортани, голос продолжает меняться вследствие уменьшения емкости легких, понижения их эластичности, сужения грудной клетки. Голос становится слабым, дребезжащим. Овладевая речью, человек учится управлять своим речевым аппаратом под воздействием названных факторов в соответствии с законами и правилами окружающей языковой среды. По мере формирования механизмов устной речи он пользуется всей системой речевых правил для изложения своих мыслей, все более автоматически подбирая грамматические и стилистические средства языка, логику высказывания. Постепенно вырабатывается определенный динамический стереотип, слагающийся из привычного повторения (в однотипных ситуациях) интонаций и фраз определенной конструкции. Изменение динамического речевого стереотипа так же сложно, как и его формирование, а потому требует значительного времени и усилий.

Криминалистическая фоноскопия – это отрасль криминалистической техники, разрабатывающая возможности исследования звуковой информации, её носителей и средств фиксации.

Объекты фоноскопии: фонограммы и технические средства записи и воспроизведения звуковых сигналов.

Задачи фоноскопии:идентификация лица, чей голос записан на фонограмме, определение социальных и физиологических характеристик говорящего, анализ фонограмм с целью определения условий их записи, аппаратуры, на которой они были записаны, выявление признаков монтажа фонограммы.

Основными органами, участвующими в формировании речи являются: центральная нервная система и речевой аппарат. Центральная нервная система ответственна за волевую и смысловую стороны речи. В речевом аппарате формируется воздушная среда (в этом участвуют диафрагма, лёгкие, трахея и бронхи).

Голос человека – это фонация (участвуют гортань и голосовые связки), а также, непосредственно, звуки речи – артикуляция (в ней участвуют нёбо, ротовая и носовая полости, нёбная занавеска, язык, губы и носоглотка).

Звуки речи образуются при колебании голосовых связок вследствие прохождения через них струи воздуха. В устной речи с течением времени возникает динамический стереотип, заключающийся в привычном повторении в определённых ситуациях определённых интонаций, речевых конструкций и т.д.

Изменения, происходящие в любых органах, ответственных за формирование речи, приводят и к изменению высота, тембра и иных показателей голоса. С возрастом высота голоса понижается, и, к старости, вследствие возрастных изменений, уменьшения ёмкости лёгких, уменьшения эластичности голосовых связок, голос становится дрибежжащим, глухим.

На голос человека также оказывают влияние и перенесённые им заболевания, курение, частое употребление спиртных напитков, а также, различного рода, обстоятельства внешней среды.

При фоноспокпических исследования для определения социально-физиологических характеристик человека, изучению подвергается как устная речь, так и голос. Голос изучается с точки зрения его высоты, тембра, громкости, дефектов речи и т.д.

По высоте и тембру голоса можно сделать предположение о поле человека, его росте, объёме грудной клетки. Замечена зависимость: как правило, чем ниже голос, тем выше человек, крупнее его телосложение и объём грудной клетки. Тембр и высота голоса могут также косвенно указывать на возраст говорящего. Дефекты в виде шипилявости и гнусавости в речи появляются при форезе и афазии.

Шипилявость– это отсутствие правильной артикуляции при произнесении звуков «С» и «З», чаще всего, вследствие дефекта в строении челюсти и зубов, либо недостатка слуха, который не позволяют контролировать свою речь.

Гнусавость– патологическое изменение тембра голоса и искажённое произнесение звуков речи, обычно обусловленное дефектами нёбно-глоточного затвора, искривлением носовой перегородки или образованием в носу полипов.

Фарез– это заболевание, при котором ослабляются двигательные функции речевого аппарата, затрудняющее артикуляцию отдельных звуков, в которых активную роль играет язык (н.р. звуки «Ч», «Р», «Ж» и др.).

Афазия– это заболевание некоторых участков головного мозга, влекущее расстройство речи, при котором может разрушаться сама структура слова, затруднён переход от одного слога к другому, очень заметен ограниченный запас слов, медленный темп речи, частые паузы. Эти признаки особенно чётко проявляются при волнении.

Немотивированная громкость речи может указывать на дефекты слуха человека, или на некоторые профессии, связанные с нахождением в звуковой среде повышенной громкости.

Устная речь человека несёт смысловую и личностную нагрузку. Смысловая нагрузка выражается в изложении определённых фактов. Она может использоваться для определения уровня развития говорящего, его взглядов, известной ему информации, что в дальнейшем может использоваться для вычленения определённой группы лиц. Категоричность суждений может свидетельствовать о молодом возрасте говорящего.

В устной речи могут быть упомянуты сведения автобиографического характера. В личностной информации анализируются уровень развития устной речи и её грамотность, а также, объём словарного запаса. Эти показатели могут свидетельствовать о возрасте, уровне культуры, образовании человека, наличии навыков публичных выступлений или профессий связанных с повышенным общением, социально-бытовых характеристиках говорящего.

Признаками высокого уровня развития речи будут логичность, последовательность и глубина изложения мыслей, использование разнообразных речевых средств, отсутствие слов-паразитов и т.д. Лица, обладающие богатым словарным запасом, выражают свои мысли более полно, последовательно, более точно подбирают слова при выражении своих мыслей для конкретных ситуаций, используют синонимы. Их речь убедительна и выразительна.

При бедном словарном запасе наблюдаются затруднения в детализации мысли, примитивность выражения мыслей, частые повторения, не совсем логичное использование слов, невыразительность речи.

Лексические признаки речи – это характерный для автора набор слов, выражений и иных языковых средств.

При изучении лексических признаков речи обращается внимание:

  • На слова категории рода;
  • Эмоционально-экспрессивные слова (мужчины и женщины выражают свои эмоции по-разному);
  • Слова-архаизмы или неологизмы (могут свидетельствовать о возрасте человека);
  • Диалект (слова, интонации, темп речи и иная речевая специфика, характерные для определённой территории). Для анализа территориальных диалектов необходимо использовать диалектологические атласы русского языка;
  • Акцент (особенности произношения на чужом языке);
  • Интонация (совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентного строя, и других просодических элементов речи). Интонация организует речь фонетически, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, выделения особо важных для говорящего слов, а также, экспрессивной и эмоциональной окраски;
  • Профессионализм (слова и выражения, свойственные лицам определённой профессии);
  • Жаргон (представляет собой условный язык определённой социальной группы, придающий словам иное значение, или вырабатывающий новые слова);
  • Использование вульгаризмов и ругательных слов (свидетельствует о низком образовательном, культурном, социальном уровне говорящего или об определённой среде общения);
  • Неправильное произнесение слов, использование просторечных выражений, слова-паразиты;
  • Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, обозначающих нечто единое по смыслу, пословицы, поговорки и т.д.). Могут указывать как на образовательный уровень говорящего, так и иметь территориальные особенности;
  • Иные языковые изобразительно-выразительные средства (метафора, ирония, аллегория, сравнение и т.д.). Могут свидетельствовать о культурном и образовательном уровне человека, наличии навыков публичных выступлений или иных коммуникативных навыков.

Стилистические признаки – это особенности использования риторических вопросов, акцентирования темпом речи, громкостью голоса, паузами и интонациями.

Они во многом зависят от ситуации произнесения устной речи и темы монолога. Они могут показать наличие или отсутствие навыков выступления перед аудиторией, а также, ораторских навыков.

Судебная фоноскопическая экспертиза речи:

Её сущность заключается в проведении исследования речевой информации, зафиксированной на фонограмме.

Предметы – факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования речевого сигнала, его содержания и свойств, обусловленных индивидуальными свойствами и функционально-динамическими навыками говорящего.

Целями являются установление вербального содержания речевого сигнала, идентификация и диагностика состояний и свойств личности по речи, установления целостности и связанности устного текста, его информативности, полноты отражения и т.д.

Данные экспертизы могут идентифицировать человека, голос которого записан на фонограмме, определить зафиксированы ли голоса одного или нескольких человек, сколько лиц принимало участие в разговоре, получить социально-физиологические данные о личности говорящего, определить состояние говорящего, выявить факт произнесения заученного или чтения письменного текста и т.д.

Судебная фонотехническая экспертиза:

Её сущность заключается в проведении, исследовании технических средств и приёмов, передачи, фиксации, хранения звуковой информации и её носителей.

Предметами являются факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования технологии изготовления и эксплуатации средств трансмиссии и звукозаписи, фиксация и хранение звуковой информации, закономерности механизма следообразования.

Она проводится в целях установления системы записи (механическая, оптическая, магнитная), способа (аналоговый, цифровой), оригинальности (записи от первоисточника, копирование, дублирование), выявление признаков монтажа и его способов. А также, в целях идентификации и диагностики устройств, используемых для снятия, передачи, фиксации и распространения звуковой информации, средств изготовления фонограмм, определения технического состояния средств звукозаписи и компонентов.

В ходе данной экспертизы могут быть определены профессиональный уровень лица, производившего звукозапись, давность изготовления фонограммы и т.д.

Судебная фоноскопическая экспертиза звуковой среды:

Её сущность состоит в исследовании не речевых, а иных акустических сигналов звукового диапазона частот, записанных на конкретном носителе.

Предмет – установление фактов и обстоятельств, связанных с источником природного происхождения и искусственным источником.

Задачи – установление акустической обстановки в процессе порождения и фиксации звукового сигнала, обстановки съёма и передачи акустической информации, установления факта обычности или необычности порождения звукового сигнала, а также, идентификация диагностики неречевого источника шума, определения акустических условий и обстоятельств изготовления звукозаписи.

Криминалистическая фоноскопия – это отрасль криминалистической техники, разрабатывающая возможности исследования звуковой информации, её носителей и средств фиксации.

Объекты фоноскопии: фонограммы и технические средства записи и воспроизведения звуковых сигналов.

Задачи фоноскопии: идентификация лица, чей голос записан на фонограмме, определение социальных и физиологических характеристик говорящего, анализ фонограмм с целью определения условий их записи, аппаратуры, на которой они были записаны, выявление признаков монтажа фонограммы.

Основными органами, участвующими в формировании речи являются: центральная нервная система и речевой аппарат. Центральная нервная система ответственна за волевую и смысловую стороны речи. В речевом аппарате формируется воздушная среда (в этом участвуют диафрагма, лёгкие, трахея и бронхи).

Голос человека – это фонация (участвуют гортань и голосовые связки), а также, непосредственно, звуки речи – артикуляция (в ней участвуют нёбо, ротовая и носовая полости, нёбная занавеска, язык, губы и носоглотка).

Звуки речи образуются при колебании голосовых связок вследствие прохождения через них струи воздуха. В устной речи с течением времени возникает динамический стереотип, заключающийся в привычном повторении в определённых ситуациях определённых интонаций, речевых конструкций и т.д.

Изменения, происходящие в любых органах, ответственных за формирование речи, приводят и к изменению высота, тембра и иных показателей голоса. С возрастом высота голоса понижается, и, к старости, вследствие возрастных изменений, уменьшения ёмкости лёгких, уменьшения эластичности голосовых связок, голос становится дрибежжащим, глухим.

На голос человека также оказывают влияние и перенесённые им заболевания, курение, частое употребление спиртных напитков, а также, различного рода, обстоятельства внешней среды.

При фоноспокпических исследования для определения социально-физиологических характеристик человека, изучению подвергается как устная речь, так и голос. Голос изучается с точки зрения его высоты, тембра, громкости, дефектов речи и т.д.

По высоте и тембру голоса можно сделать предположение о поле человека, его росте, объёме грудной клетки. Замечена зависимость: как правило, чем ниже голос, тем выше человек, крупнее его телосложение и объём грудной клетки. Тембр и высота голоса могут также косвенно указывать на возраст говорящего. Дефекты в виде шипилявости и гнусавости в речи появляются при форезе и афазии.

Шипилявость – это отсутствие правильной артикуляции при произнесении звуков «С» и «З», чаще всего, вследствие дефекта в строении челюсти и зубов, либо недостатка слуха, который не позволяют контролировать свою речь.

Гнусавость – патологическое изменение тембра голоса и искажённое произнесение звуков речи, обычно обусловленное дефектами нёбно-глоточного затвора, искривлением носовой перегородки или образованием в носу полипов.

Фарез – это заболевание, при котором ослабляются двигательные функции речевого аппарата, затрудняющее артикуляцию отдельных звуков, в которых активную роль играет язык (н.р. звуки «Ч», «Р», «Ж» и др.).

Афазия – это заболевание некоторых участков головного мозга, влекущее расстройство речи, при котором может разрушаться сама структура слова, затруднён переход от одного слога к другому, очень заметен ограниченный запас слов, медленный темп речи, частые паузы. Эти признаки особенно чётко проявляются при волнении.

Немотивированная громкость речи может указывать на дефекты слуха человека, или на некоторые профессии, связанные с нахождением в звуковой среде повышенной громкости.

Устная речь человека несёт смысловую и личностную нагрузку. Смысловая нагрузка выражается в изложении определённых фактов. Она может использоваться для определения уровня развития говорящего, его взглядов, известной ему информации, что в дальнейшем может использоваться для вычленения определённой группы лиц. Категоричность суждений может свидетельствовать о молодом возрасте говорящего.

В устной речи могут быть упомянуты сведения автобиографического характера. В личностной информации анализируются уровень развития устной речи и её грамотность, а также, объём словарного запаса. Эти показатели могут свидетельствовать о возрасте, уровне культуры, образовании человека, наличии навыков публичных выступлений или профессий связанных с повышенным общением, социально-бытовых характеристиках говорящего.

Признаками высокого уровня развития речи будут логичность, последовательность и глубина изложения мыслей, использование разнообразных речевых средств, отсутствие слов-паразитов и т.д. Лица, обладающие богатым словарным запасом, выражают свои мысли более полно, последовательно, более точно подбирают слова при выражении своих мыслей для конкретных ситуаций, используют синонимы. Их речь убедительна и выразительна.

При бедном словарном запасе наблюдаются затруднения в детализации мысли, примитивность выражения мыслей, частые повторения, не совсем логичное использование слов, невыразительность речи.

Лексические признаки речи – это характерный для автора набор слов, выражений и иных языковых средств.

При изучении лексических признаков речи обращается внимание:

На слова категории рода;

Эмоционально-экспрессивные слова (мужчины и женщины выражают свои эмоции по-разному);

Слова-архаизмы или неологизмы (могут свидетельствовать о возрасте человека);

Диалект (слова, интонации, темп речи и иная речевая специфика, характерные для определённой территории). Для анализа территориальных диалектов необходимо использовать диалектологические атласы русского языка;

Акцент (особенности произношения на чужом языке);

Интонация (совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентного строя, и других просодических элементов речи). Интонация организует речь фонетически, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, выделения особо важных для говорящего слов, а также, экспрессивной и эмоциональной окраски;

Профессионализм (слова и выражения, свойственные лицам определённой профессии);

Жаргон (представляет собой условный язык определённой социальной группы, придающий словам иное значение, или вырабатывающий новые слова);

Использование вульгаризмов и ругательных слов (свидетельствует о низком образовательном, культурном, социальном уровне говорящего или об определённой среде общения);

Неправильное произнесение слов, использование просторечных выражений, слова-паразиты;

Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, обозначающих нечто единое по смыслу, пословицы, поговорки и т.д.). Могут указывать как на образовательный уровень говорящего, так и иметь территориальные особенности;

Иные языковые изобразительно-выразительные средства (метафора, ирония, аллегория, сравнение и т.д.). Могут свидетельствовать о культурном и образовательном уровне человека, наличии навыков публичных выступлений или иных коммуникативных навыков.

Стилистические признаки – это особенности использования риторических вопросов, акцентирования темпом речи, громкостью голоса, паузами и интонациями.

Они во многом зависят от ситуации произнесения устной речи и темы монолога. Они могут показать наличие или отсутствие навыков выступления перед аудиторией, а также, ораторских навыков.

Судебная фоноскопическая экспертиза речи:

Её сущность заключается в проведении исследования речевой информации, зафиксированной на фонограмме.

Предметы – факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования речевого сигнала, его содержания и свойств, обусловленных индивидуальными свойствами и функционально-динамическими навыками говорящего.

Целями являются установление вербального содержания речевого сигнала, идентификация и диагностика состояний и свойств личности по речи, установления целостности и связанности устного текста, его информативности, полноты отражения и т.д.

Данные экспертизы могут идентифицировать человека, голос которого записан на фонограмме, определить зафиксированы ли голоса одного или нескольких человек, сколько лиц принимало участие в разговоре, получить социально-физиологические данные о личности говорящего, определить состояние говорящего, выявить факт произнесения заученного или чтения письменного текста и т.д.

Судебная фонотехническая экспертиза:

Её сущность заключается в проведении, исследовании технических средств и приёмов, передачи, фиксации, хранения звуковой информации и её носителей.

Предметами являются факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования технологии изготовления и эксплуатации средств трансмиссии и звукозаписи, фиксация и хранение звуковой информации, закономерности механизма следообразования.

Она проводится в целях установления системы записи (механическая, оптическая, магнитная), способа (аналоговый, цифровой), оригинальности (записи от первоисточника, копирование, дублирование), выявление признаков монтажа и его способов. А также, в целях идентификации и диагностики устройств, используемых для снятия, передачи, фиксации и распространения звуковой информации, средств изготовления фонограмм, определения технического состояния средств звукозаписи и компонентов.

В ходе данной экспертизы могут быть определены профессиональный уровень лица, производившего звукозапись, давность изготовления фонограммы и т.д.

Судебная фоноскопическая экспертиза звуковой среды:

Её сущность состоит в исследовании не речевых, а иных акустических сигналов звукового диапазона частот, записанных на конкретном носителе.

Предмет – установление фактов и обстоятельств, связанных с источником природного происхождения и искусственным источником.

Задачи – установление акустической обстановки в процессе порождения и фиксации звукового сигнала, обстановки съёма и передачи акустической информации, установления факта обычности или необычности порождения звукового сигнала, а также, идентификация диагностики неречевого источника шума, определения акустических условий и обстоятельств изготовления звукозаписи.

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 55

Основы фонологии

Криминалистическая фоноскопия — отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности формирования звуковой информации, ее отображения с помощью технических средств и разрабатывающая на этой основе эффективные приемы и методы ее использования в целях идентификации и диагностики источника звуков, а также средств фиксации звуковых сигналов, записанных на пленку, дискету либо другой современный носитель информации.

Объектами фоноскопического исследования являются различные фонограммы и технические средства, с помощью которых в настоящее время записываются или воспроизводятся звуковые сигналы (вплоть до мобильных телефонов). Значение фоноскопии в следственной и судебной практике за последнее время заметно возросло, поскольку письменные методы фиксации информации все чаще заменяются аудио- и видеозаписью, технические средства для осуществления которых становятся все более доступными. И как следствие, фонограммы все чаще фигурируют в материалах уголовных дел.

Фонограммы имеют существенное значение для дела, поскольку используются для проверки выдвинутых версий, выбора путей раскрытия преступления и розыска скрывшегося преступника, отождествления человека или иных источников звука, установления признаков монтажа и т.д. В практике расследования преступлений наиболее важную роль среди фоноскопических исследований (объектами которых могут быть любые источники звука) играют фонологические исследования (те, что связаны с изучением устной речи человека).

С точки зрения фонологии устная речь характеризуется множеством фонетических признаков, которые передают ее артикуляционные и акустические особенности: время, частоту, амплитуду, интенсивность, скорость, диапазон и пр. По своей физической природе она представляет акустический сигнал, образующийся в результате сложной анатомо-физиологической деятельности человека, включающей функционирование центральной нервной системы и речевого аппарата. Последний выполняет триединую функцию по образованию воздушной среды, голоса (фонация) и звуков речи (артикуляция). В процессе образования воздушной среды участвуют диафрагма, легкие, трахеи и бронхи, в фонации — гортань и голосовые связки, а в артикуляции — глотка, небная занавеска, ротовая и носовая полости, губы, язык и носоглотка.

Анатомические и физиологические особенности устной речи обусловлены строением гортани и голосовых связок, а также типом дыхания. Проходящая через голосовую щель воздушная струя приводит голосовые связки в колебательное движение, в результате чего образуется голос определенной высоты, силы и тембра.

В число основных биологических факторов человека, влияющих на особенности фонации, входят: строение тела, симметричность голосового аппарата, работа желез внутренней секреции, а также возраст. Начиная с крика новорожденного и кончая старческим брюзжанием, человеческий голос претерпевает ряд превращений, связанных как с изменениями биологического характера, так и со случайными факторами. При этом с возрастом меняются не только высота и интенсивность голоса, но и его тембр.

Уже в детском возрасте, но особенно в период полового созревания изменяется строение гортани, преобразуя мальчишеский дискант или альт в баритон или даже бас мужчины. У девочек в это время наблюдается переход детского дисканта или альта в женское сопрано или контральто. Поэтому железы внутренней секреции играют значительную роль в анатомическом строении гортани и, следовательно, в голосообразовании. В пожилом возрасте, когда завершается процесс окостенения гортани, голос продолжает меняться вследствие уменьшения емкости и эластичности легких, сужения грудной клетки. Голос становится слабым, дребезжащим, глухим.

Связь между устной речью и физическими характеристиками человека отражает зависимость речеобразующего аппарата и речевой деятельности от анатомии и физиологии. Так, люди с низким голосом имеют более высокий рост и объем грудной клетки.

Помимо указанных характеристик, обусловливающих индивидуальность человеческого голоса, велико значение и путей формирования навыков устной речи. Они складываются как из внутренних биологических факторов, заложенных в индивидууме генетически, так и из внешних. К последним обычно относят окружающую среду, заболевания, перенесенные человеком, полученное образование, воспитание и т.д.

Под воздействием названных факторов человек, овладевая речью, учится управлять своим речевым аппаратом в соответствии с законами и правилами окружающей языковой среды. По мере формирования механизмов устной речи он пользуется всей системой речевых правил для изложения своих мыслей, все более автоматически подбирая грамматические и стилистические средства языка, логику высказывания. Со временем вырабатывается определенный динамический стереотип, слагающийся из привычного повторения (в однотипных ситуациях) интонаций и фраз определенной конструкции. Изменение динамического речевого стереотипа так же сложно, как и его формирование, потому оно требует значительных затрат времени и усилий.

Информация о личных свойствах человека, содержащаяся в его устной речи, условно делится на смысловую и личностную. Первая — это совокупность сведений, имеющихся в устном сообщении. Она свидетельствует об общем интеллектуальном развитии говорящего, его взглядах, наличии у него специальных, в том числе профессиональных, познаний, а также о его осведомленности относительно событий, фактов или обстоятельств, известных ограниченному кругу лиц.

Личностная информация более значима. Будучи речевым выражением содержания и структуры устного высказывания, она отражает стиль, лексику, грамматический строй и логику последнего — именно те признаки, которые позволяют судить о физическом, психологическом и социальном образе личности, его половозрастных и конституционных характеристиках, анатомических особенностях речеобразующего тракта. Личностная информация отражает черты характера, образование, интеллект, диалектные особенности, складывающиеся в зависимости от географического района формирования речи, что позволяет диагностировать особенности личности говорящего.

Так, о половой принадлежности могут свидетельствовать слова категорий рода («твой — твоя», «позвонил — позвонила», «рад — рада» и т.д.). Кроме того, в разговоре женщины более эмоциональны, они привычно употребляют экспрессивно окрашенную лексику вроде «кошмар», «прикол», «жуть» и т.п. Мужчины чаще выражают свои эмоции, прибегая к иронии, грубым и даже бранным словам. Половую принадлежность говорившего можно определить и на основе анализа диапазона голоса по высоте основного тона и по тембру. Различия здесь обусловлены менее развитой брюшной и грудной мускулатурой, меньшим объемом легких и меньшей длиной голосовых связок у женщин.

Сведения о примерном возрасте говорившего можно почерпнуть из автобиографических упоминаний, малоизвестных сообщений или обстоятельств, которые имели место в прошлом, по использованию вышедших из активного употребления слов (оборотов) или новейших словечек и выражений. О молодом возрасте говорившего может свидетельствовать категоричность суждений по самым разным вопросам. Пожилые люди чаще более осторожны в высказываниях, имеют склонность давать советы и поучать собеседника.

Об образовании и культурном уровне человека можно судить исходя из использованного им словарного запаса, полноты и точности выражения мыслей, речевых оборотов, наличия в устной речи характерных лексических признаков, а также произношения.

Лексические признаки устной речи представляют собой совокупность слов, выражений и оборотов, употребляемых для изложения мыслей. Так, литературный стиль, наличие в речи профессиональных и технических терминов указывают на образованность и культурность человека. Люди с богатым словарным запасом обычно выражают свои мысли словами, емкими по значению и наиболее близкими к конкретной ситуации. Люди с бедным словарным запасом ограничиваются повторением одних и тех же слов и фраз, недостаточно выразительных и последовательных, а потому довольно примитивных.

Диагностические исследования фонограмм устной речи проводятся для определения некоторых анатомических и физиологических характеристик человека. Например, шепелявость и гнусавость речи свидетельствуют о таких заболеваниях нервной системы, как парез и афазия; по тембру голоса можно определить рост и объем грудной клетки говорившего.

Неправильная артикуляция при произнесении звуков «с» и «з» (шепелявость) чаще всего является следствием дефекта в строении челюстей и зубов либо недостатков слуха, не позволяющих контролировать собственную речь. Гнусавость — патологическое изменение тембра голоса с искажением произнесения звуков речи — обычно обусловлена искривлением носовой перегородки или образованием в носу полипов.

Парез — заболевание, приводящее к ослаблению двигательных функций речевого аппарата. При нем затрудняется артикуляция отдельных звуков, в которой активную роль играет язык: «ч», «р», «ш», «ж» и др. Афазия — сбой в работе некоторых участков головного мозга — влечет расстройство речи, когда разрушается сама структура слова, затруднен переход от одного слога к другому, темп речи медленный, часты паузы.

В последнее время вследствие роста уровня образования речь стала приближаться к нормам литературного языка. Однако в ней довольно часто наблюдаются особенности диалекта, который отражает речевую специфику определенной местности. Более того, человек, владеющий литературным языком, в состоянии стресса или эмоционального возбуждения проявляет признаки диалекта, характерного для местности, где он учился говорить или долго проживал. На этом основана экспертная диагностика места рождения или длительного проживания человека.

Термином «диалект» обозначаются местные речевые особенности языка, распространенного на некоторой территории. Диалекты различаются тем резче, чем дальше друг от друга находятся носители языка, в то время как в устной речи жителей смежных районов наблюдаются общие признаки бытующих там диалектов. Диалектные особенности говорящего включают лексику (слова, фразы), грамматические формы (склонения, спряжения, сочетания слов, фонетический строй и др.), а также просодические признаки (интонация, ударение, темп речи, акцент).

Особенности конкретного территориального диалекта наиболее ярко выражаются в лексике. Определенные слова одного диалекта не встречаются в других, в различных диалектах одинаковые слова употребляются в разном значении. Особенности территориальных диалектов проявляются также во фразеологии, грамматических формах и просодических признаках речи.

Наиболее устойчиво территориальные диалектные особенности проявляются в речи людей старшего поколения, безвыездно живущих в одной местности, причем у женщин они заметнее, чем у мужчин.

При определении профессии и других социальных характеристик человека основное значение имеют лексические признаки, фразеологические особенности устной речи и ее содержание, характеризующие ту или иную социальную группу людей.

При анализе лексических признаков и фразеологических особенностей устной речи необходимо учитывать, что в любой области человеческой деятельности есть словарный запас, который постепенно накапливается и видоизменяется. Так формируется своеобразная терминология, которая и обусловливает лексический состав (характерные слова и выражения) и фразеологические особенности речи людей одной профессии или одного рода занятий.

Социальные диалекты территориально не обособлены, поэтому в одной местности их может быть несколько. К разновидностям социального диалекта относятся профессионализмы и жаргон, или арготизмы (арго-засекреченный). Профессионализмы — это слова или обороты речи, свойственные лицам, объединенным по роду профессиональной деятельности. При анализе фонограмм следует обращать внимание не только на наличие профессионализмов, но и на точность их употребления.

Жаргон в прямом смысле этого слова представляет собой условный язык мошенников, воров, рэкетиров, проституток, наркоманов и др. Жаргонная лексика создается путем искусственного изменения существующих слов или их употребления со своеобразным значением, чтобы разговор был понятен только лицам определенного круга. Так, общеизвестные слова воры употребляют с иным значением: «лихорадка» — разбор дела в суде, «зелень» — доллары и т.п. Жаргонные слова и выражения получили в последнее время весьма широкое распространение среди населения, особенно в молодежной среде.

Родной язык говорившего устанавливается по акценту, т.е. особенностям произношения, свойственным говорящему не на родном языке. Так, белорусы, говорящие по-русски, вместо звука «я» нередко употребляют звук «а», («трапка», «зарадка» и т.п.), а казахи часто говорят «бапли» или «вапли» вместо «вафли», «быль» или «биль» вместо «был». О национальной принадлежности человека можно судить и на основе анализа интонаций. Интонация — это манера повышения или понижения тона голоса при произношении, отражающая какие-либо чувства говорящего. Посредством интонации регулируются сила звука и его мелодика, локализация и общая длительность пауз внутри фраз. Интонация конкретизирует манеру высказывания, придает ему определенную звуковую окраску, отражает особенности говора.

Интонация включает совокупность следующих элементов: мелодику (изменение основного тона голоса), паузы между словами и фразами, интенсивность произнесения отдельных слов в речевом потоке, темп речи и тембр голоса. По этим признакам различают более 20 видов интонации, например выражающей вопрос, восторг, удивление, призыв, страх, отвращение, гнев, радость, отрицание и т.д. Все эти виды интонации имеют в диалектах отклонения от норм, что в основном обусловлено характерными особенностями мелодики того или иного диалекта и своеобразием акцента, с которым произносятся некоторые слова и фразы. При анализе интонационных особенностей территориального диалекта необходимо пользоваться специальной литературой (диалектологическими атласами русского языка).

Любой национальный язык и каждый его диалект имеют свои интонационные особенности. Например, для русского языка свойственны некоторое повышение голоса в начале фразы, более или менее ровная по тону середина, значительное повышение голоса в конце повествовательной фразы и его легкое повышение в конце вопросительных фраз. Характерными чертами устной речи людей, не владеющих в совершенстве русским языком, являются интонационные особенности их родного языка, ошибочное построение фраз, неверные согласования.

Устная речь человека характеризуется фонетическими и лингвистическими признаками, которые, будучи индивидуальными и относительно неизменяемыми, дают возможность не только установить личные качества человека, чья речь записана на фонограмме, но и идентифицировать его. Фонетические признаки благодаря своей физической природе наряду с качественными имеют и количественные параметры, а потому поддаются изучению с помощью методов инструментального анализа. Они могут отображаться на спектрограммах, осциллограммах и др., оцениваться по результатам измерений, быть основой для однозначных выводов.

Фоноскопическая экспертиза

Фоноскопическая экспертиза исследует записи звуковой информации. Источниками последней могут быть человек, приборы и механизмы, животные и птицы, транспортные средства, производственные процессы и явления природы, преступное событие (выстрел, взрыв, крики), образующие в своей совокупности звуковую среду совершения преступления. Криминалистический анализ звуков, запечатленных на фонограмме, позволяет распознать и отождествить звуковые сигналы, установить вид и количество их источников, идентифицировать последние. При этом используются такие сложные технические комплексы, как акустические спектроанализаторы и синтезаторы, обычно сопряженные с компьютером.

Практический опыт идентификации людей по устной речи показывает, что среди выделяемых признаков есть такие, которые однозначно связаны с внешними характеристиками говорящего, другие отражают его внутренние параметры. Для анализа звучащей речи используется система языково-измерительных методов, когда просодическому и спектральному анализу предшествуют аудитивная и лингвистическая части — анализ на слух. Эти методы постоянно совершенствуются и позволяют уверенно отождествлять людей по совокупности индивидуализирующих признаков звучащей речи, составляющих устойчивый комплекс. В языково-измерительном подходе органично сочетаются лингвистические и инструментальные методы выделения и анализа идентификационных признаков звучащей речи. Наряду с измерением и математико-статистической интерпретацией ее физических параметров учитываются также психофизические, синтаксические, лексические, фонетические и другие особенности, а также патологии речи, голоса, слуха. Компьютеризация методов повышает надежность и сокращает продолжительность фоноскопической экспертизы.

Автоматизированные комплексы на базе компьютера позволяют получать объективную информацию при анализе устной речи, связанную с социальными характеристиками субъекта (образование, профессия, уровень культуры); эмоциональным состоянием (спокоен, возбужден, подавлен); регионом формирования устной речи (диалект, акцент); биологическими характеристиками (пол, возраст, рост); психофизиологическими особенностями (разные отклонения от нормы, возникающие при определенных заболеваниях) и способами произнесения речи (чтение, декламация, спокойная речь).

Такие комплексы позволяют судебному эксперту исследовать речевую информацию в диалоговом режиме. Они состоят из двух основных частей: аппаратурной (процессор, устройство ввода-вывода речевой информации, клавиатура управления, внутренняя и внешняя память) и программной (управление обработкой и анализом речевых сигналов, их описание и принятие решения). Конкретные алгоритмы диагностики дают возможность с достаточной надежностью определять черты внешности субъекта при анализе звукозаписей его устной речи. Подобные автоматизированные системы в сочетании с исследованием устной речи на слух, проводимым специалистами в области лингвистики, психологии, медицины, позволяют с высокой степенью надежности не только определить объективные характеристики диктора, но и идентифицировать его по голосу.

Суть исследования состоит в том, что речевой сигнал методами инструментального анализа преобразуется в спектрально-временные фигуры с помощью спектроанализаторов — звуковых спектрографов. Спектры речевых сигналов фиксируются на специальных бланках в координатах время — частота — интенсивность. В ходе исследования получают несколько видов спектрограмм, оптимально отражающих конкретные свойства речевых сигналов, взаимодополняющих друг друга и создающих полную картину структуры исследуемой устной речи.

Подготовка материалов для экспертного исследования фонограмм заключается в изъятии магнитных фонограмм и звукозаписывающих средств. Особенностью осмотра фонограмм является то, что выявлению и фиксации подлежат не только внешние признаки, но и содержание записи. Поэтому при составлении протокола осмотра фонограмма должна быть прослушана, а ее содержание дословно записано.

Образцы для сравнительного исследования необходимы при назначении идентификационных исследований. Прежде чем приступить к сбору образцов, следователь должен выяснить:

1) условия и обстановку, в которых получена исследуемая фонограмма; когда и в каком помещении произведена запись; если это было на открытом воздухе, то где, в какое время и при каких метеорологических условиях;

2) какая аппаратура была использована;

3) не применялись ли при записи дополнительные устройства.

Для получения образцов необходимо использовать (по возможности) ту же самую аппаратуру, на которой производилась подлежащая исследованию запись, соблюдать аналогичные условия. Если это невозможно, нужно принять меры к получению максимально качественной записи.

В ряде случаев имеющийся на фонограмме текст может быть использован для образца целиком, без изменений. Иногда необходимо готовить новый текст, для чего рекомендуется проанализировать первоначальный текст и выбрать из него наиболее характерные по звучанию слова и фразы. Из этих слов и их сочетаний с другими составляется экспериментальный текст. Общий объем его определяется с учетом пожеланий эксперта. Закончив подготовку текста и аппаратуры, выбрав место для получения образцов, следователь приступает к изготовлению экспериментальной фонограммы. После того как запись будет закончена, ее следует воспроизвести, убедиться, что она получилась доброкачественной, и отразить это в протоколе. В протоколе также должно быть указано: кто, где, когда, в чьем присутствии, у кого получил образцы, какая аппаратура была применена, тип ленты, скорость протяжки, место записи, а также начало и окончание экспериментального текста. Сам экспериментальный текст, заверенный подписями участников следственного действия, прилагается к протоколу.

Криминалистическое исследование средств и материалов звукозаписи относится к довольно новым видам экспертиз, где активно применяют кибернетические методы и устройства для отождествления источника звука и звукозаписывающего прибора (магнитофона, диктофона), дешифровки неразборчивых речевых и иных звуковых сигналов, установления различных изменений, умышленно внесенных либо образовавшихся вследствие эксплуатации фонограммы: перезаписи, монтажа, стирания, износа ленты и др.

Экспертизой звукозаписывающих средств возможно разрешение таких вопросов: каковы фирменное наименование и назначение данного звукозаписывающего устройства; каковы его технические характеристики; исправен ли данный звукозаписывающий аппарат; пригоден ли он для работы в определенных условиях.

Электроакустические исследования дают возможность установить закономерности отображения звуковой информации на магнитных носителях. На этой основе решаются идентификационные задачи относительно средств и материалов звукозаписи.

При назначении фоноскопических экспертиз могут быть поставлены следующие вопросы:

— не произнесен ли текст, зафиксированный на имеющейся фонограмме, лицом, образец голоса которого представлен?

— одним или разными лицами произнесена речь, записанная на фонограмме; сколько лиц принимало участие в разговоре?

— мужским или женским голосом произнесены отдельные части записанной речи?

— какие данные о личности говорящего можно получить путем анализа фонограммы (примерный возраст, родной язык, место рождения или преимущественного проживания, профессия и т.д.)?

— является ли записанная на фонограмме речь свободной, заученной ранее, произнесенной наизусть либо чтением письменного текста?

— голос одного человека или нескольких лиц записан на имеющихся магнитных лентах, пленках, дисках, какие части текста произнесены каждым из них?

— не являются ли сигналы, зафиксированные на фонограмме, звуками, исходившими от конкретного источника?

— какой звукозаписывающий аппарат использовался при изготовлении фонограммы?

— на одном или разных аппаратах записаны фонограммы, интересующие следствие?

— не была ли записана фонограмма на представленном аппарате?

— какова давность изготовления фонограммы?

— какова характеристика помещения, где производилась звукозапись?

— является ли представленная на исследование фонограмма оригиналом или копией?

— нет ли на данной фонограмме признаков каких-либо изменений ее первоначального состояния, каков их характер?

— могут ли выявленные изменения образоваться в процессе обычной эксплуатации фонограммы или они являются следствием преднамеренных действий?

— есть ли возможность восстановить первоначальное содержание поврежденной фонограммы, каково оно?

Добавить комментарий