Форма государственного правления при которой

Формы правления «определяют системы организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании» (https://ru.wikipedia.org/wiki/). Это одна из основных характеристик государственного строя, или формы государства наряду с типом государственного устройства и политическим режимом.

Выделяют две формы правления: республиканскую и монархическую. Монархию почти всегда определяют как форму правления, при которой глава государства (монарх) получает и передаёт свой пост пожизненно и по наследству и не несёт ответственности перед населением страны. При республиканском правлении глава государства и высшие органы избираются на определённый срок полномочий либо формируются представительными учреждениями (парламентами).

Однако в обоих случаях бывают единичные исключения:

  • не все монархи наследуют свой пост. И в настоящем и в прошлом есть примеры, когда монарх был лицом выборным. Ранее выбирали хана Золотой Орды и короля Польши. Сегодня выборы происходят в Малайзии, Ватикане и Объединённых Арабских Эмиратах. В ОАЭ и в Малайзии монарха избирают главы субъектов. Сам термин «наследование» неоднозначен: например, в мусульманских странах (Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте и др.) монархом управляет семейный совет, он назначает и может снимать правителя с поста. В Свазиленде монарха выбирает племенной совет;
  • существуют республики, в которых власть по факту переходит по наследству (Азербайджан, Северная Корея);
  • не все монархи остаются на посту пожизненно, в Арабских Эмиратах и Малайзии срок их службы ограничен пятью годами;
  • пожизненно правят многие президенты республик. В Туркменистане и Северной Корее своих лидеров объявили «вечными», югославский президент Броз Тито, многие президенты африканских и азиатских республик: ЦАР (Бокасса), Уганды, Индонезии, Экваториальной Гвинеи, Туниса и др. тоже правят всю жизнь.

Исторически число форм правления было больше, к монархическим (монократиям) и республиканским (демократиям, сейчас этот термин обозначает не форму правления, а форму государственного режима) добавлялась олигархическая (аристократия) — например, период Семибоярщины в русской истории (1610–1612). Позже благодаря сходности черт олигархическая форма слилась с монархической, и сейчас её не выделяют, но на практике она существует в США и России.

Источник и носитель власти

Для понимания различий между двумя существующими формами правления важно различать понятия «источник власти» и «носитель власти».

Источник власти — это организация, которая имеет право управлять государством, выбирая носителя власти и контролируя его. Носитель власти — это институт, который на практике занимается государственным управлением. Форма правления определяет источник и носителя власти в государстве.

Монархические формы правления

В монархиях источником власти чаще является монарх. Он передаёт власть носителю — себе или выборным органам власти. Редко, но источником власти в монархии могут быть несколько человек (Андорра, Свазиленд). В монархической форме правления обычно выделяют 3 типа:

  • абсолютная монархия. Монарх является как источником, так и носителем власти. Все институты власти ответственны перед ним, а то и напрямую подчиняются ему, они чаще наделены лишь совещательными и исполнительскими полномочиями. Абсолютная монархия сохранилась в странах Персидского залива (их шесть: Бруней, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ), богатых нефтью, где население зажиточно и поэтому его не заботит отсутствие политических прав и свобод;
  • дуалистическая монархия (Марокко, Тонга, Иордания). Монарх выполняет функцию носителя власти, передаёт себе функции главы исполнительной власти, другую часть правления перекладывает на выборные органы — парламент, являющийся законодательным органом;
  • ограниченная монархия (Швеция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Япония, Испания). Монарх остаётся формально источником власти («царствует, но не правит»), реальную власть он передаёт выборным органам — парламенту. Роль монарха в этих странах преимущественно представительно-церемониальная. Часто этот тип называют конституционной монархией, из которого можно сделать неверный вывод, что это такие монархии, у которых есть конституция. На самом деле у Великобритании нет конституции, а в Саудовской Аравии и Кувейта она есть и закрепляет абсолютную власть монарха.

Монархические формы правления

Возникли монархии в древности (Древний Египет, Китай, Месопотамия, Древний Рим в период империи), наибольшее распространение получили в Средние века и в Новое время. Число монархий в мире остаётся стабильным, так как это своего рода пережиток прошлого. Но были недавние случаи возрождения этой формы правления, например, в Испании она была свергнута в 1931 г. и восстановлена в 1975 г. В Камбодже после трёхлетнего перерыва королём снова стал прежний монарх Нородом Сианук. Противоположный случай — упразднение монархии — в Непале в 2008 году. На 2020 год к монархиям относятся:

Великобритания возглавляет созданное ещё в 1931 году (позже переименованное и организационно преобразованное) Содружество, в состав которого входит 53 государства, большая их часть ранее была владениями английской короны. Теперь это независимые государства (по форме правления — республики), формально признающие власть королевы Великобритании. Несколько членов Содружества не были зависимыми территориями: Самоа, Камерун, Папуа — Новая Гвинея, Мозамбик, Науру, Руанда.

Суммарная площадь территории современного Содружества составляет более 30 млн. км², численность населения примерно равна 2,3 млрд. человек. Шестнадцать государств-членов Содружества признают королеву Великобритании своей главой, их форма правления носит название «государство в составе Содружества». Остальные являются республиками, например, Индия, Тринидад и Тобаго, Гана, Бангладеш, Пакистан, Кения, Нигерия, Малави.

Полный титул королевы Великобритании Елизаветы II, которая правит уже почти 66 лет, звучит так: Милостью Божией королева Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей владений и территорий, глава Содружества наций, хранительница веры, суверен британских рыцарских орденов. Она имеет право создавать и распускать парламент, назначать и смещать премьер-министра, утверждать законы, принятые парламентом, возводить в пэры королевства, объявлять помилование, жаловать награды. Во всех этих акциях она пользуется советами правительства и парламента. С 1707 года не было ни одного случая наложения вето на закон, принятый парламентом.

Однако, хотя титул многих монархов выглядит пустой формальностью, в истории были случаи, когда в трудное для страны время люди объединялись вокруг них. Так объединялось движение Сопротивления во время Второй мировой войны в некоторых странах Европы.

Яркий пример абсолютной монархии — Султанат Оман. Там с 1970 до смерти в 2020 году правил султан Кабус. Он являлся главой государства и выполнял функции премьер-министра, министра обороны, иностранных дел, финансов, главнокомандующего вооружёнными силами. В настоящее время его сменил двоюродный брат Хейсам бен Тарик Аль Саид. Конституции в Омане нет.

Республиканские формы правления

Все остальные страны мира являются республиками. В них источником власти считается народ, который передаёт полномочия выборным органам — носителям власти. В них в той или иной степени реализовано народовластие — демократия. Носителем власти может стать и монарх (в Великом Новгороде вече приглашало князя), и президент, и парламент.

Возникли республики ещё в древности (Древняя Греция, Древний Рим в республиканский период его развития, с XIII в. республикой является мини-государство Сан-Марино), наибольшее распространение получили в эпоху нового и новейшего времени. В процессе распада колониальной системы большая часть стран приняли республиканскую форму правления. В одной только Африке, до Второй мировой войны бывшей колониальным материком, образовалось более 50 республик.

После распада СССР, Чехословакии и СФРЮ число республик в мире приблизилось к 150. Законодательная власть при республике чаще принадлежит избираемому народом парламенту, исполнительная — правительству. При этом различают парламентскую (парламентарную), президентскую и смешанные республики. В президентских республиках президент является главой государства, а часто и правительства. Он наделён большими полномочиями. Большая часть республик мира — президентские, самые яркие представители — США, бывшие страны СНГ (их ещё называют суперпрезидентскими, так как конституция даёт им огромные права). Президент и парламент в них избираются народом и выступают от него.

Республиканские формы правления

Парламентские республики особенно характерны для зарубежной Европы (ФРГ), есть они и в Азии (Индия, Китай). В них президент назначается парламентом, его роль в государстве скорее представительская, а не управленческая. По сути правит страной парламент, которому подчиняется правительство. Таковыми являются большинство развитых стран Европы. Существуют парламентские республики, в которых президент избирается парламентом и возглавляет правительство. К таким государствам относятся Швейцария, Южно-Африканская Республика, Ботсвана, Мьянма, Суринам и многочисленные малые государства.

В республиках со смешанным правлением правительство несёт ответственность как перед парламентом, так и перед президентом. Президент не является главой правительства. К странам с такой формой правления относят Румынию, Россию и Францию.

При демократии каждый гражданин страны не только может участвовать в выборах, но и сам может быть избранным во властные структуры. Важным принципом демократии является наличие трёх неформальных ветвей власти в стране:

  • законодательной (парламент);
  • исполнительная (кабинет министров). Она управляет страной на основе законов, принятых парламентом;
  • судебной (конституционные суды) — контролируют выполнение и соответствие законов конституции.

Теократические государства

Образуют особую группу и могут быть как республиками, так и монархиями. Одни учёные считают теократию особой формой правления, другие видят в ней подтип абсолютной монархии. При теократии главой государства является глава церковной власти. Бесспорной теократией является абсолютная монархия Ватикан. Современный Иран причисляют к республикам-теократиям. При формальном подходе теократиями можно считать Великобританию, Швецию, Норвегию и Данию, так как там глава государства является и главой церкви.

К теократическим государствам из числа монархий относят: Иорданию, Бруней, Ватикан, Марокко, Саудовскую Аравию; из республик: Судан, Иран, Пакистан, Йемен. Жизнь этих стран зависит от религиозных традиций и учений. Теократия — это не форма правления, а характеристика стран по форме общественно-религиозного устройства. Встречаются 3 схемы отношений между светской и церковной властью:

  • когда церковная и светская власти разделены, и государство является светским и мультирелигиозным. Таковыми являются большинство государств мира, например Россия и США;
  • когда светская власть подчиняется церковной (теократия). Для них характерно наличие одной государственной религии;
  • когда церковная власть подчиняется светской. Государство называют светско-церковным. Для них также характерно наличие государственной религии, над которой светская власть осуществляет патронаж. Примеры: Испания (католицизм), Великобритания (англиканская церковь), Греция, Болгария (православие), Дания (лютеранство), Катар, Саудовская Аравия, Оман (ислам), Израиль (иудаизм) и др. Однако наличие государственной религии не означает запрет на другие религии, наряду с государственной существуют и негосударственные религии (свобода совести).

С. Н. Раковский, сравнивая монархическую и республиканскую формы правления, обратил внимание на условность мнения, что власть республики всегда демократичнее, чем монархии. Чтобы отказаться от абсолютизма этого тезиса, достаточно сравнить европейские монархии и республики Африки, Азии и СНГ.

Исторические титулы государств

Форму государственного правления нужно отличать от титула государства. Особенно интересны титулы монархий, в них иногда отражается не только форма правления, но и историческое название титула монарха. Сегодня эти титулы формальны, а в прошлом они давали представление о положении государства в иерархии монархий. При анализе названия монархического государства необходимо быть внимательным с его переводом. Так, принцество (principality) на русский язык обычно переводится как княжество, а маликство — как королевство.

Титул императора сохранился только у японского монарха. Помимо типичных для Европы королевств с эпохи феодальной раздробленности на политической карте сохранялись и суверенные образования формально иерархически более низкого уровня — принцества, герцогства, княжества и графства. Некоторые из них (Лихтенштейн, Монако, Люксембург) сохранились до сих пор. Формально называет себя принцеством и Андорра, однако в данном случае это название говорит не о внутренней структуре, а о внешней зависимости страны (кондоминиумной Франции и Испании).

Западноевропейская система титулов сопоставима с арабо-мусульманской, только если в Европе отправным стал титул Римской империи, то на Ближнем Востоке таким был статус Арабского халифата. После формирования Османской империи её лидеры переняли титул главы старого образования, и турецкое государство было халифатом до XX в. С тех пор единый халифат остаётся лишь мечтой некоторых мусульман. Возникшие в частях арабского и османского халифатов, мусульманские королевства носят титул маликств (Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия, Марокко). Как и в Европе, в мусульманском мире были феодальные образования субнационального уровня — султанаты, эмираты и шейхства. Некоторые из них получили суверенитет и сохраняются на современной политической карте мира либо в качестве отдельных государств (султанаты Бруней и Оман, эмираты Катар и Кувейт), либо в составе союзных федераций (султанаты Малайзии, эмираты ОАЭ).

Еще один титул имперского уровня, сохранявшийся до недавнего прошлого — шахиншахство — был до исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. Он восходит к эпохе древнеперсидского государства и равнозначен титулу падишахства, который носило Могольское государство в Индии до британской колонизации. В составе государств с персидской системой были также феодальные образования субнационального уровня — сатрапии, шахства, эялеты и др., но до наших дней суверенные образования с такими титулами не сохранились. В прошлом остались также русско-славянская (Великое княжество Киевское, Болгарское царство) и тюркско-монгольская системы (Хазарский каганат, Золотая Орда или Улус Джучи, Хивинское ханство, Казахские жузы).

Титулы республик не отличаются такой пестротой, однако и они иногда отражают политическую эволюцию государства, чаще всего его идеологическую ориентацию. Можно выделить следующие повторяющиеся расширительные названия республик:

Существовали попытки предложить альтернативный монархическому или республиканскому титул государства. Так, Ливия времен М. Каддафи именовалась джамахирией, а Гайана называется Кооперативной Республикой. В обоих случаях такие титулы должны подчеркнуть реализацию в политических системах этих стран альтернативной модели государственного устройства.

Форма правления — это элемент государства, отражающий взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношение с населением.

По форме правления различают монархию и республику.

Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.

Признаки монархии:

1) единоличный характер власти;

2) власть передается по наследству;

3) пожизненное осуществление властных полномочий;

4) не зависит от воли населения;

5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.

Монархия была преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монарх обычно являлся крупнейшим феодалом.

Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.

Республика — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным;

2) власть не передается по наследству, а является выборной;

3) глава государства несет ответственность за принимаемые решения;

4) осуществляет свои полномочия в течении определенного срока.

Республики существовали в рабовладельческих государствах в двух разновидностях – демократической (Афины) и аристократической (Спарта) . В феодальных государствах носил городской характер (Новгородская республика).

На данный момент республика преобладающая форма правления.

Республики различают на :

· Президентская республика

· Парламентская республика

· Смешанная республика

Монокрастические власть главы государства не ограничена, выборы носят ритуальный характер (тропическая Африка).

Советская не признает принцип разделения властей.

Добавить комментарий