Форма правления и виды

Шрифт 7

Билет 13 вопрос 1 Организация власти и социальные нормы первобытного общества.

СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

Билет 13 2вопрос Формы правления: Понятия и виды.

Форма правления– организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления:1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

а) наличие единоличного главы государства;

б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная(неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная(ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

– парламентская– власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая– вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики:

а) формально–юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

а) президентская– власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская– всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

Билет 14 вопрос 1 Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему — скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12-тыс. лет назад и продолжался у разных народов — несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять скачала «мягкие» цветные металлы — медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации.8

С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской концепцией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров.9

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV—III тысячелетии до н.э. земледелия, дававшего в районах Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I-II вв. до н.э. и I тысячелетии н.э. были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев (I-II вв. до н.э. — I тысячелетие н.э.).

С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитическая революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижении материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры.10

Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло «первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».11

Здесь, однако, требуется уточнение. Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых, общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен12. Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.

Тем не менее общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в том числе классовой, дифференциации, к имущественному расслоению населения на богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты, остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям. Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) деление на свободных и рабов стало основным. В I тысячелетии н.э. в Европе разложение родового строя вело к возникновению феодальной формации.

Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который привел к замене матриархата патриархатом. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем. родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства. народов она. состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства — скота, орудий земледелия и продуктов нового производства — становится основной работник — пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе — старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца — к старшему сыну по праву первородства (у славян — к старшине, с согласия всех сыновей)13. Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе.

Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровно-родственной связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода. «Чужаки» могли пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровнородственные связи. Между тем интересы «пришлого» населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но в отличие от рода семья являлась собственником своего имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая). Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общественной собственностью, существовавшей в родовой общине.

Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племенами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила и для защиты собственных интересов племен.

В рассматриваемый период активизируются процессы миграции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска Параллельно происходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских «царей». Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую на передачу по наследству, на приоритет перед народным собранием, к тому времени превратившимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров, скифов), верховного судьи.

Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это, в свою очередь вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоам ерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ, в ряде случаев не только способствовали формированию классов или стратификации общества, но и инициировали эти процессы.

Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой «тотем» (своего «идола»). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти «царей», базилевсов, верховных (часто — военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем — пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразования первобытно-общинного строя в цивилизованные общества .и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и -причины возникновения государства. К числу последних следует отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации населения, а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.

Форма правления — это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.
Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная)
МОНАРХИИ бывают ограниченные (конституционные) и неограниченные (абсолютные).
Признаки абсолютной монархии кратко:
•монополия на власть со стороны монарха;
•концентрация в руках монарха всех ветвей власти;
•отсутствие каких-либо представительных учреждений, ограничивающих власть монарха;
•правительство и министров назначает сам монарх;
•отсутствие какой либо ответственности монарха за то, как он управляет страной.
Конституционные монархии бывают двух видов: дуалистические и парламентские.
1. Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (в настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко).
Признаки дуалистической монархии кратко:
• наряду с монархом существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями;
•исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство;
•монарх не законодательствует, но наделен правом вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.
Дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. В настоящее .
2. Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, при которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция, Бельгия, Норвегия, Нидерланды и др.).
Признаки парламентской монархии
•власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;
•правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;
•исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;
•правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;
•законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.
Республика — такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Признаки республики:
• верховная власть осуществляется выборными органами;
• источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;
• срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);
• использование институтов демократии в разнообразных формах;
• юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.
РЕСПУБЛИКИ бывают парламентские, президентские, смешанные.
Признаки президентской республики:
•соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;
•выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;
•президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.
К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.
Достоинство — стабильность и большая эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.
Недостаток — чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента и как результат возможность злоупотребления ею.
Признаки парламентской республики:
•верховная власть принадлежит парламенту;
•президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;
•правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;
•объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.
Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.
Достоинство — более демократична по своей сущности, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом.
Недостаток — при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90х годов правительство менялось почти ежегодно.

Признаки смешанной республики:
• наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом.
•правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом.
Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария и др.).

Форма правления государства

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.

«Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие». Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам. Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко.

Другая разновидность ограниченной монархии — парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям и выполняет в современном обществе интегративную и стабилизирующую роль. Показателен в данном отношении пример Испании, где после 40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;

3) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;

4) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма.

Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

В настоящее время республиканская форма правления — самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления — президентскую и парламентарную республики.

Президентская республика имеет особенности:

1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;

3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся:

1) верховная власть принадлежит парламенту;

2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.

Парламентарная республика характеризуется сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.

Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недостатки.

К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основной же недостаток президентской республики — чрезмерная концентрация власти в руках одного лица — президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом — парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х годов правительство менялось почти ежегодно.

Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик. Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики — повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария и др.).

Вместе с тем некоторые республики превращаются в «монархические». Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР.

В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.

Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист И. А. Ильин (1883–1954) писал по этому поводу: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным». Что касается современной России, то по форме правления она представляет собой президентскую республику с сильной исполнительной властью. Это подтверждается, во-первых, увеличением срока президентских полномочий с четырех до шести лет; во-вторых, главы регионов ныне не избираются непосредственно населением путем прямых выборов, а назначаются парламентами субъектов Федерации по представлению Президента РФ; в-третьих, он же назначает всех руководителей в системе МВД РФ, а также в системе регионов.

Наличие сильной исполнительной власти подтверждается полномочиями главы Правительства РФ, который:

1) руководит Правительством РФ и организует его работу;

2) обеспечивает функционирование системы федеральных органов исполнительной власти;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в масштабе страны.

В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархи (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Форма правления — это организация верховной власти, ха­рактеризуемая ее формальным источником и принципами вза­имоотношений между высшими (центральными) органами го­сударственной власти (глава государства, парламент, правитель­ство) и населением.

Форма правления характеризует порядок орга­низации государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, отвечает на вопрос о том, как организована госу­дарственная власть, какие органы ее осуществляют и каковы принципы взаимоотношений между ними.

Главным, определяющим признаком формы правления являет­ся правовой статус главы государства (выборный и сменяемый — в республике, наследственный – в монархическом государстве).

Для современных государств характерны две формы правле­ния: монархия и республика.

Монархия(от греч. monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государ­ства — монарха (короля, царя, султана, шаха, императора и т.д.).

Власть главы государ­ства (монарха) считается непроизводной от какой-либо другой власти, какого-либо другого органа или избирателей. Сам мо­нарх формально считается источником государственной власти (властвует по собственному праву и занимает престол в порядке престолонаследия, как правило, пожизненно).

Монархии существуют во многих развитых государствах (Ве­ликобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерлан­ды, Люксембург, Монако, Япония).

Монархии подразделяются на аб­солютные и ограниченные (конституционные) монархии.

Абсолютная монархия- разновидность монархической фор­мы правления, характеризующаяся юридическим и фактиче­ским сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духов­ной (религиозной) власти в руках монарха.

Власть монарха ни­чем не ограничена (отсутствуют конституция, парламент и какой-либо другой представительный орган). Законы издаются монархом.

В настоящее время в мире сохраняются абсолютные монар­хии в Бахрейне, Брунее, Катаре, ОАЭ, Омане, Саудовской Ара­вии. В некоторых странах сделаны первые шаги по переходу к конституционной монар­хии. В частности, в ОАЭ (в 1971 г.), в Катаре (в 1972 г.) были приняты конституции, а в Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущен­ные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного ха­рактера этих восточных монархий. В Саудовской Аравии госу­дарственная власть короля дополняется религиозной.

Ограниченная (конституционная) монархия — особая разно­видность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена нормами конституции, имеется выборный законодательный орган — парламент и формально независимые суды.

Конституционная монархия впервые возникла в Великоб­ритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции.

В зависимости от степени ограничения власти монарха конституционные монархии разделяются на ду­алистическую, парламентарнуюивыборную.

Дуалистическая монархия — переходная форма правления, при которой полномочия главы государства ограничены в не­значительной степени; власть разделена между монархом и пар­ламентом.

Существует как бы двойственность власти. Монарх сосредоточивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадле­жит парламенту. При этом монарх обладает широкими полно­мочиями налагать абсолютное вето на парламентские законы.

Современная дуалистическая монархия близка к абсолют­ной и характерна для стран с сильными пережитками феодализ­ма (к ним можно отнести Кувейт, Марокко, Иорданию).

Парламентарная монархия представляет собой гораздо более демократическую форму правления, при которой отсутствует какой-либо дуализм.

Права монарха ограничены во всех сферах осуществления государственной власти, реальными полномочи­ями по осуществлению государственного управления, проведе­нию самостоятельной внешней и внутренней политики он не обладает. Все исходящие от него акты нуждаются в одобрении правительства или отдельных ми­нистров (так называемый институт контрасигнатуры).

Парламенту по конституционным нормам принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Правительство форми­руется парламентом и ответственно перед ним. Его главой становится лидер парламентского большинства.

Эта государственная форма распространена в совре­менных условиях и существует, например, в Бельгии, Испании, Норвегии.

Особая разновидность монархии — выборная (или избиратель­ная), сочетающая элементы монархии и республики.

Такая мо­нархия существует ныне в Малайзии, Бутане. Например, в Федерации Малайзия главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов (султанатов), входящих в эту федерацию.

Республика(от лат. respublica, res — дело, publicus — обще­ственный) — форма правления, при которой все высшие орга­ны государственной власти либо избираются, либо формируют­ся общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают значительными правами и свободами.

Отличительным признаком является наличие из­бираемого на определенный срок главы государства — президента, власть которого юридически производна от представи­тельного органа или избирателей. В настоящее время примерно две трети современных госу­дарств являются республиками.

В рамках республиканской формы правления принято раз­личать президентскую, парламентскую республики и республи­ки смешанного типа (полупрезидентские, гибридные).

Особой разновидностью республики является так называемая советская республика, олицетворением которой был СССР.

Родина президентской республики — Соединенные Штаты Америки. Ныне эта форма правления получает широкое рас­пространение (Венесуэла, Мексика, Бразилия, большинство государств Тропической Африки, Казахстан и др.).

В современном мире существует несколько моделей прези­дентской республики. Согласно классической модели(США)пре­зидент формирует с согласия верхней палаты парламента (сена­та) администрацию, члены которой несут политическую ответ­ственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить главу госу­дарства только в порядке импичмента, что бывает чрезвычайно редко.

Для латиноамериканских президентских республикхарактерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской от­ветственности отдельных членов президентского кабинета (Ко­ста-Рика, Уругвай).

Для президентских республик постсоветских государств(Бела­русь, Казахстан, Узбекистан) характерно существование органа исполнительной власти — правительства, возглавляемого президентом, а также наличие так называемого административного премьер-министра. В отдельных случаях президент может фор­мально не являться главой исполнительной власти, но прави­тельство при этом ответственно только перед ним (Кыргызстан).

Встречаются также случаи коллективной парламентской от­ветственности правительства (Замбия) и нередко предоставле­ние президенту права роспуска парламента (Туркменистан).

Крайней формой президентской республики является супер­президентская республика. В правовой науке этот термин используется для обозначения особой разновидности республиканской формы правления, характеризующейся юридическим и фактиче­ским сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который является не только главой государства, но также главой правительства и лидером правящей партии.

Парламентская республикараспространена в современном мире гораздо меньше, чем президентская (Италия, Индия, ФРГ, Венгрия, Латвия, Ирландия).

Смешанная республиканская форма правлениявпервые возник­ла в 1958 г. во Франции, которая сегодня считается классиче­ской полупрезидентской республикой, и с тех пор получила широкое распространение (Румыния, Болгария, Литва, Польша, Португалия). Используется эта форма правления и в постсоци­алистических странах, в частности, в государствах СНГ.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Виды: монархия и республика.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху), который занимает престол по наследству, и не несет ответственности перед населением.

Признаки монархии:

1) глава государства – монарх;

2) власть монарха передается по наследству;

3) деятельность монарха не ограничена сроком;

4) монарх не избирается народом, и не может быть принудительно смещен с должности;

5) монарх является главнокомандующим вооруженными силами;

6) особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность, церемониал.

Виды монархии: неограниченные (абсолютная) – Саудовская Аравия ограниченные – Великобритания, Швеция.

Неограниченные монархии характеризуются абсолютной монополизацией власти правителем, в руках которой сосредотачивается неограниченная власть, он выполняет функции главы государства, законодательные и исполнительные функции, наделен полномочиями вершения правосудия и рядом контрольных функций.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств (Ближний Восток).

Ограниченная монархия. Здесь носителем полномочий наряду с монархом выступают иные органы государственной власти, ограничивающие власть монарха. При такой форме правления власть в государстве рассредоточена, как правило, между монархом и выборным представительным органом (парламентом, правительством).

Разновидности ограниченной монархии:

1. Дуалистическая – промежуточная от абсолютной к парламентской, где власть монарха ограничена, но незначительно. Признаки:

— наличие с монархом и парламента и правительства;

— назначение членов парламента монархом;

— назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед ним;

— монарх выполняет функции реального главы государства (Кувейт, Непал).

2. Парламентская – власть монарха значительно ограничена парламентом. Это ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом, монарх же не вправе ее изменить. Признаки:

— с монархом имеется парламент, правительство;

— парламент избирается народом;

— правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом;

— есть разделение властей;

— монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны, и носят церемониальный характер;

— лишь в некоторых парламентских монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством, но на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Европа: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Япония.

Особой разновидностью монархии являются нетрадиционные монархии:

а) Арабские Эмираты – состоят из нескольких монархий – эмиратов, возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.

б) Малайзия – состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

Республика – («общенародное дело») – это форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Республикам присущ демократий способ образования верховных органов государства; в развитых странах взаимоотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями, и ответственны перед ними.

Признаки:

— существование единоличного и коллегиального главы государства;

— осуществление государственной власти по поручению народа, деятельность органов ограничена сроком;

— разделение властей;

— в предусмотренных случаях юридическая ответственность главы государства;

— обязательность решений верховенства: государственная власть для всех других органов;

— преимущественная защита интересов граждан государства;

— взаимная ответственность личности и государства.

Республики делятся на:

— президентскую

— парламентскую

— смешанную

— нетрадиционную.

1. Президентская республика. Сущность в том, что среди высших органов власти ключевое положение занимает президент, который является главой государства и главой правительства:

— президент избирается народом, либо выборщиков, следовательно, независим от парламента;

— президент назначает, и смещает членов правительства;

— президент возглавляет правительство, которое ответственно перед ним;

— является верховным главнокомандующим;

— имеет право вето на законы, принятые парламентом;

— имеет право распускать парламент;

— президент выполняет функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

США.

2. Парламентская республика. Суть ее в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование Правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Признаки:

— парламент является важным органом;

— правительство формирует партии, завоевавшие большинство мест в парламенте на выборах;

— правительство ответственно перед парламентом;

— фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер министр;

— предусмотрена должность президента, однако, он номинальное лицо.

Италия, Германия.

3. Смешанные республики – здесь баланс полномочий между президентом и парламентом. Признаки:

— имеются одновременно сильный парламент и президент;

— президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

— наряду с президентом имеется должность премьер – министра, наделенного широкими полномочиями;

— президент и парламент участвуют в формировании правительства;

— правительство ответственно и перед парламентом.

Франция, Украина.

4. Нетрадиционные республики (советские):

— наличие особого органа – советов (законодательные, распорядительные и контрольные функции);

— наличие единой соподчиненной иерархии советов во главе с Верховным Советом;

— советы не являлись представительными, и являлись волей масс;

— императивный мандат (наказы депутатам), отсутствие четкого разделения властей;

— пост президента отсутствовал или был номинальным;

— главой политической силой общества являлась правящая партия.

Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 2508;

Добавить комментарий