Форма реализации норм права

Реализация норм права — претворение (воплощение) норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений. Это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

В процессе реализации происходит практическое осуществление предписаний норм права в правомерном поведении граждан и организаций по использованию предоставленных прав и исполнению возложенных юридических обязанностей.

В Романо–германской правовой системе процесс правореализации включает в себя следующие этапы:

1. Возведение естественного права в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы;

2. Опосредуется различными механизмами реализации позитивного права, с помощью которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Механизмы эти многообразны: конкретизация закона в подзаконных нормативно– правовых актах Правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления, локальных актах; разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права. К этой группе также относится деятельность государственных органов по подготовке и принятию правовых актов.

3. Собственно реализация норм права: на этом этапе формально закрепленные предписания по воле обладателя права становятся правомочными действиями, решениями субъекта права.

В англосаксонской правовой системе процесс правореализации идет иначе. Возведение естественного права в ранг обязательной нормы осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретно юридическое дело, анализирует фактические обстоятельства спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает прецедент – ранее вынесенное судебное решение по конкретному делу. В указанной правовой системе, в отличие от предыдущей, механизм реализации правового притязания более простой, поскольку не требует предварительного законодательного закрепления.

Формы реализации норм права:

1. По характеру правореализующих действий:

— использование права – состоит в осуществлении субъектами своих прав;

— исполнение права – состоит в обязательном совершении предусмотренных обязывающими нормами действий;

— соблюдение права – состоит в воздержании от совершения запрещенных нормами права действий.

2. По субъекту реализации норм права:

— индивидуальная;

— коллективная.

3. По уровню реализации норм права:

— реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах и вводных статьях законов и иных нормативно-правовых актов, фиксирующих задачи и принципы права;

— реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию субъектов правоотношений;

— реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

4.6.2. Правоприменение: понятие, признаки, необходимость

Применение права –государственно–властная, творческая, организующая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально – конкретных правовых предписаний.

Применение права осуществляется путем использования, исполнения и соблюдения субъективных прав и юридических обязанностей сторонами правоотношения под контролем специально уполномоченного властного государственного органа. В отличие от иных форм реализации юридических норм, где субъективные права и юридические обязанности его сторон осуществляются непосредственно их собственными действиями, применение права всегда связано с подключением к реализации правоотношения компетентного государственного органа. Указания этого органа по порядку реализации правоотношения являются обязательными для сторон правоотношения.

Признаки правоприменения, отличающие его от иных форм реализации права:

1) властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций;

2) индивидуализация правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;

3) творческая деятельность;

4) организующая деятельность;

5) специально установленные законом формы (процессуальная форма);

6) деятельность по вынесению индивидуально – конкретных актов применения права;

7) его результаты оформляются индивидуальным юридическим актом – актом применения права.

Необходимость правоприменения возникает:

— когда совершено правонарушение и необходимо определить правонарушителю соответствующую меру наказания – речь идет о реализации санкции;

— когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно – властной деятельности компетентных органов – диспозиция нормы не реализуется без государственно – властного веления;

— когда необходимо установить юридически значимые обстоятельства;

— когда возникает спор о праве и необходимо защитить субъективное право;

— когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей.

Принципы и требования правоприменения:

1) законность;

2) обоснованность;

3) целесообразность;

4) справедливость;

5) эффективность.

Применение права как определенный процесс распадается на ряд стадий –последовательных, взаимосвязанных этапов рассмотрения и разрешения компетентным государственным органом конкретного дела по установлению содержания и порядка реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения.В качестве основных можно выделить четыре стадии:

а) установление и анализ фактических обстоятельств дела. Протекает как процесс, во время которого доказывается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств, составляющих предмет доказывания, с помощью фактов – доказательств. Поэтому все, с чем дело имеет теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения, а именно:

— определение круга юридически значимых фактов;

— сбор и процессуальное закрепление добытых фактов;

— исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности;

— оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.

б) выбор и анализ нормы права (юридическая квалификация) включает следующие правоприменительные действия:

— выбор юридической нормы, подлежащей применению;

— проверку подлинности нормы и ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц;

— проверку правильности текста нормативно – правового акта;

— уяснение содержания нормы права путем ее толкования.

в) принятие решения – представляет собой определенный формально – логический, творческий и государственно – властный процесс, включающий в себя:

— подготовку проекта правоприменительного акта;

— проверку соответствия правоприменительного акта правовым предписаниям;

— вынесение (издание) акта правоприменения;

— доведение до субъекта содержания принятого решения.

г) контроль за исполнением принятого решения.

4.6.3. Акты применения норм права: понятие и виды

По результатам правоприменения выносится акт применения права – официальный акт – документ, содержащий индивидуальное государственно – властно веление по применению права. Указанное индивидуальное предписание выносится по результатам решения юридического дела.

Акты применения норм права имеют общие черты с нормативно – правовыми актами:

— исходят от государства;

— обладают юридической силой;

— представляют собой письменные акты – документы

— обязательны к исполнению;

— обеспечиваются государственным принуждением.

В то же время они существенно различаются: нормативно – правовые акты содержат государственно – властные предписания общего характера, а правоприменительные – индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания, что выражается в следующем:

— нормативно–правовой акт содержит норму права, а правоприменительный акт – индивидуально – конкретное предписание;

— нормативно – правовые акты обращены к неопределенному кругу лиц, а правоприменительные акты – персонально указанным в них лицам;

— нормативно–правовые акты выражают метод общего нормативного, абстрактного правового регулирования, правоприменительные акты – основываются на методе индивидуального (казуального) регулирования;

— правоприменительный акт выступает юридическим фактом, а нормативно –правовой акт – нет.

Признаки актов применения норм права:

1) принимаются компетентными органами государства, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями;

2) носят государственно –властный характер;

3) индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам;

4) выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

5) имеют определенную законодательством форму и, как правило, включают в себя:

— вводную часть, указывающую наименование акта и издавшего его органа, место и время издания, лиц, участвующих в деле

— описательную часть, где излагаются установленные в процессе рассмотрения дела фактические обстоятельства и способы их доказательства

— мотивировочную часть, где обосновывается принятая юридическая квалификация дела со ссылками на действующие нормативно – правовые акты и акты официального толкования норм права

— резолютивную часть, где объявляется содержание решения, принятого на основе юридической квалификации установленных обстоятельств.

Классификация правоприменительных актов:

По субъектам правоприменения:

— органов государственной власти;

— органов государственного управления;

— органов правосудия;

— контрольно- надзорных органов.

По отраслевой принадлежности:

— применения норм уголовного права;

— применения норм гражданского права;

— применения норм иных отраслей права.

По характеру решения:

— запрещающие;

— обязывающие;

— управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По функциональному признаку:

— правонаделительные;

— правообеспечительные;

— акты – регламентаторы.

По способу выражения:

— акты – документы;

— акты – действия;

— акты – символы.

По наименованию:

— приказы;

— постановления;

— указания;

— представления;

— резолюции;

— протоколы;

— решения;

— разрешения;

— предупреждения;

— предписания.

Правоприменение бывает позитивным и юрисдикционным.

Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, обмен жилыми помещениями, назначение пенсии и т.д. Таким образом, позитивное правоприменение– это применение диспозиций правовых регулятивных норм.

Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций в случае нарушения диспозиций норм права, т.е. реализация охранительных норм.

Правовые нормы существуют для того, чтобы регулировать общественные отношения, т. е. целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство.

Реализация правовых норм– это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению обязанностей.

Реализация права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление в общественной жизни.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение действий, определенных нормами права. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписанных действий. Субъект может реализовывать правовые предписания по нескольким причинам:

• если он заинтересован в этом;

• из‑за осознания своего общественного долга;

• из страха наступления неблагоприятных последствий для него, а также руководствуясь иными мотивами.

Поскольку норма права, являющаяся правилом поведения, представляет собой единство гипотезы, диспозиции и санкции, то ее содержание предусматривает два уровня (или способа) реализации:

• реализация диспозиции в правомерном поведении;

• реализация санкции через принудительное воздействие на правонарушителя, осуществляемое государственной властью при противоправном поведении субъекта права.

Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении.

Реализация обязывающих норм – это совершение поступков, предусмотренных диспозицией норм, имеющих положительное содержание и обязательный характер. Это исполнение права.

В случае уклонения от исполнения реализация этой нормы осуществляется вторым способом – принудительным привлечением к юридической ответственности.

Реализация запрещающих норм – воздержание субъектов от поступков, на которые нормами права наложен запрет, – называется соблюдением.

Примером тому может быть воздержание от общественно опасных действий, наказания за которые предусмотрены санкциями норм. Когда эти нормы в отношении тех или иных субъектов не выполнили своей задачи, вступает в действие второй уровень – реализация санкции нормы.

Реализация управомочивающих норм – совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права. Эта форма называется использованием.

Субъекты права, например, дарят, меняют, покупают и продают принадлежащие им на праве собственности вещи, используя диспозиции соответствующих норм (норм договоров дарения, мены, купли‑продажи).

Таким образом, использование, исполнение и соблюдение – формы реализации права. Рассмотрим их содержание.

Использование– форма реализации права, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений.

Характерная черта данной формы – активное поведение субъектов, причем оно касается субъективных прав на свое собственное активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей (использование, например, юридического права распоряжаться объектом собственности, избирательными правами).

Исполнение– форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания.

Характерная черта исполнения – активное поведение субъектов: они совершают действия, предписанные юридическими нормами, т. е. выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению.

Соблюдение– форма реализации, выраженная в поведении субъектов, соответствующем юридическим запретам.

Характерная черта данной формы – пассивное поведение субъектов: они не совершают действий, запрещенных юридическими нормами, т. е. выполняют возложенные на них пассивные обязанности.

Классификация форм реализации в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.

Успех или неудача перевода нормативных требований в реальное поведение людей в конечном счете связаны с созданием материальной базы, с научно‑техническим и ресурсным обеспечением, установлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально‑политического климата, с организационными мерами и т. п. Большое значение имеет также субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей.

Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то оно никогда не будет осуществлено в их поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребности, желания и необходимость совершать предусмотренные в нормах права действия.

Можно выделить два основных исторически сложившихся средства воздействия на волю людей с целью обеспечения реализации правовых норм – это обещание награды или наказание (угроза физического принуждения или лишения каких‑либо благ).

В правовом государстве значительно сужаются сфера и объем репрессивно‑карательных и принудительных мер, открывается возможность самообеспечения правовых предписаний.

Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов права. При таком условии в перспективе должно быть постепенное отпадение необходимости специализированного государственного принуждения. Само содержание права обусловливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

Однако самообеспечение норм права в обществе нельзя понимать упрощенно, учитывая, что в определенные периоды развития ряда государств использовались методы командно‑волевого, административного нажима, принудительные и даже репрессивные методы.

Заинтересованность участников общественных отношений состоит в реализации принадлежащих им прав в сфере действия управомочивающих норм, а более широко – за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм, а тем более не грозит лишениями за случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм соответствует воле их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага субъектам права.

При осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы, поэтому в качестве определенной компенсации государство обещает какие‑то блага. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет качественным. В большинстве своем люди исполняют юридические обязанности по внутреннему убеждению, из чувства долга.

Правовые запреты реализуются под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это может быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и другие санкции. Однако запрет не будет эффективным, если он очевидно нецелесообразен.

⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 48

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда — значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.

Правореализация — это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов — социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Реализация права — способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм.

При соблюдениисубъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов — от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг — отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд — вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

Использование — это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы — добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов — достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется «вмешательство» надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.

Применение — это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами — одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права — это значит применять власть, а нередко — принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это — властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права — соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется «вмешательство» соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 23

Реализация норм права — претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений

Классификации форм реализации норм права:

1. В зависимости от сферы действия осуществление правовых предписаний может происходить в рамках правоотношений и вне правоотношений.

Реализация права вне правоотношений включает:

— воздержание от действий запрещенных правом (от хищений, хулиганства, причинения имущественного или морального вреда и т. д.);

— активные действия по реализации прав и исполнению юридических обязанностей (участие в демонстрации, соблюдение правил дорожного движения и т. д.)

Реализация права посредством создания, изменения или прекращения правоотношений включает:

— реализацию правоотношений с участием субъектов, находящихся в равном положении (заключение гражданско-правовых договоров);

— реализация правоотношений с участием субъектов, один из которых наделен властными полномочиями (последний вид реализации предполагает два варианта: а) инициатива возникновения отношений может исходить от стороны, не обладающей властными полномочиями, например, подача заявления гражданином в государственный орган; б) инициатива возникновения отношений может исходить от стороны, обладающей властными полномочиями, например, вынесения решения судом).

2. По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Соблюдениенорм права — воздержание от за­прещенных действий, которое не требует вступления в правовые отношения. Соблюдать свои и чужие законные интересы – это значит как раз обеспечивать баланс, меру между своими правами и свободами и правами и свободами другого человека, сообщества. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется.


Исполнение норм права — это реализация правовых предпи­саний, которая заключается в осуществлении требований обя­зывающих норм. Сущность этого вида реализации состоит в совершении обязательных действий, которые предписаны нор­мами права. Исполнение права предполагает активное выполнение обязанностей (вернуть долг, выполнить работу, оплатить проезд в общественном транспорте, возместить ущерб и т.д.). Особенностью исполнения должностными лицами и другими субъектами публичного права является то, что одним актом, действием они исполняют две обязанности — перед гражданином (или иным субъектом права) и перед вышестоящими государственными органами, которым данное должностное лицо подчинено в порядке государственной (служебной) дисциплины.

Использование норм права — это реализация правовых предпи­саний, которая состоит в осуществлении правомочий, предусмот­ренных управомочивающими нормами. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. Использование права осуществляется в трех формах: 1) беспрепятственное осуществление действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий и демонстраций и др.); 2) совершение юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права (сделки, договоры и др.), а также — в соответствии с компетенцией — субъектами публичного права (приказы, распоряжения и др.); 3) осуществление участником правоотношения его возможностей (определенного (правовой нормой или договором) поведения; его требования соответствующих этому поведению действий других лиц; в случае необходимости — обращения к правоохранительным органам государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления нарушенного права).

Применение права –властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.

Применение права как особая форма реализации права.

Применение норм права -это особая форма реали­зации норм права государственными органами, которое обеспе­чивает осуществление правовых предписаний гражданами и юри­дическими лицами.

Отличительные черты применения права:

— это властная деятельность, которая осуществляется компетентными органами государства в отноше­нии конкретных лиц путем вынесения правоприменительных ак­тов, имеющих обязательную силу;

— это организующая деятельность. С од­ной стороны, действие государственных органов и должностных лиц состоит из ряда организационных мероприятий, направленных на реализацию норм права, с другой стороны, с помощью этих дей­ствий осуществляется организация поведения конкретных субъ­ектов права и тем самым происходит реализация норм права (зачисление в вуз, назначение на должность, награждение);

— правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах;

— формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, однако основанное на законе, например, для предотвращения преступления;

— это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

Формы применения права:

— оперативно-исполнительная деятельность – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права;

— правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений.

Стадии применения права

1. Установление фактических обстоятельств дела (сбор фактов, необходимых для вынесения решения. Например, при производстве расследования по уголовным делам установлению подлежат со­бытие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); виновность обвиняемого и мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности; обстоятельства, характеризующие личность виновного; характер и размер ущерба; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

2. Выбор нормы права, так называемая, правовая квалификация. На этой стадии решается вопрос о том, какая норма (нормы) должны быть положены в основу рассматриваемого дела. На данной стадии иногда возникают правовые коллизии (см. ниже)

3. Проверка подлинности текста нормы. Анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, пространстве и по кругу лиц. При выборе нормы, подлежащей применению к данному случаю, необходимо пользоваться официальным изданием текста нормативного акта. Каждую избранную норму нужно исследовать с точки зрения:

— действует ли она в тот момент, когда на ее основе нужно разрешить дело;

— действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено;

— распространяется ли ее действие на субъектов права, которые являются участниками данного правоотношения.

4. Анализ содержания нормы права (толкование). Под толкованием понимается прежде всего уяснение смысла текста закона, правовой нормы, подлежащей применению к данному случаю.

5. Вынесение решения компетентным органом, что представляет собой издание компе­тентным органом правоприменительного акта в форме приговора, приказа, распоряжения и т. п. Именно на этой стадии норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается ее окончательная связь с фактом, подлежащим разрешению.

6. Доведение содержания решения до сведения адресата правоприменения (заинтересованных лиц и организаций) посредством специальных процедур (опубликование, рассылка и т.п.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Издание правовых норм не является самоцелью. Еще Петр I замечал: «Всуе законы писати, когда их не исполняти».

Реализация как таковая представляет собой процесс перевода явления в иное качество, процесс употребления его качеств, свойств с целью достижения определенного результата. Применительно к праву этот процесс означает его перевод в качество правомерного поведения, использование свойств права для достижения социально полезного результата. Задача процесса правореализации — эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и исчерпывающе выполнять его требования. Таким образом, можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов. Однако следует сразу же заметить, что этот тезис имеет прямое отношение лишь к предоставительно-обязывающим нормам, то есть к нормам, непосредственно регулирующим поведение, хотя они и составляют основной массив юридических норм. Специальные же (или специализированные) нормы (декларативные, дефинитивные, оперативные и др.) непосредственно поведением не реализуются: они реализуют свое предназначение через системные связи с предоставительно-обязывающими нормами, помогая им в регулировании поведения.

Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие, то есть субъекты права. Объектом реализации выступает система законодательства, наличный массив нормативно-правовых актов. Проф. Л.С. Явич справедливо заметил, что «осуществление права не всегда представляло практическую и теоретическую проблему, ее не было, когда защищенные силой фактические отношения на заре цивилизации являлись правом, ее не бывает или почти не оказывается, когда господствует обычное право и судебный прецедент. Осуществление права приобретает исключительное значение при развитой юридической форме, в условиях обширного законодательства».

Если правовая норма указывает на необходимость достижения какого-либо социального результата (например, изготовление продукции определенного качества), то в реализацию такой нормы входит не только деятельность субъектов, но и факт достижения данного результата.

Правовую систему можно поделить на два блока — правотворческий и правореализующий. При этом, заметим, процессы правореализации идут и в правотворческом блоке, поскольку правотворческая деятельность тоже регламентируется правом.

В своей основной массе нормы права реализуются через конкретные правоотношения. Однако они могут реализоваться и вне конкретных правоотношений: в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности, то есть постольку, поскольку данные лица являются субъектами права, и находятся в определенном правовом состоянии. Такая реализация имеет место в тех случаях, когда субъекты в своем поведении «обходят» те юридические факты, которые могут вызвать нежелательные правовые последствия (возникновение конкретных правоотношений с нежелательными для данных субъектов юридическими обязанностями). Эта форма реализации характерна для запрещающих норм, но в ней могут реализовываться и обязывающие нормы права.

В качестве форм реализации права в литературе традиционно выделяют использование, исполнение и соблюдение (обычные или ординарные формы) и особую форму реализации — применение правовых норм.

Использование, исполнение и соблюдение разграничиваются по видам реализуемых норм и характеру правореализующих действий.

В форме использования реализуются управомочивающие нормы. Слово «использование» говорит само за себя. Оно означает, что управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как активным поведением, так и пассивным.

В форме исполнения реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий).

В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания от действий).

Применение права представляет собой властную деятельность специально уполномоченных субъектов и рассматривается как особая форма (см. Применение права).

Проблема методов (способов) реализации права — это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм. Что касается использования как формы реализации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Однако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно создавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

Отечественная юриспруденция советского периода традиционно отмечала два метода реализации права — метод убеждения и метод принуждения. Это идет от известного высказывания Ленина: «Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить».

Вообще-то праву свойственно качество принудительности, и оттого, что большинство субъектов реализуют правовые предписания добровольно, оно этого качества не утрачивает. Вместе с тем, чтобы государственно-властные веления исполнялись и соблюдались, государство должно издавать такие юридические нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения. Это создает принципиальное соответствие между государственной волей и волей субъекта права, что является надежным фундаментом правомерного поведения. В то же время и в таком случае сохраняется необходимость в побуждении (в том числе и принуждении) к правомерному поведению со стороны государства, поскольку сохраняется противоречие между индивидуальными и общественными интересами субъектов.

История общества и права знает два классических способа побуждения субъектов к реализации государственных велений — обещание награды и угроза применения мер принуждения. Проф. В.В. Лазарев отмечает, что правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий, а при осуществлении обязывающих норм, что требует затрат человеческих сил, государство обещает определенную компенсацию.

Добавить комментарий