Форма выражения

По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы представляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может». Например: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность», «Граждане России вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей» (п. 1 ст. 8; ст. 19 российской «Декларации прав и свобод человека и гражданина» 1991 г.).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Для этих норм характерны слова «обязан», «должен».

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты — это государственно-властные веления, основная цель которых предотвратить возможное нежелательное для личности и общества поведение.

Запрещенный вариант поведения при этом сопровождается словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др. Например: «Президент Российской Федерации не может быть народным депутатом» (ст. 1 Закона РФ «О Президенте Российской Федерации») и т. д.

Среди других оснований классификации юридических норм в литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени подходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

1 Соотношение понятий »форма» и »источник» права.Для того чтобы стать реальностью и выполнять присущие ему функции, право нуждается во внешнем выражении. Внешне выраженное право в доктрине может называться по-разному: источники П, формы П – эти термины употребляются как синонимы. »Форма» мржет толковаться и как выражение внутренней связи и способа организации и как внешнее выражение какого-либо содержания и мн. др. способами. »Источник» применительно к правовым явлениям означает: 1 источник в материальном смысле (условия жизни общества, мат потребности людей); 2 источник в идеологическом смысле (как факторы, влияющие на право, как доктрина и т.д); 3 источник в формально-юридическом смысле (как способ внешнего выражения и закрепления юридич норм). Итак, различные формы, в которых выражается П, носят издавна название источников П. Между понятиями »форма права» и »источник права» не делается принципиальное различие и используются в качестве синонимов: источник (форма) П – это способ объективирования Г-ом норм права. 2 Классификация форм права: нормативный акт, правовой обычай, юридич-й прецедент, нормативный договорОбычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов. Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Праовй обычай наиболее древний источник права, он широко распространен в древнем и средневековом праве. В современном праве правовой обычай тоже имеет определенное распространение, особенно в религиозных традиционных правовых системах (в мусульманском, африканском праве и тд.). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового оборота в кач-ве правовых норм). Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется Г-м. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ. 1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. 2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. 3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. 4. Нормативные акты поддерживаются Г, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона. Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные Г. Нормативно-правовые акты: а) дифференцированы, поскольку механизм Г имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов; б) иерархизированы (при ведущей роли конституции Г), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном Г источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт— это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Понятие «источники права» используется в двух значениях:

I. Источники права – это те причины, которые порождают на свет юридические нормы и принципы (источники права в материальном смысле слова).

II. Источники права – способы закрепления формы выражения и существования юридических норм (источники в специально-юридическом смысле).

В зависимости от способа формирования юридических норм выделяют четыре источника:

  1. юридические обычаи – это общеобязательные правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного использования людьми определенных вариантов их деятельности, охраняемых государством.

Юридический обычай является наиболее древним (первым) источником норм права из всех существующих.

В современных условиях юридические обычаи распространены в сфере международных отношений и складываются спонтанно. Обычное право можно считать совокупностью юридических обычаев.

  1. судебные прецеденты — это решения суда по конкретному делу, ставшее обязательным образцом при рассмотрении (разрешении) аналогичных дел.

Судебные прецеденты создаются не правотворческими органами, а органами, основная задача которых заключается в исполнении, а не создании юридических норм.

Не все судебные решения выступают в качестве образца (т.к. любое дело обладает неповторимыми обстоятельствами), а только те, принципиально важные суждения, которые по этому делу вынес суд. В РФ судебным прецедентом предлагается считать решение Конституционного Суда, в соответствии с которым он признал несоответствующим Конституции РФ какой-либо нормативный акт.

Также судебные прецеденты широко распространены в сфере международного права.

  1. нормативные правовые договоры — это соглашение двух и более сторон, устанавливающих юридические нормы.

Для его возникновения обязательно требуется, чтобы стороны пришли к соглашению. Стороны, участвующие в договоре, должны быть равны. В РФ нормативно-правовой договор может использоваться при урегулировании отношений между РФ и ее субъектами о разграничения ведения и его полномочиями, а также между субъектами РФ, при регулировании трудовых отношений. Существуют коллективные договоры и соглашения, например, между организацией и ее работниками. В сфере гражданского права этот источник используется в учредительных договорах, например при создании юридического лица.

  1. нормативно-правовые акты – это созданные в одностороннем порядке уполномоченными на то субъектами письменные документы, устанавливающие юридические нормы.

Как источник возникли в результате целенаправленной правотворческой деятельности людей. Нормативно-правовые акты не используются в международных отношениях, т.к. являются характерной чертой только для национального права, а также они могут быть однозначно распределены на любой круг субъектов.

Нетипичными источниками норм права можно считать научную доктрину, правосознание и нормы и принципы международных отношений.

  1. Функции права

Функции права – это основные направления воздействия права на человеческое поведение или на общественные отношения.

По характеру воздействия на человеческое поведение функции права делят на:

  1. Специально-юридические (внутренние)- характеризуют специфику правового регулирования:

  • регулятивно-статическая (регулирование с помощью юридических средств, закрепленных реально сложившимися общественными отношениями);

  • регулятивно-динамическая (юридические средства создают условия для возникновения новых общественных отношений и их развития);

  • охранительная (заключается в вытеснении вредных общественных отношений и в защите правоотношений от противоправных посягательств).

  1. Обще-социальные – заключается в проявление специально-юридических функций в конкретных сферах общественной жизни:

  • экономической (воздействие права на экономическую сферу);

  • политической;

  • социальной;

  • духовной.

Некоторые ученые предлагают изменить терминологию для обозначения специально-юридических функций права. Например, термин «регулятивная» применять и для охранительной функции, т.к. и в этой области осуществляется регуляция общественных отношений.

Добавить комментарий